Тема 2. Развитие риторических традиций в России Вопросы: - Традиции древнерусского красноречия.
- Древнерусский риторический идеал и современность.
- Русская риторика в 17-19 вв.
- Вторая половина XX века - новый импульс к развитию.
Вопрос 1. Традиции древнерусского красноречия Расцвет ораторских жанров приходится на XI—XII вв. : проповеди, жития святых, послания, речи-поучения. В XIII-XVI вв. возникли новые формы: повести, «хождения», полемическая переписка, похвальные слова. Древнерусский риторический идеал: 1) оратор, как правило, лицо известное, облеченное доверием народа (церковный деятель, князь, воевода); 2) оратор всегда выражает твердую позицию – это преимущественно государственные интересы, забота о церкви, народе. В речах почти всегда содержится призыв или поучение, нравственные установки, преобладает положительный пример; 4) композиция речей, посланий, поучений отличается четкостью, ясностью. Речи щедро украшены обращениями, восклицаниями, антитезами, параллелизмами и другими фигурами, богаты иносказаниями. Ораторские произведения Древней Руси были тесно связаны с фольклором и литературой; 5) в речах ораторов подкупают доброта, кротость и смирение, благодарность, восторг перед красотой мира, вера в божественную природу мудрого и прекрасного слова, отмечается высокое уважение к книжной мудрости, учению, образованию. Вопрос 2. Древнерусский риторический идеал и современность. - В речевом поведении ценилось не только умение говорить, но и умение выслушивать собеседника: Слово серебро, молчание золото; Знай боле, да говори мене.
- Ценилась кротость; осуждались хула в беседе, брань, наветы, клевета, громкая и крикливая речь, грубость в речи и многословие.
- Доброе слово - первое, с чем надлежит обратиться к человеку: Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите («Поучения Владимира Мономаха»).
- Запрещалось и осуждалось злоречие, выслушивание наговоров: Речь лгуна словно птичий щебет, и только глупцы его слушают... если кто-либо станет наговаривать на друга твоего, не слушай его, а то и о твоих грехах другим расскажет.
Вопрос 3. Русская риторика в 17-19 вв. В XVII—XVIII вв. были созданы десятки риторических курсов, наиболее известные — М.В. Ломоносова, И.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, М.М. Сперанского и др. Если до XVIII в. авторами риторик были церковные лица, то начиная с Ломоносова ею занимаются светские риторы — филологи, писатели, государственные деятели. Большой вклад внес Петр I: «Духовный регламент» - устанавливал правила, как держать себя на кафедре; Указ от 1724 г. резко выступает против манеры читать речи по бумажке: «Господам сенаторам в присутствии запретить речь читать по бумажке, токмо своими словами, чтобы дурь каждого всем явна была». М.В. Ломоносов Подлинный расцвет и всеобщее признание риторики в России началось с выхода в 1747 г. «Краткого руководства к красноречию». - Появление подобного теоретического труда решало целый ряд проблем:
- 1) обозначился свод правил, регулирующих стилевые различия (в это время было полное смешение церковного и народного языков);
- 2) риторика освободилась от влияния богословия;
- 3) риторика стала доступной для широкого круга читателей;
- 4) появилось учение о трех штилях: высоком, среднем и низком.
Вопрос 4. Вторая половина XX века - новый импульс к развитию - В середине XX в. начинается ренессанс риторики, поднимается волна интереса к ней.
- Факторы возрождения риторики:
- 1. Влечение к ретро, к античной культуре, к «гонимым» областям знания среди аспирантов, преподавателей, молодых ученых.
- 2. Успехи наук о речи, возникших на рубеже языкознания и психологии.
- 3. Возрождение демократии в России в 90-х гг. XX в.
- 4. Падение у молодежи интереса к изучению сухих, в чем-то формальных, курсов языка, сложных, изобилующих исключениями правил орфографии. Усиление тяги к широким, многогранным курсам словесности,
В качестве особенностей современной риторики можно выделить следующие: - 1) риторика существует как наука о речевом воздействии;
- 2) выступает и как теоретическая, и как практическая наука;
- 3) разделяется на две основных ветви: публичное речевое воздействие (ораторское искусство, мастерство публичного выступления) и межличностное речевое воздействие (искусство убеждать в диалоге, искусство добиваться коммуникативной цели в непосредственном межличностном общении);
- 4) риторика продолжает практические традиции классической риторики, но на новой основе: убеждение осуществляется преимущественно не логическими способами, а эмоционально-психологическими, с учетом особенностей собеседника и аудитории; при этом ставится задача не столько сформировать знание, сколько сформировать мнение.
|