Главная страница

Тема Романтизм как творческий метод (2 ч.)


Скачать 35.1 Kb.
НазваниеТема Романтизм как творческий метод (2 ч.)
Дата30.04.2022
Размер35.1 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаPlany_PZ.docx
ТипДокументы
#506135

Тематика практических занятий

Раздел 1. «Романтизм в зарубежной литературе первой половины XIX века»
Тема 1. Романтизм как творческий метод (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Романтизм как творческий метод и литературное направление (суть современных споров о романтизме).

2. Социально-политические и философские предпосылки романтизма.

3. Литературно-эстетические предпосылки романтизма:

а) сентиментализм и его значение в развитии романтизма;

б) романтики и фольклор;

в) сущность романтического историзма и его истоки;

г) «оссианизм» и категория возвышенного у предромантиков;

д) значение готического романа в развитии романтических тенденций.

4. Романтический идеал. Сущность романтического двоемирия. Романтический конфликт.

5. Понятие романтического героя. Своеобразие романтической типизации. Типы романтического героя.

6. Роль воображения в романтической эстетике. Отношение романтиков к эстетике и правилам классицизма.
Тема 2. «Концепция двоемирия в повести Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок» (2 ч.)
1. Э.Т.А. Гофман как личность, его творческая биография. Роль музыки в жизни и творчестве Гофмана.

2. Сборник «Фантазии в манере Калло», комментарий названия, время создания, замысел рассказов.

3. Новелла «Золотой горшок», ее место в творчестве Э.Т.А. Гофмана:

а) тема героя, ее развитие и завершение, соотнесенность с другими темами, основные повествовательные принципы;

б) конфликт (вещный мир и идея космической жизни);

в) приемы и способы выражения лимитов человека у Гофмана (ранги, профессии, бюрократический режим, мотив власти над человеком маленьких вещей);

г) сущность двоемирия у Гофмана, его философские основы.

4. Роль гротеска в повести.

5. Развязка конфликта и проблема романтического идеала у Гофмана. Смотри комментарий финала повести в разных учебниках.
Тема 3. Поэты «Озерной школы» (2 ч)

Вопросы для обсуждения:

  1. «Озерная школа» как явление первого периода английского романтизма. Романтические концепции «лейкистов», их сходство и разнообразие.

  2. Лирические баллады Вордсворта («Нарциссы», «Люси», «Кукушка»).

  3. Поэзия Кольриджа как различные формы эксперимента («Сказание о старом мореходе», «Кубла хан»): символика и сверхъестественное, сгущение мотивов, размер.

  4. Поэзия Саути. Баллада как квинтэссенция романтических тем и мотивов.


Тема 4. Жанровое своеобразие романа В. Скотта «Айвенго» (2 ч.)
1. Новаторство В. Скотта в создании исторического романа.

2. Основные жанровые принципы исторического романа.

3. Место «Айвенго» в творческой истории писателя.

4. Историческая основа романа и его проблематика. Средства исторической живописи у В. Скотта.

5. Композиция «Айвенго»:

а) конфликт, сюжетика, способы организации сюжетных линий;

б) система образов:

• образ Айвенго и проблема главного героя у В. Скотта;

• образы Седрика, Ательстана и проблема традиции;

• образ Ричарда и проблема королевской власти;

• образы представителей феодальной анархии; «второстепенные» герои (Гурт, Вамба и др.), их роль в романе.

6. Значение исторического романа В. Скотта в развитии романной традиции.
Тема 5. Жанр исторического романа в творчестве Вальтера Скотта («Айвенго») (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:

  1. Сюжет романа, его источники. Предисловие автора, его значение.

  2. Художественные пространство и время в романе «Айвенго».

  3. Система образов, своеобразие конфликта, черты баллады в поэтике романа.

  4. Реалии материальной культуры, нравы средневековой Англии и Европы в романе «Айвенго»

  5. Концепция истории.



Тема 6. Драматургия Дж. Г. Байрона (2 ч)

Вопросы для обсуждения:

  1. «Манфред» и «Каин» Дж. Байрона как «драмы идей», проблема сценической постановки таких пьес.

  2. Особенности жанра (лирические монодрамы или «поэмы в диалогах»).

  3. Романтическая природа конфликта в драмах Байрона. Роль символики в моделировании конфликта.

  4. Герои и принципы их создания.

  5. Проблема абсолютного противостояния героя и мира, особенности ее развития.


Тема 7. Романное творчество Жорж Санд
1. Романное творчество Жорж Санд. Проблематика романа «Индиана»: бесправное положение женщины в буржуазном браке; моделирование нового типа женской личности, выражающей нравственные нормы, не совпадающие с общепринятой моралью.

2. Поэтика романа: хронотоп; мотив путешествия; предметное окружение Индианы (арфа, пяльцы, гравюры, изображающие горные вершины и лазурную бухту, книги); внутреннее развитие героини; типология мужских характеров; мотивы и микросюжеты волшебной сказки в романе.

3. «Жак»: эпистолярная форма романа, ситуация любовного треугольника (Жак – Фернанда – Октав; Фернанда – Жак – Сильвия), мотив добровольного самоустранения мужа, Жак как рупор феминистских идей.

4. Поэтизация супружеского союза в романе «Мопра»: брак, основанный на глубоком чувстве, взаимном уважении, общности духовных интересов; трансформация мифа о Пигмалионе и Галатее (женщина, воспитавшая для себя идеального мужа).

5. Роман «Консуэлло». Одухотворенность и непосредственность героини романа, мотив духовного родства графа Альберта и Консуэлло. Мистическая и психологическая мотивировки происходящего в романе.


Тема 8. Французский исторический роман эпохи романтизма. «Собор Парижской богоматери» В. Гюго (2 ч)
Вопросы для обсуждения:

  1. Философия истории В. Гюго в сравнении с концепцией В. Скотта. Отношение авторов к роли личности в истории.

  2. Основной эстетический принцип в романе В. Гюго.

  3. Главные герои и основные принципы создания романтических характеров (идея «треугольника» и контраста).

  4. Массовые сцены в романе и их идейный смысл.

  5. Проблема национального и исторического колорита в романе.

  6. История в ее отношении к современности: позиция автора.


Тема 9. Генрих Гейне «Книга песен», своеобразие жанра (2 ч.)

Вопросы для обсуждения:
1. Основные этапы творчества Г. Гейне. История создания «Книги песен».

2. Жанровое своеобразие «Книги песен».

3. Композиция книги и особенности композиции каждого цикла.

4. Лирические темы, их развитие. Традиции гейдельбергской школы.

5. Эволюция картины мира (от «Страданий юности» к циклу «Северное море»).

6. Эволюция образа лирического героя.

7. Синтез лирического и эпического начал в «Книге песен».
Тема 10. «Листья травы» У. Уитмена (своеобразие философии и поэтической образности сборника) (2 ч)
Вопросы для обсуждения:

  1. История формирования поэтического цикла.

  2. Состав и композиция сборника.

  3. Философская концепция книги У. Уитмена и трансцендентализм:

а) идея единства человека и мира;

б) тема бессмертия, круговорота бытия, понятия природы и человека;

4. Главные поэтические образы: река, море, трава, ночь, сон и др.

5. Своеобразие лирического героя.

6. Особенности поэтики У. Уитмена (традиция и новаторство):

а) библейский стих;

б) синтез поэзии и прозы.
Тема 11. Создание американского национального мифа в прозе Ф. Купера

Вопросы для обсуждения:

1. Жизненный и творческий путь Фенимора Купера.

2. Жанровое богатство романистики писателя.

3. Эпопея о Кожаном Чулке: история создания, новаторство тематики.

4. Проблема отношений европейцев и индианцев в романе «Последний из могикан».

5. Жанровое и стилевое своеобразие романа «Последний из могикан».

6. Характеристика образов романа.
Тема 12. : Литературная сказка в зарубежной литературе первой половины XIX века
1. Проблемы творческих связей литературы и фольклора. Признаки фольклорной сказки и их присутствие в литературной сказке.

2. Пути выражения авторского «я» в литературной сказке.

3. Индивидуализация персонажей, психологизм, роль описаний в литературной сказке.

4. Жанр литературной сказки в творчестве Х. К. Андерсена, Э.Т.А. Гофмана: факторы, вызвавшие обращение писателей к жанру сказки; общее и различие в сказках этих двух писателей.

Раздел 2 «Реализм как основное литературное направление и творческий метод в зарубежной литературе второй половины XIX века»
Тема 1.Реализм как творческий метод и литературное направление

(2 ч)

Вопросы для обсуждения:
1. Реализм как творческий метод:

а) предпосылки возникновения критического реализма;

б) особенности отражения действительности в произведениях критических реалистов Х1Х века.

2. Критический реализм как литературное направление:

а) национальное своеобразие развития критического реализма в отдельных странах;

б) критический реализм и мировоззрение писателя.

3. Завоевания критического реализма, его новаторство и значение в мировом литературном процессе:

а) личность и общество в трактовке критических реалистов;

б) своеобразие диалектики реализма;

в) критический реализм и романтизм. Их борьба и взаимодействие в литературе ХIХ века.

Тема 2. Поэзия П. Ж. Беранже (2 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности исторической эпохи. Позиция Беранже.

2. Периодизация творчества поэта, характеристика каждого из периодов

3. Жанр песни, его важнейшие особенности. Новаторство Беранже в жанре песни.

4. Выбрать и прочитать вслух (желательно наизусть) одно из стихотворений Беранже. Дать развернутый анализ.

  • Определить период творчества Беранже, которому принадлежит выбранное стихотворение.

  • Идея произведения.

  • Жанр (привести аргументы).

  • Композиция стихотворения.

  • Художественные особенности (метафоры, эпитеты и пр.).

Тема 3. Новелла П. Мериме «Кармен» (2 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Новеллистика П. Мериме 1830–1840-х годов в свете проблемы жанра.

2. Анализ новеллы «Кармен»:

а) эллипсная новелла: два центра в структуре произведения, их функции;

б) анализ содержания новеллы в свете ее жанровых особенностей;

в) значение 4-й главы новеллы.

3. П. Мериме как один из основоположников реалистической новеллы во французской литературе XIX в.
Тема 4. Стендаль – автоp «Хpоники XIX века» (4 ч.)

Вопросы для обсуждения:

1. Формирование мировоззрения и ранняя литературная деятельность Стендаля:

- Трактат «Расин и Шекспир»:

а) закономерность развития мысли Стендаля в трактате;

б) представления Стендаля о развитии литературы;

в) классицизм и романтизм в понимании Стендаля;

г) Стендаль как автор программы реалистического искусства.

– Статья «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»:

а) представления Стендаля об историзме и изображении страстей; о соотношении правды и вымысла;

б) представления Стендаля об утверждении правдивости в передаче чувств как основной задаче искусства.

2. Значение подзаголовка романа «Хроника ХIХ века».

3. Элементы социального анализа в pомане «Кpасное и чеpное».

4. Элементы психологического анализа в pомане «Кpасное и чеpное».

5. Художественное значение образов госпожи де Реналь и Матильды де Ла Моль.

6. Особенности композиции романа, значение заключительных глав.

7. Стендаль и русская литература (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский).
Тема 5. Новелла Стендаля «Ванина Ванини»
1. Тема Италии в новелле и пафос борьбы за ее свободу. Отражение в новелле реальных особенностей и противоречий движения карбонариев.

2. Центральный конфликт новеллы. Значение его для раскрытия заглавия и подзаголовка.

3. Характеры центральных персонажей – Пьетро Миссирили и Ванины Ванини. Черты их сходства и различия.

4. Особенности композиции новеллы, ее стилевые особенности.

5. Своеобразие художественного метода Стендаля.
Тема 6. Трагедия человека в «Человеческой комедии» О. де Бальзака (на примере повести «Гобсек») (4 ч)
Вопросы для обсуждения:

1. О. де Бальзак. Авторское кредо. Периодизация творчества писателя.

2. «Предисловие к человеческой комедии» и «Этюд о Бейле» как выражение эстетических взглядов Бальзака .

3. Замысел и план «Человеческой комедии».

4. Повесть «Гобсек» как отражение конфликтов современной писателю эпохи.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека: а) портрет; б) интерьер; в) окружающая обстановка; г) эволюция образа; д) философия; е) романтическое и реалистическое в образе.

6. Типичное и исключительное в образе Гобсека.

7. Своеобразие литературного стиля Бальзака.
Тема 7. Роман Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста» (2 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Нравственный, этический идеал Ч. Диккенса. Проблема положительного героя в творчестве писателя.

2. Оливер Твист: принципы создания положительного героя романа. Вопрос эволюции образа Оливера Твиста.

3. Критическое изображение действительности (работный дом, лондонское дно). Система авторских оценок в романе как проявление этических принципов Диккенса.

4. Значение счастливого финала романа.

5. Художественное мастерство Диккенса-писателя (гротеск, гипербола, прием лейтмотива и др.).
Тема 8. Творчество У. М. Теккерея (2 ч.).
1. Мировоззренческие и эстетические основы творчества У. М. Теккерея.

2. Творческая полемика У. М. Теккерея с Ч. Диккенсом. Проблема правдивости искусства в раннем сатирическом и пародийном творчестве писателя.

3. Ранние сатирические повести У. М. Теккерея: «Записки Желтоплюша», «Роковые сапоги», «Дневник Кокса», «В благородном семействе», «Кэтрин» и др.

4. «Книга снобов» как начало социальной темы в творчестве писателя.

5. «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея как «роман без героя». Истоки произведения: традиции английского фольклора и его площадного кукольного театра Панча (Петрушки), «Путь паломника» Д. Беньяна, традиции западноевропейской сатиры (С. Брант «Корабль дураков, Э. Роттердамский «Похвала глупости», Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Дж. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Филдинг «История Тома Джонса, найденыша», испанский плутовской роман), серия картин У. Хогарта «Модный брак».

6. Театральность романа У. М. Теккерея «Ярмарка тщеславия»: смысл названия, горизонтальное и вертикальное измерение хронотопа, визуальное своеобразие романа. Мир – зрелище, где повествователь-кукольник («шут-моралист») равноправен с марионетками.

7. Дегероизация и деидеализация в романе. Сущность лирических и философских отступлений. Историческая тема в романе. Изображение общества в романе.

8. Качества и функции авторского голоса в романе. Бекки, Эмилия, Доббин в «романе без героя»: проблема положительного героя, полемика с традицией.

Тема 9. Роман Г. Флобера «Мадам Бовари» (2 ч.).
Вопросы для обсуждения:

1. История создания романа «Мадам Бовари» и его место в творчестве Г. Флобера.

2. Нравственно-эстетическая позиция Флобера, его отношение к «миру цвета плесени».

3. Особенности композиции романа.

4. Образ главной героини и смысл авторских характеристик: «Эмма – это я» и «Эмма – это Венера из грязи».

5. Персонажи второго плана: Шарль Бовари, аптекарь Омэ. Их роль в драме, переживаемой героиней.

Тема10. Роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» (2 ч.).

Вопросы для обсуждения:

1. Эстетические и литературно-критические позиции Ш. Бронте. Ее полемика с Дж. Г. Льюисом.

2. Особенности жанра и композиции романа (1 часть: главы 1-10, 2 часть: главы 11-28, 3 часть: главы 29-38).

3. Главные образы романа: Джейн Эйр – Рочестер.

4. Система образов второго плана, их роль в судьбе Джейн Эйр.

5. Своеобразие художественного метода Ш. Бронте.
Тема 11. Роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» (2 ч.).
1. Своеобразие композиции романа «Грозовой перевал».

2. Образ повествователя и его функция в романе.

3. Особенности художественного пространства. Смысл антитезы: Грозовой Перевал – Мыза Скворцы.

4. Основной конфликт романа. Зеркальное отражение судеб Кэтрин Эрншо и Изабеллы Линтон.

5. Образ Хитклифа, влияние романтической эстетики.

6.Значение финала романа.

Тема 11. Особенности развития реализма конца XIX века. Традиции и новаторство. Творчество Ги Де Мопассана (2 ч)
Вопросы для обсуждения:

1. Отличие реализма конца века от реализма первой половины XIX века. Влияние натурализма и импрессионизма.

2. Критика буржуазного общества в социальных новеллах Ги де Мопассана («Папа Симона», «Наследство», «Ожерелье», «Драгоценности», «Мать уродов», «Плетельщица стульев» и др.).

3. Новеллы о войне. «Пышка». Позитивистские и реалистические тенденции в показе поведения человека в экстремальной ситуации («Мадемуазель Фифи», «Папаша Милон», «Старуха Соваж», «Два друга», «Ужас» и др.).

4. Трагизм положения женщины в буржуазной среде. Значение лейтмотива романа. Пантеизм Мопассана. Критическая направленность романа «Жизнь» в показе среды провинциального дворянства.

5. Антигерой романа «Милый друг» – Жорж Дюруа как «герой» III Империи.
Тема 12. Жизненный и творческий путь Джека Лондона.
1. Неоромантические тенденции в Северных рассказах Джека Лондона. Анализ рассказа «Любовь к жизни».

2. Увлечение идеями социализма. Роман «Железная пята». Книга очерков «Люди бездны».

3. Трагедия художника в романе «Мартин Иден». Биографическое начало в романе.

4. Творческий кризис в последние годы жизни. Повторение судьбы Мартина Идена, обращение к массовой литературе («Сердца трех», «Маленькая хозяйка большого дома»).
Тема 13. Эстетизм и творчество О. Уайльда (2 ч)
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности литературного сознания Англии в конце XIX века. (Позитивистские и эволюционные идеи, влияние французской литературы).

2. Натурализм в творчестве Т. Гарди. Роман «Тэсс из рода д ’Эрбервиллей».

3. Культ красоты и искусства в художественных системах Д. Рескина и О.Уайльда. Критика натурализма и формирование эстетизма в работах Уайльда «Замыслы», «DePtrofundis».

4. Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Вопрос о высшей роли искусства. Образы главных героев и идеи, заключенные в них.

5. Мотив «мы убиваем тех, кого любим» в «Балладе Редингской тюрьмы».


написать администратору сайта