история 6. Тема самостоятельной работы
Скачать 73.11 Kb.
|
Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование Дисциплина: «История» Тема самостоятельной работы: Российское государство в XVI векеРаботу выполнил студент группы: 8 ДО-09/20А-1 Короткевич Снежана Ивановна Работу проверил и принял: Суспицына Александра Андреевна ________________________ «_____» ______________ 2020 г. Красноярск 2020 г. Российское государство в XVI веке Сбросив татарское иго, Россия в первой трети XVI в. Переживала экономический подъем. «Земля наша, -писал современник, освободилась от ига и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне». Можно ли согласиться с данным утверждением или следует опровергнуть его. Тема нашего урока: Завершение объединения русских земель. После смерти Ивана III на московский престол взошел его сын Василий III (1505-1533), который продолжил политику своего отца. Основное, что характеризует политическую историю России этого периода, это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного государственного аппарата. Именно при Великом князе Московском Василии III тенденция укрепления самодержавной власти окончательно победила. Посол Священной римской империи Герберштейн отмечает, что «в том, как он управлял своим народом», Василий «легко превзошел всех правителей целого мира». Согласно его заметкам, русские «открыто заявляли, что воля князя -это воля Господа и все, что делает князь, делается по воле господа. Точно так же, если кто-то задает вопрос, о чем –то неясном или сомнительном, русские привычно отвечают, что о том ведают Господь и великий князь». Василий III управлял, прежде всего, как самодержавный царь, который только по своему «естеству» напоминает других людей, поскольку властью он подобен самому Богу. В договоре 1514 г. С Москвой император Священной Римской империи Максимилиан I именовал Василия III и императором. Современники отмечали, что Василий III не терпел когда ему противоречили, все дела решал лишь со своими ближайшими советниками. Когда же один из его бояр попытался оспорить его решение, тот заявил «Ступай прочь, смерд, не надобен ты мне». Ослушников ждало суровое наказание, лишение вотчин и поместий. Не церемонился великий князь и с церковными деятелями, стремясь подчинить всевластную церковь своему влиянию. В условиях усиления власти монарха, все подданные его рассматривали себя как холопов великого государя. Рабское подчинение монарху затем перешло на всю систему отношений в России. Князь или боярин падали низ перед великим князем, но в своем дворце, в своих имениях они требовали такого же холопского подчинения от своих вассалов. А те в свою очередь от нижестоящих лиц. С годами такое положение стало характерным для всего русского общества. Каждый был холопом вышестоящего, господином нижестоящего. Государственный строй Царь. Во главе государства, начиная с 1547 г., стоял царь. Изменение титула было важным политическим шагом, имевшим целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний па престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти. Царь — глава государства — обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Однако правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и земскими соборами. Боярская дума Боярская дума формально сохранила в основном прежнее положение: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства и т.д. Реальное же влияние Боярской думы в рассматриваемый период не было однозначным. Так, в годы опричнины ее роль была незначительной. Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали вводиться и представители верхушки городского населения - торговая знать, "гости". Но дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии. При Боярской думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков, правда, не имевшие достаточно четкой компетенции. Официальная роль Боярской думы была восстановлена после ликвидации интервенции. Личный состав Боярской думы не подвергся особенно резкому изменению. Число представителей княжеских фамилий в думе на протяжении XVII в. было значительным. Неродовитая группа боярства и думного дворянства была представлена родственниками царя — Стрешневыми, Милославскими, позже Нарышкиными. Они опирались на близость к царю и получали перевес в думе благодаря своему непосредственному влиянию на царя. К ним примыкали думные дьяки, представлявшие бюрократический элемент в думе. В XVII в. число думных дьяков иногда достигало 13 человек одновременно, при этом их влияние на дела было очень велико. Функции думы определялись формулой "царь указал и бояре приговорили". Дума привлекалась царем к обсуждению законодательных мероприятий. Ей поручалось разрешение спорных вопросов ведомственной практики. Более активную роль дума играла в военных и посольских делах, но при наличии родовитого боярства, выдвигавшегося не по уму, а по "отечеству", дума была мало приспособлена к новым требованиям. Наряду с думой при царе возникает его "ближняя", или "тайная", дума — совещание доверенных лиц, в том числе бояр, пожалованных "в комнату" ("комнатой" назывался покой, где царь занимался делами). Из состава самой думы при царе Федоре Алексеевиче выделилась Расправная палата в основном с функциями высшей судебной инстанции. Таким образом, в XVII в. делаются попытки заменить устарелую Боярскую думу учреждением с более точно установленными функциями и составом. Земские соборы. Большую роль в управлении государством в рассматриваемый период играли земские соборы, которые стали созываться с середины XVI в. Собор 1566 г. — первый, о котором сохранились достоверные сведения. Наиболее регулярно земские соборы действовали в первой половине XVII в. Во второй половине XVII в. окрепшая царская власть, располагавшая централизованным государственным аппаратом, государственной казной, значительно увеличившей свои доходы, уже смогла обходиться без созыва этого сословно-представительного учреждения. Какого-либо специального закона относительно земских соборов не существовало. В состав первого Земского собора 1566 г. входили: освященный собор, т.е. совет церковных сановников, Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. Численно преобладала служилая группа, насчитывавшая 205 человек из 374 членов собора (55%). По своей структуре Земский собор приближался, таким образом, к сословно-представительным органам Западной Европы. Настоящих выборов на местах на этом Соборе не было. Дворянство было представлено московским столичным дворянством, купечество — "гостями" московскими, "торговыми людьми москвичами" и жившими в Москве "смольнянами". Это положение сохранялось и на Соборе 1598 г. В XVII в. в этом отношении произошли существенные изменения. Власть, расшатанная событиями Смутного времени начала века, нуждалась в реальной связи с местами. В этих условиях Земский собор получил характер настоящего выборного представительства. На Собор 1613 г. вызывались "изо всех городов Московского государства, изо всяких чинов людей, по десяти человек из городов, для государственных и земских дел", всего было представлено до 50 городов. В этом Соборе участвовали даже черносошные крестьяне северных районов, "уездные люди" (очевидно, в связи с их ролью в ополчении; в других соборах они отсутствовали). В дальнейшем соборы созывались только в экстренных случаях, в первую очередь по вопросам войны, когда голос служилого военного человека приобретал решающее значение. Выборный характер сохранялся для представительства с мест на всех соборах XVII в. Организация выборов в земские соборы, нормы представительства от различных сословий, их численный состав не были определены. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Особые преимущества на выборах имело столичное дворянство, посылавшее обычно по два человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Из 192 выборных членов Земского собора 1642 г. 44 человека были делегированы московскими дворянами. Большее представительство по сравнению с посадом других городов имели и высшие торгово-ремесленные круги Москвы. Общее число депутатов-горожан иногда достигало 20%. Наиболее многолюдным из всех земских соборов был Собор 1613 г., избравший на царство Михаила Романова. На нем присутствовало около 700 человек. Это был единственный случай приглашения на Земский собор представителей черносошных крестьян. Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVII в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой и относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство. Решения их не были обязательными для царя. Все соборы, кроме избирательных, имели исключительно совещательный или осведомительный характер, но представители часто снабжались "челобитиями" земских людей об их нуждах. Каждая сословная часть земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом собора. Продолжительность работы земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, "приговора". После 1653 г. земские соборы больше не собирались; их место заняли созываемые по мере надобности сословные совещания. Так, совещание дворянских выборных было созвано в 1681 г. по вопросу об отмене местничества. В 1682 г. проходило совещание посадских людей по финансовым вопросам. Фактически земские соборы одновременно в какой-то мере ограничивали власть царя, и в то же время всемерно ее укрепляли. Губная реформа Ивана IV Грозного и Елены Глинской Губная реформа — преобразование в части местного управления, прошедшее с 1530-х по 1550-е года, и связанное с передачей функций поиска и суда над разбойниками от наместников и волостелей (назначенных великим князем или государём) к губным старостам, избираемым из местных дворян, или губным целовальникам — от крестьянства. Губа — административно-территориальная единица появившаяся на территории Псковской и Новгородской республики, по площади колеблющаяся от волости до посада или села. Кратко о сути Губной реформы Кратко о сути Губной реформы Причины Начало реформы было положено еще в 30-е года 16 века, во время царствования Елены Глинской. Наместники и волостели, назначаемые для управления великим князем, не справлялись с борьбой против разбоев и грабежей, а зачастую просто подкупались «лихими людьми». С другой стороны, население местностей, особенно подверженных нападениям разбойников, само старалось организовать противодействие, объединяясь в некие «отряды самообороны». Ход реформы Для придания «законности» в волости и уезды посылались Губные грамоты, согласно которым дворяне были обязаны избрать из своей среды губного старосту, а крестьяне (если в местности отсутствовали представители дворянства) — избрать губного целовальника, в ведение которых и переходила борьба с разбойниками, суд над ними и все сопутствующие мероприятия. Самая ранняя из сохранившихся Губных грамот датируется 1539-1540 годом, однако ряд историков придерживается мнения о существовании и более ранних экземпляров. С 1539 года упоминается комиссия бояр «которым надзор за разбойными делами приказан», впоследствии превратившаяся в Разбойный приказ. Окончательно, губные органы самоуправления (губные избы) оформились во время правления Избранной Рады при Иване Грозном к 1555-56 годам. Земская реформа 1550 года стала дальнейшим развитием Губной реформы и предоставляла местному населению право собственного управления, вплоть до просьбы об освобождении от наместника или волостеля с уплатой в государственную казну полагающегося им оброка и обязательным выбором ответственных лиц для исполнения административных и судебных функций. Издание в 1555 Уставной книги Разбойного приказа утвердило должности губных старост по всей территории Русского царства (кроме Москвы, Московского уезда и Сибири). Итоги и результаты Губной реформы Увеличена эффективность борьбы с преступностью Создана основа последующей Земской реформы Таким образом, Губная реформа прошедшая при правительстве Елены Глинской и окончательно утвержденная во время правления Ивана Грозного, стала одним из этапов эволюции норм права местного самоуправления, как наиболее эффективного способа борьбы с разбойниками и мародерами, а также в переходе от системы «кормлений» к земскому самоуправлению. Заповедные годы – на этот период запрещался переход крестьян в Юрьев день. Впервые они появляются при Иване грозном в 1581 г. (заповедь – запрет). Заповедные лета (от «заповедь» — повеление, запрет), срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). З. л. начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-х гг. 16 в. Общегосударственного указа о З. л. в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о З. л. содержатся лишь в некоторых грамотах 80—90-х гг. 16 в. В общегосударственном масштабе З. л. были введены указом царя Федора Ивановича около 1592—93. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—93, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу. 1581 Введение "заповедных лет" Запрещение всякого перехода в "заповедные годы" 1592 Указ Фёдора Ивановича Проведение переписи феодально зависимых крестьян 1597 Указ об "урочных летах" Установление пятилетнего срока розыска беглых крестьян 1607 Указ Василия Шуйского Увеличение "урочных лет до 15 1615 Указ Михаила Фёдоровича Восстановление "урочных лет" в пятилетней норме 1637 Указ Михаила Фёдоровича Увеличение "урочных лет" до 9 1641 Указ Михаила Фёдоровича Увеличение "урочных лет" до 10 1649 Соборное Уложение Алексея Михайловича Отмена "урочных лет" и установление вечной и потомственной зависимости крестьян от своих владельцев Правление Ивана IV. Избранная рада,Опричнина, Ливонская война В период царствования Ивана IV (1533-1584) в стране назрели объективные предпосылки для проведения целого ряда преобразований. В январе 1547 г. в Московском государстве произошло важное событие. Иван IV короновался и принял титул царя. С этого времени в стране были проведены важные преобразования, затрагивавшие многие области общественной жизни. Политика реформирования разрабатывалась и осуществлялась небольшим кружком приближенных царя, который вошел в историю под именем «Избранной рады». Реформы были направлены на дальнейшую централизацию государства, совершенствование приказной системы, вооруженных сил, финансов и затрагивали ряд областей общественной жизни. Исходным пунктом преобразований явилась критика боярских злоупотреблений. Первое десятилетие царствования Ивана IV было ознаменовано рождением Земских соборов. Первый собор был созван по инициативе молодого царя в 1549г. Земские соборы сыграли весьма значительную роль в истории русского государства на протяжении XVIXVII веков. Сначала была проведена судебная реформа. Из-под юрисдикции боярского суда выводились дети боярские. Отныне их мог судить только царский суд. Через некоторое время, в 1550 г., был введен новый кодекс законов – Судебник Ивана IV. Судебник ликвидировал судебные привилегии удельных князей и усилил роль центральных судебных органов. В судебнике, впервые в России, закон был провозглашен единственным источником права. 23 В период царствования Ивана Грозного была завершена т.н. губная реформа, которая представляла собой реформу местного управления в Русском государстве. По этой реформе часть важных дел о были изъяты из суда наместников и волостелей и переданы «выборным головам» (губным старостам), которые избирались из местных детей боярских. Губная реформа была направлена, прежде всего, против кормленщиков и административного произвола. Вместе с тем, она предоставляла местным органам управления широкие возможности для разрешения социальных конфликтов. В эти же годы была проведена земская реформа, которая в определенной степени была продолжением и дополнением губной реформы. Она вводилась с целью ликвидации «кормлений» и введения земского самоуправления. В начале 50-х годов в отдельных областях Московского государства была упразднена власть наместников, а в 1556 г. царским приговором о «кормлениях» наместничье управление было отменено в общегосударственном масштабе. Вместо наместников и волостелей на местах были учреждены выборные земские власти. Им передавались некоторые государственные функции. Важнейшей реформой была военная реформа, утвердившая принцип обязательной службы дворян с земли. В начале 50-х годов XVI века был создано новое стрелецкое войско. Важную роль в деле укрепления вооруженных сил Московского государства сыграл также указ об отмене местничества во время боевых действий. Крупнейшим фактом русской истории было зарождение приказной системы центрального государственного управления. Опричнина. В декабре 1564 г. Иван в сопровождении бояр и дворян отправился по святым местам. Поездив по окрестностям Москвы, он обосновался в Александровской слободе. Отсюда Грозный отправил в январе два послания, которые огласили на Красной площади. В первом он обрушивал гнев и опалу на высшее духовенство и всех бояр и детей боярских за их измены. Царь, «не хотя их многих изменных дел терпети», решил оставить престол. Грамота, обращенная к посадским жителям Москвы, демагогически заявляла, что «гневу на них и опалы никоторые нет». Царь довольно быстро согласился на уговоры вернуться, но выдвинул свои условия. Одним из них была «опричнина». Такой термин имел хождение в московском лексиконе и прежде. Так называли землю («опричь», т.е. кроме всей остальной земли), которая выделялась вдовам князей, помимо основного удела. Княгини ведь часто переживали своих князей. Теперь это был как бы личный удел самого царя. Как считает большинство исследователей, в опричнину были выделены следующие земли: уезды центра (Суздальский, Ростовский, возможно, Костромской, часть Переяславль - Залесского), уезды, пограничные с Великим княжеством Литовским, богатые черносошные земли в Поморье. Опричная часть была выделена и в Москве. Остальная территория государства называлась земщиной. Она имела и собственное правительство (там остались приказы). В опричнине была своя Боярская дума, было свое войско. В опричнину взяли тысячу служилых людей. Для них сшили специальную черную одежду, а метла, привязанная к седлу, должна была символизировать стремление выметать из государства измену, как сор из избы. Опричнина сопровождалась кровавыми преследованиями. Они затрагивали представителей разных слоев населения. В то же время можно выделить некоторые силы, которые подверглись наибольшему разгрому. Это, конечно же, Церковь. В 1556 г. ушел с митрополичьего престола Афанасий, которого сменил Филипп Колычев - игумен Соловецкого монастыря. Когда он стал обличать опричные порядки, его низложили и заточили в монастырь. Иван расправился с Владимиром Андреевичем Старицким, которого в 1569 г. отравили. Не церемонился он и с родственниками Старицкого. От Владимира Старицкого нити «заговора» потянулись к Новгороду. В декабре 1569 г. войско опричников двинулось на Новгород. Оно двигалось как по чужой земле, убивая, грабя и насилуя. Новгородцы встречали царя крестным ходом, но просчитались. Погром Новгорода длился 6 недель. Людей убивали, сбрасывая под волховский лед. Все, что не могли унести, - жгли. Дальше пришел черед Пскова, но этому городу повезло: Грозный послушал юродивого, которого встретил по пути во Псков. Есть предположение, что по дороге Грозный встретил псковских купцов и, перебив их, удовольствовался этим. Как это бывает всегда, заведенная однажды машина террора уже не могла остановиться. Ее жертвой пала та группировка, которая стояла у истоков «движения»: отец и сын Басмановы, М.Т. Черкасский с женой и шестимесячным сыном, князь Афанасий Вяземский. Во главе опричнины стали теперь Малюта Скуратов и другой палач - Василий Грязной. Они вошли в Боярскую думу в качестве думных дворян. Между тем новгородский процесс перерос в «московское дело» (Р.Г. Скрынников). Летом 1570 г. на Красной площади в Москве изощренным казням было подвергнуто более ста человек. Среди них были крупные деятели земского правительства: государственный печатник Иван Висковатый, государственный казначей Никита Фуников, дьяки земских приказов. Но уже в 1572 г. опричнина была отменена, причем царь запретил своим подданным даже упоминать само слово «опричнина». Стремясь к дальнейшему укреплению своей власти и подозревая кругом измену, Иван IV в 1575 г. попытался вернуться к опричным порядкам. Царь провозгласил великим князем всея Руси крещеного касимовского царевича Симеона Бекбулатовича, а сам принял скромный титул князя московского, у которого был свой удел. Продолжалось это, правда, всего год, после чего Симеон был переведен в Тверь. Удел же Ивана стал называться двором, и вся территория страны и люди были разделены на земских и дворовых. Правда, это разделение было не таким жестким, как в годы опричнины. Избранная Рада, круг приближённых царя Ивана IV Васильевича Грозного, фактически бывший неофициальным правительством в конце 40-50-х гг. XVI в. Руководящее положение в Избранной Раде занимали думный дворянин А. Ф. Адашев, придворный священник Сильвестр, митрополит Макарий, думный дьяк И. М. Висковатый, князь А. М. Курбский и др. Избранная Рада обсуждала планы государственных реформ и внешней политики и руководила их осуществлением. От Избранной Рады зависели назначение военачальников и руководящих лиц центрального и местного аппарата управления, решения по многим судебным и местническим делам. Важное значение приобрёл возглавляемый Адашевым Челобитный приказ, направлявший деятельность других учреждений. Избранная Рада проводила компромиссную политику распространения прав и привилегий бояр на дворян, которая, несмотря на её непоследовательность, была выгодна прежде всего дворянству. Правление Избранная Рада отмечено важнейшими реформами в области центрального и местного управления и суда (оформление центральных правительственных учреждений, приказов, отмена кормлений – натуральных и денежных сборов с населения для содержания местного управления, издание Судебника 1550 г. и др. ) и военными реформами (создание стрелецкого войска, ограничение местничества в армии, издание уложения о службе). Главным направлением внешней политики Избранной Рады первоначально было восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханств), позже – борьба за Прибалтику. В выборе восточного направления внешней политики сходились идеологи дворянства (И. С. Пересветов), боярства (Курбский) и иосифлянского духовенства (Макарий). Некоторые участники Избранной Рады сблизились с боярами - оппозиционерами, выступавшими против продолжения Ливонской войны 1558-1583 гг. Серьёзные изменения во внешней, а также во внутренней политике Ивана IV Васильевича привели к падению Избранной Рады в 1560 г. Ливонская война Причины Ливонской войны (кратко) Основанный на рубеже XII–XIII веков Ливонский орден владел с тех пор большей частью современной Прибалтики – Эстляндией, Лифляндией и Курляндией. В XVI веке Ливония утратила часть былой мощи. Изнутри она была охвачена раздорами, которые усиливала проникавшая сюда церковная Реформация. Архиепископ Рижский ссорился с орденским магистром, а города враждовали с ними обоими. Внутренняя смута ослабила Ливонию, и этим были не прочь воспользоваться все её соседи. До начала захватов ливонских рыцарей прибалтийские земли зависели от русских князей. Помня об этом, государи московские считали, что имеют на Ливонию вполне законные права. По своему приморскому положению Ливония имела важное торговое значение. После Москва наследовала коммерцию покорённого ею Новгорода с прибалтийскими землями. Однако ливонские владетели всячески ограничивали сношения, которые Московская Русь вела с Западной Европой через их область. Опасаясь Москвы и стараясь мешать быстрому её усилению, ливонское правительство не пропускало на Русь европейских мастеров и многие товары. Явная враждебность Ливонии порождала у русских неприязнь к ней. Видя ослабление ливонского ордена, русские правители опасались, что его территорией завладеет какой-нибудь другой, более сильный враг, который будет относиться к Москве ещё хуже. Уже Иван III после покорения Новгорода построил ливонской границе, против города Нарвы, русскую крепость Ивангород. После покорения Казани и Астрахани Избранная рада советовала Ивану Грозному обратиться на грабительский Крым, чьи орды постоянно совершали набеги на южные русские области, угоняя каждый год в рабство тысячи пленников. Но Иван IV предпочёл напасть на Ливонию. Уверенность в легком успехе на западе царю придал удачный исход войны со шведами 1554–1557. Начало Ливонской войны (кратко) Грозный вспомнил о старых договорах, которые обязывали Ливонию платить русским дань. Она уже давно не вносилась, но теперь царь потребовал не только возобновить уплату, но и возместить то, что ливонцы недодали России в предыдущие годы. Ливонское правительство стало тянуть переговоры. Потеряв терпение, Иван Грозный порвал все сношения и в первые месяцы 1558 начал Ливонскую войну, которой было суждено затянуться на 25 лет. В первые два года войны московские войска действовали очень удачно. Они разорили почти всю Ливонию, кроме самых сильных городов и замков. Ливония не могла сопротивляться могущественной Москве в одиночку. Орденское государство распалось, отдавшись по частям под верховную власть более сильных соседей. Эстляндия перешла под сюзеренитет Швеции, Лифляндия подчинилась Литве. Остров Эзель стал владением датского герцога Магнуса, а Курляндия подверглась секуляризации, то есть превратилась из церковного владения в светское. Бывший магистр духовного ордена Кетлер стал светским герцогом Курляндским и признал себя вассалом польского короля. Вступление в войну Польши и Швеции (кратко) Ливонский орден, таким образом, прекратил существование (1560-1561). Его земли поделили соседние сильные государства, которые потребовали, чтобы Иван Грозный отказался ото всех сделанных в начале Ливонской войны захватов. Грозный отверг это требование и открыл борьбу с Литвой и Швецией. В Ливонскую войну тем самым вовлеклись новые участники. Борьба русских со шведами шла с перерывами и вяло. Главные силы Иван IV двинул на Литву, действуя против неё не только в Ливонии, но и в областях к югу от последней. В 1563 Грозный отнял у литовцев старинный русский город Полоцк. Царские рати разорили Литву до самой Вильны (Вильнюса). Истомленные войною литовцы предлагали Грозному мир с уступкой Полоцка. В 1566 Иван IV собрал в Москве земский собор по вопросу о том, прекратить ли Ливонскую войну или продолжать её. Собор высказался за продолжение войны, и она шла ещё десять лет с перевесом русских, пока на польско-литовский престол не был избран талантливый полководец Стефан Баторий (1576). Переломный момент Ливонской войны (кратко) Ливонская война к тому времени заметно ослабила Россию. Ещё сильнее подточила её силы опричнина, разорившая страну. Жертвами опричного террора Ивана Грозного пали многие видные русские военачальники. С юга на Россию стали с ещё большей энергией нападать крымские татары, которых Грозный легкомысленно упустил покорить или хотя бы вконец ослабить после завоевания Казани и Астрахани. Крымцы и турецкий султан требовали, чтобы связанная теперь Ливонской войной Россия отказалась от владения Поволжьем и восстановила самостоятельность Астраханского и Казанского ханств, которые раньше принесли ей столько горя жестокими нападениями и грабежами. В 1571 крымский хан Девлет-Гирей, пользуясь отвлечением русских сил в Ливонию, устроил неожиданное вторжение, прошёл с большим войском до самой Москвы и сжёг весь город за пределами Кремля. В 1572 Девлет-Гирей пробовал повторить этот успех. Он вновь достиг со своей ордой московских окрестностей, но русская рать Михаила Воротынского в последний момент отвлекла татар нападением с тыла и нанесла им сильное поражение в битве при Молодях. Энергичный Стефан Баторий начал решительные действия против Грозного как раз тогда, когда опричнина довела центральные области Московского государства до запустения. Народ массами бежал от произвола Грозного на южные окраины и в новопокорённое Поволжье. Государственный центр России оскудел людьми и ресурсами. Грозный теперь не мог с прежней лёгкостью выставлять на фронт Ливонской войны большие рати. Решительный натиск Батория не встретил должного отпора. В 1577 русские добились последних успехов в Прибалтике, но уже в 1578 они потерпели там поражение под Венденом. Поляки добились перелома в Ливонской войне. В 1579 Баторий отбил Полоцк, а в 1580 взял сильные московские крепости Велиж и Великие Луки. Проявлявший ранее высокомерие к полякам Грозный теперь искал посредничества католической Европы в мирных переговорах с Баторием и отправил посольство (Шевригина) к папе и австрийскому императору. В 1581 Баторий осадил Псков , который, однако, устоял после героической обороны. Итоги Ливонской войны (кратко) Прибывший от папы посол-иезуит Антоний Поссевин помог устроить русско-польское перемирие (Запольское). Грозный по его условиям отказался от всех завоеваний в Лифляндии и Литве (1582). Ливонская война со шведами продолжалась ещё год – до Плисского перемирия 1583. Во время побед Батория шведы взяли русские города Ям, Копорье и Корелу, отрезав Московскому государству выход Балтийскому морю через Финский залив. По перемирию 1583 Грозный уступил шведам эти города. Россия потом вернула их себе войной 1590–1595 в царствование Фёдора Иоанновича, но вновь потеряла в Смутное время – до самого правления Петра. Так неудачно для Москвы окончилась Ливонская война. Главной причиной её проигрыша был деспотизм Ивана Грозного, подорвавший силы русского народа и государства. Опричнина Ивана 4 Грозного 1565-1572 гг кратко Форму «оприча» как обособленной территории использовал Иван 4 Грозный для осуществления особой политики — опричнины. Это одно из самых загадочных и сложных явлений отечественной истории Опричнина - это государственная политика террора, которая царила при Иване Грозном на Руси в конце 16 века, для борьбы с изменой в среде знати. Суть опричнины состояла в изьятии имущества земли у граждан в пользу государства. По воле Царя выделялись особые земли, которые использовались для царских нужд и царского двора. Эти территории были закрыты для простых граждан. Все территории отбирались с помощью угроз и силы. Опричниной также называли часть государства, которая была уже отнята у народа, а также войско (царская свита), которая занималась отьемом имущества у населения. Управление страной в годы опричнины 3 февраля 1565 г. принят указ о введении опричнины, в соответствии с которым страна была разделена на две части: 1. «ОПРИЧНИНА» Во главе с Иваном 4 2. «ЗЕМЩИНА» во главе с Боярской думой Опричнина Земщина Территория: поморские уезды, важные в торгово-промышленном отношении земли Строгановых на Урале; некоторые слободы и улицы Москвы; центральные уезды, где расположены родовые имения — вотчины бояр Территория: все земли, не выделенные в опричнину Столица: Александровская слобода Столица: Москва Великий князь Московский «Иванец Васильев» Государь всея Руси Симеон Бекбулатович Опричная дума → Земская боярская дума Опричные приказы → Земские приказы Опричное войско → Земское войско Опричная казна → Земская казна Сущность опричнины по оценкам историков показана в таблице Следствие психического расстройства Ивана 4 Н.М. Карамзин Борьба и утверждение новых государственных начал против старых родовых С.М. Соловьев Антибоярская направленность опричнины С.Ф. Платонов Сверхцентрализация государственной власти В.О. Ключевский Антиудельный и антикрестьянский характер опричнины A. А.Зимин B. Б. Кобрин Опричнина как средство подавления недовольства в стране непопулярной Ливонской войной А.Л. Хорошкевич Опричнина — репетиция «Страшного Суда» на земле А.М. Панченко А.Л. Юрганов Итоги и последствия опричнины СОЦИАЛЬНО- ПОЛИТИЧЕСКИЕ — Укрепление режима личной власти царя (ослабление влияния московского боярства, верховенство государства над церковью) — Ликвидация пережитков удельной системы (исчезло последнее удельное княжество) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ — Хозяйственное разорение страны (население бежит, территории пустуют) — Начало процесса государственного закрепощения крестьян (указ Ивана 4 о "заповедных летах" - 1581г.) — Предпосылки гражданской войны 17 века Учреждение патриаршества на Руси имеет тесную связь с провозглашением автокефалии Московской Церкви от Константинопольской. В крещеной князем Владимиром Руси господствующей верой было христианство. Когда в 1439 году греческими иерархами на соборе во Флоренции была подписана Флорентийская уния, объединяющая католическую и православную церкви, русская церковь вынуждена была искать свой путь. Избрание в 1448 году первого митрополита Киевского и всея Руси, которым стал епископ Рязанский Иона, стало началом установления автокефалии Русской церкви, хотя формальная зависимость от Византии все-таки сохранялась. Окончательно автокефалия Русской Церкви была завершена с установлением Патриаршества в конце XVI века. Большую роль в доведении программы утверждения Патриаршества на Руси сыграл Борис Годунов. Как и Русская церковь, Греческая церковь не приняла Флорентийскую унию. В свою очередь и римский папа не стал оказывать ей помощь в защите Царьграда от турок. Царьград, бывший главным оплотом православия на Востоке, пал. Храм святой Софии, главная святыня христианства, был обращен в мечеть, увенчанную золотым полумесяцем. С падением Царьграда, упала и значимость царьградского, или византийского, патриарха: он оказался в подчинении турецкого султана. Христиане стали подвергаться гонениям и грабежам со стороны турок. Восточным патриархам, в том числе и византийскому, пришлось искать в Москве защиты и помощи. Все чаще прибывали их посланники к русскому царю с выражением всяческого почтения московским митрополитам, описывая бедственное положение христианской церкви на Востоке и прося милостыню. Летом 1586 года Москва ожидала приезд антиохийского патриарха Иоакима. Главной целью его визита было получение щедрой денежной помощи. Впервые в истории вся Москва с чрезвычайной торжественностью и соблюдением всех церковных обрядов встречала патриарха. Пышные торжества и обряды навели царя и его окружение на мысль о значении патриаршества и необходимости учреждения его в России. Хотя Иоакиму оказан был невероятный прием, в ходе визита ему дали понять, что он здесь выступает как проситель милостыни. Вполне сознательно внимание Иоакима было обращено на тот факт, что за помощью греческие патриархи обращаются к русскому царю, но при этом в Москве нет своего Патриарха, а только Митрополит. Раз Москва оказывает помощь византийским патриархам, то и они должны быть готовы на ответный шаг, и посодействовать в вопросе учреждения патриаршества в Московской церкви. Годунов, созвав духовенство и бояр на совет, говорил, что восточные патриархи, называясь святителями, не имеют фактической власти. Россия же укрепляется и расширяется, и поэтому, назрела необходимость устроения превысочайшего престола патриаршеского в Москве. Намерение царя было одобрено митрополитом и боярами, с оговоркой, что это решение должно быть согласовано с восточными патриархами. Это великое дело должно свершиться решением всей Восточной церкви, чтобы никто не мог сказать, что престол патриарший в Москве устроен лишь по воле царя. Дальнейшее обсуждение вопроса о русском патриаршестве шло в тайных переговорах Годунова с Иоакимом. Патриарх был осыпан царскими милостями, и, покидая Москву, дал обещание, что на соборе восточных святителей внесет предложение об учреждении патриаршества на Руси. Патриарх Иоаким выполнил свое обещание и царь получил известие, что восточные патриархи настроены на положительное решение этого вопроса. Стамбул в то время переживал сложные времена. Незадолго до посещения Иоакимом России там был смещен патриарх Иеремия II. Позже, после смены нескольких патриархов, он был возвращен из ссылки в Стамбул, где нашел дела Патриархии в крайне бедственном положении. Необходимо было обустраивать новую резиденцию Патриарха, кафедральный храм, но средств на это Иеремия не имел. Тогда, по примеру Иоакима Антиохийского, он решил отправиться в богатую Москву, за пожертвованиями. В Москве его чествовали еще больше, чем антиохийского патриарха Иоакима. В беседах с московским духовенством патриарх Иеремия, описав плачевное положение патриаршей церкви и келий в Царьграде, обратился с просьбой о пожертвовании для постройки церковных строений в другом месте Царьграда. Однако он был не в курсе переговоров относительно учреждения Московского Патриаршества и никакого решения от византийских патриархов он не привез. Было решено задержать Иеремию в Москве и заставить его уступить. Начались переговоры, длившиеся более полугода. Когда щедрые посулы стали сменяться угрозами, Иеремия начал уступать и, наконец, согласился поставить во главе Русской церкви одного из русских архипастырей. 26 января 1589 года свершился торжественный обряд посвящения в патриархи ставленника Годунова - митрополита Иова. Иеремия, пробыв в Москве почти год, с богатыми дарами возвратился в Константинополь, а спустя два года Москва получила грамоту на учреждение патриаршества, утверждённую собором восточных патриархов. Отныне Русская церковь была признана самостоятельной официально, всеми православными святителями. Наличие сана Патриарха высоко подняло главу Русской церкви в глазах всех православных христиан. Спор иосифлян и нестяжателей связан с религиозной жизнью Великого княжества Московского на рубеже 15-16 вв. Его участники отстаивали разные точки зрения на организацию монастырей. Суть взглядов Нестяжанием называли один из монашеских обетов, он был связан с бедностью. Одним из лидеров движения нестяжателей во второй половине XV века стал Нил Сорский. Он совершил паломничества в Палестину, в Константинополь и на гору Афон, познакомился с монашеским бытом и, вернувшись в русские земли, основал скит под Вологдой, который в последствии превратился в Нило-Сорскую пустынь. торение Спор иосифлян и нестяжателейСпор иосифлян и нестяжателей связан с религиозной жизнью Великого княжества Московского на рубеже 15-16 вв. Его участники отстаивали разные точки зрения на организацию монастырей. Суть взглядовНестяжанием называли один из монашеских обетов, он был связан с бедностью. Одним из лидеров движения нестяжателей во второй половине XV века стал Нил Сорский. Он совершил паломничества в Палестину, в Константинополь и на гору Афон, познакомился с монашеским бытом и, вернувшись в русские земли, основал скит под Вологдой, который в последствии превратился в Нило-Сорскую пустынь. Он написал несколько литературных произведений, в том числе “Устав о скитской жизни” и на рубеже XV-XVI веков выступил против землевладельческих прав церкви. Его последователи стали выступать против: Пышности церкви. Казней еретиков. Вмешательства церкви в дела государства и наоборот. Противником нестяжателей стали иосифляне, их название связано с деятельностью Иосифа Волоцкого. Он в 1479 году основал около Волоколамска Иосифо-Волоцкий монастырь, написал книгу “Просветитель” и несколько посланий и обличений в адрес еретиков – жидовствующих. В них он дискутировал с Нилом Сорским, отстаивал противоположные позиции: Законность монастырского землевладения. Строительство пышных храмов с богатыми иконостасами. Требование казней еретиков. Итогом дискуссии между двумя направлениями стал церковный Собор 1504 года. Он прошел в последний год правления великого князя Ивана III и победила точка зрения иосифлян. Их сторонники набирали силу в XVI веке. Исключением стал короткий период нахождения на должности митрополита Иоасафа в 1539-1541 годах. Таблица-сравнение будет способствовать лучшему пониманию материала:
К известным иосифлянам XVI века относится монах из Пскова Филофей. Он стал популяризатором концепции “Москва-Третий Рим” в 1523-1524 годах. Саму идею он взял из трудов митрополита Зосимы, которые относятся к 1490-1494 годам. Кратко о иосифлянах и нестяжателях можно узнать из школьного курса истории 7 класса. В споре двух течений победили иосифляне. Усиление их влияния в рядах церкви совпало с переходом от княжеский власти к царской. Задание 2. Решите задачу. Проводимые в начале царствования Ивана IV реформы разрабатывались царём вместе с Избранной радой. Однако в начале 1560-х гг. Иван IV отказался от сотрудничества с Избранной радой и выбрал другую политику — политику опричнины Пояснение. Могут быть даны следующие объяснения: — политика Избранной рады — это путь медленных, постепенных преобразований, рассчитанных на централизацию в течение длительного времени, а опричная политика — насильственные методы централизации — политика Избранной рады направлена на создание в России сословно-представительной монархии, а опричная политика — на укрепление в России самодержавной монархии с неограниченной царской властью — реформы Избранной рады — это стремление к консолидации между различными группами верхов российского общества, а опричная политика — это массовые репрессии, террор — реформы Избранной рады способствовали укреплению государственного аппарата, армии, хозяйственному оживлению. Опричнина поставила страну на грань национальной катастрофы, привела к экономическому, политическому кризису и в итоге — к Смуте начала XVII в. Могут быть даны другие объяснения. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ Зуев, М. Н. История России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Н. Зуев, С. Я. Лавренов. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 545 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01293-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433333 (дата обращения: 11.08.2020) Поисковая система Google, 2020 |