Главная страница

Тема Социальная философия


Скачать 235.26 Kb.
НазваниеТема Социальная философия
Дата12.12.2022
Размер235.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtema_4 (1).pdf
ТипДокументы
#840981
страница1 из 3
  1   2   3

Тема 4. Социальная философия
1.
Что изучает социальная философия
Объектом социальной философии является социум, т.е. общество.
Однако общество изучается рядом специальных дисциплин (юриспруденция изучает правовые явления, педагогика – педагогические). Специфика же социальной философии состоит в том, что она вырабатывает такое видение социального мира, которое не могут дать частные общественные науки, т.к. они исследуют лишь отдельные фрагменты, стороны, аспекты всей многогранной социальной структуры.
Социальная философия выступает по отношению к частным общественным наукам как мировоззренческий фундамент, включающий наиболее общие представления о социуме, взятые в их общем значении для всего человечества, и как методологическая основа, предполагающая применение универсальных принципов, законов и способов изучения природы социальных явлений и перспектив их развития.
Общество как система
Социум – это организованная форма совместной деятельности людей.
В современной отечественной литературе есть три подхода к анализу общества:
1.
Деятельностный – исходит из того, что общество не есть конгломерат отдельных индивидов, а исторически сложившиеся формы взаимодействия людей, объединенных в различные социальные группы, общественные организации, классы, нации, государства.
2.
Отношенческий – рассматривает общество как органическую целостность социальных отношений, в основе которых лежат экономические отношения.
3.
Институциональный – предполагает рассмотрение общества в организационно управленческом аспекте, как совокупность организаций и учреждений призванных обеспечить его стабильное развитие и нейтрализацию явлений социальной дезорганизации.
Применение указанных подходов в комплексе дает возможность исследовать общество сразу в нескольких направлениях, чтобы как можно полнее раскрыть связи всех его элементов и частей друг с другом.
В социальном мире ничего не происходит без сознательно поставленной цели. Но идеи и эмоции каждого имеют тенденцию выражаться спонтанно, моральные запреты сметаются и не подчиняются рассудку.
Объективная цель событий складывается, в конечном счете, независимо от целей, которые ставит перед собой индивидуальный или коллективный субъект. Это объясняется тем, что при столкновении миллионов различных людей с разными интересами образуется некая

«средняя» равнодействующая – историческое событие. Оно подчиняется объективным и статистическим по своей природе, общим и специфическим законам.
Это значит, что люди не могут ни создать, ни отменить, ни каким-либо образом изменить эти законы.
Однако деятельность людей не предопределена целиком и полностью этими законами. Дело в том, что объективные условия, существующие независимо от воли людей, таят в себе несколько возможностей их проявления. Это значит, что в самой действительности заложены предпосылки для свободного выбора социальным субъектом той траектории, по которой будет развиваться общество.
Основной движущей силой развития общества является народ. Народ – это совокупность людей, социальных групп и слоев, занятых в общественно- преобразовательной деятельности. Народ – главная производительная сила общества, он создает материальные и духовные блага, является решающей силой революционных движений, основной опорой демократического государства. Народ – это люди, объединенные языком, традициями, обычаями, творчеством, культурой.
Народ влияет на общественное развитие в той мере, в какой он образован, культурен, информирован. Но это влияние зависит и от того, насколько государство является правовым (от того верховенствует ли закон в государстве и все ли равны перед законом). По мере формирования правового государства и роста образованности и информированности народа, последний все в большей степени будет влиять на общественное развитие.
Нужно отличать народ от толпы как неорганизованной временной массы людей. В толпе идеи и эмоции каждого имеют тенденцию выражаться спонтанно, моральные запреты сметаются и не подчиняются рассудку.
Толпа всегда оказывается управляемой правящей элитой, которая превосходит толпу интеллектом, энергией, волей, образованностью. В обществе выделяют духовную элиту и выдающихся личностей.
Духовная элита (прежде всего ее выдающиеся представители) оказывает громадное влияние на разнообразные виды общественной деятельности, где в каждом из них выделяется своя элитарная группа. Они с наибольшей силой выражают основные тенденции естественного хода вещей, развития общества в целом.
Выдающиеся личности являются лучшими выразителями объективной мысли общественных отношений. Это позволяет им больше, чем другим, способствовать решению социальных проблем, консолидируя с этой целью волю многих людей в единую волю. Эти качества выдающихся личностей часто вводят людей в заблуждение. Создается иллюзия «оптического обмана», когда кажется, что харизматическая личность наделена едва ли не сверхъестественными силами, что ее действия всегда непогрешимы, суждения истинны, а речи абсолютно справедливы. Поэтому они якобы, способны «творить историю», создавать общее направление развития той или иной эпохи.

Развитие общественной системы – это не прямая столбовая дорога. Оно противоречивого, зигзагообразно и спиралевидно. Общественный прогресс не является вечной доминантой социального развития. При определенных условиях
(планетарные и региональные катаклизмы) человеческое сообщество в целом и отдельные общественные системы могут столкнуться с преобладанием регрессивного развития
(нисходящей ветвью).
Следовательно, прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами развития общества.
К искажению реальной диалектики общественного развития ведет гипертрофия прогресса и нигилистическое отношение к нему.
Так догматики от марксизма постулировали общественный прогресс как вечную доминанту социального развития и утверждали, что человек в своей основе существо прогрессивное, что с помощью науки и морали он непрерывно совершенствуется.
Скептически по отношению к прогрессу были настроены многие философы (Кант, Ницше, Шопенгауэр, Франк и др.). Многие из них полагали, что реальные факты противоречат утверждению о наличии прогресса в обществе, морали, искусстве, науке. Общественный прогресс скорее исключение; прогресс проявляется в течение кратких исторических периодов и в некоторых областях культуры.
Нигилизм в понимании общественного прогресса во многом объясняется недостаточной разработанностью его критериев. Одним из определяющих критериев является уровень развития общественного производства (т.е. совокупность материального и духовного производства), определяющий меру свободы человека и общества.
В настоящее время существует множество различных теорий, обсуждающих детерминанты общественного развития, но главным их недостатком является то, что на первый план выдвигаются отдельные стороны социума и упускается из виду его целостность. Общество – саморазвивающаяся система. Это означает, что источник его развития находится внутри него самого, а не задан извне. Источником развития общества являются: а) взаимодействие общества и природы; б) использование техники и новых информационно- технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования; в) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
Современное общество столкнулось с проблемой бурного развития техносферы. Безудержное развитие техники, безумное использование искусственного интеллекта может поставить перед человечеством проблему выживания. Дело в том, что саморазвитие техносферы и искусственной реальности начинает диктовать человеку новые условия существования, низводят его уровень приспособления к меняющейся действительности, а порой и выживания.

Общественное бытие: понятие и структура
Итак, общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество – это объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Если последовательно распространять принцип первичности материи по отношению к сознанию на общество (общественную жизнь), то надо признать в нем наличие материальных и индивидуальных явлений и взаимосвязи между ними.
Все материальные явления подпадают под понятие общественное бытие, а все духовные (идеальные) явления – под понятие общественное сознание.
Общественное бытие – это деятельность людей по созданию необходимых для их жизни материальных благ. Эта деятельность осуществляется на основе использования орудий труда в процессе воздействия на природу с целью сделать ее пригодной для удовлетворения имеющихся у общества потребностей. В ходе трудовой деятельности людей устанавливаются соответствующие отношения их между собой и с природой.
Отношение людей с природой выражаются и фиксируются в определенных видах орудий труда, отношения между собой выражаются в производственных отношениях (т. е. в формах собственности на средства производства и соответствующих им формах распределения производимых материальных благ).
В структуру общественного бытия входят различные материальные отношения. Определяющими являются:
1. Производственные (производственно-экономические) отношения.
Они возникают между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, которые складываются на основе определенного уровня развития производительных сил. Эти отношения базируются на определенных формах собственности.
Собственность – это социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов.
Начиная с рабовладельческого общества, частная собственность являлась ведущим типом собственности, поскольку стимулировала решение экономических проблем: специализацию и кооперацию производства, повышение производительности труда, развития рыночных отношений, трудовую мотивацию.
В условиях преобладания частной собственности экономика развивается стихийно, производство ориентируется только на получение прибыли, кризисы производства и безработица приобретают хронических характер, развиваются мировые и локальные войны с целью захвата рынка и их передела.
Велики и моральные потери от доминирования в экономике частной собственности: в обществе начинают процветать индивидуализм,
стяжательство, накопительство, неуважение к честному труду, зависть к имущим.
Капитализация России, которая осуществляется в течение последних
15 лет, со всей очевидностью показала, что переоценка роли частной собственности в реформировании экономики приводит к развалу носителей.
Оптимальным путем развития экономики является культивирование смешанной собственности. Сферу услуг, торговли, сельского хозяйства эффективнее развивать на базе частной собственности. Транспорт, связь, топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы – на основе государственной собственности.
Производственные отношения необходимо рассматривать в органической связи с производительными силами общества.
Производительные силы – это люди с их умениями и навыками, обладающие орудиями и средствами труда и источниками энергии. Во взаимодействии производительных сил и производительных отношений развитие и тех и других идет неодинаковыми темпами. Суть этого явления выражает общесоциологический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру производственных сил. Этот закон сформулировал Карл
Маркс, и он гласит, что изменение производительных сил обусловливает изменение производственных отношений, которые, в свою очередь, воздействуют на производительные силы, создавая простор для их развития или, наоборот, выступая в роли его тормоза.
Следовательно, производительные силы являются самой подвижной частью материального производства.
Современное развитие производства обусловлено компьютерной революцией, которая подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному, или информационному обществу. Его параметры еще во многом не ясны, но уже сейчас можно сказать, что информационное общество предусматривает:
– создание социально-информационной структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу обслуживания, образование, науку и т.д.;
– интеллектуализацию всех сфер жизни и превращение информации в такой же важный ресурс общества, как вещество и энергия;
– развитие сетей коммуникаций, через которые люди будут решать свои профессиональные и личные проблемы;
– трансформацию информационной деятельности в самую большую отрасль человеческой деятельности.
Становление постиндустриального общества происходит не равномерно. В развитых странах оно совершается быстрыми темпами и широкомасштабно, в России идет лишь процесс создания его предпосылок, свидетельством чего является такой факт: в 2000 году количество компьютеров в России 6 млн., а в США – 140 млн.
Если между производительными силами и производственными отношениями происходит конфликт, он является основной причиной
революционной ситуации, когда верхи не могут управлять, а низы не хотят жить по старому (объективный фактор).
Но возможность социальной революции становится действительностью, если срабатывает субъективный фактор – способность революционных сил к решительными действиям, их сознательность и организованность.
2. Помимо производственных отношений материальную сторону общественного бытия образуют социальные отношения. Они являются системообразующим фактором в возникновении, функционировании и развитии общества. Они многообразны в силу разнообразия социальных общностей
(классовые, профессиональные, расовые, семейные, демографические, региональные, интернациональные и др.). Взаимосвязи между этими отношениями составляют содержание понятии «социальная структура».
Основные подходы к определению социальной структуры:
– классовый. Согласно ему все общество делится на большие группы-классы (как правило, собственников и не собственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит классовая борьба). Этот подход распространен в марксистской философии.
– стратификационный.
Согласно ему общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп
– профессиональных, демографических и т.д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой. Этот подход свойственен западной философии.
Генезис социальной структуры общества обусловлен типом социально- экономических отношений (род и племя в первобытном обществе, рабы и рабовладельцы в рабовладельческом обществе и т. д.).
Что касается постиндустриального общества, то классическое деление на два основных класса – буржуазию и наемных рабочих – требует уточнения и дополнения. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти, придают больший динамизм развитию структуры, дифференциации и, одновременно, интеграции ее составляющих.
Под воздействием этих процессов интенсивно формируются новый правящий класс – высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает «средний класс» (социальные слои среднего достатка), занимающий промежуточное положение между двумя названными классами
(мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму).
В современном обществе вызрели и увеличивают свое число маргинальные группы, включающие в свой состав людей, оказавшихся на обочине общества, вне его структурных подразделений. Маргинальный
статус во многих странах стал обычным явлением и нормой существования миллионов людей.
Индустриальное общество, образование мирового рынка создали условия для возникновения наций и национальных отношений. В первобытном обществе была семья, род, племя. Каждое из них отличалось слабым развитием территориально-экономических и культурных связей.
В рабовладельческом обществе в результате смешения племен и вытеснения кровно родственных связей на основе общности языка, территории и культуры возникла народность. Эта общность доминировала и в период феодализма.
При капитализме появляется нация, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры, психического склада, самосознания.
Понятие «нация» по своему объему уже понятия «этнос», и включает исторические общности, существовавшие и до нее: род, племя, народность.
Все они в той или иной степени продолжают существовать в нынешнее время (племена в Экваториальной Африке; тейпы в Чечне и др.).
Сегодня в связи с радикальными изменениями в национальных отношениях в научный лексикон вводятся два новых понятия: нация- государство и нация-этнос.
Нация-государство
– совокупность всех граждан государства независимо от их языка, культуры и т. п. (классический образец такой нации
– США).
Нация-этнос – постоянно проживающие или «рассеянные» (диаспоры) группы, у которых нет своей государственности, но имеется общий язык, культура, психология и другие особенности. Примером этнической нации могут служить поволжские немцы, 25 млн. русских, оказавшихся после распада СССР за пределами России.
В индустриальном обществе возникли две тенденции развития наций:
1. консолидация, стремление к объединению;
2. стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств.
Эти две противоположные тенденции на современном этапе приобретают свою специфику. Эта специфика заключается в обострении противоречия между стремлением наций к независимости и их включению в сложившиеся государственные образования, что порой вызывает серьезные политические и даже военные конфликты (Абхазия в Грузии, Чечня в
России, Косово в Югославии и др.).
3.
Помимо производственно-экономических, социальных отношений выделяют политические отношения. Это отношения между государством, социальными группами, классами и нациями, связанные с осуществлением власти. Однако эти отношения не ограничиваются государственно-властной сферой, они рассматривают свое влияние и на общественную деятельность, обеспечивающую стабильность развития
общества, разрешение социальных конфликтов, контроль за распределением ресурсов и благ.
Политическая система общества – это совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти.
Власть – в широком смысле – способность отдельной личности, социальной группы, политической партии, государства навязывать свою волю другим субъектам социального взаимодействия.
Элементы политической системы общества:
1. государство;
2. политические партии;
3. общественные организации;
4. профсоюзы;
5. иные институты.
Государство – главный элемент политической системы общества. Это особая политическая организация, система органов принуждения. Основные признаки государства: публичная власть, право, налоги, разделение людей по территориальному признаку.
Государство не тождественно гражданскому обществу, оно возвышается над ним поглощая и его, и индивида, ограничивая его возможности самоактуализации и саморазвития.
Типы государств определяются в зависимости от того, какой социальный класс стоит у власти. Выделяют рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое государство.
Государство может иметь различные формы, которые зависят от соотношения классовых сил, исторических и национальных традиций.
Формы правления характеризуют структуру высших органов. Наиболее распространены монархия (власть одного, передается по наследству) и республика (высшая власть принадлежит избираемым народом органам – народному собранию, парламенту, конгрессу и т.д.).
Формы государства – это характер взаимоотношений между центральной и местной властями. С этой точки зрения различают унитарные
(имеет единые высшие органы власти и единое законодательство, например,
Франция, Польша, Япония, Швеция; административно-территориальные единицы этого государства не имеют признаков государственности) и федеративные государства (наличие единого федеративного центра власти, единой денежной системы, армии, но административно-территориальные единицы могут выделяться по национальному, территориальному или другому признаку, например, США, Россия, Германия, Югославия и др.).
Один и тот же тип государства может иметь различные формы политического режима. Режим – метод осуществления государственной власти. Режимы делятся на авторитарные (тоталитарный и фашистский) и неавторитарные (демократический и либеральный).

Тоталитаризм отличается жестким всепроникающим государственным контролем над обществом и индивидом, командно-административными методами в управлении и политике, элитарной демократии для лиц, обладающих властью или приближенных к ней.
Фашистский режим – это полное отсутствие демократических свобод, открытая террористическая диктатура крупного капитала, культ главы государства (фюрера), крайняя степень шовинизма, милитаризация всех общественных структур и агрессивная
(вплоть до развязывания захватнических войн) внешняя политика.
В государстве с либеральным режимом управление осуществляет политическая элита, избираемая на регулярных, законных выборах.
Политическая власть не имеет права посягать на свободу личности, безопасность, собственность, свободу слова, совести и т. д. При этом режиме отдельный человек имеет приоритет перед обществом в целом или его институтами. Каждый человек ответственен за свою судьбу. Фундаментом прав и свобод в либеральном обществе является экономическая свобода.
При демократическом режиме власть принадлежит народу, который осуществляет ее через непосредственные и представительные органы. Для этого режима характерны разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, верховенство закона и равноправие перед ним всех граждан государства, а также система гарантирования прав и свобод.
Социальный опыт человека показывает, что наиболее совершенным политическим режимом является реальная демократия, т.к. она предусматривает действительно народное самоуправление, свободу и равенство.
Однако демократия в полном ее объеме до сих пор не была реализована ни в одном государстве. Не редко она, в конечном счете, сводилась либо к тоталитаризму, либо к анархизму. Это объясняется тем, что она воплощалась в жизнь в условиях отношений «господства и подчинения», когда правящий класс в борьбе за влияние на большинство не гнушался откровенной демагогией и обманом. Ярким доказательством этого являлась Россия в постсоветский период, когда причудливо сочетались ничем не ограниченная власть одного лица со вседозволенностью и деформированной демократией.
Функции государства:
– представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);
– регулятивная (поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);
– охранительная (охранять от внешней и внутренней угрозы);
– внешнеполитическая;
– интеграционная.
Всякое общество характеризуется социальной мобильностью. Это возможность перехода из одной социальной группы в другую (крестьянина –
в число рабочих, рабочего в число интеллигенции, интеллигента – в число предпринимателей и т. д.).
Социальная мобильность – основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.
С другой стороны, высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ, а также для любых обществ, находящихся в полосе революций или реформ (высочайший уровень мобильности в США, Японии, Италии; средний уровень – в Канаде,
Великобритании).
В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимозависимостью членов, силой традиций, «занятостью» мест в обществе
(Голландия, Швейцария, Дания).
Можно выделить следующие тенденции развития современного общества:
1) превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;
2) усложнение структуры, дробление страт до микро уровня – малых групп.

  1   2   3


написать администратору сайта