Главная страница

Тема Социальная философия


Скачать 235.26 Kb.
НазваниеТема Социальная философия
Дата12.12.2022
Размер235.26 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаtema_4 (1).pdf
ТипДокументы
#840981
страница2 из 3
1   2   3
Контроль
Раздел философии, изучающий наиболее общие мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества называется a. социальная философия b. социальная стратификация c. социальная динамика d. социальная статика e. социальная психология
Структуру общества и отдельных его слоев, систему признаков социальной дифференциации характеризует понятие a. социальная стратификация b. социальная философия c. социальная динамика d. социальная статика e. социальная мобильность
Важнейшим содержанием общественного бытия людей, согласно материалистическому пониманию истории является a. материальное производство b. духовное производство c. интеллектуальная деятельность d. научное творчество e. этические принципы
Относительно устойчивая социальная группа, имеющая общие интересы и ценности, например, крестьянство, пролетариат и др., обозначается понятием a. класс b. элемент c. коллектив d. структура e. слой

2.
Духовная сфера общественной жизни
Мы отметим, что функционирование и развитие общества характеризуются двумя сторонами: материальной и духовной.
Основные элементы духовной сферы общества:
1.
Общественное сознание – совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие.
2.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке, материальном и духовном мире.
3.
Духовные ценности, возникающие в результате духовной деятельности: например, моральные, религиозные устои, научные теории, художественные произведения.
4.
Духовные потребности.
5.
Духовные отношения – общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями.
6.
Индивидуальное сознание человека – восприятие им отдельных сторон бытия.
Общественное сознание имеет следующие уровни:
1.
Обыденное сознание. В его основе лежит здравый смысл и жизненный опыт. Оно схватывает, главным образом, внешнюю сторону явлений, их «кажимость».
2.
Научное (теоретическое) сознание. Это высшее обобщенное восприятия бытия. Это рационализированная система знаний, в которых отражается стремление людей осмыслить те или иные явления жизни в определенных понятиях.
3.
Отношения между обыденным и научным сознанием выражаются в общественной идеологии (система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, общественно-политический строй).
4.
Общественная психология охватывает массовидные психические процессы, состояния, явления, а именно: чувства, иллюзии, настроения, стрессы, паника, слухи, мода и т. п.
В отличие от общественной психологии, общественная идеология связана с логической сферой сознания, создается идеологами и формируется целенаправленно.
По способу осуществления социальных преобразований идеология делится на революционную и реформистскую. Первая представляет собой систему идей, обосновывающих коренную ломку общественных отношений, вторая
– доказывает необходимость обновления общества путем эволюционных изменений.
В зависимости от отношения к направлению общественного развития идеология может быть прогрессивной (идеология общечеловеческих
ценностей), реакционной (идеология фашизма) или консервативной
(религиозная идеология).
Идеологии могут различаться по адекватности отражения социальных процессов. В этом случае говорят от истинной или ложной идеологии.
Различают следующие формы (виды) общественного сознания:
1.
Политическое сознание содержит теории, взгляды, чувства и установки людей, отражающие политические отношении между социальными группами, политическими партиями, государствами, связанными с проблемой власти.
2.
Правовое сознание – система идей, обыденных взглядов, психологических форм, в которых выражается понимание места и роли права и правовых отношений в социуме.
3.
Эстетическое сознание характеризуется сложившимися представлениями людей о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом, возвышенном и низменном, выраженными в художественно- образной форме.
4.
Моральное сознание – сложившиеся в обществе оценки, идеалы, теории и эмоциональные переживания, связанные с пониманием добра и зла, должного и справедливого.
5.
Религиозное сознание включает совокупность догм и чувств, в которых отражаются отношения людей, основанные на вере в Бога.
В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то один, то другой вид общественного сознания (в
Средние века доминировало религиозное сознание, в Новое и Новейшее время – политическое сознание и наука).
Общественное сознание и образование
Все системы образования зависят от идеологии, т. к. последняя определяет цели, программу, содержание и технологию этой системы.
С помощью обучения и воспитания осуществляется «перевод» общественного сознания в индивидуальное. Суть этого «перевода» заключается в том, что определенное в языке, книгах, произведениях искусства и других духовных продуктах общественное сознание, распредмечивается, становится понятным индивидам и доступным для их практической деятельности.
Образование тесно связано с организацией эффективного взаимодействия общественного сознания со становящимся сознанием молодежи. Характерными особенностями этого сознания являются: способность быстро накапливать, суммировать и творчески перерабатывать знания, острота восприятия, критичность и активное усвоение социального опыта.
Образовательная деятельность строится главным образом на базе теоретического общественного сознания. Одним из важнейших требований к образованию является научность. Именно поэтому сердцевину содержания образования составляют естественные и гуманитарные науки.

Существует мнение, что высшее образование является не производителем духовных ценностей, а лишь их транслятором. Это мнение ошибочно. Во-первых, многие высшие учебные заведения выполняют функцию исследовательских центров, во-вторых, система образования не только готовит специалистов, но и создает новые способы освоения духовных ценностей, реализуемые в теории и в практической деятельности.
В образовательной деятельности учитывается также и тот факт, что в последневной жизни индивида требуются не только научные знания, но и
«здравый смысл». Поэтому в ней формируются умение пользоваться повседневным опытом, житейская сметка, трудовые навыки.
Человек, общество, природа
Проблема соотношения человека и природы, его места и роли в ней является одной из ключевых в философии. Древнеславянская этимология слова природа может быть раскрыта как нечто существующее при Роде – боге – творце всего феноменального мира. Поэтому природа тождественна здесь всему космосу или всему миру. Более узким является понимание природы как совокупной биосферы и литосферы Земли или еще уже – как только биосферы или всего живого на ней. Однако разграничение живого и неживого является довольно сложным вопросом. Если для Ф. Энгельса
(1820–1895) жизнь – это существование белковых тел (это определение и является классическим), то некоторые фантасты предполагали возможность жизни на кремниевой основе, во многих религиозных и философских системах живыми считались Земля, звезды, минералы. В современной науке живое определяют как нечто обладающее уникальностью, обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, саморегуляции, движению, приспособлению. Наверное, эти качества можно обнаружить и у небелковых структур. Совокупность же белковой жизни носит название биосферы. Под природой можно понимать еще и все несотворенное человеком (в том числе и его самого) в противоположность созданному человеком миру культуры.
Общество как совокупность людей объединенных и взаимодействующих на тех или иных основаниях понималось и объяснялось по-разному. Немецкий социолог Ф. Теннис (1855–1936) разделил это понятие на общность как совместное бытие и взаимодействие людей на основе общего языка, происхождения, мировоззрения, культуры и судьбы (примеры
– семья и народ) и собственно общество. Общество – это не семья, народ и государство, а продукт целенаправленной и рациональной совместной деятельности людей, объединенных на основе совместных интересов и договора, а не на основе общности. Это подразделение не случайно, ибо очевидно, что именно общество, а не общность, будучи исторически вторичным и более искусственным образованием потенциально более враждебно природе.
В философии человека нередко определяют не просто как часть природы (биосферы), а как часть природы, осознавшей себя и
превратившейся в сознательную по отношению к ней силу. Здесь находится зародыш потенциального конфликта человечества и природы, носящего, однако, по преимуществу субъективный характер. В прошлом человек не отделял себя от природы, а тем более не считал ее враждебной силой.
Современное человечество в значительной своей части отделяет себя от природы, пытается защититься от ее мнимой или ответной враждебности, выдвигает утопию искусственного технократического мира. Подобный разлад с природой в современных масштабах возник исторически относительно недавно и существует около ста лет. Паразитическая и часто бессмысленно деструктивная позиция человечества по отношению к природе уже угрожает самому его существованию: это и порча и исчерпание природной среды, на которой паразитирует техносфера, которая, однако, не в состоянии ни воспроизвести, ни заменить биосферу во всей ее сложности и объеме; экологические катастрофы, разлад естественных природных механизмов самоорганизации природы, угрожающий человечеству «ударом возмездия», резкое обеднение биосферы, выражающееся в значительном сокращении разнообразия ее видов при размножении вредителей и паразитов и т. п. Противоречие возникает и между человеком как частью биосферы и многими проявлениями культуры, враждебными ему самому, так что возникает необходимость вести речь об экологии человека.
Отношение человека к природе было неодинаковым. Для одних религий и философий она позитивный и даже священный феномен, для других – нет. В язычестве (индуизм, неоплатонизм) природа рассматривалась как эманация, «сгущение» Бога, который был растворен в природе
(пантеизм), а потому была благодатна и священна. Подобная установка создавала экологичное, природосберегающее отношение к миру, защищала его от чрезмерной эксплуатации и разрушения. Этот подход проявлен в зороастризме, шаманизме, во многих философских учениях, например у Ф.
Шеллинга (1775–1854) и А. Бергсона (1859–1941).
Противоположный подход к природе впервые проявился в иудаизме.
Здесь природа тоже творение Бога, но она бесконечно далека от него, не божественна, безблагодатна и не священна. Таким же здесь представляется и человек, но в отличие от природы он высшее, особое, «богоизбранное» творение и господин природы. Этот подход в смягченном виде был воспринят христианством, а позднее воспроизведен в генетически и идейно связанных с этими религиями философии, науке и массовой светской культуре. Эти установки нашли свое закономерное выражение в суровом средневековом аскетизме, идеях покорения природы Ф. Бэкона (1561–1626), в образе гетевского Фауста, продавшего душу Мефистофелю и нашедшего конечную мудрость и единственное достойное занятие в бесконечной техногенной деятельности и борьбе с природной стихией (во всех остальных занятиях он предварительно успел разочароваться), революционно- технократическом утопизме К. Маркса и современных технократов Ж.
Аттали, Д. Белла, З. Бжезинского. «Человек грядущего тысячелетия позволит потреблять себя кусок за куском в рыночном смысле этого слова. Таким
образом, он приобщится … к культу индустриального каннибализма», – писал Ж. Аттали в начале 1990-х годов.
В.И. Вернадский (1863–1945) выдвигал идею замены биосферы ноосферой – сферой разума, заключающуюся в интеграции природы и техники под управлением человека.
Подобное хозяйственно- технократическое отношение к миру предполагает замену бессознательного роста сознательным воспроизведением, превращение всего дарового и инстинктивного в платное, трудовое и сознательное, замену всего естественного искусственным. Именно отсюда исходит теория и практика клонирования, пищевых добавок, генетически модифицированных продуктов, технического контроля над людьми, терминаторов-киборгов и т.п.
Воодушевленные ветхозаветным пафосом господства человека над природой, технократы хотят создать полностью искусственный, а, следовательно, и тотально подконтрольный им мир, на что обращали внимание, в частности М. Хайдеггер и Г. Маркузе. С их точки зрения природа если и имеет право на существование, то только как искусственно воссозданная ими, хотя возможно уже только в компьютерах. Проекты создания ноосферы реально реализуются в форме планов З. Бжезинского, Д.
Белла и Ж. Аттали. Согласно этим проектам и природа и человек, по крайней мере, в его нынешнем виде должны исчезнуть. Поэтому экологические проблемы без отказа от этой линии развития и ее критики неразрешимы и будут в перспективе только усугубляться.
Перспектива общества реализующего этот проект показана в известном кинофильме «Матрица».
Суть этой перспективы в том, что техника будучи не производящей, а только потребляющей и перерабатывающей силой, после исчерпания природных ресурсов начнет выкачивать энергию из потомков своих создателей, погрузив их предварительно в пожизненную виртуальную иллюзию.
Возможно, они даже добровольно согласятся на подобную перспективу из-за собственной глупости.
Главная проблема экологических проблем заключается в том, что они не решаются. Решение этих проблем осуществляется в основном на словах, а на практике реализуется описанный выше сценарий. По мнению ряда аналитиков «оптимизационная ориентация нового мироустройства по своей внутренней логике не может сделать экологический фактор приоритетным.
По этой причине, экологические тенденции в определенный момент, вероятно, войдут в жесткое противоречие с доминирующими в условиях
«нового мирового порядка» геополитическими и стратегическими трендами.
Экологизм, как самостоятельная цивилизационная тенденция представляет собой альтернативу по отношению к вырисовывающейся общей модели мира будущего.
Таковы перспективы современной экологической деятельности, включающей в себя материальную, которая должна быть направлена на улучшение окружающей среды и духовную, которая должна заключаться в изменении деструктивных стереотипов отношения к природе, воспитании разумных потребностей, любви к природе как части экологического
сознания, совершенствовании природоохранного законодательства и проведении соответствующей политики.
Экологические проблемы имеют две основные предпосылки: объективную и субъективную. Объективной и окончательно, видимо, неустранимой их предпосылкой является необходимость для человека и общества получать энергию и материалы из природы для своей жизнедеятельности. Полностью отказаться от этого, видимо, нельзя, поэтому
вопрос заключается в том, что, сколько и как брать от природы и что
давать ей взамен. Современное человечество берет от природы далеко не все и часто совсем не то, что следовало бы брать: так мало используются экологически чистые источники энергии (Солнца, ветра и т.п.), но в огромных количествах потребляются токсичные нефть, уголь и т.п.
Современное общество берет у природы слишком много, хищнически и неэффективно, а взамен возвращает природе отходы, которые та не в состоянии полноценно переработать. По этим параметрам современный мир явно уступает древнему миру, что подтверждает тезис о его деградации в этом аспекте. Резервы для решения этих проблем, безусловно, есть.
Другой объективной предпосылкой антиэкологизма является наличие в природе враждебных и опасных для человечества существ и сил. Парадокс здесь состоит в том, что хотя за последние столетия человеком уничтожены сотни безвредных для него видов животных и растений, но почему-то не произошло вымирания мышей, крыс, комаров, мух, тараканов, ядовитых грибов, болезнетворных бактерий, вирусов, и прочих паразитов. Более того, скорее многие из них только размножаются, занимая места своих безвредных природных врагов и конкурентов.
Субъективные предпосылки экологических проблем уже были отчасти рассмотрены выше и заключаются в антиприродных и антиэкологичных стереотипах мышления и поведения.
Это властно-потребительское отношение к природе, антропоцентрический эгоизм, одержимость экономикой, вещизмом, стяжательством, появление ложных потребностей
(алкоголь, табак, наркотики, роскошь), глупость, недальновидность, бескультурье, безнравственность, агрессивность, манипулятивное влияние
СМИ, особенно рекламы. Показательно, что эти антиэкологические установки и стереотипы проявляются не только по отношению к природе, но по отношению к обществу и самому себе. Трудно ожидать любви к природе от подростка, прокалывающего себе уши и язык, также как и чистоты от мусорящих в лесу.
Поэтому без работы над собой экологические проблемы неразрешимы.

Контроль
Систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий и т.д. a. наука b. искусство c. религия d. мифология
Вид духовного производства, а также результаты деятельности в области эстетического освоения мира. a. искусство b. наука c. религия d. мифология
Сознание людей, как отражение их общественного бытия в ходе общественной практики, различных видов их социальной деятельности. a. общественное b. личностное c. индивидуальное d. коллективное e. классовое
Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре называется a. социальная мобильность b. социальная стратификация c. социальная философия d. социальная динамика e. социальная статика

3.
Природные основы общественной жизни
Проблема взаимодействия общества и природы издавна занимала умы естествоиспытателей и философов, но особенно актуальной стала она в наши дни, для которых характерно стремительное развитие науки и техники, расширение и усиление антропогенного и техногенного давления на природу, обрекающее ее на деградацию и разрушение. Процессы экологической деградации приобретают характер глобального экологического кризиса, который ставит под вопрос дальнейшее существование цивилизации. Вопрос
Гамлета в этом смысле – «быть или не быть» человечеству приобрел планетарное значение. Вопрос о сохранении природы становится вопросом о выживании человечества. Эта проблема перешагнула рамки национальных хозяйств и решение ее возможно материально-техническими усилиями в планетарном масштабе в интересах самого же общества.
Понятие природы и общества.
При изучении такой сложной проблемы, как взаимодействие общества и природы, необходимо рассмотреть, прежде всего, эти основные понятия, а также исходить из того, что природа выступает в качестве предпосылки и условия развития общества.
Общество – это обособившаяся часть природы, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Это не простая совокупность составляющих его индивидов, а особый естественноисторический социальный организм, возникший в процессе обмена веществ между человеком и природой и имеющий сложную структуру, основными элементами которой являются материальное и духовное производство.
Природа – это объективный, независимый от общества мир, такая материальная среда, которая представляет собой совокупность естественных условий существования человечества. Природа вечна и бесконечна, общество же ограничено во времени своей историей, а в пространстве – планетой
Земля.
Природа и общество – две реальности, которые находятся в постоянном взаимодействии. При этом природа первична, изначальна, а общество вторично, производно от нее, в то же время неразрывно связано с ней и зависимо от нее. Эта зависимость проявляется, во-первых, генетически
– природа во времени предшествует обществу и на известной ступени развития порождает условия для его возникновения; во-вторых, фактически на каждом данном этапе человек «вырывает», по выражению К. Маркса, те вещества из природы, которые ему требуются для отправления естественных функций.

1   2   3


написать администратору сайта