Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ

  • Тема Социальные отношения


    Скачать 0.55 Mb.
    НазваниеТема Социальные отношения
    Дата10.11.2022
    Размер0.55 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаkonspekt_tema_4_socialnye_otnosheniya.pdf
    ТипДокументы
    #782079
    страница2 из 4
    1   2   3   4
    2. СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
    Поведение — процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активности. К поведению относятся поступки в рамках любой деятельности человека и любой формы его общения с другими людьми.
    Несколько иным по сущности выступает социальное поведение.
    Этим термином обозначается образ жизни и действий большого количества людей, оказывающий существенное влияние на социальную жизнь и стабильность общества. Субъектами социального поведения выступают массы, публика, толпа и, в некоторых случаях, отдельные индивиды и их межличностные объединения (семья, круг друзей и др.).
    Массой называют большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку. В соответствии с политической и экономической ситуацией число людей, составляющих массу, может быть больше или меньше, но никогда не может отсутствовать. Такие люди политически нейтральны, довольствуются
    своим положением, не присоединяются ни к одной партии и почти никогда не ходят на выборы.
    Несколько иным смыслом наделено понятие «народные массы».
    Им обозначают наличие в обществе трудящегося большинства, которое в ряде случаев, например, в периоды политической нестабильности, становится движущей силой социального прогресса.
    Толпа — это внешне неорганизованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания. Толпа отличается активностью и высокой степенью конформизма, т.е. легко поддается внушению.
    Выделяют случайную, экспрессивную, конвенциональную и действующую виды толпы. Случайную толпу составляют люди, собравшиеся, например, около места происшествия. Экспрессивная толпа представляет собой группу людей, совместно выражающих радость или горе, гнев или протест. Под конвенциональной толпой понимается группа людей, поведение которых укладывается в установленные для определенных ситуаций нормы, но выходит за рамки обычного поведения, например, неистовствуют фанаты на концерте. Действующая толпа — это группа людей, осуществляющая активные действия в отношении конкретного объекта. Она подразделяется на агрессивную, спасающуюся, стяжательскую и экстатическую. Агрессивную, например, представляет толпа погромщиков. Спасающаяся толпа объединяет людей, находящихся в состоянии паники. Стяжательская — это мародеры, а экстатическая — доведенная до исступления в результате каких-либо ритуалов.
    Публика — это большая группа людей, складывающаяся на основе их общих интересов, без какой-либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы.
    Публика возникает вместе с появлением предмета общего внимания.
    Им может быть событие, личность, научное открытие, предмет искусства и т.д. В отличие от толпы для публики возможны элементы рациональной дискуссии, критики и борьбы мнений.
    К разновидностям социального поведения относятся социальные движения, коллективное поведение и социальное поведение личности.
    Социальные движения — это массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленные на обеспечение
    групповых или общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам. В зависимости от целей и характера социальных перемен, к которым они стремятся, социальные движения могут быть нескольких видов.
    Политические движения выражают требования по отношению к государству. Они могут переходить от мирного выражения своих требований к решительным действиям в виде пропаганды своих взглядов, призывов к сопротивлению власти и даже восстаний.
    Утопические движения ставят целью создание идеальных общественных систем. Движения реформ выступают за проведение преобразований мирным путем. Революционные движения стремятся к установлению нового социального порядка путем разрушения прежнего социального строя.
    Консервативные движения противодействуют всяческим преобразованиям.
    Социальные движения часто возникают в связи с недовольством существующими порядками. В среде движения формируется идеология, выражающая систему взглядов, ценностей, целей и способов их достижения. Кроме того, любому движению необходим лидер, имеющий сторонников, которые, объединившись, образуют организацию. В стабильных обществах социальные движения возникают редко, в нестабильных — часто.
    Коллективное поведение — это массовые, непредсказуемые реакции людей на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Чаще всего коллективное поведение проявляется в толпе.
    Человек, попадая в толпу, заражается ее страстями. Происходит психическое объединение людей на «стадном» уровне, вследствие чего создается однородная масса. Такая толпа легко поддается влиянию, ею просто манипулировать, создавая эмоционально накаленную атмосферу.
    Социальное поведение личности — это внешне наблюдаемые поступки, действия индивидов в определенной последовательности, так или иначе затрагивающие интересы других людей, их групп, всего общества. Человеческое поведение приобретает социальный смысл, когда они включено в общение с другими людьми. Социальное поведение личности всегда разумно и обдуманно. На него оказывают влияние отношение человека к себе, к окружающим, к обществу, предрасположенность и готовность к активной деятельности. Все это
    называется социальной установкой. В зависимости от смены ситуации может меняться и социальная установка.
    Поведение людей, не соответствующее общепринятым ценностям и нормам, называется девиантным (отклоняющимся) поведением. Девиантное поведение может иметь как негативный, так и позитивный характер. Первый проявляется в стремлении нарушить функционирование социальной системы, а второй — в стремлении ее совершенствовать. Чтобы определить сущность девиантного поведения, нужно четко выделить все его составляющие. Это, во- первых, человек, совершающий поступок, во-вторых, нормы (правила), которые нарушены, и в-третьих, группа людей или все общество, реагирующие на поведение.
    Выделяется пять типов поведения: конформизм, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж. Из них только конформизм не является девиацией. Все другие относятся к разновидностям девиантного поведения.
    Конформизм (подчинение) означает приятие ценностей данной социальной общности, даже путем отказа от собственных убеждений.
    Индивид часто подчиняется мнению большинства, хотя внутренне может быть с ним не согласен. Инновация (нововведение) выражается в приятии целей группы, но неприятии средств их достижения.
    Ритуализм (от слова «ритуал») выражается в неприятии целей, но приятии средств достижения этих целей. Ретритизм (уход) проявляется в полном отрицании ценностей, целей и средств, принятых в данном обществе. При этом индивид стремится обособиться от общества,
    «уйти в себя». Мятеж выражается в полном отрицании провозглашаемых обществом ценностей, целей и средств и попытке заменить их на новые, установить новый социальный порядок.
    Причины девиантного поведения некоторые теории объясняют с точки зрения биологических, психологических и социологических факторов. Биологический подход указывает на врожденную предрасположенность человека к совершению девиантных поступков, психологический — объясняет девиантное поведение различными отклонениями в психическом развитии, социологический — учитывает влияние социальных и культурных факторов.
    Отсутствие отклонений в поведении субъектов способствует становлению в обществе социального порядка, который представляет
    систему, включающую взаимоотношения индивидов, правила поведения, способствующие выполнению различных видов деятельности. Нормальному функционированию общества и установлению в нем социального порядка способствует социальный контроль, который обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих общество элементов посредством нормативного регулирования, включающего социальные нормы (правила) и санкции
    (поощрения и наказания).
    Социальный контроль бывает формальным и неформальным. формальный контроль осуществляют государственные организации посредством методов изоляции, обособления и реабилитации.
    Изоляция имеет целью устранение контактов индивида с обществом и применяется к лицам, совершившим преступление. Обособление — это также прекращение контактов индивида с другими людьми, но на ограниченный срок, с перспективой его возвращения в общество, например, арест. Реабилитация — это подготовка девианта к возвращению в общество и выполнению необходимых социальных ролей.
    Неформальный контроль характерен для небольших групп. Он проявляется как в поощрении, так и в критике, насмешках над девиантом и даже изгнании его из группы. К типам неформального контроля относятся социальные вознаграждения, наказание, убеждение и переоценка норм. Социальные вознаграждения выражаются в одобрении поведения человека. Наказание отражает недовольство поведением девианта и выражается в высказываниях, угрозах или в физическом воздействии. Убеждение — это речевое воздействие на человека с целью предотвращения девиантного поведения. Переоценка норм происходит тогда, когда поведение, считавшееся девиантным, может оцениваться как нормальное.
    Социальный контроль связан с социализацией, в ходе которой люди усваивают необходимые для общества образцы поведения. Часто человек даже не задумывается о сущности своего поведения, так как реализует его на уровне привычки. Он сам отбирает для себя образцы поведения, соответствующие общепринятым нормам. Кроме этого, человек, включенный в ту или иную группу, испытывает на себе ее воздействие и в связи с этим не позволяет себе совершать девиантные поступки.

    Разновидностью социального поведения выступает социальный конфликт. Он представляет собой процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами. Социальный конфликт — это сложное "явление, имеющее в каждом конкретном случае свои особенности. Тем не менее в протекании любого конфликта можно выделить три стадии — предконфликтную, непосредственно конфликт и его разрешение.
    Предконфликтная стадия может быть довольно продолжительной. В ходе нее накапливаются противоречия, нагнетается эмоциональное напряжение, определяется объект конфликта, т.е. то явление, предмет, отношение и т.д., которое одинаково высоко ценится обеими конфликтующими сторонами. На этой стадии возможно разрешение ситуации мирным путем, без воздействия на соперника. В случае понимания обеими сторонами неизбежности столкновения, они стремятся выяснить слабые места друг друга и выработать стратегию своих действий.
    На второй стадии стороны переходят к активным враждебным действиям. Они могут носить характер открытого столкновения, а могут содержать скрытые от противника акции, имеющие целью навязать ему определенный образ поведения.
    Стадия разрешения конфликта связана с прекращением враждебных действий сторон в связи с устранением причин конфликта.
    Если причины не устранены, а участники конфликта прекратили активные действия по отношению друг к другу, то в этом случае можно говорить только о приостановлении конфликта.
    Способы разрешения конфликта могут быть различны.
    Конфликтующие стороны могут сесть за стол переговоров и прийти к соглашению, предусматривающему приемлемые для обеих сторон условия. Если соглашение достигается путем взаимных уступок, то говорят о компромиссе. В тех случаях, когда стороны не хотят идти на уступки и даже начинать переговорный процесс, не желая показать свою слабость, можно прибегнуть к посредничеству, т. е. участию в разрешении конфликта третьей, незаинтересованной в результатах и объекте конфликта, стороны. Такой способ часто применяется при разрешении политических конфликтов. Наконец, более сильная сторона может применить силу к более слабой стороне и принудить ее к признанию своей правоты.

    Существует множество видов конфликтов. Так, в зависимости от числа субъектов выделяют внутриличностные, межличностные и социальные конфликты. Внутриличностные конфликты происходят в сознании человека, когда ему необходимо принять то или иное решение. Выбор в некоторых случаях может быть очень сложным.
    Часто человеку приходится выбирать между тем, что сделать необходимо, и тем, что хочется. В принятии решения большую роль играет сила воли человека. Межличностные конфликты — это столкновение двух и более людей. Объекты такого конфликта отличаются большим многообразием. Особенностью же является то, что люди, участвующие в конфликте, непосредственно взаимодействуют друг с другом. Социальные конфликты происходят между группами людей. При этом не обязателен непосредственный личный контакт между членами противоборствующих групп. Примеры социальных конфликтов — восстания и революции.
    В зависимости от сферы, в которой протекает конфликт, различают политические, экономические, социальные, культурные, этнические и религиозные конфликты. Политические конфликты возникают между властными субъектами. Это могут быть государства, имеющие определенные интересы на международной арене. Внутри страны — это различные политические силы, например, партии, профсоюзы, государственные органы и др. Экономические конфликты возникают между субъектами экономической деятельности по поводу распределения ресурсов и рынков сбыта. Социальные конфликты, как отмечалось выше, возникают между различными социальными группами по поводу распределения материальных и духовных благ и участия в осуществлении власти. Культурные конфликты возникают между приверженцами разных культурных ценностей (например, по поводу направления в музыке, литературе, искусстве, которое неодинаково оценивается участниками конфликта). Этнические конфликты проявляются в противоборстве разных этнических групп.
    Они могут носить политическую, экономическую, социальную окраску, но в любом случае в основе конфликта лежит неприязнь к представителям другой нации. В некоторых случаях этнические конфликты пересекаются с религиозными, представляющими собой столкновение разных конфессий по поводу вопросов религии. Эти конфликты могут носить характер богословского спора, но история знает примеры силовых мер по насаждению среди «неверных»
    «истинной» веры.

    Указанные виды конфликтов не исчерпывают всех подходов к их классификации. Можно выделить такие конфликты, как война, конфронтация, дискуссия, драка и т.д. Но опыт убеждает нас в том, что каким бы ни был конфликт, всегда найдутся цивилизованные способы разрешить его мирным путем.
    Вопросы для самопроверки:
    1.
    Чем различаются понятия «поведение» и «социальное поведение»?
    2.
    Кто является субъектом социального поведения?
    3.
    Какие разновидности социального поведения существуют?
    4.
    Какое поведение получило название девиантное?
    5.
    Какие типы поведения существуют? Какие из них относятся к разновидностям девиантного поведения?
    Охарактеризуйте их.
    6.
    В чем состоят причины девиантного поведения?
    7.
    Какие условия способствуют становлению социального порядка в обществе?
    8.
    Какую роль в этом играет социальный контроль?
    9.
    Что такое социальный конфликт? Каковы его стадии?
    10.
    Приведите классификацию конфликтов.
    3. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
    Социальная общность — это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса.
    Она представляет собой устойчивую совокупность людей, имеющих одинаковый образ жизни, общность социальных норм и ценностей.
    Социальные общности складываются в ходе объективного общественного развития, совместной человеческой жизнедеятельности. Общности образуются на разной объективной основе: производственной, классовой, профессиональной. Особым критерием выделения социальной общности выступает этническая
    (национальная) принадлежность.
    Этнос (этническая общность) — это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем,
    народностью, нацией. Признаками этноса выступают общность территории, на которой происходило взаимодействие людей и формирование общности, единый язык общения, культурное единство, проявляющееся в общих традициях, ценностях, религии, искусстве и т.д., единство хозяйственной деятельности и этническое самосознание, выражающееся в понимании единства своей общности и противопоставлении себя другим, «чужим» этносам.
    Термин «этническая общность» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов, например, славянская этническая общность. Тем не менее понятие
    «народ» не имеет пока четкого научного определения. Им обозначают и население (российский народ), и нацию (русский, украинский и т.д. народ), и людей низших социальных групп (простой народ). На сегодняшний день в науке утвердилось мнение о существовании четырех исторических типах этноса — это род, племя, народность, нация.
    Род — это основанное на кровном родстве объединение людей, ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы. Род (родовая община)
    — наиболее древняя этническая общность. Он возник в рамках первобытнообщинного строя и объединял более или менее близких родственников в их совместной хозяйственной деятельности и противостоянии силам природы.
    По мере увеличения численности населения, перемещения и взаимодействия родов они стали объединяться в племена. Племя характеризуется общностью территории, доминирующим языком, более четко определенной организацией власти (вождь, совет старейшин и т.д.). Именно в рамках племенной организации активизируются процессы формирования властных структур и классообразования.
    Усиление взаимодействия племен, их объединение в союзы, формирование властной управленческой верхушки приводит, в конечном счете, к образованию государства, которое, объединяя территории родственных племен, объективно способствует становлению народности.
    Народность занимает большую, в отличие от племени, территорию. Государство, образуемое представителями той или иной
    этнической группы, может включать в себя и другие этнические образования. Так, восточнославянские племена объединились в древнерусскую народность со своей государственностью. В то же время в состав древнерусского государства входили представители и других этнических групп: финно-угорские племена, некоторые кочевые племена, осевшие на южных рубежах Руси, и др. В рамках древнерусского государства происходил процесс становления национального самосознания, особенно усилившийся с принятием христианства.
    Становление народности — важный этап развития этноса. В то же время — это неустойчивое образование. На определенном этапе развития феодальных отношений наступает период раздробленности, т.е. обособления окраин раннефеодального государства от центра. На территории ранее единого государства образуется масса мелких государств (княжеств, графств, герцогств и т.д.), население которых создает свои особые образцы культуры, диалекты языка, способы хозяйственного взаимодействия.
    По мере преодоления раздробленности, объединения ранее самостоятельных земель вокруг единого центра формируются единые централизованные государства, в рамках которых создается новый тип этноса — нация.
    Нация исторически складывается на определенной территории на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности, развитого национального самосознания. Процесс становления наций проходил в разные исторические периоды.
    Формирование родственных русской, украинской, белорусской наций осуществлялось постепенно в XIV—XVII вв. в рамках разных государств. Затем они объединяются в единое российское государство.
    А германская и итальянская нации оформились только во второй половине XIX в. — после создания Германской империи и единого итальянского государства.
    Принадлежность человека к той или иной нации обозначается термином «национальность». В многонациональном государстве она имеет большее значение даже в том случае, когда законом провозглашается принцип равенства наций. Титульная, т.е. более многочисленная нация, часто занимает — именно благодаря своей многочисленности — ведущее место в экономической и политической сферах.
    Однако современные демократические принципы,
    провозглашающие равенство наций, дают возможность самореализации и представителям национальных меньшинств.
    В настоящее время межнациональные отношения разделяют на отношения между национальными государствами и отношения между нациями в рамках одного многонационального государства.
    В первом случае межнациональные отношения приобретают политическую окраску и неотделимы от внешнеполитической деятельности. Во втором случае межнациональные отношения могут сочетаться с религиозными, экономическими, социальными вопросами.
    История знает немало примеров угнетения одной нации другой: украинцев и белорусов — поляками в период существования Речи
    Посполитой, ирландцев — англичанами, представителей балканских народов — турками и т.д. Россия всегда отличалась от других государств терпимым отношением к национальным меньшинствам. В нашей стране никогда не проводилось насильственной ассимиляции
    (поглощения одного народа другим) или насаждения доминирующей религии. Ограничения на национальной основе существовали до революции только по отношению к евреям, и то они носили, скорее, не национальный, а религиозный характер. Результатом взаимодействия народов России между собой стала аккультурация — усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.
    В мире и по сей день возникают конфликты на почве национальной неприязни. Причины их многообразны. Они могут быть связаны с несправедливым отношением одной нации к другой, с неравномерным распределением материальных и духовных благ, с дискриминацией (угнетением) или даже геноцидом (политикой уничтожения) национальных меньшинств. Не последнюю роль в развязывании национального конфликта играют предрассудки и стереотипы обыденного сознания людей.
    Отметим лишь некоторые проблемы межнациональных отношений современного мира.
    В настоящее время в США американские индейцы-аборигены проживают либо в городских гетто, либо в оставшихся в их владении резервациях, которые занимают 3% континентальной части штатов.

    Наряду с индейцами коренными жителями страны являются мексиканцы. Их численность составляет по различным подсчетам от 10 до 13 млн человек. Они населяют главным образом территории тех штатов, которые были в разное время отторгнуты от Мексики: в Техасе, в Нью-Мехико, Аризоне, Калифорнии, Колорадо. Вследствие проводимой в США политики мексиканцы, проживающие на своей исконной земле, утратили реальную возможность использовать свой родной испанский язык в области просвещения и суда.
    В течение тысячелетия не прекращается борьба за свои права валлийцев, шотландцев и ирландцев, населяющих Великобританию.
    Как известно, Уэльс потерял независимость с принятием Акта об унии
    1536 г. С независимостью Шотландии также было покончено в результате принятия Акта об унии в 1707 г. Не менее драматична судьба
    Ирландии. С целью ослабления национально-освободительного движения эта страна была расчленена на две части, вследствие чего было создано карликовое государство Северная Ирландия, попавшее под власть британской короны. Борьба ирландцев за свою независимость продолжается и поныне, и только с помощью военной мощи и интриг в разжигании религиозной розни между католиками и протестантами центральному правительству удается удерживать
    Северную Ирландию в составе своих владений.
    Остро стоит вопрос межнациональных отношений и в Канаде, состоящей из английской и французской (провинция Квебек) частей.
    Кроме того, в стране насчитывается около миллиона индейцев и метисов, которым отведены земли в резервациях и отдаленных северных районах. Политические силы Квебека в течение длительного времени ведут борьбу за отделение франкоговорящей провинции от
    Канады или предоставление Квебеку статуса автономии в рамках конфедерации, однако вопрос о признании
    Канады как двунационального государства остается открытым.
    Сложными остаются отношения фламандцев и валлонцев в
    Бельгии. Тревожат мировую общественность сообщения о фактах напряженности между басками и каталонцами в Испании. На Корсике усиливается движение за отделение ее от Франции. Долгие годы
    Африку раздирают межнациональные противоречия, выливающиеся в военные конфликты.
    Опыт межнациональных отношений в индустриально-развитых странах показывает, что проблемы в этой сфере требуют постоянного
    внимания и заботы со стороны государства. Они периодически обостряются, иногда до антагонизмов, и тогда разрешаются через вооруженные конфликты и даже национально-освободительные войны.
    В различных странах в настоящее время идет борьба за предоставление или расширение прав автономии той или иной нации или этнической группе, проживающей в среде более многочисленного этноса. В рамках западной демократии действуют партии, массовые общественные организации и движения, выступающие
    В защиту прав национальных меньшинств. Эти движения часто называются сепаратистскими, т.е. имеющими целью отделение от государства и создание своего национального государственного образования.
    Идеального решения национального вопроса, возможно, не существует. Периоды относительно благополучных отношений между разными нациями в одном государстве могут смениться в связи демографическими причинами, более быстрым ростом населения у ранее малой нации, у которой могут возникнуть потребности в увеличении территории проживания, в расширении представительства во властных структурах. В этих условиях возникает необходимость в корректировке государственной политики.
    В то же время сейчас ни в одной стране в законодательстве нет положения о праве выхода какой-либо нации из состава государства.
    Раньше такое положение существовало в Конституции СССР, оно было реализовано в 1991 г. В результате распада СССР за пределами России оказалась масса наших соотечественников, проживающих в бывших союзных республиках и оставшихся там на положении ущемленных в правах национальных меньшинств. Такая ситуация создала проблемы социального, экономического и политического характера. Многие семьи вынуждены были покинуть свое место жительства и переехать в
    Россию. До сих пор остро стоит проблема ущемления прав русского населения в Латвии, которая, несмотря на ее вступление в Европейское сообщество, продолжает проводить политику дискриминации.
    Объектом политики выступают все нации и социально- этнические группы, но в качестве субъектов политики — лишь те из них, которые имеют возможность и способны участвовать в политике на уровне государства, т.е. способны переводить свои общенациональные интересы в организованную инициативу в деле
    обустройства государства, формирования и воплощения в жизнь его политики. Это участие в политике может осуществляться и непосредственно, и через само государство.
    Наиболее эффективным выразителем интересов нации, как показывает опыт истории, выступает национальное государство. Но мононациональных государств на планете осталось мало, большинство
    — многонациональные. Некоторые из них до определенного исторического этапа своего развития оставались унитарными, где господствующими культурами были культуры государствообразующих наций. Вследствие революций или реформаторских преобразований некоторые нации и народности смогли получить государственность в рамках федеративного устройства.
    Практика показывает, что федерация представляет цивилизованную, прогрессивную, жизнеспособную форму жизнедеятельности наций. Дробление же государств по национальному признаку противоречит интересам экономики, успешному решению глобальных экологических проблем и не согласуется с интересами государствообразующих наций, положивших много сил на защиту безопасности своих государств, в том числе и проживающих в них малых народов. Однако новейшая история полна примеров борьбы различных национальностей за получение полной политической независимости или национальной автономии. Один из важнейших факторов, влияющих на процессы межэтнических отношений, на судьбу государств и международную политику, составляет этноцентризм — уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.
    Несомненно, любая нация исключительна, потому что у нее особенный язык, особенные обычаи, особенная история, особенные традиции, особенная кухня и т.д. Эту исключительность следует даже рассматривать как положительное явление. Но выпячивание своей исключительности и отвергание всего, что не связано с собственной национальной культурой, несомненно, способствует национальной разобщенности и вражде.
    Проявлением этноцентризма выступает национализм — идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды. Однако нельзя не согласиться с теми, кто считает, что национализм имеет различные значения, в том числе и положительное.

    В последнее время вполне справедливо словом «национализм» обозначают течение политической мысли, отражающее социальное движение патриотически настроенных людей, любящих свою нацию, в отличие от людей, равнодушных к судьбе своего народа и Отечества.
    Нельзя также отказывать в праве угнетенной нации бороться против своих угнетателей. В этих условиях национализм сплачивает нацию, формирует чувства патриотизма и гордости за свой народ, помогает организованной борьбе за свободу.
    Тем не менее от понятия «национализм» следует отличать понятие патриотизм, которое представляет собой убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему
    Отечеству. Патриотизм — это любовь к малой и большой Родине, к семье, школе, родителям, близким и далеким предкам, создавшим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю. Это — признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом. Патриотизм — это глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.
    Национализм в его положительных проявлениях — довольно редок. Чаще всего он порождает ненависть и вражду между народами.
    Национальная нетерпимость приводит к войнам, порабощению и истреблению людей. Крайней формой национализма выступает фашизм — идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению
    «неполноценных» наций. Установление фашизма в качестве государственной идеологии привело, как известно, к развязыванию
    Второй мировой войны и огромным человеческим жертвам.
    Чтобы предотвратить возникновение национальных конфликтов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от ее национальной принадлежности, способствовать повышению уровня политической культуры граждан и противодействовать всем проявлениям этноцентризма.
    Вопросы для самопроверки:
    1.
    Что такое этнос? Каковы его признаки?
    2.
    Какие типы этноса существуют? Чем они отличаются друг от друга?

    3.
    Какое значение имеет национальность? В каких условиях ее роль увеличивается, а в каких уменьшается?
    4.
    В чем проявляются межнациональные отношения?
    5.
    В чем состоят причины межнациональных конфликтов?
    Приведите примеры таких конфликтов.
    6.
    Какую роль должно играть государство в преодолении национальных противоречий?
    7.
    Что такое этноцентризм? Каковы его разновидности?
    8.
    В чем сходство и различие национализма и патриотизма?
    1   2   3   4


    написать администратору сайта