Главная страница

практическая работа по детской литературе. Тема Специфика детской литературы. Жанры детской литературы Основные особенности детской литературы


Скачать 51.36 Kb.
НазваниеТема Специфика детской литературы. Жанры детской литературы Основные особенности детской литературы
Анкорпрактическая работа по детской литературе
Дата18.11.2022
Размер51.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDetskaya_literatura.docx
ТипЗакон
#797301

1. Тема 1. Специфика детской литературы. Жанры детской литературы

Основные особенности детской литературы.

1.Слияние законов педагогики и искусства.

2.Четыри возрастные группы читателей;

Дошкольный возраст.

Младший школьный возраст.

Подростковый возраст.

Юношеский возраст.

3.Смещение границ жанра.

4.Художественное своеобразие произведений для детей: темы, герои, сюжеты, стилистические средства.




2.Жанры детской литературы.

1.Эпос 2.Лирика







сюжетность; движение души;

происшествие эволюция чувств и переживаний
3.Драма





Действие;

театральная тональность;

синтез слова и пантомимы





трагедия;

комедия;

3.Основные особенности детской литературы.

1.Стадиальный аспект понятия детская литература.

2.Стадия мирового литературного процесса.

3.Эпохи.


Тема 2. Фольклор в детской литературе. Сказка

1. Специфика детского фольклора. Классификация фольклорных произведений.


С


пецифика детского фольклора.




Считалки

скороговорки

поговорки

пословицы

загадки

2. Классификация фольклорных произведений.








роман сказка повесть








рассказ былины загадки








приговорки небылицы прибаутки
Тема 3

Литературная сказка 30-40-х годов XIX века. Сказки В.А. Жуковского, В.Ф. Одоевского, А. Погорельского

План

  1. Отличие литературной сказки от народной.

  2. Литературная сказка и фантастика.

  3. Классификация литературных сказок.

  4. Развитие русской литературной сказки


1. Отличие литературной сказки от народной.



Сказка





народная

Создатель-народ.

Форма -прозаическая

В


ыражено народное представление о героях.



литературная

Создатель-автор

Форма- стихотворение.

Выражено авторское отношение к героям.

Общие черты сказок.

Элементы сказок – это зачин, концовка ,вымысел, волшебство.
2Литературная сказка и фантастика.

Литературная сказка

Автор





Конкретное лицо

Форма




Создается в

письменной форме
2.Фантастика




Жанры фантастики





Научная фантастика

Фентези

Антиутопия

Космическая сага

Хоррор


3. Классификация литературных сказок.



Виды сказок



Волшебные

О животных

Бытовые

богатырские

По авторству

Литературные

народные



4.Развитие русской литературной сказки.


Сказка авторская




Содержание





построение

случай из жизни особенности композиций

характеры и поступки персонажей (основные части в сказке)

замысел автора

авторские приемы

(жанр сказки, речь персонажей)
Тема 4

Литературная сказка в ХХ веке и ее трансформация


Авторские сказки




1.Зависят от авторской фантазии

2.она может возникать из народной сказки

3. Предания, саги, легенды и даже пословицы
Тема 5

Жанр рассказа в литературе для детей ХІХ-ХХ вв.


1.Общая характеристика детской литературы ХІХ века


Традиции и новаторство в литературе для детей

Произведения Толстого в чтении детей

Мир детства в рассказах Чехова

Поэты серебряного века

Литература для детей


2.Русский рассказ для детей в ХІХ веке




Михаил Булгаков — Морфий




Иван Тургенев — Записки охотника




О.Генри — Рассказы




Максим Горький — Старуха Изергиль

3.Руская детская литература ХХ века.



Направление в литературе







Р еализм Модернизм


Символизм

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм




4.Рассказы русских писателей ХХ века



Пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад»

Пьеса М. Горького «На дне»

Эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»

Сборник рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» (1937-1944 гг.)

Поэму А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Роман «Доктор Живаго» (1945-1955 гг.)



Тема 6

Жанр автобиографической повести о детстве в русской литературе XIX – XX веков (С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, М. Горький, И. Шмелев, Б. Пастернак, В. Астафьев)


Жанры произведений Л.Толстого.





сказка

рассказ

б


асня




роман

повесть

былина




Жанры произведений Максима Горького






Философская драма

Трагедия

Любовная драма

Социальная драма



Тема 7

Советская классика для школьников: творчество А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Катаева, В. Каверина

Творчество аркадия Гайдара.

В своих произведениях он прославлял искреннюю дружбу и товарищество, что сделало его великим детским писателем – классиком.

За свою недолгую жизнь Гайдар успел написать не так много, все легко укладывается в однотомник. Произведения написанные им небольшие-это рассказы или повести.

Рассказ «Школа»

«Чук и Гек»

2судьба барабанщика»

«Судьба барабанщика»

« Голубая чашка»


2.Творчество Л. Кассиля
Многие из этих книг посвящены будням Великой Отечественной войне хорошо знакомым Кассилю по собственному опыту военного корреспондента и детям на фронте и в тылу.

3. Творчество В. Катаева

Отличает широкий творческий диапазон, темы его произведений: борьба с мещанством (пьеса «Квадратура круга», 1928), строительство социализма (роман «Время, вперед!»,1932), история революции (повесть «Белеет парус одинокий» из тетралогии «Волны Черного моря», 1936/1961), судьба мальчика во время Великой Отечественной войны .



«Сын полка»

«Цветик – семи цветик»

«Белеет парус одинокий»

«Дудочка и кувшинчик»



3.Творчество В. Каверина



Творчество. Псевдоним Каверин писатель позаимствовал у приятеля А.С. Пушкина, образ которого под этой фамилией появился в романе «Евгений Онегин». С настоящим Кавериным, гусаром и дуэлянтом, Вениамина роднила прямота и неприятие любых компромиссов. Творчество Каверина начиналось со знакомства с поэтами, попыток рифмования, участия в семинарах. Когда Дом литераторов объявил конкурс, он отважился подать свой рассказ «Одиннадцатая аксиома» и, неожиданно для себя, получил за него премию. Это первое произведение было отмечено М. Горьким.


«Два капитана»

«Перед зеркалом»

« Два капитана. 2 том»

«Эпилог»



Тема 8

Художественные особенности лирики для детей. Классическая русская поэзия детям. Русская поэзия для детей в ХХ веке

Детская поэзия ХІХ века

Поэзия А.С.Пушкина в нравственном и эстетическом воспита­нии.

Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин внес огромный вклад в развитие русской поэзии и литературы. Его произведения служат педагогам средством нравственного и эстетического воспитания детей школьного возраста.

Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят детей с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов – трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях »

«Капитанская дочка»

«Дубровский»

«Медный всадник»

Детская поэзия ХХ века

И.А. Бунин

По словам писателя, его детские воспоминания были связаны с Пушкиным, стихи которого в доме читали вслух все — и родители, и братья.

Детство становится для Бунина одной из ключевых опор, придающих прочность существованию, многомерность поэзии.

Когда Бунин обращается к памяти детства, даже символика народных преданий не используется им в мрачных тонах, хотя он не отказывается при исследовании детства от оппозиций жизни и смерти, радости и страха, одиночества и слитности с миром и прочих.

Мир ребенка в поэзии Бунина, давно и прочно вошедшей в детское чтение, — цельное, родственное всему универсуму явление; детство, отрочество, юность для него — не пройденные и забытые периоды, наивные с точки зрения взрослого, а истоки самого себя, непреходящая ценность памяти детства.

В поэзии Бунина возникает оппозиция «детское — взрослое», в которой детское символизирует истинное, важное, близкое к природе, а взрослое — надуманное, искусственное, потерявшее связь с исконно необходимым.

Повесть «Деревня»

Повесть «Суходол»

Роман «Жизнь Арсеньева»

«Темные аллеи»



С.А. Есенин
Наиболее значительные произведения Есенина созданы в 1920-е годы. Здесь он поэт–философ, в своих стихах рассуждающий о вечных проблемах человеческого бытия и своей Родины. Но все отчетливей проступают в данных строках приметы другой – каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах».

Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению и осмыслению себя. Но больше стало в строках драматических оттенков, а эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Тематика произведений — его стихи начали хвалить, чрезмерно и неискренне, как умеют хвалить лицемеры и завистники».

Самые известные книги поэта Стихотворения и поэмы (сборник) (2016), Черный человек (1993), Анна Снегина (2010).

Основная же тематика его работ – это Родина, любовь к ней, революция, место человека в этой жизни, а также любовь, природа и русские пейзажи.

Все стихи Сергея Есенина в одном месте: о любви, о природе. Именно поэтому его произведения так горячо полюбились читателям.

«Русь уходящая»

«Пугачев»

«Письмо к женщине»


К.И. Чуковский- его произведения.

«Муха цокотуха»

«Крокодил»

«Мойдодыр»

«Федорино горе»

«Айболит»


В.В. Маяковский

1918-1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором.

Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка», вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.

После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине, зал аплодировал 20 минут, на этом постановке присутствовал Сталин.

Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.

Раннее творчество Маяковского имеет антибуржуазную направленность. Поэту противны покорность, сытость, мещанство. Не приемля мир, современный ему, Маяковский переносит свои чувства и на человека.

В дореволюционных стихах Маяковского нет ни сочувствия, ни сострадания «маленькому» человеку. У обрюзгшего обывателя только тело большое — туша, а все остальное: душонка, страстишки, любвишки — мелкое. Утопическое воображение Маяковского лишь в будущем видит «нового», «идеального» человека. Этот человек наново пересоздаст мир, в котором все будет иное: природа, города, искусство, мораль. Маяковский связывал понятие о новом мире с образом человека-титана, свободного от прошлого.

В трагедии «Владимир Маяковский» он пишет о «себе, любимом», потому взволнованность не декларативна, искренность — не притворна. Образ страдающего человека обретает поэтическое завершение в поэмах «Человек» и «Облако в штанах». Источником страданий поэта является не только неустройство мира, но и любовь.

С.Я. Маршак

С.Я.Маршак говорил нужно , способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения узнавать произведение по  словам, прививать любовь к чтению.

Главной темой, вытекающей из всех произведений, является проблема взаимоотношения ребенка в обществе со взрослыми и детьми. Это дает отражение в произведения.

У С.Я.Маршака есть четыре произведения в форме стихотворной азбуки. Пожалуй самое яркое из них –«Весёлое путешествие от А до Я»

Он часто встречался с детворой без всякого повода, при малейшей возможности посещал начальные классы петербургских школ, детские дома и приюты. Он придумывал и рассказывал ребятам невероятные небылицы и увлекательные истории, а также активно играл с ними. Видимо, благодаря этому он получил глубокое, всестороннее понимание детей, а его книги так легко завоёвывают сердца читателей.
Его сказка – часто не выдумка, а быль, хитро переплетённая с вымыслом. Его поэзия – не просто пересказ о событиях и делах, а целая философия. Они ненавязчиво рассказывают детям об окружающем мире, развивают фантазию и речь, чувства и разум, формируют нравственно-этические ценности. Передача этических моделей поведения в них осуществляется не с помощью абстрактных понятий, а через поступки настоящих героев, людей или животных, поведение которых очень важно для ребёнка.
Произведения С.Я. Маршака праздником входят в каждый дом для детей любого поколения, разгоняют грусть и тоску, вызывают улыбку ☺️ и смех. Они знакомы нашим детям, нам самим, нашим мамам и папам и даже более старшему поколению. Вероятно, потому, что они как-то по-особенному, «по-маршаковски» передают народные мотивы, насквозь пронизанные живой речью и знакомыми с младенчества сказочными историями.

Агния Барто.

Агния Бартоеё биография, жизнь и творчество до сих пор вызывают искренний интерес у читателей, независимо от возраста, образования и склада характера.

Ведь стихи Барто начала сочинять ещё в раннем детстве, в первых классах гимназии. И первым слушателем и критиком её творчества был отец Лев Николаевич Валов.

Агния Барто – самая прославленная детская поэтесса, чьи произведения навсегда вошли в золотую классику советской детской литературы.

  О ее биографии, которую можно считать образцовой, говорят нечасто.

Агния Барто всем сердцем любила детей. Как иначе можно объяснить, что именно её детские стихи так запали в сердце тем из нас, кто читал их в своём детстве? К тому же Барто показала себя не только как талантливая поэтесса, но и как замечательная радиоведущая и киносценарист.

«Болтунья»

«Гуси лебеди»

«Дедушкина внучка»

«Козленок»

«Мишка»



Тема 9. Европейская литература XVII-XVIII вв. в детском чтении (Д. Дефо, Дж. Свифт)

  1. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо»


Полное название—«Жизнь и необычайные удивительные приключения Робинзона Крузо из Йорка, моряка») стал, как известно, одним из наиболее прославленных произведений мировой литературы для детей. По своему сюжетному строению «Робинзон Крузо»— характерное авантюрно-приключенческое произведение, написанное в жанре, столь излюбленном в XVIII веке.

В настоящее время «Робинзон Крузо» воспринимается почти исключительно как приключенческое произведение, полное увлекательных и неожиданных событий, происходящих с его героем, попавшим на необитаемый остров. Первая часть книги является важнейшей в романе, и именно ее обрабатывают для детей. Между тем «Робинзон Крузо»— произведение, авантюрно-приключенческое по своей сюжетной канве,— реалистический роман. Дело, конечно, не только и не столько в том, что «Робинзон Крузо» основан на подлинных фактах, главное — в художественном методе автора, в тех проблемах общечеловеческого значения, которые он ставит перед читателем.

Однако не эти стороны художественного мышления Дефо обеспечили «Робинзону Крузо» непреходящее внимание читателей, а его гуманистический смысл: сама любовь к труду —движущей силе человечества, его единственной опоре.

«Робинзон Крузо», как никакое другое художественное произведение, породил бесчисленное количество переделок и подражаний — так называемых робинзонад.

2. Роман Дж. Свифта «Петешествия Гулливера»

Жизнь главного героя наполнена событиями. По стечению обстоятельств он попадает на остров, который парит в небе, а потом спускается в столицу этого острова, которая расположена на земле.

Что же бросается в глаза путешественнику? Это страшная нищета, убогость. Но, как не покажется странным, в этом мире разрухи и хаоса можно вычленить островки, где процветает благополучие и порядок. Почему же так происходит?

Такое положение вещей вызвано реформами правительства страны, которые никак не улучшают жизнь простых граждан. Произведение показывает необычность нашего мира.

Тема 10. Зарубежная литературная сказка XIX века. Трансформация романтической сказки (бр. Гримм, Э.Т.А. Гофман, В. Гауф, Г.К. Андерсен)
1.Зарождение литературной сказки в европейской литературе
Жанровые черты европейской литературной сказки эпохи романтизма" место занимает чувство (История зарубежной литературы XIХ века в двух частях.

Идеал и действительность, мечта и реальность - эта вечная антитеза приобретает у романтиков особенную остроту в силу того, что с самого начала они пытались не только насытить поэзию жизнью, но и поднять жизнь до высот поэзии. Но чем дороже была для них свобода, тем горестнее было осознавать власть необходимости, чем больше были притязания, тем больнее было принимать реальность, далекую от возможности эти притязания реализовать. Отсюда следует характерная особенность практически всех произведений искусства романтизма - двоемирие, то есть противопоставление мира повседневной действительности и мира романтической поэзии.
Одной из основных особенностей данного метода и направления является романтический максимализм, стремление к высоте, абсолюту, к утверждению неограниченных возможностей человеческого духа. Применительно к искусству романтики мыслили общими категориями: синтетичность, универсальность, космическая гармония. Но когда романтики осознали, какая пропасть лежит между их идеалами и действительностью, когда они поняли, что за всеобъемлющей мечтой превратить поэзию в сказку они забыли о любви к живым, земным людям, разочарование их в действительности приобрело еще большие размеры.
Отвергая правила классицизма, романтики требовали смешения жанров, обосновывая его тем, что оно соответствует истинной жизни природы, где смешаны красота и безобразие, трагическое и комическое. Романтики отстаивали свободное эмоциональное искусство, изображение стихийно проявляющей себя личности.
Романтизм составил целую эпоху в истории литературы Европы и Америки. Художественные завоевания романтиков, открытие и развитие ими новых жанров, пристальное внимание к судьбам человеческой личности, мастерство анализа человеческих страстей, диалектика добра и зла, которую они так настойчиво раскрывали в поведении своих героев - все это не просто принадлежит истории литературы, а вошло в основной фонд современной культуры.



2. Сказки Шарля Перро


  • Золушка, или хрустальная туфелька




  • Кот в сапогах




  • Красная Шапочка




  • Мальчик-с-пальчик




  • Подарки феи




  • Пряничный домик




  • Рикэ-Хохолок





3.Зарубежная сказка эпохи романтизма

"Жанровые черты европейской литературной сказки эпохи романтизма" ... главное место занимает чувство (История зарубежной литературы XIХ века в двух частях.

Романтизм – особый культурный феномен, который сложно свести только к художественному методу или к литературному направлению. Скорее, романтизм – это своеобразное культурное движение, приходящееся на конец XVIII – первые десятилетия XIX века и охватывающее не только литературу, а вообще культуру. Потому литература эпохи романтизма во многом задана своеобразной романтической философией, сформировавшейся в Германии на рубеже XVIII–XIX веков. Уже как производные от этой философии сформировались романтическая живопись и романтическая музыка.

В эпоху Возрождения элементы сказки претворяются в наиболее типический для эпохи повествовательный жанр - новеллы. Сказка как самостоятельный художественный жанр связывается сперва с новыми идеями в педагогике, далее - с ростом интереса к культуре колониальных стран и, наконец, с романтическим увлечением «народной» стариной.

Сказки Э.Т.А. Гофмана

  • «Королевская невеста»




«Песочный человек»

«Приключения в новогоднюю ночь»

«Щелкунчик и мышиный король»

«Золотой горшок»

Сказочные альманахи В. Гауфа


написать администратору сайта