Тема Средневековый период цивилизации. Основные вопросы
Скачать 334.57 Kb.
|
Тема 7. Средневековый период цивилизации. Основные вопросы: 1. Общие черты культур Средневековья. 2. Культура западноевропейского Средневековья. 3. Культура Византийской империи. 4. Культура арабо-мусульманского Востока. 1. Общие черты культур Средневековья Эпоха средневековья – время формирования новых культурных основ и бурного этногенеза. Говоря о средневековой культуре в общих чертах, следует учитывать множество региональных характеристик, включая отличия на уровне периодизации, если сравнивать, например, западную Европу и Дальний Восток. Под культурой Средних веков понимают, в первую очередь, развитие стран западной и восточной Европы и арабо-мусульманского Востока, начиная с падения Римской империи и распространения мировых авраамических религий – христианства и ислама. Что объединяет культуры Средневековья? Во-первых, это переход от рабовладельческого строя к феодальным отношениям, построенным на эксплуатации земельными собственниками (феодалами) труда крестьян. Выделяют две модели феодализма – балкано-балтийскую и романо-германскую. В балкано-балтийской модели феодальная верхушка совпадала с государственным аппаратом и городом. Здесь происходит слияние светской и духовной власти, администрирования и процессов урбанизации. Образцами служит Византия и Московское государство, общественно-политическое устройство которых носило централизованно-имперский характер. Романо-германская модель построена на договорных отношениях между сеньором и вассалом, основным источником ренты для которых была деревня. Романские города имели давнюю традицию самоуправления и всячески сопротивлялись власти монарха-сюзерена. Для этой модели был характерен конфликт между светской и духовной властями, борьба между которыми обеспечивала высокую культурную динамику системы. Во-вторых, духовная культура Средних веков характеризуется утверждением христианства и ислама – религий Откровения, проповедующих веру в трансцендентного Бога – абсолютное духовное начало, находящееся за пределами природного материального бытия. На смену античному космоцентризму приходит теоцентризм (греч. teos – бог), а античный панлогизм, представляющий бытие разумным и постижимым, сменяется религиозным иррационализмом, утверждающим приоритет веры над разумом. Возникшие на заре средневековья мировые религии, наряду с буддизмом, появившимся ранее в Индии, отличались от языческих культов тем, что были обращены не к родовому человеку как представителю определенной этнокультурной общности, но к универсальному индивиду – «человеку вообще» независимо от его происхождения и социальной принадлежности: все равны перед Богом и его судом. Однако распространение этих религиозных учений в обществах феодальной эксплуатации вынуждало снижать «уравнительный пафос» и обосновывать сословные разделения в религиозной картине мира. Религиозный универсализм не означает, что человеческая личность стала в полной мере индивидуальной и самоценной – она оставалась тесным образом связанной с коллективом, группой, сословием. Человек отождествлял себя с коллективно признанной социальной ролью, за пределы которой он не мог выходить: рыцарь, священник, крестьянин, купец. Средневековая культура канонична, т.е. ориентируется на воспроизведение канона – образца, чья незыблемость опирается на религиозный авторитет. Каноничность проявляется не только в средневековом искусстве и богословии, но и в социальных отношениях между и внутри сословных групп. Образный строй и язык средневекового искусства сложнее и экспрессивнее искусства античного. На смену представлению о мире как о чем-то завершенном и ясном приходят новые представления. Возникает всеобъемлющий взгляд на окружающий мир, воплощающий собой абсолютное божество. Отдельные явления приобретают значимость, поскольку рассматриваются, как проявления величия целого, что обусловливает такую черту искусства средних веков, как религиозный символизм. Всеобъемлющий взгляд на мир дал крупнейшее завоевание средневекового искусства – синтез всех видов искусства при господствующем значении архитектуры: строятся грандиозные храмы, украшенные росписями, рельефами и статуями. Выразительные средства средневекового искусства обусловлены системой религиозных взглядов – христианства или ислама. Христианство основывается на вере в боговоплощение, в то, что Иисус – это образ божий на земле. Поэтому в христианстве допускается и используется создание образов, подразумевающих то, что изображение на фреске или иконе не священно само по себе, но отсылает к божественной сущности в качестве символа или аллегории. Религиозные изображения призваны воспроизводить не материальный мир и облик, но духовную, сакральную сущность. В исламе изображение животных и человека запрещено, т.к. Аллах не имеет сыновей и земных воплощений, а передает свою волю пророкам исключительно через слово. Отсюда – почтение и сакрализация звучащего и письменного слова в мусульманском искусстве. В архитектуре Средневековья получает дальнейшее развитие древнеримский принцип непосредственного формирования пространства, воспринимающий телесную массу как вспомогательный элемент и реализованный в сводчатой архитектуре: пространство, оформляемое архитектурной массой, символизирует духовное бытие, противопоставленное бытию телесному. 2. Культура западноевропейского Средневековья Культуру средневековой западной Европы отличает ряд характерных признаков. Во-первых, это принцип взаимности, обоюдности социальных отношений, реализованный в институте вассалитета. Между сеньором и вассалом – двумя представителями высшего военного сословия – устанавливались отношения обоюдных обязательств. Вассал должен был служить своему сеньору, хранить верность и преданность, сеньор, в свою очередь, также обязывался покровительствовать вассалу, защищать его и быть справедливым. Ритуальные действия, которыми стороны обменивались во время обряда омажа, указывали на то, что сначала сеньор и вассал признавали свое полное равенство и лишь после этого вступали в отношение, похожее на отношение сына и отца. При невыполнении обязательств любой стороной другая сторона освобождалась от своих обязанностей. Иными словами, вассалитет имел характер симметричного, взаимного договора. Отношения между феодалом и крестьянином, конечно, были менее симметричными, но требование к обоюдному выполнению обязательств было и здесь. Во-вторых, западная ветвь христианства, ставшая католической, опирается на ряд религиозных представлений, не признанных восточной церковью. Одно из них утверждает верховный статус Петра среди других апостолов и, соответственно, его преемника – папы римского. Власть папы простиралась далеко за пределы духовного покровительства и претендовала на контроль над политической властью и обществом в духе учения Аврелия Августина о главенстве «царства небесного» над «царством земным». История средних веков полна примеров борьбы и конкуренции между главами церкви и европейскими монархами, что впоследствии стало основой для разделения государства и церкви. Догмат о чистилище утверждает существование некоего места в загробном мире, в котором люди, не свершившие великих грехов и умершие в мире с Богом, могут очиститься от грехов малых и претендовать на рай. Католическая церковь тем самым признала право на спасение среднего, обычного человека, не наделенного особой святостью, но и не совершающего в жизни тяжких преступлений (в восточно-византийской ветви христианства такого догмата нет). В-третьих, не смотря на господство религиозного мировоззрения, культура средневековой Европы не представляла собой единый монолит. Она включала в себя культуры трех больших групп-сословий – духовенства, рыцарства и народа. Культура духовенства представляла ценности особой корпорации, основывающей свой авторитет на связи с трансцендентным инобытием божественного. Это была своеобразная «внемирская организация», стирающая внутри себя феодальные разграничения, принимая в себя выходцев из всех слоев общества. Рыцарская культура представляла систему особых ценностей, норм и символов правящего военного сословия. Разработанный кодекс рыцарской чести предписывал сложные процедуры и соблюдение этикета, отход от которого даже в мелочах мог уронить достоинство рыцаря. Знакомство с арабо-мусульманской культурой во время крестовых походов способствовало облагораживанию рыцарской культуры, возникновению в ее рамках куртуазной культуры – искусства обхождения и культа прекрасной дамы, любовной лирики. Народная культура – это, в первую очередь, культура крестьянства, представляющая собой причудливый сплав христианства и языческих элементов. Во-вторых, это культура средневекового города с традициями самоуправления и независимости, представлявшая собой конгломерат множества профессиональных корпораций, цехов, гильдий. Яркой формой народной культуры средневековья была культура карнавала – периодических праздников, во время которых происходило своеобразное снятие социальных ограничений и переворачивание социальной иерархии. В это время дозволительно было насмехаться над церковными авторитетами и догмами, представители социальных низов могли буквально занимать места правителей. 3. Культура Византийской империи Своеобразие византийской цивилизации заключается в сочетании синтеза античных институтов и воззрений с восточно-христианской картиной мира. Византия сумела сохранить все основные элементы наследства доставшегося от римской империи, а именно: крупные города (где преобладало ремесло и торговля); рабовладение в сочетании с общинным земледелием; развитая культура; сильное государство с развитым римским правом. Во главе Византийской империи стоял император – Басилевс, обладавший почти не ограниченной властью: он мог издавать, мог изменять законы, руководил армией, определял внешнюю политику империи. Как и в западноевропейском средневековье, основу культуры Восточной Римской империи составляло христианство, но здесь церковь была не в конкуренции, а в полном подчинении государству, придавая ему священный характер. В IV в. в Византии была создана теория «симфонии властей», согласно которой светская и духовная власть Византии сливалась в единое целое. В Византии осталась и старая государственная машина с развитой бюрократией. Последняя не позволила сложиться такой экономической и политической самостоятельности различных групп землевладельцев, как на Западе. Отсюда – отсутствие иерархии в феодальной среде. Положение в общественной иерархии здесь определялось не владением землей, а должностью. Одним из основных отличий Византии от Западной Римской империи было преобладание на ее территории греческой культуры. Если после распада Римской империи на Западе в качестве одного из официальных языков утвердилась латынь, то в Византийской империи с VII в. использовали, преимущественно, греческий язык, который также являлся языком светской и религиозной коммуникации. Название православная (греко-православная) утвердилось за восточной церковью. Помимо Византии, православие получило распространение на Востоке и Юго-востоке Европы, в основном, у славянских народов. Византия была и средоточием средневековой образованности. Высокий уровень образования способствовал дальнейшему развитию права и законодательства, сохранению медицинских и сельскохозяйственных знаний. Представления о священном характере политической организации государства отразились в искусстве Византии и определили подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства. В столице Византии Константинополе, оформился выдающийся единый архитектурный ансамбль с центральным зданием – храмом святой Софии (VI в. н.э.). Основы, заложенные в лучших достижениях Византийской архитектуры, столетиями оказывали влияние на развитие архитектуры восточных славян. Один из важнейших видов православного искусства – иконопись (греч. eikon – образ). Почитание иконы указывает на признание основных христианских догматов – Боговоплощения и творения человека. Если Бог стал человеком, то возможно его изображение. В ходе полемики с иконоборцами произошло формирование византийской теории образа – иконы. Впоследствии на этой основе сформировалась теоретическая база всего византийского, а вслед за ним и старославянского, древнегрузинского, отчасти, средневекового западного искусства. 4. Культура арабо-мусульманского Востока Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата, который под эгидой провозглашенной в VII в. пророком Мухаммадом новой монотеистической религии ислама распространил свою власть на обширном пространстве от Среднего Поволжья на севере до Мадагаскара на юге, от атлантического побережья Африки на западе до тихоокеанского побережья Азии на востоке. Мусульманская община, созданная Мухаммадом, очень быстро превратилась в государственное образование, которое после смерти пророка получило название халифат. Во главе государства стоял халиф, считавшийся заместителем пророка в деле руководства общиной. Соответственно, в руках халифа сосредотачивалась высшая светская и религиозная власть, что придавало теократический характер государству. Ислам – религия ортопраксическая (от греч. ortos – правильный, praxis – практика), представляющая собой слитный комплекс духовных ценностей, нравственных предписаний и правовых норм. Это религия закона, как и иудаизм. Свод правил жизни мусульманина в средние века был объединен в шариат – целостный религиозно-правовой кодекс жизни верующего. Поскольку ислам отвергает посредничество между Богом и человеком, он не создал церковной организации и сословия духовенства. Носителями религиозной власти в мусульманской общине были ученые, знатоки Корана и Сунны, мусульманского права. Мусульманская вера основывается на шести догматах. Первые два из них – это вера в единого Аллаха и пророков, через которых передается Его воля людям. Мухаммад замыкает ряд многочисленных пророков, среди которых ветхозаветные праведники Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), а также основатель христианства Иса (Иисус). Третий догмат вероучения ислама – вера в Книги, божественные писания, приносимые в мир пророками. Остальные положения веры включают в себя веру в ангелов, Судный День и предопределение. Последнее означает, что всѐ происходящее в мире, как доброе, так и злое, предначертано мудрой божественной волей. Ислам отрицает боговоплощение, пророки – это люди, к которым обращается Аллах через слова и тексты. Поэтому в мусульманском искусстве действует запрет на изображение живых существ, особенно человека. Человек, изображающий человека или животное, посягает на прерогативу Творца, за что будет наказан в Судный день, когда от него потребуют вдохнуть жизнь в созданные им картины. Отсюда – повышенная тяга к иконоборчеству, развитие орнамента, поэзии и каллиграфии. Тем не менее, запрет успешно снимался в книжной миниатюре. |