Главная страница
Навигация по странице:

  • Раздел долгосрочного плана

  • ФИО учителя: КЛАСС: 10 Количество присутствующих

  • Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

  • Цели урока Учащиеся смогут

  • Межпредметные связи История Уровень мыслительных навыков

  • Побуждающий диалог к созданию проблемной ситуации.

  • Вступают в диалог с учителем, анализируют высказывания, делают предположения.

  • I группа. Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4) 1.С какой целью приходит Раскольников к Соне Что он хочет понять

  • 2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение

  • Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

  • II группа. Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)

  • III группа . Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников наCенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)

  • 2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади

  • Вспомним первую встречу героев

  • Рассказ о 2 встрече Порфирия Петровича с Раскольниковым (4; 5) - Какое событие предшествовало второй встрече

  • Третьявстречуа (часть 6; конец 1 и 2главы)

  • Рефлексия «Закончи фразу».

  • Краткосрочный план_Тема наказания и ее воплощение в поэтике рома. Тема урока Тема наказания и диалогипоединки Раскольникова с Порфирием Петровичем и Соней Дата фио учителя


    Скачать 38.63 Kb.
    НазваниеТема урока Тема наказания и диалогипоединки Раскольникова с Порфирием Петровичем и Соней Дата фио учителя
    Дата05.04.2023
    Размер38.63 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКраткосрочный план_Тема наказания и ее воплощение в поэтике рома.docx
    ТипУрок
    #1040045

    Краткосрочный план урока 41

    Раздел долгосрочного плана:

    Человек и право

    Школа:



    Тема урока: Тема наказания и диалоги-поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем и Соней


    Дата:

    ФИО учителя:

    КЛАСС: 10

    Количество присутствующих:

    Количество отсутствующих:

    Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

    10.2.7 определять способы выражения авторского отношения к героям, проблемам, поясняя позицию автора примерами из текста

    Цели урока


    Учащиеся смогут:

    Проанализировать встречи Раскольникова с Соней Мармеладовой, с Порфирием Петровичем

    Критерии оценивания

    Определяет проблемы, которые поднимает автор в романе.

    Находит в тексте цитаты для подтверждения собственного мнения.

    Привитие ценностей

    У учащихся формируется интерес к классической литературе, совершенствуется культура чтения. Через вопросы высокого уровня развивается критическое мышление учащихся.

    Межпредметные связи

    История

    Уровень мыслительных навыков

    Знание. Понимание. Применение. Анализ.Синтез.

    Предыдущее обучение

    Учащиеся на предыдущем уроке рассуждали о том, какое значение имеет любовь в жизни человека. Для ответов были использованы цитаты и примеры из произведения.

    ИКТ

    Слайдовая презентация

    План

    Планируемое время

    Запланированные задания

    Ресурсы

    Начало урока



    Побуждающий диалог к созданию проблемной ситуации.

    - «Я отворил дверь, и никто не может затворить ее…». Это строка из Откровения Иоанна.

    -Каково символическое значение этого образа «двери».

    - Перед какой «дверью» уже стоял Раскольников и какой выбор он сделал?

    Вступают в диалог с учителем, анализируют высказывания, делают предположения.

    «Дверь – это странный предмет, который что-то закрывает и что-то открывает одновременно. Это граница между пространствами, это граница перехода из одного состояния в другое, между настоящим и будущим. Но все это зависит от входящего в эту дверь, от его выбора.

    Итак, «дверь» как символ – это возможность выбора.

    -Перед роковой «дверью» старухи-процентщицы. Он долго стоял перед дверью Алены Ивановны, которая не сразу открыла ему, как будто бы предупреждала: эту «дверь» открывать нельзя. Но Раскольников не внял предупреждению, настойчиво пытался заставить старуху-процентщицу открыть ее. Она открыла – Раскольников прошел в эту дверь. Так он сделал свой первый выбор – убил человека. Он вошел в другое пространство – он стал другим. Но выбор неверный. Он потом осознал, что убил «не старушонку», а себя.
    -Если бы роман закончился на этом выборе – преступлении - Раскольникова, значит, можно оправдать убийство человека человеком, простить, забыть и даже разрешить жить убийце так, как будто ничего не произошло, хотя и получил бы он наказание. Но это наказание внешнее. Этого Достоевскому-гуманисту мало.

    -Автор подводит своего героя к другой «двери» - «двери» в дом, где живет Соня Мармеладова, а затем и в ее комнату.


    Презентация


    Середина урока


    I группа. Анализ эпизода «Первая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.4, гл.4)

    1.С какой целью приходит Раскольников к Соне? Что он хочет понять?

    2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?

    (1.Цель: «Пойдем вместе…Мы вместе прокляты, вместе и пойдем… Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила…Смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь …свою». Раскольников видит в ней преступницу, родственную душу. Он не видит разницы в их преступлениях. Они оба избрали путь насилия. Она для него союзница. По его мнению, условия, в которых живет Соня, невыносимы, они тоже должны привести ее к бунту. А бунт ее в тех трех дорогах, о которых он говорит: броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или «броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце». Ведь она, с его точки зрения, «понапрасну умертвила и предала … себя». Жертва ее была напрасной: никому она не помогла: «…никому ты этим не помогаешь и никого ни от чего не спасаешь!» Вот это он и хочет увидеть в Соне и понять, что он прав, что должна же и Соня взбунтоваться. Он хочет понять, какие причины заставили ее так долго жить в этой грязи, что ее поддерживает.

    2.Однако, чем больше он разговаривает с Соней об этом, о ее жизни, то все больше и больше начинает понимать в ней другое. Да, Соня осознает, что она «бесчестная…великая грешница», что она уже думала «разом все покончить». Но она не бунтует. Это для него загадка. «Что же поддерживало ее? – задается вопросом Раскольников. Постепенно он начинает понимать «правду» Сони, которая раскрывается в этом мучительном разговоре с ним:

    - жертвенность; преступление ее нравственное, насилие над собой (а у него – уголовное), жертва ее не напрасна, она спасает свою семью, конкретных людей (а не абстрактное человечество как Раскольников);

    - безмерная любовь и сострадание к ближним – Катерине Ивановне и ее детям, понимание того, что без нее они пропадут («А с ними-то что будет?»), она с ними (а Раскольников отгораживается» от своих родных, до чувства «болезненной ненависти»);

    - редкое умение видеть в людях только хорошее, даже в тех, кто обижал ее (она оправдывает жестокое отношение к ней Катерины Ивановны, хорошо говорит о семье квартирных хозяевах – Капернаумовых);

    - чуткая душа;

    - терпение и способность нести свое страдание и взять на себя страдание за других (за что Раскольников «поцеловал ей ногу»), а не бунт, не протест;

    - вера в Бога как сила, которая дает ей возможность жить и сохранить чистоту духа: «Что ж бы я без бога-то была?» (именно это качество увидел в ней Раскольников)

    Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

    -Он ходит среди живых, протестует, негодует, но не ощущает себя живым – сознает мертвым, он – Лазарь, который 4 дня как во гробе. Но он надеется на чудо, на свое воскресение. На воскресение своей души, а это - возвращение к людям. Но вернуться к людям можно, лишь уверовав в Бога так, как в него верит Соня.

    - Соня ожидала чуда. Как сестры Лазаря, Марфа и Мария, ожидали от Иисуса воскресения своего брата, так и Соня надеялась на воскресение мертвой души Раскольникова. Она хотела, чтобы он уверовал в Христа.

    - Скорее всего, пока нет. Это значило бы прощение самого себя самим собой (я простил себя). Это мнимое воскрешение. «Я» человеческое в одиночестве может, как мы видели, разрешить и простить себе многое. Иное дело люди. Но Раскольников бежит от людей и сейчас не готов ни с кем общаться. Сейчас перед нами виден лишь тоненький и слабый лучик света, который забрезжил в душе убийцы.

    Он понял “правду” Сони, ее жертвенную чистоту. Решил, что именно ей он расскажет о своем преступлении.

    II группа. Анализ эпизода «Вторая встреча Раскольникова и Сони» с приведением необходимых цитат текста (ч.5, гл.4)

    1. С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? Почему именно ей признается в преступлении?

    2. Какая «правда» Сони открылась ему в это посещение?

    (1.Раскольников приходит к Соне, чтобы признаться в преступлении. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит. Может быть, не все поймет, но выдержит.

    2. Новое, что открывает Раскольников в «правде» Сони:

    - для нее каждый человек – творение Божье, жизнь его во власти Создателя (для Раскольникова люди либо «твари дрожащие», либо «властелины»). Соня: «Да ведь я божьего промысла знать не могу…Как может случиться, чтобы это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»

    - отрицание убийства в принципе: «Это человек-то вошь?..Убивать? Убивать-то право имеете?»; это нарушение христианских и нравственных ценностей:

    «От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..»;

    - сострадание к убийце, не осуждение, не порицание, не отталкивание, не отвращение: «Что вы… над собой сделали!», «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» (и в народе бытовало характерное слово, заменявшее слово «убийца», «каторжник» - «несчастный», «нравственно заблудившийся»);

    - готовность разделить страдание с убийцей: раз он пришел к ней, значит. Ее помощь необходима; одному Раскольникову, одержимому гордыней, с душой, разрывающейся между верой и безверием, этих страданий не вынести. «Вместе ведь страдать пойдем, вместе и крест понесем».

    -вера в силу всенародного покаяния на перекрестке, через которое можно повиниться перед людьми и Богом, признаться в содеянном и поцеловать ту землю, по которой он ходит и которую презирает; здесь, на перекрестке, соединяются все значения креста: вера, страдание, сострадание. Это все, через что переступил Раскольников, что отдалило его от людей, что сделало его душу мертвой. Покаяние – это путь к обновленной жизни. Он никогда не бывает легким. Тяжкий крест своей судьбы Раскольников должен вынести и пронести сам. («Страдание принять и искупить себя им, вот что надо»).

    Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

    - Он отказался идти к людям, отказался от покаяния, т.к. не чувствовал своей вины перед ними. «Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают. Плуты и подлецы они…»

    - Он еще надеялся, что поборется, что осознает себя «человеком», а «не вошью».

    - Символическая деталь – «кипарисный крестик», который ему хотела дать Соня. «Но он тотчас же отдернул протянутую за крестом руку». Он внутренне не готов к такому поступку, о чем просит Соня. Он еще не может отказаться от своей идеи.

    III группа. Анализ эпизода «Третья встреча Раскольникова и Сони. Раскольников наCенной площади» с приведением необходимых цитат текста (ч.6, гл.8)

    1. С какой целью приходит Раскольников к Соне третий раз? Почему он решает все-таки идти на Сенную площадь и в полицию и, кроме того, «один»? Почему Соня, вопреки его запрету, негласно сопровождает его?

    2. В чем связь между «правдой» Сони и решением Раскольникова о покаянии на Сенной площади?

    (1.Он пришел сказать, что решился идти на перекресток, куда Соня его посылала; пришел за крестами-символом веры и страдания. Внутренне он уже решился и на покаяние, и на явку с повинной. Он не выдерживает «мучительного ощущения» разъединенности с людьми. Разомкнутость с людьми невыносима. Самое сильное ощущение Раскольникова после совершения преступления – тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми, самое страшное наказание – ощущение отчужденности от людей, одиночество. Достоевский утверждает, что человек может быть счастлив только с людьми.

    Но он должен это сделать сам: сам признаться, сам осудить себя, сам полюбить тех, кого когда-то презирал и делил на разряды, категории.

    В силу своего отношения к людям Соня не могла оставить его в такой трудный момент. Она должна была оказать ему нравственную поддержку перед решительным самостоятельным поступком Раскольникова. «Я поддержу тебя, я всегда буду рядом, но ты сам должен и осуществить это, признаться в убийстве и осознать всю ничтожность собственной теории и повернуться к людям лицом», - будто говорила Соня. И Раскольников понял это, увидев Соню в толпе. Он понял, что она вместе с ним теперь пойдет «хоть на край света». Это придало ему уверенности.

    2. «Правда» Сони Мармеладовой, ее жизненные принципы. основанные на нравственных и христианских заповедях, на многое открыли глаза Раскольникову. Это прежде всего жить по принципу «возлюби ближнего своего», это вера в спасение души и возвращении к людям через страдание, смирение, любовь, отказавшись от гордыни и желания власти над людьми. Покаяние давало ему возможность вернуться к людям и чувствовать себя человеком – не «тварью дрожащей», не «властелином», а просто человеком, жизнь и судьба которого в Божьих руках. Сонина правда пробуждает в нем ощущение полноты жизни.

    Участвуют в проблемной беседе, выражают свою точку зрения, обмениваются мнениями.

    -Слезы Раскольникова говорят о том, что его душа оттаяла, «все разом в нем размягчилось», он ощущал что-то новое в себе, когда стоял перед людьми и целовал землю. Но есть детали, которые заставляют усомниться в его искреннем раскаивании:

    -когда он вышел от Сони, он снова подумал: «Неужели нельзя еще остановиться…и не ходить?»

    -он так и не произнес перед людьми слова «я убил» («они замерли в нем»),

    - да и в участке он вел себя не очень последовательно, все не решался признаться, даже уже почти вышел из участка. И только увидев Соню во дворе, он повернул обратно. И сделал явку с повинной. Все эти детали говорят о том, что решение-то Раскольников принял, но как трудно его выполнить, как труден путь человека к воскрешению своей души. Это мучительный и длительный процесс, и изжить поработившую сознание и душу гордыню будет очень непросто. Путь к вере, к Богу, к людям довольно труден.

    Вспомним первую встречу героев(ч. 3, гл. V). 

    Какие события предшествуют визиту Разумихина и Раскольникова к Порфирию Петровичу?

    Два месяца назад Порфирий познакомился со статьей в «Периодической печати», которая его поразила мыслью, что преступление можно оправдать, если оно совершено «необыкновенным человеком». Когда среди заложенных у убитой процентщицы вещей был найден заклад с именем Раскольникова, Порфирий сходил и узнал имя автора статьи в редакции и понял, что напал на след.

    - Что произойдет после этого визита?

    Раскольников бросится в свою каморку, чтобы посмотреть, не осталось ли в дыре в обоях какой-нибудь старухиной вещи, а когда выйдет из дома, узнает, что его спрашивал какой-то мещанин, а когда герой его догонит, тот назовёт Раскольникова убийцей. Герой вернётся в свою каморку и подумает о том, что «принцип-то…убил, а переступить-то не переступил», «да, я действительно вошь». Потом ему приснился сон, в котором Раскольников снова убивал процентщицу, а она «сидела и смеялась».

    - Как вы объясните, что Раскольников, Разумихин и Порфирий Петрович в начале эпизода смеются и стремятся придать сцене «вид самой искренней веселости», выходят друзья от Порфирия мрачные и хмурые, а Порфирий Петрович провожает их чрезвычайно любезно?

    Решив проверить, считает ли Порфирий его убийцей, Раскольников волновался от предстоящей встречи и, чтобы не выдать себя, разыграл сцену с Разумихиным (стал говорить ему, что он влюбился в Дуню, а сам как будто смеялся над ним). Это притворное веселье. Герою кажется, что он в ловушке. Он окружён людьми, молчание в этой ситуации ненатурально, поэтому он старается вести себя именно натуральнее.

    - Как раскрывается характер Порфирия в его портрете?

    Портрет Порфирия Петровича обманчив: в фигуре есть что-то бабье, круглое, он кажется комич-ным, тем более что постоянно жмурится, щурится, хихикает, передвигается быстро, размахива-ет руками («буффон-с»). Но выражение глаз («с каким-то жидким водянистым блеском») не гармо-нирует со всей фигурой и выдает серьезного и умного человека. Он действительно лицедей, игра-ющий комическую роль в трагической пьесе. Кстати, он и Раскольникова называет человеком, соблазненным игривой остротой ума. Эта манера поведения сбивает с толку Раскольникова, провоцирует его на объяснение теории.

    - Как характеризует Порфирия реплика Разумихина: «Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что все уж готово к венцу. Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: все мираж!»

    Разумихин говорит о том, что Порфирий – искусный притворщик и способен обмануть кого угодно.

    - Дискуссия в этом эпизоде начинается с обсуждения воззрений социалистов на преступление. Разумихин не принимает объяснение «среда заела» и обвиняет социалистов в том, что они не любят живого процесса жизни: «Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна…». С какой целью дан пересказ дискуссии, которая разворачивалась накануне?

    Порфирий хотел посмотреть на реакцию Раскольникова, поэтому и завел разговор о преступлении, специально подняв эту тему на вечере у Разумихина, чтобы продолжить ее в присутствии Раскольникова.

    - Почему Порфирий Петрович говорит, что его всегда интересовала статья Раскольникова о преступлении? Что его могло настолько заинтриговать в статье, что он узнал через редактора имя автора?

    Интерес Порфирия к Раскольникову, возможно, не только профессиональный. Да, Раскольников для него – преступник, которого надо загнать в психологическую ловушку, определив «черточку», но, с другой стороны, Порфирия Петровича искренне заинтересовала статья Раскольникова, которую он прочитал до разворачивающихся в романе событий. Возможно, идеи, подобные изложенной в статье Раскольникова, когда-то в молодости доводили до исступления и сердцебиения и самого Порфирия Петровича. Кроме того, в чем-то его теория психологического давления на преступника сродни «новому слову», на которые способны необыкновенные люди в теории Раскольникова.

     Раскольников считает, что его идея в изложении Порфирия Петровича «усиленно и умышленно искажена»: «Существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан». Почему он воспринимает это как вызов и решает его принять?

    Поняв, что Порфирий подозревает именно его и хочет поймать, но будучи уверен, что фактов у следователя нет, Раскольников заступается за статью.

    - Как Вы объясните трижды звучащий вопрос Порфирия Петровича о вере («Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?»; «И-и-и в бога веруете?»; «И-и в воскресение Лазаря веруете? Буквально веруете?» Как отвечает Раскольников? В каких эпизодах снова возникнет тема воскрешения Лазаря?

    Раскольников олицетворяется с Лазарем (Лазарь заболел, а потом умер, а Христос воскресил его, и жители Иерусалима начали верить в Христа): смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения. Снова тема воскрешения Лазаря возникнет в сцене чтения Евангелия (Раскольников просит Соню прочесть ему о воскрешении Лазаря) и в эпилоге.

    Раскольников отвечает, что верует.

    - Почему Разумихин, наблюдающий за дискуссией Раскольникова и Порфирия Петровича, считает, что они друг друга морочат и подшучивают один над другим? Как вы определите роль Разумихина в этом эпизоде? Кто еще слушает размышления Раскольникова?

    Разумихин: «…разрешение крови по совести…страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное». Замётов.

    Как ведёт себя П.П.? У него какая цель?

    Что выводит Раскольникова из себя в поведении Порфирия Петровича? (Индивидуальное задание)

    Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали]. Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения»

    Рассказ о 2 встрече Порфирия Петровича с Раскольниковым (4; 5)

    - Какое событие предшествовало второй встрече Раскольникова и Порфирия Петровича? Какой эпизод последует за ней?

    Раскольников пошёл к Соне, а у неё «наклонился и, припав к полу, поцеловал ногу», сказав: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Герой размышляет о том, что поддерживает Соню, и приходит к выводу о том, что она «юродивая». Раскольников просит, чтобы Соня прочитала ему про воскресение Лазаря, а потом говорит, что она тоже переступила, только через свою жизнь, а значит, им теперь вместе идти.

    Признание Миколки в убийстве.

    - Раскольников заходит в отделение пристава следственных дел, «готовясь к новому бою», испытывая страх и негодование. Как вы можете объяснить такое состояние героя?

    На эту встречу Раскольников идет, преследуя единственную цель: «...хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздраженную натуру свою», хотя «всего ужаснее было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно…».

    - Маленькая и толстенькая фигурка Порфирия сравнивается с мячиком, катающимся в разные стороны, герой постоянно смеется, щурится, «кудахчет», хлопочет, суетится… Почему следователь так преувеличенно подвижен в этой сцене? Как реагирует Раскольников на передвижения, жесты и мимику Порфирия?

    Нарочно затягивает допрос, чтобы вывести Раскольникова из себя; герой начинает злиться ещё больше и бросает Порфирию вызов: говорит, что знает о таком приёме.

    - В этом эпизоде Порфирий Петрович раскрывает Раскольникову свои воззрения на психологию преступника: «Он у меня психологически не убежит… Он по закону природы у меня не убежит… Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться, свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» Можно ли эти размышления считать своеобразным ответом на теорию Родиона Раскольникова о необыкновенных людях, которые тоже появляются по необъяснимому закону природы? Можно ли Порфирия Петровича назвать теоретиком? В чем вы видите основную идею его теории?

    Порфирий стремится психологически уничтожить Раскольникова, добиться полной власти над его душой, его теория психологического давления на преступника сродни «новому слову», на которые способны необыкновенные люди в теории Раскольникова.

    - Порфирий Петрович называет себя человеком откровенным, заявляет, что истинно любит Раскольникова и желает ему добра. Так ли это?

    - Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, напри-мер, а подразумевает Раскольникова: «Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!» Или твердит о разыскиваемом преступнике: «Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит».

    Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. «Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. «Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь». Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя всевидящим и имеющим неогра-ниченную власть над измученной душой Родиона Раскольникова.

    Чем ещё больше раздражён Раскольников? Порфирий Петрович не хочет допрашивать его по форме. Родиону хочется опереться именно на систему своих взглядов, рассуждений. Но Порфирий Петрович понимает, что с ним по форме нельзя. Он разгадал характер Раскольникова. Поймать Родиона с помощью обычного допроса не получится, Следователь делает ставку на его живую душу. Вот почему вместо официального допроса – болтовня, хитрая и расчётливая, ставящая целью вывести Раскольникова из себя. Следователь ведёт тонкую игру.

    Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь.

    Третьявстречуа (часть 6; конец 1 и 2главы) Порфирия Петровича и Раскольникова можно назвать парадоксальной, настолько она неожиданна для читателей, но оказывается ожидаемой для героев романа. Раскольников даже «не очень удивился Порфирию и почти его не испугался». С какой целью пришел Порфирий Петрович?

    На этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним: «Хочу вам все дотла изложить, как все было, всю эту историю всего этого тогдашнего, так сказать, омрачения», – говорит он

    - Порфирий Петрович начинает разговор с привычной усмешки и улыбки. Но потом лицо его «даже как будто грустью подернулось», что изумляет Раскольникова. Как можно объяснить новые ноты в интонациях Порфирия Петровича?

    Порфирий не хитрит больше, не расставляет сети, не наслаждается своей победой, даже голос его меняется – становится теплее, тише, мягче. Перед Раскольниковым не столько следователь, сколько сочувствующий ему человек, который знает о его преступлении, но всё же видит и уважает в нем личность.

    Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной».

    - Порфирий говорит о вине Раскольникова строго и убежденно, снижая голос до шепота. «Вы», - произносит следователь открыто и просто в ответ на вопрос Раскольникова: «Да кто же убийца?». Однако произносит не с тем, чтобы укорить, заклеймить, а с тем, чтобы убедить ненавидящего себя и жизнь, уже ни во что не верящего Раскольникова принять страдание, очиститься, воскреснуть душой. Жизни впереди много, духовная сила у Раскольникова есть, Бог ждёт его воскресения – нужно лишь уверовать прежде всего в себя. Порфирий чувствует, что всё старое, на что до сих пор опирался Раскольников нравственно, уже сломлено в его душе, а нового еще нет. «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху», - в этих словах Порфирия – ориентир для Раскольникова. Обрести «воздух» новой веры, новой жизни, найти Бога и любовь – в этом спасение. Однако до осознания этого Раскольниковым ещё далеко.


    На столах у каждой группы:

    - карточка с заданием;

    - «Алгоритм подготовки ответа и представления результата работы группы»;

    - «Правила работы в группе»;

    - «Алгоритм действия при выполнении задания в группе»;

    -памятка «Ролевые функции».

    Конец урока

    5 мин.



    Рефлексия «Закончи фразу».

    Сегодня я узнал/ научился …

    Урок заставил меня задуматься …

    Я хотел бы ещё узнать о ….

    Д/з






    написать администратору сайта