Преступление и наказание. Урок _Анализ четвёртой части романа. «Психологический поединок П. Анализ четвёртой части романа. Психологический поединок Порфирия Петровича и Раскольникова
Скачать 28.7 Kb.
|
Тема: Анализ четвёртой части романа. «Психологический поединок Порфирия Петровича и Раскольникова». Цель: совершенствовать навыки анализа текста художественного произведения; определить место в системе персонажей романа пристава следственных дел Порфирия Петровича и его роль в признании Раскольникова; воспитывать гуманную личность, ответственную за свои поступки. Солгал – то он бесподобно, а на натуру – то и не сумел рассчитать. Ф.М.Достоевский Ход урока 1. Организационный момент 2. Актуализация знаний учащихся На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что Раскольникова привлёк идеал сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих». Признаёт ли Раскольников себя виновным в преступлении? Вывод: Нет. И после преступления Раскольников не признаёт себя виновным, продолжает верить в свою теорию, оправдывающую кровь по совести. Чувствует ли он себя в позиции «сильного»? Нет. И вовсе не из – за того, что разочаровался в своей теории, что раскаялся в преступлении, что понял свою вину. Какова же истинная причина? В чём упрекает себя Раскольников? В том, что он не вынес этого преступления и сделал явку с повинной. Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. 3. Мотивация. Объявление темы и целей урока. Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. В системе персонажей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» особое место занимает пристав следственных дел Порфирий Петрович, которому поручено ведение дела об убийстве процентщицы Алены Ивановны и её сестры Лизаветы. С этой точки зрения, отношения преступника Раскольникова и следователя Порфирия Петровича составляют основу авантюрно-детективной сюжетной линии романа, а их психологические поединки становятся своеобразной игрой «в кошки-мышки» и сохраняют напряженное внимание читателя. Зачем автор вводит эти встречи со следователем? Естественно, что ведётся расследование преступления, в этом ничего необычного нет. Об этом Раскольников знал и готовился к преступлению, но следователь оказался необычным: он – замечательный психолог. Сколько раз П.П. встречался с Раскольниковым? (Три раза) Почему не названа фамилия героя? Какую роль сыграл Порфирий в том, что Раскольников признался в преступлении? Если он ведет Раскольникова к покаянию и спасению, то почему такими негуманными методами? Если Порфирий побеждает в психологических поединках, добиваясь признания в совершенном преступлении, то почему выходит, «как-то согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова»? Как раскрывается характер Порфирия? Эти вопросы и будут в центре нашего внимания сегодня на уроке. 4. Работа над темой урока. - Что нам известно о Порфирии Петровиче? Один из многочисленных юристов в романе (Лужин, Заметов, недоучившийся Раскольников). Имя героя – имперское, сильное, имеющее греческие корни: «порфирос» – багряный, «Петр» означает «камень», «каменная глыба», «утес». По отчеству перекликается с Петром Петровичем Лужиным и Ильей Петровичем Порохом – поручиком, помощником квартального полицейского надзирателя. Фамилия не указана, но известно, что Дмитрий Прокофьич Разумихин (Вразумихин) – его дальний родственник. - В центре нашего внимания – три встречи Раскольникова и Порфирия Петровича в романе. Встречи эти – психологические поединки, в которых логически опровергается теория Раскольникова. После совершённого убийства цель Раскольникова – во что бы то ни стало победить раздражённую натуру свою, побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу. Вспомним первую встречу героев (ч. 3, гл. V). (Просмотр фрагмента фильма) Какие события предшествуют визиту Разумихина и Раскольникова к Порфирию Петровичу? Два месяца назад Порфирий познакомился со статьей в «Периодической печати», которая его поразила мыслью, что преступление можно оправдать, если оно совершено «необыкновенным человеком». Когда среди заложенных у убитой процентщицы вещей был найден заклад с именем Раскольникова, Порфирий сходил и узнал имя автора статьи в редакции и понял, что напал на след. - Что произойдет после этого визита? Раскольников бросится в свою каморку, чтобы посмотреть, не осталось ли в дыре в обоях какой-нибудь старухиной вещи, а когда выйдет из дома, узнает, что его спрашивал какой-то мещанин, а когда герой его догонит, тот назовёт Раскольникова убийцей. Герой вернётся в свою каморку и подумает о том, что «принцип-то…убил, а переступить-то не переступил», «да, я действительно вошь». Потом ему приснился сон, в котором Раскольников снова убивал процентщицу, а она «сидела и смеялась». - Как вы объясните, что Раскольников, Разумихин и Порфирий Петрович в начале эпизода смеются и стремятся придать сцене «вид самой искренней веселости», выходят друзья от Порфирия мрачные и хмурые, а Порфирий Петрович провожает их чрезвычайно любезно? Решив проверить, считает ли Порфирий его убийцей, Раскольников волновался от предстоящей встречи и, чтобы не выдать себя, разыграл сцену с Разумихиным (стал говорить ему, что он влюбился в Дуню, а сам как будто смеялся над ним). Это притворное веселье. Герою кажется, что он в ловушке. Он окружён людьми, молчание в этой ситуации ненатурально, поэтому он старается вести себя именно натуральнее. - Как раскрывается характер Порфирия в его портрете? Портрет Порфирия Петровича обманчив: в фигуре есть что-то бабье, круглое, он кажется комич-ным, тем более что постоянно жмурится, щурится, хихикает, передвигается быстро, размахива-ет руками («буффон-с»). Но выражение глаз («с каким-то жидким водянистым блеском») не гармо-нирует со всей фигурой и выдает серьезного и умного человека. Он действительно лицедей, игра-ющий комическую роль в трагической пьесе. Кстати, он и Раскольникова называет человеком, соблазненным игривой остротой ума. Эта манера поведения сбивает с толку Раскольникова, провоцирует его на объяснение теории. - Как характеризует Порфирия реплика Разумихина: «Прошлого года уверил нас для чего-то, что в монахи идет: два месяца стоял на своем! Недавно вздумал уверять, что женится, что все уж готово к венцу. Платье даже новое сшил. Мы уж стали его поздравлять. Ни невесты, ничего не бывало: все мираж!» Разумихин говорит о том, что Порфирий – искусный притворщик и способен обмануть кого угодно. - Дискуссия в этом эпизоде начинается с обсуждения воззрений социалистов на преступление. Разумихин не принимает объяснение «среда заела» и обвиняет социалистов в том, что они не любят живого процесса жизни: «Живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна…». С какой целью дан пересказ дискуссии, которая разворачивалась накануне? Порфирий хотел посмотреть на реакцию Раскольникова, поэтому и завел разговор о преступлении, специально подняв эту тему на вечере у Разумихина, чтобы продолжить ее в присутствии Раскольникова. - Почему Порфирий Петрович говорит, что его всегда интересовала статья Раскольникова о пре-ступлении? Что его могло настолько заинтриговать в статье, что он узнал через редактора имя автора? Интерес Порфирия к Раскольникову, возможно, не только профессиональный. Да, Раскольников для него – преступник, которого надо загнать в психологическую ловушку, определив «черточку», но, с другой стороны, Порфирия Петровича искренне заинтересовала статья Раскольникова, которую он прочитал до разворачивающихся в романе событий. Возможно, идеи, подобные изложенной в статье Раскольникова, когда-то в молодости доводили до исступления и сердцебиения и самого Порфирия Петровича. Кроме того, в чем-то его теория психологического давления на преступника сродни «новому слову», на которые способны необыкновенные люди в теории Раскольникова. Раскольников считает, что его идея в изложении Порфирия Петровича «усиленно и умышленно искажена»: «Существуют на свете будто бы некоторые такие лица, которые могут… то есть не то что могут, а полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления, и что для них будто бы и закон не писан». Почему он воспринимает это как вызов и решает его принять? Поняв, что Порфирий подозревает именно его и хочет поймать, но будучи уверен, что фактов у следователя нет, Раскольников заступается за статью. - Как Вы объясните трижды звучащий вопрос Порфирия Петровича о вере («Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?»; «И-и-и в бога веруете?»; «И-и в воскресение Лазаря веруете? Буквально веруете?» Как отвечает Раскольников? В каких эпизодах снова возникнет тема воскрешения Лазаря? Раскольников олицетворяется с Лазарем (Лазарь заболел, а потом умер, а Христос воскресил его, и жители Иерусалима начали верить в Христа): смерть Лазаря и его воскрешение - прообраз судьбы Раскольникова после преступления до его полного возрождения. Снова тема воскрешения Лазаря возникнет в сцене чтения Евангелия (Раскольников просит Соню прочесть ему о воскрешении Лазаря) и в эпилоге. Раскольников отвечает, что верует. - Почему Разумихин, наблюдающий за дискуссией Раскольникова и Порфирия Петровича, считает, что они друг друга морочат и подшучивают один над другим? Как вы определите роль Разумихина в этом эпизоде? Кто еще слушает размышления Раскольникова? Разумихин: «…разрешение крови по совести…страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное». Замётов. Как ведёт себя П.П.? У него какая цель? Что выводит Раскольникова из себя в поведении Порфирия Петровича? (Индивидуальное задание) Умный и наблюдательный Порфирий Петрович начинает анализировать теорию Раскольникова о праве сильной личности, «вникая во все мелочи и уточняя детали]. Обращает на себя внимание и та тонкая психологическая игра, которую ведут противники. Это «начало борьбы, проба сил, первые подозрения» Рассказ о 2 встрече Порфирия Петровича с Раскольниковым (4; 5) - Какое событие предшествовало второй встрече Раскольникова и Порфирия Петровича? Какой эпизод последует за ней? Раскольников пошёл к Соне, а у неё «наклонился и, припав к полу, поцеловал ногу», сказав: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Герой размышляет о том, что поддерживает Соню, и приходит к выводу о том, что она «юродивая». Раскольников просит, чтобы Соня прочитала ему про воскресение Лазаря, а потом говорит, что она тоже переступила, только через свою жизнь, а значит, им теперь вместе идти. Признание Миколки в убийстве. - Раскольников заходит в отделение пристава следственных дел, «готовясь к новому бою», испытывая страх и негодование. Как вы можете объяснить такое состояние героя? На эту встречу Раскольников идет, преследуя единственную цель: «...хоть на этот раз во что бы то ни стало победить раздраженную натуру свою», хотя «всего ужаснее было для него встретиться с этим человеком опять: он ненавидел его без меры, бесконечно…». - Маленькая и толстенькая фигурка Порфирия сравнивается с мячиком, катающимся в разные стороны, герой постоянно смеется, щурится, «кудахчет», хлопочет, суетится… Почему следователь так преувеличенно подвижен в этой сцене? Как реагирует Раскольников на передвижения, жесты и мимику Порфирия? Нарочно затягивает допрос, чтобы вывести Раскольникова из себя; герой начинает злиться ещё больше и бросает Порфирию вызов: говорит, что знает о таком приёме. - В этом эпизоде Порфирий Петрович раскрывает Раскольникову свои воззрения на психологию преступника: «Он у меня психологически не убежит… Он по закону природы у меня не убежит… Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться, свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!» Можно ли эти размышления считать своеобразным ответом на теорию Родиона Раскольникова о необыкновенных людях, которые тоже появляются по необъяснимому закону природы? Можно ли Порфирия Петровича назвать теоретиком? В чем вы видите основную идею его теории? Порфирий стремится психологически уничтожить Раскольникова, добиться полной власти над его душой, его теория психологического давления на преступника сродни «новому слову», на которые способны необыкновенные люди в теории Раскольникова. - Порфирий Петрович называет себя человеком откровенным, заявляет, что истинно любит Раскольникова и желает ему добра. Так ли это? - Вонзить в совесть Раскольникова кинжал посильнее да поглубже – та цель, которую ставит перед собой и успешно добивается Порфирий Петрович. Он умело подбирает самые подходящие слова, чтобы указать Родиону на аморальность его теории и поступка, но делает он это хитро: не рубит с плеча, не говорит открыто в лицо, а все как-то ходит вокруг да около. Говорит о молодежи, напри-мер, а подразумевает Раскольникова: «Ведь это больное, да худое, а раздраженное! А желчи-то, желчи-то в них во всех сколько!» Или твердит о разыскиваемом преступнике: «Убил, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит». Порфирий всем своим существом доказывает, что для него нет никаких загадок, и подчеркивает: преступнику не выбраться из его цепких рук. «Да пусть, пусть его погуляет, пусть; я ведь и без того знаю, что он моя жертвочка и никуда не убежит от меня!» По его убеждению, Раскольников обречен, и нет ему другой дороги, кроме как дороги на каторгу. «Мужик убежит, модный сектант убежит… А вы ведь вашей теории больше не верите – с чем убежите? Убежите и сами воротитесь». Из сказанных слов можно понять следующее: Порфирий Петрович чувствует себя всевидящим и имеющим неогра-ниченную власть над измученной душой Родиона Раскольникова. Чем ещё больше раздражён Раскольников? Порфирий Петрович не хочет допрашивать его по форме. Родиону хочется опереться именно на систему своих взглядов, рассуждений. Но Порфирий Петрович понимает, что с ним по форме нельзя. Он разгадал характер Раскольникова. Поймать Родиона с помощью обычного допроса не получится, Следователь делает ставку на его живую душу. Вот почему вместо официального допроса – болтовня, хитрая и расчётливая, ставящая целью вывести Раскольникова из себя. Следователь ведёт тонкую игру. Вторая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. Следователь продолжает следствие, стремясь заставить подозреваемого признать свою вину. Вызывает восхищение высокое профессиональное мастерство Порфирия Петровича. Второй поединок – борьба достигает наивысшего накала. Измученный, исстрадавшийся Раскольников почти сломлен, быстро «сдает свои позиции», а ситуацией овладевает проницательный следователь. Третья встречуа (часть 6; конец 1 и 2 главы) Порфирия Петровича и Раскольникова можно назвать парадоксальной, настолько она неожиданна для читателей, но оказывается ожидаемой для героев романа. Раскольников даже «не очень удивился Порфирию и почти его не испугался». С какой целью пришел Порфирий Петрович? На этот раз П. П. не скрывает истинного намерения доказать виновность Раскольникова и объясниться с ним: «Хочу вам все дотла изложить, как все было, всю эту историю всего этого тогдашнего, так сказать, омрачения», – говорит он - Порфирий Петрович начинает разговор с привычной усмешки и улыбки. Но потом лицо его «даже как будто грустью подернулось», что изумляет Раскольникова. Как можно объяснить новые ноты в интонациях Порфирия Петровича? Порфирий не хитрит больше, не расставляет сети, не наслаждается своей победой, даже голос его меняется – становится теплее, тише, мягче. Перед Раскольниковым не столько следователь, сколько сочувствующий ему человек, который знает о его преступлении, но всё же видит и уважает в нем личность. Раскольников уже ждет какого-то исхода, справедливого наказания, чтобы наконец-то освободиться от мук и безмерных страданий. Порфирий Петрович прямо обвиняет Раскольникова в преступлении. На вопрос: «Так кто же убил?» – следователь отвечает: «Как кто убил?.. да вы убили, Родион Романыч!» Он предлагает Раскольникову «явку с повинной». - Порфирий говорит о вине Раскольникова строго и убежденно, снижая голос до шепота. «Вы», - произносит следователь открыто и просто в ответ на вопрос Раскольникова: «Да кто же убийца?». Однако произносит не с тем, чтобы укорить, заклеймить, а с тем, чтобы убедить ненавидящего себя и жизнь, уже ни во что не верящего Раскольникова принять страдание, очиститься, воскреснуть душой. Жизни впереди много, духовная сила у Раскольникова есть, Бог ждёт его воскресения – нужно лишь уверовать прежде всего в себя. Порфирий чувствует, что всё старое, на что до сих пор опирался Раскольников нравственно, уже сломлено в его душе, а нового еще нет. «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху», - в этих словах Порфирия – ориентир для Раскольникова. Обрести «воздух» новой веры, новой жизни, найти Бога и любовь – в этом спасение. Однако до осознания этого Раскольниковым ещё далеко. 4. Д/З: перечитать часть 1, глава 2; часть 3, глава 4; часть 4, глава 4; часть 5, глава 4; эпилог). 5. Итоги урока. Рефлексия. Что же утверждается в романе? Нельзя преступить закон человечности. А что это значит? Никто не имеет права отобрать у человека жизнь, не может человек ни ради идеи, ни ради богатства убивать. Никому не дано права возвышаться над людьми, считая остальных «тварями дрожащими». Но до осознания этого Раскольниковым ещё далеко. Кто поможет ему осознать истину? Соня Мармеладова. - О ней и пойдёт разговор на следующем уроке. 6. Домашнее задание: перечитать эпилог |