Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение слова философия. Объект, предмет философии.

  • Символическое выражение философии

  • Исходное, предварительное определение философии.

  • Философия и философствование. Предельное метафизическое вопрошание и предельное противоречие.

  • Цель и назначение философии

  • Исторические условия философствования.

  • Отношение философии к действительности

  • Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

  • Материя

  • теория Тема 1. Вввдение в философию. Тема Введение в философию


    Скачать 66 Kb.
    НазваниеТема Введение в философию
    Дата15.02.2023
    Размер66 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлатеория Тема 1. Вввдение в философию.doc
    ТипДокументы
    #939144

    Тема 1. Введение в философию.

    Значение слова философия. Символическое выражение философии. Определение философии. Отличие философии от  религии, искусства и науки. Философия и философствование. Предельное метафизическое вопрошание и предельное противоречие. Исторические условия философствования. Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности. Связь философии и жизни.

    Значение слова философия. Объект, предмет философии.

    Слово «философия» с древнегреческого языка переводится как «любовь к мудрости», «любомудрие» (phileo - люблю + sophia - мудрость).

    Впервые данный термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.)

    Объект философии — мир как единое целое, человек и его место в этом мире.

    Предмет философии — законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единстве.

    Фундаментальные проблемы философии, ее предметное самоопределение: уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

    Основные разделы философии: история философии (изучает зарождение философии, ее развитие и современное состояние), гносеология (теория познания), которая в свою очередь делится на философию языка и философию логики; онтология (учение о бытии), философская антропология (учение о человеке), социальная философия (учение об обществе), которая в свою очередь делится на философия хозяйства и философию права;  философия истории (учение о закономерностях развития истории), философия культуры, философия ценностей (аксиология), эстетика (учение о красоте), нравственная философия (этика), философия религии, философия образования.

    Символическое выражение философии.

    Одним из самых выразительных философских образов можно считать образ греческого мудреца Сократа - олицетворенной философии. В плато­новском диалоге «Пир» Алкивиад (известный греческий полководец) про­износит хвалебную речь Сократу. В ней он сравнивает Сократа с силенами или сатирами (в греческой мифологии - демоны плодородия, козлоногие спутники бога Диониса), какие бывают в мастерской ваятелей и которых художники изображают с флейтой в руках. Внутри этих фигурок, состоя­щих, наподобие русских матрешек, из двух половинок, хранились драгоцен­ности или изваяния богов. Точно так же и Сократ, действительно внешне похожий на силена, раскрываясь перед собеседниками, обнаруживал свою внутреннюю божественную мудрость.

    Философия вполне соответствует и образу демона плодородия, излива­ющему на землю свою животворящую силу. Ибо философия нисходит в мир земных грубых форм, питая их тонкой энергией духа, утончая и просветляя их. Ее роль - быть посредницей между небесным и земным.

    Язык философии, живая философская речь способны оказывать на слу­шателей такое же магическое воздействие, что и звуки флейты, ибо фило­софия есть «звучание мысли», а звук, по меткому выражению Гегеля, - это «жалоба идеального».

    Еще один образный ряд философии связан с женственным олицетворением Софии в духе христианской премудрости Божией. Тенденция к олицетворению Софии-философии носит изначально женственный характер (греческое слово sophia и соответствующее ему древнееврейское слово «хокма» (премудрость) - женского рода). В Ветхом завете можно встретить образы премудрости как «Возлюбленной», «Матери-хранительницы», «Гостеприимной хозяйки» и др.Для философов религиозного и мистического склада, таких как Я. Беме или В.С. Соловьев, любовь к Софии выражалась в виде любви к Вечной Женственности, Небесной Деве, Целомудренной Царице.

    Исходное, предварительное определение философии.

    Философию можно определить как - мыслящее рассмотрение предметов в их отношении к первичным причинам и конечным целям сущего как единого целого.

    Рассматривая данное определение, важно отметить:

    1)              Философия как мыслящее рассмотрение предметов есть понятийное знание, знание общего в единичном или единого во многом. По словам Гегеля, философия делает единственно только то, что превращает представления в мысли, понятия. По меткому выражению С Н Булгакова, философия есть искусство понятий.

    2)              Философский способ мышления означает направленность сознания не только на объект, но одновременно и на субъект, на само мыслящее Я. Философский разум есть высшее соединение сознания и самосознания, то есть знания о предмете и знания о себе. Таким образом, исследуя предмет, философия постоянно имеет в виду и самого мыслящего субъекта, акт его мышления, то, что это именно он создает понятие о предмете.

    3)               Философия как мыслящее рассмотрение предметов означает, что сущностное определение философии возможно только в процессе самого философствования.

    Отличие философии от науки, искусства и религии.

    С религией и искусством философию роднит то, что их предмет имеет всеобщий характер (Бог, прекрасное, истина, бытие) Однако, в отли­чие от философии, в религии и искусстве всеобщее содержание предстает непосредственному внешнему созерцанию и, далее, представлению и чувству. В философии, например, совершенно невозможно представление «Бог родил сына» (заимствованное из чувственного опыта). Здесь это отношение выступает в форме мысли, понятия о внутреннем различении Единого, Абсолюта Конечно, такая мысль постигается сложнее, чем религиозное пред­ставление или художественный образ, которые для обыденного сознания привычны, потому что они почерпнуты из опыта.

    Немецкий философ И. Кант делил все понятия на два рода эмпирические (основанные на опыте) и чистые, образуемые разумом независимо от всякого опыта. Эмпирические понятия возникают на основе чувств путем сравнения предметов опыта и имеют лишь форму всеобщности. Таковы некоторые понятия обыденного сознания и большинство научных понятийДействительно же всеобщими является чистые понятия разума, которые Кант называет идеями. Это, например, понятия Бога, свободы, воли, бессмертия души, блаженной жизни и др. Эти понятия разума, лежащие за пределами возможного опыта человека, становятся предметом метафизики, то есть умозрительного рассмотрения.

    Философия - это рассмотрение предметов в метафизическом свете, то есть в свете первых причин и конечных целей, которые не могут быть даны в чувственном опыте. Это позволяет понять особенности философского способа мышления Правда, мышление характерно не только для философии. Это вообще то, что отличает человека от животного. Оно присуще и обыденному, и научному сознанию. Однако обыденное мышление не поднимается выше эмпирических понятий, пересыпанных различного рода представлениями и образами.Также и научное мышление не выходит за рамки эмпирических понятий и направлено на конечные предметы и явления.И только философия, в которой определяющую роль играют чистые понятия и идеи, исследует предметный мир в отношении к безусловному, абсолютному. Философия ставит метафизические, предельные вопросы и пытается отвечать на них с помощью чистых понятий разума

    Философия и философствование. Предельное метафизическое вопрошание и предельное противоречие.

    Философствование -  личностная жизненная почва философия. Оно вырастает из фундаментального философского настроения которое есть род особого интеллектуального напряжения, желание и способность человека участвовать в бытии мира; это некая причастность к бесконечному. Согласно Аристотелю философствовать людей побуждает удивление, М.Хайдеггер говорил о двух видах такого настроения: ностальгии (тоске) и ужасе. Каждый человек испытывает потребность в философствовании в той мере, в какой он захвачен философским настроением.  

    Отличие философии от философствования состоит в том, что философия преображает случайное философское настроение в систематическое и методическое размышление.

    Философствование как осознание и осмысление субъективного настроения заканчивается постановкой предельных вопросов таких как «Зачем я живу?», «Бессмертна ли душа?», «В чем причина зла?» и т.п. Философия начинается с постановки таких вопросов, и пытается систематически исследовать их путем логического рассуждения. Суть предельных вопросов в том, что они вовлекают и самого вопрошающего («ставят его под вопрос»); они не могут быть решены на основании опытных данных и в силу этого на них нельзя дать однозначный, завершенный ответ.

    Способность разума задаваться такими вопросами есть – предельное  метафизическое вопрошание. Пытаясь ответить на предельные вопросы, философия впадает в антиномии (от греч. antinomia- противоречие в законе), то есть в утверждение двух противоположных определений одного и того же предмета. Антиномичность философии есть свидетельство того, что предмет и понятие о предмете отчасти совпадают до предела, который и обнаруживается в антиномии.

    Цель и назначение философии.

    По мнению Аристотеля, философствованию побуждает удивление. Однако, мыслитель полагает, что недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим. Если таким образом начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то оче­видно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. В этом смысле целью, назначением философии является незаинтересо­ванное познание, чистое созерцание истины.

    Философия по своей сути есть незаинтересованная деятельность, ориен­тированная на истину, притягательную саму по себе, а не на утилитарную активность, направленную на овладение вещами. Поэтому-то люди и нуж­даются в ней, поскольку существует тысяча способов и учений о том, как овладеть вещами, и только один способ и одно учение - философия - о том, как наслаждаться вещами, созерцая их

    Хотя философская созерцательность и вне утилитарных целей, она обладает четко выраженным нравственным, общественным содержанием. Очевидно, что при созерцании целого неизбежно меняются все повседневные перспективы: понимание смысла жизни, отношение к лю­дям, государству, собственности и т.д. Именно по этой причине многие философы-«созерцатели» вынуждены были проводить остаток своих дней в изгнании или вообще лишались жизни.

    Таким образом, наши практические решения во многом зависят от пози­ции, занимаемой нами относительно предельных вопросов. Вот почему фи­лософские теории, не предназначенные для практического использования и применения, обладают таким влиянием на человеческую историю.

    Исторические условия философствования.

    Всякое философствование предполагает известную ступень материальной и духовной культуры народа.

    По мысли Гегеля, философия есть свидетельство того, что дух выходит за пределы своего природного образа. В действительности это означает разложение привычных форм жизни, потребность в реформировании традиционных отношений. Не удивительно, что расцвету философии сопутствует кризис религии (оскудение веры) и падение нравов, то есть разложение и гибель прежнего уклада жизни.

    Это подтверждается всей историей философии. Так, например, первоначальная греческая (ионийская) философия появилась одновременно с падением ионирских государств в Малой Азии. Сократ и Платон уже не находили удовлетворения в афинской государственности, которая переживала в то время процесс разложения.

    В Риме философия распространилась лишь после гибели подлинно рим­ской жизни - республики - под деспотизмом римских императоров.

    С гибелью Римской империи связана высочайшая ступень развития древней философии, достигнутая в лице неоплатоновских философов (Пло­тин, Порфирий, Ямвлих, Прокл и др.) в Александрии.

    Философия расцветает в реформационные эпохи, когда старые формы отношений изжили себя, а новые находятся еще в зародыше. Философия призвана ускорить роды нового, помочь реформационному движению.

    В реформационную эпоху греческого мира расцветает древняя филосо­фия, в реформационную эпоху христианского мира - философия нового времени.

    Классическая немецкая философия расцветает на почве кризиса прус­ского абсолютизма, стоящего на пороге демократических реформ.

    Расцвет русской философии в конце XIX - начале XX века приходится также на время глубинных реформации, вызванных агонией монархизма.

    Отношение философии к действительности.

    По мнению Г.В.Ф. Гегеля, философия, именно потому, что она есть проникновение в разумное, постижение существенного, является познанием действительного, а не потустороннего начала. Мыслитель отмечает, что в повседневной жизни действительностью называют всякую причуду, заблуждение, зло и тому подобное, равно как и всякое существование, как бы оно ни было превратно и преходяще. Действительным может считаться только существенное, необходимое, разумное. Действительность, согласно Гегелю, есть ставшее непосредственным единство сущности и существования, или внутреннего  и внешнего. Поэтому только философии и дано познать истинно действительное, ибо она с помощью разума постигает существенное.

    Связь философии и жизни.

    Философия имеет подлинную, творческую связь с жизнью. Обыватель не замечает этой связи, потому что она проистекает не от быта и не от животного существования, а от жизни духа, от его страдания, созерцания и жажды. Русский мыслитель И. А. Ильин выводит следующую «формулу» связи с жизнью: «Жизнь есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рожденная сознанием». Философствовать — и означает воистину жить и мыслью освещать я преображать сущность подлинной жизни.Таким образом, между философией и жизнью существует самая прямая взаимосвязь, которую можно выразить таким соотношением: философия больше, чем жизнь - она ей завершение жизни, Но жизнь первичнее философии - она есть ее источник и предмет.

    Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

    Каждая философская теория имеет главный вопрос вокруг которого выстраивается вся система: что первично: дух или материя, идеальное или материальное?

    (Материя - - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. Дух, философское понятие, означающее невещественное начало).

    В зависимости от ответа на него выделяются такие философские направления, как материализм и идеализм.

    Материализм признает, что материя (объективная реальность) является первичным началом в сфере бытия, а идеальное (идея, дух, сознание) — вторичным (результатом, следствием).

    Виды материализма:

    · Стихийный и наивный материализм древних греков – это первоначальный вид материализма, согласно которомуокружающий мир произошел и состоит из материальных элементов (воды, земли,воздуха, огня, всех этих первоначал, атомов и т.д.) и рассматриваетсясам по себе независимо от сознания человека и богов (Фалес Левкипп, Демокрит. Гераклит. Эмпедокл и др.).

    · Механистическийматериализм эпохи Нового времени – в основе его лежит изучение природы, однако всемногообразие ее свойств и отношений сводится к механической формедвижения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон. Дж. Локк, Ж.Ламетри др.)

    · Диалектический материализм – представляет органическое единство материализма и диалектики (Диалектика — учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания (мышления)). Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, которое происходит по законам диалектики. В результате этого самодвижения материя приобретает все новые и новые формы и проходит различные этапы развития (К.Маркс, Ф.Энгельс).

    ·Вульгарный материализм – сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

    Идеализм признает первичным идею, дух, сознание по отношению к материи.

    Объективный идеализм провозглашает независимость идеального начала не только от материи (Платон, Фома Аквинский, Гегель).

    · Субъективный идеализм утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли, Д.Юм).


    написать администратору сайта