Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры
Скачать 309.9 Kb.
|
Тема 1.Философия, ее предмет и место в системе культуры. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия 1. Аристотель писал: «...имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, которая исследует первоосновы и причины: и добро, и «то, для чего» есть один из видов причин. А что это не мастерство творения, объяснили уже первые философы. Потому что и теперь, и раньше удивление вынуждает людей философствовать... Но тот, кто не понимает и удивляется, признается в своем неведении (и поэтому тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, потому что миф возникает на основе чудесного). Когда, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от неведения, то, очевидно, к знаниям стали стремиться для понимания, а не для какой-нибудь выгоды» (Аристотель. Метафизика. Соч.: в 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69.) О каких чертах, особенностях мифа идет речь в тексте? Как связаны миф и философия по мнению Аристотеля? В чем Аристотель усматривает специфику философии? 2. «Философия - мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть довольно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции (или с мифами других народов мира - египтян, вавилонян, ассирийцев), знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением, хранением исторической памяти, регулятивом их социальной организации» (Философия. /Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д., 1995. С. 6.) Согласны ли вы с суждениями автора? Может ли человек иметь не философское мировоззрение? Изложите свой взгляд на соотношение мифов и философии, мировоззрения и философии. 3. Существует мысль, что революция мировоззрения, осуществленная философией, заключалась не в смене арсенала знаний, а в преобразовании личности субъекта познания. В сравнении с мифологией впервые в истории культуры субъект знаний стал субъектом рефлексии, а знания - приобретением личности. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса? В чем еще вы видите специфику философского понимания мира? 4. Проанализируйте утверждения: а) «Религия, чтобы остаться правдивой, имеет потребность в философии. Философия, чтобы остаться наполненной, нуждается в субстанции религии» (К. Ясперс). б) «Все, кто владеет настоящей религией, вместе с тем владеет истиной науки, искусства и философии» (Э.А. Жильсон). Дайте свою оценку высказываниям знаменитых философов. Как на ваш взгляд связаны философия и религия? 5. «Своеобразная сущность религии оставалась вне ее, она претендовала только на форму мысли. Если философия должна заменить религию, то философия, оставаясь философией, должна стать религией, она должна включать в себя в соответствующей форме то, что составляет суть религии, должна включить преимущества религии» (Фейербах Л. Необходимость реформы философии. //Избр. философ, произв.: В 2т. М., 1955. Т. 1. С. 109.) Может ли, на ваш взгляд, философия заменить религию? Дайте оценку рассуждению философа. 6. Английский философ и ученый Б. Рассел считал, что церковная концепция праведности нежелательна по той причине, что она принижает разум и науку: «Возможно, что человечество уже стоит на пороге золотого века, но если так, то сначала необходимо будет убить дракона, который стережет вход, и дракон этот – религия» (Рассел Б. Почему я не христианин. М, 1987. С. 130). Проанализируйте и дайте оценку приведенному рассуждению. Как лично вы решаете поставленный автором вопрос? 7. Чем объяснить почти одновременное возникновение философии в территориально разобщенных центрах древней цивилизации: Индии, Китае, Греции? 8. Почему только в Древней Греции теоретическая деятельность, философия приобрела самостоятельность и независимость. 9. «Человек несчастен только потому, что отрекся от природы… Он захотел быть метафизиком, прежде чем стать физиком, оставил в стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опытом, чтобы увлекаться абстрактными системами и гипотезами... Одним словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение погоне за явлениями. Пора начать черпать в природе необходимые средства против бедствий, причиненных нам буйной фантазией. Пользуясь опытом, разум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так долго был человеческий род»(Гольбах П.Система природы. //Избр. произв.: В 2 т. М., 1963. Т.1, С.35-56). Справедлива ли критика абстрактной философии и связанных с ней фантазий и предрассудков? В чем Гольбах видит достоинства научного познания? 10. Как, на Ваш взгляд, соотносятся мировоззрение и философия? а) философия - это теоретическая основа, ядро мировоззрения; б) философия обладает мировоззренческой функцией; в) полностью совпадает по содержанию и объему с мировоззрением. Объясните свой ответ. 11. «Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров... каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р. Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение Декарта. В чем видит достоинство философии французский философ? Особенности философии, ее предмет 12. Аристотель считал, что «есть конкретная наука, которая исследует бытие как само по себе, а также то, что ему свойственно само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, так как ни одна из них не исследует общую природу бытия как такового, а все они, выбирая себе какую-нибудь часть его, исследуют то, что свойственно этой части...» (Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 119.). О каких чертах, свойственных философии, идет речь? 13. «То, на что направлено наше мироощущение, есть само сущее и больше ничто. То, чем руководствуется вся наша установка, есть само сущее - и кроме него ничто. То, с чем работает вторгающееся в мир исследование, есть само сущее - и сверх того ничто». Объясните смысл высказывания немецкого философа - экзистенциалиста М.Хайдеггера. Совпадает ли данное высказывание с определением предмета философии Аристотелем: «Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этом части, например, математически». 14. Проанализируйте определения предмета философии: а) «Философия есть познание, которое достигается через правильные размышления (...) и которое выясняет действия, или явления, из известных нам причин, или образующих основ, и, наоборот, образующие основы - из известных нам действий» (Гоббс Т. К читателю. О теле. //Избр. произв.: В 2 т. М, 1964. Т. 1. С. 49-60.). б) «Философия - это познание внутреннего мира человека, причин природы, отношение человека к природе и его связи с ней, или поскольку еще нет реальной законченной философии, стремление к такому познанию». (Шлегель Ф. Развитие философии. В 12 кн. Эстетика. Философия. Критика. М., 1983. Т. 2. С. 103.). в) «Философия не есть наука, не есть даже наука о сущности, а есть творческое осмысление духом смысла человеческого существования» (Бердяев Я. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. //Мир философии. М., 1991. С. 104.). г) «Основной вопрос всей, особенно новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе...» (Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 282-283.). С позицией какого автора вы согласны? Объясните почему? Существует ли основная проблема, основной вопрос философии? 15. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное умонастроение, оно еще и случайно по своему содержанию. Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне же этого оно есть необоснованное предположение или субъективная достоверность». Какое значение для осознания сущности философии имеет это высказывание Г.В.Ф. Гегеля? Какую черту теоретического мышления особо выделяет Гегель? 16. «Философия с логикой не должна иметь ничего общего; философия - это искусство, которое стремится прорваться через логическую цепь знаний и которое выносит человека в бескрайнее море фантазии, фантастического, где все одинаково возможно и невозможно» (Шестов Л. Собр. соч. Т. 4. С. 49.). Дайте оценку размышлениям философа. Обоснуйте свое согласие или несогласие с ним. 17. «...каждый имеющий притязание на общее умственное развитие должен в общих чертах знать, что такое философия; несмотря на то, что он сам не участвует в этих исследованиях, он всё же должен знать, что она исследует; и, несмотря на то, что он сам не проникает в ее область, он все же должен знать границы, отделяющие эту область от той, на которой находится он сам, чтобы не бояться опасности, угрожающей со стороны совершенно другого и абсолютно чуждого ему мира тому миру, в котором он находится». Разделяете ли Вы позицию И.Г.Фихте? В чем Вы видите предназначение философии? 18. Античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений. Противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философские учения были действительно ошибочными, но, не принимая тезиса о равнозначности всех философских высказываний, стремились создать настоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовместимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским скандалом. Так, например, И. Кант отмечал: «...Критическая философия объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существовала никакая философия» (Кант И. Сочинения. Т. 4, Ч. 2. М., 1966. С. 114.). Где же истина? Аргументируйте свою позицию. 19. Во вступлении к «Логике» Гегель говорил, что нет множества философий, есть одна философия как наука о всеобщем. А все систем все течения и направления являются разными уровнями развития единственной философии. Разделяете ли вы взгляды великого философа? Если да, то почему? 20. Господин Журден, герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве», с удивлением узнал (уже в достаточно зрелом возрасте), что всю жизнь говорил прозой. «Феномен Журдена» еще более применим к философии: философствуют все люди - даже те, кто никогда не слышал этого слова (См. Основы философии в вопросах и ответах. Ростов н/Д., 1997. С. 7.). Согласны ли вы с этим утверждением? Что общее и в чем различия между философствованием философией? 21. Философия — это: «наука наук»; система наиболее общих понятий о мире; теоретическая основа мировоззрения; наука об общих методах познания; наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления; наука о познании; подсознательное переживание человеком своего существования; логический анализ языка; наука о месте и роли человека в мире; наука об отношении человека к миру. Какое из определений философии кажется вам наиболее правильным? Объясните свой выбор. 22. Какой из перечисленных вопросов является видоизменением формулировки основного вопроса философии? а) Откуда и каким образом появляется содержание наших мыслей? б) В каких формах совершается мышление и каким законам оно подчинено? в) В чем цель и смысл человеческого бытия? г) Является ли мир собранием случайных явлений или он подчинен закономерности? 23. Гете от лица своего героя доктора Фауста говорит: Написано: «В начале было СЛОВО» - И вот уже препятствие готово: Я СЛОВО не могу так высоко ценить. Да в переводе текст я должен изменить, Когда мне верно чувство подсказало. Я напишу, что МЫСЛЬ — всему начало. Стой, не спеши, чтоб первая строка От истины была недалека! Ведь МЫСЛЬ творить и действовать не может! Не СИЛА ли — начало всех начал? Пишу — и вновь я колебаться стал, И вновь сомненье душу мне тревожит. Но свет блеснул — выход вижу смело — Могу писать: «В начале было ДЕЛО» (Гете. Фауст. М., 1962. С. 87—88). Дайте философский анализ этим строкам. 24. Проанализируйте высказывания: а) Философия — чисто дедуктивная наука, и все ее положения доказываются умозрительно. б) Философские положения доказываются путем вывода и проверки результатов вывода эмпирическими фактами развития науки. в) Философские положения подтверждаются большим количеством примеров из различных областей действительности. г) В философии вообще нет доказательств, а есть лишь убеждение и принятие того или иного положения на веру. Какое из утверждений является правильным? Обоснуйте свой выбор. 25. Проанализируйте суждения: Идеализм — это: а) стремление обосновать значение идей в жизни человека и стремление человека к совершенству; б) признание понятий, идей, сознания как первичных начал, определяющих материальные явления; в) утверждение, что идеи, мысли существуют реально; г) стремление к идеалам; д) убеждение, что материальный мир существует лишь в сознании человека; е) убеждение в огромной роли идей; ж) убеждение в том, что мир сотворен Богом; з) убеждение в непознаваемости мира; и) убеждение в том, что мнения правят миром. Выделите правильное высказывание и аргументируйте свой выбор. 26. В.И. Ленин во фрагменте «К вопросу о диалектике» писал: «Философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный... пустоцвет, растущий на живом дереве живого, плодотворного, истинного, могучего, всесильного, объективного, абсолютного человеческого познания». (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 322). Объясните: а) почему идеализм, будучи философским толкованием мира и его соотношения с сознанием, все же возник в свое время и существует поныне? б) каковы гносеологические корни идеализма? 27. Какое из приведенных ниже положений характеризует сущность позиции объективного идеализма? а) Объективный идеализм не признает познаваемости мира. б) Объективный идеализм полагает, что мир зависит от воли и сознания великой личности. в) Мир определяется духовной силой, существующей независимо от человеческого сознания. г) Существует бесконечная познаваемость мира силами человеческого разума. 28. Можно ли считать дуализм «третьей линией» в философии наряду с материализмом и идеализмом? 29. Английский философ Д. Юм писал, что вопрос о существовании внешнего мира, независимого от человеческого сознания, не может быть никогда решен, так как уму никогда не дано реально ничего, кроме его восприятий, и он никоим образом не в состоянии произвести какой бы то ни было опыт относительно соотношения между восприятиями и объектами, так как результатом такого опыта будет только новое восприятие. (См.: Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 1. С. 163). Точку зрения какого направления в философии выражает Юм? Какова Ваша позиция по этому поводу? Можете ли Вы возразить Юму? 30. «Онтология», «гносеология», «аксиология», «праксиология». Что означают эти понятия и какое отношение они имеют к философии? 31. «Многие ученые, стоявшие на позициях идеализма, внесли значительный вклад в историю человеческой культуры. Многие же ученые-материалисты такого вклада не сделали. Не говорит ли это о том, что философское мировоззрение не оказывает существенного влияния на научное творчество, поэтому борьба против идеализма в науке не оправдывает себя?». Дайте критический анализ этого рассуждения. Могут ли идеалистические учения стимулировать научное познание?. 32. Французский философ О.Конт утверждал, что эпоха философии миновала навсегда, что положительные науки, или «позитивные» (физика, химия, биология и т.д.), не нуждаются в философии, так как в состоянии сами решать все задачи. Они «сами по себе» философия. Прав ли Конт? Обоснуйте свой ответ. 33. В истории науки в период ХIV-ХХ в.в., на становление математики, физики, химии большое влияние оказала философия, в равной степени, как вышеназванные науки способствовали развитию философии. Покажите это на примерах творчества великих мыслителей, представителей науки этого времени. Какую роль сыграла ограниченность метафизического, механистического материализма и идеализма в кризисе науки на рубеже ХIХ-ХХ вв. Как отразились новейшие научные открытия ХХ века на развитии философии? (И.Ньютон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Г.Лейбниц, Б.Спиноза, Л.Эйлер, А.Эйнштейн, М.Борн) 34. Известный английский физик, один из создателей квантовой физики М. Борн вышел в отставку по возрасту в качестве профессора натуральной философии. Чем это объяснить? Что послужило основанием М. Борну для высказывания: «Именно теоретическая физика есть подлинная философия»? 35. «Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений» (Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. М., 1997. С. 12.). «Основной признак, который отличает философское познание от научного, нужно видеть в том, что философия познает бытие человека и через человека, в человеке видит разгадку смысла, наука же познает бытие как бы за человеком, отчуждается от человека. По этой причине для философии бытие есть дух, для науки же бытие есть природа» (Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. //Мир философии. М., 1991. С. 113.). «Составляя первоначально основу науки и всю науку, философия есть либо резюме всех отдельных наук, либо учение о том, для чего нужна наука, либо, наконец, теория самой науки. Смысл, вложенный в название философии, всегда характерен для положения, которое занимает научное познание среди культурных ценностей, оцененных определенной эпохой» (Виндельбанд В. Прелюдии. Философские статьи и речи. СПб., 1904. С. 16.). Проанализируйте позиции философов. Чья позиция кажется вам предпочтительной. Обоснуйте свой ответ. 36. Проанализируйте суждения: а) философия господствует над всем, является наукой наук; б) наука сама себе философия; в) философия - это теория науки; г) философия, не заменяя социальные науки, вооружает их общим? методом познания, теорией мышления. Какое из суждений для вас наиболее приемлемо? Объясните свой выбор. Позицию каких течений в философии выражают эти суждения? 37. «Какую бы позу ни принимали природоведы, над ними господствует философия. Вопрос только в том, желают ли они, чтобы над ними господствовала какая-нибудь плохая модная философия, или они желают руководствоваться такой формой теоретического мышления, которая основывается на знакомстве с историей мышления и ее достижениями. Физика, берегись метафизики, - это абсолютно верно, но в другом смысле» (Энгельс Ф. Диалектика природы. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 525.). Какова связь философии и естествознания? В каких отношениях фраза «физика, берегись метафизики!» имеет смысл? 38. «От философа нельзя требовать, чтоб он был физиком; и, тем не менее, его влияние в области физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны детали, нужно только понимание тех конечных пунктов, где эти детали сходятся»(Гете И.В. Избр. философ, произв. М., 1964. С. 107.). Можно ли тоже самое сказать о физике в его отношении к философии? 39. «...Применение диалектики в области природоведческих наук требует исключительного глубокого знания экспериментальных фактов и их теоретического обобщения. Без этого диалектика сама по себе не может дать решения вопроса. Она как бы является скрипкой Страдивари, самой совершенной из скрипок, но, чтобы на ней играть, нужно быть музыкантом и знать музыку. Без этого она будет так же фальшивить, как и обычная скрипка» (Капица П. Эксперимент, теория, практика. М., 1974. С. 95.). Проиллюстрируйте мысли ученого примерами из той науки, в которой вы специализируетесь. 40. Проанализируйте высказывания: а) философия развивается в той мере, в какой она употребляет достижения науки, обобщает ее результаты; б) философия должна развиваться на своей собственной основе, безотносительно к достижениям других наук и общественной практике; в) философия не основывается только на фактах науки, хотя и включает в себя в качестве одного из важных аспектов, осмысления научных достижений. Она выступает как рефлексия над основами всей культуры, стремится выявить фундаментальные для каждого исторического типа культуры мировоззренческие ориентации, которые определяют понимание и переживание человеком мира и самого себя как части мира. Какое из трех положений вам кажется справедливым, какое наиболее полно раскрывает соотношение философии и науки? Аргументируйте свой ответ. 41. «Философия — мать наук. Первые естествоиспытатели как древнего, так и нового времени были философами» (Л. Фейербах). Согласны ли Вы с таким определением философии? Аргументируйте свою позицию. 42. Каждая наука имеет свои средства познания: у естественных наук — это различные приборы, у кибернетиков, математиков — это вычислительные устройства, у социологов — это анкеты, статистические данные. У философов нет аналогичных средств познания, поэтому философия не является наукой. Дайте критический анализ данной точке зрения. Функции философии 43. «Пусть никто в молодости не откладывает занятий философией, а в старости не устает заниматься философией, потому что никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души... И юноше, и старику нужно заниматься философией: первому - для того, чтобы старея, быть молодым добротами в результате благодарного воспоминания о прошедшем, а второму - для того, чтобы быть одновременно и молодым, старым в результате отсутствия страха перед будущим» (Эпикур. Эпикур приветствует Менекея. //Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. С. 354-355.). Дайте оценку рассуждениям древнего мыслителя о значении философии в жизни людей. 44. «От физика нельзя требовать, чтобы он был философом; но, можно ждать от него философского образования, достаточного для того чтобы обоснованно отделять себя от Вселенной и снова объединяться с ней в более высоком смысле. Он должен создать себе метод, соответствующий наглядному представлению; он должен оберегаться превратить наглядное представление в понятие, понятия в слова и обходиться с этими словами так, будто это предметы; он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены до самого философского охвата» (Гете И.В. Избр. философ, произв. М., 1964. С. 369.). О какой функции философии идет речь? 45. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания… становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т. 4. С. 248, 310). Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? О какой функции философии идет речь в данном высказывании? 46. «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит даже свою гордость в том, чтобы стать выше предъявленных ему социальных требований. Философия не социальная, она персональная» (Бердяев Н: Я и мир Объектов. //Мир философии. М., 1991. С. 107.). Дайте оценку данному размышлению. Согласны ли вы с мыслью философа? 47. Ряд философов высказывает мысль о том, что «...когда философия не овладевает общественным сознанием, не превращается в форму реально-практической, творческой деятельности людей, когда она не опредмечивается в конкретном труде и результатах этого труда, то такая философия может быть чем угодно. Может быть удовольствием, интересным провождением времени. Но она не может быть тем, чем она должна быть» (Сорокин А.А. Философия - это форма самополагания человека в мире. //Философское сознание: драматизм обновления. М, 1991. С. 179.). Чем же должна быть философия и какую роль призвана выполнять в обществе? 48. Афиняне разозлились на Сократа за то, что он находил их недостатки, призывал к справедливости, обращался к их совести. На него подали в суд, обвинивши его в том, что он совращает молодежь и не признает Бога. И суд приговорил Сократа к смерти. В конце концов, если Сократ откажется от своих убеждений, перестанет будить у людей с весть и искать в их душах правду, и будет молчать, тогда его оставят живых. Но Сократ не соглашается: без этого жизнь для него - не жизнь. Его друзья и ученики в замешательстве, они предлагают ему организовать побег. Но мудрец отказывается от этого. Убежать - это значит отказаться от того, чему он учил всю жизнь, повести себя боязливо, криводушно, несправедливо - это значит предать самого себя. Сократ спокойно выпивает чашу с цикутой и умирает. О какой функции философии идет речь? Почему можно считать моральную позицию Сократа соответствующей его философскому учению? 49. Проанализируйте утверждения: а) между философскими взглядами и политической позицией личности нет очевидной связи; б) существуют их прямо однозначные соотношения; в) философские и политические взгляды чаще всего совпадают, но не всегда. Какой из вариантов ответов вам кажется более приемлемым? Обоснуйте свою позицию, приведите примеры. 50. «.Мудрость сродни свободе и разумности. Мудро поступает (и советует, и учит) тот, кто, опираясь на знания, обобщенный жизненный опыт, умеет разумно соотнести желаемое с должным, субъективные устремления с объективной логикой жизни. Мудрость позволяет избегать грубых ошибок в суждениях и действиях» (См. Философия. Киев, 1994. С. 37.). О какой функции философии идет речь в отрывке? Что вы понимаете под мудростью? Достаточно ли быть мудрым, чтобы быть философом. |