Главная страница
Навигация по странице:

  • Категория «материя» в философии.

  • Проблема сознания в философии.

  • 1. Типы онтологий

  • 2. Виды и формы бытия

  • 3. Философы и понимание ими основы бытия (субстанции)

  • 4. Тип и формы отражения

  • 5. Проблема сознания в истории философии

  • 6. Структура психической деятельности

  • Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры


    Скачать 309.9 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее предмет и место в системе культуры
    Дата30.10.2021
    Размер309.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2021 СР.docx
    ТипДокументы
    #259467
    страница5 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема 9. Бытие и сознание (онтология).

    Категория «бытие» в философии

    1. «Бытие есть, небытия вовсе нету» (Парменид).

    «Небытие существует нисколько не менее, чем бытие» (Аристотель).

    • Что имели в виду древнегреческие мыслители, говоря о бытии?

    • Какой смысл они вкладывали в эти понятия и какой смысл в них вкладывают современные философы?

    • Как соотносятся между собой «бытие» и «небытие», «небытие» и «ничто», «ничто» и «нечто»?


    2. Попробуйте вспомнить, кто из философов представлял бытие как:

    а) Единственное (в смысле: «только бытие есть, небытия же нет»).

    б) Идею (или «свет идей»).

    в) Допущение.

    г) Абсолютное понятие.

    д) Волю к власти.

    е) Энергию.

    ж) Бытие есть то, что может быть определено (определить - установить предел, ограничить какими-то рамками) научно-рациональны знанием и предметно-практической деятельностью человека.

    • Какие еще представления про бытие известны вам из истории философии?


    3. Во «Введении в философию» (Введение в философию. М, 1989. Т.2. С.29). предлагается отличить следующие основные формы бытия:

    1) бытие вещей (тел), процессов;

    2) бытие человека;

    3) бытие духовного (идеального);

    4) бытие социального.

    • Является ли эта классификация полной?


    4. «Лишь благодаря условностям цивилизации неразрывная и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассмотреть отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества. Но все эти попытки искусственно и неизбежно разлетаются, когда мы подходим к изучению человечества в общей связи его со всей природой» (В. И. Вернадский).

    • Что такое человеческое бытие и каковы его специфические характеристики?

    • Как онтологически ориентировано суждение русского ученого?

    • Каковыми, на ваш взгляд, должны быть стратегические установки человечества, стремящегося сохранить себя и мир, в котором ему предстоит жить?


    5. «Человек не властвует над существующим. Человек пастух бытия... Он приобретает необходимую бедность пастуха, чья значимость основывается на том, что он самим бытием призван для сохранения Истины... Человек в своей бытийно-исторической сущности есть сущее, чье бытие, являясь экзистенцией, заключается в пребывании вблизи бытия. Человек - сосед бытия» (Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 561-562).

    • Как вы понимаете сказанное?

    • Дайте собственную интерпретацию.


    6. «Мир образуется из «я» и «не – я», из внутреннего и внешнего мира. Отношение между этими двумя полюсами является объектом любой религии и любой философии. Однако каждое учение изображает по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой картине. Значение, которое придается субъекту, представляется мне тем масштабом, руководствуясь которым, можно расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на нитку, религиозные верования, философские системы, мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке».

    • Выделите «узловые» точки взглядов на мир в позиции М. Борна.

    • Можно ли определить понятие «мир» без понятия «субъект»?


    7. «Нет никакого понятия бытия, а есть только бесконечное бытие в бесконечных проявлениях. И только благодаря тем явлениям, с которыми я вступаю в некоторые отношения, я устанавливаю связь моего бытия с бесконечным бытием... Сфере моего влияния принадлежит только бесконечно маленькая часть бесконечного бытия. Все остальное проходит мимо меня, как далекие корабли, которым я подаю непонятные для них сигналы. Ради того же, что принадлежит сфере моего влияния и что имеет потребность в моем присутствии, я осуществляю духовное, внутреннее самоотречение в бесконечном бытии и придаю тем самым моему бедному существованию смысл и богатство. Река нашла свое море». (Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992. С. 215-216).

    • Что понимает под бытием Швейцер?

    • В чей адрес направлена помещенная в этом высказывании критика (в частности, в словах: «Нет никакого понятия бытия»...)?

    • Как видит Швейцер разрешение проблемы человеческого бытия?


    Категория «материя» в философии.

    8. «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства, а качества, приписываемые нами различным веществам, основываются на различиях, ... изменениях, производимых в нас этими веществами» (П.Гольбах).

    • Что новое во взглядах на материю у Гольбаха по отношению с античной философией?

    • Назовите недостатки приведенного определения материи.


    9. Сравните следующие положения.

    а) «Материя, как таковая, - это чистое сотворение мысли и абстракция. Мы абстрагируемся до качественных отличий вещей, когда «объединяем их, как телесно существующие, под понятием материи. Материя как таковая, в отличие от вполне существующих материй, не является, таким образом, чем-то чувственно существующим» (Ф.Энгельс).

    б) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И.Ленин).

    • Во всем ли совпадают взгляды авторов на «материю» (судя по приведенным выше высказываниям)?

    • Если допустить, что перед вами не два высказывания, а одно (одного автора, на один и тот же предмет), то не найдете ли вы в нем каких-нибудь противоречий?

    • Не кажется ли вам внутренне противоречивым второе (ленинское) положение?


    10. В чем отличие ленинского определения материи от определения материи у английского логика и философа - позитивиста Дж.- Ст. Милля: «Материя есть постоянная возможность ощущений»?

    • Можно ли заменить понятие «материя» понятием «реальность», а материализм - реализмом?


    11. А.Ф. Лосев, анализируя сущность философского материализма, поставил следующий вопрос: «На самом деле, что такое материализм? Как показывает само слово, тут какую-то особенную роль должна играть материя? Какую же? Она должна лежать в основе всякого бытия, И к ней должны сводиться все причины и первопричины жизни и мира. Хорошо. Но что такое материя?» (Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990. С. 503). Далее Лосев пробует выяснить, есть ли «материя» материалистов то же самое, что и 1) материальная вещь, 2) сумма вещей, механическая или органическая, 3) внешний мир как целое.

    • Постарайтесь выяснить это и вы, учитывая приведенные Выше определения «материи».


    12. В ленинском определении «материи» говорится о том, что Обозначенная этим понятием «объективная реальность данная человеку в ощущениях его». А.Ф. Лосев видит в таком подходе субъективизм и релятивизм. Согласны ли вы с такой оценкой? Далее Лосев отмечает, Что в принципе неправильно считать материей то, что мы воспринимаем внешними чувствами: «Внешними чувствами мы воспринимаем не материю, а материальные вещи... Материю можно только мыслить».

    • Прав ли Лосев?

    • Сопоставьте его выводы с положениями Энгельса и Ленина, приведенными выше.

    • Лосев обвиняет материалистов в элементарной подмене понятий: «Они объявили материю не чем иным, как ...принципом реальности, а материализм просто учением об объективности вещей и мира». Наверное, Лосев имеет ввиду следующее ленинское положение: ...Единственная «особенность» материи, с признанием которой вязан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания».

    • В чем заключается эта подмена понятий?

    • Если «философский материализм» - это действительно то, о чем говорит Ленин, то не являются ли по Лосеву материалистами Платон, Августин, Гегель?


    13. С позиций какого философского направления даны следующие определения?

    а) То, что мы называем материей, есть только известная

    закономерная связь элементов («ощущений»).

    б) С научной точки зрения не может быть возражений против того, чтобы классифицировать известные более или менее постоянные группы чувственных восприятий, объединяя их вместе и называя материей...

    в) Материя есть постоянная возможность ощущений.
    14. Прокомментируйте следующие суждения:

    Материя — это:

    а) то же, что и реальность;

    б) все то, что обладает движением, протяженностью, инертностью, тяжестью, фигурой, непроницаемостью;

    в) совокупность вещества и поля;

    г) основа, носитель всех свойств явлений, предметов и процессов действительности;

    д) наряду с сознанием одна из двух первооснов бытия;

    е) всякая объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания человека, отражаемая сознанием.

    ж) постоянная возможность ощущений;

    з) неизменная первооснова бытия;

    и) пространственная развертка мировой идеи.
    15. «Все понятия и категории существуют только в сознании. Материя — это философская категория, чистое создание мысли, абстракция. Следовательно, материя существует только в сознании»?

    • Можно ли согласиться с таким выводом?


    16. В ленинском определении материи указывается, что материя «дана человеку в ощущениях его».

    • Известно, что космические лучи, электроны, внутренняя часть Земли и многое другое непосредственно не даны нам в ощущениях. Следует ли отсюда вывод, что они нематериальны?


    17. Материализм XVII—XVIII вв. был преимущественно механическим и метафизическим.

    • Как Вы это понимаете?


    18. Ответьте на вопросы:

    а) Мир материален. Как менялось представление о материи в ходе исторического развития философской мысли?

    б) Правильно ли отождествлять материю с природой?

    в) Как изменились взгляды на материю с XVIII по XX век? Назовите наиболее важные научные достижения XX в., оказавшие влияние на учение о материи.

    г) Можно ли поставить знак равенства между понятиями «материя» и «вещество»?

    • Аргументируйте свой ответ.


    19. В чем заключаются различия между философским и естественнонаучным представлениями о материи и ее структуре?
    20. «Природа насмехается над решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованиям не изменила ни на йоту свои законы».

    • Прокомментируйте высказывание Г. Галилея.

    • Какое свойство законов природы имеет в виду Галилей?


    21 «“Материя» и «сознание» являются, по сути дела, конвенциональными понятиями; отстаивать примат материи или сознания перед лицом новейших научных данных так же бессмысленно, как спорить о том, что подвешено сверху, а что снизу — Солнце или Земля» (Б. Рассел).

    • Прав ли Б. Рассел? Аргументируйте свой ответ.


    22. «Быть может эти электроны —

    Миры, где пять материков,

    Искусства, знанья, войны, троны

    И память сорока веков.

    Еще, быть может, каждый атом —

    Вселенная, где сто планет.

    Там все, что здесь в объеме сжатом,

    А также то, чего здесь нет».

    • Какая философская идея выражена в строках В. Брюсова?


    23. Известный физик С.Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

    а) Элементарные частицы — это атомы Демокрита, т.е. первичные элементы материи.

    б) Элементарные частицы — это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений.

    в) Элементарные частицы — это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

    • Какая философская позиция лежит в основе каждой из этих точек зрения?


    24. Согласны ли Вы со следующими взглядами американского физика В. Гейзенберга? Обоснуйте свой ответ.

    а) «Современная физика в некотором смысле близко следует учению Гераклита. Если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки. ...Энергия — это то, из чего созданы все элементарные частицы, все атомы, а потому и вообще все вещи... Энергия есть субстанция...»

    б) «...Все многообразие элементарных частиц объясняется некоторой универсальной первоматерией, которую можно назвать энергией или материей».
    25. «Единство мира, — пишет Ф. Энгельс, — состоит не в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым... Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 43).

    • В подтверждение сказанного приведите известные Вам научные факты из области естественных и общественных наук.

    • Что означает тезис Ф. Энгельса?

    • Покажите, что развитие науки подтверждает данный тезис.

    • Признают ли единство мира объективный идеализм и религия?

    • Все вещи мира преходящи, со временем разрушаются и уничтожаются. Почему же мир как совокупность подобных вещей продолжает существовать?


    26. Движение - способ существования материи /точка зрения диалектического материализма/.

    • Почему нельзя отрывать материю от движения?

    • Разделяете ли Вы положение диалектического материализма о том, что движение несотворимо и неуничтожимо?

    • Какие аргументы Вы приведете в подтверждение этого положения?


    27. Возьмем два примера: просто перемещение тела в пространстве и возникновение в процессе биологической эволюции нового вида. В одном и другом случаях имеют место определенные изменения.

    • Можно ли назвать оба эти типа изменений понятием «движение»?

    • А можно ли оба эти типа изменений охарактеризовать понятием «развитие»?


    28. «Покой - это частный случай движения» /Кирхгоф/.

    • Исходя из положения Кирхгофа, можно ли покой рассматривать как движение, а движение как покой?

    • Есть ли в движении нечто остающимся неизменным?

    • Покажите, что развитие материи, ее дифференциация невозможны без относительного покоя и временных состояний равновесия.

    • Можно ли сказать: то, что мы называем вещами, есть состояние относительного покоя или временного равновесия в движении материи?


    29. Раскройте философское значение закона сохранения и превращения энергии, закона Эйнштейна: Е = mс2.
    30. «Сам по себе кирпич не убивает человека, а производит это действие лишь благодаря достигнутой им скорости, т.е. человека убивает пространство и время.» /Г.В.Ф. Гегель/

    • Возможно ли истолковать данное суждение Г.В.Ф: Гегеля как диалектико-материалистическое?


    31. Что такое механицизм? Какое из нижеприведенных утверждений можно отнести к механицизму.

    а) Механическое движение — наипростейший вид движения материи.

    б) Биосистемы развиваются по законам механики.

    в) Механическое движение — универсальный вид движения материи.

    г) Все формы движения материи включают в себя механическое движение.
    32. «Нет оснований предполагать, что живая материя управляется другими законами, чем неживая материя, и имеются серьезные основания думать, что все в поведении живой материи может быть теоретически объяснено в терминах физики и химии» (Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957. С. 71).

    • Можно ли считать данное утверждение Б. Рассела проявлением механицизма?


    33. Проанализируйте следующие концепции понимания пространства и определите философское направление, к которому их можно отнести:

    а) Абсолютная протяженность, пустота, вмещающая в себя все тела и не зависящая от них.

    б) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними функциональных зависимостей, априорная форма чувственного созерцания.

    в) Важнейшая объективная форма бытия материи, зависящая от движения и взаимодействия тел.
    34. «Основные формы всякого бытия, — писал Ф. Энгельс,— суть пространство и время» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51).

    а) Относится ли это высказывание к бытию идей?

    б) Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?

    в) Можно ли рассматривать пространство и время в физике И. Ньютона как реальности физического опыта?
    35. Можно ли пространство и время рассматривать как особые, самостоятельные природные реальности?

    • Если да, то назовите представителей такой точки зрения.


    36. «Время вне временных вещей - бог»

    • Разъясните замечание В.И. Ленина.

    • Что заставляет нас менять представления о пространстве и времени, обусловленные характером того или иного нашего ощущения?


    37. Что такое часы и чем они отличаются от времени?
    38. Что такое субъективное время?

    • Какой смысл вкладывается в это понятие?

    • В чем отличие объективного времени от субъективного?


    39. Сопоставьте следующие высказывания:

    1) «Настоящее - не та точка, которая только обозначает отмечаемое каждый раз в мыслях окончание «прошедшего» времени, видимость фиксированного конца, - а действительное, наполненное, современное -существует только тогда, когда осуществляется присутствие, встреча, отношения....Настоящее мгновенно не проходит: оно присутствует и длится, объект же не есть продолжительность, он есть застой и остановка, омертвелость и оторванность, отсутствие отношений и бытия в современном.

    Сущности переживаются в настоящем, объективности - в прошедшем времени» (Бубер М).

    2) «Субстрат, наполненность, полнота или содержание настоящего, собственно говоря: во все времена одно и то же. Но именно время, эта форма и граница нашего интеллекта - вот что делает невозможным непосредственное познание этого тождества... Существует одно настоящее, и оно существует постоянно, потому что оно представляет собой единую форму настоящего бытия. Нужно проникнуться тем убеждением, что прошлое не само по себе отличается от настоящего, а только в нашем восприятии, которое имеет своей формой время...» (Шопенгауэр А.).

    • Предметом обоих высказываний является «настоящее». Что Вы находите общего в позициях авторов?

    • В чем различия их позиций?


    40. Покажите, в чем различие в подходах к пространству и времени:

    а) субъективного идеализма;

    б) объективного идеализма;

    в) метафизического материализма;

    г) диалектического материализма.
    41. Проанализируйте следующие концепции понимания времени:

    а) Длительность существования и мера всеобщего изменения материи, неотделимая от материи.

    б) Частная и конечная форма проявления абсолютной вечности, в которой пребывает Бог или абсолютный Дух.

    в) Абсолютная, равномерная, всюду одинаковая, не зависящая от каких-либо воздействий и материальных изменений длительность, однородная во всей Вселенной.

    г) Важнейшая объективная форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменения материи.

    д) Форма упорядочения комплексов ощущений и опытных данных как априорная форма чувственного созерцания, как внутренняя основа субъективного существования, исчезающая вместе с исчезновением личного «я».

    • Определите философское направление, к которому их можно отнести.


    42. «Мы знаем: время растяжимо. Оно зависит от того, Какого рода содержимым Вы наполняете его» (С.Маршак).

    • Что такое субъективное время?

    • Какой смысл вкладывается в это понятие? Проанализируйте строки из стихотворения С.Я. Маршака.


    Проблема сознания в философии.

    43. Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:

    а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него;

    б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи;

    в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я;

    г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи;

    д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная «живая сила»;

    е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит;

    ж) мысль - это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки - мочу;

    з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер;

    и) материя и сознание - это две равноценные субстанции.
    44. В чем принципиальное отличие сознания человека от отражения мира высшими животными?
    45. «Вся материя отражает». «Вся материя ощущает».

    • Тождественны ли эти суждения?


    46. Отражение есть всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих тел.

    • Чем отражение отличается от простого взаимодействия или изменения?

    • Раскройте принципиальное различие отражения в живой и неживой природе.

    • Расположите в порядке возрастания уровня сложности следующие формы отражения: раздражимость, мышление, психика, сознание, ощущение, деформация.

    • Каковы отличительные характеристики сознания как высшей формы отражения?


    47. Ниже приведены суждения, которыми в философии определяются природа сознания, его существенные свойства:

    а) «...Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа — мозга» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 285—286).

    б) «...Психическое, сознание... есть высший продукт материи (т.е. физического), есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 239).

    в) «Наши ощущения, наше сознание есть лишь образ внешнего мира, и понятно само собою, что отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 66).

    г) «Сознание... с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 29).

    • Можно ли познать сущность и законы человеческой психики без учета деятельности мозга, нервно-психических процессов?

    • Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только его мозг?

    • Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?

    • Объясните взаимодействие биологических и социальных факторов в процессах возникновения и развития человека, человеческого сознания.

    • Что такое гилозоизм?


    48. В.И. Ленин на полях конспекта книги Гегеля «Наука логики» заметил: «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его» (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 194).

    а) Как понимать положение о том, что сознание «творит» мир?

    б) Сознание, доказывает материалистическая философия, вторично по отношению к материи. Означает ли это, что сознание не оказывает никакого воздействия на материальный мир? Как влияет психика на тело, физическое состояние человека, как влияют понятия, идеи, теории и сознание в целом на практическую деятельность человека и общественное развитие?

    в) Прокомментируйте выражение К. Маркса: «...Теория становится материальной силой, как только она овладеет массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422).
    49. Какая важнейшая сторона сознания и его функция реализуются в изобретательстве и техническом творчестве?
    50. К. Маркс утверждал, что «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21).

    Можно ли из этого сделать следующие выводы:

    а) Идеальное существует не в голове, а с помощью головы в реальной предметной деятельности (идеальное есть форма деятельности общественного человека).

    б) Идеальное существует в голове с помощью реальной предметной деятельности (идеальное есть субъективная реальность).

    в) Идеальное является особой субстанцией.
    51. Приведенные ниже слова разделите на две группы и назовите признак, послуживший для принятого Вами деления: мозг, мышление, идея, понятие, сердце, вдохновение, ощущение, физиологическое, психическое, речь, язык, тоска, бег, дыхание, представление, убеждение, сновидение, радость, разум, воля, нервный процесс, биотоки мозга.
    52. Выберите из данных суждений правильное (для материалиста).

    Мысль — это:

    а) продукт мозга, субъективный образ объективного мира;

    б) хотя и находится в материальном мозгу, но является продуктом нематериальной субстанции;

    в) биотоки мозга;

    г) самостоятельное, независимое от мозга явление.

    д) речь, но произнесенная про себя.

    • Обоснуйте свой выбор


    53. Расшифровывает, разгадывает ли мысли так называемый «детектор лжи»?
    54. «Человек — это машина, — считал французский материалист XVIII века Ламетри. — Человеческий разум тоже механическое явление, он является и результатом и условием совершающихся в человеческом механизме движений. Поэтому человека можно назвать “весьма просвещенной машиной”«.

    • Проанализируйте позицию автора и укажите причины, породившие ее.


    55. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

    а) Будущие кибернетические машины — это, в частности, будущие люди. Люди эти, кстати говоря, будут гораздо совершеннее современных нам людей.

    б) По всем позициям машина может стать моделью человека.

    в) Техника — это природный материал, превращенный в органы

    исполнения воли человека в природе. Все это — созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знаний.
    56. Язык может быть не только орудием распространения истинного знания, но и источником заблуждения, рассадником ошибочных ложных понятий. Приведите примеры.

    57. Согласны ли Вы с точкой зрения Шопенгауэра о том, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова.
    58. «Мы предполагаем труд в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, то есть идеально» (Маркс).

    • Чем отличается труд от целесообразной по форме деятельности животных и насекомых?

    • Как связано сознание с трудовой деятельностью человека?

    • Какую роль играет сознание в процессе труда?


    59. В чем состоит принципиальное отличие человеческой речи и языка от средств общения животных?
    60. Что общего между понятиями «сознание», «знание», «познание» и в чем их специфика? В чем сходство и различие между понятиями «сознание» и «мышление»?
    61. Как Вы понимаете известное положение К. Маркса о том, что язык есть непосредственность мысли? Какие положения, которые приводятся ниже, тождественны этому высказыванию К. Маркса?

    а) Мысль не существует вне языковой оболочки.

    б) Язык — это только внешняя материальная форма мысли.

    в) Мысль доступна познанию и пониманию только будучи облеченной в языковую форму.

    г) Язык и мышление взаимосвязаны.
    62. Обладает ли сознанием только что родившийся ребенок?
    63. Прав ли Т.Гексли, когда он заявляет, что не верит в существование души потому, что не может «обнаружить ее в пробирке»?
    64. Если в будущем человечеству удается создать искусственный интеллект, то не будет ли это означать, что вульгарный материализм был прав, поскольку «машинное мышление» не будет идеальным, а будет реализовываться в материальных процессах?
    65. Какие факты Вы можете привести в подтверждение положения о том, что сознание не является продуктом только биологического развития человека, а является социально-историческим продуктом?
    66. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека».

    • Что такое труд?

    • Почему именно он привел к возникновению человека и его сознания? Отчего «труд» муравьев, бобров и др. животных не привел к развитию у них этой способности?

    • Является ли вообще способность изготавливать орудия труда главной причиной возникновения мышления, сознания?

    • Какие еще есть теории происхождения человека и его сознания.


    67. Признавая наряду с философским возможность естественнонаучного подхода к мышлению, Ф. Энгельс писал: «Мы, несомненно, «сведем» когда-нибудь экспериментальным путем мышление к молекулярным и химическим процессам в мозгу». И далее вопрошал: «Но разве этим исчерпывается сознание»?

    • В чем Ф. Энгельс видел сущность сознания?

    • Против чего он предостерегал ученых?

    • Назовите сущностные характеристики мышления, не позволяющие свести его к химическим и нейрофизиологическим процессам, происходящим в мозгу.


    68. «...Каждый философ в большей части своего сознательного мышления тайно находится под руководством своих инстинктов, которые и вынуждают его идти определенными путями. За всякой логикой, за ее, по-видимому, автономными движениями прячутся наши уважительные отношения, яснее говоря, физиологическая потребность в сохранении известного характера жизни» (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Мн., 1992. С. 17).

    • Проанализируйте такую точку зрения на природу сознания.

    • Как называется это философское направление, в чем его специфика?


    69. Раскройте смысл высказываний:

    а) сознание по своей природе имеет общественный характер;

    б) сознание предметное;

    в) человек мыслит при помощи мозга;

    г) сознание - это не только мышление, самосознание, но и абстрактная деятельность мозга;

    д) самосознание выступает в разных формах;

    ж) сознание - это сплав сознательного и неосознанного, разума и чувств;

    з) при интуиции объект дан субъекту без всяких предпосылок и условий.
    70. Вместо точек вставьте пропущенные слова:

    а) Сознание - это продукт не всякой материи, а только ...;

    б) сознание не определяется мозгом само по себе. Источник наших знаний -...;

    в) по словам К. Маркса, идеальное это ..., пересаженное в ... и преобразованное в ней;

    г) сознание - это ... образ объективного ...;

    д) появление сознания имеет предпосылкой осознание и ... деятельность;

    ж) образ ... по форме, но ... по содержанию и источнику.
    71. С какими высказываниями можно согласиться? С какими - нельзя?

    а) человек не может познать свою собственную психику, как не может вытянуть себя за волосы из болота, или же увидеть себя в окне, как будто он сам идет по улице;

    б) о содержании психических процессов человека судят по его жестам, мимике, поведению;

    в) о сознании человека судят не по тому, что он говорит или же пишет, а по тому, что он делает;

    г) мое психическое состояние можно понять через самонаблюдение;

    д) мысль можно зафиксировать в электроэнцефалограмме;

    ж) индивид, который мыслит, не может разъединиться так, чтобы одна его часть рассуждала, а другая наблюдала за рассуждением.
    72. «В математической реальности мы, строго говоря, не найдем квадрата, треугольника, прямой линии и подобных объектов, которые по необходимости используются в геометрии. Они в значительной мере -результат представления, логического конструирования, приемов идеализации. Еще большая опасность прячется в противоположных взглядах, в утверждении, будто бы математические свойства фигуры есть не что иное, как результат чистой фантазии, который ничего общего не имеет с объективной реальностью» (Жуков Н.И. Философские основы математики. Мн., 1990. С. 10).

    • В чем специфика математических абстракций?

    • Как возникает понятие числа, фигуры?


    73. «Одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли», что мысль- только тогда мысль, когда она предметная, а предмет только тогда предмет, когда он осмыслен».

    • Согласны ли вы со словами Парменида?

    • Как решает вопрос о связи мышления и бытия Парменид?


    74. Сформулируйте два подхода к пониманию философского сознания:

    а) По словам М. Хайдеггера: «Ее (философии) первоначальная задача - делать вещи более тяжелыми, более сложными... Философия никогда не сможет непосредственно придавать силы или создавать формы действия и условия, которые вызывают исторические события» (Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991. С. 146).

    б) С точки зрения К. Маркса и Ф. Энгельса: «Философы только по-разному объясняли мир, но дело заключалось в том, чтоб изменить его». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 266).

    • Проанализируйте оба подхода.

    • В чем вы видите задачу философского сознания, как оно связано с практикой?


    Заполните таблицы

    1. Типы онтологий

    Философия

    Тип онтологии

    Основные характеристики

    Представители

    1. Античности

    2. Средневековья

    3. Возрождения

    4. Марксизма

    5. Экзистенциализма











    2. Виды и формы бытия

    Вид бытия

    Основные характеристики

    Формы бытия

    Примеры

    1. Материальное

    2. Идеальное

    3. Бытие человека

    4. Бытие общества











    3. Философы и понимание ими основы бытия (субстанции)

    Философ

    Основание бытия

    Философская позиция

    1. Демокрит

    2. Платон

    3. Беркли

    4. Гегель

    5. Шопенгауэр

    6. Маркс

    7. Бердяев








    4. Тип и формы отражения

    Тип отражения

    Форма отражения

    Специфическая особенность

    Примеры

    1. Отражение в неживой природе

    2. Отражение в живой природе

    3. Социальное отражение











    5. Проблема сознания в истории философии

    Определение сознания, мышления

    Философское направление

    Представитель

    1. «Мысли находятся в таком же отношении к мозгу, в каком желчь находится по отношению к печени»

    2. «Сознание – субъективный образ объективного мира»

    3. «Мышление – особая бестелесная субстанция наряду с протяженностью»

    4. «Сознание – результат эволюции и развития Абсолютной идеи»








    6. Структура психической деятельности

    Сфера сознания

    Компоненты

    Иллюстрации

    1. Сфера бессознательного

    2. Телесно-перцептивная

    3. Логико-познавательная

    4. Эмоционально-волевая

    5. Мнемическая









    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта