Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Античная философия: ее периодизация, представители

  • 2. Классический период античной философии

  • 3. Философия эпохи эллинизма как обоснование особого образа жизни

  • Тема 3.

  • 1. Основные этапы средневековой философии

  • 2. Философское и религиозное мировоззрения (на примере античной и средневековой философии)

  • 3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философии

  • 1. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды

  • 2. Проблема человека в средневековой и возрожденческой философии

  • 3. Образ человека в христианстве (икона) и искусстве Возрождения (живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело)

  • Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры


    Скачать 309.9 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее предмет и место в системе культуры
    Дата30.10.2021
    Размер309.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2021 СР.docx
    ТипДокументы
    #259467
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема 2. Философия Древнего мира. Античная философия.

    1. Что принимали за первоначало («архе») следующие философы:

    • Фалес

    • Анаксимандр

    • Анаксимен

    • Гераклит


    2. Кого из «семи мудрецов» древние греки рассматривали как философа и почему? Что Вы могли бы о нем рассказать?
    3. «Когда Фалеса попрекали его бедностью, так как-де занятия философией никакого барыша не приносят, то, рассказывают, Фалес, предвидя на основании астрономических данных богатый урожай оливок, еще до истечения зимы роздал накопленную им небольшую сумму денег в задаток владельцам всех маслобоен в Милете и на Хиосе; маслобойни Фалес законтрактовал дешево, так как никто с ним не конкурировал. Когда наступило время сбора оливок, начался внезапный спрос одновременно со стороны многих лиц на маслобойни. Фалес стал тогда отдавать на откуп законтрактованные им маслобойни за ту цену, за какую желал. Набрав таким образом много денег, Фалес доказал тем самым, что и философам при желании разбогатеть нетрудно, только не это дело составляет предмет их интересов» (Аристотель. Политика.).

    • Как вы думаете, что составляет предмет интереса философов.


    4. В античной доксографии существовали различные истолкования «апейрона». Например: 1) «апейрон» - есть «мигма» - смесь, из которой впоследствии выделяются «земля», «вода», «огонь» и «воздух»; 2) «апейрон» - есть «метаксю» - нечто среднее между огнем и воздухом.

    • Если принять в качестве рабочей гипотезы, что права по очередности каждая точка зрения, то не опровергается ли тем самым вывод о прогрессе в решении проблемы «архэ» от Фалеса до Анаксимандра?


    5. Дайте философский анализ следующим тезисам Анаксимандра:

    1) апейрон «все объемлет и всем управляет»;

    2) апейрон «не знает старости».
    6. Прокомментируйте слова Гераклита:

    • «Многознание уму не научает».

    • «Лучшие люди одно предпочитают всему, вечную славу - бренным вещам, а большинство обжирается, как скоты».

    7. «Все течет и ничто не пребывает». «В ту же реку дважды не войдешь».

    • Кто автор этих суждений?

    • В чем сущность философского учения, основанного этим мыслителем?


    8. О чем говорит Гераклит во фрагментах:

    1) «Душе свойственен Логос, сам себя умножающий»

    2) «Не должно поступать как дети родителей, т.е. выражаясь попросту: так, как мы переняли».
    9. Кто из античных мыслителей был первым наиболее ярким диалектиком? Ответ обоснуйте.
    10. Что такое «золотое сечение», где оно применяется.

    • Какая философская школа Древней Греции его разработала?

    • Чем еще знаменита эта школа?


    11. Кто из античных мыслителей разработал концепцию Нуса и ввел категорию «нус» в философский анализ?

    • Раскройте содержание этого понятия.


    12. «Он полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен. Все вещи рождаются путем некоего сгущения и, наоборот, разряжения воздуха»

    • О ком из древнегреческих философов сообщает античный автор?

    • Объясните по логике этой концепции происхождение твердого вещества (земли).


    13. «Гомер был неправ, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо, если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы» - считал Гераклит.

    • Разъясните мысль философа.


    14. Гераклит утверждал, что этот космос, тот же самый для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами разгорающимся и мерами погасающим.

    • К какому направлению в философии можно отнести концепцию эфесского философа?

    • Кто еще из античных философов является представителем данного течения?


    15. «Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

    Другой смолчал и стал пред ним ходить.

    Сильнее бы не мог он возразить;

    Хвалили все ответ замысловатый,

    Но, господа, забавный случай сей

    Другой пример на память мне приводит:

    Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

    Однако ж прав упрямый Галилей».

    (А. С. Пушкин)

    • О ком идет речь в стихотворении.

    • Прокомментируйте суть спора философов, оцените аргументы.


    16. Зенон, философ, когда ему однажды кто-то сказал, что любовь вещь, недостойная мудреца, возразил: “Если это так, то жалею о бедных красавицах, ибо они будут обречены наслаждаться любовью исключительно одних глупцов”.

    • По вашему мнению, как связаны теоретические воззрения элеатов на мир и реальный жизненный процесс?

    17. Древнегреческому философу Эмпедоклу принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, вновь возникши, опять разрушается... что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы.

    • Почему точку зрения Эмпедокла можно расценить как стихийно диалектическую?

    • Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?


    18. По свидетельству Аристотеля, Демокрит и Левкипп говорили, что все состоит из неделимых тел, последние же бесконечны числом и бесконечно разнообразны по формам; вещи же отличаются друг от друга неделимыми телами, из которых они состоят, их положением и порядком…

    • Как называются эти неделимые тела?

    • Основания какой концепции заложили Демокрит и Левкипп?


    19. Чем объяснял Демокрит разрушение тела?
    20. Прокомментируйте в свете учения Демокрита его афоризмы:

    «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество - весь мир».

    «Счастье и несчастие - в душе».

    «Глупым лучше повиноваться, чем повелевать».

    «Счастлив тот, кто имеет состояние и ум».

    «Лучше надежды образованных, чем богатство невежд».
    21. Кто из античных мыслителей называл свой метод преподавания майевтикой? В чем сущность этого метода?
    22. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

    • В чем глубинный смысл приведенного высказывания?

    • Как оно связано с судьбой философа?

    • Как вы оцениваете поступок Сократа?


    23. «Тем, кто стремится к познанию, хорошо известно вот что: когда философия принимает под опеку их душу, душа туго-натуго связана в теле и прилеплена к нему, она вынуждена рассматривать и постигать сущее не сама по себе, но через тело, словно бы через решетки тюрьмы, и погрязает в глубочайшем невежестве...»

    • Кто из античных философов так понимает взаимосвязь души и тела.

    • В чем с его точки зрения значение философии?


    24. «Платон мне друг, но истина дороже». В чем заключался спор Платона и Аристотеля?
    25. В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них — «Афинская школа», в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир.

    • Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?

    • Дайте развернутый ответ.


    26. «Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

    Надо рассеивать ужасы и помрачения духа,

    Но изученьем и толкованьем законов природы…» (Лукреций Кар)

    • Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?

    • Кто ее автор?

    • Как эта установка меняется в философии Сократа?

    • Чем от нее отличаются платоновские размышления?


    27. Эпикур писал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, - нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».

    • Можно ли по этому высказыванию определить философское направление, которого придерживался мыслитель?

    • Определите этическую позицию философа.

    • Как он понимает наслаждение?

    • В чем Эпикур видит назначение философии?


    28. Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

    • Прокомментируйте мнение Диогена.

    • Как вы определите ум и глупость?


    29. Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими когтями».

    • Проанализируйте анекдот из жизни античных философов.


    30. «Философия начинается с Фалеса. Он был первым».

    • Прокомментируйте высказывание Цицерона.

    • Как понимает специфику философии сам Цицерон, делая такое заявление?


    31. Почему в древности еще не было (и не могло быть) четкого разделения между философией и другими науками, а философы одновременно были и математиками, и астрономами, и механиками, и т. п.?
    32. Процесс развития научного познания приводил к отделению от философии частных наук.

    • Означает ли это, что объем предмета философии сужался?


    33. Давид Анахт (475–первая пол. VI в.), подводя некоторый итог, писал: «Имеется шесть определений философии. Первое – философия есть наука о сущем как таковом. Второе – философия есть наука о божественных и человеческих делах. Третье – философия есть забота о смерти. Четвертое – философия есть уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Пятое – философия есть искусство искусств и наука наук. Шестое – философия есть любовь к мудрости …». И далее: «… философия не является чем-то бесполезным …Философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной».

    • Поразмышляйте над словами автора и выскажите свое суждение о философии и ее предназначении.

    • Противоречат ли определения философии, выявленные мыслителем, друг другу?


    34. «Академия», «Ликей», «Сад».

    • Кем и с какой целью были созданы эти учреждения?

    • Можно ли сегодня использовать опыт этих учреждений?


    35. Что такое монизм?

    • Какие философские учения античности Вы отнесете к монизму и почему?


    36. Что такое пантеизм?

    • Назовите философов, чьи учения были пантеистическими, ответ обоснуйте.


    Заполните таблицы:

    1. Античная философия: ее периодизация, представители

    Этап развития

    Основные школы и представители

    Направленность размышлений


    2. Классический период античной философии

    Имя

    Течение, направление

    Главные темы, основные понятия


    3. Философия эпохи эллинизма как обоснование особого образа жизни

    Философская школа

    Наиболее яркие представители

    Характерные идеи, принципы и нормы поведения

    Идеал личности

    1. Кинизм

    2. Эпикуреизм

    3. Стоицизм

    4. Скептицизм












    Тема 3. Средневековая философия. Философия Возрождения.

    Средневековая философия

    1. Можно ли утверждать, что средневековая философия является синтезом двух традиций: христианского откровения и античной философии?

    • Обоснуйте свой ответ.


    2. Объясните смысл принципа креационизма.

    • Какое отношение он имеет к онтологии средневековой философии?


    3. Объясните термины «дуализм» и «монизм».

    • Какой из них следует отнести к средневековой, а какой — к античной философии и почему?


    4. Объясните понятия «религия» и «теология», их сходство и различия.

    • Рассмотрите их употребление в известных Вам философских системах. Сопоставьте их с понятием «философия».


    5.

    А) «Верую, чтобы понимать»;

    Б.) «Понимаю, чтобы верить»;

    В) «Разумей, чтобы верить,

    верь, чтобы разуметь»;

    Г) «Верую, ибо абсурдно».

    1) Абеляр;

    2)Ансельм Кентерберийский;

    3) Тертуллиан;

    4) Августин.

    • Соотнесите суждения и их авторов.

    • Что такое разум? Что такое вера?

    • Как они соотносятся в приведенных высказываниях?

    • Как в них отражена философско-теологическая позиция авторов?

    • Почему проблема соотношения разума и веры оказалась актуальной в эпоху Средневековья?


    6. А.Августин считал, что человеческая история есть борьба двух враждующих царств – царства земного и царства Божьего: «Два Града, - пишет он, - созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе и небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к себе. Первый град полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе». История имеет свое начало, свой смысл и свое завершение – распространение христианства и победа его во всемирном масштабе.

    • К какой области философского знания относятся эти рассуждения?

    • Каким по своей сути является это учение об обществе?

    • В чем его значение?


    7. Виндельбанд называет философскую позицию А.Августина «метафизикой внутреннего опыта», а его самого – «виртуозом» описания душевных состояний человека.

    • Прокомментируйте эту оценку.

    • Ответьте на вопрос, в чем отличие подходов к человеку у Августина и Сократа?

    • Как антропология Августина связана с христианством?


    8. Назовите основного систематизатора средневековой схоластики зрелого этапа ее развития?

    • Что Вы о нем можете рассказать?


    9. Научный метод опирается на опыт, в мистике «истина открывается» в состоянии экстаза.

    • Каковы особенности схоластики как метода философствования?


    10. Объясните тезис: «Философия — служанка богословия».

    • Кто из схоластов его выдвинул и почему?


    11. «Философ - не тот, кто философствует сообразно стихиям мира сего, а - сообразно Богу, которым сотворен сам мир».

    • Кому принадлежат эти слова?

    • Как называется учение о философии, выраженное в приведенном тезисе?


    12. Приведите доказательства бытия Божьего так, как это делал Фома Аквинский.

    • Сможете ли Вы его опровергнуть?


    13. Что такое томизм и каковы его принципы?

    • Когда он возник, кто его основатель и в каком виде он существует в наше время?


    14. Правильно ли утверждать, что под реализмом в средневековой философии подразумевалась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?
    15. Соответствует ли действительности суждение о том, что в средневековой философии под номинализмом понималась позиция, согласно которой подлинной реальностью обладают лишь единичные вещи, предметы эмпирического мира?
    Заполните таблицы

    1. Основные этапы средневековой философии

    Этап


    Представители

    Основные задачи

    Преобладающий метод философствования

    1.Апологетика

    2.Патристика

    3.Схоластика










    2. Философское и религиозное мировоззрения (на примере античной и средневековой философии)

    Тип мировоззрения

    Общее

    Отличие

    Содержание

    Цели

    Средства

    Методы

    1. Философское

    2. Религиозное

















    3. Проблема человека в эллинистической и средневековой философии

    Философия

    Философы

    Сущностные характеристики человека

    Идеал личности

    1.Эллинистическая

    2. Христианская











    Философия Возрождения

    1. Из нижеприведенных отметьте характерные черты Ренессанса:

    • практическими теоретический индивидуализм;

    • движение цивилизации против дикости /средневековья/;

    • время безбожия и язычества;

    • культ светской жизни с подчеркнутой чувственностью;

    • светский дух религии с тенденцией к язычеству;

    • движение культуры против бескультурья и варварства;

    • освобождение от власти авторитетов;

    • особенное внимание к истории;

    • чрезвычайный вкус к искусствам;

    • обновление духовной жизни.


    2. - Гуманизм Возрождения не был философской системой, это была скоро культурная и педагогическая программа, которая разрабатывала важный, но ограниченный сектор знания. Этот сектор знания был в основном литературой. То есть возрожденческий гуманист - это литератор. /К.Леру/;

    - Гуманисты не захотели жертвовать собственным образом мысли ради построения грандиозных философских систем, а предлагали другой тип философствования - умонастроений несистематических; открытых, проблематичных и прагматических. Одной из характеристик этого нового способа философствования является чувство истории. Сущность гуманизма не в том, что он обратился к прошлому, а в способе, которым оно познается. «Варварское» /средневековое/ отношение состоит не в том, что игнорируется классическое наследие, но в том, что истина понимается вне исторической ситуации. В гуманизме не различается открытие Древнего мира и «открытие человека, потому что это все одно; обнаружить древний мир как таковой - значит соразмерить себя с ним, и отделить, и установить отношение с ним. Определить время и память, и направление человеческого созидания, и земные дела и ответственность. Совсем не случайно великие гуманисты были по большей части людьми государственными, активными.» /Э. Гарэн/.

    • Прокомментируйте известные на Западе интерпретации термина гуманизм, относящегося к XVI в.;

    • Соотнесите их с современным пониманием гуманизма.


    3. Какие произведения великих художников Ренессанса Вам наиболее близки? За что Вы их цените?
    4. Пико делла Мирандола был известным гуманистом эпохи Возрождения. Ему принадлежит «Речь о достоинстве человека», которая была и остается одной из самых известных деклараций гуманизма. Доктрина этого грандиозного «манифеста» представлена в форме мудрости, обретенной на Востоке, и, в частности, как поучения Асклепия, приписываемые Гермесу Трисмегисту: «Великое чудо - человек». В чем, по мнению философа главная особенность человека, его чудесность?

    а. В разумности;

    б. В способности жить социальной жизнью;

    в. В способности творчески трудится;

    г. В свободе самоопределения;

    д. В способности к добродетели;

    е. В способности ходить путями Господа.
    5. В «Речи о достоинстве человека» Пико делла Мирандола от имени Бога писал: «Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя представляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире». И далее: «Человек может как опуститься до низменного, животного состояния, так и подняться до ангельского совершенства. В последнем случае он достоин восхваления, так как в своих деяниях возвышается до Бога».

    • Выделите новые мысли о природе и сущности человека, которые здесь прозвучали.

    • Каков идеал человека вообще и ренессансного в частности?

    • Как называется данная концепция и как она соотносится с пантеистической картиной мира?


    6. Есть ли отличие гуманизма эпохи Возрождения от гуманизма античности?
    7. Как называется течение философской мысли, утверждающее отождествление мира и бога?

    • Относится ли к нему высказывание Н.Кузанского: «В действительности, - так как Бог есть все, он - также и ничто»?


    8. Высшим критерием нравственной жизни Д.Бруно объявил деятельность человека, видя в ней смысл, достоинство и возвышение личности. Он назвал главным труд во имя высших целей, а не ради достижения личного благополучия и самосохранения. «Человек, - писал он, - должен преодолеть стремление к самосохранению, подняться над страхом личного уничтожения, ибо то высокое наслаждение, к которому стремится энтузиаст, немыслимо без деяний и жертв».

    • В чем новизна такой трактовки смысла жизни человека по сравнению с христианской?

    • Как эта нравственная позиция Бруно согласуется с жизнью и смертью мыслителя?

    • Выскажите свое отношение к жизненному подвигу Д.Бруно.


    9. Назовите специфическую черту натурфилософии эпохи Возрождения в целом и Дж.Бруно в частности.

    • Что Вы можете о ней рассказать?


    10. Сравнивая «Книгу Писания» и «Книгу природы», Г.Галилей подчеркивал, что первая должна истолковывать лишь библейские тексты. Главное же назначение «Книги природы» - раскрыть тайны божественного творения с помощью наблюдений и разума. «Природа есть совокупность объективных законов, которые человек познает с помощью эксперимента и математики». Она должна быть настоящим предметом философии.

    • Как Галилей решает вопрос о соотношении разума и веры (ортодоксально-теологическая концепция, рационалистическая или двойственности истины)?

    • К какому философскому направлению тяготеют его размышления?

    • Как Галилей относится к Богу?


    11. Коперник высказывал гипотезу о том, что Земля отнюдь не является неподвижным центром Вселенной.

    • Прокомментируйте оценку Ф.Энгельса, назвавшего новое воззрение «революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости» и постепенном отказе от бытовавшей ранее геоцентрической картины мира.


    12. В философско-политическом трактате Н.Макиавелли анализирует мир человеческих отношений, политическую деятельность, способы и методы ее осуществления, называя главной ее целью всяческое содействие укреплению государства. Здесь же итальянский мыслитель провозглашает закон политической морали: «Цель оправдывает средства», говоря о политическом деятеле следующее: «Пусть обвиняют его поступки, лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хорошими».

    • Сравните этот подход с христианскими социально-политическими идеалами.

    • Как соотносятся политика и мораль, власть и нравственный облик правителя у Макиавелли?

    • Под каким нарицательным названием его идеи вошли в социальную философию?

    • Как вы относитесь к этому? Приведите известные вам примеры, когда идея Макиавелли «Цель оправдывает средства» была реализована в политической жизни.


    13. Эпоху Возрождения характеризуют как эпоху Гуманизма, Ренессанса и Реформации. Все эти термины связаны с обновлением человеческого духа через литературу, искусство, религиозную жизнь. Понятие реформации характеризует Северное Возрождение, которое в XV в. вышло за пределы Италии и захватило Англию, Германию, Испанию, Нидерланды, Швейцарию, Францию. У образованных людей в странах Запада появилось желание изучать первоисточники Ветхого и Нового заветов, чтобы сличить подлинное учение с тем, которое проповедовалось церковной иерархией. Наиболее известными реформаторами стали Мартин Лютер (Германия), Ульрих Цвингли (Швейцария) и Жан Кальвин (Швейцария). Из приведенных ниже тезисов выберите общие для все троих проповедников:

    а. Учение о радикальном оправдании человека верой (а не верой и добрыми деяниями);

    б. Учение о непогрешимости Писания, как единственного источника истины (ни разум, ни комментарии пап и священников не нужны);

    в. Доктрина универсального богослужения и свободы самостоятельного толкования Писания;

    г. Судьба человека предопределена. Одним бог предписывает жизнь вечную, другим - вечное проклятие;

    д. Знак богоизбранности состоит в наличии веры. Сообщество неверующих утверждается в качестве политического сообщества;

    е. Идея провидения, по которой бог посредством своего сокровенного решения управляет полностью всем существующим;

    ж. Знак предопределения в успехе, богатстве и процветании;

    з. Церковь должна быть попечительницей душ;

    и. Должны быть отменены все христианские таинства;

    к. Клир должен быть образцом для подражания верующим в поведении и манерах.
    Заполните таблицы

    1. Великие гуманисты эпохи Возрождения и их взгляды

    Мыслитель


    Основные

    произведения

    Гуманистические идеи и жизненные принципы











    2. Проблема человека в средневековой и возрожденческой философии

    Философия

    Философ (по выбору)

    Сущностные характеристики человека

    Идеал личности

    1. Христианская

    2. Эпоха Ренессанса











    3. Образ человека в христианстве (икона) и искусстве Возрождения (живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело)


    Эпоха

    Основные черты, идеалы, отношение к телу и духу

    Предназначение человека, цель его бытия в мире

    1. Средневековье

    2. Возрождение








    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта