Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры
Скачать 309.9 Kb.
|
Тема 11.Учение о познании (гносеология). 1. Ощущение — это: а) условный знак, которым наше сознание обозначает воздействие извне; б) элементарный субъективный чувственный образ объективного мира; в) чувственное отражение отдельных свойств предметов объективного мира; г) непосредственная связь человеческого сознания с внешним миром; д) элементарный результат воздействия внешнего мира на органы чувств; е) единственный информационный канал, доставляющий человеку сведения о внешнем мире; ж) превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Проанализируйте суждения и определите, к какому философскому направлению их можно отнести? 2. «Может вызвать удивление обращение к чувствам, когда речь идет о математических доказательствах, которые, казалось бы, связаны только с умом. Но это означало бы, что мы забываем о чувстве математической красоты, чувстве гармонии чисел и форм, геометрической выразительности. Это настоящее эстетическое чувство, знакомое всем настоящим математикам. Воистину, здесь налицо чувство!». Дайте философскую оценку следующему высказыванию французского физика и математика А.Пуанкаре 3. «...Все научные (правильные, серьезные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин В.И. ПСС. Т.29. С. 152). Объясните, почему на основе понятийного мышления достигается большая глубина знаний по сравнению с чувственным познанием? Приведите также примеры «вздорных» абстракций, подумайте над их гносеологическими истоками. 4. Почему отражение человеком действительности является приблизительным? 5. Древнегреческий философ Парменид (ок. 540-ок. 470 до н.э.) утверждал: «Одно и то же мысль о предмете и предмет мысли». Согласны ли Вы с таким утверждением? 6. Если Мир бесконечен, то мы никогда не сможем познать его до конца. Следует ли отсюда, что мир непознаваем? 7. На вопрос: «Смог бы человек познать больше, если бы у него было больше органов чувств?» — есть такой ответ: «Нет, у человека столько органов чувств, сколько ему необходимо для познания». Согласны ли Вы с таким ответом? 8. Л.Фейербах писал о том, что он не имеет ничего общего с теми философами, которые закрывают глаза, чтобы легче было думать. Против какой тенденции в философии направлены эти слова? 9. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) нам сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств? 10. Абстрактное мышление — это качественно высшая ступень познания по отношению к чувственному отражению. Согласны ли вы с таким пониманием связи чувственного и рационального? Как трактует эту связь диалектика? 11. Назовите (из приведенных ниже) философское направление, которое рассматривает истину как «плод» соглашения. а) эклектика; б) конвенционализм; в) софистика; г) диалектика; д) догматизм. Чем обосновывается такое понимание истины? 12. «Вопрос о существовании внеземной жизни... подобен любой другой научной проблеме. Его решение зависит от единодушия: если большинство авторитетных ученых признают свидетельства о внеземной жизни достаточными, то ее существование станет научным фактом». То же случилось с устаревшей теорией флогистона, или светового эфира» (Корлисс У. Загадки Вселенной. М., 1970. С. 218—219). Как Вы относитесь к такому суждению? 13. «Абсолютная истина — это не вечная истина, переходящая в неизменном виде от одной ступени знания к другой, а свойство объективно-истинного знания, состоящее в том, что такое знание никогда не отбрасывается. Такого рода знание всегда выступает предпосылкой более глубоких и фундаментальных истин. Более того, оно содержится в них в снятом виде. Абсолютная истина проявляется в росте знания» (Чудинов Э.М. Природа научной истины. М., 1977. С. 49—50). Согласны ли Вы с автором этого положения? 14. «Если у общества появляется техническая потребность, то это продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 174). Проанализируйте подмеченную связь науки и техники. Укажите важнейшие технические потребности, которые обусловили бурное развитие ведущих областей современной науки. Приведите примеры из области своей будущей специальности. 15. Исходя из основных функций практики, обсудите проблемные ситуации: а) Практика — основа познания, но она сама опирается на определенное знание. Как правильно совместить эти положения? б) Что означает первичность практики, если она всегда представляет целеполагающую деятельность? в) Не противоречит ли положению об определяющей роли практики тот факт, что в условиях современной НТР наука опережает развитие производства? г) Если в научно-исследовательской деятельности все большую роль играют эмпирические методы и материально-технические средства исследования, то не значит ли это, что стирается различие между основой познания и самим познанием? 16. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, вовсе не вопрос теории, а практический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.3. С.1). В этой связи ответьте на вопросы: а) Почему нельзя установить истинность знания без выхода в общественную практику? б) Можно ли чисто теоретическим путем доказать объективную истинность знания? в) Проверяются ли на практике истины математики? г) Если практика служит критерием объективной истины, то какую роль в науке играют формальные критерии истинности знания, например, такие, как непротиворечивость и полнота дедуктивной теории? д) Можно ли оценивать теории с точки зрения удобства оперировать ими? е) Могут ли две различные теории привести к одним и тем же результатам? 17. «...Не надо забывать, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какого бы то ни было человеческого представления» (Ленин В.И. ПСС, Т.18. С.146). Чем обусловлена отмеченная особенность практики? 18. Какие из приведенных высказываний соответствуют диалектико-материалистическому пониманию истины? а) Интуитивно ясное и самоочевидное положение. б) Идея, руководство которой приводит к успеху. в) Знание, которое соответствует показаниям органов чувств. г) Совпадение человеческой мысли с идеальными формами мирового духа. д) Мнение большинства. е) Мнение, закрепленное авторитетом и временем. ж) То, что соответствует цели человека. з) Соответствие знаний ощущениям субъекта. и) Знание, которое является адекватным отражением объективного мира. 19. «Признавать объективную, т.е. не зависящую от человека и от человечества истину, — значит, так или иначе, признавать абсолютную истину» (Ленин). «Человеческие представления о пространстве и времени относительны, но из этих относительных представлений складывается абсолютная истина, эти относительные представления, развиваясь, идут по линии абсолютной истины, приближаются к ней» (Ленин). Как соотносятся друг с другом объективная и абсолютная истины? 20. Проиллюстрируйте положение: «Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна». 21. «...Для разыскания истины необходимо раз в жизни, насколько это возможно, поставить все под сомнение» (Р.Декарт). Дайте оценку «принципу сомнения». При каких условиях этот принцип приводит к агностицизму? 22. Найдите «зерна» абсолютных истин и моменты, которые в дальнейшем подверглись уточнению или замене, в следующих положениях: а) Весь мир состоит из атомов — мельчайших, неделимых частичек вещества. б) Атом представляет собой положительно заряженную среду, в которую вкраплены отрицательно заряженные частицы — электроны. в) Атом состоит из положительно заряженного ядра, вокруг которого вращаются электроны. Атом подобен Солнечной системе в миниатюре. 23. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т.е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 18 С. 139). В этой связи ответьте на вопросы: Какую трактовку получает в релятивизме относительность человеческого знания? Можно ли считать правильными с точки зрения диалектического материализма высказывания типа: «Это было верно в свое время, сейчас оно не верно и “устарело”«? Чем отличается диалектико-материалистическое понимание относительности человеческого знания от релятивизма? Можно ли относить заблуждение к числу элементов истинного знания? 24. Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творчество, научный поиск, война, религиозные обряды, обучение. 25. «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму. 26. В чем специфика социально-исторической практики? Обоснуйте каждый из ответов. а) Она более субъективна, чем материальное производство. б) Ей в большей мере присущ творческий характер. в) Она направлена на преобразование общественных отношений. г) В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей. д) В ней через деятельность людей проявляются объективные законы. 27. В чем состоит важнейшая особенность познания общественных явлений? 28. «Я не сомневаюсь, что если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-то праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, то поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты этой истиной, то учение геометрии было бы если не оспариваемо, то путем сожжения всех книг по геометрии вытеснено» (Гоббс. Левиафан) О какой специфической особенности социального познания писал философ-материалист Гоббс? 29. Чем эксперимент в социальном познании отличается от эксперимента в естественных науках? 30. Перечислите общее, что присуще познанию как природных, так и социальных явлений. 31. Почему исторический метод имеет особенное значение в познании именно общественных явлений? 32. В чем состоит предвидение в философии? Приведите примеры предвидения в философии. 33. Как вы считаете, процесс овладения теми знаниями, которые уже добыты, является творческим или репродуктивным? 34. Сравните суждения: «Все эпичные поэты создают свои прекрасные поэмы не благодаря мастерству, а только в состоянии вдохновения и возвышенности; так же и хорошие поэты: подобно тому, как карибанты танцуют в приподнятости, так и они в приподнятости создают свои прекрасные песнопения; ими овладевает гармония и ритм, и они становятся вдохновленными и приподнятыми». «...Ради того бог и отнимает у них разум и делает их своими слугами, божественными вещателями и пророками, чтобы мы, слушая их, знали, что не они, которые лишены разума, говорят такие ценные слова, а говорит сам бог и через их подает нам свой голос»'. (Платон. Собр. соч.: В 4т. Т.1. М, 1990. С. 376-377). «...Мы создаем свои идеи не потому, что желаем этого, они создают нас не по причине нашего желания, а по причине нашей природы и природы вещей... Душа есть духовный автомат ... по причине божьей преформации она создает эти прекрасные идеи, в которых наша воля не принимает участия...» (Лейбниц Г.В. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М., 1989. С. 392). «...Эта склонность, задаток, который определяет нашу душу, и, благодаря которому, эти истины могут быть приобретены из него. Это похоже на различие между фигурами, которые произвольно высекаются из камня или мрамора, и фигурами, которые прожилками мрамора уже отмечены или способны обозначиться, когда скульптор использует их» (Там же. С. 82). «...Только противоречие между известным и неизвестным в свободном действии может придать импульс художнику, и только искусству дано успокаивать наши безграничные порывы и определить у нас последнее, самое глубокое противоречие» (Шеллинг Ф.В.И. Сочинения: В 2т. Т.1. М., 1987. С. 475). «Творчество человека имеет своими предпосылками три элемента - элемент свободу, благодаря которому, только и возможно творчество нового и несуществующего, элемент дара и связанного с ним предназначения и элемент уже созданного мира, где и осуществляется творческий акт и, где он берет свои материалы. Человек не сам виновник своего дара и своего гения. Он получил его от Бога, и поэтому ощущает себя в руке Божьей, орудием Божьих дел в мире» (Бердяев Н. О назначении человека. //Мир философии. Ч.1. М., 1991. С. 544). Чем детерминируется с точки зрения указанных мыслителей творческая деятельность человека? Каковы условия и причины творчества с вашей точки зрения? 35. Проанализируйте суждения: «...Часто величайшие открытия обязаны своим происхождением самым маленьким случайностям, и - если говорить всю правду - они не столько обязаны нашим талантам, скорее фортуне, это значит - милости Божьей...» (Лейбниц Г.В.). «Случайности ничего не создают, подобно тому, как кирка рабочего, проливающего пот в копях Галконды, не создает добываемые из недр земли алмазы». «...Ты, гениальный человек, не знаешь себя, если думаешь, что ты создан этой самой случайностью; вся ж заслуга ограничивается тем, что она взяла тебя в гении: она только подняла заслон, который скрывал это чудо природы как от других, так и от самого себя. Гениальности и глупости, злу и благодеяниям нужно только время, чтобы дождаться своего часа»(Дидро Д.). «Наивысшая способность воображения, поэтическая фантазия, находится на службе не случайных состояний и определенных чувств, а на службе идей и истины духа вообще. Она отбрасывает случайные и произвольные обстоятельства наличного бытия, концентрирует внимание на его внутренних и существенных сторонах, формирует это существенное и обнаруживает его в образах»(Гегель Г.В.Ф.). «Последний акт Божественного творчества был первым актом человеческого мастерства, потому что предназначение человека - быть существом свободным, и, таким образом, самостоятельным, потому что самостоятельное существо может быть свободным»(Федоров Н.Ф.). «И автор не сразу находит неслучайное, творчески-принципиальное видение героя... Сколько слоев нужно снять с лица самого близкого, казалось бы, хорошо знакомого человека, слоев, которые нанесены нашими случайными реакциями, отношениями и случайными жизненными ситуациями, чтобы увидеть настоящим и целым его лицо» (Бахтин М.М.). Как соотносятся в творческом процессе необходимость и случайность, необходимость и свобода? 36. В каких отношениях находятся рациональное мышление и творчество? 37. Ознакомьтесь с суждением А.Эйнштейна: «В настоящее время известно, что наука не может вырасти на основе одного только опыта и что при построении науки, мы вынуждены обращаться к свободно созданным понятиям, пригодность которых можно проверить опытным путем. Эти обстоятельства проходили вне внимания предыдущих поколений, которым казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не обращаясь к свободному, творческому созданию понятий, чем более примитивно состояние науки, тем легче исследователю сохранить иллюзию на счет того, что он будто является эмпириком. Еще в XIX в. многие верили, что ньютоновский принцип «hypotheses non figno» должен служить фундаментом всякой здоровой природоведческой науки. В последнее время перестройка всей системы теоретической физики в целом привела к тому, что признание умственного характера науки сделалось всеобщим достоянием» (Эйнштейн А. Собрание научных трудов. Т.4. М., 1967. С. 167). Почему многие современные ученые считают, что только рациональное мышление и эмпирические исследования не в силах обеспечить возникновение новых научных теорий? А также полагают, что в теоретическом поиске с необходимостью должна присутствовать так же интуиция? Какова роль интуиции в научном познании по вашему мнению? 38. Ознакомьтесь с приведенными ниже высказываниями «Под интуицией я имею в виду ... понимание ясного и внимательного ума, настолько легкое и ясное, что не остается совсем никакого сомнения относительно того, что мы понимаем, или, что то же самое, несомненное понимание ясного и внимательного разума, который рождается один только светом разума и является более простым, а значит, и более точным, чем сама дедукция...» (Декарт Р. Сочинения: В 2т. Т.1.М., 1989. С. 84). «...Иногда разум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через их самих, без вмешательства каких-нибудь других идей; это, как мне кажется, можно назвать интуитивным познанием. Так как разуму не нужно при этом доказывать или изучать, он воспринимает истину, как глаз воспринимает свет: только благодаря тому, что он направлен на него» (Локк Дж. Сочинения: В 3т. Т.2. М., 1985. С. 8). Интуиция - «род интеллектуальной симпатии, посредством которой переносятся внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что есть в нем единого и, значит, непередаваемого» (Бергсон А. Собрание сочинений. Т.5. СПб., 1914. С. 6). «Вообще говоря, в сознании человека могут иметь место следующие типы процессов преобразования знаний: а) переход от одних наглядных образов к другим наглядным образам - чувственная ассоциация; б) переход от одних понятий к другим понятиям - логическое рассуждение; в) переход от наглядных образов к понятиям; г) переход от понятий к наглядным образам. В процессах первого и второго типов новые знания приобретаются за счет перекомбинирования элементов, которые уже вмещались в старых знаниях. Поэтому эти процессы сами по себе не могут привести к разработке принципиально новых наглядных образов и понятий. Это, однако, становится возможным в процессах третьего и четвертого типов, поскольку они открывают дорогу к формированию наглядных образов, которые выходят за рамки данных чувственного опыта, которые были раньше, и к построению понятий, содержание которых включает в себя чувственный материал, который еще не подвергался логическому анализу в понятиях, какие имелись раньше. Процессы последних двух типов и составляют, на наш взгляд, гносеологическое содержание творческой интуиции» (Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М., 1971. С. 32). «ИНТУИЦИЯ... способность постижения истины посредством ее прямого схватывания без обоснования с помощью доказательства» (Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 216). Определите, является ли в них смысл термина «интуиция» тождественным. 39. Кондильяк писал: «Мы в сущности не создаем идей, а только комбинируем посредством сочетания и расчленения те идеи, которые мы приобретаем через органы чувств. Изобретательность заключается в умении делать новые сочетания» (Кондильяк. Сочинения: В 2т. Т.1. М., 1980. С. 131). Чем такой взгляд сенсуалиста Кондильяка на процесс возникновения идей отличается от взглядов рационалиста Р.Декарта? 40. «...Творческая работа переживается, не слышит и не видит себя, а только создаваемый продукт или предмет, на который она направлена. Такому художнику нечего сказать о процессе своего творчества - он весь в созданном продукте, и ему остается только показать нам свое произведение» (Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 9). Почему, на ваш взгляд, «механизм творческих процессов, свойственных человеку, на сегодняшний день остается в значительной степени загадочным для науки? Что мешает решению загадки творчества? 41. К. Маркс писал, что, «воздействуя на окружающую природу и изменяя ее», человек «в то же самое время изменяет свою собственную природу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 188). Почему воздействие субъекта на объект приводит к изменению субъекта? 42. Прочитайте приведенные ниже слова К.Юнга: «...Работа есть судьба автора и определяет его психологию. Не Гете производит «Фауста», но какой-то психический компонент «Фауст» производит Гете». «Автор представляет собой в наиболее глубоком смысле Инструмент и в силу этого подчинен своему творению...» (ЮнгК. Психология и поэтическое творчество. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991. С. 118). Ответьте, можно ли утверждать, что произведение создает автора? 43. Некоторые ученые считают, что научные знания - это результаты творчества разума, что они не зависят от действительности. Среди ниженазванных философско-методологических течений выделите те, которым соответствует это определение: Иррационализм. Конвенционализм. Позитивизм. Прагматизм. Сенсуализм. Неотомизм. 44. Кто является субъектом творчества? При ответе на этот вопрос снова нужно вернуться к размышлениям философов разных эпох и направлений. Можно выделить несколько основных вариантов ответа: а) человек как личность; б) человечество в целом; в) Бог; г) Мировой дух; д) природа как одушевленное существо. К каким из этих вариантов склонялись: Платон, Николай Кузанский, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Кондильяк, Дидро, Гегель, Маркс, Бергсон, Бердяев, Фрейд, Юнг. Заполните таблицы 1. Решение вопроса о возможностях и границах познания в истории философии
2. Суть спора между рационалистами, эмпириками и иррационалистами
3. Основные характеристики истины
|