Главная страница

Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры


Скачать 309.9 Kb.
НазваниеТема Философия, ее предмет и место в системе культуры
Дата30.10.2021
Размер309.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2021 СР.docx
ТипДокументы
#259467
страница9 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Тема 13. Природа, общество, человек.

1 . «Природа- сфинкс, ставит перед каждым человеком и каждой эпохой вопрос. Счастлив тот, кто правильно на него ответит, а кто не ответит или ответит неправильно, тот попадет в звериные лапы сфинкса, вместо прекрасной невесты он найдет свирепую львицу» (Маркс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.1. С. 578).

  • Как бы вы прокомментировали такое высказывание Ф. Энгельса


2. У Фихте природа - костное образование, предстоящее деятельному субъекту самопознания, Я. Для Гегеля природа - необходимая ступень инобытия духа и уже вследствие этого - внешняя противоположность для субъекта.

  • Проведите сравнительный анализ и определите философские принципы такого понимания природы.


3. Проанализируйте следующие высказывания о природе:

1) Природа - связанное целое.

2) «В природе все идет от простого к более совершенному; но везде одна и та же материя, только на разных уровнях развития» (Добролюбов Н.А. Поли. собр. соч. Т. 4. М., 1937 С. 310).

3) «Жизнь природы - беспрерывное развитие, развитие отвлеченного, простого, неполного, стихийного в конкретное полное, сложное, развитие зародыша расчленением всего заключающегося в его понятии, и всегдашнее домогательство вести это развитие до возможно полного соответствия формы содержанию, это - диалектика физического мира» (Герцен А.И. Избр. философ, произв.: В 2т. М., 1948. Т.1. С. 127).

4) «...в природе все совершается... диалектически, ...она движется; не в вечно однородном, постоянно снова повторяющемся круге, а переживает действительную историю» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 19. С. 205).

5) «Так как природа есть начало движения и изменения, а предметом нашего исследования является природа, то нельзя оставлять не выясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо; влечет за собой незнание природы» (Аристотель. Физика. М., 1937. С. 49).

  • Укажите лежащую в их основе общую идею.


4. Каково соотношение таких понятий как «природа», «природная среда», «географическая среда», «ландшафтная среда»?
5. «Разница между мировой и живой материей заключается в том, что мировая материя - это просто фантазия, иллюзия, нечто невозможное, между тем как живая материя - это реальность, которая существует и всегда существовала» (Робинэ Ж.Б. О природе. М., 1936. С. 437).

«...органический продукт природы есть то, в чем все цель и вместе с тем все средство. Ничто в нем не бывает даром, бесцельно и ничто нельзя приписать физическому механизму» (Кант И. Критика способности суждения. СПб., 1989. С. 261).

  • Прокомментируйте тексты, определите философскую позицию авторов.


6. Остановилась ли эволюция на человеке? Является ли человек конечным этапом развития жизни?

  • Один из ответов можно сформулировать так: считать так, все равно что придерживаться взгляда, согласно которому Земля находится в центре Вселенной.

  • А каково Ваше мнение? Аргументируйте свой ответ.


7. «Действуя на природу вне его, человек изменяет свою собственную природу. Он развивает все свои способности, а между ними и способность к «деланию орудий». Но в каждое данное время мера этой способности определяется мерой уже достигнутого развития производительных сил» (Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. //Избр. философ, произв.: В 5т. М., 1956. Т.1. С. 615. 170).

  • Что Г.В. Плеханов имеет ввиду под «собственной природой»?

  • Сформулируйте основной закон развития общества.

  • Соотнесите его с мыслью Г.В. Плеханова.


8. В философии деятельность рассматривается как определенный тип отношений человека к миру.

  • В чем философский смысл такой постановки проблемы деятельности?

  • Объясните методологическое и теоретическое значение категории деятельность.

  • Дайте философское обоснование проблемы деятельности как одной из форм универсальной активности материального мира.

  • Какую роль играет деятельность в универсальных процессах качественных изменений материальных систем и форм их движения?

  • В чем заключается принципиальное отличие деятельности от всех иных форм активности материального мира?

  • Как соотносится понятия необходимость, закон, свобода, деятельность? Является ли деятельность причинным основанием объективных процессов, закона?

  • Может ли человек своей деятельностью изменять законы или влиять на них?


9. Что такое естественная и искусственная среда обитания человека?

  • Чем они отличаются друг от друга, каковы характерные черты и перспективы развития?


10. В философии и философских науках широкое распространение получил подход к деятельности как объяснительному принципу.

  • В чем сущность и методологическое значение этого подхода?


11. Постройте модель деятельности как принципа объяснения природы социальных процессов, выявления сущности человека, его творческо-познавательных способностей и практически-созидательной активности.
12. «Законы внешнего мира, природы... суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». (В. И. Ленин)

  • Разделяете ли Вы это суждение?

  • Возможна ли в условиях зависимости свобода деятельности?

  • Как в деятельности разрешается проблема свободы и необходимости?


13. Что имел в виду К.Маркс, когда писал: «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному человеку...»

  • Как вы понимаете эту мысль?

  • Можно ли считать человека марионеткой . Как, по Вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?


14. В романе «Тошнота» Ж.-П. Сартр писал: «Ад - это другие...».

  • Как, по Вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?


15. Ж.-Поль Сартр считает, что «нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но и такой, каким он хочет стать». (Сумерки богов. М.,1989. с. 323).

  • Можно ли согласиться с философом?

  • За счёт чего, по его мнению, происходит становление человека?


16. По мнению Н. Бердяева: «Философ - свободный, независимый от «мира», ни к чему не приспосабливающийся человек... Философ не может служить благу людей, не может быть на службе у людей и у частных целей человечества». (Смысл творчества. М.,1989. с.391.)

  • На какой позиции стоит русский философ в понимании сущности взаимоотношения человека и общества?


17. Определите, с каких философских позиций рассматривается сознание в следующем отрывке: «... существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является… изменение природы человеком, а не... природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научался изменять природу. (К Маркс и Ф. Энгельс. Соч. т.20, с. 545).
18. Укажите, в каком контексте применимо то или иное определение понятия «природа».

Природа — это:

а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;

б) биосфера Земли;

в) вся материальная действительность;

г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;

д) биосфера и ноосфера;

е) наша бесконечная Вселенная.
19 «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1947. С. 171).

  • Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

  • В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?


20. «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

  • Дайте философскую оценку следующей точки зрения.


21. Система отношений человека с природой обладает качественным своеобразием:

1) В отличие от животных человек вырабатывает особую систему средств и механизмов, не предусмотренную его физиологическими особенностями;

2) Человек обеспечивает необходимый ему обмен веществ и энергии с природой с помощью органов - посредников - орудий труда;

3) Задавая природным процессам требуемую человеку форму протекания, он использует законы природы;

4) Но самое главное, в процессе труда изменяется сам человек;

5) И как следствие формируются общественные отношения, которые активно влияют на человеческое развитие.

  • Расширьте этот список качественных особенностей взаимодействия человека с природой.


22. Древнегреческий историк Диодор считал, что многочисленность населения в Египте дала возможность воздвигнуть множество грандиозных пирамид и других сооружений.

  • Прав ли Диодор, не принимает ли он видимость за сущность?

  • Является ли многочисленное население Древнего Египта решающим условием, основным звеном цепи событий, приведших к строительству гигантских пирамид?


23. Некоторые современные философы вслед за Г.Спенсером и 3.Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции.

  • В чем ошибочность подобных рассуждений?

  • Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?


24. Сравните концепции «географического детерминизма» и «демографического детерминизма».

  • Дайте им критический анализ и покажите, используя соответствующий фактический материал, к каким социально значимым следствиям можно прийти, следуя положениям этих концепций.


25. Термин «ноосфера» был введен в конце 20-х годов XX в. французским математиком и философом Э. Леруа. Им широко пользовался П. Тейяр де Шарден и академик В.И. Вернадский.

  • Почему и для чего был введен.в научный оборот этот термин? Что он обозначает?

  • Как понимали ноосферу П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский?


26. Двойственность человека характеризуют два типа отношений человека к природе: отношение единства с природой и отношение противопоставления. В истории цивилизации эти отношения причудливо переплетались, отрицая и переходя в свою противоположность, появляясь в разных сферах человеческой деятельности.

  • Приведите примеры, используя конкретные данные истории.


27. Эволюционируют ли сами закономерности антропогенеза, т.е. могут ли быть переходные законы между законами общества и природы?
28. «Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организаций, и потому закон народонаселения надо изучать для каждого такого организма отдельно, а не “абстрактно”, без отношения к различным историческим формам общественного устройства

  • Согласны ли Вы с автором?


29. Философское осмысление отношений в системе «природа - общество» опирается на такие положения:

1) нельзя абсолютно противопоставлять природу и общество, как две обособленные друг от друга «вещи»;

2) человек «имеет всегда перед собой историческую природу и природную историю»;

3) вместе с тем, сравнивая природные и социальные формы движения материи, необходимо видеть в них качественное различие.

  • Раскройте на конкретных примерах смысл этих положений.


30. Проанализируйте суждения:

а) «Власть климата сильнее всех властей».

б) «Характер нашего мышления определяется географическими условиями».

в) «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».

г) «Благодаря смене тех естественных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, средств и способов труда».

  • К каким направлениям в социальной философии принадлежат авторы данных суждений?

  • Какие научно-практические следствия можно получить из этих утверждений?


31. «Законы общества прежде всего различаются по степени охвата сфер общественной жизни и степени продолжительности функционирования». В связи с этим выделяются три основные группы законов.

  • В чем сходство и различие законов природы и общества?

  • Приведите примеры социальных законов.

  • На какие же три основные группы авторы делят социальные законы?

  • Какие принципы типологии законов вы можете назвать?


32. К.Маркс писал, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.

  • Сравните исторически различные типы производства (ремесленное, промышленное, автоматизированное) и функции, которые выполняют в нем человек и техника на отдельных фазах производственного процесса подготовки, управления, выполнения и контроля.

  • Покажите, что в ходе комплексной автоматизации центр тяжести труда перемещается на подготовительные фазы производства, а в ходе роботизации — на управление, выполнение и контроль.


33. «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит».

  • Обоснуйте актуальность следующих мыслей Ф.Энгельса:

  • Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?


34. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободомыслящего человечества, как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся...».

  • Прокомментируйте текст. Какие принципы международных отношений в нем сформулированы?


35 . Как известно, термин «экология» был введен Э. Геккелем в 1866 г. и переводился буквально как «наука о местообитании».

  • Дайте современное понятие экологии.


36. Раскройте содержание следующих утверждений и дайте их сравнительный анализ:

1) Каждое новое поколение стремится передать потомкам природу, превращенную в богатство вещей;

2) Общество ориентируется лишь на эффект труда, только в нем видит источник всех благ;

3) Природа - это лишь постоянный поставщик материала труда.

4) Рамки физического, химического, биологического существования человека не так уж широки и любое неправильное отношение к природе грозит серьезными последствиями.
37. Несмотря на все свое могущество, человек остается звеном биологического круговорота. Однако деятельность человека уже давно нарушила его «договор» с природой.

  • Выведите из этих положений ряд следствий, раскрывающих связь «человек - природа».


38. Как Вы понимаете положение К.Маркса о том, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню?
39. Как совместить научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды?
40. Что Вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира?

41. Почему сегодня экологическая ситуация приобрела глобальный характер?

  • Расскажите о научных, социально-философских и этико-гуманистических условиях решения современной экологической ситуации.


42. Прокомментируйте следующие высказывания:

а) «...цивилизация эксплуатирующая, но не восстанавливающая не может иметь иного результата, кроме ускорения конца...» (Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982. С. 301).

б) «...культура, - если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...».
43. Укажите причины, выдвинувшие необходимость формирования экологической культуры в разряд наиболее актуальных проблем.
44. Известный швейцарский зоолог Жан Дорст писал: «Может быть это звучит парадоксально, но самая насущная современная проблема в области охраны природы - это защита нашего вида от нас самих...» (Дорст Ж. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968. С. 128).

  • Почему ученый сделал такой парадоксальный вывод? Чем можно его мотивировать?


45. Материальное производство становится все более «грязным», все более опасным в смысле нарушения экологического равновесия. Сторонники движения «зеленых», в частности, отсюда делают вывод, что в мировом масштабе производство надо не наращивать, а сворачивать либо искусственно сдерживать.

  • Что Вы знаете о движении «зеленых»?

  • Можно ли (или нельзя) согласиться с этой точкой зрения?


46. Одним из мощных факторов дестабилизации экологической обстановки в отдельных странах, регионах, мире в целом становится так называемый «экологический колониализм». Формы его проявления весьма многообразны - это...

  • На основе современных данных экологической ситуации в мире определите формы проявления «экологического колониализма».


47. Раскройте связь между понятиями: «технико-технологические отношения», «социально-психологические», «производственно-экономические», «идеологические».
48. Важнейшим элементом производительных сил являются люди, их культурный уровень, профессиональные знания, опыт, мировоззрение, моральные качества, психология коллектива. Производительные силы определяют функционирование и развитие производственных отношений. Следовательно, люди воздействуют на производственные отношения.


49. В каждый период времени данная система производственных отношений:

1) содействует развитию производительных сил, или

2) мешает этому развитию, или

3) частично содействует развитию производительных сил, а частично мешает.

  • В зависимости от того, истинно это положение или ложно, докажите или опровергните его, основываясь на исторических фактах.


50. История развития орудий труда, рассматриваемая с точки зрения внутренних имманентных законов развития производства, есть история неуклонной и последовательной эмансипации технологического процесса от биологически ограниченных возможностей человека (его физической силы, глазомера, степени его ремесленного умения, скорости его реакции и т.п.). История развития техники есть история совершенствования орудий труда в таком направлении, которое вело и ведет к отчуждению от человека основных функций непосредственно производственного труда и передаче их механическим производящим системам.

  • Проиллюстрируйте эту мысль на материале истории техники.

  • Выделите исторические этапы во взаимоотношении системы «человек - техника».


51. «...Развитие науки, этого идеального и вместе с тем практического богатства, является лишь одной из сторон, одной из форм, в которых выступает развитие производительных сил человека...».

  • Как вы понимаете приведенное положение? Дайте развернутый ответ.


52. Производственные отношения изменяются под воздействием производительных сил.

  • Что же является стимулом развития самих производительных сил?


53. «Внимание ученых к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она, выражаясь словами немецкого философа М.Хайдеггера, «превратилась в часть Бытия человека». Неудивительно, что в воззрениях на технику специфическим образом выявляются извечные философские вопросы».

  • Какие именно вопросы составляют предмет изучения философии техники?


54. «...Многие исследователи рассматривают научно-технический прогресс как главное средство разрешения противоречий общественного развития, другие - в научно-техническом прогрессе видят угрозу существования человечества. Такое противоречие нашло свое отражение в работах Римского клуба, в докладах которого уделяется первостепенное внимание решению вопросов настоящего и будущего человечества».

  • Сформулируйте свое отношение к техническому прогрессу.

  • Какие проблемы человека технический прогресс может решить, а какие не сможет?


55. Некоторые современные западные ученые утверждают, что на определенной стадии технического прогресса техника возвысится над человеком, а не человек овладеет техникой.

  • Сформулируйте свое отношение к высказанной дилемме.


56. Известно, что К.Маркс под совокупным рабочим понимал весь производственный персонал. Он писал: «Продукт превращается вообще из непосредственного продукта индивидуального производителя в общественный, в общий продукт совокупного рабочего, т.е. комбинированного рабочего персонала, члены которого ближе или дальше стоят от непосредственного воздействия на предмет труда. Поэтому уже сам кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций» (Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 11. С. 33).

  • Следует ли из этого критерия, что к совокупному рабочему, помимо непосредственно производственных рабочих, относятся ИТР, работники науки и управления, а также сфер, где происходят подготовка и завершение производственного процесс. Если да, то почему?


57. Исходным пунктом автоматизированного производства является уже не отдельная машина, а весь непрерывный процесс. Здесь человек, рабочий оказывается стоящим рядом с непосредственным процессом производства, тогда как раньше он был его главным агентом.

  • Покажите, как по мере вытеснения рабочей силы челове из непосредственного производственного процесса в произвол в качестве непосредственной производительной силы включает гораздо более мощный фактор - наука.


58. Сравните исторически различные типы производства (ремесленное, промышленное, автоматизированное) и функции, которые выполняют в нем человек и техника на отдельных фазах производственного процесса подготовки, управления, выполнения и контроля. Покажите, что в ходе комплексной автоматизации центр тяжести труда перемещается на подготовительные фазы производства.
59. Производственные отношения характеризуются различными параметрами:

1) формой собственности (V): а) общественной, б) частной;

2) тем, кто организует общественное производство (Т): в) все общество, г) часть общества;

3) принципом организации общественного труда (Р): (д) сотрудничеством, (е) насилием;

4) принципом распределения общественного продукта (S): ж) присвоением одной частью общества результатов труда другой, з) распределением по труду, и) по потребности;

5) формой распределения (F): к) прибылью, л) рентой, м) заработной платой и др.;

6) формой обмена (G): н) непосредственным обменом видами и продуктами труда, о) товарным обменом, п) товарно-денежным.

  • Дайте один-два набора совместимых значений этих параметров и назовите тот тип производственных отношений, который ими характеризуется.

  • Составьте набор несовместимых значений этих пара метров.


60. Какой тип социально-экономических отношений характеризуют следующие признаки:

а) частная собственность,

б) производство организует часть общества,

в) насилие является принципом организации труда,

г) меньшая часть общества присваивает львиную долю результатов труда большей части общества,

д) основные формы распределения общественного продукта: прибыль, рента, зарплата,

е) безраздельное господство товарно-денежных отношений.
61. С точки зрения исторического материализма, производственные отношения составляют материальную сторону общественной жизни.

  • В чем, по вашему мнению, состоит их материальность?


62. Теоретики «индустриального общества» считают, что если труд людей отчужден, то дело тут не в той или иной организации собственности, а в технике, которая абсолютно индифферентна к формам труда человека.

  • Дайте оценку этому высказыванию.


63. Предположим, что в некотором обществе безраздельно господствует частная собственность, товарно-денежные отношения, основными формами распределения общественного продукта являются прибыль, рента, заработная плата.

  • Требуется дать характеристику производительных сил данного общества.

  • Можно ли при этом однозначно определить нижний или верхний потолок развития производительных сил? Если нет, то почему?


64. Выберите правильное определение.

а) Народ — это все население общества.

б) Народ — это общность трудящихся, образующих главную производительную силу общества.

в) Народ — это классы и социальные группы, которые способствуют общественному прогрессу.

г) Народ — это трудящиеся массы, не участвующие в распространении материальных благ.
65. Нацию обычно связывают с общностью экономической, территориальной, языковой и культурной, а также с многочисленностью населения.

  • Какой из этих признаков является самым устойчивым?



1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта