Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры
Скачать 309.9 Kb.
|
Тема 15. Учение о человеке (антропология). 1. Человек стоит в середине между бесконечностью в великом и бесконечностью в малом. Он - средоточие обоих миров - великого и малого, он - первенец и венец природы. Для чего же возникло это удивительное существо? Какая цель человеческого существования? В чем состоит задача или загадка человеческой жизни? 2. Справедлива ли альтернатива, согласно которой либо человек есть животное, поскольку происходит от животного, либо человек с самого начала отличается от животного, а поэтому у него нет ничего общего с животным? 3. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека? 4. Проанализируйте приведенные ниже определения сущности человека. В какой мере они раскрывают содержание этого понятия? а) «Человек — это существо политическое» (Аристотель). б) «Человек — это животное, способное изготовлять орудия труда (Б.Франклин). в) «Человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции» (П.Тейяр де Шарден). 5. Какой ответ на вопрос о том, каково отношение понятий «человек» и «личность», будет правилен? а) Человек и личность — это тождественные понятия. б) Человек — это антропологическое понятие, а личность — социальное. в) Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью. г) Главным свойством личности является то, что у нее есть мировоззрение и самосознание. д) Личность — это общественно развитый человек. 6. «...Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К. Тезисы о Фейербахе. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3). Какие принципы исследования заключены в этом понимании человека? Кого имеет в виду К. Маркс: а) индивид, б) личность в) человек как родовое понятие? Аргументируйте свой ответ. 7. Каждая гуманитарная дисциплина оперирует понятием «человек», обращая внимание на человеческое поведение в той области, на которой сосредотачивает свое внимание. Р. Дарендорф описывает несколько таких моделей: «экономического человека», как «потребителя, тщательно взвешивающего полезные стороны и стоимость своей покупки», «психологического человека» как человека, который, «даже если всегда делает добро, в то же время всегда может хотеть сделать зло, мотивы поведения которого скрыты…», «социологического человека», который для автора – «носитель социально предопределенной роли…» Что в человеке интересует философскую антропологию? В чем специфика философско-антропологического знания? В ответ на какие специфические нужды общества оно появилось? Зачем оно необходимо современному человеку и науке? Поскольку исследование человека занимает центральное место не только в философии, но и в теологии, в чем состоит суть отличия подходов? 8. С.Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…». Что же такое «смысл жизни»? Какие мнения есть по этому вопросу среди философов, теологов, ученых? Зачем человеку нужно прояснить его для себя? Почему С.Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни? В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте. 9. «Прежде человек значило смертный; но это определение не точно и даже не верно. В строгом смысле слова человек не смертный, а сын умерших отцов, т.е. смерть мы знаем не в себе, а лишь по предшествующим случаям, смертный есть индукция, а не дедукция» (Федоров Н.Н. Соч. М., 1982. С. 612). Как Вы понимаете это высказывание русского философа? 10. «Смерть и время царят на земле - Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви». (В.Соловьев) Согласны ли вы с тем, что «солнце любви» - главный мотив жизни человека? 11. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.» /Новый завет.Матф.,5:44/. Определите свою точку зрения, насколько она совпадает с традиционным христианством на предмет того: Нужно ли любить врагов своих? Прощать тех, кто Вас проклинает и обижает? Как Вы отнесетесь к тем, которые Вас ненавидят и подвергают гонениям? 12. «Кто сказал, что умирать страшно? Разве кто-то возвратился оттуда? Почему же ты боишься того, о чем не знаешь? Не лучше ли тебе понять намеки неба? Заметь: в этой жизни мы все время болеем - то этой болезнью, то другой... Со всех сторон в этом мире нас преследует дыхание болезней, ярость зверей и людей. Со всех сторон нас будто гонят отсюда прочь. Так бывает лишь с теми, кто живет не у себя. Почему же тебе страшно возвращаться из гостей домой?». Определите свое отношение к высказываниям Сенеки. 13. «Все следует делать, обо всем говорить и помышлять так, как будто каждое мгновение может оказаться для тебя последним. Самая продолжительная жизнь ничем не отличается от самой краткой. Ведь настоящее для всех равно, а следовательно равны и потери... Никто не может лишиться ни минувшего, ни грядущего. Ибо кто мог отнять у меня то, чего я не имею? Но что же может вывести на путь? Ничего, кроме философии». Признаете ли вы то предназначение философии для человека, о котором говорит Марк Аврелий? Чем, на ваш взгляд, измеряется продолжительность жизни человека? 14. «Как дымный столп светлеет в вышине! Как тень внизу скользит неуловима! «Вот наша жизнь, - промолвила ты мне, Не светлый дым, блестящий при луне, А эта тень, бегущая от дыма». (Ф.Тютчев). О каких противоречиях в жизни человека говорит поэт? 15. «В свое время Паскаль заметил, что ветвь никогда не может постичь смысла всего дерева. Современная биология показала, что всякое живое существо замкнуто в своем специфическом окружении и практически не способно вырваться за его пределы. И хотя человек занимает исключительное положение, хотя он может быть необычайно восприимчив к миру и весь мир может выступать его окружением, все же кто может поручиться, что за пределами этого мира не существует какого-нибудь сверх мира?... Домашнему животному неведомы цели, ради которых человек его приручает. Так откуда же и человеку знать, какова «конечная цель его жизни, каков «сверхсмысл вселенной?» (В.Франкл). Выделите проблемы, о которых идет речь в высказывании Франкла. 16. В книге «Бытие и ничто» французский философ Ж.-П.Сартр утверждает: «Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умрем». Сравните это суждение с высказыванием выдающегося физика Э.Шредингера: «Откуда я произошел и куда направляюсь? Таков великий существенный вопрос, одинаковый для всех нас. У науки нет никакого ответа на этот вопрос». Что объединяет Сартра и Шредингера? Как ответить на поставленные Шредингером вопросы с философских позиций? 17. Сейчас в моде человек спортивного типа, без обязанностей, но с правами, раскрепощенный, как говорится, «без предрассудков», «умеющий жить». А что значит уметь жить? Каковы Ваши жизненные ценности, в чем их смысл? 18. «Кто же такой человек: субъект или продукт человеческой деятельности?» Как бы Вы ответили на этот вопрос? 19. Прав ли Сократ, сказавший, что до тех пор, пока человек не познает себя, он не может познать сущности остального мира? 20. Немецкий психолог Э. Кречмер в основу типологии личности положил физическую конституцию, которая, как он подчеркивал, соответствует особенностям темперамента и характера. Он выделял пикнический, астенический, диспластический типы и давал характеристику особенностей психики каждого. Как вы оцениваете эту типологию? 21. «Человек обнаруживает, что, когда он изменяет свое отношение к вещам и к другим лицам, они тоже изменяются по отношению к нему?» Как Вы относитесь к суждению. Дайте свою оценку. 22. «Человек есть разумное существо, субъект труда, социальных отношений и общения». Можно ли отнести это определение к ребенку? 23. Если человек — продукт общественных отношений, а его сознание есть не что иное, как отраженное бытие, тогда как объяснить поразительные различия в мировоззрении и поведении близнецов? 24. Дайте сравнительную характеристику приведенных ниже определений личности: а) Личность — это социальное существо. б) Личность — это всегда конкретный человек в единстве всех его психологических качеств и сил, направляющих его практическую деятельность. в) Личность — это человек, выделивший в процессе общественных отношений свое «я» из «не-я», осознавший свои взаимоотношения с «не-я» и активно воздействующий на «не-я» в процессе своей сознательной целенаправленной деятельности. г) Личность — это органическое единство биологической и социальной эволюции. д) Понятие «личность» тождественно понятию «я». 25. Как Вы относитесь к авторитету и культу личности? 26. П.Бриджмен в книге «Размышления физика» писал, что общество является суммой его личностей в том смысле, что если поведение всех составляющих личностей определено, тогда не требуется ничего большего, чтобы определить общество, которое эти личности составляют. Дайте анализ этого высказывания. 27. Проанализируйте высказывания: а) «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И. Ленин). б) «Нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека... Абсолютных личностей не существует. Тот, кто отчуждается от общности, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других» (Сент-Экзюпери). 28. «Если выбирать между Фаустом и Прометеем, я предпочитаю Прометея» — эта сентенция принадлежит Бальзаку. Прометей, открывший, если верить легенде, секрет огня человеку, стал великим символом технических и научных достижений цивилизации. Фауста же волновала проблема смысла земного существования и поиска счастья человека. Каков ваш выбор? Аргументируйте свое решение. 29. Французский философ и писатель А.Камю писал в книге «Бунтующий человек», что идейность ведет к безнравственности. По его мнению, за отдельного человека, может быть, и стоит отдать жизнь, но за идею не стоит. Люди, умирающие за идею, считает А. Камю, не должны в XX веке вызывать уважение. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Если нет, то почему? 30.Известный английский писатель и философ А. Кестлер объясняет острые и неразрешимые социальные конфликты изъянами в генетических механизмах человека. Не исключено, писал он, что человек есть жертва погрешностей в конструировании и просчетов в организации нервной системы, которые толкают его к агрессивности, маниакальным идеям и в конечном счете — к самоуничтожению (см.: Кeстлер А. Человек - ошибка эволюции? // Диалоги. М., 1979. С. 140-142). Можно ли согласиться с А. Кeстлером? 31. Русский социолог П.Л. Лавров писал, что человек без убеждения - это нравственный урод, это вещь, за которой мы признаем только зоологическое достоинство... Человек без решимости - это урод другого вида... Прокомментируйте это высказывание. 32. Высшей подлинной сущностью человека является свобода. Человек всегда стремится к свободе. «Без свободы нет человека», - говорил, Ф.М. Достоевский. В то же время он отмечал, что свобода может привести к эгоизму, неблаговидности и даже безобразию. Тогда она превращается в несвободу. Современный немецкий философ, социолог и психолог Э.Фромм («Бегство от свободы») пишет, что процесс развития человеческой свободы носит диалектический характер. С одной стороны, это «процесс развития человека, овладения природой, возрастания роли разума, укрепления человеческой солидарности. Но, с другой, это – усиление индивидуализации, которая означает усиление изоляции, неуверенности… Вместе с этим растет и чувство бессилия, ничтожности отдельного человека». «Люди утрачивают первичные связи, давшие им осуществление уверенности. Такой разрыв превращает свободу в невыносимое бремя: она становится источником сомнений, влечет за собой жизнь, лишенную цели и смысла. И тогда возникает сильная тенденция избавиться от такой свободы, уйти в подчинение или найти иной способ связаться с людьми и миром, чтобы спастись от неуверенности даже ценой свободы». Что такое свобода человека? Какие есть точки зрения по этому вопросу? Когда и при каких условиях она превращается в свою противоположность. Подтвердите примерами. Что необходимо, чтобы осуществить подлинную свободу, избежать ее превращения в несвободу или «бегство от свободы». 33. Как Вы понимаете свободу личности? Каковы обязанности личности перед обществом и общества перед личностью? Каковы социально-экономические и политические основы свободы личности в обществе? 34. Дайте философский анализ следующих высказываний: а) «Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения)... Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, желания или склонности, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его воля, желания или склонности» (Т.Гоббс). б) «Свобода приходит в мир вместе с человеком... Она есть бытие человека... Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.-П.Сартр). в) «Свобода — это самовыражение личности, выражение ее духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э.Фромм). г) «Свобода есть познанная необходимость» (Б.Спиноза). 35. Прокомментируйте следующее высказывание Гете: «Свобода начинается с иронии». 36. В свое время Н. Бердяев одним из первых обратил внимание на специфику проблемы «человек - машина». Он указывал, что тотальная технизация жизни в нашу эпоху формирует бездуховный и антигуманный образ человека, разрушающего посредством машины свое единство с природой, деформирующего свою гуманистическую иерархию ценностей. Как, по мнению ряда философов возможно остановить этот процесс? Что означает понятие «человеческая революция»? 37. К. Маркс указывал, что «человек... смотрится, как в зеркало в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку (Маркс К. Капитал. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 62). Как вы понимаете эту мысль К. Маркса? 38. Возведя в ранг первичных и универсальных отношений связь между трудом и досугом, Ж. Дюмазедье делает вывод о появления новых типов личности, новых общностей, основанных на совместном (групповом) использовании того или иного вида деятельности в сфере досуга. Речь идет о добровольных ассоциациях рыболовов, спортсменов, самодеятельных музыкантов и т.д. В конечном счете, согласно утопии французского социолога, эти ассоциации должны послужить ядром для возникновения в рамках капитализма одного внеклассового типа личности с едиными характеристиками, важнейшими из которых Дюмазедье считает отрицательное отношение к прошлому, стремление убежать от реального настоящего и безразличие к будущему. Согласны ли вы с позицией автора? 39. В философии деятельность рассматривается как специфически человеческая форма отношения к миру, высшая форма универсальной активности людей. В чем выражается принципиальное отличие деятельности людей от других форм активности в мире? Выделите структурные элементы деятельности. Что составляет смысл деятельности? Каково методологическое значение деятельности? 40. «Законы внешнего мира, природы… суть основы целесообразной деятельности человека. Человек в своей практической деятельности имеет перед собой объективный мир, зависит от него, им определяет свою деятельность». (В.И. Ленин). Разделяете ли Вы это суждение? Возможна ли здесь свобода деятельности? Что такое свобода? Как она соотносится с необходимостью, с одной стороны, с интересами и устремлениями людей, с другой? 41. В философии и философских науках широкое распространение получил подход к деятельности как объяснительному принципу. В чем сущность и методологическое значение такого подхода? Ответ аргументируйте. 42. «Деятельность есть движение, переводящее условия в предмет и последний в условия как сферу существования». Прокомментируйте высказывание Гегеля. 43. Выскажите свое отношение к суждению: «Цель оправдывает средства». Приведите примеры, когда эта идея была реализована в истории, жизни. 44. «Политика - это помойка» - такая характеристика дается политической жизни буржуазного общества во многих ответах представителе самых различных слоев населения. Отношение к политическим деятелям принимает нередко характер «подлинно классовой ненависти. Чем вы объясните подобное отношение к политике буржуазном обществе? 45. «...История носила бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, и сами составной частью в общий ход развития, уравновешиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых фигурирует также и такой «случай», как характер людей, стоящих вначале во главе движения» (К.Маркс). Раскройте смысл суждения К. Маркса. 46. Человек свободен в выборе направления своих действий. Деятельность человека подчинена объективным социальным законам. Не противоречат ли друг другу эти утверждения? 47. «Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного» (Н.Бердяев). Разделяете ли вы взгляды Н.Бердяева на соотношение единого и общего в социальном бытии? 48. Человек - творец всех форм общественно-исторической практики. Но есть ли границы его творчества? Каковы биологические возможности человека в своем творчестве и в какой зависимости они находятся от социальных условий его жизни? Чем определяется и, чем ограничивается творческий процесс познания индивида? 49. «Фрейд показал, что разум — ценнейшее... из качеств человека — сам подвержен искажающему воздействию страстей, и только понимание этих страстей может освободить разум и обеспечить его нормальную работу. Он показал как силу, так и слабость человеческого разума...» (Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1990. С. 147 ). Можно ли считать такие явления, как немотивированная жестокость в поведении подростков, массовые проявления религиозного фанатизма, агрессивные националистические выступления и т.п., подтверждением идей З.Фрейда о том, что человеческое сознание управляется страстями? 50. С XVIII века на авансцену истории вышла принципиально новая реальность – техника, которая радикально стала изменять и изменяет условия человеческого существования. Становится ли человек благодаря техническим средствам более гуманным? Придем ли мы к своего рода мутации человеческого существа, или техника позволит выполнить древний гуманистический проект – построение совершенного, свободного, справедливого общества? 51. «Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других....он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений. Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд... его деятельность является сознательным и свободным выражением... необходимого и бессознательного» естественного хода истории. (Г.В. Плеханов. Соч., т. VIII, с. 305.). Есть ли общий ход истории и какова при этом роль личности? Может ли изменить ход истории своими действиями конкретный человек? Разделяете ли вы точку зрения Г.В. Плеханова на роль личности в истории? Приведите исторические факты и современные, которые бы подтверждали или опровергали выводы Плеханова на роль личности в истории. 52. «И не для одних только «начинателей», не для одних «великих» людей открыто широкое поле действия. Оно открыто для всех, имеющих очи, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и сердце, чтобы любить своих ближних. Понятие великий есть понятие относительное. В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя.» (Г.В. Плеханов. Соч., т. VIII, с.306.). Насколько созвучны слова Г.В.Плеханова о роли каждого человека в историческом развитии с Вашими представлениями по данной проблеме? Актуальны ли высказывания Плеханова о роли личности в наше время или же это относится к поколениям, жившим в прошлом веке? 53. Существует ли проблема особой русской души? Или это миф, созданный русскими писателями, деятелями культуры за многие годы дискуссий по данной проблеме (Н.Карамзин, В.Соловьев, А.С. Пушкин, Н.Некрасов, Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев, К.Паустовский, К.Симонов, А.Твардовский и т.д.). Как отразилась русская душа в русской народной сказке и в целом русском фольклоре? Почему национальный герой сказок Иван-дурак в конце концов становится добрым молодцем, Иван - царевичем? Не здесь ли кроется многовековая мечта русского человека о светлом будущем, ибо в России никогда не было счастливого настоящего? Чем Вы объясните слова Кавелина, что русские способны увлекаться отвлеченными идеями, воздушными замками, иллюзиями и утопиями всякого рода? Согласны ли Вы с широко бытующим мнением о «загадочности русской души»? Если да, то что является его содержимым? Заполните таблицы 1. Проблема человека в истории философии
2. Типология личности
3. Проблема антропогенеза
4. Понимание деятельности в истории философии
|