Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Социальная философия и социология.

  • Общество как целостность: единство сфер общественной жизни

  • Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры


    Скачать 309.9 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее предмет и место в системе культуры
    Дата30.10.2021
    Размер309.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2021 СР.docx
    ТипДокументы
    #259467
    страница10 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
    Тема 14. Учение об обществе (социальная философия).

    1. «Идя назад, я с материалистами; идя вперед, я не с ними»'.

    • Как вы понимаете данное утверждение Фейербаха?


    2. «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное различие делает невозможным' простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М.. 1947. С. 171).

    • Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?

    • В силу каких причин невозможно перенесение законов из области биологии на социальную область?


    3. Старый материализм смотрел на общество как на механическую Совокупность индивидов (Маркс К. Тезисы о Фейербахе. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. . С. ).

    • В чем слабость такого понимания?

    • Исходя из какого принципа К. Маркс преодолел эту ограниченность «предшествующего материализма»?


    4. «...Опыт доказывает нам, что почти все вопросы нравственности и политики решаются силой, а не разумом, и что если мнение правит миром, то в конечном счете сильные мира правят мнением».

    • Дайте материалистическое толкование этой мысли.

    • Проиллюстрируйте ее на конкретном историческом материале.


    5. «Попытка философов разработать всемирную историю согласно плану природы, направленному на совершенное гражданское объединение человеческого рода, должна рассматриваться как возможная и даже как содействующая этой цели природы» (Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. //Сочинения: В 6т. М., 1966. Т.6. С.21).

    • Что, по вашему мнению, подразумевает И. Кант под всемирной историей и планом природы?

    • Как взаимосвязаны история и природа?

    • Как вы относитесь к географическому детерминизму?


    6. Многие современные западные философы вслед за Г.Спенсером и 3.Фрейдом считают, что человеческое общество развивается по биологическим законам, поскольку сам человек - высшее звено биологической эволюции.

    • В чем ошибочность подобных рассуждений?

    • Можно ли полностью исключить биологические фактор из общественной жизни?


    7. Некоторые представители западной философии, например, Г.Риккерт, отрицают, что обществу присущи какие-то законы. «Современные экзистенциалистские концепции, вплоть до Ж.П. Сартра, наоборот, полагают, что диалектический разум, диалектические законы присущи обществу, истории, но не природе».

    • Как разрешить этот спор?


    8. Согласно концепции английского историка и социолога А. Тойнби, «не существует единой истории человечества, а есть лишь история отдельных своеобразных и замкнутых цивилизаций (в первоначальном варианте он их насчитывал 21, затем сократил до 13, не считая второстепенных и недоразвитых)... Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет, уступая место другой».

    • Разделяете ли вы эту точку зрения? Аргументируйте свою позицию.


    9. «Движущей силой развития цивилизаций, по мнению А. Тойнби, является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного порыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие эти «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философские концепции смысла жизни».

    • Назовите крупные исторические события, которые не укладываются в схему А. Тойнби.


    10. ...Изменение человеческих потребностей не ограничено в сравнении с потребностями животных. Этот факт требует особого объяснения. Видимо, у человека имеются особые и одновременно исключительные причины, приводящие к изменению потребностей, а через них к изменению форм жизни.

    • Что это за причины?


    11. «Мы делаем нашу историю сами, но, во-первых, мы делаем ее при весьма определенных предпосылках и условиях. Среди них экономические являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах людей, играют известную роль, хотя и не решающую» (Энгельс Ф. Йозефу Блоху, 21-22 сентября 1890 г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.37. С.395).

    • Раскройте смысл данного тезиса Ф. Энгельса?


    12. «Каковы бы ни были внешние события, мир создается npeимущественно самим человеком. От его чувств и идей, нравственных т умственных наклонностей зависит устройство и движение мира; от его, внутреннего состояния зависит и состояние общества» (Гизо Ф. История цивилизации в Европе. СПб., 1898. С. 49-504).

    • Какое отличие между этим взглядом Гизо и взглядом К.Маркса на историю как на «деятельность преследующего свои цели человека»?

    • К каким методологическим и практическим последствиям ведет это отличие?


    13. Бельгийский статистик и социолог Л.А. Кетле на большом историческом материале показал, что рождаемость, смертность, преступность и другие массовые явления подчиняются определенной закономерности, обладают внутренней необходимостью. Но, как отмечал К.Маркс, «объяснение этой необходимости ему никогда не удавалось».

    • Почему не удавалось? Дайте ответ на основании следующего отрывка из работы Кетле:

    «Законы, управляющие развитием человека и видоизменяющие его действия, являются вообще как результат его организации, образования, степени благосостояния общественных учреждений, влияния местности и бесчисленного множества других причин, нелегко доступных для наблюдения и из которых многие, вероятно, навсегда останутся неизвестными» (Кетле Л.А. О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики. Т. 1. СПб., 1865. С. 11-12).
    14. «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят» (Реклю Э. Земля и люди. Всемирная география. Т. 1. СПб., 1989. С. 18).

    • Согласны ли вы с позицией Реклю.

    • Найдите аргументы опровергающие такую позицию.


    15. Своеобразие поверхности и климатические условия уже в древности привели к необходимости создания на территории Восточной Индии системы искусственного орошения, которая стала основой восточного земледелия. Строительство и поддержание ирригационной системы в нормальном состоянии требовало вмешательства государства. Правительства азиатских государств вынуждены были выполнять важную хозяйственную функцию, что содействовало росту зависимости населения от них, а следовательно, необычайно содействовало укреплению централизованной власти.

    • Припомните из истории аналогичные примеры влияния географической среды на экономический базис и надстройку.

    • Опишите подробнее сам механизм воздействия. Является, ли во всех подобных случаях географическая среда определяющим фактором развития общества и почему?

    16. «История нам доказывает, что в деле управления народы были во все времена жертвами своего невежества, своего неблагоразумия своей доверчивости, своего панического страха и в особенности страстей тех, кто умел подчинить себе толпу. Подобно больным, которые беспрестанно мечутся на своем ложе, не находя удобного положения народы часто меняли форму правления, но никогда не было у них сил, ни способности преобразовать сущность, добраться до подлинного источника своих бед, и они постоянно бросались в противоположные крайности под властью слепых страстей» (Плеханов Г.В. Избр. философ, произв. Т. 2. М., 1956. С. 642).

    • В чем недостаток подобного понимания истории?


    17. Несомненно, что экономический базис каждого общества характеризуется господствующим типом производственных отношений.

    • Что является экономическим базисом общества?

    • Какова его структура?


    18. «Политическое, правовое, философское религиозное, литературное, художественное и т.д. развитие основано на экономическом развитии. Но все они также оказывают влияние друг на друга и на экономический базис. Дело обстоит совсем не так, что только экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а остальное - лишь пассивное следствие. Нет, тут взаимодействие на основе экономической необходимости, в конечном счете всегда прокладывающее себе путь» (Энгельс Ф. В. Боргису. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. С. 175).

    • На основании данного высказывания раскройте специфику связи базиса и надстройки.


    19. Надстройка включает в себя три группы явлений. Во-первых общественные идеи, настроения, социальные чувства, т.е. идеологию и общественную психологию. Во-вторых, различные организации и учреждения - государство, суд, церковь и т.д. В-третьих, идеологические надстроечные отношения. Следовательно, надстройка есть совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе данного экономического базиса.

    • Считаете ли вы возможным надстроечные явления объединить в две группы: материальные и идеологические? Аргументируйте свою позицию.


    20. Американский экономист и социолог У.Ростоу устанавливает следующие пять стадий, через которые, по его мнению, проходят роды в своем развитии: традиционное общество (история человечества до феодализма включительно), переходное общество (приблизительно соответствует периоду создания условий для промышленного переворота), период сдвига (охватывает примерно период становления индустриального общества), зрелое общество (страны с развитой индустрией) завершающая стадия - период высокого уровня массового потребления (этой стадии, по Ростоу, достигли США и другие высокоразвитые страны).

    • Какой критерий положен в основу приведенной классификации человеческой истории?

    • Дайте ей оценку.


    21. «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.72).

    • Дайте анализ этого тезиса К. Маркса.


    22. Какое методологическое значение заключено в понятии «общественно-экономическая формация»?

    1). Принцип системного представления общества.

    2). Принцип выделения типов общества.

    3). Идея объективной закономерности исторического процесса.

    • Продолжите этот перечень.


    23. Проповедуя прямую зависимость социальных перемен изменений в технике, американский социолог Уайт считает, что социальные системы играют второстепенную роль по отношению к техническим системам. Техника - это независимая переменная, социальная системы зависимая переменная»'.

    • Дайте оценку этому положению.


    24. Все перечисленные ниже явления социальной жизни разбейте на три класса:

    а) базисные,

    б) надстроечные,

    в) не относящиеся ни к базису, ни к надстройке.

    1) наука, 2) банки, 3) семья, 4) архитектура 5) язык, 6) технологические отношения, 7) быт, 8) народное образование, 9) производственно-технические отношения, 10) производственно-экономические отношения, 11) АСУ.
    25. Что собою представляет экономический уклад? Какова познавательная роль понятия «общественно-экономический уклад. Ответьте на эти вопросы, используя исторический материал, приведенные ниже определения и характеристики экономичен уклада.

    1) Если формация - понятие высшего порядка, отражающее доминирующие черты социальной реальности, взятой как всеобъемлющая система, то понятие уклада охватывает лишь группу существенных признаков действительности, не претендуя на ее всеобщее отражение.

    2) В отличие от формации уклад представляет собой лишь один из типов общественно-экономических отношений, которые могут сосуществовать в данной формации.

    3) «Уклад... - определенная более или менее сложившаяся система производственных отношений, существующих в данной формации.
    26. «Касты (индийские) - социальные группы, которые характеризуются рядом следующих черт, отличающих их от других общностей людей. Во-первых, между отдельными кастами - непреодолимы социальные перегородки. Человек, родившийся в данной касте, должен в ней и умереть. Никакая сила не может вырвать его из касты. Только после смерти он мог покинуть свою касту и затем родиться в новой касте: в высшей, если он жил ранее согласно запретам, накладываемым его касту, и в низшей, если он нарушал эти запреты. Во-вторых, считалось, что деление на касты идет от бога и нарушение кастовых норм расценивалось как отступничество от религиозных заповедей. Каждая каста имела не только свои нормы поведения, но и внешние различия, каждой кастой закреплялись определенные виды деятельности, в том числе и профессиональной. Каждая каста имела свои праздники, свои табу, накладываемые на пишу и т.п.».

    • Сравните касту с другими социальными группами.


    27. Что общего с кастовым имеет средневековое деление на сословия?
    28. Аристотель полагал, что наилучшим из всех классов общества является класс земледельцев, так как он не способен вследствие своего образа жизни и территориальной распыленности активно вмешиваться в вопросы управления государством, которое должно составлять привилегию среднезажиточных классов.

    • На какой важный принцип социальной оценки наталкивает нас идея Аристотеля?

    • Проиллюстрируйте его действие.


    29. Расположите национальные общности таким порядком, чтобы каждая последующая национальная группа образовалась на основе ряда предыдущих:

    1) народность, 2) племя, 3) «род», 4) нация, 5) «семья».
    30. Дайте сравнительную оценку данных ниже характеристик племени.

    1) Если нет налицо кровного родства, то ни территория, ни язык, никакая связь не делают данную группу людей собственно племенем...

    2) Самое главное отличие племени от других исторических типов общностей - это отсутствие классов, господство естественного разделения труда, коллективная работа и особая форма совместного проживания на одной территории всех членов коллектива, включая распределение продуктов, формы брака и другие стороны быта, характерные только для племени.

    3) Племя - самая древняя исторически засвидетельствованная форма общности и общественной организации, характерная для первобытнообщинного строя. Из племенных союзов возникает более высокая общественная форма - народность. Элементы племенной организации все еще встречаются среди этнических групп Азии, Африки, Америки, Океании.
    31. «Несмотря на сравнительно высокий уровень классовых антагонизмов в Германии в 1870 г., возникновение опасности нападения на нее Франции, констатировал Ф.Энгельс, вызвало такой национальный подъем, перед которым «исчезли все классовые различия» (Энгельс Ф. Роль насилия в истории. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 455).

    • Объясните описанную Ф. Энгельсом ситуацию с точки зрения соотношения национального и классового.


    32. К. Маркс еще на опыте Парижской Коммуны сделал вывод, что отстранение от власти эксплуататорских классов, уже утративших способность управлять нацией и страной, «есть необходимое условие национального спасения» (Маркс К. Наброски «Гражданской войны во Франции». //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.17. С.563).

    • Покажите правильность этого положения на примерах мирового революционного процесса на современном этапе.


    33. Общественные классы проходят сложный путь развития, превращаясь из объекта исторического процесса в активно, сознательно действующего субъекта. Из «классов в себе» они превращаются в «класс для себя».

    • Раскройте содержание понятий «класс в себе» и «класс для себя».

    • При каких условиях и по каким причинам происходит Превращение из «класса в себе» в «класс для себя»?


    34. Тьерри, Минье, Гизо природу классов видели в имущественных отношениях. Однако причину последних они нередко объясняли завоеванием. Но они сами указывали на то, что завоевание совершается ради известных «положительных интересов». Откуда же берутся эти интересы? Ясно, что их существование обусловливается имущественными отношениями как в стране завоевателей, так и в той стране, которая попадает под их иго. Получается заколдованный круг: имущественные отношения и интересы объясняются завоеванием, а завоевание объясняется имущественными отношениями и интересами. Пока историческая теория не вышла из этого заколдованного круга, она по необходимости впадала в эклектизм и в противоречия» (Плеханов Г.В. Избр. философ, произв. Т.2. М., 1956. С.484).

    • Каким образом основоположники марксизма разрешили и подобные трудности?


    35. В эпоху НТР огромное значение приобретают проблемы организации социального управления. Необычайно повышается удельный вес науки в общественной и других областях жизни. Все это приводит к быстрому количественному росту интеллигенции, возрастанию ее роли и организации общественного труда, вообще повышает ее место в производстве.

    • Укажите на другие социальные характеристики интеллигенции.

    • Не говорят ли все эти изменения о формировании «среднею нового класса»?


    36. «Итак, сословие, бывшие орудием революции 1789 года, и Историю которого я пытаюсь написать, восходя в его происхождение, есть ничто иное, как вся нация - минус дворянство и духовенство» (Тьерри О. История возникновения и развития третьего сословия. Киев-Харьков. 1900. С. 52.

    «Во Франции нет более третьего сословия; оно исчезло вместе со своим именем при социальном обновлении 1789 г.» (Там же. С. 153).

    • На чем основываются эти утверждения автора?

    • Какова дальнейшая эволюция третьего сословия.


    37. Какими классами и сословиями характеризовалась социальная структура:

    а) французского общества накануне буржуазно-демократической революции 1789-1794 гг.;

    б) российского общества перед Февральской буржуазно-демократической революцией 1917 г.?
    38. В некоторых классовых обществах, например, в феодальном, процесс перехода из одного класса в другой был очень затруднен.

    • Чем объяснить это явление и каковы его социальные следствия?


    39. Во время буржуазных революций пролетариат выступает вместе с буржуазией.

    • Каким образом можно объяснить совпадение интересов антагонистических классов?

    • Почему значительная часть буржуазии во время буржуазных революций уходила из революционного лагеря и шла на сговор со своими вчерашними врагами: феодалами, монархией?


    40. Выберите историко-материалистическую трактовку проблемы происхождения государства.

    1) Предпосылки для государства уже созданы творцом, так что люди должны, объединившись в государственном сообществе, реализовать то, что в них вложено богом.

    2) Государство представляет собой орган общества, возникший в результате общественного договора враждующих индивидов.

    3) Государство есть продукт общества на известной ступени развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно... Сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство.

    4) Государство - это способ управления обществом, возникший вследствие привычки людей к подчинению.

    • Дайте оценку этим толкованиям.


    41. Проанализируйте определения сущности государства:

    1) Как в организме человека отдельные органы образуют замкнутые конгломераты клеток, которые в рамках организма, взятого как единое целое, осуществляют свои задачи, так и в обществе отдельные части вводящего и распределяющего аппарата образуют замкнутые органы.

    2) Эксплуататорское государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы.

    3) Государство - это независимо существующий социальный организм, объединяющий территорию и население.

    • Дайте этим определениям философскую оценку.


    42. «Пока в государствах не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино – государственная власть и философия, и пока не будут в обязательном порядке отстранены те люди - а их много, - которые ныне стремятся порознь либо к власти, либо к философии, до тех пор... государствам не избавиться от зол...»'.

    • Можно ли утверждать, что мнение Платона справедливо в конце XX века?

    • Обоснуйте свою позицию.


    43. «Законы бесполезны как для хороших людей, так и. дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше» (Демонакт).

    • Согласны ли вы с такой трактовкой законов?


    44. Является ли выборность органов законодательной власти достаточным условием его народности? Становится этом случае государство воплощением «всенародного волеизъявления»?

    • Дайте развернутый ответ.


    45. «Привилегированный в политическом или экономическом отношении человек развращен в своем уме и сердце. Это социальный закон, не допускающий исключений; он в одинаковой мере применим как к целым нациям, так и к отдельным классам, корпорациям, индивидам. Неограниченное равенство - главное условие свободы, гуманности...

    Научное собрание, которому было бы поручено управление обществом, скоро кончило бы тем, что перестало бы посвящать себя политике, а занималось бы совсем другим делом, и это дело, как дело установленной власти, состояло бы в вечных стараниях сделать вверенное его заботам общество более глупым и, следовательно, более немощным, нуждающимся в его управлении» (Бакунин М. Бог и государство. Пг., 1918. С. 25-26).

    • Что общего у М. Бакунина в самом подходе к анализу социальной жизни с французскими материалистами XVIII в.?;

    • Какие посылки неявно присутствуют в выводе М. Бакунина?


    . Ряд современных западных теоретиков понимают под революциями насильственное ниспровержение существующих конституционных порядков.

    • Каково действительное соотношение между социальными революциями и насильственными политическими переворотами?


    47. Австрийский социалист Б. Каутский утверждал, что «на смену деления общества на два класса - пролетариев и капиталистов -пришло многообразие классов и групп. Точно так же вместо непреодолимого антагонизма двух, и только двух, классов развивалась весьма сложная система различных интересов, которые могут сочетаться во многих комбинациях».

    • Правильна ли такая точка зрения применительно к современному западному обществу?


    48. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия, олигархия, тимократия, охлократия.

    • Кратко охарактеризуйте каждую из них.

    • Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства?

    • В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?


    49. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть».

    • Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией.

    • Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.


    50. Ш.Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей».

    • Что такое «случайности фортуны»?

    • Что имеет в виду Ш.Монтескье, говоря о «природе вещей»?

    • Какая мировоззренческая установка здесь зафиксирована?

    • Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?


    51. Прокомментируйте следующую оценку К.Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».
    52. Единственное спасение человечества в ближайшие 200 лет американец Д.Форстер видит в сокращении капиталовложений на 40, рождаемости - на 50, потребления сырья - на 70 процентов.

    • Допустим, что человечество вняло совету Форстера. К каким социальным последствиям привело бы это?


    53. В начале нынешнего века Гальтон высказал опасение, что общее улучшение условий жизни, мощное влияние медицины на жизнь людей позволяют выживать людям, отягощенным наследственными пороками, что приводит к вырождению человечества.

    • Ваше отношение к точке зрения Гальтона?


    54. Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образуется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также его результаты, созданные под воздействием общественных интересов, называют общественным сознанием.

    • Попытайтесь из сказанного сформулировать общее определение общественного сознания.


    55. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний.

    • Какие выводы из этого допущения следуют?

    • Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием?


    56. Общим для традиций, обычаев, социальных привычек и других компонентов общественного сознания является их устойчивость.

    • Перечислите такие явления духовной жизни, которые характеризовались бы неустойчивостью.


    57. Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия, искусство и философия выполняют функции регулятора общественной жизни.

    • Каково отличие между этими формами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции?


    58. Раскройте связь между следующими положениями В.И. Ленина:

    а) «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 152);

    б) «Политика не может не иметь первенства над экономикой» (Там же. С. 279).
    59. Немецкий философ И.Кант выдвинул два нравственных категорических императива, соблюдая которые, человек обеспечивает своему поведению постоянную нравственность: 1) поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе в такой же ситуации; 2) если поступок отдельного человека можно сделать правилом для всех, то он нравственен.

    • Так ли это? Согласны ли вы с точкой зрения И.Канта?


    60. «Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных общественных отношений» (Г.В. Плеханов).

    • Достаточно ли наличия названных условий для отмирания религии?

    • Каковы основные функции религии?

    • Каково Ваше отношение к религии?


    61. Есть точка зрения, что процессы ускоренного развития техники и науки ведут к взрыву моральных и нравственных основ социального организма, что эти факторы создают общество, в котором нормы вкуса и приличия находятся в состоянии непрерывного морального старения, оставляя только моду в качестве арбитра морального поведения.

    • Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.

    62. Что такое добродетель и порок? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами “добродетельные и порядочные поступки”? Поступки, полезные или вредные обществу».

    • В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?


    63. Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».
    64. Какое явление не относится к общественной психологии?

    а) Нравственные привычки и традиции.

    б) Художественный вкус.

    в) Чувство милосердия.

    г) Мировоззрение личности.
    65. Мораль, с одной стороны, регулирует поведение личности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой — выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности.

    • Раскройте диалектическую связь этих положений.


    66. Почему абсолютная свобода личности означала бы уничтожение морали?
    67. Антуан де Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон».

    • Дайте анализ этому суждению французского писателя.

    • Согласны ли Вы с ним?


    68. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?
    69. Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга?
    70. Существуют противоположные точки зрения на соотношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что морально то, что может быть научно обосновано, другие, напротив, считают, что морально то, что является предметом выбора, а не научного обоснования.

    • Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?


    71. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы — весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, — вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство из нас считает недостойным. Это, конечно, прискорбно. Но, как ученых, нас это не касается» (Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1973. С.129).

    • Можно ли согласиться с такой точкой зрения?

    • Аргументируйте свой ответ.


    Заполните таблицы

    1. Социальная философия и социология.

    Определите, к характеристикам какой дисциплины относятся следующие высказывания.

    Высказывание

    Дисциплина

    1. «Позитивная наука об обществе» (О. Конт)

    2. Предметом науки являются социальные факты (Э. Дюркгейм).

    3. Наука, анализирующая проблемы смысла и цели существования общества, его генезиса, судеб и перспектив, направленности, движущих сил его развития.

    4. Наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

    5. Раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества и его отличию от природы.

    6. Исследование общественной жизни под углом зрения решения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых занимают смысложизненные проблемы.





    2. Общество как целостность: единство сфер общественной жизни

    Основные сферы общественной жизни

    Отношения, включенные в них

    Социальные институты

    Предназначе-ние

    1. Материально-экономическая

    2. Социальная

    3. Организационно-управленческая

    4. Духовная











    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта