Главная страница

Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры


Скачать 309.9 Kb.
НазваниеТема Философия, ее предмет и место в системе культуры
Дата30.10.2021
Размер309.9 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла2021 СР.docx
ТипДокументы
#259467
страница8 из 12
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12
Тема 12. Научное познание

1. Рассмотрите определения науки:

1) Наука — это система знаний, накопленных человечеством.

2) Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной реальности.

3) Наука — это форма духовного производства знаний.

4) Наука — это совокупность организаций и учреждений, в которых осуществляется познание действительности и практическое воплощение полученных знаний.

5) Наука — это форма общественного сознания.

6) Наука — это одна из производительных сил общества.

  • Дайте оценку каждому из них и укажите, какой аспект науки нашел в нем отражение.


2. В чем специфика науки как формы общественного сознания?

  • Чем она отличается от искусства, морали, философии, религии?


3. На семинаре по философии один из студентов сказал, что он не понимает, как наука может быть производительной силой общества. Наука — это система знаний, а знания — это совокупность теорий, описаний, объяснений, которые представляют собой идеальные модели действительности. Как же могут идеальные явления быть производительной силой, воздействовать на материальную природу?

  • А как бы вы ответили на вопрос, поставленный студентом?


4. Т.Кун определяет науку как сообщество, объединенное общей парадигмой (под парадигмой он понимает признанные всеми научные достижения, которые дают образец, модель для постановки научных проблем и их решений научному сообществу) (Кун Т. Структура научных революций. М., 1975).

  • В какой мере такое понимание науки соответствует действительности?


5. В своей книге «Как мы познаем мир» (М., 1984) М. и И. Гольдстейн определяют науку как деятельность, характеризуемую тремя свойствами:

«1. Она представляет собой поиск понимания, т.е. чувства, что найдено удовлетворительное объяснение какого-либо аспекта реальности.

2. Понимание достигается посредством формулировки общих законов или принципов — законов, приложимых к возможно более широкому кругу явлений.

3. Законы или принципы могут быть проверены экспериментально»

  • Сравните это определение науки с тем, которое дается в предыдущей задаче Т.Куном.

  • Чей подход вам представляется более убедительным? Аргументируйте свой ответ.


6. «Некоторые ученые рисуют картину мира науки как приводимую в действие своей собственной внутренней логикой и развивающейся по своим собственным законам в полной изоляции от окружающего мира. В этой связи нельзя не заметить, что многие научные гипотезы теории, метафоры и модели... формируются под влиянием экономических, культурных и политических факторов, действующих за стена» лаборатории. Я отнюдь не утверждаю, что между экономическим и политическим строем общества и господствующим научным мировоззрением, или «парадигмой», существует тесная параллель. Ещё в меньше степени я склонен считать, как это делают марксисты, науку надстройкой над общественно-экономическим базисом. Вместе с тем было бы не верно рассматривать науку как своего рода независимую переменную. Наука представляет собой открытую систему, которая погружена в общество и связана с ним сетью обратных связей. Наука испытывает на себе сильнейшее воздействие со стороны окружающей ее внешней среды и развитие науки, вообще говоря, определяется тем, насколько культура восприимчива к научным идеям» (Тоффлер О. Наука и изменение. Предисловие к кн.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. 1986. С. 13-14).

  • Со всеми ли суждениями О. Тоффлера, изложенными в данном отрывке, можно согласиться?


7. Начиная с Ф.Бэкона и И.Ньютона наука в течение более четырех столетий была источником силы и прогресса человечества. С ней связывали надежды на решение социальных, продовольственных и других проблем человечества. Однако во второй половине XX века все чаще возникают обвинения в адрес науки. В одном из докладов ЮНЕСКО наука представлена как «раковая опухоль на теле культуры», как главная опасность для материального и духовного существования людей, поскольку она разрушает традиции, опыт, глубоко укоренившиеся в культуре. М.Хайдеггер утверждает, что все, к чему прикасается наука, дегуманизируется, поскольку перманентная цель науки — покорение природы (См.:Пригожин И., Стенгерс И.).

  • В какой мере оправданы эти обвинения по адресу науки?

  • Аргументируйте свой ответ.


8. Существует ли четкий критерий, отличающий научное знание от других форм знания, например обыденного знания?

  • Если да, то каковы признаки, отличающие эти виды знания?


9. Что отличает науку от мифотворчества? Научное высказывание от религиозного?
10. Анализируя формы современного мифотворчества, какими считаются рассказы о НЛО, «факты» проскопии, телепатии и т.д., В.П. Лебедев выделяет следующие особенности современных мифов: внутренняя противоречивость этих форм, которая не замечается или игнорируется их авторами или сторонниками; абсолютизация случайностей, субъективного опыта, невоспроизводимость фактов (Научные принципы и современные мифы. М., 1981. С. 56—60).

  • В какой мере можно принять эти признаки в качестве критериев разграничения научного знания и мифов?


11. Если явление или событие для того, чтобы стать научным фактом и войти в состав научного знания, должно быть наблюдаемо неоднократно или воспроизводимо экспериментально, тогда как быть с историческими знаниями?

  • Ведь такие факты, как разрушение Карфагена римлянами, поход князя Игоря на половцев и т.п., невозможно ни воспроизвести, ни повторно наблюдать.

  • Как быть с уникальными явлениями и экспериментами в психологии или социологии, которые не допускают повторного воспроизведения?


12. К.Поппер выдвинул концепцию фальсифицируемости,) которая, по его мнению, дает строгий критерий демаркации (разграничения) научного знания от ненаучных высказываний и религиозных концепций. Сущность этой концепции заключается в том, что любая научная теория должна допускать свою принципиальную опровержимость. Если теория не допускает такого факта или явления, которые, будучи реальными, окажутся в противоречии с теорией, тогда эта теория не может считаться научной и; должна быть отброшена. Этот принцип фальсификации К.Поппер считает важнейшим методологическим правилом, позволяющим отбросить псевдонаучные гипотезы (См.: Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 5-124).

  • В какой мере критерий фальсифицируемости позволяет решить проблемы разграничения научного и ненаучного знания?

  • Всегда ли в науке отбрасываются гипотезы и теории, если они принципиально не допускают своего опровержения?

13. Рассматривая критерии научности знания, В.В.Ильин выделяет среди них универсальные критерии — непротиворечивость, проверяемость, рациональность, интерсубъективность, воспроизводимость опытных данных; исторически преходящие критерии или нормативы, которые задают рациональные образцы и требования к гипотезам, картинам мира, логическим допущениям, способам доказательства и которые ориентированы на принятые в исследовательских культурах идеалы знания, стиль мышления ученых и т.п.; и наконец, третью группу критериев, относящуюся к узкодисциплинарным областям знания, в которых выделены специфические требования для математических, естественных, технических, гуманитарных и т.д. наук (См.: Ильин В. Критерии научности знания. М., 1989. С. 25-26).

  • Приведите примеры, иллюстрирующие эту типологию критериев, опираясь на изученные вами науки.


14. П.Фейерабенд утверждает, что наука — это иррациональное предприятие. Рациональности в науке ничуть не более, чем в мифах. Аналогичную точку зрения отстаивает и К.Поппер: «...В некотором смысле наука есть изобретение мифов, как и религия. Вы скажете: «научные мифы как-то отличаются от религиозных». Конечно, различие существует. Но в чем оно?» (Цит. по: Касавин И.Т., Сокулер 3.А. Рациональность в познании и практике. М., 1989. С. 51).

  • Как бы вы ответили на вопрос, поставленный К.Поппером, тем самым возразили бы П. Фейерабенду, который различий между мифами и наукой не видит?


15. Чем объяснить, что такие области знания, как народная медицина, приметы земледельца или охотника, искусство стеклодува или тайны мастеров, изготовлявших скрипки, не считаются научными и не включаются в систему науки?

  • Существует ряд областей знания, которые претендуют на статус науки, однако не признаются таковыми (назовите ваши примеры.

  • Каким требованиям научности не отвечают астрология, парапсихология?


16. Наука и ее положения характеризуются объективностью, истинностью, независимостью от интересов классов, наций, слоев и т.п.

Если это так, тогда,

  • во-первых, как понять высказывания о том, что если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, то они были бы отвергнуты?

  • А во-вторых, относится ли эта характеристика к социальным и гуманитарным наукам?


17. Как соотносятся между собой понятия «эмпирический» и «теоретический» и соответственно «чувственный» и «рациональный»?

  • Можно ли считать чувственное познание эмпирическим уровнем, а рациональное — теоретическим?


18. К.Маркс писал: «Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должен быть истинным» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1. С. 7).

  • Что означает истинность методов исследования и какие факторы ее обусловливают?


19. «Физик или наблюдает процессы природы там, где проявляются в наиболее отчетливой форме и наименее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечивающих ход процесса в чистом виде» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С. 6).

  • Чем отличается эксперимент от наблюдения?

  • Каково преимущество эксперимента перед наблюдением?

  • Возможен ли эксперимент без связи с теорией?

  • Есть ли границы познавательных возможностей эксперимента?


20. В произведении И.С.Тургенева «Рудин» мы читаем: «“Почему же верите Вы в факты?” — “Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству”. — “Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вокруг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Коперником?”«.

  • Выскажите свое мнение о природе факта.

  • Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»?


21. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 29. C. 152-153).

  • Как вы думаете, выделение этих этапов в процессе познания относится к познанию как общественно-историческому процессу или как индивидуальному познавательному акту?


22. Чем определяется различие между теоретическим и эмпирическим уровнями познания? Отвечая на этот вопрос, студенты дали следующие варианты критериев различения этих уровней:

1) Уровни познания, прежде всего, различаются применяемыми методами: на эмпирическом уровне применяются главным образом наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение; на теоретическом уровне — идеализация, абстрагирование.

2) Различие определяется поставленными исследовательскими задачами: на эмпирическом уровне ставится задача описать явления, показать, как они протекают; на теоретическом — объяснить явление, т.е. раскрыть сущность, законы его.

3) Различие между теоретическим и эмпирическим условное, относительное; то, что на одном этапе будет теоретическим, на другом -— эмпирическим. Например, наблюдения датским астрономом Тихо Браге движения планет и составленные им таблицы позволили Кеплеру установить законы, объясняющие видимые движения планет. Можно считать, что законы Кеплера были теоретическим уровнем познания, но с возникновением механики Ньютона, которая с помощью более общего закона объяснила сущность законов, открытых Кеплером, последние стали уже эмпирическим уровнем познания.

  • Кто из студентов прав?

  • Какие вы предложите, критерии различения теоретического и эмпирического уровней познания?


23. Одно из современных философских направлений утверждает, что теоретическое знание зависит от эмпирического, но эмпирическое знание не зависит от теоретического.

  • О каком направлении идет речь?

  • Согласны ли вы с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.


24. «Закон инерции является первым большим успехом в физике, фактически ее действенным началом. Он был получен размышлением об идеализированном эксперименте, о теле, постоянно движущимся без трения и взаимодействия каких-либо других внешних сил. Из этого примера, а позднее из многих других, мы узнаем о важности идеализированного эксперимента, созданного мышлением» (А. Эйнштейн).

  • Что такое идеализация? Чем она отличается от абстрагирования и обобщения?

  • Что такое «мысленный эксперимент»? Какую познавательную операцию он предполагает?

  • Объекты науки — это в значительной мере идеализированные объекты (математические понятия, идеальный газ, абсолютно упругое тело, химически чистое вещество и т. п.). Если наука претендует на отражение действительности, то почему она не откажется от «идеализированных объектов»? Приведите примеры идеализации в общественных науках.

  • Как в научном познании возникают идеи и проблемы?


25. Существуют ли специфические средства познания, применяемые только на эмпирическом и только на теоретическом уровнях познания?
26. На эмпирическом уровне познания объект описывается, а на теоретическом объясняется.

  • Согласны ли вы с таким критерием различения уровней познания?


27. «Поверхность Фобоса изрыта кратерами».

  • Покажите, что в этом суждении, которое констатирует эмпирическое наблюдение, содержатся элементы теоретического уровня познания.


28. Всякое научное исследование начинается с проблемы.

1) Проблема — это вопрос, который касается сущности какого-либо явления.

2) Научная проблема — этой такой вопрос, ответ на который нельзя получить путем логического преобразования имеющегося в науке знания, он предполагает выход за пределы наличного знания.

3) Научная проблема — это такая задача, у которой нет готового алгоритма для ее решения.

4) Проблема — это вопрос, который имеет большую важность для теории или практики; именно значимость, интерес определяют, какой вопрос является проблемным.

  • Проанализируйте варианты ответов на вопрос: Что такое проблема?

  • Какой из них, на ваш взгляд, наиболее точно раскрывает содержание этого понятия?

  • Чем проблема отличается от задачи или вопроса?


29. В современной философии науки существуют два направления в оценке взаимоотношения факта и теории: фактуализм и теоретизм. Попытайтесь определить, к каким из этих направлений относятся следующие суждения о фактах.

1) Факты автономны, независимы от теории, они — результат наблюдения или эксперимента и представляют собой констатацию «чистого» опыта.

2) Факты полностью зависят от теории, в терминах которой, они выражаются и интерпретируются. Со сменой теорий происходят изменения в фактическом базисе науки и факты получают coвершенно новую интерпретацию.
30. «Объект теории и объективная реальность — это не одно и то же»

  • Как вы понимаете это высказывание?


31. Чем отличается теория от гипотезы?
32. Всякое ли предположение о существовании чего-либо является гипотезой?
33. Каким требованиям должна удовлетворять научная гипотеза?
34. Когда были обнаружены «неправильности», отклонения в движении по орбите планеты Уран, то для объяснения этого факта была предложена гипотеза, которая утверждала, что на том расстоянии, на котором находится от Солнца Уран, силы тяготения перестают действовать с необходимостью, они начинают ослабевать, чем объясняется «поведение» Урана.

  • В чем принципиальный порок этой гипотезы?


35. Если все следствия, вытекающие из гипотезы, подтверждаются эмпирической проверкой, можно ли из этого сделать вывод, что гипотеза является истинной?

  • Аргументируйте свой ответ.


36. Любую, даже самую фантастическую или нелепую гипотезу можно спасать от опровержения, если каждый раз вносить в нее поправки, которые будут подгонять ее под тот результат, который наблюдался при ее практической проверке.

Так спасалась геоцентрическая система мира Птоломея, когда в нее вводились дополнительные движения планет, которые кроме движения по орбите вокруг Земли якобы еще совершают эпициклы нескольких рангов и т.д.

  • Как бороться против подобных действий по «спасению» гипотез от опровержения?


37. Гипотеза — это только предположение, а это значит, что она не есть истинное знание. Но наука — это система объективно истинного знания. Таким образом, гипотеза — это не форма научного знания.

  • Согласны ли вы с таким рассуждением?


38. Дайте обоснование сформулированной закономерности: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное — ...от истины, а подходит к ней» (Ленин В.И. ПСС Т.29. С. 152).

39. Примените понятия «логическое» и «историческое» для анализа афоризма К. Маркса: «Анатомия человека — ключ к анатомии обезьяны».
40. Назовите области познания, где преимущественно применяется логический или исторический метод. Чем это обусловлено?
41. Какие из указанных ниже признаков обязательны для научной теории?

1) Системность. 2) Непротиворечивость. 3) Обоснованность. 4) Целостность. 5) Простота. 6) Проверяемость. 7) Принципиальная опровержимость. 8) Способность к предсказанию новых явлений. 9) Объективная истинность. 10) Рациональность. 11) Объяснительная сила. 12) Формализованность. 13) Строгость. 14) Завершенность.

42. В чем отличие наблюдения от эксперимента?

Эксперимент нарушает естественный ход процессов в природе, обрывает связи и отношения, субъект-исследователь вторгается в природу, неизбежно искажая объективные данные. Что же мы познаем посредством эксперимента? Независимую от нас действительность или результат нашего контролируемого или неконтролируемого искажения естественных структур и процессов?

  • Как ответить на этот вопрос?


43. Если эксперимент — это метод эмпирического уровня познания, тогда к какому уровню познания относится мысленный эксперимент, о котором так часто упоминают физики?
44. Из истории науки известно, что немецкий ученый М.Петтенкофер, один из оппонентов Р.Коха, пытаясь доказать несостоятельность его гипотезы об инфекционном происхождении холеры, провел решающий, как он утверждал, эксперимент: на глазах изумленных студентов он выпил жидкость, в которой находилась культура возбудителей холеры и... не только остался жив, но даже не заболел (См.: Яновская М. Роберт Кох. М., 1962).

  • Что доказал этот эксперимент?

  • Почему его нельзя назвать решающим?


45. Укажите, для получения каких выводов, перечисленных ниже, требуется фактическое расчленение объекта или явления на части, а в каких из них достаточно мысленного анализа?

1) Вода состоит из водорода и кислорода.

2) Луч света состоит из множества лучей с различной длиной волны.

3) Чувственное познание включает в себя ощущения, восприятия и представления.

4) Предложение «Все люди смертны» состоит из подлежащего и сказуемого.
46. «Самая простая истина, самым простым, индуктивным путем полученная, всегда неполна, ибо опыт всегда незакончен» (Ленин В.И. ПСС Т.29. С. 162).

  • Как вы понимаете эту мысль В.И.Ленина?

  • Приведите пример, подтверждающий это положение.


47. В своей книге «Мои пути в науке» (Одесса, 1955) известный ученый В.П.Филатов описывает, как было совершено открытие метода лечения глаза путем пересадки роговицы. Многие окулисты пытались сделать пересадку роговицы, взятой у умершего человека, однако все эти попытки были неудачными. Во всех этих случаях пересаживаемая роговица была свежая, но однажды для пересадки был использован глаз человека, умершего 8 дней назад. И этот случай оказался успешным. Был сделан вывод: для пересадки нужна несвежая роговица. После этого В.П.Филатовым и его учениками было сделано несколько тысяч операций, возвративших пациентам зрение.

  • Какие методы научного познания использовались В.П.Филатовым в описываемом в этом отрывке случае?


48. «... В классовой борьбе между пролетариатом и буржуазией бонапартистская монархия... играет приблизительно такую же роль, какую играла старая абсолютная монархия в борьбе между феодализмом и буржуазией. Но точно так же, как эта борьба не могла быть доведена до решительного конца в старой абсолютной монархии (Англия, Франция 1789—1792 и 1815—1830 гг.), так и борьба буржуазии с пролетариатом может быть доведена до решительного конца только в республике (Маркс К., Энгельс Ф. Избранные письма. М., 1953. С. 369).

  • Какой метод исследования применен в данном отрывке?


49. Существует легенда о том, что сенатор Агриппа умиротворил в Древнем Риме бунт плебеев словом. Он сказал, что в организме человека каждая часть выполняет определенную роль: ноги служат для передвижения, руки — для работы, а голова — для мышления. Государство — это тоже организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения определенной роли: патриции — это мозг государства, а плебеи — это его руки. Что было бы с человеческим телом, если бы части его взбунтовались и отказались выполнять свои функции? Руки захотели бы думать, а голова решила бы стать органом движения? Организм бы погиб, так как у этих частей нет возможностей для выполнения не свойственных им функций. То же случится и с государством, если граждане не будут выполнять то, что является их естественной обязанностью. Плебеи согласились с доводами Агриппы и разошлись.

  • Какой метод использовал сенатор Агриппа в своей речи?

  • Оцените, насколько обоснованы его рассуждения.


50. Во всех ли науках применима формализация?
51. Какие методы познания использовались в следующих случаях?

1) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

2) Обратив внимание на то, что 4 = 1+ 3; 6 = 3 + 3; 8 = 5 + 3; 10 = 5 + 5, Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.
52. Выявите и охарактеризуйте логический прием, на основе которого были сделаны важные естественнонаучные выводы:

а) «Один свет затемняет другой, например, солнце — свет свечи, подобно тому, как более сильный голос заглушает другой, слабый. Отсюда следует, что свет есть материя» (М.В. Ломоносов).

б) «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо... Таким образом пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же мелькнула мысль: вот изображение бензола» (П. Кекуле).
53. «...Там, — писал Ф.Энгельс, — где дело идет о понятиях, диалектическое мышление приводит по меньшей мере к столь же плодотворным результатам, как и математические выкладки» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 408).

  • В чем отличие философских методов от конкретных приемов научного исследования?

  • Какие методы математики Вам известны?


54. К. Маркс считал, что «наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой».

  • Чем объясняется возрастание роли математических методов исследования в современной науке?

  • Каковы преимущества языка математики перед другими языками (химии, астрономии, политической экономии и др.)?


55. Какое из определений наиболее полно раскрывает природу научной теории?

а) Непротиворечивая система взглядов, идей, представлений, в обобщенной форме раскрывающих существенные свойства и закономерности объективного мира.

б) Непротиворечивая система взглядов, идей и представлений, с помощью которых происходит систематизация и упорядочение информации эмпирического уровня познания.

в) Система взглядов, идей, представлений, с помощью которых происходит непротиворечивое объяснение эмпирических фактов.
56. Что отражают научные теории, сменяющие друг друга, если предмет их остается неизменным?
57. В чем сущность эмпирических методов?

  • В чем их сила и в чем недостаточность, ограниченность?


58. Что такое теоретическое мышление? Каков его предмет?
59. Каким логическим операциям и методам соответствуют следующие практические действия:

а) разборка тракторного мотора;

б) получение сложных химических веществ путем соединения более простых?
60. Каковы специфические преимущества метода моделирования по сравнению с прямым экспериментальным изучением объектов?
61. Выберите истинные суждения из приведенных ниже:

а) Поскольку мир бесконечен и все возможности учесть нельзя, то любое знание остается гипотезой.

б) Гипотеза превращается в достоверное знание, если она подтверждается фактами.

в) Из множества гипотез истинной является только одна.
62. Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как ценность.

  • Означает ли это, что в своей научно-исследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине?


63. Известный физик XX века Макс Борн писал: «Мы должны также заботиться о том, чтобы научное абстрактное мышление не распространялось на другие области, в которых оно неприложимо. Человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении» (Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973. С. 128).

  • Прав ли, по вашему мнению, М.Борн?


64. Ж.Ж.Руссо полагал, что наука сыграла отрицательную роль в нравственном состоянии общества. Он аргументировал свою точку зрения тем, что развитие науки способствовало распространению рационализма в обществе, а господство разума над чувствами не является благом, так как доброе сердце предпочтительнее глубокого ума.

  • Согласны ли вы с Ж. Ж. Руссо?


65. Проанализируйте отрывок из работы Ф.Энгельса «Анти-Дюринг».

«Апелляция к морали и праву в научном отношении нисколько не продвигает нас вперед; в нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не доказательство, а только симптом» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 153).

  • Выявите, какова точка зрения Ф.Энгельса на соотношение науки и морали.


66. «Добро то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей... Этика есть безграничная ответственность за все, что живет» (Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. С. 307—308).

  • Может ли наука руководствоваться в своем развитии принципом, сформулированным А.Швейцером:

  • Может ли в таком случае считаться нравственным исследователь в области сельскохозяйственной химии, разрабатывающий средства для борьбы с сорняками, вредителями сельскохозяйственных растений и т.п.?


67. В чем сущность сциентизма как мировоззренческой и методологической концепции?

  • Можно ли сциентизм рассматривать как идеологию?


68. «...В реальной науке и ее этике произошли изменения, которые делают невозможным сохранение старого идеала служения знанию ради него самого, идеала, в который верило мое поколение. Мы были убеждены, что это никогда не сможет обернуться злом, поскольку поиск истины есть добро само по себе. Это был прекрасный сон, от которого нас пробудили мировые события» (Борн М. Моя жизнь и взгляды. М., 1973. С. 130).

  • Как называется та социально-этическая концепция, которую М. Борн называет «прекрасным сном»?

  • Как вы думаете, какие «мировые события» имеет он в виду?


69. Проанализируйте приведенные ниже высказывания.

1) Только наука способна адекватно познать действительность.

2) Наука — это высшая форма познания мира.

3) Наука является одной из форм познания действительности.

4) Наука способна познать только массовые, повторяющиеся явления, единичные, уникальные явления познаются другими путями.

5) Наука разделяет, огрубляет, омертвляет материальные объекты и процессы, она не способна дать целостного постижения явления, это — дело интуиции, искусства или религии.

6) Научное знание является эталоном и высшей формой познания. Вне науки адекватное познание мира невозможно.

  • В каких из них нашли отражение сциентистские взгляды?

  • Какие отражают диалектико-материалистический взгляд на науку и ее роль в жизни общества?



1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


написать администратору сайта