Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры
Скачать 309.9 Kb.
|
Тема 16. Культура и цивилизация. Исторические судьбы цивилизации. 1. Что такое культура? Какие Вы знаете определения культуры? Объясните происхождение слова «культура». Какую роль играет культура в развитии общества, формировании и совершенствовании человека? 2. Под культурой часто понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Таким образом, культура может быть противопоставлена «натуре», т.е. природе, которая существует в мире независимо от человека. Верны ли с этой точкой зрения нижеследующие положения? а) Культура — такой же древнейший феномен, как и человечество. б) Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом. в) Деление народов на «природные» («натуральные», «естественные») и «культурные» в методологическом отношении неудачно. 3. Произведите сравнительный анализ приведенных ниже определений культуры. 1) «Культура (cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества» (Философский словарь. М., 1972. С. 196). 2) Культура - это форма жизнедеятельности общества, т.е. а) совокупность ограничений, накладываемая на общество его же собственной жизнедеятельностью, а также б) совокупность моделей, программ и приемов деятельности, с помощью которых общество и различные социальные группы реализуют или думают реализовать свои реальные и мнимые потребности в указанной системе ограничений. 3) Культура - это совокупность трафаретов деятельности, а также стратегий и тактик создания таких трафаретов. 4. В повседневной жизни, а частично и в науке широко распространен взгляд на культуру как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение. Согласны ли Вы с этим суждением? Ответ аргументируйте. 5. Некоторые культурологи предлагают понимать под культурой такое поведение человека, которому он учился, а не наследовал генетически. Можно ли принять такое определение? 6. «Смыслы различных культур осознаются в XX веке уже не как высшие и низшие смыслы: каждый из них по праву претендует на всеобщность, единственность, вершинность, - хотя они имеют смысл только в отношении друг к другу...» (Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. С. 272). Дайте оценку приведенному высказыванию с точки зрения соотношения мировой и национальной культуры. 7. Понятие «культура» объемлет собой религию, язык, литературу, искусство, привычки, обычаи, законы, общественные организации кулинарное искусство, товарообмен, а также философию и науку. Является ли данное определение культуры универсальным? Если нет, то в чем вы видите недостатки такого понимания культуры? 8. Какие из перечисленных явлений относятся к культуре: орудия труда, религия, обычаи, атомная бомба, государство, охотничье ружье, книга, деньги, алкоголь, наука, шаманство? Аргументируйте свой ответ. 9. Какие из перечисленных элементов культуры Вы бы отнесли к материальной культуре, а какие — к духовной? Моральные нормы, ювелирные изделия, архитектура, средства производства, предрассудки, анекдоты, философия, наука, политические доктрины, фольклор, язык, ораторское искусство, технология, образование, этика. 10. «Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека - в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя; только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо» (Цит. по: Моль А. Социодинамика культуры. М, 1973. С. 35). Прокомментируйте следующую мысль Ж.-П. Сартра. 11. «Истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон. В этом смысле формула искусство для искусства вполне правильно выражает его права, его самостоятельность, его свободу от подчинения каким-либо извне поставленным, вернее, навязанным заданиям. Этому пониманию противоречит тенденциозность в искусстве, при которой у последнего отнимается его право самочинного искания, самобытных художественных обобщений и находимых в них общечеловеческих истин, при которой искусство принижается до элементарно-утилитарных целей популяризации тех или иных положений, догматически воспринятых и усвоенных извне». Что вы понимаете под истинным искусством? Детерминировано ли искусство в своем развитии потребностями общества? 12. В работах многих этнографов (особенно зарубежных) можно встретить термин «элемент культуры», под которым понимают культурное явление, носящее общечеловеческий характер, и хотя бы в зачаточной форме свойственное всем современным и древним народам. От элементов культуры в этнографической науке отличают такие явления, которые хотя и имеют в настоящее время широкое распространение у самых различных народов, но все же не могут быть признаны общечеловеческими, так как они возникли на определенной ступени исторического развития и не свойственны, следовательно, всем группам вида с начала его рождения. Классифицируйте согласно этому критерию следующие культурные феномены: 1) изготовление орудий труда; 2) ношение одежды; 3) добывание, сохранение и использование огня; 4) сооружение жилищ; 5) складывание песен, сказок, легенд, мифов; 6) создание игр, танцев, других элементарных зрелищ; 7) культивирование растений; 8) приручение и использование животных; 9) появление колеса и колесных повозок; 10) язык; 11) переход от ручного к плужному земледелию; 12) умение добывать и обрабатывать различные металлы; 13) обыденное сознание; 14) труд; 15) элементы идеологии; 16) религиозные образования и связанные с ними нормы поведения, представления и обряд; 17) искусство; 18) традиции; 19) слухи; 20) авторитет; 21) семья; 22) мораль; 23) право. 13. На протяжении всей истории человеческого общества в е культуре происходит непрерывное взаимодействие нового и старого, инновации и традиции. Это непрерывное взаимодействие обновления преемственности культуры характерно для всей истории человечества. Покажите неравномерность этого процесса в разные эпохи и у разных народов. Что нового появилось в художественной культуре в связи с развитием процессов демократизации и гласности, рыночных реформ в России? Как Вы оцениваете эти явления? 14. Вопрос о причинах сходства и различия в культуре разных народов, стоящих на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития, всегда составлял одну из центральных тем этнографической науки. Давно уже обращали на себя внимание исследователей такие факты, как значительное сходство в культуре многих народов, говорящих на различных языках, и, напротив, большое культурное разнообразие среди народов, говорящих на одном языке. Всегда ли это сходство или различие может быть объяснено уровнем социально-экономического развития? Аргументируйте свой ответ. 15. Правильным ли является утверждение, что при наличии аналогичной историко-географической обстановки одни и те же хозяйственно-культурные типы могут возникать самостоятельно у народов, живущих далеко друг от друга и не взаимодействующих непосредствен между собой. Дайте философскую оценку этому суждению. 16. Охарактеризуйте на конкретно-историческом материале нижеперечисленные хозяйственно-культурные типы и объясните их генетическую взаимосвязь с общественно-экономическими формациями: I тип - с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства. II тип - с преобладающей экономической ролью мотыжного (ручного) земледелия и животноводства. III тип - с преобладающей экономической ролью плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. 17. Основу развития всех видов культуры составляют в наши дни грандиозные достижения науки и техники. Приведите примеры культурных достижений, связанных с современной НТР. 18. Английский писатель и ученый Ч.П. Сноу в книге «Две культуры» пишет о том, что разрыв между гуманитарными и техническими науками сейчас — особенно среди молодежи — значительно безнадежнее, чем 30 лет назад. В то время две культуры, уже давно утратившие возможность общения, еще обменивались вежливыми улыбками, несмотря на разделяющую их пропасть. Теперь вежливость позабыта, и мы обмениваемся только колкостями. Ответьте, существует ли в нашем обществе разрыв между гуманитарными и техническими науками? Ощущаете ли Вы такой разрыв в своем вузе? Как бы Вы решали проблему взаимосвязи этих наук в своем вузе? 19. Отношения между какими категориями адекватно отражают взаимосвязь между наукой и культурой, если считать, что наука есть необходимый элемент и продукт всей человеческой культуры в целом, как духовной, так и материальной: а) это соотношение между особенным и всеобщим, б) между частью и целым, в) между следствием и причиной, г) между сущностью и явлением? 20. Как бы ни были велики культурно-бытовые различия между социальными группами внутри одного народа, они никогда не охватывают всего его культурного достояния. Согласны ли вы с приведенным положением? 21. «Мы живем посередине двух культур, которые едва ли соприкасаются - традиционная ненаучная культура и поднимающаяся научная культура. Они поразительно различны не только в интеллектуально подходе, но еще больше в атмосфере мысли и моральных позиций» (Сноу Ч. Поиски. М., 1961. С. 210). Правомерно ли утверждение Сноу о растущем разрыве между двумя культурами (искусство и наука), а также о взаимном непонимании представителей интеллектуальной культуры (ученых) и эмоциональной культуры (деятелей искусства)? 22. «Написаны монблановы горы книг и статей, посвященные разграничению науки и искусства. Его не трудно усмотреть. Наука расчленяет предмет, умерщвляет его, искусство же дает целостное восприятие. Наука - утилитарна, искусство - бескорыстно. Первая имеет прикладное значение, направлена на преобразование внутреннего мира самого человека. Наука - это понятия, логика, схема, формула; искусство - воображение, эмоции, интуиция, образ» (Волков Г. Сова Минервы. М., 1973. С. 143). Назовите основные направления взаимовлияния науки искусства. В чем отличия, и в чем сходство между наукой и искусством? 23. «Цивилизация и культура - слова латинского происхождения... Цивилизованный - гражданский, государственный. Культурный - воспитанный, образованный, развитой, почитаемый и т.п. Уже в происхождении слов «культура» и «цивилизация» видно определенное различие, которое и получило свое оформление в категориях культуры и цивилизации, введенных в обиход философской мысли...». В чем выражаются различия в содержании категорий «культура» и «цивилизация»? Что общее между культурой и цивилизацией? 24. Американский философ и поэт Ральф Уолдо Эмерсон писал: «Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и величия городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной». Франклин Рузвельт следующим образом понимал цели общественного развития: «Наш прогресс проверяется не изобилием у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы достаточно обеспечить тех, кто имеет слишком мало». Дайте анализ этим высказываниям. 25. Каково соотношение понятий «развитие», «прогресс», «регресс» в обществе, в культуре? 26. «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта; он идет целиком через поля, то пыльные, то грязные, то через болота, то через дебри. Кто боится быть покрытым пылью и выпачкать сапоги, тот не принимайся за общественную деятельность» (Полн. собр. соч. М., 1950. Т.7. С. 923). Переведите мысль Н.Г. Чернышевского на язык философских категорий. 27. Расположите в 3 группы имена мыслителей, понимавших исторический процесс как цикличный, линеарный, спиралевидный: Кондорсе, Маркс, Аристотель, Гегель, Тойнби, Тюрго, Энгельс, Полибий, Платон, Конт, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико. • цикличность • линеарность • спиралевидность 28. Известно, что изменение характера собственности предопределяет формирование ключевых социальных, а, в конечном счете, и политических институтов. В связи с этим как понимать высказывание Жан-Жака Руссо: «Тот, кто первый оградил свой участок земли — положил начало современной цивилизации со всеми ее достижениями и пороками»? 29. Популярная в 60-х годах XX века теория индустриального общества в 70-х годах получает своё развитие в теории «постиндустриального общества». Наиболее видные её представители: Д.Белл, 3.Бжезинский, А.Тоффлер, А.Турэн и Ж.Фурастье. Назовите признаки, характеризующие каждую стадию общественного развития, каждый из типов цивилизации: а. доиндустриальная (аграрная) б. индустриальная в. постиндустриальная (технотронная, сверхиндустриальная) 30. Как Вы понимаете знаменитые слова Галилея о том, что Бог оставил нам две книги: просто книгу (по-гречески Библию), написанную словами обычного языка и книгу природы, написанную на языке математики? 31. Общество - это совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов» (Аристотель); «контроля над своими действиями» (Гоббс, Руссо). Сравните эти подходы. 32. В.М. Бехтерев в начале ХХ века, выступая на открытии института в Петербурге, сказал: «В наше время высшие школы преследуют только профессиональные качества, они готовят юристов, врачей, архитекторов и т.д. Но при этом упускают из виду, что в центре этой работы должен быть поставлен человек, что для государства, кроме профессиональных деятелей, нужны лица, которые понимают то, что такое человек, как и по каким законам развивается его психика». Насколько актуальна это проблема сегодня? Как образование, его качество связано с решением глобальных проблем современности? Что вы ждете от высшего образования? 33. Один из выдающихся представителей гуманизма на Западе Э. Фромм, отмечая массовое проявление бездуховности, писал: «Одно из двух: западный мир окажется способным возродить гуманизм, узловой проблемой которого является наиболее полное развитие человечности, а не товар и производство, или же Запад погибнет, как и многие другие великие цивилизации». Что такое человечность? В чем выражается бездуховность западного общества? Актуальна ли эта проблема для России? Ответ аргументируйте. Каковы гуманистические измерения современной цивилизации? 34. Прокомментируйте слова Ф.Бэкона «Знание - сила». Какой подход предлагается Бэконом и другими философами Нового времени по отношению к природе? 35. В чем проявляется глобальный характер проблемы взаимоотоношения природы и общества? 36. Какие глобальные проблемы современности Вы можете назвать? По каким признакам Вы их определяете? 37. В чем причина обострения экологической проблемы в современном мире? Проанализируйте ответы, которые были даны на этот вопрос. Какие из них, по Вашему мнению, правильно отражают причины, породившие обострение экологической ситуации в мире? а) Развитие производительных сил общества неизбежно предполагает разрушение природы, поскольку технический прогресс невозможен без добычи полезных ископаемых, вырубки лесов, расширения посевных площадей и т. п. б) Безудержный рост населения заставляет человеческое общество расширять производство, увеличивать производство продовольствия за счет распахивания всех пригодных земель, разрушая сложившиеся биогеоценозы, приводя к неизбежному истощению сырьевых, энергетических ресурсов. в) Экологический кризис возник вследствие противоречия между увеличившимися до гигантских размеров возможностями общества изменять природу и ограниченными возможностями предвидеть все последствия таких изменений. г) Так как между обществом и природой возникли антагонистические противоречия, которые неразрешимы и неизбежно будут обостряться, то экологическая катастрофа неизбежна. д) Причина обострения экологических проблем на Земле — в безудержном стремлении людей к комфорту, к роскоши, к материальным ценностям. е) Экологические трудности порождены национальным, региональным и классовым эгоизмом, который в угоду узконациональным или классовым интересам, амбициям хищнически эксплуатирует природу, не заботясь о будущем. 38. В специальной литературе сегодня часто можно встретить выражение «экологическое варварство». Что оно обозначает? Как можно изменить такого рода отношение к природе? Какую роль в этом может сыграть самовосстановление природных ресурсов природным законодательством? Что, собственно, представляет собой экологизация материальной, духовной и др. сфер общественной жизни, ценностных ориентаций человечества? 39. «Экология духа — вот что сегодня, наряду с экологией природы и культуры, особенно важно... Ведь многие наши проблемы, в том числе и экологические, — прямой результат экологической безнравственности». Как Вы относитесь к такому суждению? Дайте свою оценку. В чем состоит проблема соотношения общественного прогресса и войны? 40. По свидетельству ряда авторов, Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки — одно из самых важных своих изобретений, опасаясь, что оно попадет в руки политиков и военных. Поэтому он в своем дневнике эту идею изложил тайнописью. Почему Леонардо да Винчи не просто скрыл свою идею, не выбросил ее, а записал для потомков? Возвысилась ли мораль вместе с научным и техническим прогрессом или упала? В какой степени моральны или аморальны ученые, разрабатывающие и совершенствующие новые виды оружия? 41. Канадский ученый, специалист по проблемам изучения агрессии и войн А.Рапопорт образно сравнил милитаризм, институт войн с раковой опухолью, разрушающей организм посредством его собственных клеток. К его гибельным последствиям для цивилизации он относил «парниковый эффект», «озоновые дыры», «опустынивание». Продолжите этот ряд. 42. Для решения глобальной проблемы предотвращения войн, установления безъядерного и ненасильственного мира существенное значение, по мнению специалистов, имеет формирование нового, справедливого и разумного мирового порядка. Каким требованиям, по-вашему, должен отвечать такой порядок? Сформулируйте его основания и характерные черты. Каким здесь должно быть экономическое мышление? Политическое? Какое место будет в нем отведено преодолению эгоизма, индивидуализма, национализма? 43. Оправдывается ли в наши дни предложение Ф. Энгельса, что может настать такое время, когда прогресс военной техники сделает войну бессмысленной? Какая из причин оказалась решающей, позволившей избежать в течение последних десятилетий третьей мировой войны? а) Не разразилась, потому что стала бессмысленной в результате угрозы взаимного уничтожения. б) Удалось предотвратить в результате образования биполярной международной системы (США, СССР), которая привела к равновесию сил. в) Мировой войны удалось избежать в результате превосходства сил мира над силами, заинтересованными в развязывании термоядерной войны. 44. «Человечество стонет, полураздавленное тяжестью этого прогресса, который им же сделан». Дайте анализ суждению французского философа Бергсона о прогрессе в связи с достижениями науки и техники. 45. Как связана проблема НТР со всеми другими глобальными проблемами? 46. Атомная энергетика: назовите ее «плюсы» и «минусы». Возможны ли варианты? Если «да», то какие? 47. Американский футуролог А. Тоффлер в книге «Третья волна» ставит вопрос: «Не попробовать ли нам совершить биологическую перестройку людей в соответствии с профессиональными требованиями, скажем, создавать пилотов с более быстрой реакцией или сборщиков, не реагирующих на монотонную сборку у конвейера?». Как Вам нравится перспектива становления такого человека, особенно в современных политических, экономических и экологических условиях? Дайте свою оценку такой позиции. 48. В литературе высказывается мнение о том, что сельское хозяйство как отрасль производства пищи в принципе бесперспективна и в этой основной функции должна прекратить свое существование, нужен принципиально новый путь: в освоении других источников, получении пищевых продуктов, не связанных с биосферой, превращении человечества из сугубо гетеротрофного в автотрофное. Заменив в основном сельскохозяйственное производство продуктов питания промышленным, человечество уменьшит негативные явления в биосфере, установит оптимальные размеры ее использования, превратит ее в максимально удобную для себя среду обитания. А что Вы думаете по этому вопросу? 49. Что Вам известно о деятельности Римского клуба? Заполните таблицы. 1. Исторические типы взаимодействия природы и общества.
2. «Сценарии» будущего общества, проблема взаимоотношения его с природой
3. Классификация глобальных проблем современности
ЛИТЕРАТУРА Балашов Л.Е. Занимательная философия. М.: «Дашков и К», 2005. Кочергин А.Н., Плесский Б.В., Уемов А.И. Философский лабиринт: Сб. задач и упражнений по философии. М.: МГУ, 1992. Мартынов М.И., Кравченко Л.Г., Киселева С.А. Философия: задачи и упражнения. Минск, Тетрасистемс, 2000. Практикум по философии: (Задачи и упражнения) / Сост. В.А. Мейдер. - Волгоград, 1999. Сагатовский В.Н., Селиванов Ф.А., Дмитриенко В.А. Сборник упражнений по диалектическому материализму. Томск, 1968. Философия в вопросах и задачах: Диалектический материализм / Под ред. Г.В. Платонова, И.В. Хорева. М., 1977. |