Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Основные черты неклассической философии (по сравнению с классикой)

  • 2. Основные школы позитивистской философии

  • 3. Философия марксизма

  • 4. Основные направления современной западной философии

  • Тема 8.

  • 1. Основные этапы развития русской философии

  • 2. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца

  • Основные представители русской философии конца

  • Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры


    Скачать 309.9 Kb.
    НазваниеТема Философия, ее предмет и место в системе культуры
    Дата30.10.2021
    Размер309.9 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2021 СР.docx
    ТипДокументы
    #259467
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    Тема 6-7. Неклассические формы философии Х1Х в. и их развитие в ХХ в.

    1. «Какие люди странные! Никогда не довольствуются присвоенной им свободой в одной области, они во что бы то ни стало требуют ее в другой: им дана свобода мысли так нет, подавай им свободу слова».

    • К какой философской концепции можно отнести афоризм С.Кьеркегора:


    2. Ф.Ницше утверждал, что смерть является более значимым моментом, чем жизнь. Вслед за Ф.Ницше и М.Хайдеггер считал смерть гораздо более важным явлением, чем жизнь. Он трактовал человеческое бытие как бытие-к-смерти» или «бытие перед лицом смерти».

    • Разъясните позицию философов.

    • Выскажите свое мнение по проблеме отношения жизни и смерти.


    3. Какие социальные и гносеологические причины привели к возникновению позитивизма и его широкому распространению?
    4. Согласно позитивизму, первичной реальностью выступают факты опыта, дальше которых нельзя идти, ибо за ними ничего нет, по крайней мере в отношении возможностей познания.

    • Какова с этой точки зрения роль науки?

    • Чем она должна заниматься?

    • Что такое научные понятия и законы?


    5. Можно ли согласиться с признанием в качестве факторов развития науки стремление к экономии мышления, к простоте, к логической завершенности теории, чувство математической красоты, гармонии?
    6. Характеризуя кризис физики на рубеже 19-20 веков, немецкий философ-неокантианец Ф.А.Ланге писал: «Кризис физики состоит в завоевании физики духом математики».

    • Можно ли согласиться с этим?


    7. К.Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 4).

    • Какой недостаток философии указывается Марксом?

    • Означает ли это, что, с точки зрения К.Маркса, философия больше не нужна?

    • Какую роль, исходя из этого положения К.Маркса, должна играть философия?

    • В чем заключается связь между философией и революционной деятельностью масс по переустройству общества?

    8. Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности» (Ленин В.И. ПСС. Т. 23. С. 44).

    • Что хотел подчеркнуть В.И. Ленин словом «законченный»? Можно ли говорить о том, что материализм до К. Маркса был незаконченным?

    • Как понимать следующее изречение В.И. Ленина: «Домарксовские материалисты были материалистами “внизу” и идеалистами “вверху”«?

    • В чем заключалось, по В.И. Ленину, дальнейшее развитие материализма К.Марксом и Ф.Энгельсом?

    • Можно ли считать правильной «формулу»: Диалектический материализм = диалектика Гегеля + материализм Фейербаха?


    9. Можно ли утверждать, что сначала К.Маркс и Ф.Энгельс создали философское учение о природе, а затем об обществе?

    10. Выделите верное определение:

    а) Материалистическая философия возникла потому, что на исторической арене появились К.Маркс и Ф.Энгельс, без которых не было бы и диалектического материализма.

    б) Философия марксизма появилась в результате филиации (выделения) идей.

    в) Возникновение марксистской философии — закономерный результат исторического развития.

    г) Философия марксизма возникла в основном из потребностей критического анализа всей предыдущей философии.
    11. «Мы вовсе не смотрим на теорию как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни» (Ленин В.И. ПСС Т. 4. С. 184).

    • Почему общественная теория (в том числе и марксистская) по своему существу не может стоять на месте, а должна развиваться и обогащаться?

    • Какие исторические сдвиги произошли в период жизни В.И. Ленина по сравнению со временем жизни К. Маркса и Ф. Энгельса?

    • В чем философская несостоятельность догматизма?

    • Какие философские проблемы особенно актуальны в современном мире? Назовите социальные и научно-познавательные причины, придающие той или иной философской проблеме законченный вид.


    12. Назовите неверное высказывание (с точки зрения философии марксизма):

    а) Философия развивается под влиянием открытий в естественных науках.

    б) Философия развивается под влиянием открытий в общественных и гуманитарных науках.

    в) Философия развивается на основе изменений в человеческом бытии.

    г) Главной причиной изменений в философии являются желания людей.
    13. «Гегелевская система была последней, самой законченной формой философии, поскольку философия мыслится как наука, стоящая над всеми другими науками» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 23)

    • Как Вы понимаете это высказывание Ф.Энгельса.


    14. В каком произведении Ф.Энгельса раскрыты основные недостатки домарксовского материализма, преодоленные марксистской философией?
    15. «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Общественное бытие определяет общественное сознание».

    • Назовите автора данного суждения?

    • Как он решает основной вопрос философии?

    • Какое направление в понимании общества здесь представлено?


    16. По Гегелю, диалектика есть основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им мира. Ф.Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

    • Что же такое диалектика? Каковы ее основные принципы?

    • Чем марксистская диалектика отличается от гегелевской?


    17. К какому философскому направлению следует отнести точку зрения, согласно которой культура - это не результат совместной целенаправленной деятельности людей, а сублимация полового инстинкта?

    • Согласны ли Вы с ней? Ответ обоснуйте.


    18. «Мы видим, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность по причине внешних преград или по причине внутреннего недостатка в приспособленности». «Если враждебная к действительности личность имеет еще загадочный для нас художественный талант, она может представлять свои фантазии не симптомами болезни, а художественными произведениями, избегая этим невроза...» (Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991. С. 41-42).

    «...Сущность художественного произведения заключается не в его отягощении чисто персональными особенностями - чем больше он ими отягощен, тем меньше может идти разговор об искусстве, - но в том, что он говорит от имени духа человечества и обращается к ним».»Каждый творчески одаренный человек - это некая двойственность или синтез парадоксальных качеств. С одной стороны, он представляет собой что-то человечески-личное, с другой - это надличностный человеческий процесс» (Юнг К Психология и поэтическое творчество. Самосознание европейской культуры XX века. М, 1991. С. 116).

    • Сравните взгляды основателя психоанализа 3.Фрейда и представителя неофрейдизма К.Юнга на природу творчества и роль подсознания в ней.

    • Чем они отличаются?


    18. Эрих Фромм – неофрейдист — попытался соединить фрейдизм с марксизмом, противопоставив «быть» и «иметь» (бытие имению). В книге «Быть или иметь» он утверждает, что для человека важнее быть, а не иметь.

    • Прокомментируйте мысль Фромма.

    • Сформулируйте свою точку зрения.


    29. Кому, по Вашему мнению, мог бы принадлежать афоризм «Убеждения суть более опасные враги, чем ложь».

    • К какому философскому направлению следовало бы его отнести.


    21. В чем, по вашему мнению, опасность неопозитивистского понимания философии как критики языка, проясняющего его логическую структуру?

    • К чему это может привести?


    22. По мнению американского философа Ч. Пирса – представителя прагматизма, «истина это – то, во что мы верим».

    • Что такое прагматизм?

    • Каковы основные его положения?

    • Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.


    23. М.Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

    • За что экзистенциалист М.Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

    • Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

    • Что такое экзистенция?

    • О каких экзистенциях здесь идет речь?


    24. «Цель философии – доказать бытие Бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».

    • Прокомментируйте парадокс, который сформулировал известный представитель неотомизма Э.Жильсон.


    Заполните таблицы

    1. Основные черты неклассической философии (по сравнению с классикой)

    Классическая философия

    Неклассическая философия








    2. Основные школы позитивистской философии

    Школа позитивизма

    Представители

    Основные идеи, понятия

    1. Позитивизм

    2. Махизм (эмпириокритицизм)

    3. Неопозитивизм

    4. Постпозитивизм








    3. Философия марксизма

    Основные положения диалектического материализма

    Произведения, где они изложены

    Новые понятия


    4. Основные направления современной западной философии

    Направление

    Предназначение философии

    Основные идеи, фундаментальные понятия

    Представители

    1. Прагматизм

    2. Неопозитивизм

    3. Экзистенциализм

    4. Неотомизм

    5. Феноменология

    6. Герменевтика











    Тема 8. Русская философия 19 – начала 20 вв.

    1. «Оригинальность ______ связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного православного типа христианства, легшего в основу русской истории» (Н.А. Бердяев) и искренне вообразили себя представителями ________ любомудрия, необходимого для спасения разлагающегося Запада» (Д.И. Писарев).

    «______ были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый тип развития. Они хотели, чтобы Россия усвоила европейскую науку и плоды векового просвещения» (Н.О. Лосский).

    «Евразия – это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия – это и Европа и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последней». «______, по мнению многих его представителей, характеризовалось не только общностью исторических судеб, населяющих ее народы и их родственных культур, но и, несомненно, единством социально-географического будущего».

    • Заполните пропуски, определив социально-философские и интеллектуальные движения XIX-XX вв.

    • Назовите их представителей.

    • Какое место во всемирной истории отводится в них России?

    • Какое из них сохраняет высокий идейно-политический потенциал в XXI веке? Выскажите свое суждение.


    2. Центральная идея славянофильской философии – идея соборности.

    • В чем глубинный смысл ее? Как здесь сочетаются свобода и индивидуальность?

    • Соотнесите этот принцип с европейским понятием «свобода».

    • Актуальна ли проблема соборности сегодня?


    3. Что означает в русской философской традиции категория «Всеединство»?

    • В чем отличие этой категории от категории «Единое»?


    4. Покажите различия в понимании идеи Добра во взглядах B.C. Соловьева, Л.Н. Толстого и Н.О. Лосского, используя их труды «Оправдание добра», «Путь жизни», «Условия абсолютного добра».
    5. «Центральная антропологическая идея христианства есть идея богочеловечества, реального богочеловеческого царства. Христианство приводит к богочеловечеству, а не к богоангельству, богозвериности, ибо Христос был богочеловеком, а не богоангелом... Этика не может быть основана на разрыве Бога и человека, божественного и человеческого».

    (B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев).

    • Кому могло бы принадлежать высказывание?

    • Почему идея богочеловечества так занимала русских философов?

    • Какой смысл они в нее вкладывали?


    6. Попробуйте определить, кому могут принадлежать следующие высказывания:

    «Христианская Россия, подражая самому Христу, должна подчинить власть государства (царственную власть сына) авторитету Вселенской Церкви (священству Отца) и отвести подобающее место общественной свободе (действию Духа)».

    «Евразия - это значит: ни Европа, ни Азия, - третий мир. Евразия- это и Европа, и Азия, помесь или синтез двух с преобладанием последнего».

    «Русским чужда мистика расы и крови, но очень близка мистика земли. Русский народ, по своей вечной идее, не любит устройства своего земного града и устремлен к Граду Грядущему, к Новому Иерусалиму, но Новый Иерусалим не оторван от огромной русской земли, он с ней связан, и она в него войдет».

    (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Г. Флоровскй).

    • Какое место авторы этих высказываний отводили России во всемирной истории?

    • Каково будет место России в истории, если мы будем рассматривать саму историю с позиций: а) формационного подхода? б) цивилизационного подхода?


    7. «Плотское условие размножения для человека, - писал В. С. Соловьев в «Оправдании добра», - есть зло; в нем выражается перевес бессмысленного материального процесса над самообладанием духа, это есть дело, противное достоинству человека, гибель человеческой любви и жизни; нравственное отношение наше к этому факту должно быть решительно отрицательное: мы должны стать на путь его ограничения и упразднения; а когда и как совершится это упразднение во всем человечестве, или хотя бы в нас самих, это - вопрос, вовсе не принадлежащий к нравственной области... Обязательно для нас и имеет нравственное значение внутреннее наше отношение к этому коренному проявлению плотской жизни, именно - признание его злом, решение этому злу не поддаваться и добросовестное исполнение этого решения, насколько это от нас зависит.» («Оправдание добра. Нравственная философия» - Соловьев В.С. Соч. в 2-х т.т. Т.1, М., 1990. С.147)

    • Прокомментируйте позицию философа.


    8. По мнению В.С. Соловьева, в стремлении к высшему Добру отправной точкой служат природные данные ума и сердца человека и прежде всего стыд, жалость и благоговение, которые индивидуальны, но общим формирующим условием для всех является нравственная свобода, без которой нет доступа в нравственный мир.

    • Что такое стыд, жалость, благоговение, нравственная свобода?

    • Каким образом они выводят человека за рамки животного мира и возвышают над ним?

    • Почему без нравственной свободы нет доступа в нравственный мир? Приведите примеры.


    9. «Я хочу не такого общества научного, где бы я не мог делать зла, а такого именно, где я мог бы делать всякое зло, но не хотел бы делать его сам».

    • Прокомментируйте высказывание Ф.М. Достоевского об идеальном общественном устройстве.

    • Каким должно быть идеальное общество по вашему мнению?


    10. Что такое идея всемирной любви у Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского?
    11. «Культура - это сгустки накопленных ценностей» (Г.Федотов); «Культура - это среда, растящая и питающая личность» (П.Флоренский).

    • Как понимают культуру русские философы.

    • Какие интерпретации понятия «культура» вам известны?

    • Сформулируйте свои представления о феномене культуры.


    12. «Техника есть обнаружение силы человека, его царственного положения в мире. Она свидетельствует о человеческом творчестве и изобретательности и должна быть призвана ценностью и благом».

    «В мире техники человек перестает жить прислоненным к земле, окруженным растениями и животными. Он живет в новой металлической действительности, дышит иным, отравленным воздухом. Машина убийственно действует на душу … Современные коллективы – не органические, а механические … Техника рационализирует человеческую жизнь, но рационализация эта имеет иррациональные последствия».

    • Сравните два высказывания русского философа Н.А. Бердяева

    • Что тревожит мыслителя, воспевшего человеческую свободу, позволившую создать мир машин?

    • Что значит «иррациональные последствия» рациональной деятельности человека? В чем их опасность?

    • Что делать человеку дальше? Как жить ему в созданном механическом мире, который существует по своим законам и несет человеку несвободу? Как остаться человеком?


    13. Специфику русского мировоззрения С.Л.Франк выразил так: «Непосредственное чувство, что мое бытие есть именно бытие, что оно (мое бытие) принадлежит бытию всеобщему и укореняется в нем и что совершенное жизненное содержание личности, ее мышление … существуют только на этой почве, - это чувство бытия, которое дано нам не внешне, а присутствует внутри нас (не становясь тем самым субъективным), чувство глубинного нашего бытия, которое одновременно объективно, надындивидуально и самоочевидно, составляет суть типичного русского онтологизма».

    • Сравните эту точку зрения с известными западноевропейскими взглядами на бытие (Античность, Средневековье, Новое время)

    • Установите тип онтологии.

    • Выделите отличительные особенности, достоинства.



    Заполните таблицы

    1. Основные этапы развития русской философии

    Основные этапы русской философии

    Временные рамки

    Актуальные проблемы











    2. Специфические черты русской (идеалистической) философии конца XIX-нач. ХХ вв.

    Философия

    Основные направления

    Ведущие представители

    Обсуждаемые проблемы

    1. Западноевропейская

    2. Русская идеалистическая











    3. Основные представители русской философии конца XIX-нач. ХХ вв.


    Представитель

    Философская концепция, идея

    Основные категории

    Произведения



    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта