Эдд. 2021 СР. Тема Философия, ее предмет и место в системе культуры
Скачать 309.9 Kb.
|
Тема 10. Учение о развитии (диалектика). 1. Что означает термин «метафизика»? Какого его происхождение? . В чем принципиальное отличие диалектики от метафизики? В чем заключается революционная сущность диалектики? Почему А.И. Герцен называл диалектику «алгеброй революции»? 2. «Раздвоение единого и познание противоречивых частей его ...есть сущность (одна из «сущностей», одна из основных, если не основная, особенностей или черт) диалектики» (В.И.Ленин)1. «Для ...философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме беспрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему» (Ф.Энгельс). «Нельзя в ту же ...войти дважды», «...рассеивается и снова собирается, приходит и выходит» (Гераклит). Вставьте в текстах слова, которых не хватает, которые определяют тип философии. Назовите этот тип. 3. «Мы много слышали в последнее время о диалектическом методе, который рекомендуют нам социал-демократы для выработки социалистического идеала. Мы совсем не признаем этот метод, который также не признается ни одной из природоведческих наук. Для современного натуралиста этот «диалектический метод» напоминает что-то давно прошедшее, пережитое и, к счастью, давно уже забытое наукой. Ни одно из открытий девятнадцатого столетия - в механике, астрономии, физике, химии, биологии, психологии, антропологии - не было сделано диалектическим методом. Все они были сделаны единственно научным индуктивным методом» (П.А.Кропоткин). «Диалектика, которая точно также не знает... и безусловного, применимого всюду «или-или», которая переводит одно в одно недвижимые метафизические отличия, признает в соответствующих случаях вместе с «или-или» также «как то, так и другие» и опосредует противоположности, - является единым, в высшей инстанции, методом мышления, соответствующим современной стадии развития природоведения» (Ф.Энгельс). «Две основные... концепции развития (эволюции) - это: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей (раздвоение единого на взаимоисключающие противоположности и взаимоотношения между ними). При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект...). При другой концепции главное внимание направляется именно на познание источника «самодвижения». (Ленин В.И. К вопросу о диалектике). Дайте философский анализ приведенных размышлений. Каким одним философским понятием можно выразить содержание текстов? На основе ваших знаний и с помощью приведенных определений сформируйте принципы диалектики и метафизики. 4. «...Диалектики и софисты подстраиваются под философов (потому что софистика - это только видимая мудрость, и как раз так же диалектики рассуждают обо всем, а общее все ж - истинное); рассуждают же они об этом очевидно потому, что это принадлежит философии. Действительно, софистика и диалектика занимаются одной и той же сферой, что и философия, но философия отличается от диалектики способом применения своих способностей, а от софистики выбором формы жизни. Диалектика делает попытки исследовать то, что познает философия, а софистика - это философия фальшивая, а не настоящая» (Аристотель. Метафизика. //Сочинения: В 4 т. Т. 1. С. 123). Объясните признаки диалектики и софистики, приведенные Аристотелем, и дополните их. 5. «По Платону, философ тщательно занимается тремя вещами: он смотрит и знает истину, делает добро и теоретически рассматривает смысл (logos) разговора. Знание истины называется теорией, знание того, как нужно делать, - практикой, знание смысла разговоров – диалектикой» (Альбин. Ученик платоновской философии). Назовите исторические формы диалектики; Объясните значение термина «диалектика», употребляемое в отрывке. 6. Какое из определений диалектики наиболее полно выражает ее сущность как науки? а) Наука о движении понятий. б) Искусство вести спор путем раскрытия противоречий в суждениях оппонента. в) Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. 7. «Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить... Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя различное и противоположное». /Г.В.Ф. Гегель. Соч. т.1. М-Л.,1930. с.206./ Какой метод мышления критикует Г.В.Ф. Гегель? 8. «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть; ненависть есть любовь?» Цит. по: «Антология мировой философии. М„ 1970. с. 163/ Можно ли согласиться с Дж. Бруно? 9. «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполнилась, все вещи погибли бы.» /Цит. по: Дж. Томсон. Первые философы. М., 1959. с.266/ Разъясните мысль Гераклита. 10. «Всякий трудящийся находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а поверенный - добрых тяжб в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, который превратил бы в пепел добрую часть города, а стекольщик желает доброго града, который разбил бы все стёкла. Портной, сапожник желают публике только материй непрочной окраски и обуви из плохой кожи с тем, чтобы их изнашивали втрое больше - ради блага торговли». /Ш. Фурье. Избр. соч. т.З. М.,1954. с.88/ О проявлении какого закона диалектики писал Ш. Фурье? 11. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известного средневекового врача Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство, тем или другим делает лишь доза». 12. Известный древнегреческий афоризм призывает: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство обижает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку». Проиллюстрируйте афоризм несколькими примерами из вашей жизни. О каком законе диалектики, к соблюдению которого призывает афоризм, здесь идет речь? Сформулируйте этот закон и назовите его основные категории. 13. «Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные, каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы, действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Но совсем иначе обстоит дело, когда мы начинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, в их взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся на противоречия. Движение само есть противоречие». Определите, какой метод мышления критикует Энгельс? 14. «Метафизический способ понимания хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами не видит их взаимной связи, за их бытием — их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 203). Какими процессами в естествознании был подготовлен метафизический метод? В чем состоит историческое оправдание метафизического метода и в чем его ограниченность? 15. Одна из комедий Эпихарма содержит пародию на диалектику Кратила (ученика Гераклита), который считал, что в одну и ту же реку нельзя войти и один раз — настолько все изменяется: «Должник отказывается вернуть долг заимодавцу, аргументируя это тем, что они оба уже не те люди, что были прежде. Заимодавец колотит его, а затем привлеченный побитым должником к суду, разъясняет судье, что жалобщик и побитый уже не одно и то же лицо». Отражением какого взгляда на диалектику является содержание этой комедии? Как бы вы охарактеризовали точку зрения Кратила? 16. В чем состоит различие между софистикой и эклектикой, с одной стороны, и диалектикой — с другой. Покажите, что софистика и эклектика являются проявлением метафизического метода мышления. 17. Какие из указанных ниже процессов можно отнести к развитию? а) Качание маятника; б) старение человека; в) сборка машины на конвейере; г) тренировка спортсмена; д) контрреволюционный переворот; е) взаимопревращение элементарных частиц; ж) течение болезни; з) «круговорот» воды в природе; и) Броуновское движение; к) движение Земли по орбите вокруг Солнца; л) разрушение природной среды человеком. Аргументируйте свой ответ. 18. Укажите соотношение между понятиями «развитие», «прогресс» и «регресс». Может ли развитие быть регрессивным? Всякое ли развитие является прогрессивным процессом? 19. Каково соотношение понятий «связь» и «отношение»? Всякая ли связь есть отношение? Всякое ли отношение есть связь? 20. Какими из перечисленных ниже свойств должна обладать связь, чтобы она получила статус закона? а) объективность; б) устойчивость; в) причинность; г) необходимость; д) повторяемость; е) случайность; ж) простота; з) вариативность; и) абсолютность; к) существенность. 21. «Чтобы понять отдельные явления, мы должны вырывать их из общей связи и рассматривать изолированно» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 256). Означает ли это, что глубокое изучение явления неизбежно сопровождается метафизической односторонностью? 22. В чем заключается противоположность материалистического и идеалистического понимания законов науки? В этой связи назовите, к каким философским направлениям можно отнести следующие трактовки законов науки? а) Научные утверждения, имеющие общезначимый смысл, б) отражение законов природы и общества; в) следствие законов человеческого разума, организующего различный эмпирический материал; г) отражение общих, существенных и повторяющихся связей вещей и явлений; д) продукт человеческого духа, не имеющий смысла помимо человека; е) проявление божественных сил, деяний Бога. 23. «Только софист мог бы стирать разницы между империалистической и национальной войной на той основе, что одна может превратиться в другую. Диалектика не раз служила - и в истории греческой философии - мостиком к софистике. Но мы остаемся диалектиками, борясь с софизмами не через отрицание возможности превращений вообще, а с помощью конкретного анализа в его обстоятельствах и в его развитии» (Ленин В.И. О брошюре Юниуса). Если вы согласны с ленинской мыслью о том, что диалектика есть «мостик к еофиетик», то назовите, общее и различное в диалектике и еофиетике. Какие элементы, черты диалектики имеют возможность превращаться в элементы софистики? 24. «И философия есть язык, но он - не одно описание, а множество таких, которые превращаются одно в другое. Она - драма, потому что символы ее - символы подвижные. Диалектика - ...свободно выделила себя к углубленному пониманию мира: так и драма есть зрительно проявленная диалектика... Диалектика есть приложение реальности. Не о символах реальности им сотворенных, рассказывает философ, но сами символы, в их рождении от вещественности, показывает. Он не учит, а перед нами испытывает вещественность. Диалектика есть непрерывный опыт над вещественностью, чтобы углубиться в последовательные пласты ее реальности... Это ненасыщенное вслушивание слова ее есть диалектика. Наука довольствуется единичным опытом и, построив схему, вложив его в схему, работает над схемой; философия ищет вечно живого опыта, и мысль бытует от себя до жизни и от жизни снова к себе. Это бытие и есть диалектика, философский метод» (Флоренский П.А. У водоразделов мысли). Попробуйте с помощью современной философской терминологии дать интерпретацию взглядов П.А. Флоренского на диалектику. 25. «Если материалистическая диалектика окажется несостоятельной или ничего не говорящей, - утверждал неотомист Г.А. Веттер, - то рухнет здание всего учения». Экзистенциалист М. Мерло-Понти в работе «Приключения диалектики писал, что «нет диалектики кроме как в том типе бытия, где имеет место соединение субъектов,» т.е. нет объективной диалектики. Отрицание объективной диалектики - это первое направление современной антидиалектики» (См.: Волчек К.З. Философия. Мн., 1998. С. 97. 763). Обоснуйте необходимость разделения диалектики на объективную и субъективную. Дайте их определения. Законы и категории диалектики 26. «Каждое рождение и каждая смерть вместо того, чтобы быть продолженной последовательностью, есть, наоборот, прерыв такой последовательности и скачок с количественного изменения в качественное» (Гегель. Наука логики). Попробуйте опровергнуть утверждение Гегеля о том, что рождение и смерть есть прерыв последовательности и скачок в качественное изменение. 27. «Взаимодействие есть сама причинность, причина не только имеет некое воздействие, но и в действии она как причина находится в отношениях к самой себе... Она есть самым близким образом реальная необходимость, абсолютное тождество с собой...» (Гегель. Наука логики). Существует ли, на ваш взгляд, противоположность в высказывании Гегеля, а именно, он утверждал, что с одной стороны - причина находится в отношениях с самой собой, с другой - она есть абсолютное тождество с самой собой? 28. Проанализируйте два высказывания античных философов по поводу причины возникновения Мира. Сравните их. В каком из высказываний можно зафиксировать понятийное логическое мышление, а в каком - образное? а) «Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в безграничном заключается всякая причина всеобщего возникновения и уничтожения. Из него ... выделились небеса и вообще все миры, количество которых бесконечно. Он объявил, что все они гибнут по истечении очень значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговорот их всех» (Цит. по кн. Маковельский А.О. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 38). б) «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, который то зажигается, то потухает» (Материалисты Древней Греции. М, 1955. С. 44). 29. «В одном мгновеньи видеть вечность, Огромный мир - в крупице песка, В единственной горсти - всю бесконечность. И небо - в глазке у цветка» (Блэйк В. Избранное. М, 1965. С.167). Переведите текст на язык философских категорий. 30. «То, что стоит, всегда будет стоять, и то, что сидит - сидеть; если оно сидит, оно не поднимется, т.к. сможет подняться то, что подняться не способно. Поэтому если утверждать такие вещи невозможно, ясно, что возможность и действительность- не одно и то же..., таким образом, возможно, что та или иная вещь способная существовать, а между тем не существует, и способная не существовать, а между тем существует» (Аристотель. Метафизика. М.-Л., 1934. С. 152). . Каждая ли возможность преобразовывается в действительность? Согласны ли вы с взглядами автора по этому вопросу? 31. «У кого глаза настолько слабы, что за внешней формой явлений они не могут рассмотреть внутреннее содержание, которое светится, не могут рассмотреть за видимым различием - невидимое единство, тому, что ни говори, история науки будет казаться сбором соображений различных мудрецов...» (Герцен А.И: Письма об изучении природы. //Собр. соч.: В 9 т. Т. 2. М, 1955. С. 139). В чем сущность позиции автора? К чему ведет разрыв формы и содержания в науке? 32. «Произведение искусства, которому не хватает надлежащей формы, поэтому не есть обязательно настоящее, это значит настоящее произведение искусства, и для творца, как такового, служит плохим оправданием, если говорят, что по своему содержанию его произведения хорошие (или даже отличные), но им не хватает необходимой формы. Только же произведения искусства, в которых содержание и форма едины, представляют собой настоящие произведения искусства. Можно сказать об «Илиаде», что ее содержанием является Троянская война, или, еще более точно - гнев Ахилла; это дает нам все и одновременно еще очень мало, так как то, что делает «Илиаду» «Илиадой» есть та поэтическая форма, в которой выражено содержание. Также и содержанием «Ромео и Джульетты» является смерть влюбленных в результате ссоры между их семьями; но это еще не бессмертное?...» (Гегель. Энциклопедия философских наук. //Сочинения. Т. 1. М., 1974. С. 225). Согласны ли вы со взглядами автора на проблему сходства содержания и формы? Если нет, то почему? 33. «Бессильный враг - наш лучший друг, завидующий друг - самый страшный из наших врагов» (Чаадаев П.Я. Отрывки и афоризмы. //Сочинения. М., 1989. С. 180). Сколько пар противопоставлений насчитывает это высказывание? Проанализируйте их взаимоотношения. 34. «...В понятии истории заключено понятие бесконечного прогресса... Сторонники и противники веры в усовершенствование человечества целиком запутались в том, что нужно считать критерием прогресса; одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, критерий чего мы были бы рады иметь, другие - о прогрессе науки и техники, который, однако, с исторического (практического) пункта; взгляда является скорей регрессом или во всяком случае прогрессом, антиисторичным по своему характеру... Однако, если единственным объектом истории является постепенная реализация правового строя, то критерием при определении исторического прогресса человеческого рода нам может служить только постепенное приближение к этой цели...» (Шеллинг Ф.В. Система трансцендентального идеализма). Что имел в виду Ф. Шеллинг, утверждая, что прогресс науки и техники есть на самом деле регресс? Что обозначает «постепенная реализация правового строя»? 35. «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»? К соблюдению какого закона диалектики в поведении призывает древнеиндийский афоризм. 36. Элементы какого закона диалектики проявляются в следующем высказывании Марка Твена: «Когда мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я- ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец - ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увидел, что мой отец знает кое-что»? 37 «В диалектике отрицать не значит просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей, или разрушить ее любым способом… Я должен не только что-либо подвергнуть отрицанию, но и снова снять это отрицание. Следовательно, первое отрицание необходимо произвести таким образом, чтобы второе оставалось возможным… Но как этого достичь? Если я размолол ячменное зерно или раздавил насекомое, то хотя я и совершил первый акт отрицания, но сделал невозможным второй. Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений, существует, следовательно, свой особый вид отрицания, такого именно отрицания, что при этом получается развитие». (Ф. Энгельс). Что такое «первое отрицание»? Каковым оно должно быть, чтобы сохранилось развитие? Что такое «снятие», каковы его основные характеристики? Сформулируйте закон отрицания отрицания. Приведите свои примеры. Ответьте на вопрос, какой именно момент развития этот закон характеризует? 38. «Все в мире связано вокруг, Примеры мы не будем множить. Цветка ты не заденешь вдруг, Чтобы звезды не потревожить». Прокомментируйте с точки зрения диалектики размышление неизвестного английского поэта XVIII века. 39. Укажите правильное определение диалектического противоречия: а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию; б) взаимоисключение противоположностей; в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять. 40. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память. 41. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность. 42. Один из персонажей романа Д. Гранина «Искатели» говорит: «У меня такая теория: если новая техника нужна, она сама пробьет себе дорогу, как бы я ни сопротивлялся ей. Я вроде фильтра. То, что преодолеет меня, заслуживает право на существование. Диалектику помнишь? Новое рождается в борьбе со старым. Так вот я — это старое». В чем заблуждался персонаж? Правильно ли он понял суть диалектики? 43. Определите метод мышления у автора следующего вопроса: «Что будет с человеческим обществом, когда оно разрешит все свои противоречия?». 44. Найдите диалектически верное суждение среди нижеприведенных: а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла. б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны. в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий. г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию. 45. Проанализируйте высказывание физика М.Планка о том, что для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа. Покажите значение противоречий в развитии научных теорий. 46. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. б) Качество — это система важнейших необходимых свойств предметов. в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами. г) Качество - это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами. Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся. 47. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают? а) Количество — «это ...безразличная к бытию, внешняя ему определенность» (Гегель. Г.В. Соч.: В 14 т. Т. 1. С. 228). б) «Количество — объективная определенность качественно однородных явлений или качество в его пространственно-временном аспекте» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552). в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236). 48. Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество? 49. «Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 547). Как Вы понимаете эту мысль Ф. Энгельса? Означает ли она, что вещи первичны по отношению к своим качествам? Вытекает ли из этого, что вещи более реальны, чем их качества? 50. Какова взаимосвязь между количественными и качественными изменениями? а) Любое ли количественное изменение приводит к качественным изменениям? б) Что происходит с веществом при увеличении или уменьшении температуры или давления? в) Проиллюстрируйте высказывание Ф. Энгельса о том, что «химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 387). 51 На какую особенность закона перехода количественных изменений в качественные обращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? создаст ли прибавление одного пшеничного зерна кучу? 52. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений? а) Вода камень точит не силой, но частым падением. б) Лучше меньше, да лучше. в) Тише едешь — дальше будешь. г) Побеждают не числом, а уменьем. д) От великого до смешного — один шаг. е) Поспешишь — людей насмешишь. ж) Семь раз отмерь — один раз отрежь. з) Талант есть труд. и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает. к) Повторенье — мать ученья. 53. Можно ли считать соответственно революцией и эволюцией следующие примеры перехода к новому качеству: а) Взрыв ядерного устройства и замедленный распад в реакторе атомной электростанции; б) образование нового вида путем мутаций и путем приспособления и естественного отбора; в) переход к новому социальному строю путем вооруженного восстания и путем реформ; г) переход к новой парадигме (концепции, стилю мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы научного знания. 54. Известный английский драматург Б. Шоу выступил с речью на чествовании А. Эйнштейна. В этой речи он сравнил науку с религией. Отличие науки от религии, сказал Шоу, состоит в том, что религия «...разрешает все вопросы и всегда оказывается права, наука же всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десяток новых. Коперник доказал, что Птолемей был неправ, Кеплер доказал, что Коперник неправ. Галилей доказал, что Аристотель неправ. Эйнштейн доказал, что Ньютон был неправ...» (Цит. по: Львов В. Эйнштейн. М., 1959. С. 115). Однако сам А. Эйнштейн в ответной речи не согласился с Шоу. Он сказал, что развитие науки нельзя уподоблять строительству дома: бульдозер сносит хибары, и на гладком месте строится небоскреб. Он сравнил развитие науки с восхождением в гору. Дайте философское истолкование различий в подходе к развитию науки Б. Шоу и А. Эйнштейна. 55. «Самое верное средство дискредитировать новую политическую (и не только политическую) идею и повредить ей состоит в том, чтобы, во имя защиты ее, довести ее до абсурда. Ибо всякую истину, если ее сделать “чрезмерной”, если ее преувеличить, можно довести до абсурда» (Ленин). Определите закон диалектики, наиболее полно проявляющийся в этом. 56. Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх). 57. Всякая категория является понятием. Но всякое ли понятие можно назвать категорией? В связи с этим определите, какие из перечисленных понятий можно отнести к общефилософским категориям: форма, множество, масса, скорость, случайность, совесть, пространство, жизнь, счастье, стоимость, товар, наследственность, возможность. Аргументируйте свой выбор. 58. Определите, к каким философским течениям можно отнести нижеприведенные утверждения, дайте их оценку. а) Общее существует самостоятельно, независимо от единичного. б) Общее реально не существует, в действительности существуют только единичные вещи. в) Общее реально существует, но оно существует через отдельное, проявляется в нем как повторяющееся во многих отдельных вещах. г) Общее существует только как имя, которое дается вещи познающим субъектом, как термин, с помощью которого он обозначает вещи. 59. Известный педагог К.Д. Ушинский приводит такой диалог мальчиков: - Видел ли ты когда-нибудь птицу? - Конечно. Вот она (показывает на канарейку). - Так ведь это не птица, а канарейка. Да и канарейку ты тоже никогда не видел, ты видел только эту нашу канарейку. Сформулируйте проблему, которая нашла отражение в этом диалоге. Определите позицию, занимаемую каждым из мальчиков. 60. Существуют ли примеры превращения единичного в особенное и общее? И наоборот — общего в особенное и единичное? Если «да», то приведите примеры. 61. Потускнело зеркало — солнце померкло. Лавка упала — земля задрожала. Бабка чихнула — ветром подуло. Снял дед кожушок — растаял снежок. Связь каких категорий нарушена в приведенных стихотворных строках? Как их следовало бы перестроить, чтобы они имели смысл? 62. Согласны ли Вы со следующими взглядами на случайность: а) «Люди измыслили идол (образ) случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность» (Демокрит); б) «Явления, когда они происходят по совпадению, мы называем случайными...» (Аристотель); в) «В природе вещей нет ничего случайного, но все определено к существованию и действию по известному образу... Случайной же какая-либо вещь называется единственно по несовершенству нашего знания» (Спиноза); г) «Мы называем случайными явления, причин которых мы не знаем и которые из-за своего невежества и неопытности мы не можем предвидеть» (Гольбах); д) «В историческом развитии случайность играет роль, которая в диалектическом мышлении, как и в развитии зародыша, резюмируется в необходимости» (Энгельс). 63. «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей... Свобода воли означает, следовательно, не что иное, как способность принимать решения со знанием дела... Свобода, следовательно, состоит в основном на познании необходимостей природы... господстве над нами самими и над высшей природой...» (Энгельс Ф.). Какова взаимосвязь категорий «необходимость», «закономерность», «закон», «свобода»? 64. «То, что Вы получили на экзамене неудовлетворительную оценку, — это не случайность, на то есть свои причины...» Корректно ли такое суждение с точки зрения диалектики причины и следствия, случайности и необходимости? 65. Почему между формой и содержанием в процессе развития возникает противоречие? 66. Известный русский лингвист К.Щерба придумал фразу, которая, как он утверждал, представляет собой чистую форму и не имеет никакого содержания: «Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокренка». Является ли эта фраза в действительности чистой формой, лишенной всякого содержания? Приведите примеры из области науки, политики, идеологии и культуры, которые бы показали, как в различных областях человеческой деятельности используется тот факт, что одно и то же содержание может принимать различную форму. 67. И.Кант считал, что между явлением и сущностью вещей, «вещью в себе» лежит непроходимая пропасть, и перескочить через нее человеческому разуму не дано. Эту мысль он проводит в «Критике чистого разума». Однако в «Критике практического разума» он заявляет, что переход от явления к сущности возможен, но не для разума, а для веры. Дайте анализ философским воззрениям И. Канта. Какой смысл имеет «явление» в философии И. Канта? В связи с этим проиллюстрируйте примерами высказывание В.И. Ленина: «Сущность является. Явление существенно». 68. «...Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 384). Существует ли некая конечная сущность и возможно ли ее исчерпывающее познание? Каким образом наука постигает сущность? Объясните мысль К. Маркса: Почему невозможно совпадение сущности с формой ее проявления? 69. Что такое кажимость, видимость? В каком отношении находятся категории «кажимость» и «сущность». 70. Может ли сущность быть одновременно и явлением? Ответ аргументируйте. 71. Как Вы понимаете следующие высказывания: а) Закон (сущность) глубже явления. б) Явление богаче закона (сущности). Свой ответ аргументируйте. 72. Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайностью) необходимости и «чистой» случайности? Обоснуйте свой ответ. 73. Возможность способна превратиться (при определенных условиях) в действительность. Допустимо ли говорить об обратном переходе, т.е. о переходе действительности в возможность? Означает ли уничтожение какой-либо действительности ее полное исчезновение или она переходит на уровень возможности? 74. «Возможно, что сегодня вечером луна упадет на землю, ибо луна есть тело, отделенное от земли, и может поэтому так же упасть вниз, как камень, брошенный в воздух; возможно, что турецкий султан сделается папой, ибо он — человек, может как таковой обратиться в христианскую веру, сделаться католическим священником и т. д.» Иллюстрацией какой возможности могут служить эти примеры Гегеля? Заполните таблицы 1. Исторические формы диалектики
2. Две концепции развития
3. Социальные противоречия и их типы
|