Главная страница
Навигация по странице:

  • ГИЛОЗОИЗМ

  • ДВИЖЕНИЕ

  • ДУАЛИЗМ

  • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

  • МАТЕРИЯ

  • МЕТОДОЛОГИЯ

  • МОНИЗМ

  • ОБЪЕКТ

  • ОНТОЛОГИЯ

  • ПОКОЙ

  • РАЗВИТИЕ

  • СЕНСУАЛИЗМ

  • СУБСТАНЦИЯ

  • СУБЪЕКТ

  • ФИЛОСОФИЯ

  • ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЙ.

  • ВОПРОС 2. МИФОЛОГИЯ КАК ВИД МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

  • ВОПРОС 3. РЕЛИГИЯ КАК ВИД МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

  • Вопросы к экзамену с ответами.. Философские термины


    Скачать 298 Kb.
    НазваниеФилософские термины
    АнкорВопросы к экзамену с ответами..doc
    Дата20.05.2017
    Размер298 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаВопросы к экзамену с ответами..doc
    ТипДокументы
    #7973
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 7
      1   2   3   4   5   6   7

    ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ


    • АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

    • БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю.

    • ГИЛОЗОИЗМ - философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого, и, пре­жде всего, чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

    • ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания и реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его дос­товерности и истинности.

    • ДВИЖЕНИЕ - изменение вообще, способ существования материи, всякое взаимодействие и смена их состоя­ний.

    • ДЕИЗМ - философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира (первотолчок), но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий.

    • ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и осно­ванный на этом учении метод мышления. Слово “ДИАЛЕКТИКА” впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог. Противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение к правильному знанию - это и есть диалектика. Она там, где столкновение противоположно­стей, борьба идей, перенесённая впоследствии в объективный мир, она стала означать наличие в нем проти­воречий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.

    • ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи, идеального и материального.

    • ИДЕАЛИЗМ - 1.Метод, считающий, что существует какая-то объективная реальность, “мировая душа”, “мировой разум ”, являющаяся первоначалом всего. 2.Общее обозначение философских учений, утверждаю­щих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физи­ческое - вторично, производно, зависимо, обусловлено.

    • ИНДИВИД - 1.Единичный представитель человеческого рода, родовая биологическая характеристика чело­века. 2.Обозначение единичного в отличие от совокупности, массы.

    • ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного существова­ния.

    • КАТЕГОРИИ - формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

    • ЛИЧНОСТЬ - 1.Человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.Динамическая и целостная система интеллек­туальных социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в его сознании и дея­тельности.

    • МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос фило­софии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает созна­ние, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи в противоположность идеализму, при­нимающему за исходное, первичное сознание, дух, идею, мышление и т.п.

    • МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим законам, независимо от сознания.

    • МЕТАФИЗИКА - 1.То, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории философии термин “МЕТАФИЗИКА” нередко употребляется как синоним философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.Метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсо­лютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. 3.Наука о сверхчувственных принципах и началах бытия.

    • МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

    • МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление дея­тельности и отношение к действительности определенного человека, социальной группы, класса или обще­ства в целом. 2.Система представлений о мире и о месте в нем человека, об отношении человека к окружаю­щей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жиз­ненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

    • МОНИЗМ - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.

    • ОБЩЕСТВО - 1.Целостный механизм, открытая динамическая развивающаяся система. 2.Совокупность исто­рически сложившихся форм совместной деятельности.

    • ОБЪЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности.

    • ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от субъективного идеализма считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

    • ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

    • ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, при­роде, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно, верно отражать мир.

    • ПАНТЕИЗМ - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира. Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и получило развитие в новое время.

    • ПОКОЙ - состояние движения, которое обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

    • ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ, в отличие от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человече­ского разума в деле толкования священного писания, отказалась от использования рациональной логики и не согласилась расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических умозаключений.

    • ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную сторону предметной общественно-исто­рической деятельности людей: преобразования природы и общества.

    • РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное изменение материальных объектов и сис­тем, имеющих определенную направленность.

    • РАЦИОНАЛИЗМ - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и крите­рием его истинности.

    • СЕНСУАЛИЗМ - философское воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств и сводящее его к сумме элементов чувственного познания.

    • СЕНСУАЛИСТЫ полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.

    • СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Един­ство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего соб­ственного бытия.

    • СУБСТАНЦИЯ - единое неделимое вещество, из которого состоят все вещи, внутренняя сущность вещей активно само порождающее и само развивающееся начало.

    • СУБСТРАТ - основа единства, однородности различных предметов и различных свойств отдельного, еди­ничного предмета, вещи и их совокупности.

    • СУБЪЕКТ - носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

    • СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма; в отличие от объективного идеализма, отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

    • ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - философское направление, стремящееся через рефлексию (размышление) сознания о своих актах и о данном в них содержании выявить предельные характеристики человеческого бытия.

    • ФИЛОСОФИЯ (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость)


    СОДЕРЖАНИЕ


    1. Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения Социальные функции мировоззрений.

    2. Мифология как вид мировоззрения.

    3. Религия как вид мировоззрения.

    4. Философия как вид мировоззрения. Её отличие от мифологии и религии.

    5. Мировоззрение, наука и культура.

    6. Специфика философского знания. Круг философских проблем.

    7. Основные философские направления. Материализм и идеализм.

    8. Объективный и субъективный идеализм.

    9. Сократ и Платон.

    10. Проблема начала мироздания и строение материи в античной философии.

    11. Аристотель.

    12. Средневековая философия. Характерные черты стиля мышления.

    13. Проблема веры и знания. Спор номинализма и реализма.

    14. Философия Нового времени. Характерные черты стиля мышления.

    15. Английская философия 17-18-х веков (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

    16. Проблема метода познания у Ф. Бэкона и Р. Декарта.

    17. Французская философия 18-го века.

    18. Теория естественного права и общественного договора.

    19. Атеистические идеи французских философов 18-го века.

    20. Философия Просвещения.

    21. Теория познания Канта.

    22. Этические воззрения И. Канта.

    23. Объектный идеализм и диалектика Гегеля.

    24. Л. Фейербах.

    25. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса - этап в развитии философского знания.

    26. К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистическое понимание истории.

    27. Категории “Бытие”, “Материя”. Их место в философии и мировоззренческий смысл.

    28. Способ и формы существования материи. Движение, время, пространство.

    29. Понятие отражения. Эволюция форм отражения.

    30. Проблема сознания в философии.

    31. Возникновение сознания, его социальная природа.

    32. Материальное и идеальное. Функции идеального.

    33. Субъект и объект познания.

    34. Чувственное отражение, его форма и роль в познании.

    35. Мышление как высшая форма отражения. Формы мышления, язык и мышление.

    36. Понятие истины. Объективное, относительное, абсолютное в истине.

    37. Понятие практики. Роль практики в процессе познания.

    38. Идея развития в истории философии (исторические формы диалектики).

    39. Проблема метода в философии. Диалектика и её альтернатива.

    40. Объективная и субъективная диалектики. Законы диалектики.

    41. Понятие закона. Виды законов. Законы и категории диалектики.

    42. Понятия “человек”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.

    43. Понятие человека, сущность человека.

    44. Понятие личности. Становление личности в истории.

    45. Проблема свободы в философии. Критерии свободы общества и личности.

    46. Абстрактное мышление, его форма и роль в познании. Рационализм.

    ВОПРОС 1. ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ. ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ. СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЙ.
    Мировоззрение – необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

    Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей подвержено историческим пере­менам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных измене­ний. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельно­сти, то есть выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется лично­стями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений. Строго говоря, каждый человек или социальная группа, выделенная по тому или иному признаку (например, по классовой принадлежности, соци­альному положению, уровню образования, профессии и другим), имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные про­граммы. Все же в многообразии вариантов исторически изменяющихся мировоззрений можно выделить ряд ук­рупненных градаций, типов.

    Мировоззрение – образование интегральное. В нем принципиально важна связь его компонентов, их «сплав». В состав мировоззрения входят и играют в нем важную роль обобщенные знания – повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас знаний в ту или иную эпоху, у того или иного народа или отдельного человека, тем более серьезную опору может получить соответствующее мировоз­зрение. Наивное, непросвещенное сознание не располагает достаточными средствами для четкого, последова­тельного, рационального обоснования своих взглядов, обращаясь часто к фантастическим вымыслам, поверьям, обычаям.

    Мировоззрение – комплексная форма сознания, объемлющая самые разные «пласты» человеческого опыта, – способно раздвигать узкие рамки повседневности, конкретного места и времени, соотносить данного человека с другими людьми, включая и тех, что жили раньше, будут жить потом. В мировоззрении накапливается опыт уяснения смысловой основы человеческой жизни, все новые поколения людей приобщаются к духовному миру прадедов, дедов, отцов, современников, что-то бережно храня, от чего-то решительно отказываясь.

    Итак, мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее ви­дение, понимание мира. Мировоззрение – сложное, напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, и интеллекта и эмоций, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.

    Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны – по характеру образова­ния, уровню интеллектуальной, духовной культуры, по национальным, религиозным и другим традициям – его носители. Отсюда широта диапазона “жизненной философии” – от самых примитивных, отсталых, обывательских форм сознания до проявления полноценного, просвещенного здравого смысла, трезвой, разумной жизненной ори­ентации в среде ученых, художников, политиков и др.

    Своеобразной разновидностью жизненно-практического мировоззрения являются взгляды, формирую­щиеся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоз­зрении ученых, инженеров, политических деятелей, чиновников. Понятие мировоззрения охватывает более широ­кий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концен­трических кругов, где больший круг – мировоззрение, а входящий в него меньший – философия.
    ВОПРОС 2. МИФОЛОГИЯ КАК ВИД МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
    Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

    Миф - наиболее ранняя форма духовной культуры человечества - объединял в себе зачатки знаний, ре­лигиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти эле­менты получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, нерасчленённая форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов.

    Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в конкретных эмоцио­нальных, поэтических образах, метафорах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие при­родные силы (антропоморфизм).

    В мифологии отсутствовали отчётливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и ху­дожественных образов, идеального и вещественного, объективного и субъективного. В мифологии всё слитно, не расчленено. Это - целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции.

    Миф выполнял многообразные функции. С его помощью прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошёл с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы - о происхождении мира, человека, тайны рождения и смерти - коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие две важнейшие формы мировоззрения - религия и философия.
    ВОПРОС 3. РЕЛИГИЯ КАК ВИД МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
    Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний - “земной”, естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний - “небесный”, сверхъестественный, сверхчувственный. Формирование искусственного “мира”, в отличие от мира реального, жиз­ненного, предметного, - черта всех форм его духовного освоения людьми. Специфика религии - в особом харак­тере его “второго” мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существо­вание той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.

    Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание, характеризую­щее его внутреннее состояние. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов, догматов. Общественно значимые представления, чувства, действия сочетаются в рели­гии, как и в мировоззрении вообще, с индивидуальной сопричастностью людей её идеям, образам, смыслам, с их личным творчеством. То и другое - обязательные “полюса”, условия жизни религиозного сознания.

    Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они - продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных веро­ваний. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день имеют боль­шое число приверженцев в разных странах. Религия - социально организованная вера человеческих сообществ, форма их поклонения “высшим силам”, а тем самым воплощённым в них наиболее почитаемым ценностям.

    Поклонение “высшим силам” постепенно приводит к понятию бога - высшего существа, достойного по­клонения. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности, связующих людей культурных уз, почитаемых в обществе духовных ценностей.

    Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они - общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи миро уяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Для философской мысли характерно свободомыслие. Естественно, что мыслить сво­бодно, самостоятельно во все времена способны были лишь наиболее образованные, интеллектуально развитые, сильные духом люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из церковно-религиозных источников.

    В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим трево­гам, надеждам, к поиску веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума.
      1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта