Вопросы к экзамену с ответами.. Философские термины
Скачать 298 Kb.
|
ВОПРОС 43. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. С точки зрения Маркса, человек - родовое понятие, оно фиксирует то существенное, что присуще человеческому роду и каждому его представителю, независимо от его индивидуальных особенностей. Безусловно верно то, что человек - биологическое существо, однако здесь не обозначена сущность человека. По научным данным, человека человеком сделал труд. Человека отличает от всех животных способность целесообразно изменять окружающую среду. “Вся всемирная история есть ни что иное как порождение человека человеческим трудом. Мера человеческого человека - творчество”. В труде присутствуют два основных момента: отношение человека к природе, обмен веществ между человеком и природой, и второй - общение между людьми в процессе труда. В процессе этого общения человек использует опыт других людей, даже опыт всех поколений, и поэтому это имеет прямое отношение к сущности человека. Маркс определяет сущность человека: “Сущность человека не есть абстракция, присущая первому человеку, она в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений”. Человек есть продукт общения. Человек может понять свою сущность, когда он поймёт все виды отношений, в которые он деятельно включён. Значит, типы людей отличаются друг от друга в зависимости от типов отношений, в которые они включены. ВОПРОС 44. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ. По Марксу, при первобытнообщинном строе нет условий для формирования личности, так как за каждого отдельного человека все решения принимаются родом. “Личность поглощена родом” - Энгельс. Условия для формирования личности возникли с появлением частной собственности и расколом общества на классы. У человека появляется возможность выбора поведения. В обществе, основанном на частной собственности, в льготном положении в плане формирования личных качеств находятся представители имущих классов - у них условия для развития, и они уполномочены принимать решения. Представители эксплуатируемых классов в ситуации социального гнёта и манипуляцией поведением большими количествами людей при тоталитарных режимах безличны и лишены индивидуальности в большинстве случаев. Однако социальный гнёт вызывает сопротивление, и это стимулирует формирование личности у всех, кто сознательно участвует в сопротивлении. Тоталитарные режимы оказывают разрушительное действие на становление личности. Они обезличивают массу людей, но и стимулируют развитие отдельных личностей. Оптимальные условия для массового развития личностей создаёт развитие демократического процесса - участие всё большего количества людей в регуляции социальных процессов. Исторические типы личности. Исторический процесс - смена исторических типов личности (по Марксу). Если сущность человека - совокупность всех общественных отношений, то, следовательно, в основе типологии личности находится тип общественных отношений, определяемый типом собственности. Каждый тип биполярен, на основе частнособственнических отношений формируются два типа интересов, определяющих выбор поведения: “Личность обусловлена и определена вполне конкретными классовыми отношениями”. Но социальное положение людей не определяет жёстко тип выбора. Поскольку человек обладает самосознанием, он может и склонен выбирать тип поведения иного класса в период распада одних отношений. Высший исторический тип личности, согласно Марксу, - коммунистический тип личности, который формируется в процессе социальной революции и на основе новой высшей общественной формации. Высший принцип при выборе поведения личности: “Свободное развитие каждого есть условие развития всех”. ВОПРОС 45. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ФИЛОСОФИИ. КРИТЕРИИ СВОБОДЫ ОБЩЕСТВА И ЛИЧНОСТИ. У фаталистов необходимость и случайность совмещены. “Всё предопределено”. Волюнтаризм отрывает случайность от необходимости и абсолютизирует случайность. Проблема свободы заложена в основной проблеме философии (мир в контексте человеческого бытия). Проблема решается всей логикой философских рассуждений. Собственно, можно назвать философию “теорией свободы”. Этот вопрос о том, способен ли человек достигать своих целей или же нет. Управляемость своими страстями - так понимает свободу Сократ. Спиноза видит только субъективную сторону свободы, вслед за Сократом. Гегель даёт вслед за Спинозой определение свободы: “Свобода - это познанная необходимость, и история есть прогресс в осознании свободы”. Гегелевские стадии свободы:
Свобода по Марксу и Энгельсу: “Свобода - это власть над обстоятельствами, когда разумные цели человека осуществляются”. Власть человека над обстоятельствами - состояние свободы, власть обстоятельств над человеком - состояние рабства. Субъективные и объективные аспекты свободы по Марксу и Энгельсу. Субъективные:
Аспекты свободы:
Свобода - состояние общества. Свобода индивида формируется на основе свободы общества. Определение свободы по Марксу: “Свобода - познанная необходимость и деятельность, основанная на знании этой необходимости”. ВОПРОС 46. АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМА И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. РАЦИОНАЛИЗМ. Абстрагирование - выделение человеческим умом из массы единичных свойств общее. Уровни развития понятия:
Рациональное познание - диалектический скачок в процессе познания. Осуществляется с помощью мышления. Формы мышления:
Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональному. Цель познания: поиск истины. |