Вопросы к экзамену с ответами.. Философские термины
Скачать 298 Kb.
|
ВОПРОС 23. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ И ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ. В основе мира, его субстанция - мировой дух. Абсолютная идея - это вся истина. Она развивается по триаде (тезис - антитезис - синтез). Первая ступень: абсолютная идея существует в чистом виде. Она уже содержит в себе все последующие стадии развития. Философию Гегеля называют панлогизм. 2-я ступень: абсолютная идея отчуждает от себя природу. Идея поднимается на такую ступень, что она становится творцом природы. Материя не имеет истории. 3-я ступень: философия духа. Она начинается с появлением человека. Эта философия проходит 3 этапа: субъективный дух - сознание человека, объективный дух - сознание коллектива, абсолютный дух - высший уровень сознания общества. Объективный дух существует в формах морали, права и нравственности, т.е. в формах общественного сознания. Сознание членов общества - продукт жизнедеятельности общества и отдельных его сфер. Это гораздо глубже Канта, Декарта и Платона. Философия - это отражение духом самого себя в форме понятия, это высший способ постижения духом самого себя. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, ”только в понятии истина обладает стихией своего существования”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика вещей, по Гегелю, есть, отраженная, ”отчужденная”, ”овнешненная” форма подлинной диалектики, присущей ”только жизни понятия”, или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление. Основные законы диалектики: закон противоречия, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания. Познание движется от единичного к всеобщему через общее, от формы к содержанию, от случайности к закономерности и от действительности к возможности и обратно. Гегель, исследуя природу, отказал ей в историческом развитии. Своеобразным введением в гегелевскую систему является ”Феноменология духа” (1807), одна из наиболее сложных и наиболее содержательных работ немецкого философа. В ней он ставит задачу преодоления точки зрения индивидуального сознания, для которого, по его утверждению, только и существует противоположность субъекта и объекта. Снять эту противоположность можно лишь путем поступательного развития сознания, в ходе которого индивидуальное сознание проходит весь тот путь, все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории. При этом Гегель дает философскую интерпретацию всего того богатства исторического знания каким обладал сам. Тем самым Гегель предлагает как бы лестницу, поднимаясь по которой каждый отдельный человек приобщается к духовному опыту, накопленному человечеством, приобщается к всемирной культуре и поднимается с точки зрения обыденного сознания до точки зрения философской. На вершине этой лестницы любой индивид в состоянии, по мнению Гегеля, посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, ”мирового духа”, для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, ”сознания” и ”предмета”, а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию - стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это - сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия. Весь путь самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии ”отрицательность”, которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта - абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, не полную истину. Диалектический метод Гегеля вступает в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, в которой достигнута абсолютная истина. ВОПРОС 24. Л. ФЕЙЕРБАХ. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку. Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек - не творение бога, а часть - и притом наиболее совершенная - вечной природы. Он писал: ”Мое учение или воззрение может быть поэтому выражено в двух словах: природа и человек. С моей точки зрения, существо, предшествующие человеку, существо, являющиеся причиной или основой человека, которому он обязан своим происхождением и существованием, есть и называется не бог - мистическое, неопределенное, многозначащие слово, а природа - слово и существо ясное, чувственное, недвусмысленное. Существо же, в котором природа делается личным, сознательным, разумным существом, есть и называется у меня - человек”. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него - не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - зрение, слух, осязание, обоняние, - обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей. Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Любовь к богу, согласно Фейербаху, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям. ВОПРОС 25. ФИЛОСОФИЯ К.МАРКСА И Ф.ЭНГЕЛЬСА - ЭТАП В РАЗВИТИИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ. Основные тезисы:
ВОПРОС 26. К.МАРКС И Ф.ЭНГЕЛЬС. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ. Значительная часть современных социологов считает великим открытием Маркса и Энгельса материалистическое понимание истории (открытие законов истории). Материализм вообще считает, что материя первична, а сознание - вторично. Он исторически утверждает, что материальная жизнь общества первична, а духовная - вторична (общественное бытие определяет общественное сознание).
Если теория формаций верна, то Маркс и Энгельс нашли закономерный материализм социальных явлений. Главный просчёт Маркса состоит в том, что он недооценил способность каждого общества к самосовершенствованию и кризис этапа принял за крах системы. Гносеология. Взято всё рациональное из прошлого и освобождение от мистики. Маркс и Энгельс понимают религию глубже, чем Фейербах. Фейербах изучал гносеологические и психологические корни религии, социальные корни Фейербах не смог проанализировать. Марксистская материалистическая история позволила глубоко понять социальные корни религии - неуправляемые социальные процессы, которые подавляют человеческую личность. Этика буржуазного общества - этика индивидуализма. Этика марксизма - этика коллективизма, у которой фундамент - общественная собственность на средства производства и самоуправление. Этика марксизма предполагает гармонию индивидуального и общественного. ВОПРОС 27. КАТЕГОРИИ “БЫТИЕ”, “МАТЕРИЯ”. ИХ МЕСТО В ФИЛОСОФИИ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ СМЫСЛ. Концепция бытия - смысл, включаемый разными философскими системами в понятие Бытия.
Мировоззренческое отличие понимания Бытия. Согласно теологии и идеализму программа, реализованная миром, заложена высшим существом. Соответственно, роль человека явно занижена. Согласно материализму, человек - единственное в мире сознательное существо и, соответственно, он ответственен за то, что происходит в мире с его сознательным участием. Самая серьёзная мировоззренческая проблема - понимание “бытия человека в мире”. Ещё древние сформулировали проблему сущности и существования. Человек существует, а как в этом существовании реализована моя сущность? Уже Платон поставил вопрос о подлинном и не подлинном Бытии. Но глубочайший вопрос для мыслящего человека - что в его бытии является подлинным? И что есть подлинное бытие человека в мире? Два ключевых понятия любой философии - материя и сознание (если не считать Бытия). Отношения между материей и сознанием - это вопрос, от которого зависит решение всех вопросов философии. Мировоззренческая суть вопроса: каковы реальные качества, свойства мира, в котором живёт человек, с которыми он должен считаться для того, чтобы его отношения с миром были гармоничны. Различия смысла этого понятия в философских концепциях:
Понятие “материя” имеет свою долгую историю. Ещё милетцы поставили вопрос о природе вещей. Постановка вопроса глубока, ответ - наивен. В Новое время ищется ответ на вопрос о строении материи (материально то, что имеет массу покоя и состоит из вещества). Ответ даётся на основе научных данных этого времени. Но несправедливо давать определение Материи на основе конкретных научных знаний эпохи. Французские материалисты 18 века дают первое философское определение материи: “Материя - это всё то, что дано человеческим чувствам, что отражается ими”. Определение материи по Марксу - Энгельсу - Ленину: “Материя - это объективная реальность, существующая вне, независимо и до человеческого сознания и отражаемая им”. Достоинство этого определения в том, что оно не связано с конкретными научными знаниями о строении материи данной эпохи. Философское понятие Материи является методологическим инструментом научного познания. Характерные особенности Материи:
ВОПРОС 28. СПОСОБ И ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МАТЕРИИ. ДВИЖЕНИЕ, ВРЕМЯ, ПРОСТРАНСТВО. Идеи французских материалистов были идейной предпосылкой назревающей революции. Шаг вперёд в развитии материалистического миропонимания.
ВОПРОС 29. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ. Отражение - всеобщие свойство материи воспроизводить в своих свойствах особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные свойства отражения: неживая природа:
Живая природа:
Общие свойства отражения:
Эти особенности присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением жизни. Формы отражения: след - простейшая форма отражения, все химические и физические взаимодействия, ведущиеся в неживой природе, исследуются соответствующими науками; раздражимость - способность простейших организмов реагировать на воздействия внешней среды, начало поведения; отражение на уровне психики (психика животных и психика человека) - по мере развития живых организмов формируется специализированный аппарат отражения - нервная система с органами чувств; чувственное отражение, образное отражение и мышление - высшая форма отражения. |