Вопросы к экзамену с ответами.. Философские термины
Скачать 298 Kb.
|
ВОПРОС 30. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. Сознание - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны, нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в двух формах - общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: тело человека - вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной. Христианство: разум человека, его мышление - искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании. Декарт: сознание - внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания. Гегель: - одно из воплощений всемирного разума. Впервые рассматривает социально - историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высшая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя её. Сознание структурно организовано, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно-структуированное целое. ВОПРОС 31. ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЗНАНИЯ, ЕГО СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА. Сознание - одна из двух основных философских категорий после Бытия. Оно обозначает внешнюю форму психического отражения объективного мира в мозгу человека, высший уровень отражательной способности живой материи, духовный мир человечества и отдельного человека, это осознание человеком мира. Сознание включает два уровня: сознание как таковое и самосознание. Сознание есть результат процесса развития всей природы, включая биологические революции, но оно не есть простой результат развития биологической формы движения. Оно есть результат скачка от биологической формы к социальной форме движения вследствие появления труда у предков человека. Труд изменил организм предков человека, развил руку и изменил человеческий мозг, благодаря необходимости решить в процессе труда целую цепочку интеллектуальных задач. Возникновение сознания - результат возникновения труда. Вторая причина формирования сознания - общение людей, следствие необходимости общения - возникновение речи. Потому сознание имеет причинами труд и речь. Сознание имеет социальную природу. ВОПРОС 32. МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ. ФУНКЦИИ ИДЕАЛЬНОГО. Идеализм признаёт существование чистого духа вне материи, независимо от неё. Вульгарный материализм 19 века склонен отождествлять идеальное и материальное. Материализм диалектический считает, что идеальное (мысленные, чувственные образы, эмоциональные состояния есть идеальные объекты) есть нематериальная функция материального мозга. Идеальный объект не обладает телесностью отражаемого объекта. Идеи бестелесны. Свойства идеального - внутренние состояния человеческого мозга. Гибель мозга - гибель идеального. Идеальное способно соединяться с человеческой деятельностью и материализоваться в продуктах деятельности человека, так создаётся вся цивилизация (“искусственная среда”, “вторая природа”). Поэтому основная функция идеального - быть духовным средством преобразования человеком мира. ВОПРОС 33. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ. Гносеология - учение о познании - философское и духовное осмысление о вхождении человека в мир, установлении с ним контактов, установлении своих возможностей. В истории философии происходит спор между гностиками и агностиками. Субъект познания - человеческий род. Познание индивида - освоение знаний рода. Человек становится самостоятельным субъектом познания только в этом случае.
Процесс познания всегда есть взаимодействие субъекта и объекта. Взаимодействуя, субъект и объект изменяют друг друга. Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь познания имеет две основные ступени:
ВОПРОС 34. ЧУВСТВЕННОЕ ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО ФОРМА И РОЛЬ В ПОЗНАНИИ. Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь процесса познания имеет две основные ступени: чувственное познание (живое созерцание) и рациональное познание. Чувственное познание в свою очередь имеет также две ступени:
Форма - чувственный образ:
Чувственное отражение не даёт понимания отражаемого, прямой информации о том, что доступно интеллекту. Оно поверхностно. Отличие чувственного отражения от отражения животного: многие животные обладают более совершенными органами чувств, чем человек, при этом границами восприятия для животных являются естественные границы восприятия, человек же с помощью приборов может расширить естественные границы восприятия, к тому же к работе органов чувств добавляется деятельность ума. ВОПРОС 35. МЫШЛЕНИЕ КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ. ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ, ЯЗЫК И МЫШЛЕНИЕ. Рациональное познание - диалектический скачок в процессе познания. Осуществляется с помощью мышления. Формы мышления:
Благодаря работе мысли человек получает информацию о том, что чувствам непосредственно не дано.
Абстрагирование - выделение человеческим умом из массы единичных свойств общее. Уровни развития понятия:
Путь познания: от опытных данных через чувственное познание к рациональному. Цель познания: поиск истины. ВОПРОС 36. ПОНЯТИЕ ИСТИНЫ. ОБЪЕКТИВНОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, АБСОЛЮТНОЕ В ИСТИНЕ. Истина - одна из высших ценностей. Установка на поиск истины - важнейшее измерение человеческого достоинства. В Древней Греции Истину считали дочерью Времени и матерью Справедливости.
Объективное, относительное, абсолютное, истинное.
Абсолютная истина - полное предметное знание окружающего мира. Достижима ли абсолютная истина? Нет, поскольку мир беспределен. Да, абсолютная истина в принципе недостижима, поскольку нахождение любой относительной истины есть обретение крупицы абсолютной истины. Это противоречие объективно, а не вымышлено. Понимание того, что есть абсолютная истина, ограждает нас от релятивизма. ВОПРОС 37. ПОНЯТИЕ ПРАКТИКИ. РОЛЬ ПРАКТИКИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ. Практика - категория гносеологии. Практика (опыт) - взаимодействие познающего субъекта с познаваемым объектом в процессе познания. Практика в современном материалистическом понимании - это взаимодействие человека с окружающей средой, в которой человек играет роль активной и сознательной силы. Субъективный идеализм видит только субъективную сторону практики, объективный идеализм сводит практику к теоретической деятельности. Виды практики:
Вся общественная жизнь по существу носит практический характер. Практика - основа процесса познания, цель познания. Все области познания создаются и развиваются в конечном счёте для практического результата. Практика - критерий истины. Здесь философия получает разрешение спора с агностицизмом. Маркс говорит о том, что вопрос об истинности или не истинности наших знаний - вопрос не теории, а практики. Достижение истины проверяется практикой.
ВОПРОС 38. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ (ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ДИАЛЕКТИКИ). Изменение универсально и характеризует любые явления действительности. Развитие - особый тип изменения. Установление факта совершающихся в предмете изменений ещё не свидетельствует об их характере, тенденции. Изменения могут носить количественный характер. Развитие же предполагает рождение нового, изменения качественные. Но и не всякие качественные изменения равнозначны развитию. Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с её внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. В процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности системы. Развитие - процесс длительных, накапливающихся, необратимых, поступательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. К таким процессам относят эволюцию литосферы, экосистем, организмов на протяжении жизни, историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, совершенствование человеческих знаний, научно-технический прогресс и т.д. ВОПРОС 39. ПРОБЛЕМА МЕТОДА В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА И ЕЁ АЛЬТЕРНАТИВА. Проблема метода мышления философии и науки. Метод - это система приёмов познавания мира человеком. Метод имеет свою историю. Это проблема мыслительного процесса в науке. Самый ценный вид человеческой деятельности - умение мыслить. Самый ценный продукт - идея. Система приёмов оптимальна, если она верно схватывает внутреннюю не воспринимаемую чувствами логику объекта. Альтернатива диалектики - догматизм (метафизика). Метафизика -
ВОПРОС 40. ПОНЯТИЕ ЗАКОНА. ВИДЫ ЗАКОНОВ. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Закон - это категория Гегеля, позаимствованная им у Гераклита. Закон - это внутренняя существенная повторяющаяся необходимая связь между явлениями. Закон - это условие целесообразной деятельности людей. Закон - это слуга человека, если он познан и используется со знанием дела. Закон - это палач, если он не познан и игнорируется (привести пример с высоковольтным проводом). Виды законов: частные, общие, наиболее общие. Общие - это промежуточные, средние между частными и наиболее общими. Они классифицируются по степени общности. Законы диалектики: Закон противоречий исследует причину движения, каковой является самодвижение. Закон превращения количества в качество и наоборот исследует эти превращения. Закон отрицания отрицаний исследует развитие по спирали. Вообще, законы диалектики исследуют причину, связь этапов и тенденцию. ВОПРОС 41. ОБЪЕКТИВНАЯ И СУБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА. ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. Объективная диалектика - это законы диалектики, действующие во всей природе вне зависимости от сознания, исследует реальный процесс развития объективного мира и универсальные связи в нём. Субъективная диалектика - это отражение объективной диалектики в мозгу человека, отражение объективной диалектики человеческим мышлением. Исторические формы диалектики: интуитивная диалектика древних, диалектика Гегеля и диалектика материалистов. Диалектическая философия -
Законы диалектики:
Три момента развития: разрушение, повтор, возникновение нового уровня развития. Закон отрицания отрицания отслеживает этапы развития каждого процесса (спиралевидный характер процесса развития), их внутреннюю связь. Эти три основных закона диалектики исследуют основные процессы развития: внутренние, причину развития, связь фаз развития и тенденцию. ВОПРОС 42. ПОНЯТИЯ “ЧЕЛОВЕК”, “ИНДИВИД”, “ЛИЧНОСТЬ”. Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отдельное. Живое существо, особь, отдельный человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивид в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность по Марксу: “Каждый является человеком, но не каждый является личностью. Личность есть продукт развития общественных отношений и человека как члена общества. Человек становится личностью тогда, когда из слепого орудия стихийных социальных сил или чужой воли он превращается в сознающего результаты своей деятельности самостоятельного автора своего собственного поведения, когда он обретает своё “Я”, своё лицо”. Личность отличается от обезличенного человека, “который ещё себя не нашёл или уже себя потерял”. Понятию “личность” противостоит понятие “конформист”. Это такой человек, который действует не согласно своим убеждениям и совести, а действует так, как действуют все. Конформизм - социально-психическое качество, которое широко распространено в тоталитарных режимах и является необходимым условием при манипуляциях большим количеством людей. Сущность человека связана с общественными условиями его функционирования и развития, с деятельностью, в ходе которой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Человек - совокупность всех общественных отношений.
Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Простейшие требования нравственности (упомянуть). Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определению смысла жизни. |