Взаимоотношения государства и религии. Взаимоотношения государства и религии.. Тема Взаимоотношения государства и религии социальнополитическая доктрина мировых религий. Теократия как разновидность политического режима
Скачать 45.16 Kb.
|
Тема: «Взаимоотношения государства и религии: социально-политическая доктрина мировых религий. Теократия как разновидность политического режима». История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. Взаимоотношения религиозных институтов и политических структур в истории религии приобретали крайне разнообразные формы. Среди этих форм можно назвать теократические монархии, где государственная власть и государственная религия нераздельно слиты. В демократических странах принципом взаимоотношения церкви и государства становится их автономность друг от друга, а одним из главных прав личности является право исследовать любую религию или быть атеистом. Двадцатый век с его тоталитарными режимами породил такую диковинную и неведомую прежде форму взаимоотношений, как принудительный атеизм, ставший государственным мировоззрением, обязательным для всех граждан. Всем известно, что государство и церковь существовали, существуют и, по-видимому, будут и дальше существовать, оказывая друг на друга огромное влияние, непосредственно затрагивающего человека и как гражданина определенного государства, и как исповедующего определенную религию или же атеиста. Вопросы государственно-церковных отношений волновали умы мыслителей и философов нашего времени. Русский философ И.А.Ильин, так определял соотношение государства и церкви: «Государство и церковь взаимно инородны – по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Церковь аполитична, задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг». В 1981 году вышла в свет книга Д.Е.Фурмана «Религия и социальные конфликты в США», в которой автор исследует религиозную жизнь США в различных ее проявлениях. В своей книге Фурман, основательно и системно изложил вопросы отношений религии и общества в США, начиная с образования государства и заканчивая концом XX века. В гражданском обществе важное место отводится духовно-культурной жизни. Ее составной частью является религия. Она традиционно, на протяжении многовековой истории человечества объединяла людей, оказывала прямое или косвенное влияние на жизнь государства и воспитание молодого поколения. Как правило, в настоящее время основы взаимоотношений между церковью и государством в гражданском обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это означает, что государственные органы и должностные лица не вмешиваются в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений нейтральную позицию. В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Религия — это вера в сверхъестественное существо, бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь. Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с религией, как правило, на основе провозглашения отделения ее от государства. В то же время, провозглашая невмешательство в ее дела, оно гарантирует равенство всех религиозных конфессий, допускает возможность добровольного религиозного образования. Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Весьма важно признание тайны исповеди - ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. С появлением мировых религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализируется в церкви, организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны, их описаниям посвящены многие и многие сочинения. Поэтому типизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схематизации этих отношений можно все-таки хотя бы схематично наметить основные их типы. Прежде всего, следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору. Власть республиканская опирается на общество, народ, ибо это власть выборная. Власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение предшественника и т.п.), также нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования. И на помощь ей приходит религия. Поэтому наиболее тесные связи светской и религиозной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние. В древних государствах монарх обожествлялся, считался богом земным (фараон в Египте, обожествление в Риме Ромула) или избранным богом (Вавилон, Индия, Китай и другие древневосточные государства). В новейшее время земным богом считался император Японии. В декабре 1945г. синтоистская религия Японии по директиве оккупационных властей была отделена от государства, а в 1946г. в новогоднем обращении к народу император отрекся от своего «божественного происхождения», но в настоящее время остается верховным жрецом синтоизма. На протяжении столетий сложные отношения складывались между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога). Католицизм институционализировался в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с Папой Римским, охватывал своим влиянием многие государства. Его церковная власть не знала границ государств. Обладая большим влиянием, католическая церковь стремилась подчинить себе власть светскую (королей отдельных государств), проводить идею цезарепапизма. Римская католическая церковь была могущественна экономически, имела в своих руках огромные богатства, создавала рыцарские религиозные ордена, имела свои трибуналы. В борьбе с европейскими Монархами папы использовали такие сильнодействующие средства, как наложение интердикта (запрет богослужений и обрядов в пределах определенного государства), отлучение от церкви императоров и Королей. В XIII в. устанавливается порядок коронации европейских Монархов Папой Римским. Однако в итоге борьба заканчивается победой светской власти, освобождением ее от власти пап. Важную роль в ослаблении папской власти сыграла Реформация. После Реформации в Европе складывается порядок полного суверенитета светской власти. Короли назначают епископов, пользуются доходами с церковных земель. В Англии, например, образовалась самостоятельная англиканская церковь, церковные земли были обращены в государственную собственность, главой церкви на основе принятых законов стал король Англии, высшим церковным органом стал государственный орган Высокая комиссия. Законом определялся порядок богослужения. Короче, светская власть подчинила себе власть духовную. Королева Англии и ныне является главой англиканской церкви. Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. В основном это был все-таки союз двух властей. Император Константин не только перенес столицу Римской империи в Константинополь, но и соединил силу империи с новой силой — христианской религией, тем самым упрочил и свою власть. Император Византии не обожествлялся, но считалось, что он получил власть от Бога и является служителем божьим. Церковь в Византии была крупной политической силой. Роль ее главы — патриарха значительна. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров, вмешиваются в политическую борьбу за трон. Единственным актом легитимации императора с VII в. становится венчание императора на престол в храме святой Софии. Этот акт становится особенно важным, если учесть, что половина всех императоров Византии была лишена власти насильственно, следовательно, вторая половина нуждалась в венчании на престол. Однако и император сохранял некоторые полномочия церковной власти. Он мог низложить неугодного патриарха, имел право выбирать патриарха из трех кандидатур, рекомендованных церковными иерархами. Благодаря церкви император становился божественным, имел огромный авторитет, считался властителем вселенной (ойкумены). В Россию вместе с православием из Византии пришла и идея великого князя (царя), Богом поставленного правителя и верховною судьи над православным народом, идея самодержавия (автократора), самостоятельность (автокефальность) Русской Православной Церкви во многом способствовала становлению и укреплению централизованного российского государства, сохранению его независимости. Русская Православная Церковь никогда не ставила себя выше государства. Попытку, если не возвысить, то поставить ласть церковную на один уровень с государством, сделал патриарх Никон. Никон считал себя равным царю Алексею, именовал себя государем. Он становился в центре не только церковного, но и государственного правления. В отсутствие царя, когда тот отлучился на войну с Польшей (1654), правил как царь. Однако в конце концов Никон был отстранен от патриаршества и Церковный Собор (1667) поставил государство выше церкви. Реальное, полное подчинение церкви государству осуществил Петр I. После смерти патриарха Адриана Петр I не спешил с избранием нового патриарха. Церковными делами ведал монастырский приказ, а в 1721г. Духовным регламентом был учрежден Святейший Синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Представителем царя в Синоде был обер-прокурор. Патриаршество было восстановлено только после Февральской революции. Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозунгом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же, как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными. В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рассматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассматривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха. Наличие двух, относительно самостоятельных друг от друга главнейших институтов общества — государства и церкви — порождают и две правовые системы. В христианских государствах наряду со светским правом складывается право каноническое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декреталии, рескрипты, решения церковных соборов и т.д. В 1500г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое право регулировало организацию церковной власти, рассмотрение споров внутри церкви, отношения церковной собственности, брачно-семейные отношения. Существовали церковные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов. Аналогично и в православной церкви также сложилось каноническое право. По мере усиления роли государства сфера канонического права и церковной юрисдикции сужалась. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции высшей светской власти. И мусульманских странах священные книги ислама (Коран, Сунна др.) являются и источниками права. Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей, их борьба: верховенство церковной власти, верховенство светской власти, их тесный союз и взаимная поддержка в разных формах и полное слияние. В республиканских государствах, как правило, церковь отделена от государства. Режим отделения религии от государства: признание невмешательства государства во внутрицерковную деятельность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода совести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела государства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиозных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические партии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей. В ряде стран запрещены тоталитарные религиозные организации (секты). В некоторых случаях дается предпочтение какой-либо конфессии. И, наконец, в истории наблюдаются случаи преследования церкви граждан по религиозным мотивам. В Мексике церковь не наделена правами юридические лица, владения недвижимостью, запрещены религиозные обряды в общественных местах. Казахстан - многонациональное государство и гордится этим, причем это одно из тех редких государств, которое смогло использовать многонациональность в лучшую сторону. Во втором пункте 14 статьи Конституции указано: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам», то есть все граждане имеют равные права и свободы, что гарантировано государством. В 19 статье Конституции указано, что каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность, и каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Таким же образом любой гражданин может указывать или не указывать свое вероисповедание, никаких ограничений в религии нет, никто не имеет права насаждать ту или иную религию. Кроме того, 22 статьей Конституции гарантировано, что каждый имеет право на свободу совести, и осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством. В первый год независимости Республики Казахстан 15 января 1992 года был принят Закон Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», где было признано, что Республика Казахстан является демократическим, светским государством, уважающим право каждого человека на свободу убеждений, гарантирует равноправие граждан независимо от их вероисповедания, признает культурную и историческую ценность религий, сочетающихся с духовным наследием народов Казахстана, и важность межконфессионального согласия, религиозную толерантность и уважение религиозных убеждений граждан (6, 1 раздел). В этом законе, принятом в 1992 году, в 3 статье прямо указано, что «Граждане Республики Казахстан, других государств и лица без гражданства вправе свободно исповедовать как единолично, так и совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, какое-либо принуждение в определении отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии не допускается» (6, 3 статья). Опять же в 4 статье указанного Закона определено: «Религиозные объединения отделены от государства. Все религии и религиозные объединения равны перед законом. Никакая религия или религиозные объединения не пользуются никакими преимуществами по отношению к другим. Религиозные объединения не выполняют каких-либо государственных функций, и государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если они не противоречат законодательству. Государство не финансирует религиозные объединения. Религиозные объединения не участвуют в выборах органов государственной власти и управления. Не допускается образование партий и иных политических формирований религиозного характера, а также участие религиозных объединений в деятельности политических партий или оказание им финансовой поддержки. Служители религиозных объединений могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами только от своего имени. Запрещается создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию. Запрещается пропаганда религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях». Вместе с этим в Казахстане имеют широкое распространение различные религиозные группы и организации. Деятельность некоторых из них запрещена в других странах. Эти группы воспользовались гарантиями государства о свободе вероисповедания и создали различные секты. Некоторые представители таких групп выступают против закона, отказываясь от выполнения воинского долга, не пускают детей в школу, а некоторые переняв взгляды фундаменталистов, занялись террористической деятельностью, разрушая тем самым взаимоотношения между народами, стабильность и порядок в стране. В результате новых веяний и накопленного опыта возникла необходимость внести некоторые изменения в законодательство. Так появился Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В аннотации к документу указано: «Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан». Исходя из этого можно сделать вывод, что в Казахстане особое внимание уделяется истории, культуре, демографической структуре и религиозным ценностям народа, а отношения между религией и государством стали объектом особого внимания, в результате чего формируются новые отношения между религией и государством. Теократия как разновидность политического режима. Теокра́тия (от др.-греч. θεός «Бог» + κράτος «власть») — светская и духовная власть в одном лице. Форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства (юридическое определение); политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение); система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение) Слово теократия происходит от греческого θεοκρατία, означающего «правление Бога». Оно происходит от слов θεός (Теос), что означает «бог», и κρατέω (кратео), что означает «правило». Таким образом, это слово с греческого означает «правление бога(ов)». Термин был первоначально придуман Флавием Иосифом в первом веке нашей эры, чтобы описать характерную форму правления евреев. Иосиф Флавий утверждал, что, хотя человечество разработало много форм правления, большинство из них можно отнести к следующим трем типам: монархия, олигархия и демократия. Форма правления евреев, однако, была уникальной. Иосиф Флавий предложил термин «теократия», чтобы описать государство, установленное Моисеем, в котором Бог суверенен, а его слово — закон. По своей сущности этот режим представляет собой сложившийся в обществе порядок осуществления принадлежащей духовенству политической власти, сочетающей методы, способы и средства воздействия на волю и сознание людей с целью реализации религиозных предписаний и норм во всех сферах жизни общества и государства, включая частную жизнь человека, личности и гражданина. Правящую элиту в теократических государствах составляют наиболее видные и влиятельные представители духовенства и религиозных кругов. В государстве-городе Ватикане в нее входит католическое духовенство, а в Иране и Саудовской Аравии - лидеры мусульманской общины (уммы). В- теократических государствах политический режим, как правило, является легитимным. Его легитимность периодически подтверждается в ходе выборов главы государства или в порядке наследования власти. В Ватикане Папа Римский избирается «по вдохновению» коллегией кардиналов (конклавом) путем тайного голосования большинством в две третьих голосов. Он занимает пост Верховного главы католической церкви, Суверена государства пожизненно. В Иране высшим должностным лицом является религиозный лидер - Рахбар (руководитель). Он избирается Советом экспертов, в состав которого входят крупнейшие исламские богословы - муджтахиды и факихи. К кандидату на пост Рахбара Ирана предъявляются требования компетентности в деле вынесения фетв (официальных суждений) по различным вопросам мусульманского права, справедливости, набожности, правильности мировоззрения. В Саудовской Аравии главой государства и главой мусульманской общины является король. Отсюда следует вывод, что духовная власть в стране переходит в порядке престолонаследия, который придает теократическому режиму свойство легитимности. Экономической основой публичной власти в теократических странах служит государственная собственность. В Ватикане она формируется за счет взносов, поступающих от католических церквей различных стран мира, доходов от туризма и от реализации обширной печатной продукции. В Иране и Саудовской Аравии в связи с внедрением в национальные экономики исламских принципов в их структурах преобладают компании с высокой долей государственного капитала. Частный капитал присутствует в них на паях с государственным. Признание в странах с теократическим режимом государственной собственности в качестве ведущей предполагает реализацию норм религиозного права в интересах всех верующих и каждого из них. Решающая роль в этом отводится государству, которое призвано покончить с экономическим неравенством, улучшить положение обездоленных. В странах с теократическим режимом национальной идеологией является религия, которой конституционными нормами придается статус государственной. В Ватикане согласно Договору между Святым престолом и Королевством Италия 1929 г. единственной религией государства является католическая, апостольская, римская религия (ст. 1). Конституционный статус государственной религии Саудовской Аравии закреплен правовыми нормами Указа короля Фахда «Основы системы власти» (1992). В соответствии с его положениями «Королевство Саудовская Аравия - суверенное арабское государство. Его религия - ислам, конституция - книга Всевышнего Аллаха и Сунна его Пророка, да благословит его Аллах» (ст. 1). В Иране конституционный статус государственной религии раскрывается при характеристике Исламской Республики, которая «основана на вере в Аллаха и его всеобъемлющую власть, в божественное откровение, предопределяющее любые законы, а также в ответственность человека перед Аллахом» (ст. 2). Возведение религии в статус государственной, безусловно, является одним из важнейших признаков теократического режима, но этого явно недостаточно, чтобы квалифицировать его именно в таком качестве. В современном мире существует более 30 стран, в которых на конституционном уровне религия провозглашается государственной или официальной. Соответствующие положения имеются в конституциях Алжира, Брунея, Джибути, Иордании, Йемена, Египта, Кувейта. ОАЭ, Сомали, Туниса и других стран. Во всех перечисленных странах религиозные принципы и нормы являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования политической системы общества. Наглядным примером тому может служить Конституция Ирана, ведущим началом которой является исламский принцип «вилайат-е факих», закрепленный в самом общем виде в преамбуле. В буквальном переводе он означает «власть, полномочия факиха». На сходных принципах в теократических государствах обеспечивается охрана прав и свобод личности. В их конституциях и актах текущего законодательства закрепляются преимущественно естественные права и свободы человека, дарованные ему Богом от рождения. Государство берет на себя обязательство лишь защищать их всеми законными способами. Об этом прямо говорится в Указе Короля Саудовской Аравии Фахда «Основы системы власти» (1992), установившего, что государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха (ст. 5). В теократических государствах проводится дискриминация личности по религиозным мотивам. Так, согласно ст. 9 Конституции Республики Мальдивы «лицо, не являющееся мусульманином, не может приобрести гражданство Мальдив» (п. d). В целях осуществления тотального контроля за деятельностью органов государственной власти, общественных объединений и поведением граждан (подданных) на предмет соответствия их религиозным нормам в странах с теократическим режимом создаются многочисленные надзорные и карательные органы. В структуре Меджлиса (парламента) Ирана создан Наблюдательный совет, в состав которого входят богословы - факихи и исламские юристы, призванные не допустить нарушения высшим законодательным органом страны «заповедей ислама и Конституции». Без заключения Наблюдательного совета Меджлис Ирана не вправе принимать ни один законопроект к своему рассмотрению. Последующий контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов Меджлиса положениям ислама и Конституции Ирана осуществляет Совет по охране Конституции. Совет рассматривает все решения Меджлиса, а также осуществляет контроль за выборами совета экспертов, президентскими выборами, выборами в Меджлис и за проведением общенародных референдумов. Однако в странах с теократическим режимом контроль за соблюдением религиозных норма осуществляется не только в сфере законотворчества, но и в сфере исполнительной власти. Для обеспечения реализации религиозно-правовых предписаний и пресечения в обществе любого инакомыслия в теократических государствах создаются идеологический аппарат и общественно- политические организации, наделенные функциями принуждения. В Иране существует Министерство исламской ориентации, которое осуществляет жесткую цензуру за всеми средствами массовой информации и формирует видеотеки, после чего они допускаются к показу по национальному телевидению. Учреждение негосударственных СМИ запрещено во всех странах с теократическим режимом. В основном полицейскими функциями по отношению к населению страны наделены такие общественно-политические организации, как Корпус стражей Исламской революции и Организация по борьбе с нарушениями исламской морали (полиция нравов) в Иране и Лига охраны веры и нравственности в Саудовской Аравии. В их задачи входит направлять народ к лучшему, как на земле, так и в ином мире, не допускать соблазнов и искушений современной цивилизации, проистекающих от иностранной культуры. В этой связи они осуществляют контроль за точной реализацией норм шариата в семье, общественных местах, в трудовых коллективах, за выполнением религиозных обязанностей во время молитвы, в священный месяц Рамадан. Виновных в нарушении норм шариата подвергают суровым наказаниям. Важным инструментом сохранения теократического режима служит система религиозных судов, юрисдикция которых распространяется не только на граждан (подданных) страны, но и на всех временно находящихся на ее территории. При рассмотрении религиозными судами уголовных дел зачастую нарушаются процессуальные права подсудимых, поскольку судебное разбирательство осуществляется в упрощенном порядке. За совершение преступлений против религии и общественной нравственности суды обычно назначают довольно суровые наказания. В исламских теократических государствах к числу таких преступлений относятся: вероотсупничество, богохульство, несоблюдение поста в священный месяц Рамадан, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, гомосексуализм и др. Таким образом, в теократических государствах осуществляется тотальный контроль за поведением личности на предмет соответствия его религиозным образцам, что достигается в первую очередь за счет подавления гражданских прав и свобод. Как считал Г. Гегель, в «теократическом великолепии личность заглушается в бесправии». Личность, в конечном счете, не признается обладателем разума и свободной воли, творцом собственной судьбы, способным также создавать государство и право. В лучшем случае, за людьми признается право толковать нормы ниспосланного Богом закона или, при наличии глубоких и обширных религиозных знаний, - устанавливать новые правила поведения, но лишь при соблюдении божественных и непременно в их развитие. Литература: Понкин И.В. Современное светское государство: конструктивная светскость. конституционно-правовое исследование. М., 2012. С.11 Аман Ив Государство и церковь // Континент № 86. 4. Батыгин А. У староверов – всегда особое мнение // Российская газета. 2001, 12 марта. 5. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991 № 11. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения. Государственно-церковные отношения // Социально-гуманитарные знания. 1999 № 3. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. – М.: Изд-во “Центр”, 2000. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Сухов А.Д. Религия как общественный феномен. М., 1973. Теория государства и права / Под. Ред. В.Г. Стрекозова. 1997 г. Тюрин Е. А. Теократический фактор в политике. Орел: Изд-во ОРАГС, 2009. — 192 с Блюнчли И. Общее государственное право. Т.1. Вып.2. М., 1866. С.248; Моль Р. Энциклопедия государственных наук. СПб.-М., 1868. С.244 Аль-Хомейни, Рухолла Мусави. Исламское правление / Аятолла Хомейни. Алматы: Атамура, 1993.С.21. Сюкияйнен Л.Р. Концепция мусульманской формы правления и современное государствоведение в странах Арабского Востока // Социально-политические представления в исламе. История и современность. М., 1987. С.57. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М., 1995. С.266. 18. Зубов А.Б. Харисма власти. От современности к древности: опыт архетипической реконструкции // Восток. 1995. №2. С.94. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С.124, 170, 181. Политология: энциклопедический словарь. М., 1993. С.370. История политических и правовых учений. XX век. М., 1995. С.282. Моль Р. Энциклопедия государственных наук. СПб.-М., 1868. С.244. Салыгин Е.Н. Теократическое государство, М., 1999. - 128 с. ISBN 5-89554-055-4 |