Тема. Знания и уровень технического развития в древнем мире. Тема. Знания и уровень технического развития в древнем мире. Античность
Скачать 44.3 Kb.
|
Тема. Знания и уровень технического развития в древнем мире. Античность. В неолит в раннеземледельческих культурах наметился ряд тенденций, приведших к возникновению первых цивилизаций: 1. создание сложных хозяйственных систем (прежде всего – поливного земледелия), обеспечивающих значительную продуктивность земледелия; 2. специализация деятельности, появление крупных населенных пунктов, превращающихся в города; 3. усложнение социальной структуры общины и появление социального и общественно-политического неравенства (появление эксплуатации, расслоение населения на рядовых общинников и аристократию, появление наследственных правителей и жрецов; 4. закрепление неравенства идеологическими и насильственными методами. При описании механизмов возникновения и развития цивилизаций заслуживает внимания концепция А.Тойнби «Вызов-Ответ», которая помогает понять, почему в отдельных регионах появляются цивилизации, в то время как в других местах не происходит даже перехода к земледелию. Окружающая среда бросает вызовы обществу, а общество, благодаря своему творческому меньшинству (элите) отвечает на эти вызовы (решает проблемы). Вызов может быть со стороны природы, других цивилизаций и.т.д. Если ответ на вызов не найден, проблемы накапливаются, что приводит к упадку, или, как минимум, отсутствию развития. Однако, если нет вызовов – нет развития. Хорошие условия не дают роста. Так, в тропической Африке природа обеспечивала огромные запасы мясной и растительной пищи и давала человеку все необходимое, там не было верхнепалеолитического кризиса, следовательно, не было мотивов переходить от охоты и собирательства к земледелию. Первые цивилизации стали складываться в 4 тыс. до н.э. в долине Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Месопотамия, от греч. Μεσοποταµία – Междуречье), Инда и Ганга (Индия), Янцзы (Китай). Реки играли в них ключевую роль, поэтому нередко эти цивилизации называют речными. Реки выполняли роль транспортных путей, связывающих воедино различные районы страны и обеспечивающих возможности для торговли. Плодородная почва в их дельтах способствовала развитию земледелия. Экономической основой первых цивилизаций явилось ирригационное земледелие, которое позволяло получать несколько богатых урожаев в год, но требовало колоссальных трудовых затрат и кооперации. Если освоение мотыжного земледелия можно считать первым этапом неолитической революции, то вторым ее этапом явилось освоение ирригационного земледелия. При наличии ирригации плодородие почвы восстанавливается за счет наносов ила, урожайность остается стабильно высокой и земельные ресурсы используются полностью. Для иллюстрации эффективности ирригационного земледелия можно привести следующие цифры: плотность населения при охотничьем хозяйстве составляет около 0,05 чел/кв.км, при мотыжном земледелии – около 10 чел/кв.км, при ирригационном может достигать 100 и более чел/кв.км. Необходимость организации крупных работ по строительству ирригационных сооружений (каналов, шлюзов, водозаборников) ускоряла формирование политической организации для планирования и координации коллективного труда. В отсутствии механизации только коллективный труд больших масс людей мог обеспечить проведение ирригационное строительство. Получение значительного избыточного продукта способствовало быстрому развитию социальных отношений, разделению труда, возникновению ремесел. В результате выделяется аппарат государственной власти, тесно связанный с сакральным аппаратом жрецов. Такая связь была обусловлена тем, что практически все знания, накопленные жрецами, использовались для управления обществом. Знания трактовались, прежде всего, как средство господства над людьми. Еще до возникновения цивилизаций наблюдалась связь знаний с властью, что выражалось, например, в деятельности первобытных колдунов. В условиях натурального хозяйства материальные стимулы не действовали, поэтом управление ирригационными работами должно было быть не только централизованным, но и обожествленным. Отсюда – ключевая роль религии и жрецов. Не случайно в иерархической структуре древнеегипетского общества значительное место принадлежит фигуре писца. Профессия писца была одной из самых привилегированных. Писцы составляли интеллектуальную элиту страны, поскольку они не просто писали тексты, но исполнял административно-хозяйственные процедуры. При шумерских храмах существовали писцовые школы. Причем, писцы должны были не только уметь писать, но и подсчитать размер урожая, объем зернохранилища, площадь поля и проч. Жреческие касты были организованы по принципу уровней посвящения. Каждый уровень означал доступ к определенной социально-управленческой информации. Что бы получить посвящение требовалась многолетняя выучка, существовали целые программы по обучению – первые исторические аналоги систем образования. Священные книги могли читать только жрецы, знания зашифровывались на языке, доступном только жрецам. Это делало знание недоступным для остальных людей – непосвященных. Жрецы не были заняты производством продуктов, они использовали знание для получения значительной доли прибавочного продукта, произведенного другими. Поэтому они располагали свободным временем для совершенствования и расширения своих знаний. Так появились люди по роду своей деятельности полностью занятые умственным трудом – ситуация которая не могла наблюдаться ранее, когда все члены общины были вынуждены заниматься исключительно одной проблемой – выживанием. Таким образом, произошло разделение труда на материальное и духовное. В этой связи жречество явилось социальной предпосылкой генезиса науки. В целом, следует отметить, что в древних цивилизациях знания были наделены сакральным смыслом, нередко, были обличены в символическую форму и связаны с религиозными культами. Поэтому знание оно не обсуждалось, критически не анализировалось. Накопление знаний носило сугубо практический характер и не развивало способности к абстрактному мышлению, отсутствовали теоретические конструкции, которые появились только в Греции. Им были не свойственны фундаментальность, теоретичность и системность (в современном смысле этих терминов). Знания были нужны для повседневной жизни и для исполнения религиозных обрядов. Несмотря на такую ограниченность знаний, древними цивилизациями были достигнуты значительные успехи. До сегодняшнего дня существуют некоторые неразгаданные «технологические» тайны Египта, например: долговечность красок, негорючий папирус с асбестовым покрытием, бальзамирование. В Месопотамии и на Ближнем Востоке впервые стали использовать плуг, бронзу, цветное стекло, гвозди, канализацию, пиво. В Египте изобрели чернила, косметику, парусные суда арочные строительные конструкции из кирпича. Постройки древних строителей в Египте можно увидеть до сих пор. Самый яркий пример – пирамида фараона Хуфу (греч. Χέωψ – Хеопс) высотой 146 метров, состоящая из 2,3 млн. каменных блоков, каждый весом в 2 тонны. Для перевозки этаких блоков использовали салазки, под них подкладывали деревянные катки, на вершину пирамиды блоки поднимали по наклонным плоскостям. От каменоломен к месту строительства блоки доставлялись на барках длиной до 60 метров и водоизмещением до 1,5 тысячи тонн. По свидетельству Геродота, на строительстве пирамиды Хеопса в порядке трудовой повинности работало 100 тысяч человек, которые сменялись каждые три месяца. Трудовая повинность распространялась на все население, и позволяла создавать не только пирамиды, но и значительные ирригационные сооружения, так во II тысячелетии был построен Фаюмский канал, позволивший оросить обширные площади земель в Нижнем Египте. Не менее впечатляющие сооружения создавались в Месопотамии. В Вавилоне, население которого достигало 1 млн. человек, был построен длиной 123 метра мост через Тигр, внутренняя стена тройных стен Вавилона имела толщину 7 метров. В Месопотамии возводились зиккураты – башни из поставленных друг на друга параллелепипедов или усечённых пирамид. Самый высокий зиккурат (91 м.) находился в Вавилоне, что нашло отражение в библейском предании о Вавилонской башне. В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Современное здание Европейского парламента спроектировано в виде недостроенной вавилонской башни на основе картины Брейгеля. Настоящая техническая революция произошла с освоением металлургии железа, в конце II века до н. э. Наступила новая эпоха, не случайно Римский поэт и философ Лукреций Тит Кар в 1 веке до н.э в трактате «О природе вещей» предложил деление на три эпохи: каменный век, медный (бронзовый), железный. Железный наконечник плуга улучшил обработку почвы, железная лопата позволила эффективней рыть оросительные каналы. Раньше при подсечно-огневой системе для расчистки нового участка требовалась работа всего рода, теперь с помощью железного топора, пилы, лопаты стало достаточно усилий одного человека, в результате ускорился распад рода и выделение индивидуальных участков. Важно отметить, что использование железного оружия вызвало так же существенные перемены в военном деле. Земледелие и скотоводство стимулировали развитие биологических знаний (греч. βίος – жизнь и λόγος – слово, знание, изучение). В Ассирии появились первые системы классификации растений (около 250 видов). В Хеттском государстве Киккули написал самую древнюю из дошедших до нас рукописей, целиком посвященных биологической теме – трактат о коневодстве. В Египте создавались пособия по ветеринарии. В тесной связи с биологическими знаниями развивается медицина. Основой появления медицины стало изменение отношения к человеку. Постепенно человек выделяет себя из мира природы и начинает осознавать себя как самоценность. Формируется индивидуальное самосознание и смысложизненные ориентиры, которые побуждают задуматься о проблеме своего существования. В связи с этим, поддержание жизни человека обретает особую значимость. Разрабатываются приемы массажа, иглотерапия, изобретаются скальпель, шприц. В Египте найден так называемый Кахунский папирус, (1850 г. до н.э.), содержащий перечень женских болезней, и освещающий акушерские проблемы. Папирус Эберса (около 1500 г.до.н.э.) представляет собой первую медицинскую энциклопедию, в которой имеется описание 877 болезней и их симптомов. У некоторых мумий обнаружены коронки на зубах, металлические пломбы, что говорит о развитии стоматологии. Развитие медицинских знаний в Египте было тесно связано с бальзамированием, которому отводилась важнейшая роль в египетской религии. Бальзамирование представляло собой ряд мероприятий, предпринимаемых по отношению к умершему существу с целью предохранения его от разложения. Достигнув определенных успехов в методике лечения некоторых болезней, древняя медицина содержала в себе множество предрассудков, наивных знаний (например, считалось, что сердце отвечает за мышление), о чем, в частности, говорит, повсеместное существование знахарей-заклинателей. Появляются первые географические карты. Причина – рост населения, развитие торговли, укрепление племенных союзов, расширение представлений о границах ойкумены. Первоначально карта не отражала местность в целом, она показывала определенный маршрут. На карте обозначались дороги, тропы. Расстояния определялась в днях пути. Маршруты снабжались специальными указателями (например, зарубки на деревьях), включая знаки, предупреждающие о возможности нападения. Так зарождалась то, что сейчас бы назвали службой эксплуатации дорог. Активно развиваются астрономические (греч. αστρονοµία, αστρον – звезда и νόµος – закон) знания, происходит совершенствование календаря. Присваивающему хозяйству достаточно было лунного календаря, но производящее хозяйство потребовало более точных знаний о времени для проведения сельскохозяйственных работ. Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, равный 354,36 суток, то есть отличие от солнечного года составляет около 11 суток. В случае, когда необходимо было точно знать время посева, сбора урожая, такая погрешность оказывалась недопустимой. Вероятно, именно этим можно объяснить создание мегалитических (греч. µέγας — большой и λίθος — камень) сооружений, которые служили протонаучной астрономической обсерваторией и выполняли одновременно религиозно-культовые функции. Известно два основных вида мегалитических сооружений: дольмены (несколько вертикальных плит, перекрытых сверху горизонтальными плитами, существуют на Кавказе, в Испании и других местах), и кромлехи (выстроенные вокруг монолиты, наиболее знаменит – Стоунхендж в Англии). Мегалитические сооружения строились таким образом, что позволяли фиксировать дни летнего и зимнего солнцестояния, обычно ориентируясь на точку восхода солнца. Построение дольменов и кромлехов требовало труда сотен и даже тысяч людей, что указывает на то, какая значимость придавалась астрономии. В Египте связь сезонов года и небесных явлений было осознана еще в III тысячелетии до н.э. Предвестником нового года для египтян был Сириус. Появление Сириуса на утреннем небе означало скорый разлив Нила (около 20 июля) – самое важное событие в египетском сельскохозяйственном году. Египетский солнечный календарь был разделен на 12 месяцев по 30 дней и 5 дополнительных дней в конце каждого года. Такой календарь отличался от современного отсутствием високосных дней, их ввел в 46 году до н.э. Юлий Цезарь, взявший египетский календарь за основу при разработке римского календаря. Сутки были разделены на 24 часа, такое разделение используется и сегодня. Дневное время определялось по солнечным часам, состоявшим из двух деревянных брусков, соединенных вместе. Для определения ночного времени использовались водяные часы (греки их называли клепсидр). Чаще всего они представляли собой каменный сосуд с небольшим отверстием внизу. Сосуд наполнялся водой и к утру опорожнялся. На внутренней стенке имелись деления, по которым определялось время, причем в градуировке учитывались сезонные изменения продолжительности ночи зимой и летом, соотносящиеся как 14:12. В целом, следует отметить, что египетская астрономия была ограничена поверхностными эмпирическими наблюдениями, которые получали религиозную интерпретацию. Особое развитие астрономия получила в Вавилонии и Ассирии, где были созданы первые теории движения планет. Вавилоняне вычисляли лунные затмения, фиксировали неравномерности движения отдельных небесных тел, составляли таблицы положений отдельных звезд. В астрономии стали применяться математические методы, что позволило предсказывать солнечные затмения на Земле (предсказывать затмения для конкретной широты и долготы было нельзя, так как для этого надо было знать расстояние от Земли до Солнца и их относительные размеры). Астрономия тесно переплеталась с астрологией (греч. αστρολογία, αστρον – звезда и λόγος – слово, знание, изучение) и служила ее целям. Астрология как предсказание будущего по поведению небесных сфер базируется на двух принципах: обожествление небесных тел и убежденность, что всякий раз, когда на небе наблюдается одно и тоже явление, на Земле наблюдаются одни и те же следствия. Интерес вызывала прежде всего астрология, в нее вкладывались средства, ради нее строились абсерватории. Греки были первыми, кто начал изучать именно астрономию, а не астрономию ради астрологии, хотя тот же Птолемей, создатель геоцентрической модели мироздания, написал трактат по астрологии. Интерес к астрологии не угасал тысячелетиями. Вплоть до 18 века в европейских университетах преподавался курс астрологии. Специфическим явлением были математические знания (греч. µάθηµα – урок, изучение) в древних цивилизациях. Расширились пределы считаемых пределов, появляются словесные обозначения для чисел больше 100 единиц, затем до 1000, потом до 10000 и т.д. Развитие земледелия, отношений земельной собственности положило начало геометрии (греч. γη – земля и µετρεω – мерю, землемерие). Математика – это средство решения практических задач (например, распределение продуктов между большим количеством людей, вычисление объемов строительных и земляных работ). Египтяне использовали в своих вычислениях дроби, ставшие одним из характерных явлений их математического знания. В Вавилоне знали операции умножения, расчеты процентов по долям, число π, умели решать квадратные уравнения, вычислять объем пирамиды. Непозиционная десятирично-шестидесятиричная шумерская система счисления впоследствии наложилась на десятиричную вавилонскую. Пережитком шестидесятиричной системы является современное деление окружности на 360°, градуса на 60 минут и минуты на 60 секунд, а также часа на 60 минут и т.д. Математики древних цивилизаций не пытались доказывать истинность математических положений, которыми они пользовались. Все формулы носили рецептурный характер и строились в виде предписаний («делай так и так»), поэтому обучение математике строилось на основе механического заучивания способов решения типовых задач. Идеи математического доказательства еще не существовало (первыми до нее дошли греки). Говоря о знаниях и технологиях в древнем мире, необходимо уделить внимание финикийцам – племени мореплавателей и купцов. Финикийцы строили корабли с килем, шпангоутами и сплошной палубой. На таких кораблях финикийцы достигали берегов Гвинейского залива и Британии, в VI веке до н. э. они совершили плавание вокруг Африки. Само слово «финикиец» греческого происхождения и означает «темно-красный» по цвету пурпура, которым активно торговали финикийские купцы. Пурпурную краску делали из раковин моллюсков, секрет ее изготовления хранился в тайне. Важнейшее изобретение финикийцев – алфавитное письмо, заложившее основу греческого и арамейского письма. Особый интерес представляют цивилизации, которые существуют на протяжении тысячелетий и сохранились вплоть до настоящего времени. Если цивилизации Древнего Египта и Месопотамии погибли, и их влияние на последующее развитие науки и техники носило опосредованный характер, то современные Индия и Китай являются прямыми наследниками Древней Индии и Древнего Китая, сохраняя их определенную специфику и являясь непосредственными носителями их культурного наследия. Индийской цивилизации присуще творческое восприятие результатов других культур, при этом с сохранением собственных культурных ценностей и традиций. Древнейшие духовные ценности были запечатлены в Ведах, затем в Упанишадах. Древнейшая из Вед – Ригведа представляет собой сборник гимнов, создание которых в устной форме относят к рубежу I-II тыс. до н.э., а записаны в едином сборнике были в 5- 6 вв. до н.э. Веды и Упанишады явились истоками мировоззрения древних индийцев, специфики индийской культуры в целом, и познавательного мышления в частности. В них в ритуально-религиозной форме содержались зачатки теоретического знания. Создателями вед были поэты-жрецы. Все древние индийские тексты были записаны на санскрите и при своем оформлении подчинялись канонам стихосложения. Индийцы не оперировали теоремами, они использовали правила, основанные на рассуждениях, которые являлись порождением интуиции. Поэтому эти правила предстают в виде афоризмов и стихов. Значительная роль интуиции связана с такой характерной чертой индийской культуры как направленность на самосознания, медитацию, что нашло отражение в мышлении и мировосприятии. Важная черта индийского общества – жесткая дифференциация, социальная замкнутость общественных групп (кастовая система). Существование закрепленных кастовой системой цеховых строительных организаций и единой системы канонов и правил для строительства – одна из наиболее существенных причин длительного сохранения в Индии художественных традиций. Бразманизм, позднее индуизм, явились идеологиями жесткой иерархии, что придавало, с одной стороны, устойчивость и своеобразие общественной жизни, а с другой, тормозило экономическое, политическое и культурное развитие страны. В Индии овладели техникой кесарева сечения, открыли вакцинацию как способ борьбы с оспой. Значительных успехов Индийская цивилизация достигла в астрономии, лингвистике, медицине – лечились даже психические заболевания. В математике впервые были введены буквенные символы, десятеричная позиционная система счисления, включая ноль, разрабатывались тригонометрические знания с понятием синус (sin). Тригонометрия (греч. τρίγωνο – треугольник и µετρώ – мерить, считать) в Индии использовалась для определения угловых расстояний между звездами и служила религиозным целям, помогая правильному соблюдению ритуалов. Позже арабы, изучив математические стихи на санскрите, переняли многие индийские знания, с которыми впоследствии ознакомили Европу. Индия – родина хлопка, который удивлял чужеземцев, в Европе долгое время считали, что хлопок растет на деревьях. В Индии ткались тончайшие батисты и муслины, батистовую шаль можно было продеть через перстень. Ткани окрашивались соком индиго. В начале нашей эры индийцы освоили технологию выращивания заливного риса. Для этого строилась плотина и рылся пруд, от него отводились оросительные канавы. Рисовую рассаду выращивали в специальном питомнике с регулируемым микроклиматом, затем ее высаживали на затопленные поля. Урожайность заливного риса почти вдвое выше, чем урожайность пшеницы, при этом можно два-три урожая в год. Индийские колонисты и торговцы принесли заливной рис в Индокитай, оттуда он распространился в Китай и Японию. Распространение заливного риса означало расширение экологической ниши. На прежней территории могло проживать втрое-вчетверо большее население. В результате Южная и Юго- Восточная Азия – самый густонаселенный регион планеты. Китайская цивилизация, как и Индийская, отличается устойчивостью и исторической преемственностью культурных традиций. Специфику китайского образа мышления в значительной мере формируют принципы даосизма, основанного Лао-Цзы в 6 в. до н.э. Исходная идея – учение о Дао. Это универсальная и всепроникающая основа сущего, Путь. Это беспредельная пустота, наполненная беспредельной информацией. Главный принцип – следование Дао, естественной природе вещей. Учение о Дао стимулировало Познани е природы абстрактных понятий, что оказало влияние на все сферы знания. Даосизм предполагает мышление категориями целостности. В отличие дифференциального характера западного типа мышления, китайское мышление носит интегративный характер, для восточного ума детали не просто имеют значение сами по себе, они всегда дополняют целостную картину. (Именно поэтому европейцу может показаться странным, когда на точный и ясный вопрос, китаец вдруг дает пространный, «расплывчатый» ответ. Китаец воспринимает мир в его целостности, для европейца такое восприятие не всегда понятно.) Значительное влияние на становление наук в Китае оказал живший в 6-5 вв. до н.э мыслитель Кун-Цзы, в латинизированной транскрипции известный как Конфуций. Конфуцианство, ставшее официальной идеологией Китайского государства, создало своеобразный культ знаний и образованности. Множество достижений Китайской цивилизации распространилось по всему миру. Одним из первых европейцев, указавших на особое значение китайской мысли был Г.Лейбниц. Он призвал выписывать из Китая просвещенных образованных людей, которые бы содействовали возрождению этических норм и преодолению того упадка, в котором находилась Европа. Наиболее известные китайские технические изобретения – компас, порох, книгопечатание, бумага, шелк, фарфор. Компас первоначально использовался для гадания. Магнит, напоминавший по форме ложку, свободно скользил по пластинке, на которой были нарисованы знаки зодиака. В 1-3 вв. этот прибор стал называться «указатель на юг». Стрелка появилась в нем не сразу, первоначально использовались самые разнообразные фигурки. В 9 в. о магнитной стрелке узнали арабы, благодаря которым в 13 в. компас, спустя почти тысячу лет после своего изобретения, попал в Европу, что привело к развитию мореплавания и Великим географическим открытиям. Порох, как смесь селитры и серы в Китае применялся первоначально в лечебных целях. В 4 в. его стали использовать для изготовления фейерверков. Позже порох попал в Византию, а в начале 14 в. в Европу, где нашел активное применение в военном деле. Развитие книгопечатания в Китае связано с изобретением во 2 в. бумаги. В 751 году арабы в одном из сражений в Средней Азии захватили нескольких китайцев, знавших секрет производства бумаги. После этого бумагу стали производить на Ближнем Востоке. Позже о ней узнали европейцы, что сделало возможным книгопечатание в Европе. В Китае была разработана технология изготовления чугуна. Секреты получения чугуна (так же как и фарфора) оставались тайной для европейцев вплоть до начала Нового времени. Значительное развитие получила медицина. Многие методы традиционной китайской медицины сегодня популярны в различных странах мира. Иглоукалывание, прижигание стали применяться еще в 4-3 вв. до н.э. В Древнем Китае было описано 118 созвездий (783 звезды). В 1 в. до н.э. было установлено, что период обращения Юпитера составляет 11,92 года. Это почти совпадает с результатами современных наблюдений. Продолжительность года в китайском календаре составляла 365,25 дня. Принятый в 104 г. до н.э. году календарь состоял из 12 месяцев, дополнительный месяц добавлялся в високосном году, который устанавливался один раз в три года. В рамках курса истории науки и техники следует также уделить внимание цивилизациям доколумбовой Америки, важнейшими из которых явились цивилизации майя, ацтеков и инков. По уровню некоторых достижений они превзошли цивилизации Старого Света. Если в Северной Америке и на Юге Южной Америки племена занимались преимущественно охотой, то на территории современных Мексики и Перу произошел переход к земледелию и выращивались фасоль, томаты, кукуруза, картофель. В Америке отсутствовали животные азиатских центров доместикации (козы, овцы, крупный рогатый скот). В Перу была одомашнена только лама. На высоком уровне находилось ремесленное производство, о чем говорит, например, тот факт, что в Европе в 16 в. проводились выставки из изделий, вывезенных из Америки. Однако, ремесленное производство не играло существенной роли в экономике, так как в основном обслуживало нужды правящей элиты. Жрецы в цивилизациях доколумбовой Америки, подобно египетским и месопотамским жрецам, занимались исследованием окружающего мира и накопили значительный объем знаний, которые тесно были связаны с религией. Так, майя обладали знаниями в области астрономии, сейсмологии, климатологии. В математике майя ввели понятие нуля. В нашей системе счисления имеется девять цифр и ноль. В системе счисления майя была точка, черта и ноль. В истории математического мышления введение нуля – важный шаг вперед. В Европейской математике ноль появился только в 15 в. Практические нужды сельского хозяйства вызвали к жизни точный календарь майя, который в руках жречества служил орудием идеологического воздействия на массы, поскольку определял сроки проведения земледельческих работ. Год майя – это 365,2420 дня. (Для сравнения: длительность года по современным данным - 365,2422 дня, юлианский год - 365,2510 дня, современный григорианский год - 365,2425 дня.) Отличительная особенность архитектуры майя – подчинение ее календарю. Все строения, здания были связаны с определенной датой или астрономическим явлением. Здания строились через строго определенный промежуток времени, облицовывались плиткой через установленное количество лет. Успехов в астрономии достигли инки, создававшие обсерватории, наиболее известная располагалась в Мачу-Пикчу. Труднообъяснимы технологии строительства этого комплекса, где использовались огромные полированные каменные блоки, соединявшиеся без связующих растворов и приспособлений. При этом все постройки ориентировались строго по астрономическим показателям. Археологические материалы свидетельствуют о высоком уровне развития разнообразных ремесел, сельского хозяйства, ирригации с многосоткилометровыми каналами, транспортных коммуникаций. Через пропасти в Андах сооружались висячие мосты, которыми пользовались даже в 19 в. Инки построили разветвленную сеть дорог, причем, через каждые 25 км. у обочины располагался постоялый двор, гостиница, где хранились запасы питания. Вопросы 1. Возникновение первых цивилизаций. 2. Жреческие касты как социальная предпосылка генезиса науки. 3. Освоение металлургии железа. 4. Достижения древних цивилизаций: строительство, развитие медицинских знаний, появление первых географических карт астрономия и астрология, математика. 5. Знания в Индийской цивилизации. 6. Достижения Китайской цивилизации. Даосизм и конфуцианство. 7. Достижения цивилизаций доколумбовой Америки. Хронологическими рамками античности являются – начало – 9-8 вв. до н.э. – окончание – 476 г.н.э. Этапы : 1.архаический, 2. классический, 3. эллинизм, 4. римский. Античность (от лат antiquus - древний) возникло в эпоху Возрождения. Отличительными чертами антично науки от периода предшествующей истории:
Третий период – период постепенного упадка античной науки. Хотя к этому времени относятся работы Птолемея, Диофанта, Галена усиливаются тенденции иррационализма, подмены науки натурфилософией. Античная наука, которую создали греки а, позднее, римляне, перенявшие греческую культуру, является теоретической основой современного научного знания, заложив его фундамент, и определив специфические черты и векторы его развития. Созданный греческой мыслью аппарат логического рационального обоснования, превратился в универсальный алгоритм производства знания в целом. Появилась универсальная основа всей последующей науки – рационализм, который исходит из убеждения, что мир состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся в соответствии с естественными законами, не зависящими от человеческой воли и сознания. Греческая мысль утвердила представление о том, что освоение мира возможно только из его собственных законов. В античной Греции содержатся начала буквально всех отраслей знания. Греческое происхождение имеют все основные научные категории (κατηγορία): метод (µέθοδος), теория (θεωρία), система (σύστηµα), гипотеза (ύπόθεσις) и многие другие. В Греции были поставлены ключевые вопросы, которыми занимаются ученые и сегодня: как мышление соотносится с реальностью, проблемы движения, первоосновы мира и прочее. Греки были первыми в истории, кто воспринял мир как вопрос, который требует поиска ответа. В результате была выработана критическая традиция для осуществления этого поиска, что знаменовало появление научного мышления. Заявляя о том, что история науки начинается в Древней Греции, оговоримся, что существует две точки зрения относительно времени и места генезиса науки. Согласно первой, наука появилась в Греции в VII-VI веках до н.э., другая точка зрения говорит о том, что собственно наука в современном ее понимании возникла только в XVI-XVII веках в Европе, поскольку древнегреческая наука не знала эксперимента, и, потому не может считаться наукой в полном смысле этого слова. Система обучения приобрела характер социальных институтов, поскольку умение логично отстаивать свое мнение стало важнейшим условием реализации гражданских прав и свобод. Постепенно вырабатывалась рациональная логика, намечалась важнейшая роль дискуссии как способа нахождения истины. В ряде случаев искусство аргументации превращалось в жизненно необходимое умение. |