Конспект лекции Личность. ТемаПроблема личности в философии Индивидиндивидуальностьличность. Социализация личности. Генезис личности
Скачать 163 Kb.
|
Бессмертие – это понятие, которым обозначается проблема жизни после смерти. Эта проблема ставит ряд философских вопросов. Бессмертие – это какая-то форма жизни после смерти физического тела или бесконечно длительная жизнь конкретного человека как телесно-духовного существа? В философии, науке и религии рассматриваются различные варианты. С религиозной точки зрения бессмертной является только духовная составляющая человека (душа), физическое тело неизбежно должно умереть. Сходной является широко распространенная в философии материалистическая точка зрения, согласно которой бессмертными являются только плоды творческой деятельности человека: идеи и произведения. Они включают в себя и научные, и философские идеи, и произведения искусства, литературного и музыкального творчества, технические достижения, т.е. все, что создано человеком и представляет ценность для других людей. К элементам жизни человека, не исчезающим после его смерти, относятся также дети как телесно-духовное продолжение человека, хотя и не повторяющее полностью его самого. При этом надо помнить, что все творения человека имеют материальное воплощение, носителями идей являются люди, а, следовательно, они через определенный промежуток времени также могут перестать существовать. При всем многообразии подходов к пониманию бессмертия человека их можно объединить в несколько типичных вариантов: биосоциальное бессмертие – продолжение жизни в потомстве и продуктах деятельности. Такое понимание присутствует не только в материалистическом направлении философии, но и в мировоззрении патриархальных и восточных культур. П.С. Гуревич отмечает, что любой представитель этих культур стремится как бы раствориться в других представителях своего рода. Человек отождествляет себя не столько с самим собой, сколько с родом (племенем, кланом). творческое бессмертие – продолжение себя в общественном сознании через индивидуальное творчество, индивидуальную деятельность на благо общества. теологическое бессмертие – земная жизнь является лишь необходимым этапом на пути к истинной жизни – внеземной. натуралистическое бессмертие – продолжение жизни в слиянии, единении с природой, ощущении себя частицей мира. символическое бессмертие – попытки раздвинуть границы жизни при изменении состояния сознания, что достигается при помощи медикаментозных и других средств. Праобразом такой формы бессмертия в патриархальных культурах были различные празднества, которые создавали иллюзию возможности жизни в иных формах. Н.А. Римский-Корсаков в письме к В.В. Стасову писал: «Смерть сама по себе, как закон бытия, прекрасна. Что может быть ужаснее вечной жизни. Все будут умирать, а я буду жить? Да это ужасно! А если никто не будет умирать, так ведь это станет похоже на рай земной или на царствие небесное. Боже, какая неинтересная скука! Для чего же тогда жить? Чтоб не развиваться? Стоять на месте. А как хорошо, что нет будущей загробной жизни (я верю в то, что ее нет). Каково было бы смотреть оттуда, как то, над чем трудился и что любил, умирает и забывается… И какая справедливая эта смерть, этот абсолютный ноль! Ни наград, ни мщения… Ну, а пока живется, надо жить, и жизнь любить надо, и я ее люблю и умирать не желаю…»3. А.П. Чехов писал: «Смерть страшна, но еще страшнее было бы сознание, что будешь жить вечно и никогда не умрешь»4. Н. Бердяев считал, что проблема бессмертия, прославления жизни как универсальной ценности – самая главная проблема человечества. Человек, по его мнению, - существо, стоящее перед смертью в течение всей своей жизни, а не только в свой последний час. Он ведет борьбу за жизнь и бессмертие. Концепции бессмертия человека в философии русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский). Но проблема бессмертия является предметом размышлений не только философов, но и ученых. Исследования С.П. Боткина и И.И. Мечникова по изучению процесса старения организма и увеличения продолжительности жизни, В.И. Вернадского, выдвинувшего идею вечности геологической жизни, Р. Моуди, изучавшего опыт людей, переживших клиническую смерть, С. Грофа, посвященные изучению различных состояний сознания человека, Н.П. Бехтеревой по нейрофизиологии мозга и многие другие дают все новые и новые данные для осмысления проблемы жизни, смерти и бессмертия человека. В условиях рациональной цивилизации доказать бессмертие (хотя бы души) человека стандартными логическими и практическими процедурами невозможно, поэтому в области науки исследования жизни после смерти наталкиваются на большие трудности. И.И. Мечников: Цель человеческого существования заключается в прохождении нормального цикла, приводящего к потере жизненного инстинкта и болезненной старости, примиряющей со смертью»5. Мечников считал, что нормальный срок жизни человека – 100-200 лет. Преждевременная старость – это болезнь. Ее надо лечить при помощи «рациональной микробиотики» - науки, которую еще предстоит создать. В начале 20 в. Американский биолог Алексис Карел (Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке) поставил эксперимент: кусочек сердечной мышцы куриного эмбриона поместил в условия, обеспечивающие питание и удаление отходов жизнедеятельности. Эксперимент длился 35 лет, и ткань оставалась живой. Величина кусочка удваивалась каждые 48 часов. Новые слои ткани периодически удалялись для обеспечения питания и очищения. Данный эксперимент показал возможности значительного продления жизни тканей и, следовательно, организмов. Во второй половине 20 в. начала развиваться наука иммортология – наука о бессмертии. Ее основоположником является белорусский ученый А.К. Манеев, разработавший концепцию биополя. Биополе понимается в этой концепции как особая субстанция, которая является причиной всего сущего во Вселенной. Манеев отождествляет биополе с понятием души. Он считает, что биополе хранит, перерабатывает, вырабатывает информацию, осуществляет связь с другими биосистемами. Медико-философские аспекты проблемы рождения и смерти человека Рождение и смерть – начало и конец жизни человека. Медицина с момента своего появления как области человеческого знания была призвана облегчать человеку вхождение в этот мир и всячески продлевать его жизнь, отсрочивать наступление момента смерти. В конце 20 века в области медицины произошли бурные изменения. Формирование самостоятельной медицинской науки трансплантологии, достижения в области фармакологии и развитие медицинской техники значительно расширили возможности медицины в области анестезиологии и реаниматологии, разработка биомедицинских технологий, связанных с репродукцией человека, вмешательством в его генетический аппарат обусловили необходимость пересмотра определений понятия «смерть», поиска решения ряда вопросов, связанных с началом жизни человека, и прежде всего – каковы критерии начала и окончания жизни человека? Медико-философские проблемы рождения человека сконцентрированы в старейшей медицинской проблеме искусственного прерывания беременности – проблеме аборта. В истории человечества всегда были ситуации, когда рождение человека по тем или иным причинам оказывалось нежелательным, а продление жизни человеку, испытывающему страдания, от которых не в силах избавить его медицина, представлялось нецелесообразным. Искусственное прерывание беременности производилось различными методами на протяжении всей истории человеческого рода. Традиционная медицинская этика, основы которой были заложены Гиппократом, запрещала прерывание беременности, рассматривая это как убийство. Вопрос о нецелесообразности лечения больного, которого невозможно вылечить известными медицине средствами, возникал периодически на всем протяжении истории медицины. Древнегреческими врачами он решался как отказ от начала лечения такого больного. Трудность выработки критериев феномена человеческой жизни обусловлена в значительной степени стремлением к их универсализации. Показатели анатомо-физиологического развития человека, по которым, в частности, определяются сроки допустимости искусственного прерывания беременности, в настоящее время вызывают дискуссии в научной среде. В качестве критериев начала и окончания жизни человека рассматривались появление или прекращение сердцебиений, наличие или отсутствие дыхания, пульса, сознания, температура тела. В настоящее время ведущим критерием биологической смерти человека является «смерть мозга», но появление признаков начала деятельности мозга также не является критерием начала человеческой жизни. Деятельность мозга, как материальной основы сознания, психики, социальной и духовной сфер жизни человека, является в современной медицине ведущим критерием жизни человека, человека как биосоциального существа. В современной философии и медицине все большее распространение получает подход к пониманию смерти человека как процессу, проходящему ряд стадий. Все больше научных данных появляется об особенностях не только анатомо-физиологического, но и психического развития человека на внутриутробном этапе его жизни. Они свидетельствуют о наличии у ребенка психоэмоциональных переживаний после формирования нервной системы. Жизнь человека, рассматриваемая как биологическое, социальное, личностное существование, является возможностью, предоставляемой каждому фактом рождения, возможностью в течении жизни реализовать свой человеческий потенциал. Право на жизнь любого существа, уважение к жизни в любой ее форме – эти идеи, проникая в область биологической и медицинской науки, формируют новое отношение к методам диагностики и лечения, способам вмешательства в природную составляющую человека. С точки зрения современной медицины и философии, установление момента смерти человека – это также достаточно сложная проблема. В медицине различают состояния, которые определяются как длительная кома и необратимая кома, клиническая и биологическая смерть. Они отличаются степень происходящих в органах и системах организма человека изменений и обратимостью этих изменений. В соответствии с действующим российским законодательством биологическая смерть считается наступившей при наличии ряда признаков: прекращение сердечной деятельности (в течение 30 минут), дыхания и функций головного мозга, включая его стволовые отделы. Однако, эти признаки не являются достаточными, если они возникли под действием гипотермии организма или лекарственных препаратов, угнетающих деятельность ЦНС, а также для новорожденных и детей до 6 лет. Главным признаком биологической смерти считается смерть мозга, т.к. это единственный орган, функции которого не могут быть замещены средствами современной медицины. К концу 20 века в законодательствах почти всех стран мира смерть мозга стала приравниваться к смерти человека. В связи с тем, что смерть человека в медицине стала отождествляться со смертью мозга, возник ряд медико-философских проблем, в которых на первый план вышел этический аспект: считать ли человека в состоянии необратимой комы человеком в полном смысле слова; имеют ли право другие люди прервать жизнь человека, которая поддерживается только при помощи жизнеобеспечивающей аппаратуры, а кора мозга погибла; признавать ли человека умершим, если мозг погиб, а сердечная деятельность продолжается и многие другие. Известный отечественный врач анестезиолог-реаниматолог А.П. Зильбер, размышляя над проблемами жизни и смерти, высказывает мысль о том, что имеется важное различие – как в моральном, так и в медицинском смысле – между жизнью, поддерживаемой искусственным путем, и спонтанной жизнью. В первом случае мы сохраняем в живом состоянии органы и ткани, потерявшие их естественную жизнеспособность, во втором – существует естественная жизнь, требующая специальных действий для ее поддержания или, наоборот, ее прекращения. Как определить ту грань, которая отделяет необходимость продолжения реанимационных мероприятий от допустимости их прекращения? Медицине известен не один десяток случаев, когда по истечении времени, значительно превышающем объективные критерии наступления биологической смерти, люди возвращались к жизни. С медико-философской точки зрения рассматривается вопрос о целесообразности продления жизни человека с сохранными вегетативными функциями и безвозвратно утраченными интеллектуальными возможностями. Этот вариант жизни получил название «растительная жизнь». Редактор еженедельного британского медицинского журнала «Lancet» Теодор Фокс высказал по этому поводу мысль, что если врач идет на продление жизни, которая теперь уже никогда не будет иметь цели или смысла, его услуга становится жестокой. Р. Фокс отмечает, что многие люди считают жизнь неприкосновенной, но когда количественная сторона жизни предпочитается ее качеству, то это становится ужасным. Особую проблему составляют ситуации, в которых человек, страдающий неизлечимым заболеванием, испытывает невыносимые страдания. Современная медицина обладает большими возможностями для проведения поддерживающей терапии. Но это несомненное благо при неизлечимом заболевании, приносящем сильные физические и душевные страдания, может превратиться в средство продления мучений человека без надежды на исцеление, т.е. в зло. Поэтому в конце 20 – начале 21 века большую актуальность приобрела проблема эвтаназии. В традиционной медицинской этике и деонтологии основополагающим правилом деятельности врача является поддержание жизни человека любыми средствами. Но медицинская деонтология требует также облегчать страдания человека. В ряде случаев медицина сталкивается с ситуациями, когда продление жизни означает продление страданий, а прекращение страданий возможно только при прекращении самой жизни человека. Эвтаназия – это понятие было предложено Ф. Бэконом в 17 в. Оно означает в буквальном смысле «легкая, приятная смерть». Эвтаназия – это намеренное ускорение наступления смерти неизлечимого больного с целью прекращения его страданий (БМЭ, 1986, т.27, с. 555). В подавляющем большинстве стран мира эвтаназия запрещена. В нашей стране вопрос об эвтаназии законодательно определен в «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» (статья 45). Согласно этому закону, автаназия в РФ запрещена в любых ее формах, а лицо, которое побуждает больного к эвтаназии или проводит ее, несет уголовную ответственность. Проблема эвтаназии содержит ряд противоречий, порожденных особенностями культуры общества, его социальными и правовыми нормами, его моралью. В подавляющем большинстве стран мира, включая Россию, эвтаназия в любых ее формах запрещена. Одним из аргументов в пользу принятия обществом такого решения было отсутствие разработанности законодательно-правовой базы этого вопроса. Таким образом, правосознание общества вступает в противоречие с реалиями жизни, Разрешение этих проблем позволит современной медицине и обществу в целом развиваться в направлении расширения прав человека, утверждении ценности добра и человеколюбия в общественной морали, для практических преобразований культуры общества в соответствии с главной целью человечества – сохранением феномена жизни человека на Земле. Проблема ценности и смысла жизни человека. Смысл и ценность жизни – основание выбора жизненного пути человека. Личностный аспект проблемы человека раскрывается в поиске смысла собственной жизни каждым человеком. В поиске понимания смысла жизни человека на всех этапах развития истории человечества вызывает ожесточенные споры. Смысл жизни человека – это философские размышления о цели и предназначенности жизни. Это понятие выполняет регулятивную функцию в жизни человека, т.к. помогает ему осознанно выбрать нравственные ориентиры в жизни, достойно прожить свою жизнь. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в мире, наполненности его бытия тем или иным содержанием. По мнению известного философа XX века Альберта Камю, есть только один фундаментальный философский вопрос: «Стоит или не стоит жизнь ради того чтобы ее прожить?». Смысл жизни человека - это философское размышление о цели и предназначении жизни. Это понятие выполняет регулятивную функцию в жизни человека, так как помогает ему осознанно выбрать нравственные факторы в жизни и достойно прожить свою жизнь. В истории философии существовало 2 главных подхода к проблеме предназначения человеческой жизни: 1)Жизнь человеческого существования в моральных нормах земного бытия 2)Смысл в том, что человек должен попасть в иной мир, избавившись от своих пороков, недостатков и прочего. Этот подход характерен для религиозно-философских теорий. Смысл жизни определяется своим замыслом творца, создавшего саму жизнь. Например, в древнегреческой философии возникло направление эвдемонизм (от греч. «блаженство»). Представители эвдемонизма считали, что счастье является высшей целью человеческой жизни. Они рассматривали счастье как мотив и цель всех человеческих стремлений, при этом счастье понималось как достижение блаженства, переживание удовольствий, причем не только чувственных, но и духовных. Этот идеал счастья человека тесно связан с сократовским идеалом внутренней свободы личности, ее зависимости от собственного внутреннего мира. Стоики считали, что жизнь человека драматична, часто трагична, поэтому человек должен быть мужественным перед реальными угрозами жизни и лицом смерти. Следовательно, смысл жизни состоит в том, чтобы мужественно переносить все беды и страдания, выпадающие на долю человека, сохраняя при этом нравственную чистоту, следуя нравственным идеалам. Смысл жизни, согласно стоицизму, определен природой мироздания, велением Творца, законами социальной истории. Согласно христианству, человек должен стать внутренне свободным, достойным свободы и вечной жизни. Смысл всей истории земной жизни человечества состоит в искуплении и спасении мира. В эпоху Возрождения появляется идея о том, что смысл жизни человека надо искать в самом человеческом существовании, а не в промысле Божьем. Представитель немецкой классической философии И. Кант понимал смысл жизни человека как исполнение им его нравственного долга, который изначально присущ природе человека и следованию им обязательным нравственным законам. Другой выдающийся немецкий мыслитель Г. Гегель считал, что человеческая жизнь только в том случае обретает смысл, если она служит орудием саморазвития и самопознания человеческого духа. В русской философии проблема жизни, ее предназначения, ее ценности была одной из главных. Русские религиозные философы считали, что смысл жизни состоит в подчинении и достижении определенной свыше цели, которая состоит в достижении нравственной свободы. Именно свобода дает человеку возможность подчинить свою жизнь верховному благу. В конце XIX – начале XX века в философии появляется множество новых направлений, в которых развиваются идеи о множественности форм бытия, в том числе бытия человека. В современных социально-философских теориях смысл жизни часто видится в реализации внеисторических (предопределенных Богом) задач или в достижении потребительских стандартов и индивидуального благополучия. Следует отметить и издавна существующую в истории философии идею бессмысленности человеческого существования, человеческих надежд и деятельности, бесполезности человеческой жизни. Например, философские идеи Ж.-П. Сартра. Сартр и его последователи считают, что любая деятельность бессмысленна и абсурдна, т.к. в ней отсутствует какая-либо явная направленность. В философии существует также мнение о том, что смысл жизни установить вообще невозможно. Э. Фромм, рассуждая о человеческой деструктивности, сделал вывод о том, что «ценность жизни может ускользать от человека». Именно поэтому человек становится агрессивным, способным на убийство. Противоположным является мнение о том, что человек имеет врожденное, присущее ему от природы, огромное и неистребимое жизнелюбие. Именно жизнелюбие помогает побеждать тяжелые болезни, причем как индивидуальные, так и социальные. Эти идеи лежат в основе различных теорий гуманистического направления. Сторонники гуманистической философии утверждают: здоровый человек любит жизнь, печаль является грехом, а радость – добродетелью. Поэтому цель человеческой жизни состоит в том, чтобы ощущать влечение ко всему живому и отказываться от всего мертвого и механического. Вопрос о развитии любви к жизни, свободе созидания, о создании необходимых предпосылок для полного обретения смысла жизни ставили многие философы. При этом подчеркивалось величие человека, благородство его натуры, способность откликаться на чужую боль, трепетно относиться к жизни в целом. Примером такого понимания жизни и ее ценности является теория благоговения перед жизнью А. Швейцера – врача, священника, философа. А. Швейцер считал, что человек и мир составляют неразрывное единство. О мире человек знает только то, что все живущее, как и он сам, демонстрирует волю к жизни. Это и рождает благоговение перед жизнью. К этому миру человек может проявить пассивное или активное отношение. С одной стороны, он подчинен тому ходу событий, в соответствии с которым протекает всеобщая жизнь. Но с другой стороны, он способен влиять на жизнь, разрушая ее, или, наоборот, активно поддерживая. Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека. Не о том, «почему?», а о том, «для чего?» живет человек. Человек не может жить, не зная, для чего он живет, и наоборот, «у кого есть Зачем жить, может вынести почти любое Как» (Ницше). Это подтверждается наблюдениями психологов, оказавшихся в качестве заключенных в немецких концлагерях (Франкл и др.), исследованиями мотивации суицидов и суицидальных попыток в развитых странах Европы и Америки и т.д. Не случайно, поэтому возведение рядом экзистенциально ориентированных философов вопроса о самоубийстве в ряд философских: «Есть только один фундаментальный философский вопрос. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить» (А.Камю). Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить три главные: 1)смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных религиозных основаниях; 2)смысл жизни в содействии прогрессу, участии в переустройстве мира на началах добра и справедливости; 3)смысл жизни созидается самим субъектом. Важно отметить, что всем трем подходам присуще стремление к человеческой солидарности и заинтересованность в становлении человеческого в человеке. Личный жизненный смысл, согласно А.Адлеру, не является таковым вообще, ибо «жизнь означает вклад в общее дело». Вместе с тем следует опасаться превращения «общего дела» в общую идею, способную поработить человека извне. Понятие «смысл» тесно связано с понятием «содержание». Смысл жизни проявляется в соответствии с содержанием жизни человека, содержанием тех идей, представлений, убеждений, идеалов и норм, которыми он руководствуется в своем поведении. Смысл жизни конкретизируется в целях жизни, иерархии жизненных ценностей человека. Экзистенциализм объявляет жизнь бессмысленной. Религия определяет смысл жизни как духовное совершенствование для жизни вечной с Богом. Доктор Фауст говорит: «Я богословьем овладел, Над философией корпел, Юриспруденцию долбил И медицину изучил. Однако я при этом всем Был и остался дураком» (Гете. Фауст) Мефистофель и Фауст заключают договор: Фауст получает молодость и вместе с Мефистофелем начинает поиски смысла жизни. Как только он найдет то, ради чего стоит жить и признает это, произнеся слова «остановись, мгновенье, ты прекрасно», договор считается выполненным и душа Фауста переходит к Мефистофелю. Альтруизм – понятие натуралистической антропологии, характеризующее одну из форм общественного поведения человека, осуществляемого ради пользы других. Альтруистическое поведение одного организма приносит выгоду другому организму и наносит относительный вред организму, его реализующему. При этом общая приспособленность данного вида живых существ повышается. Альтруизм может быть неосознанным. Такой альтруизм развивается в эволюции живого посредством естественного отбора. Альтруистическое поведение может быть и осознанным (ожидание ответных благ для самого субъекта или его родственников). Эта форма альтруизма существенно обусловлена культурной эволюцией и типична для человека. Альтруизм играет важнейшую роль в эволюции живого и человека. Сообщества, в которых индивиды проявляют самопожертвование ради пользы других, оказываются более жизнестойкими, чем те, члены которых прежде всего заботятся о собственном благополучии. Проблема свободы, ответственности и необходимости в жизни человека. Вопрос о свободе – один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Проблема свободы связана со спецификой человеческой истории; на разных этапах истории, в различных типах социальности она по-своему осмысливается. Понятие свободы связано с понятиями необходимости, зависимости (независимости), отчуждения, ответственности. Определения этих понятий видоизменяются в соответствии с конкретными социокультурными условиями исторического времени. Проблема свободы рассматривается во взаимосвязи с такими понятиями, как необходимость, зависимость (независимость), отчуждение, ответственность. |