Главная страница

Глобальные проблемы современности и перспективы их решения орган. Теоретические аспекты глобальных проблем современности


Скачать 103.77 Kb.
НазваниеТеоретические аспекты глобальных проблем современности
Дата26.03.2023
Размер103.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГлобальные проблемы современности и перспективы их решения орган.docx
ТипДокументы
#1015043
страница2 из 4
1   2   3   4

1.2 Глобальные проблемы мира и пути их решения



Результат противоречивости общественного прогресса - это прямой процесс глобальных проблем человечества. Проблемы, которые являются глобальными, не всегда возникали в результате деятельности человека в XX веке.

Глобальные проблемы - это те проблемы, которые затрагивают проблемы всего человечества, и, которые влияют на ход развития экономики и социальной сферы, экологию, политическую стабильность.

Очень важно понимать, что глобалистика тщательно исследует проблемы современного мира, так как основываются на философии и научно-технической базе. Философия дает объяснение, что их возникновение не случайность, а закономерность, связанная с прогрессом в обществе и влияющая на развитие человечества.

Проблема угрозы ядерной войны возникла в результате того, что началась «гонки вооружений» во второй половине ХХ века. На данный момент у всех крупных государств имеется ядерное оружие, и поэтому, существует реальная угроза уничтожения отдельных государств.

Деградацией мировой экосистемы является экологический кризис. Он возник в результате того, что люди нерационально используют природные ресурсы и загрязняют природу отходами своей же человеческой деятельности.

Проблема мирового океана объясняется тем, что серьезные истощения природных запасов питьевой воды уменьшаются, но это не единственное ее проявление - на грани вымирания находятся многие представители экосистемы океана, а также элементы его флоры, обеспечивающие его стабильность. Поэтому, решая данную проблему необходимо направить все силы на сохранение экосистемы мирового океана. Некоторые ученые дают следующие предложения:

- запретить утилизировать ядерные и атомные отходы на территории мирового океана,

- защитить рекреационные ресурсы, рационализировать мировое экономическое хозяйство и выделение отдельных специальных зон для нефтедобычи и рыбоводческих предприятия;

- совершенствовать промышленные комплексы, которые расположены в районе береговых зон, в области фильтрации и утилизации отходов5.

Основные глобальные проблемы современного общества:

- угроза третьей мировой войны;

- экологическая проблема;

- демографический кризис;

- проблема использования мирового океана;

- проблема истощения энергетических запасов и сырьевых ресурсов;

- коронавирусная инфекция COVID-19.

Таким образом, у человечества множество глобальных проблем, которые могут в итоге привести к его гибели. Решить эти проблемы можно только в том случае, если консолидировать усилия, в противном случае усилия одной или нескольких стран будут сведены к нулю. Таким образом цивилизационное развитие и решение проблем всеобщего масштаба возможны только в том случае, если выживание человека как вида станет выше экономических и государственных интересов.

Глава 2. Влияние и последствия пандемии COVID-19: социально-экономическое измерение

2.1 Пандемия как среда обитания человек


Взаимодействие человека с природой, технологиями и культурой в современном мире чрезвычайно динамично и противоречиво. Возникают новые телесные практики, приводящие к обесцениванию человека как биосоциокультурного существа. Человек пытается властвовать над природой, осваивает, преобразовывает её и заставляет служить собственным потребностям, но в результате подобных действий он оказался перед сложными природно-социальными проблемами современности, такими как озоновые дыры, парниковый эффект, разрушение экосистем, исчерпание ресурсов производства, энергетический кризис, загрязнение космоса и тому подобное. Современный человек оказался перед угрозой масштабной цивилизационной катастрофы.

Среди многих глобальных проблем человечества особое место занимает пандемия. Пандемия - это не более «естественное» явление, чем голод, засуха или текущий климатический кризис. Современная пандемия коронавируса обнажила кризисы в области здравоохранения, которые не являются новыми, а быстрое и радикальное вмешательство государства, кажется, пока недостаточно инновационно. В нынешнем кризисе пандемии коронавируса граждане разных стран постоянно сравнивают реакцию и эффективность действий своих правительств с деятельностью правительств других государств. Сегодня каждое государство стоит перед выбором между стремительным распространением пандемии и нормальным функционированием экономики, безуспешно решая, можно ли продолжительными карантинами и вынужденными локдаунами спасти ситуацию. Что составляет для общества большую угрозу: неработающая экономика или риск заражения большого количества людей? Кризис коронавируса оправдывает опасения антиглобалистов: закрытые аэропорты и самоизолированные лица, похоже, являются земным нулем глобализации, а признаком солидарности стала дистанция, масочный режим и вакцинация6.

Пандемии трансформируют общество, часто становятся причиной неожиданных и радикальных социальных изменений, травмирующих социальный организм подобно тому, что медицинские работники называют телесной или психической травмой - неожиданное и болезненное внешнее или внутреннее воздействие. Социальная травма связана с разрушением основ, привычных символов, содержаний и значений социокультурной реальности. Радикальные трансформации являются травмирующими, потому что они неожиданны и всеобъемлющи - проходят через все сферы общественного устройства, включая повседневную жизнь человека.

Огромный всплеск смертности, связанный с конкретной причиной, вызывает экзистенциальную заботу и страх, усиливающийся апокалипсическими картинами с безлюдными улицами городов и переполненными больницами. Как при таких обстоятельствах люди должны действовать в социуме, как вести себя, что запретить, что считать недопустимым преступлением перед человеком и социумом?

Пандемия является одним из спутников человечества с давних времен, несмотря на развитие медицинской и фармакологической науки. В качестве причин возникновения пандемий называются разные обстоятельства: сакральные (нарушение божественных законов), бытовые (антисанитарные условия), цивилизационные (технократическое вмешательства человечества в окружающую среду), демографические (перенаселение земного шара) и другие1. Поэтому феномен пандемии требует комплексного постижения специалистами в области медицины (эпидемиологии, диагностике и т.д.), социологами, философами. Предметно-концептуальный философский анализ феномена пандемии возможен путем артикуляции его культурно-генетических основ, системно-структурных признаков и концептуальных аспектов социальной динамики, он может осуществляться с использованием методологических возможностей феноменологии, структурализма, диалектики, герменевтики, компаративистики. Феноменология даёт возможность очертить предметный горизонт исследования с последующим применением структурализма, эксплицирующего бинарные оппозиции («здоровье/болезнь», «человечество/окружающая среда», «система/антисистема»). Диалектический метод помогает раскрыть внутреннюю противоречивость во взаимодействии биоценоза и антропоценоза и показать социальную динамику пандемий. Герменевтический аспект исследования состоит в междисциплинарном характере исследования и необходимости толкования ряда понятий (биоценоз, антропоценоз, техника и т.п.). С помощью компаративистики можно раскрыть особенности некоторых составляющих пандемии (экстремальная и предельная ситуации). Б. Черкасский отмечает, что «эпидемическому процессу, как и любому качественно обособленному материальному объекту, свойственны специфические законы возникновения, развития и прекращения, которые, однако, подчиняются более общим законам системного единства природы и общества»7.

Исследователь формулирует ряд законов эпидемиологического процесса. Первый - закон единства биологического и социального, согласно которому система эпидемического процесса возникает и функционирует как взаимодействие двух подсистем - биологической и социальной -и не сводится ни к одной из них. Второй - закон соотношения функций биологического и социального, где социальная подсистема является определяющей в их отношениях, но биологическая не является при этом пассивной. Третий -закон соответствия биологической подсистемы социальной подсистеме, что указывает на конкретность, сингулярность существование различных эпидемических процессов, изменения в социальной подсистеме вызывают изменения в биологической. Четвертый - закон прямых и обратных связей в системе эпидемического процесса, согласно которому, чем более интенсивно влияние эпидемического процесса на общество, тем более интенсивна обратная реакция целенаправленных мер по ликвидации этого влияния. Пятый - закон системной организации эпидемического процесса - системное единство проявляется в закономерной и постоянном взаимодействии всех уровней, подсистем и элементов.

Между эпидемией и пандемией существует ряд различий. Эпидемия является массовым поражением значительной части населения или отдельных его контингентов инфекционной болезнью в определенном времени и пространстве3. Понятие эпидемии включает в себя целый ряд других: эпидемическая тревога, эпидемический порог, нормативный показатель заболевания, эксплозивная (взрывная) эпидемия, торпидная (вялая) эпидемия, количественные показатели эпидемии. Феномен пандемии представляет собой глобальную социально-экологическую эпидемиологическую систему, обеспечивающую сохранение и распространение инфекции в планетарном масштабе.

Таким образом, отличия пандемии от эпидемии касаются масштабности (эпидемия существует в пределах одной страны, пандемия может охватывать ряд стран), темпоральности (эпидемия возникает чаще, чем пандемия), взаимосвязи вирусов (эпидемия может формироваться на базе предыдущего вируса, пандемия возникает в результате становления нового варианта вируса), скорости распространения (скорость эпидемии определяется развитием внутригосударственной транспортной инфраструктуры, скорость пандемии - масштабами международных транспортных средств), территориальности. Начало пандемии дают эпидемии, возникшие на территориях отдельных стран, уровень заболеваемости при пандемии значительно выше, чем в период эпидемии, имеются особенности завершения (конец пандемии не означает конца эпидемии), отличается уровень смертности (во время пандемии он в разы выше).

С позиций цивилизационного подхода С. Шах предлагает шесть причин возникновения пандемий в современном мире - транспортная система, перенаселенность, урбанизация, социальные контакты, массовость, коррупция. В контексте цивилизационного процесса важную роль играет система капиталистических отношений, раскрывающаяся в ряде аспектов, - экономическом (общественно-экономическая формация), праксеологическом (средство взаимодействия с миром), духовно-идеологическом (религиозность, либерально-демократические ценности, абсолютность), экстенсиональном (распространение как средство существования капитализма, унификация, массовость), кратологическом (власть техники)8.

В философско-антропологическом аспекте невозможно рассматривать феномен пандемии вне осознания того, как болезнь покоряет себе человека, и благодаря чему человек способен осуществлять сопротивление. Современный мир называют человекомерным, очерчивая определенные горизонты понимания человека в современной философии. М. Шелер в работе «Положение человека в космосе», показал, во-первых, что каждая историческая эпоха формирует определенный образ человека, во-вторых, что именно этот образ определяет понимание здоровья и болезни. Идеи М. Хайдеггера в работах «Бытие и время» и «Вопрос о технике» раскрывают особенности антропоценоза. Характерные черты антропосферы могут быть раскрыты через такие экзистенциалы, как бытие-в-мире, забота, присутствие, бытие-с-другими, бытие-к-смерти и тому подобное. Что касается техносферы, то рядом с экзистенциалами, описанными в «Бытии и времени», артикулируются такие составляющие, как инструментальность, каузальность, выпадение, риск, производство. Постижение пандемии возможно на пересечении различных дискурсов: эпидемиологического, вирусологического, фармацевтического, экономического, политического, аксиологического и экзистенциального. Рассмотрение цивилизационного основания в оппозиции «человечество/окружающая среда» непосредственно приводит к проблематике пандемии в контексте современных глобальных процессов и того, что под этим влиянием происходит с человечеством.

Техносфера, очевидно, является результатом активности этноценоза. Предел социо-, техно- и биосферы лежит не только вне человеческих тел, но и внутри них, поскольку человеческий организм является частью природы. Отсюда следует понимание Л. Гумилевым этноса как реального момента взаимодействия социального и биологического, как корпускулярной системы, которая для самосохранения дополняет себя жесткими системами, такими как государство, армия, различные кланы и т.д. Столкновение биоценоза и антропоценоза через посредство техники даёт определенную интерференционную картину в виде пандемии, которая пролегает именно через человеческие организмы, инициируя в них разрушительные летальные процессы. Биоценоз и антропоценоз включают в себя как жесткие, так и дискретные структуры в биологическом аспекте. Кроме того, следует обратить внимание на необходимость вписать в эту часть системного подхода аспекты фундаментально-онтологической разметки антропоценоза и техники.

В контексте идей М. Хайдеггера повседневное бытие (das Man) раскрывается через экзистенциалы «падения» (das Verfallen), «заброшенности» (die Geworfenheit), «разговоры» (das Gerede), «интерес» (die Neugier), «двузначность» (die Zweideutigkeit) и может толковаться как дискретная структура. Дискретные структуры обеспечивают систему пластичностью, подвижностью, гибким приспособлением к переменам. М. Хайдеггер отмечает, что в феномене повседневности действует посредственность как его фундаментальная экзистенциальная черта. То, что имеет значимость среди людей, а что не имеет, что считается успехом среди людей, а что нет - все это предполагает определенное усредненное понимание. Эта посредственность нивелирует все оригинальное, сокровенное, не имеющее здесь никакой силы. Посредственность уравнивает все бытийные возможности, поэтому феномен «люди» облегчает любое присутствие в повседневности3. Это не является чем-то отрицательным, таким, что может быть преодолено, поскольку присутствие (Dasein) существует в этом открытом мире усредненного. Разговоры являются понимающим отношением к миру в повседневности, это определенный бытийный образ бытия-один-с-другим, воплощающий гибкое приспособленное взаимопонимание.

Перейдем к артикуляции жестких структур в рамках фундаментально-онтологического толкования антропоценоза и техники. Повседневность проинтерпретирована как дискретная структура, которая благодаря собственной гибкости, пластичности, помогает бытию-в-мире взаимодействовать с бытием-с-другими. Повседневность обеспечивает живучесть бытия-в-мире, но не повышает уровень его организации и эффективности, за последнее отвечает жесткая структура. Это способна образовать только такая структура как присутствие (Dasein). Представляется, что именно присутствие является жесткой структурой бытия в мире. В отличие от повседневности с ее экзистенциалами «падения», «заброшенности», «разговора», «интереса», «двузначности», присутствие раскрывается через такие структуры как «совесть» (Gewissen), зов (Ruf), «вина» (Schuld), «бытие-к-смерти» (das Sein zum Tode). Именно они способны вернуть человека к главному вопросу - вопросу о бытии, который всегда является вопросом о бытии конкретного человека. Если в состоянии публичности из-за «разговора», «двузначности» человек приспособится к миру, то по зову совести он способен вернуться к самому себя. Зов совести прерывает то, что должно прислушиваться к себе, но в силу публичности, прослушало и не поймало скрытый шепот бытия. Зов совести не даёт справок о мировых событиях, не призывает к диалогу с собой, но осуществляет самое главное - выводит бытие-в-мире в его собственные возможности.

Жесткой структурой в технике предстаёт постав, его сущность М. Хайдеггер характеризует, во-первых, как сосредоточенное на себе установление действительности, оставляющее истину собственной сущности в забвении, во-вторых, как развертывание существующего в виде складывающегося-наличия, в-третьих, как опасность, в-четвёртых, как риск. Опасность, о которой идет речь, определяется не столько теми бедами и лишениями, повсеместно оказывающими давление на человечество, сколько оставлением истины собственного бытия в скрытом. Постав как риск - это вызов для человечества. Дело в том, что технику невозможно взять волевым усилием под контроль. Если сущность техники - само бытие, то она никогда не подчинится человечеству. В противном случае человек был бы господином бытия. Но ведь техника не может существовать вне существования человека. Поэтому для воплощения истины собственного существования она постоянно призывает человека. Настоящее величие человека и техники - в том, что они принадлежат сущности бытия, которое требует от них сохранения сущности бытия в его истине. Открытые системы являются непрерывно осуществляющими обмен с окружающей средой, способны получать энергию и обмениваться как положительной, так и отрицательной энтропией (негэнтропией). То есть благодаря такому взаимодействию система способна, с одной стороны, испытывать состояние неопределенности, с другой, упорядочиваться, исходя из новых условий существования. В биоценозе в качестве открытых систем могут быть рассмотрены организмы, устойчивость которых возможна при условии непрерывного поступление к ним энергии и веществ из окружающей среды. Клетка представляет собой яркий пример существования открытой системы9.

Пандемия COVID-19 стала настоящим «черным лебедем», повергшим мир в шок. Она идет уже полтора года, и конца и края не видно ни в России, ни в подавляющем большинстве других (в том числе развитых) стран.

Почему пандемия стала шоком - понятно. Очень быстро выяснилось, что коронавирус поражает не только бедных, но и богатых; также очень быстро выяснилось, что быстро лекарство от него найти не удастся. А ведь жизнь человека на Западе сегодня ценится необычайно высоко - гораздо выше, чем в условной Африке, условном Китае или даже в России. При этом выяснилось, что власти большого числа стран (бедных, богатых, демократических, не очень демократических...) совершенно не представляют, как вести себя в такой ситуации Пандемия COVID-19 - это смерть 200 тысяч человек в России и 4 миллионов по всему миру. Пандемия - это еще и ухудшение самочувствия огромного числа людей: проблемы с сердцем, с почками, дистресс-синдром, дыхательная недостаточность... Головокружения, потеря аппетита, изменение работы вкусовых рецептов - это тоже последствия COVID-19 (или - в редких случаях - вакцинации против COVID-19). Но не только!

Пандемия повлияла на все - на промышленность, на строительство, на торговлю, отрасли - вроде туризма, спортивной индустрии, сферы общепита - вообще оказались под угрозой если не исчезновения, то по меньшей мере продолжительной дисфункции... У пандемии множество самых разнообразных негативных социальных последствий.

Экономист Ю.Шмакова из Вологодского научного центра Российской академии наук не так давно сделала интересный обзор, посвященный как раз этим самым негативным социальным последствиям. Она изучила более 3000 ссылок и 100 научных публикаций на различных языках (англ., нем., кит. и пр.) и сформировала перечень наиболее часто встречающихся пост-covidных осложнений. Среди прочих физиологических и психологических проблем:

- симптом выраженного стресса (в Италии от него страдает более 22% населения),

- постоянная тревога (в Италии - более 20%, в Китае - более 35%, в Великобритании - все 50%),

- проблемы со сном (в Италии - более 7%, в США - более 15%).

Среди социальных проблем личностного свойства:

- стали чаще случаться акты семейного насилия (в Китае частота обращений в полицию выросла в 3 раза, во Франции - в 1,3 раза),

- ухудшилась статистика и по злоупотреблению алкоголем.

При этом ухудшилась статистика по обращению в психиатрические службы:

- 33% людей, совершивших акты насилия, имели различные психиатрические симптомы.

Все это будет иметь большие последствия - для граждан, для института брака, для медицинских учреждений, для пенитенциарной системы.

Среди социальных проблем экономического плана важное место во всем мире занимается проблема самочувствия и выживания как такового людей с низкими и/или нестабильными доходами. На долю подобных людей даже в развитых странах приходится от 5 до 20% населения, и, конечно, их положение в пору пандемии резко ухудшилось: кто-то потерял работу, кто-то не имел возможности получить достаточную медицинскую помощь в силу отсутствия страховки, кто-то оказался в изоляции в более чем стесненных или откровенно неудовлетворительных жилищных условиях.

Конкретно в России ситуацию ухудшило то, что ни наша система здравоохранения, ни наша инфраструктура в принципе оказались не готовы к такому «шоку», как пандемия. Очень тонко это подметил выдающийся ученый-географ В.Каганский, обратив в одном интервью внимание как проблемы, связанные строго с пандемией, так и на общие проблемы развития страны:

Переезд за город возможен либо временно, либо если загородная местность предоставляет набор городских базовых услуг - образование и медицину. В России сохранение сельского расселения зависит от сохранения медицинской и образовательной инфраструктур. 

Современные биологические исследования позволяют сделать вывод, что между деятельностью ценностного сознания и телесностью человека существует связь. Воздействие внешних факторов изменяет переживание чувств и эмоций, что приводит к изменению ценностного сознания. В кризисных ситуациях ценности основываются на негативных чувствах и эмоциях. Затянувшийся процесс пандемии стал причиной серьёзных последствий, приведших к искажению чувственно-эмоциональных переживаний, изменению понимания человеческого бытия и отношения к здоровью под влиянием неблагополучия, исходящего от окружающей среды и к деформации ценностного сознания. Философия способна найти общий знаменатель для разнородных направлений в изучении пандемии. Феномен пандемии имеет особое значение для философии культуры и философской антропологии, изучающих взаимосвязь человека, культуры и социума.
1   2   3   4


написать администратору сайта