Главная страница

«История формирования культуры международных отношений у студент. Теоретические основы формирования культуры международных отношений у студентов вуза 5


Скачать 53.53 Kb.
НазваниеТеоретические основы формирования культуры международных отношений у студентов вуза 5
Дата01.09.2021
Размер53.53 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла«История формирования культуры международных отношений у студент.docx
ТипДокументы
#228597
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава 1. Теоретические основы формирования культуры международных отношений у студентов ВУЗа

1.1 Педагогические основы формирования культуры межнационального взаимодействия у студентов вузов



Международные правовые акты и российские правовые документы выводят на уровень первостепенных задач человечества проблему воспитания молодежи в духе мира, гуманизма, толерантности и уважения прав и свобод человека независимо от его расы, национальности, языка.

В наши дни ведущими и прогрессивными вузами мира предпринимается введение учебных планов, предусматривающих изучение различных этнических культур и традиций мировых религий. Однако изучение культур различных народов нельзя ограничивать разовыми образовательно-воспитательными мероприятиями, необходимо систематически знакомить молодежь с многообразием этнокультур и формировать у них осознание причастности одновременно к своему этносу и сообществу равноправных народов.

Изучение вопроса межэтнических отношений имеет продолжительную традицию. Основоположниками этого направления по праву считают Г. Гарфинкеля, В. Вундта, Э. Богардуса, которые занимались разработкой теоретических аспектов анализа этнического сознания. Г. Гарфинкель выявил бессознательный или не полностью осознаваемый этнический «образ в себе», который заключается в том, что люди строят свои взаимоотношения на основе моделей, о которых даже не подозревают.1

Открытие Г. Гарфинкелем понятий о внутренних и внешних представлениях этноса позволило современным исследователям выделить категорию «этнические стереотипы» с делением на автостереотипы и гетеростереотипы. Заслугой В. Вундта является разработка этнопсихологического направления.2

В своих трудах он заложил основы системы психологии этносов, в дальнейшем его идеи легли в основу концепции структурализма в этнопсихологии. Методологическая основа была существенно дополнена Э. Богардусом.3

Разработанная им шкала «социальной приемлемости (дистанции)» до настоящего времени в модифицированном виде используется исследователями. Теоретико-методологические подходы к изучению межэтнических отношений были существенно дополнены во второй половине ХХ в.

В отечественной науке в 1960–1970-е годы наиболее содержательными были исследования академика Ю. В. Бромлея [6]. Ю. В. Бромлеем была проведена большая работа по изучению исторического развития наций, формирования национальных культур, особенностей национальной политики государства и состояния межэтнических отношений в государстве. На схожих теоретических позициях основывались и работы В. И. Козлова, Н. Н. Чебоксарова.4

С середины 1960-х до начала 1990-х гг. под руководством Ю. В. Арутюняна, О. И. Шкаратана, Л. М. Дробижевой, А. А. Сусоколова были реализованы исследовательские проекты в Таджикистане, Узбекистане, Прибалтике, Грузии, Москве, Краснодарском крае и других регионах страны, где рассматривались межнациональные контакты на разных уровнях общественной жизни.5

На рубеже 1980–1990-х гг., когда стала очевидной необходимость проведения преобразований в сфере национальной государственной политики, главные усилия были сконцентрированы на решении вопроса гармонизации межэтнических отношений. В эти годы в сферу теоретического и эмпирического анализа вошли следующие проблемы: национальное самосознание, национальная самоидентификация и методология их анализа (В. А. Тишков6, Ж. Т. Тощенко7 и др.), межнациональные конфликты, проблемы неравенства в этносоциальном пространстве России (Л. М. Дробижева8), этносоциальная толерантность и российская ментальность (Н. Г. Анциферова, А. А. Еромасова и др.).9

В трудах психологов нашли отражение проблемы формирования культуры межэтнического общения и взаимодействия: Н. М. Лебедева10; Т. Г. Стефаненко11; Г. У. Солдатова12 и др.).

В педагогических исследованиях проблема формирования культуры межнационального общения исследуется на уровне подрастающего поколения.

В частности, рассматриваются такие вопросы, как культура межнационального общения в студенческой среде13 и др.

Современные исследования межнациональных отношений часто базируются на понимании диалога как необходимого условия межнационального взаимодействия и поиска компромисса в решении взаимно значимых проблем, предполагающих равноправное взаимодействие сторон.14

Фундаментальное изучение диалога представлено в трудах М. М. Бахтина, Г. Я. Буша, М. С. Кагана и др. Г. Я. Буш, анализируя проблемы диалогики, утверждает, что диалогические отношения являются универсальным и необходимым условием бытия человека, формой становления и раскрытия его сущности. Только правильно построенный диалог создает атмосферу взаимопонимания, доверия, открытости.15

При этом главным в развитии межнациональных отношений признается диалог культур. К проблеме диалога культур в своих исследованиях обращаются И. А. Василенко, Н. В. Кокшаров, Б. Д. Парыгин, В. М. Розин, П. В. Сысоев, Е. В. Хлыщева, И. O. Шайтанов и др. Многие ученые отмечают, что в роли посредника, который создает поликультурное пространство, выступает образовательная организация, в том числе и вуз.16

Образование призвано активно формировать общественный менталитет, понимание целей и задач развития общества. Результатом диалога культур должно быть снятие напряженности, создание обстановки взаимного доверия и уважения.17

Являясь интегральным результатом нравственного и интернационального развития личности, культура межнационального общения осуществляет две социальные функции:

 дает образец поведения в инонациональной среде и критерии для его оценки;

 воспитывает желание поступать согласно образцу.

В таком случае личность, претендующая на высокий уровень культуры межнационального взаимодействия, должна обладать следующими характеристиками:

 интернационалистским сознанием, испытывать чувство принадлежности к единой стране;

 уважительно относиться к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, традициям и обычаям;

 уметь освобождаться от псевдо-национальных предрассудков;

 иметь естественную потребность применять на практике нормы и правила культуры межнационального общения.18

Под формированием культуры межнационального общения мы понимаем организованный, планомерный, целенаправленный и поэтапный процесс присвоения личностью производимой культурой идеальной предметности в контексте становления культуры межнационального общения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к студентам.

Таким образом, анализ научной литературы позволяет утверждать, что проблема формирования культуры межэтнического общения и взаимодействия по своей сути является междисциплинарной и комплексной.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта