Нравственно-этическое воспитание студентов. на сайт. Теоретические основы нравственноэтического воспитания студентов 5
Скачать 66.67 Kb.
|
«Механизмы» нравственно этического воспитанияЭффективное нравственно-этическое воспитание осуществляется только как комплексный педагогической процесс, действующий в соответствии с нормами общечеловеческой морали, организацией всей коллективной, трудовой и образовательной деятельности студентов с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно качественной и целостной личности в единстве ее сознания, нравственных чувств, способностей, совести, привычек, нравственной воли, навыков, социально значимого поведения. Основной категорией нравственно-этического воспитания, по мнению Б.Т.Лихачева, является осознание нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Моральные нормы трансформируются в субъективную мораль, только благодаря их чувственному освоению студентом [11, с.26]. Оценка нравственного чувства как фундаментального принципа не означает пренебрежения нравственным сознанием. Нравственное мышление является субъективной движущей силой развития нравственного сознания. Нравственное мышление заключает в себе процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, взглядов, нравственных действий, их анализа, оценки, принятия моральных решений. Нравственные чувства, сознание и мышление служат базой и стимулом проявления нравственной воли. Реальная нравственность личности существует в совокупности нравственной воли и действенно практического отношения к миру. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация переживание осмысление и понимание ситуации и мотивов выбор и принятие решения стимул поступок. Слабо развитая личность не склонна к глубокому осмыслению ситуации, что заставляет ее принимать случайные решения. Выбор поведения осуществляется ей под заданным влиянием масс, воздействием случайных внешних факторов, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов вызвана силой действия чувств, сопутствующих ситуации. Смысл воспитания у студентов нравственной воли в том, чтобы научить их контролировать себя, помочь в обретение внутренней свободы, осуществления непреклонного выбора действий в соответствии с чувством морали и убеждений, утверждения моральных норм поведения в обществе. Нравственность личности выражается в сознательном следовании моральным принципам и в стандартных формах нравственного поведения. Нравственно-этическое воспитание помогает студенту прийти к самоуправлению, саморегуляции, владению собой, поведению внутренне осмысленному, обусловленному нравственным чувством и сознанием. Таким образом на протяжении всего процесса обучения учащийся находится на разных уровнях контроля собственного поведения. [21] На основе привычного поведения, под систематическим педагогическим воздействием у студента совершенствуется нравственное мышление. В единстве с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли развиваются положительные качества личности. Эти свойства и черты характера представляют собою психические трансформации, которые возникают в результате активных взаимоотношений студента с обществом в системе образования. Высшей ступенью нравственного поведения стоит считать сознательный самоконтроль, сохранение твердости, верности моральным убеждениям, особенно в неординарных и кризисных ситуациях. Такие ситуации постоянно возникают в жизни, что позволяет совершенствовать качественное развитие личности и проверить на прочность свою нравственную волю. [10] Появление противоречий во взаимоотношениях студентов с внешним миром и между собой является почвой для возникновения напряженности переживаний. Не стоит рассматривать непоследовательность в поведении и сознании студентов как явление случайное или только как результат недоработок в нравственно-этическом воспитании. Вот несколько причин, по которым учащиеся могут не соблюдать моральные правила: Некоторые правила могут быть неизвестны учащимся. Причина простая, как и способ ее решения – достаточно его озвучить; Не умеют соблюдать известные правила. Не имея представления, как он может повести себя в сложившейся ситуации соблюдая известное правило, учащийся столкнется с вынужденным несоблюдением такового правила. В данном случае недостаточно проговорить само правило, необходимо объяснить или продемонстрировать модель поведения для его соблюдения; Знают правила и способы их выполнения, но не соблюдают. Некоторые правила студенты считают ненужными или неважными для соблюдения. Кроме того, из-за отсутствия в обществе единства в предъявляемых требованиях, студенты так же могут не придерживаться правил. И самый очевидный вариант, невыполнение правила происходит из-за низкого качества личности, а именно из-за лени, отсутствия самоконтроля действий привычки к волевому усилию. Сама суть нравственного становления личности заключается в преодолении студентом внешних и внутренних противоречий. Черты характера и качества личности формируются в бесконечном потоке повторяющихся ситуаций и преодолении новых. Нравственно-этическое воспитание – не запоминание моральных норм и бессмысленная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс взаимоотношений, взаимодействий, принятия решений, выборов волевых усилий в пользу соблюдения моральных норм, процесс самоопределения и самоконтроля в соответствии с ними. Усилия педагога должны сосредотачиваться на умелом разрешении возникающих противоречий вместе с подопечными и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения. В нравственно-этическом воспитание есть свои конкретные цели. Они определяются преобладающими социальными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно здоровой цельной личности студента, что определяет направление и структуру всего процесса нравственно-этического воспитания. Сложность процесса нравственно-этического воспитания в том, что его организация – это в то же время организация всей студенческой жизни подопечных, всей их деятельности и взаимоотношений. Процесс осознанной моральной реализации осуществляет и углубляет нравственно-этическое воспитание. Процесс нравственно-этического воспитания эффективен только в том случае, когда педагог имеет обратную связь об эффективности воспитательных воздействий и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Получить обратную связь педагог может только в случае взаимодействия со своими подопечными, наблюдения за атмосферой в созданном коллективе. Научно обоснованное отношение к процессу нравственно-этического воспитания состоит из способности видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида деятельности студентов, любого жизненного отношения. При учете данных ситуаций у педагога появляется реальная возможность эффективно осуществлять нравственно-этическое воспитание, делая его органичной частью целостного процесса обучения подопечных. Студенческий возраст - важнейший этап в формировании личности будущего специалиста. Помимо общепринятых социальных норм поведения и правил, будущий профессионал знакомится с особенностями поведения выбранной специальности. [2] Таким образом, процесс нравственно-этического воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, овладев необходимыми психологическими и педагогическими знаниями, педагог может оказывать влияние на подопечного и способствовать формированию моральных представлений, устойчивой нравственной воли и культуры поведения. |