Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика нравственно-этического воспитания

  • Нравственно-этическое воспитание студентов. на сайт. Теоретические основы нравственноэтического воспитания студентов 5


    Скачать 66.67 Kb.
    НазваниеТеоретические основы нравственноэтического воспитания студентов 5
    АнкорНравственно-этическое воспитание студентов
    Дата23.02.2022
    Размер66.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлана сайт.docx
    ТипДокументы
    #371029
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    Вывод по Главе 1


    В первой части мы рассмотрели основные психолого-педагогические принципы нравственно-этического воспитания студентов и выяснили, что студенческий возраст является наиболее благоприятным периодом для углубления и улучшения качества личности не только для успешной социализации учащегося, но и для повышения уровня личной морали будущего специалиста.

    Также, как следует из первой главы педагогический процесс должен быть сосредоточен на формирование таких психологических свойств личности, как ответственное отношение к принятию решений, устойчивый нравственный выбор, мотивы осознанной деятельности и морального поведения, убеждения в социальной обусловленности взаимоотношений людей.

    Педагоги оказывают огромное воспитательное воздействие на личность студента, который находится только в самом начале пути своего реализации в качестве специалиста. Огромной ответственностью наделены педагоги, так как именно в их руках находится власть привить подопечному осознание нравственных норм и помочь в формировании необходимых качеств..

    Во второй части работы речь пойдет о формах и методах нравственно-этического воспитания студентов. Существует огромное разнообразие педагогических практик, способствующих развитию у обучающихся чувства долга и ответственности перед собой и другими людьми за соблюдение моральных норм.

    Глава 2. Методы нравственно-этического воспитания студентов

      1. Общая характеристика нравственно-этического воспитания


    Методы нравственно-этического воспитания являются своеобразным инструментом в руках педагога. Они осуществляют организационные функции процесса нравственно-этического развития и совершенствования личности. Целенаправленное воздействие на студентов реализуется с помощью методов нравственно-этического воспитания. С их же помощью организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их опыт личности.

    Однако какими бы великолепными ни были сами методы, многое зависит от квалификации и желания педагога-наставника. Ведь не зря говорят, плохому танцору все мешает. Педагогу необходимо не просто знать о существовании методов или находиться в другой крайности и рассчитывать только на свой энтузиазм. Для положительного результата преподаватель должен оттачивать свое мастерство, отрабатывать методы воздействия на практике, повышать свою квалификацию, постоянно пополнять свои знания в данной области при этом сохраняя желание помогать студентам развивать их личность. В этом случае необходимо воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды влияния являются основными составляющими компонентами процесса нравственно-этического воспитания. И если педагог по какой-либо причине упустит из вида хоть одну составляющую, то организованное и управляемое формирование и самообразование личности в какой-то мере уступит стихийному. Следовательно, в конечном итоге цель и задачи нравственно-этического воспитания не смогут быть полностью достигнуты и успешно решены.

    Выбор методов нравственно-этического воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта, а также от индивидуальных особенностей студентов. [20]

    Характер методов нравственно-этического воспитания меняется по мере развития коллектива. Если коллектив еще не сформирован, педагог пользуясь авторитетом выдвигает твердые и категоричные требования ко всем студентам. Как только в коллективе значимую роль начинает играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение подопечных, советуется с ними.

    Воспитательная работа проводится не только со всем коллективом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель совместной работы – совершенствование личности каждого студента. Этой цели подчиняется вся система образования, в том числе и область нравственно-этического воспитания. Создание коллектива – это всего лишь наиболее действенный путь построения личности.

    Коллектив, организованный педагогом, является механизмом в формировании нравственных качеств и чувств студентов. Развитие личности студента благодаря коллективу осуществляется так же и в момент решения коллективом социальных задач, так как приводит к взаимоотношениям в группе и повышению степени общение.

    Участники коллектива, оставаясь его членами также могут являться участниками других объединений, что приводит к расширению социальных связей и смене социальных ролей. Многие студенты оказываются в ситуации, когда им необходимо уметь ориентироваться, сочетать и переключаться в разные «режимы» взаимоотношений. Помимо прочего из-за повышения степени общения происходит и разностороннее развитие личности, в том числе и умственное.

    Кроме того, стоит учитывать и разновозрастные контакты, так как участники коллектива благодаря единству образовательного пространства будут находиться в контакте со студентами разных курсов и специальностей, что благотворно влияет на развитие личности студентов. При учете всех вышеперечисленных условий созданный студенческий коллектив будет выступать средством нравственного развития каждого участвующего в этом студента. [14]

    И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, объяснительно-репродуктивные и проблемно-ситуативные, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства.  В процессе нравственно-этического воспитания широко используются такие методы как: упражнение и убеждение.

    Упражнение обеспечивает развитие и закрепление необходимых навыков и привычек, воплощение умений и привычек на практике. Используя этот метод, педагог в целом воздействует на личность. Убеждение направлено на формирование этических понятий, на разъяснение моральных принципов, на развитие этических идеалов. Для активации нравственного развития и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и моделей поведения используется проблемно-ситуационный метод. В различных ситуациях, умело подобранных и созданных педагогом, учащиеся самостоятельно решают нравственные задачи, возникающие противоречия. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее полученные нравственные знания и соотнести их с формами поведения, выбранными как конечный результат решения созданной ситуации. Метод интенсифицирует ход мыслительного процесса, вызывает чувства, мобилизует волю подопечного. [13, с. 84]

    Самостоятельное решение студентом нравственных задач, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу установить связь между действиями и качествами личности, проследить характер ее развития, определить перспективу развития личности, сформировать положительные мотивы, обобщить нравственные знания и моральные навыки. Этот метод включает в себя следующие приемы: постановка моральных целей, создание противоречий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и завершение нравственной задачи в соответствии с определенным началом.

    И.Г. Щукина выделяет три группы методов: методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта поведения; методы стимулирования».

    В процессе нравственного воспитания также используются вспомогательные методы, такие как поощрение и наказание.  Они предназначены для поощрения положительных и осуждения отрицательных поступков и действий учащихся. Методы нравственно-этического воспитания так же включают личный пример, который имеет огромное влияние на совесть и поведение учащихся, на формирование их нравственных качеств.

    Положительный пример в педагогической литературе рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть методов развития нравственного сознания и поведения.

    В реальном педагогическом процессе методы и методические приемы проявляются не изолировано, а в различных сочетаниях. Ощущение обилия методов нравственно-этического воспитания создается за счет сложных переплетений методов и методических приемов.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта