Главная страница
Навигация по странице:

  • Актуальность исследования

  • Цель исследования

  • Предмет исследования

  • Методы исследования

  • База исследования

  • курсовая. Теоретические основы толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде


    Скачать 197.77 Kb.
    НазваниеТеоретические основы толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде
    Анкоркурсовая
    Дата15.12.2022
    Размер197.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаkursovaya.docx
    ТипАнализ
    #845918
    страница1 из 3
      1   2   3

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение……………………………………………………………………….

    3

    1

    Теоретические основы толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде.………………....

    5




    1.1

    Анализ психолого-педагогической литературы по формированию основ толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде. …………………………....

    5




    1.2

    Культурологический подход к проблеме формирования толерантности младших школьников………………………………...

    9




    1.3

    Формы и методы формирования основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде….

    13

    2

    Опытно-экспериментальная работа по формированию основ толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде ……………………………………………………..

    19




    2.1

    Диагностика уровня толерантности младших школьников…….......

    19




    2.2

    Разработка и реализация комплекса форм и методов, направленных на формирование толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде….



    25




    2.3

    Динамика уровня сформированных основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде.....

    32

    Заключение…………………………………………………………………….

    38

    Список использованных источников………………………………………...

    39

    Приложение А Методика «Диагностика толерантного поведения. Незаконченные предложения» У.А. Кухаревой……………...

    Приложение Б Методика «Кинотеатр» С.В. Велиева………………………

    Приложение В «Представления школьников об этической толерантности» М.В.Ушакова…………………………………


    42

    44
    45

    ВВЕДЕНИЕ
    Казалось бы, что с ростом информационных технологий, развития экономики и появления иных услуг жизнь в 21 веке должна носить более размеренный и радостный характер, чем в прошлом. Однако в современном мире стремительно расширяется круг глобальных проблем, которые требуют своего решения. Одна из актуальных проблем мирового сообщества – это отсутствие толерантности, обусловленное личным, национальным, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего.

    В национальной доктрине образования в Российской Федерации среди основных целей и задач образования на третьем месте стоит задача обеспечить формирование культуры мира и межличностных отношений.

    На данный момент, одной из проблем воспитания является формирование личности, носителя гуманистических идей толерантности в межэтнических отношениях. Особое место занимает формирование основ толерантности еще в младшем возрасте – в данный период закладывается фундамент отношений в обществе. Важной задачей является приобщение школьников не только к культуре своего народа, но и формирование высокой культуры межнациональных отношений.

    В 1997 году в одной из концепций воспитания было сказано «национальная «окрашенность» воспитания не должна препятствовать выходу у учащихся в широкий многонациональный и поликультурный мир, в котором предстоит жить молодым поколениям».

    Актуальность исследования обуславливается необходимостью в формировании основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде.

    Проблема исследования состоит в потребности учителей начальных классов в эффективных формах и методах формирования толерантного поведения младших школьников.

    Цель исследования– разработать комплекс форм и методов по формированию основ толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде.

    Объект исследования– процесс формирования основ толерантности у младших школьников.

    Предмет исследования – формы и методы формирования толерантности младших школьников в поликультурной образовательной  среде.

    Гипотеза исследования: возможно, уровень сформированности основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде повысится, если в учебно-воспитательном процессе начальной школы использовать специально разработанный комплекс форм и методов.

    В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

    • провести теоретический анализ литературы по проблеме формирования основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде;

    • выявить сформированный уровень основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде;

    • разработать и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса форм и методов работы по формированию основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде.

    Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические – естественный педагогический эксперимент; математические – обработка полученных результатов.

    База исследования: СОШ №4 ст. Полтавской, 4 «Б» класс (28 участников)

    1. Теоретические основы толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде
    1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по формированию основ толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде
    В наше время одной из проблем воспитания остается формирование личности современного человека как носителя толерантных, гуманистических идей в системе межэтнических отношений.

    Обращение к исследованию проблемы толерантности и ее формирования, позволяет сделать вывод о его значительном расширении в последнее время, хотя философское осмысление данной проблемы находит отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее – Дж. Локка,
    Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других [3].

    Для того чтобы глубже изучить понятие «толерантности» мы обратились к этимологии этого слова, так как до нынешнего времени данный термин встречался достаточно редко.

    Понятие «толерантность» происходит от латинского tolero, в переводе «терпеть, выдерживать, переносить».

    В зависимости от языка термин имеет различный лингвистический оттенок: так, например, в английском, слово (tolerance) имеет значение готовности быть терпимым и снисходительным, в китайском (kuang rong) – принимать, позволять и быть по отношению к другим великодушным, в арабском же (tasamur) раскрывается как прощение, милосердие, благосклонность, терпимость и расположенность к другим.

    В русском языке есть два слова с похожим значением – толерантность и терпимость. Слово « терпимость» появилось гораздо раньше второго, оно присутствует во многих словарях, например, в словаре В.И. Даля, слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что-либо или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхождению»[4].

    Каждое понятие несет в себе свой акцент, в нем и обнаруживается различие культур и исторического опыта. Это служит подтверждением наличия того самого многообразия, которому в условиях современного плюралистического общества придается существенное значение.

    Тем же временем каждый термин выражает суть толерантности – это требование уважения права иных быть такими, какие они есть; недопустимость причинения им вреда.

    Для более точного определения этого понятия необходимо «развести» такие категории, как терпение и терпимость, то есть толерантность. Если, терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования или насилия[7].

    Толерантность – явление многогранное. Ее формирование происходит в процессе межличностных контактов, приобщения человека к ценностям других культур, взаимодействия с представителями иных этнических и социальных общностей[5].

    В педагогике толерантность (В.А. Ситаров, Г.С. Батищев,
    В.Г. Маралов, Р.Р. Валитова, Б.М. Целковников) признается основной гуманности, как универсального принципа в регулировании отношений человека к окружающему миру и другим людям. В данной науке толерантность означает готовность искренне и глубоко проникать в мир другого человека.

    Отечественные ученые в области педагогики и психологии
    (М. Поташник, Э. Соколова, Г. Солдатова) также называют одним из важных качеств толерантности единство или открытость к другим людям.

    Г. Солдатова считает, что сущность толерантности заключается в признании единства и многообразия человечества, готовности признать других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

    Такие психологи как, Э. Соколова и М. Поташник подчеркивают роль совместного решения проблем и взаимодействия, основанного на желании оказать взаимную помощь друг к другу [18].

    Толерантность является важнейшим условием преодоления конфликтов и нахождения компромиссов. Именно поэтому сейчас проблема толерантности в поликультурной среде обрела международный смысл. Она отражена в «Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости дискриминации на основе религии или убеждений», принятой на пленарном заседании 13 ноября 1981 года Генеральной Ассамблеей ООН. В «Декларации принципов толерантности», принятой и подписанной 16 ноября 1995 года 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, толерантность определяется «не только как моральный долг, но также как и политическое и правовое требование» [11].

    Генеральный директор ЮНЕСКО Ф. Майор, в своем обращении к людям, несущим ответственность за образование, четко обозначил основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости. Важнейшие из них – следующие:

    • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и истории;

    • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств разрешения разногласий и конфликтов;

    • привитие идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, основанных на сознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существования в различных культурных и социальных контекстах. [10].

    В решении этой проблемы огромная роль принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности. В законе РФ «Об образовании» записано, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимого от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов. Современные школьники, начиная с начальной школы, должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам [12].

    Е.А. Ильинская разработала критерии, характерные для толерантности детей младшего школьного возраста:

    • знание самого себя;

    • способность к критичности по отношению к себе;

    • способность к эмпатии;

    • мобильность поведения;

    • ответственность;

    • дивергентность или гибкость мышления; ориентация на себя;

    • обладание чувством юмора;

    • социальная активность или социальное поведение [15].

    Воспитание толерантной личности в наше время – одна из важнейших общественных проблем. Трудности во взаимопонимании, закономерно возникающие у людей из-за расовых, национальных, половых и возрастных различий в ситуациях их постоянного взаимодействия, приводят к росту психологической напряженности, межэтнической агрессии, культурной нетерпимости и экстремизма.

    Поэтому цель поликультурного образования – формирование человека, который способен к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладает развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. А.Б. Бесонов отмечает, что формирование толерантности должно стать задачей школы как института воспитания. Причем начинаться эта воспитательная работа должна с первых классов. Многие дети именно в школе впервые становятся членами относительно стабильного коллектива сверстников [1].

    Терпимость и доверие – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности, формирования отношения к ней как важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле.
    1.2 Культурологический подход к проблеме формирования толерантности младших школьников
    Формирование межэтнической толерантности – процесс очень продолжительный и сложный, ему необходимо начинаться в период интенсивного социального становления личности – в период школьного обучения.

    Каждый человек считается культурным лишь в том случае, если он понимает и принимает культурные ценности и умеет пойти на компромисс, понимая ценность не только своей независимости, но и чужой. Именно поэтому поликультурное образование и толерантное отношение должно рассматриваться со стороны культуры.

    Формированию толерантных отношений между людьми, принадлежащих к различным этносам, будет способствовать культурологический подход, так как он рассматривает образование как главнейший компонент культуры, как средство формирования ключевых компетенций школьников, путь достижения высокой цели – становления личности как носителя и творца культуры. Данный подход обуславливает функционирование и формирование «культуры» через традиции, обычаи, творчество. Он ориентирует ученика на освоение наследия человеческой цивилизации через интеграцию общечеловеческого, национального и личностного опыта в процессе обучения. В рамках данного подхода, структура, цели и основные идеи учебной программы изменяются так, чтобы все изучаемые понятия, события и вопросы в образовательном процессе проходили под углом зрения опыта и целей расовых, этнических и культурных групп.

    В широком смысле слова межкультурные отношения понимаются как взаимодействие народов в разных сферах – культуре, политике и т.д., в узком смысле, как межличностные отношения людей разных национальностей в разных сферах общения: семейно-бытового, трудного, дружеского и других видах неформального общения.

    Школа является одним из важнейших институтов воспитания, поэтому именно на школу государство возлагает ответственность за формирование толерантности школьников.

    Формировать в человеке толерантность в поликультурной среде, значит, формировать культуру межнационального общения, под которой понимают: совокупность специальных знаний и умений, которые помогут в межличностных контактах и взаимодействиях представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах [19].

    Следующие черты личности присущи человеку с развитой культурой межнационального общения:

    • навыки общения в разно-этническом коллективе, умение воспользоваться ими в своей практической деятельности;

    • уважительное отношение к национальному достоинству других людей, к национальным культурам, традициям, обычаям;

    • непримиримое отношение к проявлениям национального эгоизма и национального тщеславия, национального нигилизма;

    • способность освобождаться от предрассудков прошлого не только в мировоззрении, но и в чувствах;

    • уважительное отношение к языку народа, на территории которого он проживает.

    Культура межнационального общения становится структурным элементом толерантного поведения личности под воздействием следующих факторов:

    • приобретение человеком позитивного личного социального и эмоционального опыта общения в поликультурной среде;

    • познание ценностей, традиций, культуры других народов;

    • овладение общими нормами и требованиями культуры человеческих отношений, нравственной культуры [16].

    В документах ЮНЕСКО отмечается, что изменения в духе культуры мира и толерантности должны касаться всех звеньев образовательной системы – от детского сада до институтов повышения квалификации. Рекомендуется использовать следующие пути:

    • в процессе изучения всех предметов;

    • через междисциплинарные связи;

    • через спецкурсы, факультативы;

    • дополнительное образование.

    Согласно теории В.С. Кукушина, готовность к межкультурному взаимодействию, общению и толерантному отношению формируется в процессе длительной подготовки, включающей этапы:

    • просвещение (учащихся знакомят с историей, государственным строем, традициями и обычаями разных народов);

    • ориентирование (знакомство с новым для человека этническим окружением;

    • инструктаж (расширяет взгляды на возможные проблемы в рамках нового этнического окружения);

    • тренинг (практическое ориентирование на непосредственное взаимодействие с членами разных этнических групп; обучение конкретным навыкам налаживания межличностных контактов в новом окружении [16].

    Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что общение учащихся с представителями разных этнических групп при определенных условиях способствует формированию позитивных межэтнических установок, целостного видения мира, совершенствованию коммуникативной функции интеллекта и воспитанию толерантности.

    Так как воспитание в современности считается одной из самых важных функций образования как социального института, на первый план идет изучение педагогом системы межличностных отношений, морально-психологической обстановки в многонациональном коллективе. Воспитанию необходимо стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей разных национальностей. Во время сплочения коллектива педагогу нужно постоянно анализировать положение дел в этнических отношениях, следить, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы и братства между представителями различных этнических общностей.

    Важнейшим элементом в формировании основ толерантного поведения в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения [8].

    В рамках данного похода необходимо ориентироваться на принципы:

    • культуросообразность (способность образования выражать суть культуры, ее динамику, создавать условия для культурного самоопределения и идентификации ученика);

    • продуктивность (способность выразить творческую сущность культуры, создать условия для творческой практической деятельности ученика);

    • мультикультурность (способность выразить многообразие и разнообразие культуры, отразить культуру как сложный процесс взаимодействия всех типов культур);

    • принцип диалога культур (овладение школьниками диалогическим познанием действительности).

    Эти принципы должны отражаться в содержании, формах и методах образования. Целью образования является: научить каждого растущего и взрослеющего человека уважать собственную культуру, быть уверенным в ее ценном и позитивном значении и взаимодействовать с другими, отличными от нее культурами [6]. Проанализировав ситуацию, учитель осуществляет поиск эффективных форм формирования толерантности и определяет конкретное содержание этой работы. Исходя из сказанного, имеет смысл изучить формы и методы формирования этнической толерантности в школе.
    1.3 Формы и методы формирования основ толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде
    Определением методов формирования основ толерантного поведения является – способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.

    Все виды методов формирования толерантности у школьников можно разделить на две группы: первая группа используется при интеллектуальном образовании, а вторая при ценностно-смысловых образованиях. В интеллектуальной сфере формируют объем, глубину, действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. В ценностно-смысловых образованиях содержится нравственное значение толерантного поведения.

    При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Он предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. В этом методе самое главное, чтобы, воспринимая предложенную информацию, учащиеся понимали не только понятия и суждения, но и логичность изложения педагогом своей позиции. При этом учащиеся оценивают полученную информацию, либо утверждаются в своих взглядах и позициях, либо корректируют их. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализует себя через различные формы, в частности, которые используются в отрывках различных литературных произведений, исторических аналогий, библейских притч и басен.

    Стоит отметить, что в таком методе необходимо в первую очередь логически подвести детей к выводу о том, что на свете могут быть люди, которых ошибочно можно воспринимать как врагов и недоброжелателей, потому что они выглядят по-другому, ведут себя не так, как все. Надо постоянно подчеркивать, что внешнее впечатление часто обманчиво. Посредством этого будет формироваться терпимое отношение ко всем людям.

    В эмоциональной же сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: сочувствие, жалость, благодарность, эмпатия, отзывчивость, самолюбие, стыд, доверие. Формирование толерантности приносит плоды только в том случае, если оно происходит в правильном эмоциональном тоне, если педагогу удается сочетать требовательность и доброту.

    Методом, который оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Внушение имеет большое значение для формирования толерантного отношения к людям. Этот метод может реализоваться через использование цитат великих людей, текстов музыкальных произведений, заучивание лозунгов и их скандирование на различных мероприятиях. Но при использовании этого метода надо быть крайне аккуратным, так как под влиянием внушения могут возникать представления о людях или группах людей, не соответствующие действительности. Через внушение в сознание входят стереотипы, которые не так уж просто разрушить [21].

    Кроме того, важным методом формирования этнической толерантности является – стимулирование. В результате стимулирования толерантного поведения должна формироваться устойчивая мотивация терпимого отношения к людям, блокирующая агрессивные поступки детей.

    Здесь, прежде всего речь идет об одобрении толерантных поступков детей и толерантных суждений. При этом педагог должен также четко выражать свое негативное отношение к интолерантному поведению школьников, основанному на неприятии норм и обычаев какого-либо социальной или национальной группы людей. Стимулирование может осуществляться в разных вариантах: одобрительная фраза, одобрительный взгляд, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону.

    Позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой, в результате может возникнуть недопонимание в действиях педагога. Поэтому необходимо всегда комментировать все занятие. Методы стимулирования помогают ребенку сформировать умение правильно оценивать свое отношение к другим людям, что способствует осознанию им и своих потребностей, пониманию смысла своего поведения, выбору соответствующих мотивов и соответствующих им целей [13].

    Существует ещё один очень эффективный метод – это метод коррекции поведения. Метод коррекции направлен на создание условий, при которых ребенок вносит изменения в свое поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. Кроме этого педагогу необходимо быть примером, эталоном толерантного поведения, так как явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании [20].

    Наряду с вышеперечисленными методами так же есть методы организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Они называются – методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребенок ставит перед собой необходимость решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, может быть проблема выбора способа отношений с другими людьми. Подобных ситуаций может быть огромное множество. Одна из таких – когда дети должны выбрать себе команду, с которой необходимо выполнить какое-либо задание учителя. Воспитателю нужно лишь намеренно создать условия для возникновения ситуации. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду [14].

    Несомненно, реализация каждого метода формирования толерантности предполагает использование совокупности приемов и форм, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся и индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя.

    При этом реализация различных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же форм воспитания.

    Для педагогической теории и практики необходимо классифицировать формы воспитания. При выборе основания для классификации форм воспитания следует принять во внимание то, каким образом педагог добивается изменений в отношениях с учеником и его отношениях с окружающими.

    Поэтому на основе вышеизложенного можно выделить две группы форм формирования этнической толерантности. Первая группасвязана с организацией деятельности детей в классе, а именно: урочная работа, и внеурочная работа.

    Урочная работа является национально-региональным компонентом содержания образования, который представляет систему знаний, способов деятельности и ценностей, которые обеспечивают развитие этнической толерантности [2].

    Под внеурочной работой подразумевается введение специального курса, который выполнит ту же задачу, что и урочная работа, но более объемную, так как располагает большим временем [2].

    Вторая группа связана с рефлексией через диалог. Под диалоговой рефлексией понимается диалог педагога и ребенка, который способствует формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках.

    К более конкретным формам формирования этнической толерантности в школе, входящим в урочную и внеурочную работу, можно отнести следующие:

    • письменные проекты как индивидуальные, так и групповые, домашние творческие работы;

    • устные сообщения учащихся;

    • работа в парах, группах;

    • выпуск школьной газеты;

    • посещение этнического музея, выставок декоративно-прикладного творчества [9].

    Все вышеперечисленные формы формирования этнической толерантности вносят разнообразие в учебную деятельность и оказывают положительное влияние на эмоциональное отношение учащихся к культуре других народов.

    Особо отметим, что наиболее благоприятной для формирования толерантности в поликультурной образовательной среде является внеклассная совместная деятельность. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Но при этом важно, чтобы была сформирована установка учащихся на совместную работу, так как очень нужно понимание школьниками её целей и нахождение в этой работе личностного смысла. Большое значение играет при этом совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе.

    Важной формой самоуправления детей является классное ученическое собрание, где дети должны учиться демократии, общению, сотрудничеству, самостоятельности и ответственности.

    На классном собрании распределяются поручения учащимся, избирается староста (командир, президент), представители в органы ученического коллектива, заслушиваются отчеты школьников о выполнении поручений, обсуждаются различные памятки, положения.

    Классное собрание может быть посвящено не только одной проблеме (тематическое собрание), но и возможно обсуждению одного или нескольких организационных вопросов (утверждение плана, выборы, отчеты, информация о делах или итогах работы). Созываются экстренные (внеочередные) собрания, когда какие-либо вопросы необходимо обсудить и решить немедленно. При этом важно, чтобы в органах самоуправления были представители всех групп (национальных, социальных), обучающихся в данном классе.

    Классному руководителю необходимо учить детей порядку проведения собрания, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слово, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства, а именно: учить школьников демократичному проведению собраний. Педагог во время собрания увлеченно, заинтересованно работает вместе с детьми: думает, советует, ищет лучшие варианты решений. Ответственность за подготовку и проведение собраний, выполнение решений несет староста класса, хотя на первом этапе, когда у учащихся нет опыта проведения собрания, эту роль выполняет классный руководитель.


    2. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде
    2.1 Диагностика уровня толерантности младших школьников
    Данное исследование проводилось на базе СОШ №4 ст. Полтавской в 2017 – 2018 учебном году в 4 «Б» классе. Количество респондентов– 28 человек. Возраст учеников – 10 – 11 лет.

    Цель: выявление уровня сформированности основ толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде.

    Реализация поставленной цели опытно-экспериментальной работы обеспечивалась решением следующих задач:

    • рассмотреть критерии уровня сформированности основ толерантного поведения у младших школьников в поликультурной образовательной среде;

    • подобрать и провести диагностические методики;

    • разработать комплекс форм и методов, направленных на формирование толерантного поведения младших школьников в поликультурной образовательной среде.

    В качестве критериев мы выделили когнитивный, эмоциональный и деятельностный критерии сформированности этнической толерантности у детей в поликультурном пространстве начальной школы
    (по Н.А. Асташовой) [7].

    Когнитивный критерий – как результат познавательной деятельности, включает в себя комплекс знаний о национальном составе человеческого сообщества, о многообразии народных игр, фольклоре разных народов, степень осознания школьниками сходства и различий между своей и другими национальными культурами.

    Эмоциональный критерий – наличие интереса к знаниям о других национальностях, эмпатия к людям различных этнических групп, способность и желание к общению, совместной и социальной деятельности с ними, умение оценивания людей, прежде всего, с позиций общечеловеческих ценностей.

    Деятельностный критерий – характеризует умения и активное участие во внеклассных мероприятиях этнической направленности, выраженное проявление уважения и терпимости к людям разных этнических групп или отсутствие негативного отношения к ним, умение сознательно регулировать свое поведение в зависимости от ситуаций межэтнического взаимодействия.

    Таблица 1 – Критерии, показатели и диагностические методики на констатирующем этапе исследования

    Критерии

    Показатель

    Методики

    Когнитивный критерий

    Степень осознания учащимися различия и сходства между своей и другими национальными культурами

    «Представления школьников об этической толерантности»

    (М.В. Ушакова)

    Эмоциональный критерий

    Проявление эмпатии к людям, принадлежащим другой национальности

    «Незаконченные предложения» (У.А. Кухарева)

    Деятельностный критерий

    Умение сознательно регулировать свое поведение в отношении к людям разных этнических групп

    «Кинотеатр» (С.В. Велиева)


    Каждому компоненту был определен свой уровень сформированности толерантности в поликультурной образовательной среде: высокий, средний и низкий.

    Содержание когнитивного компонента определялось с помощью методики М.В. Ушаковой «Представления школьников об этической толерантности». Нам было необходимо выяснить уровень знаний учеников о других народах и их культуре, а также нас интересовало представление детей о разнонациональном окружении. Рассмотрим подробнее использованную методику. Она представляет собой анкету из 5 вопросов (Приложение А). Данные ответы оценивались в баллах.

    Высокий уровень – ученики, набравшие от 16 – 20 баллов имеют достаточный уровень толерантности. Они идут на контакт с людьми, проявляют инициативу в общении, стремятся к новым знаниям. Имеют полное представление о своей культуре и достаточное о разнонациональном окружении.

    Средний уровень – сумма баллов составляет 10 – 15. Такие ребята без проблем находят контакт с учениками другой национальности, однако часто сомневаются в правильности своих решений. Знания о своей культуре и культуре других народах – отрывочно.

    Низкий уровень – ответы либо не аргументированы, либо совсем отсутствуют. Знания о культуре своей и этнических групп носят случайный характер. Сумма баллов, набранная в результате анкетирования составляет менее 9.

    По результатам анкетирования можно сделать вывод, что некоторые ребята не знают, что в их классе есть дети другой национальности. В целом можно сказать, что класс имеет недостаточный уровень развития толерантности в поликультурной образовательной среде.

      1   2   3


    написать администратору сайта