Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1.3 Новое время

  • 2.2. Современное время

  • Список литературы

  • Декабрина курсовая. Теоретические основы взаимоотношения государства и общества


    Скачать 57.53 Kb.
    НазваниеТеоретические основы взаимоотношения государства и общества
    Дата11.04.2022
    Размер57.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДекабрина курсовая.docx
    ТипРеферат
    #463360
    страница3 из 3
    1   2   3

    2.1.2 Средние века

    Исторический период Средних веков, или феодализма — один из самых продолжительных периодов в истории Европы, он длился 11-12 столетий.
    Феодализм многих европейских народов начался с разложения родоплеменных отношений. Другие народы вступили на путь феодализма, пройдя через рабовладельческий уклад.

    Переход к феодализму связан с появлением мелких, средних и крупных землевладельцев, монопольной собственностью которых становится земля. Земля как объект собственности явилась основным условием существования феодализма. Переход к феодализму и становление нового вида собстенности — земли, связан с подчинением крестьян землевладельцам.

    В своем развитии феодализм проходит несколько стадий, каждая из которых характеризуется новыми явлениями в экономике, политике, государственности, культуре и духовно-религиозной жизни.
    Отечественная периодизация феодализма в Западной Европе и в Византии строится на принципе стадиального развития общества. Переход к феодализму произошел в разных странах не одновременно. Раньше других на путь феодализма вступили те народы, которые прошли рабовладельческую стадию. Именно эти страны развивались быстрее и более всесторонне, чем те, которые вступили на путь феодализма, минуя рабовладение, непосредственно от первобытно-общинного строя.

    Начало западно-европейского средневековья связано с крушением Западной Римской империи. Верхнюю хронологическую границу историки определяют от XV до XVII в.

    История феодализма делится на три больших периода:

    1) Раннее средневековье — время формирования феодального способа производства, V-XI вв.

    2) Классическое, или развитое средневековье — период развитого феодализма, конец XI-XVвв.

    3) Позднее средневековье — период разложения феодальных отношений и зарождение капиталистического способа производства, XVI — середина XVII вв.
    2.1.3 Новое время

    В это время резко повышается интерес к проблемам общества и его истории. Появляются крупные социальные теории и учения. Важное место среди них принадлежит учению о естественных правах человека и теории общественного договора.

    В учении о «естественных правах человека» подчеркивалось, что каждый от своего рождения обладает рядом прав: на жизнь, свободу, владение имуществом, безопасность существования… Эти права никем не даны (ни Богом, ни государством), и поэтому их никто не может изъять у человека.

    Учение о естественном происхождении государства развивал, в частности, английский философ Джон Локк. Его считают основателем европейского либерализма – учение, в котором подчеркивается незыблемость прав и свобод человека, а государство рассматривается как основной гарант соблюдения этих прав и свобод.

    Своеобразным содержанием отличаются социальные учения французких просветителей 18 века: Д.Дидро, Жан – Жак Руссо, Ф.Вольтер. Они считали, что разум (научные знания, культура) может и должен стать основным орудием преобразования общества на началах социального равенства, справедливости и солидарности. Их философия носила оптимистический характер, они верили в прогресс общества, в приход к власти просвещенного и мудрого правителя. Их идеалом была республика, так как, по их мнению, она наиболее соответствует естественной природе человека (выбирать). Они критиковали религию и церковь.

    Радикализмом отличаются взгляды и оценки Жан – Жака Руссо. Центральное место в его учении занимала тема социального неравенства в обществе и тема преодоления неравенства. Он считал, что источником неравенства является частная собственность. Именно она порождает острые социальные противоречия. Он был уверен, что на смену существующему строю придет народная демократия, где трудящиеся будут обладать высшей властью.

    Немецкая классическая философия 18 века

    Иммануил Кант

    Большое влияние уделял нравственной стороне жизни общества. Учил, что человек - существо моральное, способное формулировать нравственный закон для себя и следовать ему в общественной жизни. Жизнь в обществе – совместное существование людей, поэтому без морального регулирования она невозможна. Он считал, что свобода человека возможна лишь в условиях правового государства. Кантовская идея правового государства – идея порядка в обществе, формирующаяся силой закона и служащая интересам всех членов общества.

    2. Георг Гегель (18 – 19 век)

    Рассматривал общество с позиции философского идеализма, размышляя о различных сторонах общества, нации: о структуре общества, о формах власти, о религии и философии. Особое место в его взглядах – концепция всемрной истории. История – не хаос, не цель случайностей, а единый закономерный процесс. Он выделил основные, по его мнению, ступени истории:

    ·   Восточный мир; Начавшись когда – то на востоке (Индия, Китай, Египет)

    · Греческий мир; свои высшие формы мировая история обретает в

    · Римский мир; Германском мире, который являет собой воплощение

    · Германский мир. человеческой свободы.

    Гегель наиболее полно излагает концепцию гражданского общества. Он подчеркивает, что гражданское общество возможно лишь при проявлении творческих возможностей человека.

    Век

    Видное место занимает имя Ульянова – Ленина (1870 – 1924)

    Революционер, мыслитель, основатель Советского государства.

    Анализировал проблемы:

    1) Классовых отношений в Российском обществе;

    2) Становления капитализма;

    3) Национального вопроса.

    Полагал, что движущей силой социалистической революции является пролетариат.

    Руководил своей политической партией в союзе с беднейшими крестьянами. Утверждал, что социализм перейдет в коммунизм и разработал план построения социализма в России.

    Наиболее авторитетный соц. мыслитель – М.Вебер (1864 – 1920)

    Немецкий социолог, историк. Одна из главных идей – идея экономической рациональности. Высшим проявлением соц. он считал деятельность бюрократии (чиновники) – особой социальной группы, которая управляет государством. Для этой социальной группы характерно четкое разделение функций и иерархия. Он разработал теорию легитимности власти:

    1) Традиционный (монархия);

    2) Харизматической (власть «богоизбранной» личности);

    3) Легальный (разрешенный) – конституционная власть, либерал – демократическая власть.

    В современных социальных учениях большое распространение получили теории политических элит. Авторы: Моска, Парето, Михельс. Элита – наиболее активная часть общества, обладающая интеллектом и другими способностями, которая способна принимать политические и управленческие решения, в отличие от массы. Делится на:

    1. Правящую;

    2. Оппозиционную;

    Элита занимает особое место в обществе, обладает высоким социальным статусом, престижем и выполняет специфические функции.

    В 20 веке большое распространение получила теория социальной стратификации . Разработана П. Сорокиным (1889 – 1968). В ней главной является идея социальной неоднородности, то есть деление всех людей на большие группы, называющиеся «стратами». Писал: любая организованная группа всегда стратифиц. общество без расслоения с реальным равенством - миф, так никогда и не ставший реальностью. Он выделил 3 формы:

    1) Экономическая – по имущественному признаку;

    2) Профессиональная – по технолог. признаку, по типу труда;

    3) Политическая – на политиков и управляемых.

    Стратификация – естественна и неуничтожима.

    Среди современных социальных теорий выделяют о постиндустриальном обществе. Его базисом являются высокие передовые технологии. Это учение развивал Даниэль Белл. В 60-ые годы он выдвинул тезис о том, что современный капитализм под влияние НТР будет трансформироваться в новую социальную систему, свободную от антагонизмов и классовой борьбы. Он считал, что будет общественное благоденствие, где правящая технократия сможет обеспечить рациональное, эффективное управление общественной жизнью.

    Эту теорию также развивали Элвин Тоффлер, Уильям Ростоу, Раймон Арон. Они говорят, что НТР порождает принципиально новые технологии и сферы деятельности людей. НТР увеличивает социальную мобильность людей; знания – важнейшая ценность.

    В настоящее время в соц. познание на одно из первых мест выдвинула тема глобальных проблем и перспектив человеческой цивилизации. Активное осмысление началось в 60-ые годы 20 века. В 1968 году был образован «Римский клуб» - неправительственная международная организация, объединяющая ученых из разных стран.
    2.2. Современное время

    Современные государства, в том числе Российская Федерация, стремятся к утверждению правового социального государства. Названные характеристики государственного устройства, взаимоотношений общества и государства наиболее полно соответствуют демократическим идеалам.

    Так, правовое государство обеспечивает подчинение государства, деятельности его должностных лиц, органов и учреждений нормам права. В свою очередь, норма права в правовом государстве выступает инструментом наиболее полного обеспечения прав и свобод личности, ее защиты, в том числе от незаконных действий органов и должностных лиц государственного управления. Другими словами, в правовом государстве личности гарантировано обеспечение ее правового статуса посредством его всестороннего закрепления в законодательстве и требования подчинения законодательству системы государственного управления.

    Модель социального государства предполагает такие взаимоотношения между государством и обществом, в которых личности обеспеченна социальная поддержка, если в силу объективных обстоятельств, она находится в социально уязвимом положении.

    Гражданское общество может быть определено как комплекс самостоятельно и независимо относительно публичного управления учреждаемых и функционирующих общественных институтов, которые направлены на обеспечение условий наиболее полной реализации интересов и потребностей личности или общественных коллективов.

    Государство не вмешивается в функционирование институтов гражданского общества, в то время как сами эти институты способны оказывать существенное влияние на политическую систему государства, на принимаемые управленческие решения и пр.

    Иными словами, институты гражданского общества обеспечивают личности возможность свободно реализовывать свои интересы без вмешательства государства посредством учреждения общественных институтов в культурной, семейной, религиозной, социальной и иных сферах.


    Заключение
    Подводя итоги, я хотел бы сказать, что общество — это не простое явление, которое одинаково функционирует в различных политических, экономических и социальных ситуациях. Я бы назвал его сложным, систему, которая сама, порой хаотично, но развивается. Оно (общество) объединено различными группами, общностями, семейными и групповыми, единичными и коллективными интересами.

    Важно понять, что в любом общество, какое бы оно не было, в нем действуют всегда и в первую очередь социальные законы, а не биологические, несмотря на способ происхождения человека. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от негосударственных организаций общества, и от вотчинного строя. Говоря другими словами, это означает, что чем больше изучаешь государство, его признаки и особенности, тем больше начинаешь понимать его. Все это «понимание» позволяет увидеть уникальность государства, как социально – общественного явления, незаменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института.

    Детально рассмотрев соотношение общества и государства, что во всех случаях именно общество определяет характер государства, а не наоборот. Именно от общества зависит, какое будет государство, и как оно будет управляться, какой там будет режим, и как будут взаимоотношения между гражданским обществом и самим государством.

    Государство и политическая власть – это только форма общественного содержания. Через государство общество как бы само себя содержит и обеспечивает необходимыми благами, с помощью которых это же самое общество и сможет нормально, прогрессивно существовать. Я определяю общество, как сообщество, в котором главенствуют неполитические и негосударственные, но социальные взаимоотношения, которые становятся почвой для индивидов, способствуя развитию коллективных интересов и их объединений.

    Важно лишь понимать всю важность общества, ведь без общества попросту невозможно существования государства. Государство и различные органы сами себя не обеспечат общества. Общество создало государство, а не наоборот, общество главенствует над государством, и никак иначе.

    Список литературы


    1. Авцинова, Г.И., Супряга, И.А. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте обеспечения общественной безопасности России / Г.И. Авцинова, И.А. Супряга // PolitBook. 2019. №1. – С. 126-128

    2. Бондаренко, Е.О. Значение гражданского общества в современном государстве / Е.О. Бондаренко // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. 2017. № 1-2 (123). С. 175-177.

    3. Бронников, И.А. Метаморфозы гражданского общества / И.А. Бронников // PolitBook. 2019. №2. – С. 75-79

    4. Буренко, В.И., Бронников, И.А. Электронное гражданское общество: иллюзия или реальность? (Зарубежный опыт и отечественная практика. Политический аспект) / В.И. Буренко, И.А. Бронников // Знание. Понимание. Умение. 2018. №1. – С.304-3011

    5. Галимова, Л. Р. Права и свободы граждан как критерий формирования гражданского общества и правового государства / Л.Р. Галимова // Право: современные тенденции: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 4-7.

    6. Гриб, В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и переработанное. / В.В. Гриб // М.: Изд-во «Юрист», 2018. — С. 34-38

    7. Горелов, А.А., Горелова, Т.А. Предпосылки становления гражданского общества / А.А. Горелов, Т.А. Горелова // PolitBook. 2017. №2. – С. 168-171

    8. Гусейнов, А.А. Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и « Вопросы философии») / А.А. Гусейнов // Вопр. философии. – 2018. – № 1. – С. 3–50.

    9. Демидов, А.В. Гражданское общество и государство / А.В. Демидов // Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2019. № 8. С. 227-230.

    10. Елизова, Л. А. Базисные элементы формирования гражданского общества как исторической категории / Л.А. Елизова // Молодой ученый. — 2019. — №3. Т.1. — С. 220-223.

    11. Завьялова, И. С. Перспективы построения государства как гражданско-правового общества в России / И.С. Завьялова // Молодой ученый. — 2018. — №9. — С. 143-145.

    12. Канунников, А.А. Гражданское общество в контексте глобализации / А.А. Канунников // PolitBook. 2020. №2. – С. 63-66

    13. Косаренко, Н.Н., Филипенкова, О.Г. Социальное государство как феномен современного общества / Н.Н. Косаренко, О.Г. Филипенкова // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2018. № 4 (43). С. 40-44.

    14. Котова, К.А. Участие молодежи в молодежных политических организациях как инструмент развития гражданского общества: эволюционный аспект / К.А. Котова // PolitBook. 2019. №2. – С. 88-90

    15. Криворученко, В.К., Пеньковский, Д.Д. Комсомолу девяносто. В поисках истины его истории / В.К. Криворученко, Д.Д. Пеньковский // М.: Национальный институт бизнеса. 2019 – С. 97-104

    16. Ларина, Е.А. Гражданское общество и правовое государство: теоретический дискурс / Е.А. Ларина // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2018. № 2 (19). С. 30-34.

    17. Луков Вал А. Биосоциология молодежи и будущее гражданского общества // Знание. Понимание. Умение. 2017. №1. – С. 52-56

    18. Любашиц, В.Я., Мамычев, А.Ю. Социокультурные и экономические аспекты отношений между государством и обществом в модернизирующейся России / А.Я. Любашиц, А.Ю. Мамычев // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 5. № 3 (16). С. 228-232.

    19. Петров, А. В. Государство и гражданское общество: современные проблемы взаимодействия/А. В. Петров, А. А. Соловьев//Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. -2018. -№ 19. -С. 19 -23.

    20. Погребняк, П.П. Общество и государство: становление отношений / П.П. Погребняк // Достижения вузовской науки. 2019. № 25-1. С. 17-22.

    21. Равочкин, Н. Н. Гражданское общество в философии права Г. В. Ф. Гегеля/Н. Н. Равочкин, Ф. А. Кононов//Экономика, социология и право. -2017. -№ 2. -С. 135 -137.

    22. Рассказов, Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. Учебник. / Л.П. Рассказов // РИОР: ИНФРА-М, 2018. — 559 с.

    23. Рубанцова, Т. А., Фомина, Н. А. Проблемы построения правового государства в России / Т.А. Рубанцова, Н.А. Фомина // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2019. — С. 23-26.

    24. Сидоренко, Г. И. Развитие гражданского общества в современной России: тенденции и проблемы взаимодействия с государством / Г.И. Сидоренко // Молодой ученый. — 2017. — №8. — С. 749-753.

    25. Тресков, А. П. Законодательная политика государства в сфере формирования гражданского общества в России /А.П. Тресков // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 320-323.

    26. Умурзакова, Н. М. Гражданское общество как социально-правовое пространство/ Н.М. Умурзакова // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 380-382.

    27. Чекушов, Р. А. Сравнительный анализ теорий гражданского общества в политико -правовой мысли Г.В.Ф. Гегеля и К. Маркса/Р. А. Чекушов//Казанская наука. -2020. -№ 8. -С. 564 -568. 
    1   2   3


    написать администратору сайта