проблема идентичности в психологии. . проблема идентичности!!. Теоретический анализ проблемы идентичности в психологии 4
Скачать 187 Kb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 2 Глава 1. Теоретический анализ проблемы идентичности в психологии 4 1.1Идентичность личности как общая психологическая проблема 4 1.2. Понятия «идентичность» и «идентификация» в современной зарубежной и отечественной психологии 8 Глава 2. Экспериментальное исследование особенности становления идентичности в подростковом возрасте 17 2.1. Методики изучения структуры идентичности и особенностей ее становления в юности 17 2.2 Особенности содержания идентичности у подростков 21 Заключение 26 Список используемой литературы 29 ВведениеПроблема данного исследования актуальна в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Проблема идентичности в социальной психологии" изучается на стыке нескольких взаимосвязанных дисциплин. Современное состояние науки характеризуется переходом к глобальному рассмотрению проблем темы "Проблема идентичности в социальной психологии". Вопросам исследования посвящено много работ. Большая часть материала, представленного в учебной литературе, носит общий характер, а многочисленные монографии на эту тему затрагивают более узкие вопросы проблемы "Проблема идентичности в социальной психологии". Однако при изучении проблем обозначенной темы необходимо учитывать современные условия. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы "Проблема идентичности в социальной психологии" определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к проблеме "Проблема идентичности в социальной психологии" необходимо для более глубокого и обоснованного решения конкретных актуальных проблем предмета настоящего исследования. Актуальность данной работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Проблема идентичности в социальной психологии" в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов, связанных с этой темой, имеет как теоретическое, так и практическое значение. Полученные результаты могут быть использованы для разработки методологии анализа "Проблема идентичности в социальной психологии". Теоретическая значимость изучения проблемы "Проблема идентичности в социальной психологии" заключается в том, что проблемы, отобранные для рассмотрения, находятся на пересечении нескольких научных дисциплин. Целью данного исследования является анализ условий "Проблемы идентичности в социальной психологии". В то же время предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве целей данного исследования. Целью исследования является изучение темы "Проблема идентичности в социальной психологии" с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по аналогичным вопросам. Для достижения поставленной цели автор поставил и решил следующие задачи: Изучить теоретические аспекты и раскрыть сущность"проблемы идентичности в социальной психологии". Сказать об актуальности проблемы "Проблема идентичности в социальной психологии" в современных условиях. Опишите возможности решения темы "Проблема идентичности в социальной психологии". Выявить тенденции развития темы "Проблема идентичности в социальной психологии". Глава третья носит практический характер и на основе индивидуальных данных проводится анализ современного состояния, а также анализ перспектив и тенденций развития "Проблемы идентичности в социальной психологии". По результатам исследования был выявлен ряд проблем, связанных с рассматриваемой темой, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения совершенствования данного вопроса. Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы "Проблема идентичности в социальной психологии", круг вопросов и логическую схему ее построения. Теоретико-методологической основой исследования послужили законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Глава 1. Теоретический анализ проблемы идентичности в психологииИдентичность личности как общая психологическая проблема Проблема идентичности, имеющая давнюю традицию изучения в различных областях гуманитарных наук, в настоящее время все чаще становится предметом исследований в психологии профессиональной деятельности [27, с. 3]. Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьезными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями. В связи с кризисными явлениями в определении идентичности на разных уровнях (национальном, социальном, профессиональном) возникает необходимость воспитания у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной позиции. Развитие рыночных отношений, технологизация и информатизация производства требуют от выпускника системы среднего профессионального образования адаптивности, мобильности и креативности в решении профессиональных задач. Все это определяет потребность в человеке – "человеке, о котором говорят, что он реализован", фундаментальной основой, которой является стремление к личностному росту и самосовершенствованию [26, с. 3]. В отечественной психологии понятия идентичности традиционно разрабатывались при изучении идентичности, самости, кроме того, идентичность рассматривается как один из аспектов проблемы "Я"[27, с. 9]. Проблема идентичности проявляется в рамках глобальной проблемы существования самого человеческого рода, как с точки зрения реализации жизненной сущности человека, так и с точки зрения профессиональной подготовки и профессионализации личности [1, с. 3]. Проблема природы идентичности изучалась такими психологами, как Л. Б. Шнайдер, Д. В. Колесов, которые соотносили идею идентичности в логике и психологии. По его мнению, в логике тождество-это вывод об отсутствии различий: одинаковости, неразличимости, полном совпадении признаков сравниваемых объектов, процессов и явлений окружающего мира. В психологии идентичность-это переживание индивидом своего единства с индивидом или группой, или его приверженность чему-то, идее, принципу или "причине". В логике тождество-это действительно одинаковость объектов. В психологии идентичность-это особая форма отношений. Поэтому, когда мы говорим об идентичности, мы всегда имеем в виду, что одной из ее сторон является индивид, а другой - другие существа или какие-либо другие объекты, процессы, явления. Но тогда возникает законный вопрос: как возможна идентичность, если по определению не существует идентичных (не отличающихся) индивидов? Само понятие "индивид" просто означает "отличный от любого другого". И психологи справедливо утверждают, что каждый человек "уникален". Таким образом, в логике идентичность является следствием отсутствия различий между сравниваемыми объектами, идентичность в психологии-несмотря на различия, несмотря на них [26, с. 12]. Проблема формирования идентичности в процессе личностного и профессионального развития и ее влияния на качество жизни носит междисциплинарный характер и рассматривается в нескольких аспектах. В психологии понятие "личностная идентичность" связано с проблемой свободы выбора и самовыражения (И. А. Антонова, А. Б. Орлов, К. Хорни) и проблемой формирования "Я-концепции" личности (И. С. Кон, В. В. Столин, З. Фрейд, Э. Эриксон). Идентификация как основной процесс и механизм самопознания освещена в работах Е. З. Басиной, Р. Л. Кричевского, В. Г. Маралова, В. А. Петровского, В. С. Мухиной [26, с. 3]. Современная психология основана на развитии личности в системе процессов самостроительства, на стремлении личности определить свою самостоятельность, соотнести свой внутренний мир с внешней реальностью в ситуации возрастающей сложности, умножения экономического, политического, информационного и социально-психологического разнообразия. Идентичность-это сложное явление, сложная психическая реальность, включающая в себя различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основы. Человек становится полностью человеком, когда осознает свою личность. Мы знаем, кто мы, мы осознаем свою идентичность в мире людей, профессий, наций. Если трактовать понятие "идентичность" как явление уникальной природы, идентичность человека, вырабатываемое мысленным размышлением об истории человека, становлении личности, то его истоки можно найти в различных работах по философии, истории, антропологии, этнографии, культурологии. Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки зрения на идентичность как результат внутренней самореализации и внешнего контекста бытия, эти идеи оказали влияние на изучение личностной и социальной идентичности как зарубежными, так и отечественными психологами [29, с. 5]. Идентичность используется как знание чего-то, кого-то или как отождествление с кем-то, чем-то. В первом случае мы понимаем процесс сопоставления, сравнения одного объекта с другим на основе признака или свойства. Во втором смысле идентификация означает эмоционально-когнитивный процесс идентификации субъекта с другим субъектом, группой или образцом. Идентичность рассматривается и как осознание своей идентичности с другими и с самим собой, и как чувство, и как сумма знаний о себе, и как поведенческое единство. Она выступает как сложное интегративное явление. Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-70-е годы XX века, хотя само понятие идентичности имеет довольно долгую историю и использовалось многими теориями. Идентичность также можно рассматривать как элемент единства и многообразия защитной функции "Я", актуальной динамики. Следует отметить, что в зарубежной психологии решение проблемы идентичности осуществляется в рамках понятий "Я-концепция", "Образ-Я" [1, с. 9]. Таким образом, Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как систему установок, направленных на самого себя, которые включают в себя следующие компоненты: когнитивный, оценочный и поведенческий. Но.Уотерман выделяет ценностные компоненты идентичности: цели, ценности, убеждения [28, с. 9]. Концепция личностной идентичности также активно развивается в современной зарубежной психологии. Особенно хорошо представлены два направления теоретической интерпретации и эмпирического исследования личностной идентичности. Первое можно отнести к современному психоаналитическому направлению, поскольку авторы, работающие в этой парадигме, опираются на теорию идентичности Э. Эриксона. Второе направление исследований основано на" концепции – Я " Дж.Мида и объединяет представителей интеракционистского и когнитивного подходов. Подробный анализ исследований, проведенных зарубежными психологами, дан в работах Н.А. Антоновой и Н. И. Ивановой. Общей для социальных наук является точка зрения, основанная на теории Э. Эриксона, работы которого можно считать классическими в области проблем идентичности. Традиционно появление термина "идентичность" в психологии связано с именем Э. Эриксона, который определил личностную идентичность как внутреннюю непрерывность и самоидентификацию личности, которая развивается на всех этапах жизненного пути человека [26, с. 16]. В связи с этим личностная идентичность рассматривается как совокупность личностных качеств и характеристик личности, обеспечивающих целостность и идентичность личности, ее позитивное самопринятие. Термин "профессиональная идентичность" используется относительно недавно в связи с проблемой профессионального самосознания, что нашло отражение в работах М. Р. Битяновой, Е. Г. Ефремова, Е. А. Климова, А. К. Марковой, Л. М. Митиной[26, с. 9]. По мнению многих психологов, формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Е. П. Ермолаева подчеркивает, что профессиональная идентичность является продуктом длительного личностного и профессионального развития, которое проявляется на достаточно высоком уровне профессионального мастерства[28, с. 10]. Выступая системообразующим свойством личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает внутренним источником профессионального развития и личностного роста субъекта[27, с. 3]. Профессиональная идентичность-это психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу. Ключевыми компонентами профессиональной идентичности являются образовательное и профессиональное сообщество судьбы и профессиональное сознание. Роль в формировании профессиональной идентичности играют определенные ожидания и предпочтения, определенные идеальные образы выбранной профессии и себя в ней для каждого человека[29, с. 113]. Таким образом, профессиональная идентичность понимается как психолого-педагогическая категория, обозначающая интегративную характеристику личности, определяемую уровнем профессионального самосознания, выражающую устойчивое положительное отношение человека к себе как субъекту профессиональной деятельности, позволяющую ему самостоятельно реализовывать стратегию профессионального развития и включающую профессиональную ориентацию, профессиональный "образ-Я", позитивный профессиональный идеал и "Я-концепцию" [1, с. 7]. Профессиональное и личностное развитие неразделимы, поэтому процесс формирования профессионально-личностной идентичности базируется на этапах профессионального развития, которые дают представление о целостном жизненном пути и системных взаимосвязях, характеризующих личность. 1.2. Понятия «идентичность» и «идентификация» в современной зарубежной и отечественной психологии Современный толковый словарь русского языка определяет тождественное (от лат. identicus - идентичный) как полностью совпадающий с кем-то, чем-то или точно соответствующий кому-то, чему-то; идентичный [6]. Большой словарь иностранных слов трактует идентичность (лат. identicus " соответствующий») как полную идентичность[7]. Эти определения, на наш взгляд, не отличаются, а скорее дополняют друг друга. В то же время теоретический анализ проблемы идентичности показывает, что в области психологии существует множество основных понятий, которые используются исследователями как синонимы. Понятие «идентичность» часто используется наряду с Я - концепцией, самосознанием, «образом самого Себя». Мы считаем, что необходимо выявить сущность этих категорий в зарубежной и отечественной психологии, чтобы понять специфику термина «идентичность». В западной психологии понятие идентичности в основном связано с понятиями "Я – концепция" и "Образ себя". В то же время понятие "Я - концепция" не всегда однозначно трактуется исследователями. У. Джеймс выделил две ее составляющие: Я-сознательное и Я-как объект. Ремшмидт, рассматривая взаимосвязь между Я-концепцией и идентичностью, различает Самость и Самость, где " Я "понимается как "организованная система взглядов, установок личности и определяет ее уникальность, идентичность и неизменность," Я "- это "совокупность индивидуальных восприятий и воспоминаний". Ремшмидт подчеркивает разницу между идентичностью и "Я-концепцией". Интерес для нашего дальнейшего понимания идентичности представляет теория "Я - концепции" Р. Бернса. Бернс отмечает: ""Я-концепция" определяет не только то, что представляет собой индивид, но и то, что он думает о себе, как он выглядит в начале своей деятельности и возможности развития в будущем"[8]. Согласно Р. Бернсу, Я-концепция-это множественные установки человека по отношению к себе в этом мире, целостная система представлений о себе. В отечественной психологии, как отмечает Л. Б. Шнайдер, идеи идентичности сочетаются с исследованиями самосознания и самоотношения, «самооценки», самоопределения и социализации личности, при этом социализация традиционно понимается как процесс ассимиляции. , социальные нормы, навыки и правила. Нормы, цели, ценности и убеждения - это определенные элементы идентичности, определяющие аффективную окраску отдельных образов «Я». Проблема самопознания была впервые поставлена Л. С. Выготским. Он понимал самосознание как генетически более высокую форму сознания, как этап в развитии сознания, который подготавливается развитием языка, произвольных движений и ростом независимости.9 А. Н. Леонтьев с учетом самосознания считал, что в осознании человеком себя как личности необходимо различать самопознание и самосознание. 10 А. Г. Спиркин понимает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий, их результатов, мыслей, чувств, моральных качеств и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостную оценку себя и своего места в жизни[11]. В. В. Столин понимает идентичность как самосознание личности, имеющее многогранную структуру, включающую идентификацию социальной целостности индивида, уникальности и смысла его бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем[12]. Рассматривая человека как субъекта деятельности, проявляющего свою активность на разных уровнях, он считает, что как в процессе жизнедеятельности организма формируется схема тела, так и индивид формирует образ самого себя (феноменологическое Я), адекватный его социальному и активному существованию. "Процесс развития самого субъекта, рассматриваемый с точки зрения возникновения его феноменального "Я", которое выполняет важные функции в деятельности субъекта, является процессом развития его самосознания " [13]. Соотнося процессы самосознания с уровнями деятельности человека как организма, индивида и личности, он выделяет три уровня самосознания: I – " самоотдача и самопринятие во внимание (в двигательных актах)»; II-самосознание личности, т. е. принятие точки зрения другого на себя, идентификация с родителями, с ролями, формирование самоконтроля; III-самосознание личности, как выявление ее социальной ценности и смысла бытия, формирование представлений о своем прошлом, настоящем и будущем [13]. Основываясь на такой многоуровневой модели самосознания, размышляя над идеей А. Н. Леонтьева о личностном смысле, он приходит к идее существования единицы самосознания-"смысла Я", который частично идентичен самооценке и выполняет адаптивную функцию по отношению к деятельности субъекта. В. В. Столин считает, что "смысл Я" генерируется как отношение к мотиву или цели соответствующих качеств субъекта и формируется в самосознании в смыслах (когнитивных конструкциях) и эмоциональных переживаниях[11]. Следовательно, самосознание человека основано на решении внутренних противоречий, порождаемых реальной действительностью, что определяет диалогический характер самосознания человека. В процессе многочисленных внутренних диалогов формируется "образ Я", как отмечает В. В. Столин: "Образ Я-это продукт самосознания"[12]. В идеях И. С. Кона идентичность (самость) является одним из аспектов проблемы "Я" - "Эго" (субъективности) и "образа Я". "Эго" как регулирующий механизм предполагает непрерывность психической деятельности и доступность информации о себе. "Образ Себя" кажется завершенным и в то же время исправляет его [12]. Кон отмечает: "Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя как субъект деятельности, называется самосознанием, и его представления о себе формируются в определенный "образ Я".[13] Согласно И. С. Кону, "образ Я" - это система отношений личности, включающая отношение к себе; осознание и самооценку своих индивидуальных свойств и качеств; физические характеристики (восприятие и описание своего тела и внешнего вида). Таким образом, "образ Я" - это совокупность представлений индивида о самом себе. И. И. Чеснокова определяет самосознание как "сложный психический процесс, сущность которого заключается в восприятии человеком многочисленных образов самого себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в объединении этих образов в единое целостное образование-в представлении, а затем в представлении о себе как субъекте, отличном от других субъектов; в формировании совершенного, глубокого и адекватного образа самого себя"[14]. В. С. Мухина, автор концепции формирования структуры самосознания личности, характеризует самосознание как "универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологическую структуру, присущую каждому социализированному индивиду, состоящую из звеньев, составляющих содержание ключевых переживаний личности и выступающих внутренними факторами рефлексии, ее отношения к себе и окружающему миру"[15]. Центральным механизмом структурирования самосознания является идентификация. Согласно этой концепции, самосознание человека как личности содержит пять звеньев: 1 - идентификация с образом тела, именем и заменяющим его местоимением "Я", индивидуальной духовной сущностью человека; 2 - претензия на признание; 3 - сексуальная идентификация; 4 – психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее, будущее); 5-социальное пространство личности (права и обязанности). Таким образом, можно отметить, что в отечественной психологии проблема идентичности решается в установленной последовательной триаде: сознание-самосознание-самооценка. Идентичность более или менее интерпретировалась как эквивалент самосознания. В современной психологии под самосознанием понимается совокупность психических процессов и их ассоциаций, посредством которых человек осознает себя. В результате осознания человек получает представления о себе, а вся система всех представлений является «Я-концепцией» личности. Другими словами, «самооценка» человека является продуктом самосознания. Использование термина «самосознание» в русской психологии соответствует термину «я-концепция» в западной психологии. Л. Б. Шнайдер, сравнивая два направления научных исследований в зарубежной и отечественной психологии, схематически представляет это следующим образом.[16]: Мы согласны с Л. Б. Шнайдером, который, по мнению В. С. Малахова, утверждает, что термины «идентичность» и «самосознание» не являются взаимозаменяемыми и идентичными понятиями. Уверенность в себе в философии и психологии традиционно понимается как отделение человека от объективного мира, как осознание и оценка его отношения к миру, себя как личности, своих поступков, поступков, мыслей, чувств, желаний, интересов. Идентичность традиционно понимается как опыт идентичности, безопасности и целостности, то есть единицей анализа идентичности является «образ самого себя». [17]. Обобщая этот анализ, можно предположить, что российский подход к феномену идентичности включает выделение социальной ценности человека, смысла его бытия, формирование и изменение представлений человека о своем будущем, прошлом и настоящем, формирование ориентаций. ценностей, а формирование и развитие личности рассматривается как результат решения человеком значимых ситуаций. Шнайдер определяет идентичность как сложный феномен, «многослойную психическую реальность», включающую различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основы. Существует три уровня описания термина идентичность: 1) рационалистический (целостность, неделимость, естественность личности как неотъемлемое свойство), человек есть то, чем он кажется; 2) концептуальный (отражает конкретное научное содержание, определяемое исследователями, представляет степень соответствия человека группе, полу, этнической группе, полу и т.д.). 3) глубокий, или иррациональный (отражает самость, вещь в себе, "это такая драгоценность, что она оказывается не только внешне, но и такова по сути»)[18]. Идентичность может быть понята как чувство, как сумма самопознания и как поведенческое единство, то есть она выступает как"сложный интегративный феномен". По мнению Л. Б. Шнайдера, идентичность-это синтез таких характеристик человека, как идентичность, целостность и определенность, в уникальную структуру, назначение и изменение (по Л. Б. Шнайдеру-реструктуризация), которое происходит в результате адаптации и переориентации в постоянно меняющейся и трансформирующейся среде [19]. В психологии идентичность - это переживание индивидуума его единства с кем-то (с самим собой, другим человеком, группой) или его приверженности чему-то (идее, принципу, «разуму»). И это действительно так. Когда дело доходит до идентичности, мы всегда понимаем, что одна из ее сторон - это личность, а другая - другие существа или другие объекты, процессы, явления. Однако возникает закономерный вопрос: почему идентичность возможна, если идентичные индивиды не существуют по определению? Дело в том, что само понятие «индивидуум» означает «непохожий ни на какой другой», и психология справедливо провозглашает «уникальность» каждого человека. Таким образом, идентичность в логике является следствием отсутствия различий между сравниваемыми объектами, идентичность в психологии возникает, несмотря на различия, несмотря на них. Характеризуя идентичность, Д. В. Колесов отмечает: «Идентичность - это типичный феномен человеческого существования, не случайный и не редкость. Это выражает потребность. Идентификация дает человеку все, чем обладает группа людей, с которой идентифицируется личность, единство которой позволяет человеку присваивать некоторые сильные стороны и преимущества, которыми обладает объект идентификации: власть, богатство, деловые и политические возможности. Следовательно, идентичность может стать необходимым результатом потребности в более эффективной и надежной реализации жизни человека. Таким образом, смысловое поле понятия «идентичность» также включает в себя выбор. Идентичность-это отношение, наполненное положительными эмоциями, в первую очередь радостью и уверенностью индивида в своем положении, так как благодаря идентичности оно кажется более прочным и надежным. Отношение - это отношения, наполненные признательностью. В случае идентичности эта связь довольно сильна, и оценка положительна. Индивид никогда не будет отождествлять себя с негативной оценкой-сначала ему придется изменить негативную оценку на позитивную"[20]. В литературе, помимо понятий идентичности и идентификации, встречается термин идентификация. Мы считаем важным рассмотреть все эти концепции. В толковом словаре русского языка говорится: "Идентифицировать-установить (- навязать) совпадение, тождество"[21].Большой словарь иностранных слов определяет: "Идентификация (от французского Identification < identique "идентичный") - идентификация, соотнесение с образцом или моделью"[22]. Анализ литературных источников показывает, что ведущим механизмом развития идентичности является идентификация. Фрейд был первым, кто использовал это понятие в психологии. Он использовал его для интерпретации патологической депрессии, а позже для анализа сновидений и того, как дети учились моделям поведения у значимых других. В настоящее время в психологии процесс идентификации проявляется в трех пересекающихся областях психической реальности: Во-первых, идентификация-это процесс объединения субъекта с другим индивидом или группой на основе установленной связи, а также включения в свой внутренний мир и принятия в качестве своих собственных норм, ценностей, образцов. Во-вторых, идентификация-это представление, видение субъектом другого человека как продолжения самого себя. В-третьих, идентификация-это механизм, с помощью которого субъект ставит себя на место другого. [23]. Если обратиться к психологическому содержанию, в первом смысле идентификация выступает как механизм формирования и развития идентичности. Более того, психологическое значение этой концепции заключается в сравнении, сопоставлении системы ценностей субъекта и целей, которые должны быть достигнуты, принятии необходимых ценностей и отклонении тех, которые не нужны, в конечном итоге отождествлении с кем-то и чем-то. Реализация этого механизма будет варьироваться в зависимости от того, какой тип идентичности формируется - социальная или личная. В первом случае субъект выявляет изменения, которые произошли с ним сегодня, во втором - сравнивает их с конкретными социальными паттернами или представлениями о них. Д. В. Колесов справедливо считает, что содержание понятий "идентификация" и "идентификация" во многом одно и то же, оба они означают процесс – поиск идентичности индивида, то есть определенный постоянный опыт (единство, сплоченность, общность). Тогда идентичность-это особое психическое состояние (устойчивый опыт) индивида, а идентификация и идентификация-это процесс его достижения, сознательный или бессознательный поиск индивидом причин этого состояния. Ведь понятие "государство" содержит в качестве обязательного понятия содержание в смысле поддержки, содействия, содействия, одобрения, согласия, присоединения. Поэтому идентичность также может иметь ситуативный характер – она не раз и навсегда достигнута и закреплена, но что-то, что нужно поддерживать. Поэтому, как и любой опыт, идентичность может стать как более яркой и актуальной, так и менее[24].Идентификация-это только процесс достижения, и идентификация-это также явление, которое обобщает все три эти концепции. Необходимо различать психический процесс и результат (состояние), достигнутый с его помощью. Согласно работам Д. В. Колесова, идентификация-это операция определения значимости различий: формирование их оценки как незначимых или формирование положительной оценки их. Идентичность, достигаемая этими двумя путями, делится на прямую и косвенную. Вторым ментальным механизмом достижения идентичности является ментальная проекция, то есть ментальное наложение своего образа на образ объекта идентификации и ментальное "снятие" различий, поскольку они могут не только наделяться положительным значением, но и трансформироваться в неразличимые, которые можно игнорировать. Отсюда их незначительность, но не в связи с оценкой их содержания, а в связи со шкалой. Таким образом, следует предположить, что идентичность и идентификация не являются синонимами, это термины, предназначенные для обозначения различных явлений. Идентичность понимается как определенное состояние по отношению к конечному результату самоидентификации . Идентификация подразумевает процесс, психологические и социальные механизмы, ведущие к идентичности как состоянию. Идентификация является одним из механизмов межличностного познания, наряду с интерпретацией, атрибуцией, рефлексией, и представляет собой идентификацию себя с другим человеком. В. А. Ядов, "распространяя" понятия идентичности и идентификации, использует их для "обозначения некоторого состояния (идентичности) и процесса (идентификации), ведущего к состоянию"[25]. Е. А. Володарская считает, что идентичность может быть представлена как конечный результат, а идентификация – длительный во времени процесс, способ формирования идентичности[101].Изучая идентификацию личности в супружеской паре, Ю. Ю. Дмитрук понимает под идентификацией процесс формирования идентичности в целом (независимо от его выделенных разновидностей)[26] Мы считаем, что говорить об идентичности как о конечном завершенном процессе можно вполне условно, поскольку идентичность, по мнению В. С. Мухиной, и мы согласны с ее мнением, является состоянием относительно конечного результата самоидентификации[27].Более того, ссылаясь на позицию А. В. Брушлинского о том, что психическое имеет процессуальный характер, мы считаем, что идентичность, будучи "относительно конечным результатом" идентификации, сама по себе является процессом, активно влияющим на другие протекающие психические процессы. Поэтому это состояние (идентичность) не является раз и навсегда достигнутым и неизменным, но оно динамично, подвижно и процедурно. Касаясь проблемы постоянства идентичности, необходимо также отметить социологические исследования последних лет, в которых это понятие трактуется как изменчивая, условная и социально детерминированная конструкция[28].Действительно, идентичность не является ни постоянной, ни сильно изменчивой, поскольку она тесно связана с трансформациями социальной среды.Понятие идентичности (исключая значение термина, используемого в математике и логике) никогда не обозначает что-то статичное, неизменное или твердое, но всегда что-то, находящееся в потоке времени, изменяющееся и развивающееся. Уместно отметить высказывание С. Холла, который подчеркивает, что идентичность всегда "в процессе", всегда формируется. Н.Элиас подчеркивает, что концепция человеческой идентичности связана с процессом и до тех пор, пока не будет разработана четкая концепция процесса и особенно концепция развития, "концептуальная проблема человеческой идентичности будет оставаться сложной, практически неразрешимой. "Короче говоря, процесс поиска идентичности никогда не прекращается. "В этот момент временного континуума мы можем сказать, что нашли свое "я", то есть достигли идентичности. Но в следующий момент что-то нарушает равновесие, и идентичность становится отправной точкой нового поиска. В этой связи понятие тождества напоминает математическое понимание предела, когда все члены последовательности (промежуточные тождества) отличаются от некоторого числа "а" (конечное тождество), как бы малы они ни были, но все равно не достигают его." Анализ взаимосвязи между понятиями идентичности, идентификации (отождествления) показывает, что идентичность предоставляет индивиду все то, что группа индивидов, с которой этот индивид отождествляет себя, единство, с которым он переживает. Идентичность позволяет ему присвоить часть преимуществ и преимуществ, которыми обладает объект его идентификации. В. В. Козлов считает, что с точки зрения интегративного подхода человек – это не монолитная сущность, а система внутренних идентичностей или самоидентификаций, которые придают структуру и смысл бытию в человеческом мире. Многие из этих самоидентификаций обусловлены, навязаны и извлечены из места индивида в социальной структуре, в то время как другие творчески и избирательно конструируются из материала языков сознания в синтезе с прошлым опытом поведения. В соответствии с концепцией В. В. Козлова, Я-идентификации являются нашими фундаментальными элементами самоопределения и формируют наше предположение-идею нашей сущности. В то же время это самоопределение-активное понимание человеком самого себя. В. В. Козлов понимает идентификацию не только как социально-психологическую способность стоять на точке зрения партнера и не отождествляет себя с пониманием или взаимной ассимиляцией людей друг с другом. Идентификация включает в себя все эти элементы, но в понимании В. В. Козловой это целостная, эмоционально переживаемая идентификация со стабильными констелляциями человеческого опыта, которые признаются и интерпретируются как "свои" и выступают своеобразным регулятором их поведения и деятельности. В то же время" Я " выступает объектом ассимиляции как социально-психологическое образование, являющееся ориентиром и с которым сравнивается реализуемое личностное и групповое поведение. Таким образом, в концепции основоположника интегративной психологии В. В. Козлова личность-это целостное понимание себя, "глобальное поле смыслов самоидентификации индивидуального сознания с самим собой как психосоциальным целостным существом", глобальное "Я". Целостность личности-это система внутренних идентичностей или "Я-идентификаций", которые придают структуру и смысл бытию человека. Как сложная интегрированная система (глобальное "Я"), личность состоит из подсистем " Я "(три глобальные подструктуры Я" " материальное Я", "социальное Я"," духовное Я", каждая из которых имеет свой центр, системообразующий и интегрирующий фактор), которые определенным образом взаимосвязаны, взаимно влияют друг на друга, взаимодействуют и взаимно обусловливают друг друга. Кроме того, внутренние структуры этих глобальных компонентов также взаимосвязаны и взаимозависимы. Система внутренних идентичностей ("Я-идентификаций") представляет собой устойчивую констелляцию, скопления опыта и форм, с которыми личность отождествляется, отождествляется. А идентификация, по мнению ученого, - это целостная, эмоционально переживаемая идентификация со стабильными констелляциями человеческого опыта, которые признаются и интерпретируются как "свои" и выступают в качестве регуляторов поведения и деятельности. Основываясь на анализе литературных источников, можно предположить, что идентичность-это особое психическое состояние (устойчивое переживание) индивида, не статичное, а динамичное и процессуальное, идентификация-это процесс его достижения, сознательный или бессознательный поиск индивидом причин этого состояния. Именно способность личности идентифицировать себя как механизм, процесс, ведущий к социализации, и проявление идентичности как динамического и процессуального состояния является важным фактором развития общества и человека. |