Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Методики изучения структуры идентичности и особенностей ее становления в юности

  • 2.2 Особенности содержания идентичности у подростков

  • проблема идентичности в психологии. . проблема идентичности!!. Теоретический анализ проблемы идентичности в психологии 4


    Скачать 187 Kb.
    НазваниеТеоретический анализ проблемы идентичности в психологии 4
    Анкорпроблема идентичности в психологии
    Дата09.01.2022
    Размер187 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла. проблема идентичности!!.doc
    ТипИсследование
    #326854
    страница2 из 3
    1   2   3

    Глава 2. Экспериментальное исследование особенности становления идентичности в подростковом возрасте


    2.1. Методики изучения структуры идентичности и особенностей ее становления в юности

    Согласно Эриксону, подростковый возраст строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из ряда социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределения. Если молодому человеку не удается решить эти проблемы, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным направлениям:

    1. избегание психологической близости, избегание близких межличностных отношений;

    2. размытость чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

    3. эрозия продуктивных творческих способностей, неспособность мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то основной деятельности;

    4. формирование "негативной идентичности", отказ от самоопределения и выбор негативных образцов для подражания [12].

    Л. И. Божович, изучая проблемы формирования личности в онтогенезе, говорит, что центральным компонентом социальной ситуации развития в подростковом возрасте является потребность в самоопределении.

    В процессе формирования молодежной идентичности важно выработать новое отношение к окружающей действительности, осознать себя как личность, которая, как и все взрослые, имеет право на уважение, независимость и доверие. Из мира взрослых интенсивно усваиваются различные ценности, нормы и модели поведения, которые составляют новое содержание сознания и превращаются в требования к поведению другого человека и своему собственному, в критерии оценки и самооценки.

    Особенности самосознания и самооценки в подростковом возрасте напрямую влияют на поведение. При низкой самооценке подросток недооценивает свои способности, стремится выполнять только самые простые задания, что тормозит его развитие. С завышенной самооценкой он переоценивает свои способности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.

    Структура идентичности формируется в процессе разрешения основных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенному возрастному этапу развития личности. В случае положительного разрешения конкретного кризиса индивид приобретает специфическую силу эго, которая не только определяет функциональность индивида, но и способствует его дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения-своего рода "вклад" в путаницу идентичности.

    На уровне индивидуального опыта Э. Эриксон выделил следующие элементы идентичности:

    • индивидуальность – осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования;

    • идентичность и целостность – чувство внутренней идентичности, преемственности между тем, чем человек был в прошлом, и тем, чем он обещает стать в будущем; чувство, что жизнь имеет согласованность и смысл;

    • единство и синтез – чувство внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое порождает чувство гармонии;

    • социальная солидарность – чувство внутреннего единства с идеалами и поведением общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для других людей, которых уважает человек, что она соответствует их ожиданиям и восприятию как личности, идентичности и целостности, единства и синтеза, социальной солидарности [9].

    Если рассматривать это понятие в данном контексте, то иметь идентичность означает, во-первых, ощущать себя, свое бытие как личность неизменным, независимо от изменений ситуации, роли, самовосприятия; во-вторых, это означает, что прошлое, настоящее и будущее переживаются как единое целое; в-третьих, это означает, что человек ощущает связь между своей собственной непрерывностью и признанием этой непрерывности другими людьми" [2].

    Каждый этап жизненного цикла характеризуется определенной задачей, которая выдвигается обществом. Согласно Эриксону, решение проблемы зависит как от уровня развития, уже достигнутого индивидом, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет, и переход от одной формы эго – идентичности к другой вызывает кризисы идентичности – поворотные точки, моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой.

    Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон уделял особое внимание подростковому возрасту. Детство подходит к концу, и завершение этого великого этапа жизни характеризуется формированием первой интегральной формы эго-идентичности и величайшим кризисом. К этому кризису ведут три линии развития: это быстрый физический рост и половое созревание ("физиологическая революция"); забота о том, "как я выгляжу в глазах других", " кто я есть»; необходимость найти профессиональное призвание, отвечающее приобретенным навыкам, индивидуальным способностям и потребностям общества.

    Результатом этой стадии развития является либо приобретение "взрослой идентичности", либо задержка в развитии – так называемая диффузная идентичность.

    Впервые ученый вводит в психологию такое понятие, как "психологический мораторий", под которым понимается "кризисный период между молодостью и взрослостью, в течение которого в личности происходят многомерные сложные процессы обретения взрослой идентичности и нового отношения к миру" [5, с. 15]. Мораторий-это отсрочка, когда молодые люди пытаются найти свое место в обществе методом проб и ошибок.

    Непреодолимый кризис приводит к состоянию острой диффузной идентичности, которая лежит в основе особой патологии подросткового возраста.

    Синдром патологии личности Эриксона:

    • регрессия на инфантильный уровень и желание как можно дольше откладывать приобретение статуса взрослого;

    • смутное, но стойкое состояние тревоги;

    • чувство изоляции и пустоты; постоянное пребывание в состоянии чего-то, что может изменить вашу жизнь.;

    • страх личного общения и неспособность эмоционально влиять на людей другого пола.;

    • враждебность и презрение ко всем признанным социальным ролям, включая мужские и женские ("унисекс»);

    • презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всему иностранному (по принципу "хорошо там, где нас нет") [10].

    Особенности подросткового возраста

    Период юности – это социальное, личностное, профессиональное, духовное и практическое явление, поэтому главной задачей подросткового возраста является личностная саморефлексия. Этот процесс основан на выборе будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение связано с задачами как социального, так и личностного характера, происходит активизация таких вопросов к себе, как: "кем быть?» и "чем быть?", связанные с определением жизненных перспектив, с проектированием самого будущего.

    Характерным приобретением ранней юности является формирование жизненных планов. План, как совокупность намерений, постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Жизненный план - это план потенциально возможных действий. В содержании планов, как отмечает И. С. Кон, имеется ряд противоречий. Молодые мужчины и женщины вполне реалистичны в своих ожиданиях, связанных с их будущей профессиональной деятельностью и семьей [3, с. 45].

    Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя как субъект деятельности, называется самосознанием, и представления индивида о себе формируются в ментальный "образ Себя". "Юношеское " я" все еще смутно, расплывчато, оно часто переживается как смутная тревога или чувство внутренней пустоты, которую нужно чем-то заполнить " [5, с. 94].

    Одним из достижений молодежного периода является новый уровень развития самосознания, который характеризуется следующими фактами:

    • откройте для себя свой внутренний мир во всей его индивидуальной целостности и уникальности.;

    • стремление к самопознанию;

    • формирование личностной идентичности, чувства индивидуальной идентичности, преемственности и единства;

    • самооценка;

    • формирование личного образа бытия.

    Центральным психологическим процессом является формирование личностной идентичности. Наиболее подробный анализ этого процесса представлен работами Э. Эриксона.

    Таким образом, анализируя особенности подросткового возраста, мы пришли к следующему выводу:

    • самоопределение-социальное, личностное, профессиональное, духовное и практическое-является главной задачей молодежи.

    • центральным компонентом развития молодежи является потребность в самоопределении. "Самоопределение имеет ценностно-смысловую природу" [4, с. 36].

    • ценностно-смысловая природа самоопределения проявляется через определение своей позиции по отношению к социально развитой системе ценностей и определение на этой основе смысла собственного существования.

    Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти поиски содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поисках смысла жизни развивается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень, помогающий справиться с первыми житейскими неурядицами, молодые люди начинают лучше понимать окружающий мир и самих себя, а в реальности становятся самими собой.

    Следует отметить, что быстро меняющийся мир дает толчок к саморазвитию, стимул постоянно учиться и постигать себя – таким образом мы совершенствуемся. Но, с другой стороны, тенденции, проявляющиеся в стремлении молодого поколения соответствовать и примерять на себя многочисленные социальные роли, могут нарушить смысловое ядро личности, поскольку каждый день общество выдвигает новые варианты соответствия. "Быстрое изменение социальных предпочтений и попытка молодого поколения интегрировать их в себя могут привести к диффузии идентичности".

    2.2 Особенности содержания идентичности у подростков

    Этот курс основан на позиции Грейс Крейг и Дона Бокама о том, что подростковый возраст рассматривается как социальный феномен, не имеющий ничего общего с половым созреванием. Отмечено, что некоторые дети начинают вести себя как подростки еще до полового созревания. Согласно этому подходу, подростковый возраст - это длительный переходный период от детства к взрослой жизни, что представляет собой современное явление, которое существует в основном в развитых странах и длится до 10 лет. Подростковый возраст является частью этого периода и не отличается от подросткового возраста, границы которого очень размыты (примерно от 11-12 до 20-21 лет).

    Формирование личности, под которой понимается творческое и независимое Я, гармонично сочетающее в себе различные элементы личности, является одной из главных задач подросткового возраста [3].

    Перед подростком стоит задача объединить все, что он знает о себе как о сыне/дочери, школьнике, спортсмене, друге и т. д. Все это он должен объединить в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроектировать на будущее. Молодой человек должен чувствовать связь между тем, чем он стал за долгие годы детства, и тем, чем он может ожидать стать в будущем; между его собственным представлением о себе и тем, что он видит, по его мнению, в других. Поэтому подростки болезненно обеспокоены тем, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением других людей, а также тем, что их собственные идеалы не являются общепринятыми.

    Идентичность, установленная к концу подросткового возраста, включает в себя все значимые идентификации, но в то же время изменяет их, чтобы создать единое и причинно связанное целое.

    При успешном протекании кризиса подросткового возраста у юношей и девушек формируется чувство внутренней идентичности, при неблагоприятном-смутная идентичность, связанная с болезненными сомнениями в себе, своем месте в группе, в обществе, с неопределенностью жизненных перспектив.

    Спутанная идентичность возникает, когда окончательное самоопределение затруднено по личным или социальным причинам. В этом случае молодые люди не синтезируют, а противопоставляют друг другу свои сексуальные, этнические, профессиональные и типологические возможности и часто вынуждены окончательно и полностью определиться в пользу одного из них.

    Путаница в идентичности основана на предыдущих сильных сомнениях в своей этнической или сексуальной идентичности или ролевой путанице в сочетании со старым чувством безнадежности [4].

    Успешно преодолеть кризис идентичности в подростковом возрасте подросткам помогают их повышенные когнитивные способности, что позволяет подростку синтезировать все социальные роли в единое целое [3].

    Подростки должны еще раз попытаться разрешить кризисы предыдущих лет, прежде чем они смогут сформировать стабильную идентичность. Для этого им нужен мораторий. Кроме того, мораторий необходим для интеграции элементов идентичности, которые были сформированы на более ранних этапах.

    Если на первом этапе кризис идентичности завещал потребность доверять себе и другим, то подросток страстно ищет людей и идеи, в которые он мог бы поверить. Это означает, что люди и Дей, которые оказываются в этой роли, должны доказать, что они заслуживают доверия. В то же время подросток боится быть обманутым, доверяя обещаниям других, и выражает это с громким и циничным недоверием.

    Если достижения второго этапа были связаны с тем, чего подросток свободно хочет, то подростковый период характеризуется поиском возможностей для подростка свободно выбирать способы выполнения своих обязанностей и своего долга, и в то же время страхом быть насильственно вовлеченным в такую деятельность, где он будет чувствовать себя объектом насмешек или чувствовать неуверенность в своих способностях. Это может привести к парадоксальному поведению, когда вне свободного выбора подросток с большей вероятностью будет вести себя вызывающе в глазах старших, чем позволит заставить себя заниматься деятельностью, которая является постыдной в его собственных глазах или в глазах его сверстников.

    Если воображение того, кем может стать подросток, является наследием третьей стадии, то подросток готов доверять сверстникам или старшим, которые установят творческие границы для его стремлений. В этом случае подросток страстно протестует против любых ограничений своих представлений о себе и может настаивать на своей вине даже вопреки собственным интересам.

    Если желание сделать что-то хорошо становится наследием четвертого этапа, то выбор профессии становится для подростка более важным, чем вопрос зарплаты и статуса. По этой причине некоторые подростки предпочитают временно вообще не работать, а не быть вынужденными начать многообещающую карьеру, которая обещает успех, но не дает удовлетворения от самой работы [4].

    Необходимым условием формирования идентичности в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Большинство подростков проводят много времени в компании себе подобных. Близкие друзья играют важную роль в процессе формирования идентичности. Чтобы принять свою личность, подросток должен чувствовать себя принятым и одобренным другими. Подростки помогают себе временно избавиться от дискомфорта и чувства неуверенности, формируя группы и стереотипы о себе, своих идеалах и своих врагах, они также постоянно проверяют себя на способность оставаться верными неизбежным конфликтам ценностей.

    Многие представления подростков о ролях и ценностях определяются их принадлежностью к той или иной референтной группе. Социальные референтные группы могут состоять из людей, с которыми подростки часто взаимодействуют и имеют близкие отношения. Они также могут включать более широкие социальные группы, чьи взгляды и идеалы они разделяют: религиозные, этнические, группы сверстников или группы по интересам, даже группы чата пользователей Интернета. Референтные группы, независимо от их размера, подтверждают или отрицают старые ценности индивида, а иногда формируют новые.

    Подростки должны прийти к соглашению с различными референтными группами. Членство в группе, которое в детстве было почти автоматическим - в семье, соседской компании или, например, в религиозной общине,-уже не так уютно и удовлетворительно, как когда-то. Часто подросток испытывает конфликт лояльности по отношению к своей семье, сверстникам и другим референтным группам.

    Иногда молодых людей привлекают ценности и установки конкретного человека, а не группы. Эта вторая половинка может быть близким другом, любимым учителем, старшим братом или сестрой, героем кино или спорта или кем-то, чьи идеи и поведение восхищают подростка. Хотя влияние значимых других может ощущаться на любом этапе жизни, оно наиболее характерно для подросткового возраста.

    Таким образом, подростки окружены огромным разнообразием ролей, предлагаемых различными референтными группами и людьми. Эти роли должны быть интегрированы в личную идентичность, а их конфликтные моменты должны быть примирены или отвергнуты. Этот процесс еще более усложняется либо в случае ролевого конфликта (например, между членством в группе сверстников-фанатов и ролью хорошего ученика), либо в случае конфликта между значимыми другими (например, между старшим братом или сестрой и романтическим партнером).

    На формирование идентичности у подростков существенное влияние оказывает статус идентичности, в котором они находятся в соответствии с концепцией Дж.Р. Р. Толкина. Марсия.

    Подростки в состоянии предопределения испытывают минимальную тревогу. Их ценности более авторитарны, чем у подростков в других статусах, и у них есть сильные и позитивные привязанности к значимым другим. Молодые люди, которые находятся в статусе предрешенного решения, как правило, оценивают себя ниже, чем мужчины в статусе моратория, и другим людям легче убедить их в чем-то. В культурах, в которых подростки проходят обряд посвящения и приобретают все права взрослых, идентичность формируется путем предопределения.

    Подросткам, находящимся в рассеянном состоянии, не хватает чувства направления, и, возможно, нет выраженного желания его найти. Такие подростки не прошли через кризис и не выбрали профессиональную роль или моральный кодекс. Они просто избегают сталкиваться с этой проблемой.

    Диффузный статус чаще всего встречается у подростков, которые испытывают отвержение или пренебрежение со стороны далеких или безразличных родителей. Некоторые из них сосредоточены на немедленном удовлетворении своих потребностей и желаний; другие экспериментируют, не имея конкретных планов и целей, с различными установками и поведением. Они могут бросить школу, начать употреблять алкоголь или наркотики. Такие подростки наиболее склонны к делинквентному поведению.

    У молодых людей, находящихся в состоянии моратория, тревога является доминирующей эмоцией из-за того, что они не приняли решения. Они часто борются с противоречивыми ценностями и предпочтениями, постоянно сталкиваются с непредсказуемостью и противоречиями. Для них характерны амбивалентные отношения с родителями; борясь за свободу, они боятся родительского неодобрения или обижаются, когда их не устраивают их действия. Многие студенты находятся в состоянии моратория. Молодые люди в этом статусе поглощены "поиском себя".

    У подростков, достигших идентичности, чувства к своим родителям и семье наиболее сбалансированы. Их поиск независимости менее эмоционально заряжен по сравнению с подростками в статусе моратория и не сопровождается изоляцией и чувством покинутости, характерным для лиц с диффузным статусом [3].

    Каждый год многие культуры устанавливают определенный мораторий для своих молодых граждан. Чаще всего эти моратории совпадают с периодом проведения учений. Мораторий не обязательно переживается сознательно. Молодой человек может чувствовать себя полностью удовлетворенным и только со временем понять, что все, к чему он относился серьезно, было всего лишь переходным периодом.

    Во время психосоциального моратория подросток может найти свою нишу в обществе с помощью свободного ролевого экспериментирования. Мораторий-это отсрочка, предоставляемая тому, кто еще не готов взять на себя ответственность и хотел бы дать себе время подготовиться. Этот период характеризуется избирательным снисхождением со стороны общества и вызывающей беспечностью со стороны молодежи и заканчивается более или менее формальным подтверждением со стороны общества [4].

    Статус идентичности может различаться в зависимости от того, какой ее аспект рассматривается: подросток может находиться в состоянии предубеждения в отношении гендерных ролевых предпочтений, моратория на выбор профессии или религиозных убеждений и рассеянности в отношении политической философии.

    Также отмечается, что относительная доля подростков в каждом статусе идентичности различается в зависимости от культуры, и особенно от идеологии и религии [3].

    Идентичность молодого человека также может поддерживаться значимыми социальными группами - нацией, классом, культурой [4].

    Помочь подросткам сформировать свою собственную идентичность и отделить себя от своих родителей может быть трудно в неполных семьях. В таких случаях участие другого взрослого, например родственника или учителя, может упростить этот переход, как для родителя, так и для подростка [3].

    Таким образом, неблагоприятным исходом кризиса идентичности является путаница идентичности, которая может привести к неспособности установить адекватные отношения близости, замененные симбиотической зависимостью или истерическим отвержением, диффузией временной перспективы и диффузией тяжелой работы.

    В некоторых случаях путаница в идентичности может даже привести к патологическим состояниям, включая депрессию и самоубийство.

    Другим вариантом проявления спутанной идентичности может быть феномен негативной идентичности, суть которого заключается в жесткой фиксации индивида на ролях и идентификациях, которые отвергаются или осуждаются обществом. Классическим примером негативной идентичности является идентификация с преступными сообществами, сексуальными меньшинствами и т.д. [5]


    1   2   3


    написать администратору сайта