Главная страница
Навигация по странице:

  • КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ Кафедра теории и истории права и государства КУРСОВАЯ РАБОТА Тема

  • Швец Анна Анатольевна

  • Глава 1. Происхождение государства и права в историческом контексте 1.1 Понятие и характеристика происхождения государства и права

  • 1.2 Причины происхождения государства и права

  • Глава 2. Теории происхождении государства и права 2.1 Анализ основных теорий происхождения государства и права

  • 2.2 Взаимосвязь концепций происхождения и развития государства и права

  • Список использованной литературы

  • Административный контроль. Теории происхождения государства и права


    Скачать 49.31 Kb.
    НазваниеТеории происхождения государства и права
    АнкорАдминистративный контроль
    Дата18.03.2022
    Размер49.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла-1573787669(1).docx
    ТипКурсовая
    #402980

    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ

    Кафедра теории и истории права и государства
    КУРСОВАЯ РАБОТА

    Тема:

    Теории происхождения государства и права
    Выполнил: курсант 1 курса факультета по подготовке специалистов для подразделений полиции, рядовой полиции:

    Гринева Эльвира Вадимовна
    Научный руководитель: Заместитель начальника кафедры теории и истории права и государства, кандидат юридических наук, полковник полиции:

    Швец Анна Анатольевна

    (подпись научного руководителя)

    Дата защиты «___» ________2020 г.

    Оценка ___________________________

    Краснодар 2020 г.
    Содержание
    Введение 3

    Глава 1. Происхождение государства и права в историческом контексте 5

    1.1 Понятие и характеристика происхождения государства и права 5

    1.2 Причины происхождения государства и права 17

    Глава 2. Теории происхождении государства и права 20

    2.1 Анализ основных теорий происхождения государства и права 20

    2.2 Взаимосвязь концепций происхождения и развития государства и права 23

    Заключение 26

    Список использованной литературы 28

    Введение
    Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.

    Как показал проведенный анализ научных публикаций, происхождение государства и права было и остается традиционным объектом исследовательского внимания ученых - философов, социологов, политологов, экономистов, правоведов, психологов. В рамках теории государства и права интерес к изучению данного общественно-политического явления в последние годы возрастает.

    Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права.

    Предмет - анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и предпосылок возникновения государства и права.

    Цель данной работы - выявить особенность происхождения государства и права.

    Для достижения данной цели ставим следующие задачи:

    • рассмотреть понятие и характеристику происхождения государства и права;

    • определить причины происхождения государства и права;

    • провести анализ основных теорий происхождения государства и права;

    • раскрыть взаимосвязь концепций происхождения и развития государства и права

    Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются современные положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений, изучение учебной и публицистической литературы по теме, изучение лекционного материала курса "Теория государства и права".

    В данной курсовой работе были применены метод анализа, метод дедукции, метод сравнения и другие общенаучные методы.

    Теоретическая основа курсового исследования. При написании данной курсовой работы использовались учебники по правоведению, основам права и теории государства и права таких авторов как: Матузов Н.И., Малько А.В., Борисов Г.А., Бошко С.В., Хропанюк В.Н. и другие.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
    Глава 1. Происхождение государства и права в историческом контексте
    1.1 Понятие и характеристика происхождения государства и права
    Для начала следует отметить, что рассмотрение основного понятия, приведение различных точек зрения авторов, которые имеются в юридической литературе, способствует лучше усвоить смысл тематики.

    Еще с древних времен философы стремились найти ответ на вопрос, что следует понимать под государством.

    Понятие «государство» знакомо всем людям, живущим на планете. Многие слышали о государственных знаках, но немногие сегодня могут просто перечислить их. Однако не все знают о сущности государства и его социальных целях.

    Часто понятие «государство» отождествляется с понятием «страна», включая значение политического и географического образования. Зачастую в научной литературе авторы публикаций, используя термин «государство», имеют в виду общество.

    Древнеримским философом, оратором и политиком – Цицероном было отражено, что вопрос о толковании государства является важнейшим для его понимания как категории права. Его последователем был приверженец нормативистского направления о понимании государства был Г. Кельзен, и П. Струве1.

    Однако существовала и противоположная сторона. Ее представителем считался Н.М. Коркунов. Его мнение заключалось в том, что государство представлено как персональное объединение свободных людей, у которых присутствовало принудительное установление мирного порядка путем предоставления феноменального принудительного права исключительно органам государства2.

    Научные взгляды большей численности ученых современного периода заключаются в том, что государство играет роль властной системы, способная организовать общество, при этом за основу должны браться интересы социума.

    Как система, государству необходимо быть целостным в любом плане, даже по признаку территориальности.

    Общий смысл истолкования государства в том, что его рассматривают в качестве конкретизации совокупности граждан. Основу составляет в данном случае народ, территориальная расположенность, и властные функции.

    Государство обладает задачей, заключающейся непосредственно в гарантированности абсолютно любых прав и свобод, присущих для членов своего социума. Помимо этого, государство при реализации своих функций поддерживает надежность и гуманность, регулируя, таким образом, поведение граждан1.

    Если рассмотреть понятие о свободе, то следует также привести его определение, для более глубокого понимания запретов государства.

    Констатация такого факта как признание нашей страны светским государством, в котором человек и гражданин, а также его права и свободы признаются высшей ценностью известно давно, однако изучение этого вопроса затрагивает интересы не только государства, но каждого гражданина. Основная задача, стоящая перед страной заключается в защите прав и свобод своего гражданина. Россия не является исключением. Именно поэтому, в основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации, а именно в 28 статье законодательно закреплено право каждого гражданина на свободу совести и вероисповедания.

    Считается, что государство относится к системообразующему праву, которое способствует на ублаготворение идеологической надобности, сообщающей значение жизни на базе имеющихся мировоззренческих идей, а также поведения, признанного правомерным и основанным на выборе без каких-либо ограничений.

    В процессе познания государства, как и многих других правовых явлений, существует потенциал увлечения разнообразными сторонами понимания. Одним придается существенное значение, другие приобретают второстепенный признак. Из этого и вытекают различные мнения ученых по толковании явлений. Это имеет отношение не только к понятию государства. Такой поход к трактовке понятий наблюдается в тех случаях, когда бытует внятная дефиниция какого-либо института, или термина.

    Право обеспечивает организованность и устойчивость функционирования общества. Значимость права в жизни общества проявляется всего функциях, в частности воспитательной функции права, которая носит поучительный характер. Обаятельный характер права проявляется в том, что предписания, содержащиеся в нормах права, носят обязательный для всех характер. Право также носит охранительную функцию, в частности, с помощью правовых норм охраняются права и свободы граждан.

    В современном обществе сложно переоценить роль и значение права. Его главная цель состоит в защите прав и свобод физических и юридических лиц1.

    Отметим, что изучая категорию права неразрывна его связь с «обществом» и «государством». Довольно таки длительный период времени указанные категории учеными не разделялись.

    Однако общество, государство и право не являются тождественными понятиями. Общество возникло раньше, чем государство, и только по прошествии довольно таки длительного промежутка времени обществу потребовался регулятор отношений, которым впоследствии и выступило право.

    Однако на сегодняшний день некоторыми учеными поддерживается формационный подход к сущности права который отождествляет его с государством, что в корне не верно. Прежде всего, при описании права с точки зрения формационного подхода рассматривается сущность права применительно к различным этапам развития государства. Вместо права в большинстве случаев происходит описание существующих классов в государстве.

    Наиболее отвечающим современным критериям является цивилизационный подход, который подходит к рассмотрению права с точки зрения социокультурного развития общества и государства.1

    Связь права и общества состоит в том, что право - это не какой-то отдельный элемент. Право является органическим элементом общества, выступает регулятором внутренних связей общества, а также устранителем внутренних противоречий, возникающих из общественных отношений.

    Право возникает как результат объективной потребности общества в устранении внутренних противоречий, обеспечивает организованность общества, стабильность и правопорядок в обществе.

    Господство право в обществе предполагает две формы его реализации, а именно организацию государственной власти, а во-вторых, верховенство закона.

    Право выполняет в обществе формы контроля. При этом идеальной моделью восприятия права является та, в которой государство является исполнителем воли общества и в связи с этим наделяется достаточно большим с точки зрения права полномочиями.

    Также на сегодняшний день существуют дискуссии относительно соотношения общества и права. История свидетельствует, что общество и право должны находиться в гармоничной взаимосвязи, иначе, конфликты общества и права будут выливаться в гражданские войны и революции, которые нередко имели в качестве предшественника террор со стороны представителей государственной власти.

    Право должно выражать те ценности и ориентиры, которые важны для общества, в частности как для экономико-социальной, так и для культурной жизни общества. Право должно способствовать развитию института частной собственности, конкуренции, активности и равноправности хозяйствующих субъектов.1

    При этом право должно выражать моральные устои и принципы функционирования общества, а также обычаи, которые важны для конкретного общества в целом либо же для его малочисленной группы
    (к, примеру, права коренных малочисленных народов).

    В результате право обретает самостоятельность и возможность воздействовать на общество. Право аккумулирует все духовные ценности общества и передает их из поколения в поколение.

    Общество ввиду его многонациональности является внутренним противоречивым организмом, который включает в себя достаточно много различных духовных ценностей. При этом право призвано упорядочить указанные отношения, привести их к согласованности.

    Отметим, что если общество демократическое, то право выражает волю народа. Граждане путем применения права получают доступ к материальным ценностям. Таким образом, общество и государство становятся правовыми.

    Если власть общества носит деспотический характер, то право направлено на выражение роли властвующей олигархии. В результате такой организации права доступ ко всем благам имеет только ограниченный властвующий круг лиц.

    Право является системой, которая регламентирует деятельность людей, их поведение, а также деятельность государства и их органов. Характерным признаком права является его формальный характер, который выражается в том, что нормы права закрепляются в официальных документах и подлежат в определенных случаях официальному опубликованию.

    Отметим что в связи с тем, что общество является постоянно меняющимся организмом, то и право не стоит на месте. Право всегда является меняющейся системой и регламентирующей вновь возникающие общественные отношения.

    В научной литературе вопрос о понятии т природе принципов права до настоящего времени остается дискуссионным.

    Известны различные точки зрения относительно их определения, рассмотрим некоторые из них.

    Б. В. Назмутдинов отмечает, что под принципами права следует понимать основные, исходные, руководящие идеи, выражающие смысл, содержание и социальное назначение права.1

    В. И. Качалов предлагает под принципами права понимать общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны деятельности общества в данном государстве и выражающие сущность правового регулирования общественных отношений.2

    О.И Цыбулевская под принципами права понимает основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его сущность, при этом автор отмечает, что принцип права это объективное свойство права.3

    Л.С.Явич отмечал, что под принцами права следует понимать, такие начала, которые отражают законы общества, которые составляют содержание правовой системой, обладают такими свойствами, как:

    1) универсальность,

    2) императивность,

    3) объективность упрочнения способа производства.

    В. Н. Карташов говорит о том, что под принципами права надлежит понимать базовые нормативные требования, которые находят сое выражение в законодательных актах и других проявлениях права, которые свои действием позволяют достичь высокого качества и эффективности правового регулирования общественных отношений.1

    Н.Н.Вопленко, В.А.Рудковский рассматривая вопрос принципов права определяют основные их признаки:

    а) принципы права - это  выработанные в ходе теоретического осмысления основные правовые идеи,

    б) принцип права имеет определенную структуру.

    В. Н. Карташов определяет структуру принципов права их строение, образующее систему характерных для принципов права свойств и составляющих права, которые взаимосвязаны между собой и внешней средой через связи:

    1) логические,

    2) генетические,

    3) функциональные,

    4) временные,

    5) пространственные и др.2

    По мнению Н.Н.Вопленко, В.А.Рудковского структура принципов права включает в себя элементы:

    1) требование,

    2) идеал,

    3) знание,

    в) принципы права определяются посредством понятий основных правовых начал,

    г) основное предназначение принципов права заключается в обеспечении идеологического и практического взаимодействия законотворчества, толкования права, реализации норм права,

    д) принципы права являются способом правового выражения общественных ценностей.

    Роли принципов права в правовой системе государства уделяется также много внимания.


    Так, например, А.В. Коновалов отмечает, что принципы права не регулируют непосредственно общественные отношения, они выполняют задачу определения пределов такого регулирования. 1

    Происходит это следующим образом, базовые принципы, например, такие, как добросовестность, справедливость проходят процесс конкретизации в ряде правовых принципов, что позволяет им проявляться в правовых нормах или судебных решениях.

    При этом следует помнить, что принципы права хоть и регулируют разные правовые институты и общественные сферы не должны находиться в противоречии друг другу.

    По мнению автора, принципы права оказывают свое воздействие на правопорядок и правовую систему одним из перечисленных способами2:

    а) оказывая воздействие на общественные отношения посредством обобщенных правил социальной коммуникации;

    б) посредством установления в качестве основополагающих начал законодательства в его позитивных нормах;

    в) проявления в большинстве норм правовой системы;

    г) определяя основной метод конкретной отрасли права;

    д) формируя основные направления, обеспечивающие стабильность и последовательность практики правоприменения, в том числе и в судебной практике;

    е) играют роль основы правосознания субъектов правоотношений, в том числе системы мотиваций правового поведения;

    ж) пропагандируют идеальную модель урегулирования правом общественного отношения в фактическое общественное отношение;

    з) играют роль предпосылок для успешного развития правоприменения;

    и) выступают в качестве взаимодействия правовых инструментов;

    Назмутдинов Б. В. отмечает, что значение принципов права состоит в том, что они являются ориентирами1:

    а) для законодателя, который разрабатывая новые нормы права,
    должен соблюдать принципы права;

    б) для правоприменителя, который в случае пробела в правовом регулировании конкретного вопроса решает спорный вопрос исходя из принципов права;

    в) каждого человека, поскольку в большинстве своем граждане не обладают знанием правовых норм, но ориентируются в принципах права.


    В. И. Качалов значение принципов прав видит в том, что принци­пы права имеют большое значение для регулирования обще­ственных отношений в государстве, поскольку именно на принципах основываются юридические конструкции и правовая система государства, будет складываться правоприменительная практика.1

    По мнению автора, принципы права выполняют также такие задачи, как:

    а) позволяют определять смысловое содержание всех норма,

    б) раскрывают средства и методы, с помощью которых осуществляется реализация соответствующих норм права,

    в) принципы права, прежде всего, играют роль защиты прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц конкретного государства. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в таком государстве говорит о соблюдение принципов права.

    Принципы право принято подразделять на следующие группы2:

    а) общие, которые лежат в основе всей правовой системы. В качестве примера можно назвать следующие принципы:

    1) законность,

    2) равенство перед законом и судом,

    3) социальная свобода,

    4) гуманизм,

    5) демократизм,

    6) единство прав и обязанностей,

    7) сочетание убеждения и принуждения,

    б) межотраслевые, которые присущи некоторым отраслям права,

    Такая классификация принципов права является общепринятой, но по мнению авторов Н.Н.Вопленко, В.А.Рудковский имеет ряд недостатков, которые состоят в том, что такое подразделение принципов права на отдельные группы не отвечает на такие вопросы: где берут свое начало правовые принципы, а лишь перечисляет принципы права, в результате чего в одном ряду находятся общие начала и идеи, которые по своей природе вытекают из разных сфер общественной жизни.

    Имеются и другие точки зрения относительно классификации принципов права.

    Так, например, Л.С.Явич, предлагал подразделять правовые принципы на следующие группы1:

    а) общесоциальные принципы права, к которым следует относить общие правовые начала, которые производны от экономических, политических и др. факторов.

    Экономические принципы по мнению автора – это общие начала правовой системы, которые зависят от ряда факторов, к которым следует относить следующие:

    1) способ общественного производства,

    2) принятые в обществе формы собственности,

    3) процесс обмена и распределения результатов экономической деятельности.

    В качестве примеров можно назвать такие принципы, как равенство всех форм собственности, свободы заключения договора.

    Политические принципы находятся в зависимости от таких факторов, как:

    1. состояние политической системы общества,

    2. провозглашенные политические институты и начала.

    К политическим принципам можно отнести, например, принцип разделения властей, многопартийность.

    Идеологические принципы зависят от состояния идеологии общественной жизни, и в качестве примера таких принципов следует назвать:

    идеологический плюрализм, направленность правовой системы на общечеловеческие ценности.

    Нравственные правовые ценности обусловлены принятыми в обществе моральными ценностями и идеалами, к таковым принципам обычно относят: принцип гуманизма, принцип справедливости.

    б) специально-юридические принципы права, к которым предполагается относить центральные основополагающие начала правового регулирования. К ним можно отнести такие правовые принципы, как: принцип законности, принцип равенства всех перед законом.

    Ряд авторов говорит о необходимости выделить также такую группу принципов, как принципы правовых институтов.

    Таким образом, мы рассмотрели систему принципов права, изучив основные точки зрения относительно того, как следует подразделять правовые принципы на отдельные виды.

    Таким образом, как мы видим, основным, принятым критерием классификации является отрасль отношений, которые призваны регулировать такие принципы.

    Например, в уголовном преследовании подразделяют такие принципы, как принцип вины и презумпции невиновности, в гражданском праве принцип свободы договора.

    При этом следует отметить, что все эти принципы, так или иначе, оказывают влияние на государственное регулирование общественных отношений.

    Общие принципы помимо прочего находят свое выражение в законодательных актах, что присуще не для всех принципов права.

    Так, например, принцип судебной истины был исключен Гражданского кодекса Российской Федерации, но все равно присутствует в гражданском процессе.
    1.2 Причины происхождения государства и права
    Говоря о причинах возникновения государства необходимо отметить, что данный процесс закономерным и явился следствием естественного развития общества в условиях достижения определенной степени зрелости. Государство было выделено из общества в процессе распада устоев первобытнообщинного строя под воздействием целого ряда причин и факторов. К такого рода факторам можно отнести следующие1:

    всесторонне развивающийся процесс общественного разделения труда. В рамках данного процесса происходило выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. Так, по мере развития производительных сил, а так же расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточении их у определенных лиц и органов.

    возникновение и развитие частной собственности в процессе становления общественного производства, а так классов и эксплуатаций. В конечном счете, государство появилось как результат классовой раздельности и неприменения межклассовых взаимоотношений, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев. Такого рода позиция происхождения государства была наиболее близка марксисткой идеологии. В частности Ленин в своих трудах неоднократно утверждал, что государство это «машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

    При этом немарксистские научные направления в целом не отрицают важного влияния экономических и социально-классовых отношений на формирование государственности, но при этом они не возвышают роль частной собственности и классов. В истории известны случаи, когда образование государства исторически предшествовало и способствовало классовому расслоению общества. В ходе общественного развития по мере стирания классовых противоположностей и демократизации общества государство все больше становится надклассовой, общенациональной организацией.

    В рамках политической теории наряду с классовыми причинами, выделяют и ряд других причинных факторов способствующих возникновению государства. Итак, к такого рода факторам относятся: демографические, антропологические, психологические, рациональные и эмоциональные, а так же завоевание территории. Рассмотрим каждый фактор в отдельности.

    Демографический фактор. В рамках данного фактора речь в первую очередь идет о воспроизводстве самого человека. В рамках воспроизводства в первую очередь говориться о росте численности и плотности населения, перехода от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочения брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.

    Антропологический фактор. Основоположники и последователи данной концепции считают, что источником государственной формы организации является сама общественная природа человека. Еще в античное время в своих трудах Аристотель писал, что человек, будучи существом в высшей степени коллективным, самостоятельно может реализовать себя только в рамках определенных форм общения. Государство же, подобно семье и селению, есть естественная, органически присущая человечеству на определенной стадии развития высшая форма общежития1.

    Психологический, рациональный и эмоциональный фактор. В данном случае государство рассматривается как результат человеческого мышления и разума, созревающий под влиянием потребностей и эмоций человека. Такого рода точка зрения характерна, в частности, для договорных (контрактных) теорий государства. По мнению Т.Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество. Д.Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека, чем традиционные, догосударственной формы общежития.

    Глава 2. Теории происхождении государства и права
    2.1 Анализ основных теорий происхождения государства и права
    В юридической литературе учеными-юристами рассматриваются следующие основания норм происхождения государства:

    1. Теологическая или божественная теория (Аквинский, Маритен, Мерсье и др.) выходит своими истоками к древнему миру. Ее сторонники считали, что государство есть продукт божественной воли, в связи с чем государственная власть вечна и зависит, главным образом, от религиозных организаций и деятелей.

    Следует также отметить что официальная доктрина современного Ватикана подчеркивает, что бог, создав государство и право, не указал, ни конкретных лиц, осуществляющих государственную власть, ни формы правления, ни методы властвования. Поэтому данная позиция, сохраняя тезис о божественном происхождении государства и права, вполне позволяет приспособить феодальную теологическую концепцию и политической реальности нашего времени1.

    2. Патриархальная теория (Платон, Аристотель, Фильмер, Михайловский и др.). Они считали, что государство происходит из семьи, является результатом разрастания семьи. В этой связи государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. При этом государственная власть, по мнению сторонников данной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти государя, монарха есть патриархальная власть главы семьи.

    3. Договорная (естественно-правовая) теория (Гоббс, Руссо, Радищев и др.). Объясняют происхождение государства заключением общественного договора как результата разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения их свободы и взаимных интересов.

    4. Теория насилия (Гумилович, Дюринг, Каутский и др.). Представители данной теории считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания, а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, т.е.

    5. Психологическая теория (Петражицкий, Фрейд, Фромм и др.). Ее сторонники считали, что государство и общество есть сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений. Сущность данной теории состояла в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Иными словами суть данной теории заключалась в попытке объяснить возникновение государственно-правовых явлений и осуществление власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей1.

    6. Расовая теория (Гобино, Ницше и др.). Содержание данной теории составляли: постоянно развивающие тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас; положения о решающем влиянии расовых различий на историю, культуру, государственный и общественный строй; Деление людей на высшую расу (ее представители являлись создатели цивилизации и призваны были осуществлять господство в обществе и государстве) и низшую расу (т.е. такую, которая была не способна ни только к созданию, но и к усвоению сформированной цивилизации). В этой связи высшие расы с помощью государства и права должны были господствовать над низшей, т.е. слепое и беспрекословное повиновение.

    7. Органическая теория (Платон, Спенсер, Вормс, Прейс и др.). Ее представители представление о государстве сравнивали с человеческим организмом. Например, Платон сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой сущности. Спенсер считал, что «государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. В этой связи государство образуется одновременно со своими составными частями – людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. При этом если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально, и наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма».

    Говоря об основных теориях возникновения права, следует отметить, что основные учения о происхождении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя в содержании немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования. Кратко рассмотрим некоторые теории происхождения права:

    1. Теологическая теория – исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего Божью волю и высший разум явлений. Вместе с тем она не отрицает наличие в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связана правом с добром и справедливостью. В этом ее несомненное достоинство. Эта теория опирается не на научные доказательства, а на веру.

    2. Теория естественного права – отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существует позитивное право, созданное государством путем законодательствования, и естественного права.

    3.Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

    4. Психологическая теория права (Л. Петражицкий) усматривает причины правообразования в психике людей. Право – это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида». Отрицать влияние психологического фактора на воздействие и функционирования права нет оснований, однако еще меньше нет оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

    5. Марксистская концепция происхождения права является последовательно материалистической. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики. В этом и заключается несомненное достоинство данной теории.
    2.2 Взаимосвязь концепций происхождения и развития государства и права
    Процесс исследования государства подвергается путем анализа его происхождения. Изучением рассматриваемого нами понятия занимались мыслители политологии, которых интересовал вопрос о том, как возникло государство. При исследовании процесса возникновения государства в целом как правового явления научными деятелями были выдвинуты самые разнообразные тезисы, в литературе имеется множество теорий, которые определяют понимание государства как понятия1.

    За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

    К основным теориям возникновения государства принято относить:

    1. теологическую (религиозная, божественная);

    2. патриархальную (отеческая);

    3. договорную (естественно-правовая);

    4. органическую;

    5. психологическую;

    6. ирригационную;

    7. насилия (внутреннего и внешнего);

    8. экономическую (классовую).

    В период продолжительной истории развития государство зачастую было отождествлено с такими понятиями, как общество, политика и власть. Впервые данный термин был введен именно для обозначения государства в виде самостоятельной реальности в обществе, был итальянский политический мыслитель, писатель, военный теоретик Никколо ди Бернардо Макиавелли (1469-1527). В 18-19 вв. теоретические представления о государстве приобрели интенсивного развития, и сформировалось несколько концептуальных подходов к пониманию ее происхождения, сущности и социально-политических функций.

    Государство - это специфическая политико-территориальная организация, основное средство политической власти народа, воля которой является обязательным для всего населения страны. Государство - основной институт политической системы общества, осуществляет организацию, управление и контроль над общей деятельностью и отношениями между социальными группами, классами, ассоциациями и отдельными индивидами. Государство - это средство, обеспечивает политическую жизнь человека и общества, механизм регулирования отношений между народом (обществом) и правительством, политический инструмент решения общих дел. Каждое определение имеет право на существование, - разные подходы к интерпретации государства возникли как отражение многих исторических и регионально-специфических особенностей и тенденций в образовании и развития государства, ее роли в общественной жизни1.

    Таким образом, проблема возникновения государства и права остается и, видимо, длительное время останется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемы лежат различные идейные, философские воззрения и течения. Например, есть мнение, согласно которому государство и право существовали вечно. Для его сторонников проблемы возникновения государства и права вообще нет. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинах происхождения государства и права.

    Заключение

    Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства следует искать во всей совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. И здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявлений в реальной жизни.

    В этой работе были рассмотрены проблемы основных причин и предпосылок возникновения государства и права, определено общее и особенное в теориях происхождения государства и права. Также были выявлены общие закономерности возникновения государства и права.

    В ходе проведенного мною исследования были получены следующие результаты:

    1. На основании анализа научных публикаций были обобщены данные об исследованиях таких общественно - политического явлений, как государство и право. Было установлено, что проблемы понимания государства и права и закономерностей их развития всегда привлекали внимание ученых. В настоящее время появилось большое количество работ, посвященных изучению данной темы, но, не смотря на это, такой вопрос как происхождение государства и права, до сих пор остается дискуссионными.

    2. Было выяснено, что существуют разные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная и другие. В своей совокупности они помогают объяснить различные стороны происхождения государства и права и преодолеть односторонний подход к пониманию их сущности.

    3. В ходе работы было определено, что различные государства возникали в силу самых разных причин. Тем не менее это не означает, что нельзя выделить наиболее общие закономерности их возникновения.

    В заключении хочется добавить, что существует множество мало известных теорий происхождения государства и права. Не все они могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

    Список использованной литературы

    Нормативные правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. - № 31, - 2014, - ст. 4398


    Учебники, монографии и учебные пособия


    1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: Учеб. для высш. учеб. заведений. - М.: Финансовый контроль, 2014. С. 43.

    2. Войтович В.Ю. Теория права и государства: учебное пособие / В. Ю. Войтович. – Ижевск: Удмуртия, 2014. – 287 с

    3. Грачев Н. И. Сущность государства // Вестник СГЮА. 2017. №4 (117). С. 11.

    4. Дерябина Е.М. Теория государства и права. – Москва: Проспект, 2015. – 198 с.


    Научные статьи


    1. Бабазаде Н.Р.К. Учение Джона Локка о происхождении государства и права // Право, общество, государство: история, современные тенденции и перспективы развития. 2017. С. 20-23.

    2. Воробьева А.А. Связь теорий происхождения государства и права с современным социумом // Гуманистический фактор в современном праве. 2016. С. 318-321.

    3. Горощук С.О. Происхождение государства: современные подходы // Молодой ученый: вызовы и перспективы Е.Ю.. 2015. С. 102-106.

    4. Гуторов В.А. К вопросу о происхождении государства: парадоксы и аномалии современных интерпретаций // Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 91-110.

    5. Дадашев А.А. Происхождение и сущность государства // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 4. № 1. С. 157-158.

    6. Дешко О.В., Шевцов А.Л. Практическая ценность применения теологической, патриархальной, договорной теорий происхождения государства в современных условиях // Ценности и нормы правовой культуры. 2016. С. 107-110.

    7. Демьянович М.А. Норманская теория как версия происхождения государства Древняя Русь // Актуальные проблемы управления в различных сферах жизни общества. 2017. С. 60-63.

    8. Драганова Д.А., Працко Г.С. Теории происхождения государства // Научные исследования и разработки 2017 года. 2017. С. 129-135.

    9. Журавлев М.М. Либерально-юридические аспекты правового государства // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. - 2016. - №1 (19). - С.5-12.

    10. Зеленин Ю.А. Идеологи классического народничества о происхождении государства // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения VII Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 173-178.

    11. Иванов Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства / Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Сер. Право. – 2015. № 2. – C. 3–5.

    12. Касимов Т.С. Консервативные концепции будущего государства в современной России // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4 (38) – С. 18-22.

    13. Кузубова А.Ю., Соловьева Л.Л. Теории происхождения государства в контексте современного уровня развития научного знания (на примере теории насилия) // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2014. С. 57-59.

    14. Коновалов А.А., Лепетикова И.Ю., Мовчан А.В. Основные теории происхождения государства и права // Ростовский научный журнал. 2017.

    15. Ларина А.А. Происхождение и практическая значимость концепции правого государства // Приоритеты развития социогуманитарного знания, экономики и права: научная дискуссия и эксперименты. 2017. С. 115-119.



    1 Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2013. 470 с.;

    2 Общая теория государства и права. Учебник /Под ред. Лазарева В. М. Юрист. 2014. 537 с.;


    1 Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия "функции государства" // Вестник ЮУрГУ. Серия "Право". 2013. N 19. С. 6 – 9

    1 Кононова В.В. Право в системе духовной жизни: право и мораль, право и религия // Онтология и аксиология права. 2019. С. 69-71.

    1 Плотникова А.В. Прохоров И.О. Некоторые аспекты толкования современного права // Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Курск, 2015. С. 18

    1 Плотникова А.В. Прохоров И.О. Некоторые аспекты толкования современного права // Личность, общество, государство: проблемы прошлого и настоящего: сб. науч. ст. Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Курск, 2015. С. 20

    1 Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015, с. 59

    2 Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006 — 1072 с.

    3 Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – с. 91

    1 Карташов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. с.83

    2 Карташов, В. Н. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавров / В. Н. Карташов; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. с.86

    1 Коновалов Александр Владимирович .О роли принципов права // Актуальные проблемы российского права. 2016. №11 (72). С. 24-26 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-roli-printsipov-prava (дата обращения: 04.05.2020).

    2 Коновалов Александр Владимирович Действие принципов права и их роль в формировании правопорядка // Lex Russica. 2018. №10 (143). С. 9 -17 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deystvie-printsipov-prava-i-ih-rol-v-formirovanii-pravoporyadka (дата обращения: 04.05.2020).

    1 Основы права: учебник для неюридических вузов и факультетов / под ред. В. Б. Исакова. - М. : Норма : ИНФРА-М, 2015, с. 59

    1 Правоведение: Учебник / Под общей ред. В. А. Козбаненко. — 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006 - с. 149.

    2 Вопленко Николай Николаевич, Рудковский Виктор Анатольевич Основные принципы права: понятие и классификация // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2013. №1. С. 5-11 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-prava-ponyatie-i-klassifikatsiya (дата обращения: 04.05.2020).

    1 Вопленко Николай Николаевич, Рудковский Виктор Анатольевич Основные принципы права: понятие и классификация // Вестник ВолГУ. Серия 5: Юриспруденция. 2013. №1. С. 5-11 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-printsipy-prava-ponyatie-i-klassifikatsiya (дата обращения: 04.05.2020).

    1 Зеленин Ю.А. Идеологи классического народничества о происхождении государства // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения VII Международная научно-практическая конференция. 2017. С. 173-178.

    1 Журавлев М.М. Либерально-юридические аспекты правового государства // Вестн. Том. гос. ун-та. Право. - 2016. - №1 (19). - С.5-12.

    1 Иванов Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства / Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Сер. Право. – 2015. № 2. – C. 3–5.

    1 Касимов Т.С. Консервативные концепции будущего государства в современной России // Правовое государство: теория и практика. 2014. № 4 (38) – С. 18-22.

    1 Петров И. В. Патриархальная теория происхождения государства и права и проблема матриархата // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №5-1. -С.124-125.

    1 Драганова Д.А., Працко Г.С. Теории происхождения государства // Научные исследования и разработки 2017 года. 2017. С. 129-135.


    написать администратору сайта