Теории происхождения языка
Скачать 17.26 Kb.
|
Теории происхождения языка Вопрос о происхождении языка является одним из наиболее сложных и до конца не решенных в языкознании, ибо он тесно связан с происхождением самого человека. Ученые убедились, что образование языка предполагало многие фундаментальные, биологические, психологические и общественные предпосылки в развитии человека и человеческого общества. В науке проблема происхождения языка, как правило, рассматривается в единстве с проблемой происхождения самого человека и человеческого мышления. С давних времен предпринимаются попытки классифицировать по тем или иным признакам теории, концепции и гипотезы происхождения языка. Еще в античной философии в решении вопроса о происхождении языка различались два основных направления: теория естественного (или природного) происхождения языка, иначе — естественная (природная) теория, объяснявшая происхождение языка естественным путем, «от природы » (« теория фюсей»); теория искусственного происхождения языка, согласно которой язык был создан (Богом или людьми) искусственным путем, «по установлению» («теория тесей»). Оба эти направления в разных вариантах существуют на протяжении всей истории развития научной и философской мысли. Некоторые лингвисты говорят о возможности разделить великое множество высказываний о происхождении языка на две основные группы: теории биологические и теории социальные. Среди биологических теорий наиболее известны две — звукоподражательная и междометная. К социальным теориям относят теорию общественного договора и трудовую теорию. Первые мыслители, занимавшиеся проблемой возникновения языка, придерживались мнения об и с к у с с т в е н- н о м его происхождении. одним из основателей данной концепции считают древнегреческого философа Демокрита (V—IV вв. до н. э.). Мысль об искусственном происхождении человеческого языка может быть обоснована тем, что в случае естественного его происхождения (наподобие развития способности ходить, видеть и т. п.) он мог бы возникнуть и у каких-либо животных, в то время как язык характерен только для ч е л о в е к а. Гипотеза искусственного происхождения первоначального языка долгое время существовала как теория создания языка Богом или по воле Божьей. Наряду с этим с древнейших времен существовали концепции, согласно которым язык мог быть создан людьми без непосредственного участия божественных сил. Сюда относится, в частности, сравнительно поздняя по времени возникновения теория общественного договора: Возникновение теории общественного договора обычно связывают с именем французского просветителя XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, хотя идеи этой теории высказывались еще античными философами. Некоторые исследователи «настоящим творцом» рассматриваемой теории считают древнегреческого философа Демокрита. Сторонниками идей Демокрита были Аристотель, Лукреций и др. В античной философии эта теория противопоставлялась теории божественного происхождения языка. Демокрит объяснял возникновение человеческого языка общественными потребностями первобытных людей, их стремлением преодолеть те трудности, с которыми им приходилось сталкиваться в повседневной жизни. Появление слов «по установлению» (а не «по природе») Демокрит обосновывал некоторыми языковыми особенностями, а именно наличием таких явлений, как одноименность (омонимия), многоименность (полисемия), возможность переименования вещей (например, Аристокла в Платона) и отсутствие соответствия в словообразовании (например, возможность образовать глагол мыслить от существительного мысль и невозможность образовать глагол «справедливить» от существительного справедливость). Теория общественного договора, по мнению современных ученых, не объясняет происхождение языка. Критики этой гипотезы обращают особое внимание на то, что договариваться о названиях разных вещей, о значениях произносимых слов невозможно без языка. Наряду с теориями искусственного происхождения языка с древнейших времен существует гипотеза естественного (или природного) его происхождения. Основателем данной теории считают римского философа Лукреция (I в. до н. э.). Во второй половине I в. до н. э. римский архитектор и инженер Витрувий в своем сочинении «Десять книг об архитектуре» писал о том, что в древние времена люди установили слова под воздействием ежедневного навыка производить дыханием различные звуки. Эта теория, равно как и теория искусственного происхождения языка, существует и в настоящее время. В современном языкознании концепция естественного происхождения языка представлена разными гипотезами. Наиболее известны теории звукоподражаний, междометий, трудовых выкриков, жестов, а также трудовая теория. Все они, в отличие от теорий искусственного создания языка, рассматривают возникновение человеческого языка как длительный процесс постепенного его становления на основе доязыковых средств коммуникации. Этот процесс связан с приспособлением определенных частей организма человека для произнесения звуков речи, с формированием речевого аппарата. Звукоподражательная теория. Объясняет появление первых слов подражанием звукам природы. Например, в словах куковать, мяукать, бах, квакать основу слова составляют звуковые особенности названных действий. Теория междометий. Она Наряду с теорией звукоподражания эта теория происхождения языка появилась в глубокой древности. Ее возникновение связано с именами древнегреческого философа Эпикура (IV—III вв. до н. э.) и его последователей — римского философа и поэта Лукреция (I в. до н. э.) и др Ее называют также теорией эмоционального происхождения языка. Согласно её положениям, «речь возникла из бессознательных выкриков, сопровождающих различные состояния эмоций». По мнению эпикурейцев, в основу первоначальной речи положены «эмоциональные крики, которые связывались с впечатлениями от воздействующих на человека вещей и становились их обозначениями». Остальные теории относятся ко 2му вопросу |