исправление региональная экономика_Луцук М.С._тема 10. Теории социальноэкономического развития регионов постиндустриального
Скачать 33.52 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине: Региональная экономика и управление на тему: Теории социально-экономического развития регионов –постиндустриального развития Д. Белла Выполнил (а): Луцук М.С. Хабаровск 2022 ОглавлениеВведение 3 Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников теории. 3 Подавляющее большинство исследователей называли в качестве его главных признаков радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всей социальной структуры. 3 Теория постиндустриализма основана на признании того, что источником прогрессивного развития и его мерилом выступает совершенствование форма и методов производства. Постиндустриальное направление выделяет в истории человечества три большие фазы: 3 - Аграрное общество 3 - Индустриальное общество 3 - Постиндустриальное общество 3 Теоретики постиндустрианализма определяют постиндустриальное общество как социум, основанный на высоких технологиях. 3 Одним из представителей постиндустриальной теории, является Дэниел Белл [3]. 3 1. Дэниел Белл (Daniel Bell) 4 2. Основной смысл постиндустриальной концепции Д. Белла 7 Заключение 10 Список литературы 11 Введение Теория постиндустриального общества сформировалась в результате всестороннего анализа качественно новой ситуации, сложившейся в 60-е и 70-е годы в развитых индустриальных странах. Именно на обнаружение характерных черт рождающегося нового общества и были направлены усилия основоположников теории. Подавляющее большинство исследователей называли в качестве его главных признаков радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражавшееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте, развитие сектора услуг и информации, изменение мотивов и характера человеческой деятельности, появление нового типа вовлекаемых в производство ресурсов, существенную модификацию всей социальной структуры. Теория постиндустриализма основана на признании того, что источником прогрессивного развития и его мерилом выступает совершенствование форма и методов производства. Постиндустриальное направление выделяет в истории человечества три большие фазы: - Аграрное общество - Индустриальное общество - Постиндустриальное общество Теоретики постиндустрианализма определяют постиндустриальное общество как социум, основанный на высоких технологиях. Одним из представителей постиндустриальной теории, является Дэниел Белл [3]. 1. Дэниел Белл (Daniel Bell) Дэниел Белл родился 10 мая 1919 года в Нью-Йорке (США) в семье еврейских эмигрантов из Польши. По окончании средней школы учился в городском колледже Нью-Йорка, который окончил в 1938 году со степенью бакалавра в области естественных и общественных наук, после чего ещё год учился в Колумбийском университете. Большую часть следующих двадцати лет работал в качестве журналиста и редактора, однако в конце 1950-х годов вернулся в Колумбийский университет, где в 1960 году защитил докторскую диссертацию по теме «Конец идеологии: об исчерпании политических идей в 1950-е годы» («The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties, 1960), которая легла в основу одноимённой книги, принёсшей ему широкую известность. После преподавал социологию в Колумбийском (с 1959 по 1969 год), а затем в Гарвардском университете (с 1969 года до своей отставки в 1990 году). Ушёл из жизни 25 января 2011 года в Кембридже (штат Массачусетс, США) в возрасте 91 года. Согласно Беллу, который определяет идеологию как «исторически обусловленную систему убеждений, которая соединяет идеи с эмоциями, стремится превратить их в рычаги социального воздействия и, трансформируя идеи, преобразует также и людей», в современном мире традиционные идеологические системы, возникшие в XIX веке и центрированные на понятиях гуманизма, исторического прогресса, человеческой и социальной эмансипации и тому подобных, исчерпали свой потенциал и постепенно уходят в прошлое. Подобным «программным» идеологиям, претендующим на общезначимость, Белл противопоставил либеральную приверженность умеренному социальному реформизму, свободному рынку и индивидуальным свободам. В конце 1960-х годов Д. Белл предложил концепцию «постиндустриального общества», в которой обосновывал трансформацию индустриального капиталистического общества в результате прогресса науки и техники в новую социальную систему, отличную от «традиционного» индустриального общества и свободную от его противоречий. В книге «Грядущее постиндустриальное общество» («The Coming of Post-Industrial Society», 1973). которую сам Белл назвал «попыткой социального предсказания», он выдвинул тезис о том, что в современном обществе происходит переход от «долевой цивилизации» (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к «постиндустриальному обществу», основанному на знании (knowledge society), в котором центральное место займёт производство и распространение информации и знаний. С точки зрения Белла, основными признаками, указывающими на процесс формирования «постиндустриального общества», являются: переход от экономики производства материальных благ к экономике услуг; растущий авторитет научных и научно-технических сообществ и связанное с этим изменение профессиональной структуры занятости, ведущее к формированию «нового класса» интеллектуалов — своего рода научно-технической меритократии, получающей руководящую роль в обществе, и, соответственно этому основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологиями (впрочем, в последующем Белл был вынужден скорректировать данный тезис, указав лишь на возможность более тесного включения научно-технических специалистов в общественную систему); первостепенное значение теоретического знания как главного источника новых технологий и двигателя экономического роста, а также становление и развитие «интеллектуальных технологий», связанных с управлением сложными технологическими и социальными процессами. Все эти изменения, по Беллу, влекут за собой глубокую трансформацию социального ландшафта. Д. Белл утверждал, что переход к «постиндустриальному обществу» будет сопровождаться глубокими социальными изменениями, главными среди которых он считал смягчение социальных, и прежде всего классовых, антагонизмов, обеспечение «социального мира и порядка в изобилии», а также проведение политических дискуссий по наиболее значимым для общества вопросам. Этот оптимистический сценарий развития современного общества претерпевает трансформацию в его работах «Культурные противоречия капитализма» (1976), в которой Белл формулирует концепцию многоаспектности социального организма и развивает идею о том, что в современном западном обществе существуют серьёзные нерешённые конфликты между тремя «осевыми принципами»: экономическим, ориентированным на технико-экономическую эффективность, политическим, ориентированным на социальное и политическое равенство, и культурным, ориентированным на индивидуальную самореализацию и потребительский гедонизм. Поскольку отдельные сферы современного общества обладают определённой самостоятельностью, сфера культуры с её иррациональным и гедонистическим модернизмом может входить в противоречие с «осевым принципом» экономики, ориентированным на эффективность и инструментальную рациональность. Поэтому кризисные тенденции в развитии общества Белл объясняет конфликтом между экономикой и обществом, развивающимися в соответствии с критериями экономической и административной рациональности, и модернистской культурой, способствующей разрушению их моральных основ. Следствием такой ситуации становится политическая нестабильность, дополняемая нестабильностью экономической. Таким образом, «постиндустриальное общество» в силу нарастающих противоречий может оказаться перед опасностью ещё более глубокого разрыва между культурной и социальной жизнью. Лучшими средствами для преодоления этих кризисных тенденций, по Беллу, выступают система свободного рынка и основанные на философии либерального неоконсерватизма принципы порядка и устойчивости 2. Основной смысл постиндустриальной концепции Д. Белла Постиндустриальное общество рассматривается Беллом как основанное на «игре между людьми», в которой на фоне машинной технологии поднимается технология интеллектуальная, основанная на информации. Центральной политической проблемой такого общества Д. Белл считает характер и формы государственной поддержки науки Далее в своей книге он пишет: «Постиндустриальное общество основано на услугах, поэтому оно есть игра между людьми. Главное значение имеют уже не мускульная сила, энергия, а информация. Основным действующим лицом становится профессионал, потому что его опыт и образование позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым в постиндустриальном обществе. Если доиндустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающих уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами - здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой». - Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг - Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников - Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определение политики в обществе - Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности - Процесс принятия решений: создание «новой интеллектуальной технологии» Д Белл: «Общественные знания - совокупность субординированных факторов или суждений, представляющих собой аргументированное утверждение или экспериментальный результат, который может быть предан другим людям». Белл приводит 5 типов знаний: 1) практические знания, которые пригодны для использования в работе, решениях и действиях: - Профессиональные, - Предпринимательские, - Знания навыков физического труда, - Знания в области ведения домашнего хозяйства и др. 2) Интеллектуальные знания 3) Бесполезные и развлекательные знания 4) Духовные знания 5) нежелательные знания, находящиеся в сфере интересов человека Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости. Экономисты в своих концепциях, объясняющих производство и обмен, используют в качестве основных переменных "землю, капитал и труд". Более проницательные исследователи, - например, В. Зомбарт и Й. Шумпетер - дополняют эту триаду такими важными понятиями, как "деловая инициатива" и "предприимчивость". Но, несмотря на это, доминирует все же такой аналитический подход к экономике, который акцентирует те или иные комбинации капитала и труда в духе трудовой теории стоимости, почти полностью игнорируя при этом роль знания или организационных новшеств и управления. Однако с сокращением рабочего времени и с уменьшением роли производственного рабочего становится ясно, что знания и способы их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В этом смысле, как труд и капитал были центральными переменными в индустриальном обществе, так информация и знания становятся решающими переменными постиндустриального общества [2]. Заключение Становление концепции постиндустриального общества началось с оценки реальных явлений, кардинально изменяющих лицо западного мира. С момента своего возникновения и по сей день, постиндустриальная теория сохраняет последовательно материалистический характер, черпая новые источники своего развития в конкретных фактах и тенденциях. Сейчас, когда уже целое поколение тщательно изучило концепцию Белла, разумеется, нетрудно найти в ней недостатки. Однако нельзя не заметить, что книга Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество - настоящий академический подвиг. Самый резкий критик Белла, признаёт, что его теория постиндустриализма - «самое дерзкое и крепкое сбитое из всего… что написано футурологами». В 1960-е годы работали и другие социологи, многие из них, заглядывая в будущее, подчеркивали роль технологии и знания. Но никому не удалось представить такой систематической и содержательной концепции и развивающихся коммуникационных технологий, в его новаторской работе выведены принципы, которые сохраняют свою силу и по сей день. Основой концепции постиндустриального общества служит оценка нового социума как резко отличающегося от господствующего от господствующего на протяжении последних столетий: отмечаются прежде всего снижение роли материального производства и развитие сектора услуг и информации, иной характер человеческой деятельности, изменившиеся типы вовлекаемых в производство ресурсов, а также существенная модификация традиционной социальной структуры [3]. Список литературы 1. Информационная экономика. Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2020. 2. Теория информационного общества / Фрэнк Уэбстер; Пер. с англ. М.В. Арапова, Н.В. Малыхиной; под ред. Е.Л. Варталовой. - М.: Аспект Пресс, 2021. 3. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл; пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.:Academia, 1993, 2019. 4. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева; Центр исследования постиндустриального общества. - М.: Academia, 2019. 5. Постиндустриальный мир - ожидания и реальность / В.Г. Хорос. - М., 2021. |