Главная страница
Навигация по странице:

  • 21 Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. 22 Государство и церковь: формы взаимоотношений.

  • 23 Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь. 24 Сущность и социальная природа права: многообразие подходов к пониманию.

  • 27 Социологическая школа права. Социолог и ческая шк о ла пр а ва

  • 28 Диалектико-материалистическая школа права.

  • 29 Право и закон: проблемы соотношения.

  • 30 Право в системе социальных норм.

  • 31 Право и мораль: проблемы соотношения и взаимодействия.

  • Госы шпоры ТГП. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук


    Скачать 398.5 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
    АнкорГосы шпоры ТГП.doc
    Дата05.03.2018
    Размер398.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГосы шпоры ТГП.doc
    ТипДокументы
    #16272
    страница1 из 4
      1   2   3   4




    1. .

    2. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук

    3. Социальная власть и регулирование социальных отношений в догосударственный период.

    4. Причины и общие закономерности возникновения государства. Классические формы возникновения государств.

    5. Теории происхождения государства: содержание и познавательная ценность.

    6. Диалектико-материалистическая теория происхождения и сущности государства.

    7. Договорная теория происхождения государства.

    8. Понятие и сущность государства.

    9. Основные признаки государства.

    10. Типология государств: понятие и основные подходы.

    11. Форма государства: понятие и элементы. Соотношение типа и формы государства.

    12. Форма государственного правления: понятие и виды.

    13. Форма государственного устройства: понятие и виды.

    14. Политический режим: понятие и виды.

    15. Функции государства: понятие и классификация.

    16. Механизм государства. Понятие и структура. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

    17 Государственная власть. Учение о разделении властей: теория и практика.

    18 Политическая система общества: понятие и структура. Место и роль государства и права в политической системе общества.

    19 Государство и гражданское общество: взаимосвязь и соотношение.

    20 Социальное государство: понятие, условия формирования и проблемы функционирования.

    21 Государство и личность: соотношение и взаимодействие. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

    22 Государство и церковь: формы взаимоотношений.

    23 Государство, этнос, нация: соотношение и взаимосвязь.

    24 Сущность и социальная природа права: многообразие подходов к пониманию.

    25 Юридический позитивизм о сущности и социальной природе права.

    26 Теория естественного права.

    Естественно-правовая теория получила завершенную форму в эпоху буржуазных революций ХVП— XVIII вв. Пред­ставителями ее являются Г. Гроций,  Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Джефферсон, Ж.-Ж. Руссо и другие. Согласно этой теории наряду с позитивным правом, выраженным в законодательстве, существует естественное право, коренящееся в природе и разуме человека. Его основными требованиями объявлялись свобода, равенство людей, право частной собственности, свобода вероисповедания и мысли и т.п. ценности. Признавая за естественным правом приоритет перед позитивным правом, авторы этой теории обосновывала необходимость приведения позитивного права в соответствие с естественным правом. Тем самым авторы естественноправовой теории объявляли неразумными принципы и институты феодального права и обосновывали необходимость замены феодальных правовых порядков нарождавшимся буржуазным правом.

    Главные черты этого учения:

    1)  в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критерием позитивного права;

    2)  право по существу отождествляется с моралью. По мнению пред­ставителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство, составляют ядро права, опре­деляют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

    3) источник прав человека содержится не в законодательстве, a в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога.

    Достоинства теории:

    - это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались ранние буржуазно-демократические революции;

    - сторонниками естественно-правовой теории, верно замечено, что законы могут быть и неправовыми и они должны приводиться в со­ответствие с естественным правом;

    - провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновника и государственных структур.

    Недостатки теории:

    - данное понимание права (как абстрактных нравственных ценнос­тей) умаляет его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противоправного, так как опре­делить это с позиций «естественной» справедливости, представление о которой может быть разным у различных людей, очень затруднительно;

    - такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосо­знанием, которое действительно может быть разным у различных людей.

    27 Социологическая школа права.
    Социологическая школа права, социологическая юриспруденция, одно из основных направлений буржуазного правоведения 20 в. В отличие от правового позитивизма, сводившего задачи юридической науки лишь к формально-логическому изучению действующего права, С. ш. п. переместила центр тяжести на изучение "живого права", т. е. системы конкретных правоотношений, поведения людей в сфере права и т. п. Хотя сама по себе идея изучения всех этих аспектов правовой действительности в принципе правильна, у представителей С, ш. п. она практически сводилась преимущественно к ошибочному противопоставлению законодательных норм ("право в книгах") "праву в жизни". Последнее считалось "подлинным правом", в связи с чем суд мог отказаться от применения действующего закона, если он, по мнению суда, противоречит "живому праву". Само право сторонники С. ш. п. определяли не как систему норм, а по преимуществу как "порядок отношений". Развитие С. ш. п. отразило несоответствие многих правовых институтов, сложившихся в период промышленного капитализма, экономическим и политическим процессам, сопровождавшим развитие монополистического, а затем и государственно-монополистического капитализма.

    Наибольшее распространение в 1-й половине 20 в. С. ш. п. получила в нем. буржуазной юридической науке (Э. Эрлих, Г. Канторович, Х. Зинцхеймер и др.) и в США. Амер. С. ш. п. (Р. Паунд,О. Холме, Б. Кардозо), особенно т. н. реалистическая школа права, довела до кульминации отрицательное отношение к стабильным правовым нормам, заявив, что осуществление правосудия возможно вообще без них. Разновидностями С. ш. п. в отраслевых юридических науках были социологическая школа в государственном праве (Л. Дюги, М. Ориу — Франция) и социологическая школа уголовного права.

    После 2-й мировой войны 1939—45 С. ш. п. оказалась под сильным влиянием эмпирической социологии и трактуется рядом авторов (Р. Тревес, Дж. Скольник) как сугубо эмпирическая дисциплина, цель которой — по преимуществу проведение конкретных исследований в сфере права. В этот же период получают развитие, особенно во франц. науке (Г. Гурвич, Л. Леви-Брюль, Ж. Карбонье), институциональные варианты С. ш. п. (см. также Институционализм).

    Марксисты подвергают критике С. ш. п. за подмену материалистического объяснения права как продукта классового общества поверхностными рассуждениями о "социальной реальности" права, за вульгарный эмпиризм, за пропаганду идеи "свободного судейского усмотрения", подрывающей принцип законности.
    28 Диалектико-материалистическая школа права.
    Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму:

    • материя — единственная основа мира;

    • мышление — неотъемлемое свойство материи;

    • движение и развитие мира — результат преодоления его внутренних противоречий.

    • Всеобщий диалектико-материалистический метод распространяется на все без исключения конкретные науки и на все этапы или стадии процесса познания. Особое внимание данному методу придавалось и придается в отечественной и зарубежной марксистской литературе. Характеризуя его с точки зрения динамичности и всеобщности, Ф. Энгельс писал, что «диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления»


    29 Право и закон: проблемы соотношения.
    Проблема соотношения права и закона родилась практически одновре­менно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Со­крат, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы) и до сих пор остается центральной в правопонимании.

    В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы), а все официальные источники юридических норм (зако­ны, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др.).

    Концепций, связанных с различением права и закона, существует множе­ство. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:

    а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;

    б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей проце­дурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым за­коном и выражать политический произвол.

    Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, извест­ный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.

    Современный исследователь этой проблемы проф. B.C. Нерсесянц ут­верждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действу­ющего законодательства («позитивного права»), - пишет он, - являются соб­ственно правовыми (по своей сути и понятию) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов». В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соот­ношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из об­щефилософских закономерностей связи формы и содержания.

    Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право) продуктами, результатами об­щественного развития. В такой же степени независимы от государства и со­временные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания обще­ства и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - вы­явить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство со­держания и формы складывается в результате взаимодействия общества и го­сударства: содержание права (сами правила поведения, информационная сто­рона права) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.

    При различении права и закона обращают внимание на одну сторону про­блемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (зако­на). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существо­вать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержа­ние юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зре­ния современных представлений о свойствах права) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B.C. Нерсесянц, различение естествен­ного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права пози­тивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой са­мого позитивного права.

    С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:

    1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения).

    2. Не может быть права до и вне закона (своей формы). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все со­временные системы права одеты в мундир законодательства».

    3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое со­держание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических усло­вий существования данного общества.)
    30 Право в системе социальных норм.
    Норма (от лат. «norma») - мера, правило, образец, стандарт. Нормы могут иметь отношение к самым различным объектам и процессам: естественным (природным), техническим, социальным. Норма указывает на границы, пре­делы, в которых тот или иной объект сохраняет свое качество, способность к функционированию, остается самим собой (не утрачивает сущность).

    Непосредственно человека могут касаться и несоциальные нормы. На­пример, норма температуры человеческого тела. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них характерны сле­дующие черты:

    1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

    а) людей;

    б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их кол­лективами;

    в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют соци­альные структуры и регулируют социально значимое поведение человека.

    2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (систе­ма) объективно нуждается в регулировании.

    3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действу­ют как типовые регуляторы поведения.

    4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пре­делы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удов­летворения интересов и потребностей.

    5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение со­циальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

    6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентирован­ных порядков реализации, действия социальных норм.

    7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет меха­низмы обеспечения реализации своих предписаний.

    8. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в мас­штабе общества. Во всяком случае, общество должно стремиться к формиро­ванию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налажива­нию взаимодействия между видами социальных норм.

    В обществе действуют политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев и другие социальные нормы. Все эти разно­видности взаимодействуют в рамках нормативной системы общества, сохра­няя при этом качества особых социальных регуляторов. Сравнительный ана­лиз их регулятивных особенностей следует проводить с учетом источников формирования; предметов регулирования; характера (степени) внутренней организации; формы существования (объективирования вовне); способов ре­гулятивного воздействия; механизмов (методов, средств) обеспечения реали­зации своих норм и др. моментов.

    Основными социальными регуляторами являются право и мораль.
    31 Право и мораль: проблемы соотношения и взаимодействия.

      1   2   3   4


    написать администратору сайта