Главная страница
Навигация по странице:

  • Семьи права

  • 58 Англосаксонская правовая семья.

  • 59 Романо-германская правовая семья.

  • 60 Мусульманская правовая семья.

  • Госы шпоры ТГП. Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук


    Скачать 398.5 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
    АнкорГосы шпоры ТГП.doc
    Дата05.03.2018
    Размер398.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГосы шпоры ТГП.doc
    ТипДокументы
    #16272
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Понятие правовой семьи. Особенности юридической техники в различных правовых семьях


    На сегодняшний день в мире существует более 250 государств. Все они используют право как средство регулирования общественной жизни. Есть ли что-либо общее между всеми этими национальными системами права?

    На этот вопрос дает ответ сравнительный анализ правовых систем разных стран. Право государств можно классифицировать по группам, или семьям.

    Семьи права (или правовая система мира) — это группы национальных систем права, имеющих сходные юридико-технические признаки, главным из которых является форма права.

    Помимо этого, при выделении семей права мы должны учитывать:

    • глобальные правовые идеи;

    • структуру права;

    • правовую культуру;

    • традиции права;

    • особенности происхождения и эволюции различных систем права и др.

    По данному вопросу у ученых нет единого мнения. Можно выделить несколько позиций.

    Первую точку зрения высказал французский ученый Р. Давид. Он был «первопроходцем» в этой области и в 60-х гг. XX в. создал сравнительное правоведение. Его классификация семей права состоит из двух частей:

    1. основные правовые семьи:

    • романо-германская (континентальная);

    • англосаксонская (семья общего права);

    • социалистическая;

    2. дополнительные семьи права:

    • религиозная, т. е. исламская;

    • традиционная, т. е. семья обычного права;

    • дальневосточная;

    • индусская.

    От социалистической семьи права после разрушения СССР мало что осталось (разве только право Кубы, Северной Кореи). Можно говорить о том, что эта правовая семья почти исчезла.

    Вторую точку зрения высказали немецкие ученые К. Цвайгерт и X. Кетц.

    Они выделяют следующие восемь семей (кругов, стилей):

    • романская;

    • германская;

    • скандинавская;

    • англо-американская;

    • социалистическая;

    • исламская;

    • индусская;

    • дальневосточная.

    Сторонник третьей точки зрения, американский ученый К. Осакве, объединяет национальные системы в три группы, в составе которых в обшей сложности он насчитывает 13 правовых семей:

    1. западные (светские) семьи мира:

    • романская;

    • германская;

    • скандинавская;

    • английская;

    • американская;

    • российская;

    • социалистическая;

    2. иные незападные семьи мира:

    • юго-восточная;

    • африканская;

    3. религиозные семьи мира:

    • мусульманская;

    • еврейская;

    • каноническая;

    • индусская.

    Четвертую точку зрения высказал X. Бехруз. Он все семьи считает основными и называет их семь:

    • традиционного права (африканское обычное право);

    • традиционно-этического права (китайское, японское право);

    • религиозного права (иудейское, индусское, исламское право);

    • законодательного права (романо-германское право);

    • прецедентного права (английское, американское право);

    • смешанного права (латиноамериканское, скандинавское право);

    • постсоветские правовые системы.

    И наконец, пятая точка зрения представлена французским ученым Р. Леже, который все правовые системы мира классифицирует на две группы:

    • принадлежащие правовым государствам (с длительной правовой традицией);

    • принадлежащие государствам, подчинившим право религии или идеологии (не обладающим правовыми традициями).

    Возьмем за основу классификацию, предложенную Р. Давидом, несколько подкорректировав се с учетом изменений, произошедших в мире.

    Итак, в современном мире четко различаются четыре правовые семьи:

    • романо-германская (континентальная);

    • англосаксонская (семья общего права);

    • арабская (мусульманская);

    • африканская (семья обычного права).


    58 Англосаксонская правовая семья.
    Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система (англ. anglo-american legal system) — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений (колоний), в том числе стран Содружества наций и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.

    В структуре англосаксонской правовой семьи выделяют две группы: английскую (Великобритания и страны Содружества) и американскую (США — федеральная правовая система и правовые системы штатов). Каждой из них присущи характерные особенности. Правовые системы североамериканских колоний Британии после провозглашения независимости стали развиваться путем, отличным от пути развития правовой системы Великобритании и других ее колоний; правовая общность последних с бывшей метрополией сохраняется и после обретения ими независимости. Говорят, что Великобритания и США — страны, разделенные общим правом[1].

    В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основным источником права (см. Общее право), хотя возрастает роль актов статутного права и regulations. Весомое место среди источников права занимает также правовая доктрина. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих.

    Некоторые правовые системы, входящие в англосаксонскую правовую семью, являются смешанными. К ним относятся правовые системы: Шотландии, канадской провинции Квебек, штата Луизиана (все три — преимущественно романо-германского характера), Индии и ее штатов (где сохраняются остатки влияния традиционного индусского права, при доминировании англосаксонской правовой системы), Пакистана (правовая система, смешанная с исламским правом), Израиля (правовая система которого объединяет все три основные правовые семьи современности, при сохранении влияния традиционного иудейского права), ЮАР (объединяет черты англосаксонской правовой системы и архаичного континентального права) и др.

    59 Романо-германская правовая семья.
    Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву.

    Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права — закон (нормативный правовой акт). Ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. В свою очередь практически все отрасли права подразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право, хотя отнесение некоторых отраслей права к какой-либо одной подсистеме весьма спорно и нередко зависит от правового регулирования соответствующей отрасли в определённом государстве (к примеру, трудовое право).

    К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное и международное публичное право. К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое и международное частное право. В системе органов государства проводится четкое разделение на законодательные и правоприменительные органы власти. Законотворчество и законодательство, как функция, монопольно принадлежат законодательным властям. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.

    В рамках романо-германской правовой семьи выделяют следующие группы:

    • группу романского права (правовые системы Франции, Италии, Бельгии, Испании, Румынии, латиноамериканских государств).

    • группу германского права (правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, России, Швейцарии, Греции, Португалии, Турции);

    • группу скандинавского права (правовые системы Дании, Норвегии, Швеции).

    Социалистическое право хоть и происходит от романо-германской правовой семьи, нередко выделяется в отдельную правовую семью (см. Рене Давид "Основные правовые системы современности").

    Россия также относится к странам европейской континентальной системы права и входит в романо-германскую правовую семью. Россия также фактически насадила романо-германскую правовую систему на всей территории бывшей Российской Империи. (Эстония, Латвия, Литва, Финляндия и Польша уже на момент вхождения в состав России имели собственные правовые системы романо-германского типа и, естественно, их правовые системы в период пребывания в составе Российской Империи и, спустя время, — для Эстонии, Латвии и Литвы — в период пребывания в составе СССР коренных изменений не претерпели.)
    60 Мусульманская правовая семья.
    Мусульманское право как система норм, выражающих в религиозной форме в основном волю религиозной знати и в той или иной степени санкционируемых и поддерживаемых теократическим исламским государством, в своей основе сложилось в эпоху раннего средневековья в VII–X вв. в Арабском халифате и основано на религии – исламе.

    Ислам исходит из того, что существующее право пришло от Ал -лаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Правда, согласно теории мусульманского права, божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что и ушли века кропотливой работы мусульманских юрис-тов-факихов. Однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию.

    Поскольку, согласно исламу, мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере. Так, мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Причем к соблюдению этих правил нельзя принуждать. В этом смысле мусульманское право рассматривается как единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные, а также обычаи.

    Шариат – своего рода квинтэссенция ислама. Он состоит из двух частей: теологии, или принципов веры (акида), и права (фикх). Фикх, или мусульманское право, делится на две части: первая указывает мусульманину, какой должна быть линия его поведения по отношению к себе подобным (муамалат); вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Впрочем, по мнению некоторых авторитетных исследователей, ибадат (теология) занимает в шариате даже подчиненное положение по отношению к муамалату (праву). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки.

    Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий.

    Хотя ислам – самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое распространение. Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и особой культурой, цивилизацией. Нормы его нацелены как на решение религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на формирование образа их жизни в целом.

    Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все то, что в какой-то мере случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание.

    Все психологические элементы сознательно исключаются из рассмотрения.

    Закон в понятии позднеримского и романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единственным источником мусульманского права являются труды ученых-юристов. Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или сунне – преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан.

    Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих усилий – иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами.

    В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания.

    В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению.

    1   2   3   4


    написать администратору сайта