Главная страница
Навигация по странице:

  • 20. Марксистская теория происхождения государства и права.

  • 21. Ирригационная теория происхождения государства.

  • 22. Теория насилия. Теория насилия

  • 23. Теологическая теория происхождения государства и права.

  • ответы по теории государства и права. Билеты 1. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство


    Скачать 386 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство
    Анкорответы по теории государства и права
    Дата17.02.2021
    Размер386 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты 1.doc
    ТипЗакон
    #177248
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    19. Формационный подход к типологии государств.

    Данный подход был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Он основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация (ОЭФ) — это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества.

    Главным классификационным критерием служит способ производства, складывающийся из производительных сил = люди + орудия производства производственных отношений - отношения групп людей по поводу орудий или средств производства.

    Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя влечет изменения в государственно-правовой надстройке. При этом ОЭФ сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государства.

    Формации:

    1) первичная (первобытная, бесклассовая, догосударственная);

    2) вторичная (экономическая классовая, государственная), в её рамках развиваются и формируются 4 типа государств: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое;

    3) третичная (коммунистическая, бесклассовая, постгосударственная).

    Основные черты данной типологии государств сводятся к: зависимости типа государств от способа производства, от экономики объединение в один исторический тип государств, которые имеют в основе одну и ту же ОЭФ одинаковый характер властеотношений выявление общих и особенных черт государств одного исторического типа выявление закономерностей смены одного исторического типа государства другим

    Переход от одного исторического типа государства к другому осуществляется в ходе социальной революции, объективной основой которой служит несоответствие (конфликт) характера производственных отношений уровню развития производительных сил общество.

    Эта революция ведет к перестройке производственных и всех других общественных отношений, в том числе в сфере надстройки. Изменения в социально-экономических формациях и типов государств происходят синхронно.

    Недостатки данного подхода:

    • разработана главным образом на материале европейских стран; восточные государства отличаются большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, которые не укладываются в рамки данной теории

    • положение об одномерном, однолинейном, заранее предопределенном: одна формация сменяет другую - развитии обществ и государств не всегда подтверждается социальной практикой

    • не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии, в дальнейшем пошли разными путями и оказались на разных стадиях

    Особенности данного подхода: выявляет связи государства и права с другими социальными явлениями.
    20. Марксистская теория происхождения государства и права.

    Созданная К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным, Л. Морганом теория, объясняет возникновение государства как результат естественного развития первобытного общества, прежде всего развития экономики, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социально-классовые изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

    Длительное время в отечественной теории государства и права происхождение государства и права определялось в соответствии со взглядами Ф. Энгельса и В. И. Ленина на этот процесс. В основу были положены книга Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" и лекция В. Ленина "О государстве".

    В основу своей работы Энгельс положил труды американского этнографа, археолога и историка первобытного общества Л. Г. Моргана (1818—1881), опубликованные в книге "Древнее общество". Заслугой Энгельса была не только систематизация взглядов Моргана и некоторых других этнографов на первобытное общество, но и утверждение материалистического, в том числе классового, подхода к появлению частной собственности и государства. Он сделал попытку показать определяющую роль материальных условий жизни первобытного общества: форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, разделение труда, собственности — на появление и развитие государства. Он уловил общие процессы в развитии первобытного общества и использовал знания о родовых связях североамериканских индейцев, изученных Л. Г. Морганом, для объяснения аналогичных процессов в греческой, римской и германской истории. Ценной для того времени являлась характеристика разложения родового строя и перерастания его в государственную форму организации общества.

    Примерно в том же духе о его происхождении говорит В. И. Ленин в своей лекции "О государстве". Лекцию он читал в 1919 г., когда шла Гражданская война. В этих конкретно-исторических условиях он делал упор на принудительную, насильственную сторону государства. Ленин называл государство аппаратом для систематического применения насилия и подчинения людей насилию, подчеркивал, что государство — это машина для поддержания господства одного класса над другим, что первое государство — рабовладельческое — это аппарат, который давал в руки рабовладельцев власть, возможность управлять всеми рабами..

    В марксистской теории происхождения государства существует два подхода: 1) в советской науке господствующая роль отводилась возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримой классовой борьбе; государство возникает как продолжение этой непримиримости; 2) в результате экономического развития усложняется само общество, его производительные и распределительные сферы.

    Развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда — выделению пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появлению купечества. Это и обусловило появление частной собственности, раскол общества на антагонистические классы, а также классовую борьбу. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении классов несобственников (эксплуатируемых), для их подавления.

    Марксистская теория достаточно четко и конкретно определяет причины возникновения государства, его обусловленность экономическими факторами. Однако подобное понимание государства, основанное на абсолютизации роли экономического и классового факторов, обедняет его содержание, игнорирует общесоциальное назначение государства, его регулятивные и арбитражные возможности. Как показал исторический опыт западных демократий, эксплуататорские государства с течением времени смогли стать инструментами выражения воли большинства, а не узкой группы.
    21. Ирригационная теория происхождения государства.

    Интересной разновидностью концепций происхождения государства является ирригационная теория, автором которой является немецкий социолог XX в. Карл Август Виттфогель (1896—1988). История учит, что первые государства часто возникают в долинах больших рек, где и зарождается человеческая цивилизация (Нил, Инд, Хуанхэ, Евфрат и проч.). Природные условия диктовали людям солидарность, необходимость объединения усилий для обработки прибрежных территорий. Для этого необходимо создание ирригационных систем — каналов и отводов воды, которые позволяли избежать смыва плодородных почв и посевов во время наводнений. Такую систему каналов не может создать отдельный человек или даже отдельное племя — для этого необходимо объединение десятков тысяч человек, создание плана осушения территории и его последовательная реализация. Все это диктует социальную дифференциацию (разделение функций и труда), строгую дисциплину, подчинение людей одному руководящему центру, возникновение которого и означает возникновение государства. Виттфогель заключает: «Эффективное управление этими работами требует создания организационной системы, включающей в себя либо все население страны, либо, по меньшей мере, его наиболее активную часть. В результате те, кто контролирует эту систему, обладают уникальными возможностями для достижения высшей политической власти».

    Немецкий мыслитель понимал, что во многих случаях государства возникали без какой-либо связи с ирригационными работами. Не все регионы пригодны для ирригационного земледелия, но и в них могут возникнуть государства. Из этого затруднения Виттфогель попытался выйти, утверждая о различии между цивилизационными центрами, периферийными и полу-периферийными обществами. Социальные и политические институты, возникшие в ирригационных областях, в результате действия механизмов подражания переносятся на неирригационные. Иными словами, государства первоначально возникают в областях, где потребность в государственной организации выросла из руководства ирригационными работами (так называемые «гидравлические государства» в терминологии Виттфогеля), и потом соседние общества заимствуют этот пример, создавая государственные союзы по примеру своих более цивилизованных соседей.

    Здесь сопутствующий фактор возводится в ранг основной причины. Действительно, многие цивилизации развивались в долинах больших рек, но были и такие, которые развивались в других местах (африканские цивилизации, государства майя и инков в Америке). Кроме того, очень трудно определить, велись ли ирригационные работы до появления государства (чтобы считаться причиной создания государства), либо же государство мобилизовало народные массы для решения этой задачи уже после своего создания так же, как оно это делало в других общественно важных случаях (строительство пирамид в Древнем Египте и т.п.). И в этом последнем случае ирригационные работы являются лишь проявлением государственной власти, но не условием ее возникновения.

    Принимая подобную критику, впоследствии Виттфогель отказался от рассмотрения ирригационных работ как основного фактора возникновения государств и ограничился анализом роли и значения ирригации в идеологиях и политических практиках восточных деспотических государств. По его мнению, «гидротехнические государства» Востока враждебны к индивидуальной собственности, которая не совместима с идеей коллективного начала, что в идеологии этих государств обосновывается необходимостью совместного труда под руководством государства. В обществах, где ирригационные работы не являются необходимостью (таковы западные общества), возникают предпосылки формирования более гибкого демократического политического устройства, без подавляющего господства государства над личностью.

    22. Теория насилия.

    Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (то есть связана с факторами военно-политического характера).

    Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е. Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких позитивных (в теории права — искусственных, насажденных) требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

    Польский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории, государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

    К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побежденными, который позже преобразуется в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, «возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая — угнетённым и эксплуатируемым классом». К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

    Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими являлось реальным фактором существования государственности исторически длительное время (например, Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс образования любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в итоге привела к образованию США.

    Плюсы теории: фактор внешнего завоевания имеет место при возникновении государств, но он скорее всего является катализатором происходящих в обществе процессов, а не главной движущей силой. Завоевание германскими племенами территории Римской империи лишь ускорило процессы разложения родоплеменных организаций в германском обществе, т.е. усилилось расслоение германского общества.

    Минусы теории: явное преувеличение роли военных завоеваний в процессе возникновения государства; в действительности трудно представить, что один народ длительное время удерживал в повиновении другой народ, не смешиваясь с ним; известны случаи, когда завоеватели не создавали государства на завоеванных территориях.

    23. Теологическая теория происхождения государства и права.

    Теологическая теория признает божественный характер происхождения государства и права. Государство и право, согласно данной теории – творение Бога с целью регулирования поведения людей. Данная теория является наиболее ранней из всех теорий происхождения государства и права. Если мы посмотрим на древнейшие государства – Египет, Шумер, Индию, Китай, Крит, Вавилон, Иудею – то увидим там отдельные элементы теологической концепции. Наиболее яркие представители - Конфуций (551–479 гг. до н.э.), Фома Аквинский (1225-1274 г.г., Жак Маритена (1882–1973 гг.).

    Согласно данной теории право создано Богом для регулирования жизни людей. При этом общественное регулирование осуществляется правителями государства. Так, в Законах Хаммурапи отмечается, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране. Это произошло после того, как бог Мардук раскрыл ему суть справедливости и достойного управления людьми. В христианской религии наиболее ярким представителем теологической теории являлся Ф. Аквинский. Согласно его учению, мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. Духовный мир возглавляется папой как наместником Бога на земле. По тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям. Соответствующее подчинение есть и в системе законов:

    • вечный закон — сам божественный разум, управляющий миром;

    • божественный закон — это Библия. Из нее человек черпает представление об истине;

    • естественный закон — отражение вечного закона человеческим разумом. Он исходит из природы человека и не зависит от усмотрения государственных законодательных органов. По сути, это закон, отражающий естественные права человека;

    • человеческий закон — это позитивное право, т. е право, издаваемое государством. Но поскольку государство- это творение Бога, то и позитивное право также является отражением его воли.

    Не следует думать, что теологические взгляды на право — это далекая история. Это и наша современность. Так, современные христианские воззрения на право выражены, например, в папских энцикликах (посланиях) к верующим христианам, в которых право рассматривается как право естественное и божественное.

    Итак, согласно теологической теории, право — это система норм поведения, исходящая от Бога. При этом позитивное право (т.е. право, издаваемое государством) исходит от Бога через посредника (правителя, пророка, государство).

    В теологической теории есть моменты, с которыми трудно согласиться:

    • ее сторонники апеллируют не к знаниям, а к вере. Данная теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры;

    • теория позволяет субъектам, которые издают и применяют законы, избежать ответственности за законотворчество, правоприменение. Ведь согласно теологической теории и законотворчество, и правоприменение производно от воли Бога.

    Теологическая теория использует не столько научные аргументы, сколько опирается на веру. Ее влияние велико и по сей день – но золотой век данной концепции относится к древности и средневековью.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта