Главная страница
Навигация по странице:

  • 25. Теория естественного права: происхождение и содержание.

  • Феноменологическая теория

  • Экзистенциалистическая теория

  • Герменевтическое направление

  • 26. Нормативистская теория права.

  • Основные идеи нормативистской теории права

  • Достоинства нормативистской теории права

  • Недостатки нормативистской теории права

  • 27. Романо-германская правовая семья: исторические корни, основные черты.

  • Характерные черты романо-германского типа правовой системы

  • 28. Понятие, сущность и социальная роль права.

  • 29. Норма права: определение, структура, характеристика ее элементов.

  • ответы по теории государства и права. Билеты 1. Теория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство


    Скачать 386 Kb.
    НазваниеТеория государства и права в системе общественных наук. Её соотношение с другими науками, изучающими право и государство
    Анкорответы по теории государства и права
    Дата17.02.2021
    Размер386 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаБилеты 1.doc
    ТипЗакон
    #177248
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    24. Патриархальная теория происхождения государства.

    Основой патриархальной теории является мысль, что государство возникает непосредственно из разросшейся семьи, а власть монарха над подданными происходит из власти отца-патриарха над своими домочадцами.

    Основоположником данной теории считается великий греческий мыслитель Аристотель (384–322 гг.), утверждавший, что государство возникает из разросшейся семьи. Причина появления государства – стремление людей к общению. Результатом такого общения становится образование селений, родов, из которых неизбежно формируется государство.

    После этого долгое время данная теория предавалась забвению, пока, наконец, не была реанимирована англичанами в эпоху Стюартов. – К XVII в. относится создание трактата английского ученого Р. Фильмера «Патриарх» (1680 г.). В указанном сочинении обосновывается положение, что Адам, получив власть от Бога, передал ее старшему сыну-патриарху, а последний – своим потомкам.

    К крупным исследователям роли семьи в возникновении государственных институтов следует отнести таких ученых как К. Борнгак и Л. Вольтман.

    В сказании Повести временных лет о призвании варягов обнаруживаем отдельные элементы патриархальной концепции. Центральное место в основании Древнерусского государства Повесть временных лет отводит Рюрику, его братьям, роду, потомству. Семья, род – источник государства – с точки зрения сказания о призвании варягов.

    Патриархальная концепция совершенно правильно оценивает роль семьи как важнейшей ячейки общества. В то же время неверным представляется положение, что семья непосредственно предшествует государству.

    Механизм формирования малых семей достаточно сложен и протекал в разных регионах неодинаково – одни общества предпочитали патриархальные устои, другие, в частности сарматы, славились, по преданию Геродота, пережитками матриархата.

    Следует также упомянуть свидетельство трактата Псевдо-Гиппократа (рубеж VI–V вв. до н.э.), сообщающий весьма примечательные сведения относительно сарматов: «Их женщины ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики с коня и сражаются с врагами, пока они в девушках. Они остаются в девицах, пока не убьют трех врагов и не прежде поселяются с мужем, как совершают установленные обычаем жертвоприношения. Раздобыв себе мужа, они перестают ездить верхом, пока не явится необходимость во всеобщем походе».

    О женской власти в среде сарматов сообщается и в трактате Псевдо-Скиллака (середина IV в. до н.э.). Николай из Дамаска утверждает нечто подобное: «Савроматы… женам своим во всем повинуются как госпожам; девушку не прежде выдают замуж, чем она убьет врага».

    С.А. Плетнева на основании свидетельств древних авторов утверждает, что «появление амазонства в античную эпоху – результат войн или дальних походов, в которых погибали почти все дееспособные мужчины. В этой трудной ситуации оставшиеся женщины в течение какого-то времени становились на защиту своей земли, детей, стад и имущества».

    Исходя из вышесказанного, очевидно, что патриархальная теория не может претендовать на универсальность:

    • во-первых, семья есть основа общества, а не государства;

    • во-вторых, некоторым обществам были свойственны не патриархальные начала, а отдельные элементы матриархата.

    25. Теория естественного права: происхождение и содержание.

    Естественно-правовые учения относятся к самым распространенным правовым теориям. Представления о естественном праве зарождаются в античности и отражают процесс осмысления античными философами становления писанного права, которое отличалось от обычного права, выступавшего в качестве олицетворения справедливости. Сократ, Платон, Аристотель считали, что наряду с письменными законами существуют вечные, неписаные законы, не зависящие от воли людей и составляющие естественное право. Римские юристы наряду с положительным правом, т. е. законами, признавали существование естественного права, которое возникло независимо от воли человека и одинаково для всех народов. Расцветом теорий естественного права принято считать XVII–XVIII вв. Значительный вклад в развитие этих теорий внесли Г. Гроций и Б. Спиноза (Голландия), Т. Гоббс и Дж. Локк (Англия), Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбах (Франция) и А.Н. Радищев (Россия). Они отказались от идеи божественного происхождения естественного права и обратились к воле народов, наций, отдельного человека. Признавалось, что в обществе наряду с позитивным правом, созданным государством (законодательством), существует высшее право, свойственное человеку от природы, – естественное право. Оно служит критерием позитивного права с точки зрения его соответствия 2 справедливости. Если такого соответствия нет, то законы государства являются неправовыми. При этом под естественным правом понимались законы природы, которые провозглашают всех равными, следовательно, законы государства должны быть одинаково справедливыми ко всем людям.

    Основные положения теории естественного права нашли закрепление в Декларации независимости США (1776), затем в Конституции США 1787 г., в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) и др. Во второй половине XIX – начале XX века сформировалась теория возрожденного естественного права и получила широкое распространение во многих странах Европы (Германия, Франция, Италия, Австрия), Латинской Америки и Северной Америки. В России основоположниками возрожденного естественного права явились П. Новгородцев, В. Гессен, Б. Кистяковский.

    Для возрожденного естественного права характерно возникновение на его базе частных теорий и доктрин. К ним относятся неотомическая теория, представителем которой был Ж. Маритен. Суть неотомической теории состоит в том, что все должное и сущее проистекает от Бога, а человек как творение божьей воли является носителем естественного права. Оно существует вечно, но открывается людям по-разному в зависимости от их разума, и с помощью свободной воли человека воплощается в его действиях для достижения целей, выражающих Божью волю.

    Феноменологическая теория (от греч. слова «феномен», обозначающего явление, постигаемое при помощи чувств). Наиболее ярким представителем этой теории был немецкий философ Э. Гуссерль (1859–1938). В основу происхождения права он кладет представление о так называемых эйдосах — чистых сущностях, идеальных юридических формах, априорных (заранее определенных) нормативных идеях. Правовые эйдосы (нормы) существуют всегда в природе в виде объективных притязаний, обязательств, собственности и других категорий. Нормативные идеи осуществляются в актах сознания множества людей и определяют действия людей в конкретном обществе. На основе эйдетического права возникает нормативный порядок поступков людей. Следовательно, априорно существующее эйдетическое право определяет содержание действующего позитивного права.

    Экзистенциалистическая теория (экзистенциализм — философия существования, образа жизни) исходит из противопоставления обыденного, отчужденного бытия и глубинного, живого существования, воплощенного в существовании (лат. слово «экзистенция» — существование) человека. Представитель этой теории немецкий ученый М. Хайдеггер (1889–1976) считал, что правовые отношения, правовые оценки вытекают не из юридических установлений государственной власти, а из способа существования (экзистенции) судьи, правителя, администратора. Причем содержание экзистенции со временем меняется. Поэтому естественное право не имеет постоянного содержания, каждая жизненная ситуация индивидуальна и неповторима.

    Герменевтическое направление естественной теории (от греч. слова «герменевтика» — разъясняю, т. е. искусство истолкования текста) исходило из недопустимости разрыва и противопоставления естественного и позитивного права. Сторонники герменевтического подхода к происхождению и сущности права полагают, что естественное право развивается исторически и выступает как высшая справедливость для каждого конкретного периода развития общества.

    26. Нормативистская теория права.

    Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие. Идея закона, выраженная в разных формах – это центральное звено нормативиской теории.

    Взяв за основу в своих рассуждениях нормативное содержание права, обеспеченное возможностью государственного принуждения, нормативисты видели в праве исключительно регулятивно-нормативную систему. Они «очищали» право от политического содержания, сводили основные теоретические построения к утверждениям о системности права, иерархии норм, вплоть до выявления основной нормы права, закрепленной в конституции.

    Основные идеи нормативистской теории права:

    1. право – это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах;

    2. нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;

    3. нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

    4. само право и его реализация обеспечивается в необходимых случаях принудительной силой государства;

    5. от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

    Достоинства нормативистской теории права:

    • фиксирует посредством норм права границы дозволенного и запрещенного поведения; указывает на общеобязательность права, его связь с государством;

    • обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;

    • обеспечивает формальную определенность права, четко обозначает права и обязанности субъектов;

    • верно подчеркивается такое определяющее свойство права, как нормативность, обращается внимание на необходимость иерархии правовых норм по степени их юридической силы;

    • нормативность, органически связанная с формальной определенностью права, существенно облегчает возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

    • признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

    Недостатки нормативистской теории права:

    1. увлеченность формальной стороной права, что влечет за собой игнорирование его содержательной стороны (прав личности, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т.п.),  недооценка связи права с социально-экономическими, политическими и духовными факторами;

    2. преувеличение роли государства в установлении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и однозначно произвольными.



    27. Романо-германская правовая семья: исторические корни, основные черты.

    Использование термина «романо-германское право» обосновывается тем, что данная правовая семья включает правовые системы «романских» и «германских» государств.

    Основные этапы становления романо-германская правовая семьи:

    1) эпоха Римской империи - XII в. н.э. – зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476 г. н. э.), господство в Европе архаических способов решения споров - поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.п., то есть фактическое отсутствие права в современном понимании этого слова;

    2) ХІІ-XVII вв. – возрождение римского права, распространения его в Европе и приспособление его к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;

    3) XVIII в. - до наших дней – кодификация права, появление конституций - Польша и Франция (1791 г.) и отраслевых кодексов – Гражданский кодекс Франции 1804 г. (Кодекс Наполеона), Гражданское уложение Германии (1896 г.), создание национальных правовых систем.

    Характерные черты романо-германского типа правовой системы:

    • общие источники права романо-германского типа: римское право, которое было заимствовано всеми правовыми системами континента, начиная с XI в.; обычное право германских и славянских племен («варварские правды»). С римского права были восприняты разделение права на частное и публичное, конструкции большинства имущественных и личных прав и правоотношений (собственность, брак, договор, завещание)

    • четкая, стройная система источников права, среди которых основной формой является нормативно-правовой акт. Нормативно-правовые акты, как правило, построены по следующей иерархической схеме: конституционные (органические) законы – обычные (текущие) законы – подзаконные акты.

    • право четко структурировано, а именно: существует разделение на публичное и частное, на отрасли и институты;

    • ведущая роль в правотворчестве принадлежит законодателю, как правило, – представительному органу государственной власти;

    • господствующая юридическая доктрина – доктрина верховенства закона. Во-первых, она означает, что закон имеет высшую юридическую силу и все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закона любой акт может быть опротестован или отменен. Во-вторых, в соответствии с доктриной верховенства закона правоприменитель обязан действовать строго в соответствии с законом, не создавая при этом новых правовых норм.


    28. Понятие, сущность и социальная роль права.

    Право — это обусловленная природой человека и обще­ства и выражающая свободу личности система регулиро­вания общественных отношений, которой присущи норма­тивность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государствен­ного принуждения.

    Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулиро­вания — нравственностью, обычаями и т.д. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.. Право — проявление воли и сознания людей. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдель­ных лиц и организаций. Обеспеченность возможностью государственного при­нуждения- это специфический признак права, отличающий его от иных форм социального регулирования: нравственно­сти, обычаев, корпоративных норм и т.д. Государство, име­ющее монополию на осуществление принуждения, представ­ляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Формальная определенность. Государство придает праву об­щеобязательное значение, возводя право в закон, придает ему официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному тол­кованию. Системность- право представляет собой сложное сис­темное образование. В настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.

    Сущность— главное, основное в рассматриваемом объек­те, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Право построено на трех "китах". Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравствен­ности как отличный от нее метод регулирования; государ­ство придает ему официальность, гарантированность, силу; экономика — основной предмет регулирования, первопри­чина возникновения права, ибо это та сфера, где нравствен­ность как регулятор обнаружила свою несостоятельность.

    Право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отно­шения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами. Помимо социального право имеет функциональное на­значение. Оно выражается в том, что право выступает ре­гулятором общественных отношений.

    Это основное функци­ональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций:

    1. Регулятивно-статическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении обществен­ного статуса различных субъектов

    2. С помощью регулятивно-динамической функции пра­во определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязываю­щих норм.

    3. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвя­зей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.

    4. Оценочная функция позволяет праву выступать в ка­честве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков.

    29. Норма права: определение, структура, характеристика ее элементов.

    В теории права содержится большое количество определений норм права, что тесно связано с многообразием типов правопонимания. Можно дать следующее определение нормы: юридическая норма (норма права) - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее (воздействующее) на общественные отношения.

    Стабильность норм права постоянно вступает в противоречие с развитием общественных отношений. В том случае, если норма исходит из утративших свою жизненность обстоятельств, необходимо обновление законодательства. Новое законодательство обретает относительную стабильность до тех пор, пока развивающиеся общественные отношения вновь не поломают ее.

    Степень общности и важности отношений, моделируемых в юридических нормах, обусловливает иерархию этих норм. Всеобщие связи выражаются и закрепляются, как правило, в наиболее масштабных актах, обладающих высшей юридической силой, а не достигающие такого уровня обобщенности - в иных нормативных актах. Нормативность предполагает обязательность правовых предписаний. В отличие от других социальных норм, правовые нормы, поддерживаются силой государственного принуждения.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта