Главная страница
Навигация по странице:

  • КУРСОВАЯ РАБОТА Государство и церковь в политической системе общества

  • Глава 1. Теоретические аспекты исследования взаимоотношений 1.1 Понятие и признаки светского государства

  • 1.2 Основные модели государственно-конфессиональных отношений

  • Теократическое государство

  • Клерикальное государство

  • Атеистическое государство

  • курсовая. Теория государства и права


    Скачать 66.13 Kb.
    НазваниеТеория государства и права
    Анкоркурсовая
    Дата28.11.2021
    Размер66.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_Rabota.docx
    ТипКурсовая
    #284849
    страница1 из 3
      1   2   3





    Филиал Автономной некоммерческой образовательной организации

    высшего образования

    «Воронежский экономико-правовой институт»

    в г. Старый Оскол

    (Филиал АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Старый Оскол)

    СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА


    КУРСОВАЯ РАБОТА



    Государство и церковь в политической системе общества

    по дисциплине «Теория государства и права»


    Выполнил:
    обучающийся 1 курса
    очной формы обучения
    группы Ю-201-5101
    Булгаков Андрей Александрович
    Руководитель:
    Лукьяненко Ю.В., канд. истор. наук,

    доцент
    Старый Оскол

    2021

    Оглавление

    Стр.

    Введение………………………………………………………………………... 3-4

    Глава 1. Теоретические аспекты исследования взаимоотношений государственных институтов и религиозных объединений………………… 5-17

    1.1. Понятие и признаки светского государства……………………………... 5-8

    1.2. Основные модели государственно-конфессиональных отношений…… 8-17

    Глава 2. Особенности политики современного Российского государства

    по отношению к религиозным объединениям……………………………….. 17-24

    2.1. Политико-правовые основы взаимодействия

    государства и церкви в Российской Федерации………………………………17-19

    2.2. Русская православная церковь и государство в политической системе современной России…………………………………………………………….19-24

    Заключение………………………………………………………………………25-26

    Библиографический список…………………………………………………….26-29

    Введение

    Церковь имеет историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с церковью. Стоит понимать, что под словом церковь понимается не отдельное религиозное здание, аособый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа1. В нашем мире существует множество конфессий, которые возникали и развивались вместе с различными государствами. И на основе их взаимоотношения и развития, вырабатывались различные модели соотношения государства и церкви. Также, необходимо уточнить само понятие взаимоотношение государства и церкви – это совокупность исторически складывающихся и изменяющихся форм взаимосвязей и взаимоотношений институтов государства и институциональных образований конфессий (религиозных объединений, духовно-административных центров, конфессиональных учреждений) с другой2. В нашем мире, на сегодняшний день, существует множество стран, где большинство населения не являются приверженцами ни одной конфессии, а есть страны, где священные писания принимаются за основу законодательной базы. И это формирует огромное разнообразие в формах их взаимодействия.

    Актуальность работы заключается в том, что тема взаимоотношения между государством и церковью актуальна и на сегодняшний день. В условиях глобализации, постоянных перемен и волнений, многие люди ищут помощи, и со стороны церкви они получают духовную поддержку, что усиливает роль церкви в обществе. Поэтому государство вынужденно сотрудничать с ней, ведь религия способна оказывать огромное влияние на общественную и политическую мысль общества, влиять на его стремление к реформам и на его развитие. Их сотрудничество, ил наоборот соперничество, определяют развитие общества в его политических, культурных и нравственных аспектах. И поэтому, я считаю, что исследование взаимодействия этих двух институтов будет интересно и полезно.

    Целью данной курсовой является изучение взаимодействия государства и церкви в политической системе общества.

    В соответствии с этой целью, мы можем обозначить ряд задач для исследования:

    1) Изучить теоретические основы взаимодействия государства и церкви.

    2) Рассмотреть формы взаимодействия государства и церкви, в частности модель светского государства.

    3) Указать на политико-правовые основы взаимодействия государства и церкви в Российской Федерации.

    4) Осветить взаимоотношения Русской Православной церкви и государства в политической системе современной России.

    В качестве методов исследования использовались общенаучные и специальные правовые методы, в том числе такие теоретические методы, как классификация, аналогия, абстрагирование и другие.

    Моя курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.
    Глава 1.

    Теоретические аспекты исследования взаимоотношений

    1.1 Понятие и признаки светского государства

    Одной из самых распространенных современных моделей взаимоотношения государств и церкви на сегодняшний день является светское государство. Впервые, государственную и церковную власть разделил Аврелий Августин, который считал, что божественная и мирская власти должны быть разведены для лучшего управления обществом. В последствии, к идее отделения церковной власти от государственной обращались такие мыслители эпохи Реформации, как Мартин Лютер и Жан Боден. Некоторые идеи светской модели государства высказывались голландским философом Б. Спиноза. В отношении вероисповедания, Б. Спиноза выстраивает теоретическую концепцию, ориентируясь на верховное право и высший авторитет каждого человека свободно судить о религии, толковать и объяснять её себе1. Значительный прорыв в разработке концепции светского государства произошел в эпоху Просвещения. Такие философы, как Шарль Монтескьё, Жан-Жак-Руссо, Вольтер и другие выступали за свободу вероисповедания и отделения церкви от участия в управлении государством. В настоящее время в науке доминирует представление о светском государстве как о государстве, в котором не существует какой-либо официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Соответственно, светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от друга и не вмешиваются в дела друг друга2.

    Говоря о теоретическом аспекте, стоит начать с определения того, что же такое светское государство. Светское государство – это такое государство, в котором религия отделена от государственной власти, и которое регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм. Из этого определения можно понять, что государство и религиозные объединения отдалены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отдалены от государства и равны перед законом. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой лишения членов объединений прав участвовать наравне с другими гражданами в делах управления государством: в выборах и референдумах, деятельности политических партий и движений. П.Н. Дозорцев наделяет светское государство следующими признаками:

    1) Государство провозглашает идеологическое многообразие и отвергает монополизм в духовной сфере общества;

    2) Государство последовательно развивает требующие индивидуальной оценки права и свободы человека;

    3) Государство провозглашает себя правовым и гарантирует своим гражданам свободу совести, убеждений, вероисповеданий и т.п.;

    4) Государство позволяет свободно сосуществовать в общественном сознании различными, часто противоположными по целям и направлениям деятельности, религиозным взглядам, школам и идеологиям, гарантирует человеку и гражданину право религиозного выбора;

    5) Государство и религиозные объединения отделены и не вмешиваются в дела друг друга, реализуя тем самым одну из основных библейских заповедей «Богу – Богово, кесарю - кесарево»;

    6) Государство не оказывает религиозным объединениям какой-либо материальной (финансовой) помощи, а также не контролирует расходы с удовлетворением культовых потребностей.

    7) Государство признает за религиозными объединениями право собственности не только на предметы культа, но и на землю, здания, сооружения и т.д.;

    8) В государстве отсутствует официальная (государственная) религия;

    9) Религиозные каноны и догматы не являются источником права;

    10) Государство нормативно закрепляет равенство всех религиозных объединений перед законом;

    11) Деятельность религиозных объединений осуществляется в строгом соответствии с законом;

    12) Государство провозглашает отделение системы государственного и муниципального образования от влияния религиозных объединений и др.1
    Как было сказано выше, большинство стран мира являются светскими. И в каждом государстве принцип светскости реализуется по-разному, в следствии чего, сформировалось множество моделей светского государства. Это обусловлено такими факторами, как правовая система государства, культурные обычаи и традиции, общественное отношение к религии и взаимодействие государства и религии на протяжении его истории. Итак, в науке существует несколько основных моделей светского государства: классическая модель, индифферентная модель и преференциальная модель.

    Классическая модель светского государства характеризуется широким сотрудничеством государства с религиозными объединениями. Партнерские отношения государства и религиозных объединений в рамках данного типа способны, с одной стороны, позитивно влиять на развитие общественных отношений в различных сферах отношений, в том числе в социальной (образование, культура и т.д.), с другой – гасить межнациональные конфликты по религиозным и иным причинам, способствовать формированию общественного согласия.1

    Для индифферентной модели светского государства характерно активное стремление государства дистанцироваться от всех религиозных объединений, создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии. Примером индифферентной являются США. Несмотря на то, что большинство населения страны верующие, со второй половины XX начинается процесс дехристианизации, например, установление запрета на произношение молитвы перед началом учебного занятия, или запрет на изображение библейских мотивов на символах американской государственности2.

    Преференциальная модель предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиям в государстве. Такое отношение связанно тесной исторической связью. Религиозные объединения могут получать статус государственных, как, например, Римская католическая церковь в Италии. Такие религиозные объединения могут частично выполнять государственные функции, в частности в образовательной сфере3.

    1.2 Основные модели государственно-конфессиональных отношений

    В разных государствах религиозные организации занимают различные положения в политической системе общества. Из отношений между государством и церковью строятся различные модели их взаимоотношений. Существует множество классификации моделей государственно-конфессиональных отношений. Один из таких подходов заключается в разделении государств на светские (о которых мы уже поговорили), теократические, клерикальные и атеистические.

    Теократическое государство (теократия) является противоположностью светскому, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии, религиозные нормы являются основным источником права, регулируя все основные сферы частной и публичной жизни, а глава государства является одновременно и верховным священнослужителем1. Теократия – это древнейшая модель государственно-конфессиональных отношений. Сам термин «теократия» древнегреческое, и дословно переводится как «власть бога», «боговластие». Основополагающим признаком теократии является наличие государственной церкви и её господство над остальными конфессиями. Статус государственной церкви характеризуется следующими признаками:

    1) церковь является важным элементом политической системы. Она участвует в политической жизни, в частности через свое представительство в государственных органах;

    2) обладает значительными полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. В образовательных учреждениях, как правило, предусмотрено обязательное преподавание государственной религии;

    3) наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). Так, заключение брака, как правило, — прерогатива церкви;

    4) получает от государства различные привилегии: субсидии, материальную помощь. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов — землю, сооружения и т.д.2

    Для теократических государств характерно наличие и других признаков:

    1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя.

    2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т.п.

    3. Примат государства над обществом, авторитарность политического режима, отчуждения власти от общества и индивида и т.д.

    4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, которая обеспечивается силой теократического государства. По существу, религиозные нормы в данном случае – это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции – ее роль выполняет Коран.

    5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

    6. Жестокую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

    7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

    8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

    9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

    10. Особое положение женщин, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

    11. Неправовые способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания и т.д.

    12. Запрет на создание политических партий (Иордания, ОЭА, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет)1.

    Теократические государства существуют с древних времен. Так, в Древнем Египте считали, что фараон – это единственный посредник между миром людей и миром богов и усопших. Также в пример можно привести Тибет до его захвата Китаем, где страной управлял Далай-Лама, который по канонам тибетского буддизма является воплощением бодхисатвы (существо, решившее стать Буддой для блага всех существ) Авалокитешвары (воплощение бесконечного страдания всех Будд). В Европе примером теократического государства можно назвать Папскую Область, которая находилась под управлением папы римского. Папская область просуществовала до 1849 года, и была воссоздана в 1929 году как город-государство Ватикан. Главой Ватикана является папа римский, который избирается коллегией кардиналов на пожизненный срок, а правовая система Ватикана основывается на каноническом праве. На сегодняшний день, Святой Престол занимает папа римский Франциск. Также теократией можно назвать Афон – это особая единица Греческой Республики, которая является самоуправляемым обществом, состоящим из 20 православных монастырей, расположенных на полуострове Айон-Орос и находящихся под юрисдикцией Константинопольского патриарха. Но больше всего теократических государств в странах исламского мира. Исламским государством или исламской республикой является государство, которая приняло ислам, в частности шариат, как основу своих политических институтов и законов. Это, например, Королевство Саудовская Аравия, законы которой основаны на исламском праве, а власть короля ограничена лишь нормами шариата, или такие исламские республики, как Турция, Индонезия, Пакистан, Мавритания и Иран. Так, в Иране глава государства избирается советом, состоящим из представителей духовенства.

    Следующая модель государственно-конфессиональных отношений – это клерикальное государство. Клерикальное государство – это «промежуточный вариант» между светским и теократическим государством, где государственная власть сливается с церковью1. В таких странах церковь пользуется огромными привилегиями и является влиятельной политической силой. Отличие от теократии заключается в том, что главой в клерикальных государствах является не религиозный лидер, как в том же Ватикане. Власть либо избирается простыми людьми, либо передается по наследству.

    Примеров клерикальных государств множество. Например, Великобритания. В ней статус государственной религии закреплен за англиканством – это одна из ветвей христианства, появившаяся во время Реформации. Однако власть принадлежит королеве и передается по наследству. Также в пример клерикальных государств можно привести страны Скандинавского полуострова, где все расходы церкви покрываются государственным бюджетом, а граждане платят церковный налог.

    И третья модель в данной классификации – это атеистическое государство. Атеистическое государство – это государство, в котором религиозные сообщества преследуются и (или) контролируются властями; они, как правило, запрещаются либо находятся под жестким государственным контролем2. Исследователь И.В. Понкин, для характеристики атеистического государства, ввел такое понятие как «модель секулярной квазирелигии». По его мнению, можно выделить следующие существенные её признаки:

    1) Запрет на свободное мировоззренческое самоопределение;

    2) Установление в качестве государственной идеологии и активное навязывание обществу общеобязательной секулярной квазирелигии;

    3) Дискриминация верующих граждан и (или) граждан, придерживающихся убеждений, отличных от секулярной квазирелигии, установленной в качестве государственной и общеобязательной идеологии;

    4) Значительное, вплоть до определяющего, влияние государственной секулярной квазирелигии на правовую систему;

    5) полный запрет (вплоть до введения уголовной ответственности) какого бы то ни было влияния религии на систему образования;

    6) подмена государственных органов объединениями последователей общеобязательной секулярной квазирелигии и их руководителями, размывание разделения компетенции государства и объединений последователей общеобязательной секулярной квазирелигии, вплоть до полного отсутствия такого разделения1.

    Говоря об атеистических государствах, первым на ум приходит СССР. Так, одним из первых декретов советской власти стал декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В нем говорилось, что:

    1. Церковь отделяется от государства.

    2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.

    3. Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или не исповеданием никакой веры, отменяются.

    Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.

    4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.

    5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики.

    Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.

    6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Изъятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда.

    7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание.

    8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.

    9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом.

    10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.

    11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.

    12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.

    13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ1.

    На сегодняшний день, примером атеистического государства является Северная Корея. Религиозные объединения в Северной Корее находятся под особым контролем специальных государственных органов – федераций, верующие люди вынуждены скрывать свои религиозные убеждения. Особо преследуются христианские конфессии, поскольку считается, что через них страны Запада влияют на жителей страны2.

    Однако, изложенные мной выше модели государственно-конфессиональных взаимоотношений не является единственным подходом к толкованию данного вопроса.

    Так, Е.М. Мирошникова выделяет три модели отношений государства и религиозных конфессий: идентификационная модель (взаимовлияние государства и церкви в различных институциональных и законодательных связях); отделительная модель (религия – это право гражданина, и государство старается реализовывать это право) и кооперационная модель (поддержание религиозного и мировоззренческого плюрализма в государстве)3.

    Ещё один подход изложен А.М. Осавелюком, который выявил пять типов взаимоотношений государства и церкви:

    1) Тотальное и агрессивное неприятие церкви государством;

    2) Государство, отказавшееся от активного преследования религии и церкви в пользу установления собственного приоритета в осуществлении государственно-правовой политики, полномочий и роли церкви в жизни общества при сохранении, тем не менее, важнейшего общепризнанного положения в нем;

    3) Церковь не играет серьезной роли в жизни общества, но с учетом богатых исторических и культурных традиций способна влиять на моральный климат в нем;

    4) Сосуществование равно значимыми церкви и государства – положение, закреплённое в том числе в действующем законодательстве, наделявшее широкими полномочиями церковь в судейской сфере, признаваемый гражданской властью статус решений церковного суда, а также введение в действие и охрана государственными властями решений Вселенских и поместных соборов;

    5) Наличие государственной религии и доминирование церкви и церковной иерархии над государством и государственными властными структурами1.

    Перечислять модели государственно-конфессиональных отношений можно бесконечно. Это связанно с тем, что эта проблема сложна и многогранна, и каждый исследователь стремиться создать и описать свою модель.

      1   2   3


    написать администратору сайта