Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Политико-правовые основы взаимодействия государства и церкви в Российской Федерации

  • 2.2 Русская православная церковь и государство в политической системе современной России

  • Библиографический список Нормативно-правовые акты

  • Научная литература

  • курсовая. Теория государства и права


    Скачать 66.13 Kb.
    НазваниеТеория государства и права
    Анкоркурсовая
    Дата28.11.2021
    Размер66.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_Rabota.docx
    ТипКурсовая
    #284849
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2

    Особенности политики современного Российского государства по отношению к религиозным объединениям

    2.1. Политико-правовые основы взаимодействия государства и церкви в Российской Федерации
    Основа взаимодействия нашего государства и церкви закреплены

    Конституции РФ. В статье 14 сказано:

    1. Российская Федерация – это светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

    2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом1.

    Помимо этого, принципы светского государства закрепляются в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ. В главе 1, статье 4, пункт 2 говориться, что государство:

    - не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;

    - не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

    - не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;

    - обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях2.

    В пункте 5 указывается на то, что церковь

    - не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;

    - не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;

    - не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь1.

    Также, в данном ФЗ указываются основные понятия религиозных организаций (глава 2). В соответствии с данным ФЗ, религиозным объединением в РФ признается добровольное объединение граждан РФ и иных лиц, постоянно проживающих на территории РФ на законных основаниях, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры2. Религиозное объединение может создаваться и действовать в двух формах:

    1. В форме религиозной группы – это добровольное объединение граждан, исповедующее и распространяющее веру без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица3.

    2. В форме религиозной организации – это добровольное объединение граждан и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания религии и зарегистрированное в качестве юридического лица4.

    В этом же ФЗ указы правила и условия деятельности религиозных организаций (глава 3), порядок миссионерской деятельности (глава 3.1) и формы надзора и контроля за исполнением законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях (глава 4).

    Однако, стоит отметить, что светский характер отношений между государством и церковью не означает их полную изоляцию друг от друга. Они имеют партнерские отношения, сотрудничают в решении общественных задач, оказывая взаимовыгодную помощь. Так, в том же ФЗ и в той же статье, но уже в 3 пункте сказано, что государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании1.
    2.2 Русская православная церковь и государство в политической системе современной России
    Взаимоотношения церкви и государства в истории нашей страны сложны и очень продолжительны. С крещения Руси в 988 году и вплоть до сегодняшнего дня, религия играет огромную роль в жизни русского общества. Однако в 20 веке эти отношения подверглись серьезному удару. Исторический опыт показывает, что в 20 веке в России последовательно сменились три модели государственной конфессиональной политики. Для монархической России была характерна клерикальная модель государства, где существовала четырехуровневая правовая градация вероисповеданий, каждое из которых занимало в ней определенное место и наделялось соответствующим объемом прав или лишалось их. 2. После Октябрьской революции 1917 года к власти пришли большевики создали свою, «советскую модель», для которой характерны правовой запрет на религиозные убеждения, на деятельность религиозных объединений и наличие единого мировоззрения – атеистического3.

    Ну и на сегодняшний день, после распада СССР и принятия Конституции 1993 года, в Российской Федерации закрепилась светская модель государственно-конфессиональных отношений. Однако, первые законодательные акты, отражающие начало построения светского характера взаимоотношений государства и церкви, были приняты ещё до распада СССР. Так, 1 октября 1990 года был принят закон РСФСР «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором были даны основные гарантии свободы вероисповедания и право на религиозные убеждения и религиозную деятельность1. Несмотря на статью 14 Конституции РФ, Русская Православная церковь (далее РПЦ) ведет себя как активная часть гражданского общества. Церковь получила право юридического лица вести свою религиозную и общественную деятельность, открыто транслировать свою позицию по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики государства и, не участвуя непосредственно в политическом процессе, влиять на все ветви государственной власти через своих прихожан и даже оказывать влияние на образовательную сферу, в которой был введен такой предмет как православная культура2. Современные политические реалии позволили церкви принимать прямое участие в общественно-политическом процессе и оказывать влияние на органы власти, в том числе законодательные: отменялись нормативно-правовые акты, ущемлявшие права церкви; принимались новые, разрешающие им высказывать собственное мнение относительно улучшения нормативно-правовой базы в сфере религии и социальных вопросов; получив статус юридического лица, церковь начала им активно пользоваться, обращаясь к государственной власти с вопросами о десекуляризации и пересмотре многих вещей, реализованных ещё советской властью3. Современное Российское государство отказалось от политик преследования людей за религиозные убеждения, ограничения свободы совести могут допускаться с целью защиты основ конституционного строя нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства1.

    Как я сказал выше, религия и сегодня занимает одну из ведущих позиций в жизни российского общества, что связанно не только с историко-культурными традициями нашей Родины. В условиях кризисных 90-х годов, в российском обществе возник социальный заказ на новую национальную идеологию, связанную со строительством гражданского общества и правового государства, но сохраняющую преемственность с культурой, и, таким образом, по словам В Куренного, «на волне взрыва патриотических чувств православие приобретает в массовом сознании значимость критерия национальной самоидентификации, культурного символа»2. Возрождение российского общества, основанное на принципах духовной культуры и соборности, в начале третьего тысячелетия, возможны не только благодаря служителям церкви, но и русским людям, сохранившим в глубине души основные заповеди христианства, русский менталитет, русскую культуру и государственность3.

    На рубеже 1990-х годов, церковь хотела изменить общественное мнение, частности, она хотели пересмотра статуса церкви в жизни общества и государства. Для этого священнослужители принимали участие в политическом процессе: выборы, поддержка политических партий, митинги, а также брались за решение остросоциальных проблем в тех сферах, которые затрагивали общегосударственные интересы4. И своей цели они достигли. В 1993 году, на Конституциональном совещании возникли жаркие споры по поводу идеи создания светского государства. Еще до начала Конституционного совещания Верховный Совет Чувашской Республики и Пензенский областной Совет, администрации Астраханской, Белгородской, Ивановской, Курской, Тверской, Томской областей и совещания ученых Санкт-Петербурга предложили из ст. 1 проекта исключить слово «светское». А Российская христианско-демократическая партия предложила исключить ст. 6. От народного депутата РФ В. С. Полосина поступили поправки также об исключении слов «свобода мысли» и «атеистическая деятельность». И лишь народный депутат С. Н. Филатов «усиливал» светский аспект проекта Конституции дополнением к ст. 6 абзацем: «Никакие партии и религии не могут претендовать на монопольное управление государством»1. В результате долгих споров, проходивших на Конституциональном совещании 1993 года, был принят текст Конституции, который всё-таки закрепил принципы светскости в нашем государстве.

    Отдельно стоит сказать, что для решения своих финансовых проблем, РПЦ активно проводила через органы государственной власти лоббистскую политику, в частности, церковь принимала участие в разработке нового налогового кодекса, где были заложены все требования, которые были необходимы для религиозных организаций, с целью избавления их от произвола, которые могли чинить налоговые службы и инспекции. Однако, в эпоху Ельцина, несмотря на неоднократные призывы РПЦ сократить налоги и уменьшить церковные финансовые издержки, политические класс не особо стремился выполнять их требования2.

    С началом президентства В.В. Путина положение РПЦ кардинальным образом улучшилось, так как политическая элита выступала за коммуникацию с духовенством. В настоящее время в государственно-церковных отношениях были найдены общие точки соприкосновения по многим вопросам: а) противодействие религиозному экстремизму и ксенофобии; б) сохранение целостности политической системы; в) отстаивание национально-культурных ценностей; г) формирование и артикулирование общественного мнения; д) координирование жизнедеятельности социальных групп; е) духовно-нравственное воспитании масс и т.д. РПЦ продолжает выступать в качестве одного из авторитетного института гражданского общества в распространения духовной информации, поскольку стремится сохранить традиционные ценности, в том числе и в реформированном виде, без смены идейного вектора и ухода в сторону мистицизма1. Также, государство стало помогать РПЦ в церковном строительстве. Интересным примером является программа «200 храмов», целью которой стало обеспечение храмами густонаселенных районов Москвы2.

    За прошедшие десятилетия, РПЦ и государство стали полноправными партнерами в общественно-политической жизни. Представители РПЦ вместе с государственными деятелями присутствуют чуть ли во всех государственных и общественных акциях, как день города, праздники, спортивные и образовательные мероприятия, запуск космических спутников, научные конференции, дипломатические отношения и многое другое. В случае возникновения каких-либо угроз, способных пошатнуть основы государственности, они стремятся их преодолеть через совместные действия. Кроме того, РПЦ на международной арене отстаивает и продвигает интересы российского государства, как например, в период Сирийского кризиса3. В знак признательности, руководство церкви неоднократно награждала зарубежных общественных и политических деятелей различными церковными наградами. Например, в республике Беларусь, за оказанную помощь руководству Русской православной церкви в укреплении религиозного единства, был отмечен Президент А.Г. Лукашенко и т.д. Кроме того, священнослужители совместно с российским государством через международные организации (ООН, Совет Европы по правам человека) активно продвигают церковные интересы, направленные на продвижение традиционных ценностей4.

    Так, можно сказать, что РПЦ принимает активное участие в политической жизни государства, оказывая большое влияние на его внутриполитические и внешнеполитические задачи. Между государством и РПЦ были построены дружеские отношения, основанные на сотрудничестве в основных сферах жизни общества. Однако, влияние РПЦ на общественное мнение и политическую элиту, на мой взгляд, ставить под сомнение принципы светского государства, закрепленные Конституцией нашей страны.

    Заключение

    Подводя итог своего исследования, я могу сказать, что взаимоотношения государства и церкви в политической системе общества сложны и многогранны. Эти взаимоотношения складываются из множества факторов, и каждая модель отличатся от другой.

    Говоря о светской модели государства, я считаю, что это наиболее оптимальная форма взаимодействия между государством и церковью. Государство и церковь не оказывают влияния друг на друга, однако оказывают взаимную помощь. Например, религия способствует нравственному воспитанию общества, что может положительно сказаться на поддержание правопорядка. В таких государствах, как правило, положение церкви стабилизированно и не подвергается сильным изменениям, однако и политическая элита, и верховное духовенство всё равно имеют рычаги давления друг на друга. Так, государство способно влиять на религиозные организации через принимаемые нормативные акты, но тоже время, церковь способна оказывать существенное влияние на общественное мнение через своих прихожан, что особенно актуально в странах с большим количеством верующего населения.

    Рассматривая другие формы взаимодействия государства и церкви, то есть теократия и клерикальное государство, в них я вижу больше минусов, чем плюсов. Так, на мой взгляд, теократическая модель государства идет в ногу с авторитарным политическим режимом. В таких странах общественное мнение формируется за счет единственно допустимой конфессии, а политической верхушкой является, собственно, высшее духовенство этой самой конфессии. И из этого вытекаю, например, постоянные нарушения прав человека, как это регулярно происходит в Саудовской Аравии, Иране или Афганистане. Клерикальное государство, на мой взгляд, лучше теократии. В нем всё ещё присутствует статус государственной церкви, верующая часть населения может платить церковный налог как, например, в Норвегии, Швеции, Финляндии, Дании, Германии и других странах. Но, государство не преследует последовательней других конфессий и атеистов, законы не строятся на священных писаниях, а власть в стране не принадлежит духовной элите, которая, впрочем, всё равно имеет небольшое, но влияние на государство и общество. Атеистическое государство я также не считаю хорошей моделью. Полностью запретить религию в стране невозможно, а людям порой необходима психологическая помощь и разгрузка, и в этом может помочь церковь.

    Если рассматривать взаимоотношения государства и церкви в нашей стране, то тут не всё так однозначно. С одной стороны, мы имеем Конституцию, которая провозглашает РФ как светское государство, и ряд законодательных актов, закрепляющие эти положения. Но с другой стороны, РПЦ давно стала неотъемлемой частью политической системы России, её положение только укрепляется. Об этом говорят многие обстоятельства: реконструкции и строительства новых храмов, на что иногда выделяются деньги их федерального бюджета; появление представителей духовенства на многих мероприятиях вместе с представителями государственной власти; выпуск религиозных газет и появление религиозных телеканалов; введение в школе такое предмета, как Основы Православной культуры, что я считаю навязыванием религиозного мировоззрения детям.

    На мой взгляд, эволюция отношений между государством и церковью все-таки продолжается. Исследования этой темы не теряют своей актуальности и сегодня, и есть все основания полагать, что многие мыслители, ученые и исследователи настоящего и будущего не станут пренебрегать изучением взаимоотношений государства и церкви, открыв и объяснив многие вопросы взаимодействия, взаимовлияния столь мощных сил, как государство и религия.

    Библиографический список

    Нормативно-правовые акты

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // - Москва: Проспект. Кодекс. 2020. - 120 с.

    2. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 №125-ФЗ (ред. от 30.04.2021). Глава 1, статья 4// Режим доступа - Статья 4. Государство и религиозные объединения / КонсультантПлюс (consultant.ru) (дата обращения – 31.04.2021)

    Научная литература

    3. Алейникова С.М. Светское государство в вопросах и ответах: кратко, доступно и актуально/ С.М. Алейникова, С.А. Бурьянов //под ред. Кондратьева. Москва. Фонд Здравомыслие. - 2015. - 62 с.

    4. Алексеев Н.В. РПЦ как институт гражданского общества современной России/ Н.В. Алексеев, А.К. Сковиков // Politbook. - 2017. - № 4. - С. 6-17.

    5. Алексеев Н.В.Государственно-церковные отношения в России: от традиции к глобальной информатизации/ Н.В. Алексеев, А.К. Сковиков, А.В. Шумилов // Politbook. - 2019. - № 2. - С. 97-108.

    6. Багаева К.А. Взаимоотношения государства и религии: основные теоретико-методологические подходы/ К.А. Багеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 6. - С. 19-23.

    7. Власов В.В. Взаимодействие Русской Православной церкви и государства в общественно-политической жизни современной России/ В.В. Власов //Социально-политические науки. - 2018. - С. 12 – 16

    8. Воронова М.Л. Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах/ М.Л. Воронова // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2012. - С. 97 – 91
    1   2   3


    написать администратору сайта