Главная страница
Навигация по странице:

  • Экология как методологическая основа курса «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»

  • Вопросы и задания для актуализации знаний

  • Лекция 2. Тема: Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики

  • Вопросы для самоконтроля

  • Лекция 3. Тема: Общение с природой как одно из основных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста

  • Познавательная ценность природы

  • Эстетическая ценность природы

  • Нравственная ценность природы

  • Оздоровительно-гигиеническаяценностьприроды

  • кпака. Раздел 1 (3). Теория и методика экологического образования детей как наука


    Скачать 39.28 Kb.
    НазваниеТеория и методика экологического образования детей как наука
    Анкоркпака
    Дата06.04.2023
    Размер39.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРаздел 1 (3).docx
    ТипЛекция
    #1041419

    Раздел 1. Дисциплина «Теория и методика экологического образования дошкольников» как наука

    Лекция 1.

    Тема: Теория и методика экологического образования детей как наука

    Курс «Теория и методика экологического образования дошкольников» рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления экологическим образованием ребенка, воспитания у него основ экологической культуры в процессе приобщения к природе. Как система научных знаний, теория и методика экологического образования детей входит в общую, более сложную систему педагогических наук и занимает в ней относительно самостоятельное место. Содержание дисциплины строится на основе педагогической экологии, которая, ориентируясь на проблемы окружающей среды, определяет содержание и формы экологического образования, рассматриваемого в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологического кризиса. Психологические основы позволяют установить возрастные особенности детей и, соответственно, их возможности приобщения к природе, определить индивидуальное своеобразие их представлений, отношения к живому. Теория и методика экологического образования детей непосредственно входит в дошкольную педагогику, т.к. посвящена вопросам экологического образования детей в возрасте до 7 лет. Без опоры на общепедагогические основы нельзя обосновать содержание, формы и методы работы с дошкольниками.

    Предмет «Теории и методики экологического образования дошкольников» – это частная методика, ее содержание и структура, которые представляют собой особую педагогическую конструкцию, а также процесс овладения детьми содержанием экологического образования при взаимной деятельности воспитателя и дошкольников.

    Как наука, «Теория и методика экологического образования дошкольников» имеет два аспекта – теоретический и прикладной. К основным методологическим и теоретическим проблемам относят: предмет и методы научного исследования, цели, принципы отбора содержания, психолого-педагогические основы экологического образования. На новом этапе развития дошкольного образования изменяются и усложняются задачи методической науки. Она сосредотачивает свое внимание на корректировке целей, которые должны быть направлены на воспитание средствами природы активной, индивидуальной, творческой личности.

    Целью курса «Теория и методика экологического образования дошкольников» является профессиональная подготовка компетентного специалиста по экологическому образованию детей. Главный акцент в этом отношении делается на то, чтобы дать ребенку целостное, емкое и яркое представление об окружающей его природной и социальной реальности, направить его на пути определения собственной личности, самостоятельной позиции в мире, научить его разумно строить отношения с окружающим миром и самим собой на основе идей гуманизма.

    Задачи курса:

    1) формировать у студентов систему современных знаний об истории, содержании и перспективах экологического образования дошкольников;

    2) формировать у студентов систему знаний о теоретических основах организации и управления экологическим образованием детей;

    3) способствовать освоению студентами инновационных педагогических технологий экологического образования детей, ориентированных на развитие способностей и творческого воображения каждого ребенка;

    4) познакомить студентов с разнообразием технико-технологического сервиса системы экологического образования для расширения возможностей моделирования экообразовательных систем ДОУ.

    Построение курса способствует освоению студентами системы умений:

    1) анализировать, критически оценивать и творчески использовать программно-методическую и научную информацию в области экологического образования дошкольников;

    2) ориентироваться в альтернативных программах экологического образования;

    3) теоретически обоснованно отбирать содержание и адаптировать информацию адекватно возрастным и психологическим особенностям дошкольников;

    4) внедрять инновационные педагогические технологии экологического образования дошкольников в разных типах ДОУ;

    5) уметь критически оценивать, анализировать и перестраивать свою профессиональную деятельность в системе экологического образования;

    6) анализировать и отбирать учебно-воспитательный материал в соответствии с целями, уровнем обучения и воспитания детей, конкретными педагогическими условиями; 7) осуществлять дидактическую переработку и адаптацию программно-методического материала в соответствии с конкретными дидактическими и воспитательными целями;

    8) формировать мотивированное поведение детей с помощью альтернативных инновационных и традиционных программ и педагогических технологий экологического образования.

    Экология как методологическая основа курса «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»

    Слово «экология» является модным,его употребляют к местуи не к месту, зачастую вкладывая смысл, далекий от первоначального.Такпоявились«экологиядуши»,«экологиямузыки», «экология речи» и т.п. Разные ученые также по-разному дают определение термина «экология». Поскольку экология является методологической основой курса «Теория и методика экологического образования детей», рассмотрим разные подходы к пониманию предмета изучения экологии как науки и проследим заэволюциейсамогопонятия «экология».

    Термин «экология» был введен в 1868 г. профессором Венского университета Эрнстом Геккелем в труде «Всеобщая морфология организмов».

    Геккель предложил название «экология» для одной из ветвейзоологии, которая изучала бы всеохватность отношений междувсеми видами живых существ и окружающей их органической инеорганическойсредой.

    У истоков экологии стоят многие натуралисты и географы XVIII–XIX вв. Для развития экологии в России большое значение имеют работы К.Ф. Рулье и Н.А. Северцова. В конце XIX – начале XX вв. исследователи обращали внимание главным образом нато,как отдельные факторы(восновном климатические) влияютна динамику организмов. В это время формируется представление о сообществах, как о некоторых целостных совокупностяхвзаимосвязанныхорганизмов.Быстроразвиваласьэкологияв20–30 гг. XX в., когда Ч. Элтоном были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ. Представление окомплексах организмов, связанных между собой и с окружающейнеживой средой, нашло свое отражение в появлении таких понятий, как «экосистема» и «биоценоз» К 50-м гг. формируется общая экология. Внимание исследователей переносится на изучениевзаимодействияорганизмовиструктурыобразуемыхимисистем.

    В70-хгг.формируетсяэкологиячеловека,илиспециальнаяэко-логия,изучающаязакономерностивзаимодействиячеловеческого общества и окружающей среды. Во второй половине XX в., когдабылиобнаруженынеблагоприятныевоздействиячеловеканабиосферу (ставившие его перед лицом возможности экологическогокризиса),возникаетнеобходимостьпроведенияшироко-масштабных природоохранных мероприятий, возрастает практическоезначениеэкологии,происходит«экологизация»многихестественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходимым при решении производственных, научно-технических, демографическихипедагогическихзадач.

    Совокупность животных и растительных организмов, располагающихся на поверхностях земного шара, определяется понятием биосфера. Заслуга целостного учения о биосфере принадлежитВ.И. Вернадскому. В его основе лежит представление о живомвеществе: живые организмы являются функцией биосферы и теснейшим образом материально и энергетически с ней связаны, являютсяогромнойгеологическойсилой,ее определяющей.Учение о биосфере как о единой, определенным образом организованной динамической системе имеет важное значение. Оно оказывает огромное влияние на развитие многих наук во второй половине XX в. (прежде всего, экологии, биогеоценологии), на характер подходов к решению не только естественнонаучных проблем, но и комплекса вопросов, связанныхсвзаимоотношениямиприродыиобщества.В.И. Вернадскийразвил представление о переходе биосферы вноосферу,в такое ее состояние, когда развитие биосферы будет управлятьсяразумомчеловека.

    Бурный научно-технический прогресс сопровождается существенной перестройкой окружающей нас природы, и особенно ееживого покрова. Биосфера в буквальном смысле превращается всферу разума – ноосферу.

    В понимании Ю.А. Косыгина, ноосфера – это геосфера разумной деятельности людей, которая слагается из мышления и знаний. Знание выступает как основа, мышление – как метод и результат.

    Экология на современном этапе развития распадается нарядвзаимосвязанныхразделов,средикоторых:

      • фундаментальнаяэкология,изучающаяструктуру,функционирование и взаимодействие биосодержащихнадорганизменныхсистем;

      • социальная экология, изучающая закономерности взаимовлиянияэкологическихиобщественных(экономических,социальных,политическихидругих) систем;

      • прикладная экология, включающая в себя промышленную, медицинскую,сельскохозяйственнуюипедагогическуюэкологию.

    Расширение границ научного анализа привело к новому толкованиютермина«экология»(В.Н. Большаков.И.Д. Зверев,Б.Г. Иоганзен,Н.Н. Моисеев,И.Т. Пономарева,Н.Ф. Реймерс,С.С. Шварц). На современном этапе развития экология обязанаизучать не только связи организмов и законы функционированиянадорганизменныхсистем,ноиобосновыватьрациональные формывзаимоотношенийприродыичеловеческогообщества.Такимобразом,растетсоциальнаяроль экологическихзнаний.

    Вопросы и задания для актуализации знаний

    1. Выделите этапы динамики понятия «экология».

    2. Объясните причины возрастания социальной роли экологических знаний.

    3. Напишите реферат об экологических факторах.



    Лекция 2.

    Тема: Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории зарубежной и отечественной педагогики

    1. Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци о необходимости введения детей с раннего возраста в мир природы для их гармонического развития

    Термин «экологическое образование» появился в педагогической науке сравнительно недавно, однако проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с разных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. Современному педагогу полезно знать, как шло становление экологического образования детей, чтобы иметь возможность использовать в своей практике богатый, более чем двухвековой педагогический опыт. Красной нитью через педагогические учения нескольких столетий проходят идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования с позиций целостности человеческой личности, единства человека и природы (Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др.).

    Первым педагогом, внесшим значительный вклад в развитие экологического образования детей, был Я.А. Коменский. Он жил в период становления опытных наук и искренне приветствовал проникновение человека в тайны природы. Коменский, глубоко изучая природу, предпринял попытки создать «Пансофию» – энциклопедию знаний о природе и обществе. Природа, по его взглядам, являет собой отражение самого бога. Из этого представления следует ряд глубоких выводов:

    1. Проявления природы заслуживают исключительного внимания как проявления самого бога, а потому изучение природы необходимо. Природа наряду с Библией составляет своеобразную книгу и источник для изучения не только мира природы, но и проявлений бога. Уже одного такого заявления достаточно, чтобы преодолеть средневековое невнимание к природе и взгляд на материальную сторону мира как на нечто низменное и греховное. В этом взгляде Коменского на природу заключается, несомненно, прогрессивное начало, созвучное со всеми открытиями и изобретениями эпохи.

    2. Понятие природы у Коменского включает признак одушевленности. Он одухотворяет природу, приписывая ей свойства целесообразности, самопроизвольного движения каждой вещи к заложенному в ней богом.

    Поскольку Коменский был педагогом, его занимал вопрос о природе человека. Пристальное внимание он уделял проблеме умственного развития и обучения детей. Настаивая на посильности для детей знаний и умений, Коменский осуществлял один из важнейших принципов обучения: доступности и занимательности этого процесса.

    Системе школ, разработанной Коменским, предшествует материнская школа – дошкольное воспитание в семье, где основным педагогом является мать. Главная задача материнской школы в умственном воспитании заключается в накоплении конкретных представлений о предметах и явлениях, в развитии мышления.

    По мнению Коменского, жажда знаний обнаруживается у ребенка в раннем детстве, с 2–3-х лет. Ребенок входит во внешний мир при помощи «разведчиков» – органов чувств и осмысления воспринятого разумом.

    В книге «Материнская школа» Коменский наметил систематизированный круг первых представлений ребенка, его умений и навыков, что, по сути, является началом организованной образовательной работы в дошкольном возрасте. Необходимыми условиями обучения являются здоровье ребенка, учет возраста и развития.

    Центральной частью работы является IV глава, где Коменский излагает программу обучения. В средневековых школах совершенно отсутствовало изучение явлений природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики, оптики, астрономии и географии. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы(дождь, снег, лед); знания богатств природы и ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названия частей тела и их назначение: уши, ноги т.д. Понятно, что Коменский во всех этих случаях предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, то есть сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.

    Из оптики Коменский считает достаточным дошкольнику знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луны, звезды); из географии – знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.).

    Коменский подсказывает родителям и воспитателям глубокую мысль о том, что в этих элементарных познаниях детей уже кроется материал для будущего научного образования.

    Я.А. Коменский считал человека частью природы, составной пангармонии (идеи, согласно которой все в мире согласовано между собой); все в природе, включая человека, подчиненно единым законам. Эта мысль имеет важное значение для современного понимания экологических проблем, которые приобрели в настоящее время всеобщий характер.

    Великий французский просветитель, мыслитель Ж.-Ж. Руссо в своей книге «Эмиль, или О воспитании» разработал план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой. Эмиль у Руссо воспитывается не в школе и не наукам, а в поле, в лесу, на ферме. Мальчика учат не книги, а природа, люди и вещи, он воспринимает их легче, ибо они согласуются с его естественными потребностями и представлениями. Руссо считал, что современные учебники и науки уводят человека от природы, от естественных чувств, естественных радостей. Только в природе он видел образование людей. «Все, чего мы не имеем при рождении, дает нам воспитание… Это воспитание мы получаем от природы… Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам воспитание, есть воспитание со стороны вещей»

    Идеализируя природу ребенка, Руссо призывал к созданию условий, в которых могли бы свободно, в соответствии с законами природы, развиваться задатки, заложенные самой природой. Воспитатель не должен мешать спонтанному развитию ребенка, не должен навязывать ему своих взглядов и убеждений. Педагог был убежден, что свою независимость человек может обеспечить, прежде всего, собственным трудом. Вот почему труд занимает важное место и оказывается целью воспитания в педагогической системе Руссо. «Живя в деревне, ребенок получает некоторое восприятие о полевых работах… Увидев раза два, как возделывают сад, как сажают, собирают, разводят овощи, он в свою очередь захочет заниматься огородничеством. Ежедневно мы приходим поливать бобы и с восторгом следим заихвсходом. Я увеличиваю эту радость, даю ему почувствовать, что он положил сюда свое время, свой труд, свои заботы, одним словом, свою личность, что в этой земле есть частица его самого, которую он может требовать назад»]. В возрасте от 2-х до 12-ти лет дети должны на основе личного опыта познакомиться с природными явлениями, развивать свои внешние чувства, выполнять посильные сельскохозяйственные работы. При этом Руссо настаивает на необходимости формирования у детей реалистических представлений о предметах природы без суеверий и страхов. «Я хочу, чтобы его приучали к виду новых предметов, к виду безобразных, отвратительных, причудливых животных, но не иначе, как постепенно, исподволь, пока не освоится с ними и, видя, как другие берут их в руки, не станет, наконец, и сам их брать. Если в детстве без ужаса он глядел на жаб, змей, раков, то и выросши он без отвращения будет смотреть на какое угодно животное»

    «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы, и вы скоро сделаете его любознательным; но, чтобы поддерживать в нем любознательность, не торопитесь никогда удовлетворять ее. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решить их. Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучит науку, а выдумает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждения авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения» . Влияние природы на личность ребенка Руссо считал оздоровительным и воспитывающим. Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека. По его мнению, постоянное общение с природой намного «предпочтительнее общения с людьми».

    Под влиянием взглядов Руссо швейцарский педагог И.Г. Песталоцци признавал необходимым воспитывать и учить детей под руководством «природы», в соответствии с принципом природосообразности. Цель воспитания педагог видел в гармоничном развитии заложенных природой сил и способностей. Вот почему воспитатель должен посредством упражнений возбуждать в ребенке стремление к совершенствованию. Обеспечить гармоничное развитие ребенка в полном согласии с его природой Песталоцци рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, включающей физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание. Основа духовной жизни, по Песталоцци, – всемерное развитие органов чувств и обогащение чувственного опыта ребенка. Для этого необходимо учить ребенка «в свободной аудитории природы» – в поле, в лесу, в горах и долинах. «Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа.

    До 5-ти лет детям необходимо давать возможность полностью наслаждаться природой: любые впечатления от природы благотворны. Дети наслаждаются ее непринужденностью, ощущают ее силу.

    Песталоцци считает необходимым знакомить детей с явлениями из области естествознания, географии, физики. Только когда будет заложен и упрочен фундамент человеческого сознания – созерцание природы – только в этом случае можно начать обучение грамоте, связанное со сложным процессом абстракции. Обучение должно носить развивающий характер. Этому способствуют наблюдения за явлениями природы по определенной схеме (форма, внешний вид, окраска и т.д.). Полученные знания о природе Песталоцци считал необходимым использовать в практической деятельности, в труде. Важным для современного понимания использования природы в экологическом образовании детей является указание Песталоцци на необходимость руководства процессом познания природы и ее взаимосвязей со стороны взрослых.
    Вопросы для самоконтроля:

    1. Мнение Я.Коменского о роли природы в воспитательном процессе

    2. Ж.Ж.Руссо о природосообразности воспитания

    3. И.Песталоцци о необходимости общения с природой

    Лекция 3.

    Тема: Общение с природой как одно из основных средств всестороннего развития детей дошкольного возраста

    В эпоху современности свободное развитие личности невозможно вне связи с экологией. Без экологического видения миранереально реализация человеческой сущности. При этом любыедействия человека должны быть соотнесены с общечеловеческими ценностями, выступающими основой осознанного воздействиячеловеканамирприроды,являющейсячастьюноосферыкультурыЗемли.

    Проблемавлияния природынаразвитие личностичеловекапредставляет собой область широкого междисциплинарного исследования.Термин«природа»имеет несколькозначений:

    • все существующее во Вселенной, весь материальный, энергетический и информационный мир... (В.Даль, С.И.Ожегов,БСЭ,Н.Ф.Реймерс);

    • совокупностьусловийсуществованиячеловека(БСЭ,Н.Ф.Реймерс);

    • места внегорода(С.И.Ожегов).

    Согласно определению, данному в Философском энциклопедическом словаре, понятие «природа» имеет три смысловых значения:

    1. В широком смысле – все сущее, весь мир в многообразииего форм; понятие «природа» в этом значении стоит в одном рядуспонятиямиматерии, универсума,Вселенной.

    2. В более узком смысле – объект науки, а точнее – совокупныйобъектестествознания («наукоприроде»).

    3. Наиболееупотребительнотолкованиеприродыкаксовокупностиестественныхусловийсуществованиячеловеческогообщества.

    Можно выделить несколько аспектов значимости природы в жизни человека.

    Познавательная ценность природы. Наблюдая за особенностями приспособления животных и растений к среде обитания, человек научился создавать предметы, машины, приборы, конструктивные особенности и принципы действия которых заимствованы у природы. Он замечал, что у животных, живущих в воде, как правило, форма тел овальная (рыба, утка), а на ногах имеются перепонки (утка, лягушка), и создавал аналогичные предметы для передвижения в воде (подводная лодка, корабль, ласты, весла). Живые организмы, приспособившиеся к перелетам и имеющие для этого крылья (птицы, насекомые), лопасти (семена растений),

    «подсказали» человеку принцип создания самолета, вертолета, пропеллера. Животные, передвигающиеся в земле, как правило, имеют когтистые лапы (крот), особое строение головы (дождевой червяк), вибрирующие челюсти (роющая оса). Эти свойства применены человеком при создании экскаватора, машины для прокладки тоннелей в земле, отбойного молотка и других механизмов. Наблюдение за животными, меняющими цвет в зависимости от цвета окружающей их среды (хамелеон, камбала), помогло человеку в создании краски, меняющей цвет в разных условиях среды, очков, изменяющих тон стекла в зависимости от освещения.

    Животные, передвигающиеся ночью, в темноте, имеют способность издавать особый звук (ультразвук) и тем самым определять препятствия, не натыкаясь на них (летучая мышь). Наблюдая за этой особенностью, человек создал прибор для передвижения слепых людей (фонарь с ультразвуком, ультразвуковые очки с микрофонами в ушах).

    Анализируя особенности поведения живых существ в зависимости от изменения условий среды, люди научились предсказывать погоду. По изменению поведения животных человек научился предвидеть стихийные бедствия. Наблюдая за тем, как некоторые живые существа меняют свое поведение в неблагоприятных условиях, человек научился определять качество среды.

    Человек черпал знания у природы и стал могущественным, сильным. Однако, окрыленный успехами, он едва не погубил свой большой дом – природу. И сейчас, как никогда, надо изучать законы природы, подчиняться им, ибо человеку принадлежит особое место и биосфере. Человек биосоциален, поэтому он подчиняется как биологическим, так и социальным законам.

    Эстетическая ценность природы. Природа – великий художник. О красках и формах в природе можно говорить бесконечно. Это понимали и художники первобытного общества, кото- рым очень хотелось рассказать сородичам о своем видении мира. Они рисовали на стенах пещер с помощью глины, мела, угля. Русскую природу воспели И. Шишкин, А. Саврасов, А. Куинджи, И. Левитан. Их картины – отражение красоты многоликой и величавой России, которая никого не может оставить безразличным.

    Звуки природы послужили основой для многих музыкальных произведений. Так, удивительные звуки, производимые насекомыми, привлекли внимание композитора Н.А. Римского-Корсакова, и «Полет шмеля» он услышал в старом саду, когда работал над оперой «Сказка о царе Салтане».

    Глубокое чувство родной природы наполняет произведения русских писателей. Вспомним живые картины лесов и степей, равнин и гор, проходящие перед нашими глазами при чтении книг Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, лирических зарисовок И.С. Никитина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина и других.

    В стихотворении А.К. Толстого чувствуется широта и грусть русских раздолий:

    Край ты мой, родимый край! Конский бег на воле,

    В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле!

    Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи!

    Природа – настоящий храм красоты. И человек, прочувствовавший и понявший ее красоту во всем многообразии, наверняка станет оберегать ее как источник радости и счастья.

    Нравственная ценность природы. Общение с природой рождает в душе, открытой познанию добра, высокие нравственные чувства. «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где живешь.

    Оздоровительно-гигиеническаяценностьприроды. Совокупность природных факторов действует на человека успокаивающе,благотворно.Солнечныеивоздушныеванны,водныепроцедуры,ландшафтотерапия–всеэтоисточникиздоровья,бодрости,оптимизма.Не говоряуже о том,сколько полезныхсвойствимеютмногиерастения,животные,помогающиенамсправлятьсястяжелыминедугами.По мнению психологаС.Д. Дерябо, взаимодействие с животными и растениями можетснимать стресс, нормализовать работу нервной системы, психикив целом; общение с природой может существенным образом способствовать гармонизации межличностных отношений; контактыс животными и растениями являются дополнительным каналомвзаимодействия личности с окружающим миром, который способствует психологической и социальной реабилитации; взаимодействие с природой позволяетудовлетворить потребность ребенкавсамореализации.Например,когдаребенокустраиваетаквариум, он выступает в роли творца, определяя, как, кого и скем разместить в аквариуме, что и когда заменить. Ребенок создает«своймир»,вкотором онсамореализуется

    Вопросы и задания для актуализации знаний

    1. В чем заключается само ценность природы?

    2. Заполните таблицу характеристик направлений взаимодействия человека и природы.

    3. Докажите значение природы для развития личности дошкольника.

    Самостоятельная работа. Законспектироватьстатью из журнала Дошкольное воспитание1993.-№7. - С. 43.

    Самостоятельная работа. Составить словарик с терминами по всему курсу.


    написать администратору сайта