Главная страница

Социальная стратификация. Теория К. Маркса Теория К. Маркса о классовом разделении оказала значительное влияние как на существующие представления о стратификации, так и на их последующее развитие


Скачать 37.85 Kb.
НазваниеТеория К. Маркса Теория К. Маркса о классовом разделении оказала значительное влияние как на существующие представления о стратификации, так и на их последующее развитие
АнкорСоциальная стратификация
Дата24.04.2023
Размер37.85 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файла218.rtf
ТипДокументы
#1085979

1.

Теория К. Маркса

Теория К. Маркса о классовом разделении оказала значительное влияние как на существующие представления о стратификации, так и на их последующее развитие. Несмотря на то, что точное определение данного паттерна в его работе отсутствие, именно К. Маркс считается основоположником идеи и разработки теории существующих социально-экономических различий между определенными индивидами, при этом, ее и в настоящее время принято использовать для характеристики социального положения различных социальных групп в обществе. В качестве большой заслуги автора выделяют тот факт, что он трактовал категорию «класс» в аспекте экономики.

Ключевые концепты теории К. Маркса:

Классом является определенная группа индивидов, которые находятся в равных позициях по отношению к производственным средствам.

В качестве классовых различий следует выделять то, что если одни классы имеют доступ к определенным производственным средствам, то другие не имеют к ним доступа, и, исходя из этого они подвержены эксплуатированию.

Наличие, либо отсутствие собственности для одних классов является отражением доступа к власти, образованию и культуры, в то время как для других, идентичные условия отражают недоступность обозначенных категорий.

Представленные паттерны оказывают существенное влияние на возникновение у данных классов полярно различных классовых интересов и ценностей, в случае которых, представленные противоречия могут выражаться в виде классовых конфликтов и классовой борьбе.

Борьба различных классов распространяется на все общественные сферы жизнедеятельности (такие, как: экономика, политика, идеология и проч.), что является причиной захвата власти изначально более низшим классом, совместно со сменой производственных способов, которые включают в себя собственнические отношения.

К. Маркс изучал взаимодействие различных социальных групп, используя в качестве примера существующее во времена его жизни общество капиталистов – в середине 19-го века, в рамках которого проходило противостояние рабочего класса, который выступал в качестве эксплуатируемого и буржуазного класса, который считался эксплуатирующим.

В рамках теории К. Маркса, буржуазия представляет собой последний уровень классового влияния, поскольку итогом противостояния рабочих и капиталистов является победа пролетариев, в качестве преследуемых целей у которых значится достижение общего равноправия – а именно: отсутствие в обществе определенных классов. Невзирая на то, что реальный социализм в общем опроверг теорию К. Маркса касательно будущего развития классов, созданная им концепция оказала значительное влияние на развитие идей и представлений о феномене социальной стратификации.

По просьбе нашего читателя постараемся описанную тему от 10:17 | 18.07.2019 раскрыть ещё глубже, сегодня рассмотрим Марксистская концепция социальной мобильности. Не будем разливать воду, а преступим рассмотрению этого вопроса.

Основное положение

Замечание 1

Марксистская социологическая теория сочетает понимание общества как системы с диалектическим историзмом. При этом не учитываются статусно-ролевой, функциональный, социально-демографический, профессиональный критерии социальной дифференциации.

Замечание 2

Марк считал, что при любом типе экономической организации общества есть класс, который владеет средствами производства, осуществляет за ними контроль и класс, который существует за счет продажи своей рабочей силы. В этих классах выделяются социальные слои:

внутри рабочего класса (пролетариата) – люмпен-пролетариат;

внутри буржуазии – мелкую буржуазию, отличающуюся от крупной буржуазии по своему положению в социальной иерархии.

В определенный период любое общество начинает интенсивно развиваться, что ведет к стремительным изменениям процессов социальной мобильности и общих перемен. Разрушаются старые характеристики социальной мобильности, появляются новые. Функции обновления наиболее полно видны на определенных этапах индустриализации.

В ходе индустриализации наблюдается, в основном, вынужденное массовое переселение населения из сельской местности в городскую. И в селе, и в городе зарождается товарно-промышленное производство, стремительно расширяющееся и стимулирующее внедрение новых технологий труда, что ведет к таким последствиям как:

дифференциации квалификации работников;

появлению новых специальностей и профессий;

увеличению информированности населения;

повышению образовательного уровня;

расширению мировоззренческих взглядов людей.

2 ВЕБЕР

.Основоположником теории стратификации является М. Вебер. Он считал, что марксова схема излишне упрощена и предлагает значительно расширить параметры стратификации. Введенные им понятия «классовая ситуация», «социальная ситуация», «социальный статус», «социальная страта» свидетельствуют не только о сложном органическом строении и многослойности общества, но и о достаточно высокой мобильности составляющих его элементов.

Сам термин «ситуация» (Situs – положение, лат.) означает еще и совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности.

Совокупность определенных условий, разумеется, не может быть статичным явлением; изменясь, эти условия изменяют как классовую, так и статусную ситуацию индивида, продуцированную той или иной формой социальной мобильности.

Вебер полагал, что базисными категориями классовых ситуаций любого типа являются «собственность» и «недостаток собственности»[10].

Однако в отличие от К. Маркса он считал, что общественное положение не всегда сводится лишь к владению собственностью. Могут быть люди, например, обедневшие аристократы, генералы, которые, не имея большой собственности, обладают большим политическим весом. Или, например, крупные промышленники в Германии, обладая громадным состоянием, не имели достойного социального статуса только потому, что не были немцами по национальности.

Престиж тоже в решающей мере определяет положение человека в социальной структуре. К примеру, престиж спортсмена, актера, модели можно обменивать на экономическую выгоду. Политическая власть также относительно независима от собственности.

В реальном обществе возможны и другие различные варианты. Человек может быть богатым, но не иметь необходимого статуса, образования, политического влияния. Такое положение в западной социологии обозначают термином «статус несовместимости». Люди, испытывающие статус несовместимости, чувствуют разочарование, неудовлетворенность, склонны к экстремизму. Если у человека имеется более высокий ранг в одном статусе и относительно низкий в другом, то он старается подчеркивать свой высокий статус, а когда его оценивают окружающие люди, то они видят, в первую очередь, его низкий статус. Вот где основа для возможных конфликтов.

Например, профессора университетов стремятся, чтобы их оценивали с точки зрения их образованности, научных достижений. Но многие люди вне университетов игнорируют их претензии и оценивают их статус как весьма низкий, так как им не хватает политического влияния, власти и материального богатства. Выражение «вульгарный богач» подчеркивает статус несовместимости многих богатых людей.

В противоположность чисто экономически детерминированной классовой ситуации М. Вебер понимал под понятием «статусная ситуация» любой «типичный компонент жизненной судьбы любой, который детерминирован специфическим позитивным или негативным социальным оцениванием почести»[11]. Статусные группы имеют некое аморфное состояние, но как раз эта аморфность создает определенные возможности для интенсификации социальной мобильности. Понятие статусной почести вырывается за рамки классовой ситуации и не обязательно связана с ней, а, напротив, по выражению Вебера, находится в чёткой «оппозиции» ко всему, что связано с собственностью. Другими словами: речь здесь идет о том, что и имущие и неимущие могут принадлежать к одной и той же статусной группе. Правда Вебер спешит оговорить то, что «видимое равенство, создаваемое социальным оцениванием, с точки зрения долговременной перспективы не поделено»[12].

М. Вебер, таким образом, полагал, что стоит определять стратификацию по таким параметрам, как собственность, престиж, власть. Именно они создают статус любого человека или группы. По ним можно выделить три группы: низшую, среднюю и высшую. Основной показатель стратификации общества по материальному положению – уровень материального положения 10-ти процентов населения, находящегося на верху социальной лестницы и внизу. Их соотношение может точно показать степень конфликтности, антагонизированности конкретного общества. Между этими двумя социальными группами должны находиться «средние классы».

Этим термином, по мнению М. Вебера, «описывают тех, кто владеет всеми видами собственности или обладает конкурентоспособностью на рынке труда, благодаря соответствующей подготовке, тех, чья позиция укрепляется благодаря таким источникам»[13]. В данную категорию включаются чиновники, зажиточные крестьяне, лица свободных профессий, а также рабочие, которые по выражению Вебера, занимают исключительно монополистическую позицию. Чем многочисленней средний класс, чем лучше его социальное самочувствие, тем стабильнее развивается общество, тем в большей мере оно застраховано от социальных конфликтов.

Стратификационная теория М. Вебера, как мы отмечали выше, сыграла исключительно важную роль в развитии понятия «социальная мобильность».

3 СОРОКИН

.Сорокин говорит о наличии в обществе социальной мобильности двух

типов — вертикальной и горизонтальной. Под вертикальной понимаетсяперемещение индивида из одного социального пласта в другой.

Горизонтальная- это переход индивида из одной группы в другую,

расположенную на одном и том же уровне. Социальная мобильность

означает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный

«лифт» для перемещения как внутри социальной группы, так и между

группами. Социальная стратификация и мобильность в обществе

предопределены тем, что люди не равны по своим физическим силам,

умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д.; кроме того, самим

фактом их совместной деятельности. Совместная деятельность с

необходимостью требует организации, а организация немыслима без

руководителей и подчиненных. Поскольку общество всегда

стратифицировано, то ему свойственно неравенство, но это неравенство

должно быть разумным.Социальная циркуляция охватывает не только индивидов, но и социальные

группы, а проблема массовых перемещений в вертикальном направлении

связана, во-первых, с изменениями в социально-экономической структуре

общества, а во-вторых, со сменой идеологических ориентиров, системы

ценностей и норм.


написать администратору сайта