Психология.5251195. Теория личности и концепция черт личности Г. Олпорта 6 Биографический очерк 6
Скачать 64.96 Kb.
|
1.5. Концепция черт личностиНе существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. В соответствии с теорией черт личности Гордона Олпорта предполагается, что человек будет обладать определенными чертами личности и что эти черты частично составляют основу его поведения. Черта – это особый способ поведения. Это идентифицируемая характеристика или привычка. Некоторые люди, например, интроверты. Остальные экстраверты. Многие люди оказываются где-то между двумя крайностями. Попадание человека в этот континуум зависит от того, как он реагирует на конкретные контекстуальные ситуации8. В отличие от других теорий черт личности, которые были предложены, Олпорт предполагает, что черты, которыми обладают люди, могут быть организованы в три уровня иерархии. Он называет их центральными чертами, кардинальными чертами и второстепенными чертами. Олпорт был глубоко увлечен изучением индивидуальных диспозиций. Со временем для него стало очевидным, что не все индивидуальные диспозиции в равной мере присущи человеку и не все они являются доминирующими. Поэтому Олпорт предложил выделять три типа диспозиций9: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальные черты находятся на первом уровне иерархии Олпорта. Это черты, которые формируют поведение человека и являются доминирующими чертами человека. Это те черты, которые управляют страстями человека и являются самым мощным компонентом личности. Хотя часто определяется одна черта, например самопожертвование Матери Терезы, редко бывает, чтобы в личности человека преобладала одна кардинальная черта. Большинство личностей состоят из нескольких черт, которые в равной степени влияют на развитие личности на вершине иерархии. Поскольку присутствует несколько черт, человек может преследовать несколько увлечений. Центральные черты являются вторым уровнем иерархии в теории черт личности Олпорта. Это основные характеристики, присущие среднему человеку. Каждый может быть добрым, преданным, дружелюбным, хитрым, злым, ворчливым и так далее. Каждая из этих черт используется в качестве строительного блока для формирования поведения каждого человека. Если у кого-то основной чертой является доброта и дружелюбие, то его поведение будет отражать эти строительные блоки. Они с большей вероятностью обратятся к незнакомцам, предложат помощь или создадут социальные сети по сравнению с человеком, у которого строительные блоки основаны на гневе и коварстве. Последний человек будет более склонен к изоляции и пессимизму по отношению к незнакомцам. Для них идея быть добрым и дружелюбным кажется чуждой концепцией точно так же, как кто-то, кто добр и дружелюбен, считает гнев и изоляцию чуждой концепцией. Именно с помощью этих строительных блоков каждый человек склонен формировать свое поведение. Эти черты находятся в нижней части иерархии. Олпорт отмечает, что для многих людей они непостоянны и даже могут быть неочевидными. Их много, но они присутствуют только в определенных ситуациях. Вторичные черты могут включать отношение, предпочтение или предубеждение. Подумайте об этом так: человек может быть добрым и дружелюбным в своих центральных чертах, но кто-то переключает на него канал, пока он смотрит телешоу, становится спусковым крючком, который злит его. Этот гнев можно было бы классифицировать как второстепенную черту, потому что он отсутствует в большинстве взаимодействий. То же самое можно сказать и о тревоге. Люди могут быть общительными и создавать обширные социальные сети, но смертельно бояться публичной презентации. Точно так же интроверт, который застенчив и избегает социальных ситуаций, может быть невероятным оратором, потому что его тревога связана не с толпой, а с общением один на один. Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности – это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры». В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в поведении человека. Например, доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других: со своими детьми, с супругом или близким знакомым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта доминирования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживает десятидолларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызовет скорее проявление честности (или, наоборот, нечестности), но не доминантности. Таким образом, Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в социальных ситуациях, и добавляет: «Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна». Точно так же вода может иметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед) или субстанции вроде снега, града, слякоти – ее физическая форма определяется температурой окружающей среды. Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Человек, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только является прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве. Иными словами, человек не является пассивным «респондентом» на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер, скорее наоборот, ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые она активно стремится попасть. Эти две составляющие функционально взаимосвязаны. Можно сказать, что в системе Олпорта сами черты личности характеризуются «чертами», или определяющими характеристиками. Черта личности — это не только номинальное обозначение. Черты личности – не вымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека. Каждый человек имеет внутри себя эти «обобщенные стремления к действию». Основной акцент здесь Олпорт делает на том, что эти личные характеристики реальны: они действительно существуют в людях, а не являются лишь теоретическим измышлением10. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения. Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, и поэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, «запускающих» их в действие, так и относительно поведенческих реакций, обусловленных ими. Например, ребенок может чистить зубы дважды в день и продолжать это делать, так как в этом его поощряют родители. Это привычка. Однако с течением времени ребенок может приучиться также расчесывать волосы, стирать и гладить одежду и прибирать свою комнату. Все эти привычки, слившись воедино, могут сформировать такую черту, как опрятность. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Как уже отмечалось, черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их пробудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся. Например, студентка колледжа, в значительной мере обладающая такой чертой, как «общительность», не сидит просто так в ожидании вечеринок, чтобы пообщаться. Она их активно выискивает и таким образом выражает свою общительность. Итак, черты личности «выстраивают» действие индивида. Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования. Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучения историй болезни или биографий, а также с помощью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Ни одна черта не является островом». Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга11. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаются конвенциональному социальному оцениванию, они все же представляют истинные особенности индивидуума. В идеальном варианте исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испытуемого, а затем подыскать нейтральные, а не оценочные слова для их обозначения. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности. Черта, являющаяся главной у одного, может быть второстепенной, либо вовсе отсутствовать у другого. Один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. Существуют случаи, когда общественные условия гораздо в большей мере, чем личностные черты, являются первостепенными «движителями» к определенному поведению12. В своих ранних работах Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными. Первые (называемые также измеряемыми или узаконенными) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Мы можем, например, сказать, что некоторые люди более настойчивы и упорны, чем другие, или что одни люди вежливее других. Логика рассуждений о существовании общих черт такова: члены определенной культуры испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и поэтому у них развиваются по определению сравнимые модели адаптации. В качестве примера можно привести умение пользоваться языком, политические и/или социальные установки, ценностные ориентации, тревогу и конформизм. Большинство людей в нашей культуре сравнимы друг с другом по этим общим параметрам. Согласно Олпорту, в результате подобного сравнения индивидов по степени выраженности какой-либо общей черты получается кривая нормального распределения. То есть, когда показатели выраженности черт личности изображаются графически, мы получаем колоколообразную кривую, в центре которой располагается количество испытуемых со средними, типичными показателями, а по краям – уменьшающееся количество испытуемых, показатели которых ближе к крайне выраженным. Таким образом, измеряемость общих черт позволяет персонологу сравнивать одного человека с другим по значимым психологическим параметрам (как это делается и по общим физическим характеристикам типа роста и веса)13. Считая подобную процедуру сравнения обоснованной и полезной, Олпорт полагал также, что черты личности никогда не выражаются совершенно одинаково у любых двух людей. В последние годы своей карьеры Олпорт пришел к осознанию того, что использование термина «черта личности» для описания как общих, так и индивидуальных характеристик, вызывает затруднения. Поэтому он пересмотрел свою терминологию и назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозициями. Общие же черты изменили название, став просто чертами личности. Теперь в определение индивидуальной диспозиции включена фраза «присущая индивиду», но в остальном определение осталось таким же, как и более раннее определение черты. В общей сложности теория черт личности Гордона Олпорта предполагает, что у каждого человека может быть более 4500 различных черт. Со временем эти черты были пересмотрены, а синонимы удалены, но все еще существует около 200 идентифицируемых черт личности, которые могут присутствовать в любой комбинации. Эти различные комбинации объединяются, чтобы сформировать уникального человека. Хотя у нас могут быть одни и те же черты, но в разном количестве, и это то, что делает каждого из нас особенным. Признавая, что мы одинаковы, а также чем мы отличаемся, становится возможным найти точки соприкосновения по любому вопросу. |