Главная страница

теория личности к. Г. Юнга и основанное на ней психологическое консультирование


Скачать 54.37 Kb.
Названиетеория личности к. Г. Юнга и основанное на ней психологическое консультирование
Дата26.10.2021
Размер54.37 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаtema 2 - teoriya lichnosti k.g. yunga i osnovannoe na ney psihol.docx
ТипДокументы
#256724


Современные образовательные технологии в социальной сфере

«ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К.Г. ЮНГА И ОСНОВАННОЕ

НА НЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ»

План:

  • история и краткая характеристика аналитической психологии Карла Юнга;

  • классификация людей по типу доминирования одной из четырех психологических функций;

  • цели и методы психологического консультирования в данном направлении;

  • современные течения, школы, теории.

История и краткая характеристика аналитической психологии Карла Юнга

Аналитическая психология Карла Юнга возникла как антитеза фрейдовскому психоанализу. В психоаналитическом методе Зигмунда Фрейда Юнг видел большие возможности для психотерапии, но идея инфантильной сексуальности, лежащая в основе психоаналитической концепции, была чужда ему. В отличие от Фрейда, Юнг верил в возможность достижения человеком внутренней гармонии и направил свои исследования на ее поиски.

В предложенной Юнгом структуре личности выделяются следующие элементы (слои): персона, эго, тень, Анима (у мужчин), Анимус (у женщин), самость. По мнению Юнга, сознание подобно пленке на поверхности бессознательного с его неведомыми глубинами. Персона (личность) - самый верхний слой личного сознательного. Она означает некое подобие маски, которую надевали греческие актеры для обозначения той или иной роли. Эго - более глубокий слой сознательного. Ниже идет бессознательное: сначала индивидуальное, потом коллективное. Самый верхний слой бессознательного - двойник Я, его тень; самый нижний слой - объективное Я (самость). Самость является архетипом целостности личности.

Смысловым центром аналитической психологии Юнга является проблема индивидуации. Если Фрейд считал стремление личности к совершенствованию ”приятной иллюзией”, то Юнг видел цель человека в нахождении его уникальной целостности - самости. В отличие от сознательного эго, самость является, по Юнгу, синтезом сознательного и бессознательного. На пути к самости человек должен преодолеть свою социальную роль - маску, ограничивающую сознательное эго, и примириться со своей тенью - темным двойником Я. «Индивидуальное сознание - это только цветок на один сезон, прорастающий из многолетнего подземного клуб если бы оно принимало в расчет существование этого подземного образования, наше сознание могло бы приблизиться к гармонии с истиной. Ибо корень - мать всего остального». В состоянии самости, достигнув согласованности мышления, ощущений, чувства (понятие чувство в интерпретации Карла Юнга близко к понятию сердце в христианской антропологии.), интуиции, человек может «прозреть трансцендентное и действовать, согласно с этим знанием». Достижение этой цели и было одной из важных жизненных задач Карла Юнга.

В то же время Юнг считал, что если вечные проблемы преодоления страха или избавления от совести, долга, принуждения и подсознательных желаний мы не в состоянии решить, ”опираясь на нечто светлое и идеальное, то, может быть, следует обратиться к силам темным, биологическим”. Чем полнее осознается тень, тем гармоничнее становится личность, ее отношения с окружающей средой, считал Юнг. Архетип самости - бог в человеке, - по мнению Юнга, соединяет в себе противоположности добра и зла, света и тьмы.

Классификация людей по типу доминирования из четырех психологических функций.

В настоящее время в психологию и психотерапию прочно вошли понятия экстраверсия и интроверсия, характеризующие различную направленность личности, а точнее, внимания, мыслей, нервно-психической энергии человека. Направленность личности может быть ориентирована вовне (на внешние объекты и действия) или вовнутрь (на самопереживания, самоуглубление, рефлексию).

Как уже ясно из самих названий, внимание и деятельность экстраверта направлены вовне, а интроверта в свой внутренний мир. Естественно, и это подчеркивал Юнг, в природе не может существовать «чистых» экстравертов и интровертов. Речь идет лишь о преобладании определенного типа психических состояний и поведенческих реакций.

Самый яркий экстраверт, живущий внешней жизнью, периодически уходит в себя, в свои переживания и размышления. Наиболее самоуглубленный интроверт, если он не страдает аутизмом (уже не в психоаналитическом смысле одного из механизмов защиты невроза, а как классический психиатрический диагноз тяжелого психического заболевания), периодически переключает свое внимание и действия на внешние объекты.

Кстати, именно в этом часто встречается ошибка не только «не психологов», но даже некоторых начинающих психологов, в основном студентов первого курса. Уж очень хочется в результате тестирования выявить, кто же я или мой знакомый — интроверт или экстраверт. Такое категорическое ожидание обычно приводит к сомнению в правильности тестирования при сопоставлении с реальными жизненными впечатлениями о себе или о другом тестируемом.

Это абсолютно нормально: у каждого экстраверта найдутся интровертивные моменты и реакции, как и наоборот. Более того, как показывает статистика исследований, проведенных американскими учеными на большом количестве студентов университетов, примерно у одной трети людей экстравертивные и интровертивные признаки ярко не выражены либо распределены равномерно. Таких людей называют амбаверты.

Типичная ошибка начинающих «тестологов» — попытка непременно отнести себя или другого к холерикам, сангвиникам, флегматикам меланхоликам, левополушарным или правополушарным или к одному из типов личностных акцентуаций, которые в чистом виде практически не встречаются.

Довольно часто личностные черты и состояния оказываются распределены достаточно равномерно, без преобладания какого-то определенного типа. Если все же на основании тестирования или наблюдения их относят к той или иной категории, то следует помнить, что речь идет лишь о преобладании какого-то типа.

При этом для серьезного анализа и практических рекомендаций следует внимательно проанализировать и учесть степень «замешанности» в данный контекст личностных черт и состояний других, смежных типов и реакций.

Такое же «рассудительное» отношение должно быть и к другой разработанной К. Юнгом интересной классификации людей по типу доминирования одной из четырех психологических функций: ощущения, интуиции, эмоций, мышления. Можно говорить об ощущающем, интуитивном, эмоциональном и мыслительном типе личности.

Вообще надо сказать, что Юнг оказался генератором идей для целого ряда последующих психотерапевтических направлений. По Юнгу, каждый индивидуум обладает стремлением к индивидуации или саморазвитию. Онупотребляет именно термин «индивидуация», а не индивидуализация, наделяя его несколько отличным содержанием. Индивидуацией Юнг называл процесс формирования индивидуума как единой, целостной личности.

Основным условием эффективной терапии в концепции К. Юнга является искреннее творческое сотрудничество психотерапевта и клиента. Причем это должно быть сотрудничество не руководителя и подчиненного, а равных партнеров, решающих общую задачу. Только их совместные усилия могут принести действительный успех.

Другими словами, от клиента, обратившегося за помощью к психотерапевту, требуются не только искренность и дисциплинированность, но и творческая активность, готовность вместе с психотерапевтом искать (иногда на протяжении длительного времени и с периодическими неудачами) истинные причины невроза или другой психологической проблемы, с которой клиент оказался не в силах справиться самостоятельно.

Юнг, не отрицая важности серьезной теоретической подготовки, в то же время рекомендовал не связывать себя слишком скрупулезным следованием теоретическим положениям и рекомендациям, а также педантично точным выполнением технических процедур (чего категорически требовал Фрейд). Юнг считал, что такой подход делает психоанализ слишком формализованным и клиент не чувствует живого творческого отношения психотерапевта, без которого невозможно наладить настоящее активное сотрудничество.

К тому же раболепие перед теоретическими схемами и скрупулезно расписанными (в классическом фрейдовском психоанализе) рекомендациями может привести к тому, что психотерапевт вместо истинных симптомов невроза будет невольно видеть те, которые более соответствуют классическим теориям, что направит поиск и последующую терапию в неправильном или хотя бы в не совсем точном направлении.

Психоаналитическая терапия Юнга проходит две стадии: аналитическую и синтетическую. Каждая из этих стадий подразделяется на две части.

Первой частью аналитической стадии является признание. Клиент с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы спрятались, оказались вытесненными в сферу бессознательного, так как оказались неприемлемыми (непрестижными, постыдными, унизительными) для их осознания.

Психотерапевт объясняет клиенту, что, несмотря на эти мешающие чувства, необходимо попытаться выявить истинные причины, какими бы унизительными они не казались, извлечь их из подсознания, иначе они будуг продолжать свое психотравмирующее действие. Надо объяснить клиенту, что это то же самое, что закрывать глаза на симптомы любой другой болезни, которая тем временем будет усугубляться и может стать неизлечимой.

Нельзя ждать помощи от психотерапевта, если вы будете указывать ему не то место, которое на самом деле болит. А с психологическими проблемами дело обстоит еще сложнее, так как часто мы скрываем не только от врача, но и от самого себя истинные причины травмы.

Первая задача является самой трудной. Она заключается в разоблачении «самообмана», как бы это ни было болезненно для нашего самолюбия. При этом «разоблачение самообмана» может занимать различное время. Иногда с помощью психотерапевта удается почти сразу выйти на верный след (хотя для конкретизации и уточнения еще потребуется время и взаимные усилия). Иногда самообман довольно долго не хочет сдаваться, но усилиями психотерапевта, убедившего клиента в необходимости этого трудного шага, в своем искреннем желании помочь ему, а главное, в готовности не только не осудить, а одобрить мужество любого (самого непрестижного на взгляд клиента) признания, в конечном итоге решают эту первую задачу.

Важно понимать, что признание это еще не полная ясность истинных причин. Это признание того, что наши прежние причины самообман, самооправдания нашего самолюбия, и что мы вместе готовы искать и уточнять истинные причины по различным косвенным признакам, словам, фантазиям, снам, поступкам, которые иногда на первый взгляд не имеют прямой связи с проблемой, кажутся клиенту пустяками, не стоящими внимания психотерапевта или смешными и даже неприличными.

Вот именно для того, чтобы разобраться, какая информация из всего этого окажется нужной и важной для решения проблемы, и предназначена вторая часть аналитической стадии толкование рассказанного клиентом материала. Здесь применяются многие подходы классического психоанализа Фрейда, хотя, как уже говорилось, без скрупулезного соблюдения всех процедур и предписаний, что, по мнению Юнга, может помешать установлению равного творческого партнерства психотерапевта и клиента.

Аналитическая стадия относительно завершена. «Относительно», поскольку аналитический процесс бесконечен, и его период должен быть определен психотерапевтом оптимально для решения данной конкретной задачи.

К сожалению, нередки случаи, когда даже опытные психотерапевты «копают» глубже, чем нужно для решения конкретной задачи, и, добиваясь более подробной (чем необходимо для устранения невроза) информации, излишне травмируют пациента.

Вторая стадия данной модели аналитической терапии названа Юнгом синтетической. Работа (причем обязательно совместная) на этой стадии состоит в обучении новым моделям восприятия себя и психотравмирующей ситуации, и вытекающим из этого новым моделям поведения. К. Юнг говорит, что на этой стадии клиент, совершивший (совместно с психотерапевтом) психологические открытия, переходит к реализации их результатов в виде новых моделей поведения, исключающих (или последовательно уменьшающих) прошлые ошибки, порождавшие и усугублявшие психологические проблемы, и неврозы. Такое формирование и закрепление моделей не только поведенческих реакций, но и восприятия психотравмирующих ситуаций и самого себя становится не чем иным, как личностным ростом.

Вторая часть второй стадии аналитической терапии К.Юнга называется трансформация. Эту работу психотерапевта с клиентом Юнг характеризует как минииндивидуацию, или самообучение.

В этом периоде психотерапевт, оставаясь равным партнером клиента, постепенно передает ему (клиенту) все больше ответственности за собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем.

При правильной реализации данного процесса это выглядит в глазах клиента не как постепенное самоустранение психотерапевта, а как нарастающее чувство собственной внутренней силы, способности самостоятельно справляться со своими проблемами, обрести мужество реально взглянуть на себя и ситуацию, обрести уверенность в себе и освоитьпрактические приемы решения жизненных ситуаций, которые раньше казались безвыходными.

Юнг первым из психоаналитиков использовал для выявления скрытых в бессознательной сфере источников неврозов не свободные (в соответствии с категорическим предписанием Фрейда), а направленные ассоциации. Клиент не просто пускал свое «словотворчество» в свободный поток сознания, а нацеливал его (не заботясь о строгой логичности и связанности) в направлении, заданном психотерапевтом.

Практически это происходит следующим образом. Психотерапевт произносит какое-то слово, а клиент начинает говорить все, что само сорвется с языка в ответ на это слово, не пытаясь осмыслить и специально организовать логическую связь своих слов и предложений с заданным стимулом. Психотерапевт называет те слова, которые, на его взгляд, могут подтолкнугь ассоциативный словесный поток клиента в нужном (хотя бы предположительно) для поиска направлении.

Успешное проведение такой процедуры требует специальной тщательной подготовки и большого практического опыта психотерапевта. Он должен постоянно помнить, что истинные причины невроза иногда прячутся очень глубоко и снятие механизмов их защиты часто бывает весьма болезненным.

Поэтому, выбирая слова-стимулы, психотерапевт, с одной стороны, старается как можно ближе подойти к болевой точке, а с другой стороны, быть готовым в любой момент отступить назад или в сторону, почувствовав, что клиент не готов к обнажению этой болевой точки и может (часто бессознательно) спрятать ее еще глубже или (тоже бессознательно) защитить ее, заблокировав пугь контакта с психотерапевтом.

Поэтому процедура первых сеансов начинается обычно с того, что психотерапевт называет действительно случайные слова, не имеющие прямой связи с проблемой, а затем постепенно сужает круги вокруг предполагаемой цели. При этом психотерапевт должен быть готов к быстрому реагированию и отступлению или смене направления поиска в зависимости от ответных не только словесных, но и эмоциональных реакций клиента.

Система анализа полученных ответов имеет уточненные (и уточняющиеся) в процессе многолетнего опыта закономерности, хотя она и не так жестко регламентирована, как система интерпретации материала в классическом психоанализе З. Фрейда. Например, установлено, что в большинстве случаев ассоциативный ответ, дающийся с определенной задержкой и непроизвольной эмоциональной реакцией, показывает, что «брошенное» психотерапевтом слово в какой-то мере задело клиента и следует вести поиск в этом направлении. Во многих случаях такой поиск по принципу детской игры «теплее, еще теплее, горячо» помогает психотерапевту быстрее выйти на истинные причины проблемы клиента, чем классический психоанализ.

З. Фрейд возражал против такого подхода, считая, что направленный психоанализ хотя и убыстряет процесс поиска, но может навязать клиенту движение не в истинном, а в невольно подсказанном психотерапевтом направлении (кстати, по той же причине Фрейд отказался от психоанализа под гипнозом, считая, что загипнотизированный может говорить не то, что думает, а что, по его мнению, хочет слышать от него гипнотизер).

Тем не менее, метод направленных ассоциаций К. Юнга в настоящее время достаточно популярен и имеет аналоги не только в психотерапии, но и, например, в работе следователя с подозреваемым.

Современные течения, школы, теории

Все, о чем говорил К. Юнг, очень близко к тому, что составило в дальнейшем основу гуманистической терапии и особенно теории самоактуализации Абрахама Маслоу об изначально заложенной в человеке тенденции к саморазвитию, к самоактуализации, к самореализации.

Многие понятия целостности личности по К. Юнгу во многом перекликаются с отдельными положениями гештальтпсихологии и гештальттерапии. Позже мы подробнее остановимся и на этих интересных и вполне самостоятельных направлениях.

Мы лишь хотим подчеркнуть еще раз, что в классических направлениях психотерапии в принципиальном смысле больше общего, чем различного, а влияние таких выдающихся ученых, как Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, питало и продолжает питать идеями различные психологические и психотерапевтические направления и школы, даже те, которые возникли, подобно гештальттерапии Федерика (Фрица) Пёрлза, на основании критики классического психоанализа.

В какой-то мере типология К. Юнга является предтечей выводов авторов нейролингвистического программирования (НЛП), с которым вы ознакомитесь позже, о преобладании у людей той или иной модальности восприятия (визуального, слухового, кинестетического и др.).

Некоторые авторы считают, что именно идея задержки и непроизвольной окраски ответа заложена в основу знаменитого детектора лжи. К слову сказать, первый технический прибор, регистрирующий различные психофизиологические реакции на правильные и неправильные ответы, прославившийся (несмотря на его многочисленные неточности и ошибки) под названием детектора лжи, был разработан в лаборатории при ВЧК молодым, а впоследствии знаменитым советским психологом Александром Романовичем Лурия.

13



написать администратору сайта